THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

18 век можно назвать периодом настоящих контрастов. Это касается и повседневного быта дворян, который в 18 веке отличался особой волной чувств. При этом, чем богаче был человек, тем более разнообразнее была его жизнь. Чего не скажешь о бедном населении.

Например, можно подчеркнуть, что в России после Петра Первого дворяне чувствовали себя очень хорошо. Чего никак не скажешь о крестьянах, так как им было особенно плохо. Интересно, что на фоне богатых, бедные выглядели особенно по нищему. Но дворяне на это внимание не обращали. Их насыщенная жизнь весельем и радостями никак не была дискомфортной.

Быт дворян 18 века отличался тем, что у них был престиж. Имея высокое положение, которое они занимали в обществе, а также подкрепление материальными благами, дворяне могли вести праздную жизнь. Они на протяжении всей жизни занимались бездельем. Это было их главным занятием.

У аристократии вся жизнь и ее быт были связаны только со светскими приемами. Поэтому во всех домах бояр было много богатства, которое красиво украшало их. Также на красоту домов влияет Запад. Теперь в дома бояр входит просветительский абсолютизм.

Во всех домах аристократов можно было найти библиотеку, в которых было много книг, авторами которых были западные писатели. Гостиная имела вид шикарного зала, в котором всегда был камин. Такие зимние резиденции очень радовали их хозяев особенно зимой. При этом знать старалась обустроить себе жилище не столько для жизни, сколько для того, чтобы не ударить в грязь лицом. Ведь часто они приглашали друг друга в гости, устраивая балы и богатые приемы.

Но были и положительные моменты в праздности знати. Например, у них было время на образование. Их честь и нравы тоже много значили для каждого в отдельности. Благодаря всему этому поднималась культура России. К тому же дети бояр получали хорошее образование, которое им давали иностранные учителя, ведь в то время на Руси с образованными людьми была напряженность.

Когда ребенку исполнялось 15-17 лет, то после получения начального образования его отдавали в школы закрытого типа. Юноши там учились ведению войны, изучали стратегическое влияние на победу, а девушки обучались правилам хорошего тона. Они узнавали больше об основах семейной жизни.

При этом семейные обязанности муж и жена вели размыто. Например, в современном мире мужчины – это добытчики, что же касается дворян, то им не было нужды работать. Так как мужчины, впрочем как и женщины, вели праздную жизнь. Ведь доходы они получают от прибыли поместья. Стабильное поступление материальных средств, доставшегося наследства было хорошей помощью для безбедного существования дворянина. Были средства даже, чтобы содержать жену и нескольких детей.

Что же касается женских обязанностей в семье, то они тоже не должны были убираться, готовить. Все, что от них требовалось, так это занятия детьми. При этом не столько воспитанием, сколько поиском выгодных партий. Причем такой поиск начинался прямо с младенчества. При этом обычно иметь дочь было не так приятно, как мальчика. Ведь для дочери нужно было готовить приданное, и как раз-таки именно ей нужен был хороший богатый муж.

Помимо городского дворянства, в России были и провинциалы. Они были менее образованными, но такими же богатыми и ленивыми. Но при этом провинциальные дворяне никак не хотели отступать от столичных сородичей. Поэтому они тоже вбухивали уйму средств на образование, на облагораживание своих домов. Они проводили богатые приемы, чтобы ничем не отличаться от своих сородичей.

Поэтому дворянские усадьбы зачастую представляют собой полную копию домов, которые были в Петербурге. Правда, помимо красивого и роскошного дома, на территории участка у провинциалов было много хозяйственных построек. Все-таки деревня. В этих постройках естественно обитала живность. Доход провинциальных дворян зависел от крепостных, точнее от налогов, которые они платили. Получается, что благополучие дворян напрямую зависело от благополучия крестьян. Например, можно вспомнить «Мертвые души».

В этом рассказе ясно видно, что чем больше количество крестьян или душ значится в поместье, тем дороже оно стоит. А продать выгодно имение – это большая удача. Так было и среди провинциальных дворян. Они были на самом деле беднее, чем столичные дворяне, но при этом тратили столько же, если не больше.

Также провинциалы помимо удовольствия больше ничем не занимались. В их домах даже если и была библиотека, то книги никто не читал. Люди по своему большинству просто ленились. Это касалось и детей. Они тоже ничему не обучались. Единственное, что провинциалы умели, так это читать и писать свое имя и фамилию, а также считать, сколько доходов они имеют.

Такая необразованность приводила к тому, что дворяне, жившие в деревнях, все сильнее и сильнее отличались от городских дворян. Безделье приводило ко все большему невежеству. Мужчины любили охоту, а женщины сплетни. При этом предметом их разговора можно назвать моду и императорский двор, о чем достоверно из них никто ничего не знал.

Разделы: История и обществознание

Цель:

  1. Показать обучающимся особенности жизни основных сословий России XVIII века на фоне переходного периода в развитии страны – разложение феодальных порядков и зарождение капиталистических.
  2. Опираясь на технологию сотрудничества, формировать навыки работы с первоисточниками, сравнивать материал и делать выводы, составлять опорный конспект, работать с понятиями.
  3. Воспитывать на культурных традициях России, воспитывать любовь к прекрасному в жизни, уважение к трудовому народу.

Тип урока: комбинированный, погружение в предмет.

Основные понятия: «просвещенный абсолютизм», культура, сословие, дворяне, оброк,
барщина, закрепощение, вотчина, гильдия, поместье, закрепощение, мануфактура.

Оборудование:

  1. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до XVIIIв.
  2. А.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».
  3. Д.Фонвизин «Бригадир»
  4. В.С.Поликарпов. История нравов России. Восток или Запад.
  5. А. Терещенко. Быт русского народа.
  6. Б.Краснобаев. Очерки истории русской культуры XVIIIв.
  7. Я познаю мир. История моды.
  8. М.Семенова. Мы – славяне.
  9. Репродукции художников XVIIIв.
  10. Музыкальные произведения XVIIIв

План.

  1. Вступление учителя.
  2. Положение дворян в России XVIIIв.
  3. а) высший свет
    б) провинциальное дворянство
  4. Жизнь и быт духовенства.
  5. Особенности быта купечества.
  6. Российское казачество XVIII века.
  7. Основное податное сословие России.

Задание. Докажите, что положение сословий России в XVIIIв.изменилось по сравнению с XVIIв. и в чем это выразилось.
Чтобы ответить на вопрос, каждый ученик получает опросный лист , который должен заполнить к концу урока, а дома составить опорный конспект – проект и защитить его.

Человек меняется и чтобы понять себе логику поступков людей прошлого, надо представить как они жили, какой мир их окружал, каковы были их представления о жизни, служебные обязанности; обычаи, одежда; почему они поступали так, а не иначе.
Следовательно, историческое познание предполагает изучение быта и нравов. При этом, быт понимается как обычное протекание жизни в её реально – практических формах, а нравы – как обычай, уклад общественной жизни. Л.Н.Толстой считал, что без знания простой жизни, без постижения её мелочей нет понимания истории.

Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи
Вспомним нашу старину.

Сегодня мы пойдем в музей быта и нравов населения России XVIIIв.
Нам помогут рассказать об этом экспонаты музея: документы XVIII века, картины, предметы быта, архитектура.
Разным был быт и нравы населения. А чем это определялось?
К XVIII веку сформировались сословия. Что такое сословие? Какие сословия были в России этого периода?

Задание. Докажите, что жизнь сословий изменилась по сравнению с XVII в.
Индивидуальнее листы опроса помогут в этом. Материал Вы используете для проекта на следующий урок.
В музее представлен документ «Жалованная грамота дворянству».
Вспомните, кто правил в России в это время?
Как историки называют внутреннюю политику Екатерины II?
Почему опорой самодержавия были дворяне? Какова была жизнь дворян?
1)Рассказ о высшем свете и провинциальном дворянстве.
Звучит музыка. Боккерини «Менуэт».

Ученики рассказывают о высшем свете, воспитании в Смольном институте, о досуге, питании, провинциальном дворянстве.

Высший свет. Дворянство.

Владение большей собственностью означает и больший престиж, более высокое положение в социальной иерархии. Представители класса собственников стремились демонстрировать свое богатство; праздный образ жизни и «демонстративное поведение» есть важнейшие свойства «праздного класса». Стремление к праздности порождает и кодекс приличий, и правила поведения. Верхний слой дворянства, в котором потонули остатки боярства, представляет собой слияние представителей родословного боярства (Голицыны, Долгорукие,Шереметевы), провинциального дворянства (Ордин – Нащекин), «убогого шляхетства» и слоев «ниже шляхетства» (Нарышкины, Лопухины), холопства (Курбатов, Ершов)), иноземцев (Шафиров, Ягужинский, Миних). По этническому составу верхний слой дворянства был весьма разнообразным – в него входили служилые люди из московского государства, из татарских орд, их кавказских народов, из поляков, немцев, литовцев и др. К эволюции нравов высшего света можно применить характеристику В.Ключевского: « …петровский артиллерист и навигатор через несколько времени превратился в елизаветинского петимера (великосветский кавалер), а петимер при Екатерине II превратился в свою очередь в home de letters (литератор), который к концу века сделался вольнодумцем…; прошедший указанные моменты развития в течение XVIIIв. Положение этого класса в обществе покоилось на политической несправедливости и венчалось общественным бездельем; с рук дьячка – учителя человек этого класса переходил на руки к французу – гувернеру, довершал свое образование в итальянском театре или французском ресторане, применял приобретенные понятия в столичных гостиных и доканчивал свои дни в московском или деревенском кабинете с Вольтером в руках…На Западе, за границей, в нем видели переодетого татарина, а в России на него смотрели, как на случайно родившегося в России француза». Однако «праздность» в истории нравов России не были бесплодными – в результате вырабатываются хорошие манеры, повышается уровень культуры. В высшем свете требуется, чтобы знатный человек умел разбираться до тонкостей в качестве еды, питья, костюма…» это оказывает влияние на образ жизни, воспитание. Для такого эстетического развития способностей нужно время, силы и требования, предъявляемые к благородному господину. Все вместе взятое ведет к превращению его праздной жизни в усердное занятие освоением секретов приличного образа жизни. Отсюда устройство дорогих увеселений, пиров и балов, раздаваемые подарки. В качестве примера можно привести фрагменты из жизни фаворита Екатерины II князя Г.Потемкина. В честь царицы он устроил праздник в Таврическом дворце. Оркестр из 300музыкантов исполнял музыку, дворец освещали 140тысяч лампад и 20тысяч восковых свечей. После просмотра двух французских комедий и двух балетов, начался бал. Затем подан ужин на 42 стола, уставленных посудой из серебра и фарфора с отличными яствами. Бал длился до утра. Весь праздник обошелся по скромным подсчетам в 200000рублей. В царствование ЕкатериныII непомерная роскошь настолько была сильна, что императрица издала указ о том, как и кому ездить. Двум первым классам (по табели о рангах) ездить цугом с двумя вершниками; 3,4,5 классам – только цугом; 6 -8 классам – четвернею; обер – офицерам – парою; не имеющим офицерских чинов – верхом. Ливреи лакеев тоже были разными в зависимости от ранга их хозяев. И нравы в высшем свете были таковы, что если кто – нибудь приезжал в гости к вельможе в несоответствующем его положению экипаже и одежде, то его просто не принимали, а потом выражали ему порицание и возмущение. В 1763г. по инициативе Екатерины II создана комиссия народного образования, которую возглавил И. Бецкой. Обсуждая проект, говорили о воспитании «новой породы» людей, имя в виду образование девиц в духе «благочувствия», светского обхождения и учтивости, развитие их интеллекта, становление характера. В 1764г. в Петербурге было создано Воспитательное общество благородных девиц. Учебное заведение расположилось на территории Воскресенского монастыря, где прежде размещался Смоляной двор. Поэтому новое учреждение стали называть Смольным институтом. Это было закрытое учебное заведение для девочек из привилегированных семей дворянской знати. В институте было определено 200 воспитанниц в возрасте с 6 до 18 лет. В 1765г. при нем открылось отделение для мещанских девиц. Девушек готовили к светской жизни, поддерживалась привычка к роскоши: например, скатерти на столах менялись к каждому приему пищи, подавалось столовое серебро. Институт был закрытым, на весь срок обучения семьи передавали дочерей воспитательному совету, который управлял делами Смольного.
Сохранились воспоминания смолянок (прием драматизации).

« Распорядок был жесткий. В семь часов утра в дортуарах раздавался звонок на подъем. Воспитанницы умывались и одевались в костюм для гимнастических упражнений. Затем в каждом классе отдельно совершалась молитва. После этого все шли на гимнастику. Около 8 часов утра смолянок собирали на большую молитву, которая проводилась в присутствии начальницы заведения и дежурной инспектрисы. После молитвы все шли в столовую, где давали горячий чай, молоко, белый хлеб с маслом, ветчиной, мясом.
Уроки начинались в 9 часов утра и продолжались три часа с 10-минутными перерывами. В 12 часов были завтрак и молитва. После чего смолянки отправлялись на прогулку. С двух до пяти часов дня – вновь занятия в классах. Затем следовал обед и получасовой отдых. С шести до восьми вечера готовили уроки, в восемь подавался вечерний чай и в течение часа воспитанницы занимались своими делами. Спать ложились в 21час.»
С 6 до 9 лет преподавали русский язык, французский язык, арифметику, рисование, рукоделие, танцы, музыку. С 9 до 11 лет девицы читали нравоучительные и исторические книги, их учили шить на себя платья и вязать чулки. В институте обучали стихосложению, пению, игре на музыкальных инструментах, знакомили с геральдикой и архитектурой. В старших классах введены занятия, приобщающие к домашней бухгалтерии: запись расходов, хозяйственные расчеты. В двух последних классах девушки получали навыки светского обхождения. По воскресным дням проводились балы, куда приглашались родители, родственники, кавалеры. В Смольном следили за литературной жизнью общества, читали журналы, имелся свой театр.

Провинциальное дворянство.

При рассказе о провинциальном дворянстве используется прием драматизации по пьесе Д.Фонвизина «Бригадир»

Д.Фонвизин «Бригадир».

Комедия написана в 1769г. Бригадир – военное звание выше полковника и ниже генерала, существовавшее в русской армии XVIIIв. Советник – звание чиновника.
«Сын. Mon pere! Не горячитесь!
Бригадир. Да первого – то слова, черт те знает, я не разумею.
Сын. Ха, ха, ха, теперь я виноват в том, что вы по-французски не знаете.
Советница. Полно, сударь. Разве ваш сын должен говорить только тем языком, который вы знаете?
Бригадирша. ...пусть Иванушка говорит, как хочет. Что и говорить? Ученье свет, неученье тьма.

Советник. Конечно, матушка! Кому бог открыл грамоту, так над тем и сияет благодать его. Ныне, слава богу, не прежни времена. Сколько грамотей у нас развелось; Прежде бывало, кто писывали хорошо по-русски, так те знавали грамматику, а ныне никто
её не знает, а все пишут.
Бригадир. На что, сват, грамматика? Я без нее дожил до 60лет, да и детей взвел. Вот уж Иванушке за 20, а он – в добрый час молвить, вхудой помолчать – и не слыхивал о грамматике. Бригадирша. Конечно, грамматика не надобна. Прежде, нежели её учить станешь, так ведь купить ещё надобно. Заплатишь за нее гривен восемь, а выучишь ли, нет ли- бог знает.
Советница. Черт меня возьми, ежели грамматика к чему-нибудь нужна, а особливо в деревне. В городе, по крайней мере, изорвала я одну на папильоты (бумажки для завивки волос).

Сын. Я с этим согласен, на что грамматика! Я сам писывал тысячи бильеду (любовные записки), и мне кажется, что свет мой, душа моя adieu, ma reine (Прощайте, моя королева) можно сказать, не заглядывая в грамматику.
Советница. Муж мой – приказная строка. Я живу несколько лет с ним в деревне. Все соседи наши такие неучи, такие скоты, которые сидят по домам, обнявшись с женами. А жены их – ха, ха, ха – жены их не знают до сих пор что это – дезабилье(модное утреннее платье) и думают, что будто можно прожить на сем свете в полшлафроке (обычный халат). Они, душа моя, ни о чем больше не думают, как о столовых припасах, прямые свиньи…
Сын. Madame! Скажите мне, как вы ваше время проводите?
Советница. Душа моя, умираю со скуки. И если бы поутру не сидела я часов трех у туалета, то могу сказать, умереть бы все равно для меня было; я тем только и дышу, что из Москвы присылают ко мне нередко головные уборы, которые я то и дело надеваю на голову.

Сын. По-моему мнению, кружева и блонды составляют голове наилучшее украшение. Педанты думают, что это вздор и что надобно украшать голову снутри, а не снаружи. Какая пустота! Черт ли видит то, что скрыто? А наружное всяк видит.»
Жизнь и быт провинциального дворянства в сильной степени были извращены и приняли уродливые формы под влиянием крепостного права. В. Ключевский писал об этом: «Самым едким элементом сословного взаимоотчуждения было крепостное право, составившееся из холопей и крестьянской неволи…Все классы общества в большей или меньшей степени, прямо или косвенно участвовали в крепостном грехе по тем или иным крепостям…Но особенно зловредно сказывалось это право на общественном положении и политическом воспитании землевладельческих классов».

Сильное влияние крепостное право оказало на провинциальных дворян, которые в своих имениях осуществляли функцию владельцев крепостных, отсюда и особенно дикие нравы их. Преобразования Петра I проникали лучиками в провинцию. Провинциальному дворянству мало знакомо чувство личной чести. В верхах дворянства было сильно развито чувство родовой чести. Екатерина II разъясняла, что дворянство это не повинность, а почетное наименование, признание заслуг перед государством, однако некоторые помещики подписывались в документах чином придворного «лакея».
Это уродовало нравы дворян и унижало их как личностей. Дворянская усадьба представляла собою сравнительно замкнутый цельный мирок, подвластный воле помещика. В дворянской усадьбе обнаруживается основное противоречие культурно – исторического процесса эпохи разложения крепостничества и зарождение буржуазных отношений. Однако образованных людей среди провинциального дворянства было мало, большинство имело полудикие нравы. В своих «Записках» князь П.Долгорукий писал: «Жизнь помещиков по деревням была, за очень немногими исключениями, - жизнь растительная, тупая, беспросветная. Осенью и зимой – охота. Круглый год – водка; ни книг, ни газет. Невежество было невообразимое»

2) Крупным земельным собственником была церковь. Например, Александрово-Невская лавра мела 25000душ мужского пола, Белозерский монастырь –22000душ.
Звучит музыка «Аллилуй». Появляются картины «Монастырская трапеза»и др. Обучающиеся рассказывают о жизни духовенства.

Духовенство.

С самого зарождения человеческого общества потребность в вере приняла религиозный характер и для её удовлетворения возник социальный институт священнослужителей с его священными текстами, обрядами и церемониями. Противоречия русской жизни наложили свой отпечаток на нравы православного духовенства – среди них выделяется «белое» духовенство (патриарх, митрополит, архиепископ) и «черное» (монахи).
К началуXVIIв. русское духовенство пропиталось религиозной самоуверенностью, считая себя единственным обладателем и хранителем христианской истины, чистого православия. Доминирующим настроением стало то, что православная Русь имеет все необходимое верующему человеку, что ей уже нечему учиться. Положение духовенства на протяжении XVIIIв. Улучшалось, ибо возрастал объём сословных прав и привилегий. Елизавета отменила последние натуральные повинности, лежавшие на духовенстве; Екатерина II в 1764г. освободила его от поборов в пользу епархиальных властей, в 1767г. запретила телесные наказания священников, в 1771г. – дьяконов по приговорам духовных судов, а в 1801г. по приговорам светских судов. Улучшилось материальное положение духовенства, вырос его культурный и образовательный уровень. Это повысило значимость священнослужителей в глазах населения. Эстетическое воздействие исходило от красоты храмов. В возвышении нравов большую роль играло слово, проповедь. Митрополит Платон – иерарх XVIIIв. Отличался великолепным красноречием. Однако в XVIIIв. Сохраняются и такие нравы, как пьянство, разврат, нечестность.

3) Работа с документом «Жалованная грамота городам».
Звучит музыка «Коробейники» и рассказ о жизни купечества.

Обучающиеся заполняют таблицу.

Купечество.

Нравы купеческого сословия описываются в записках иностранцев. Регламентом Главного магистрата 1721г. городское население делилось на две гильдии. В первую включены «банкиры, знатные купцы…Ко второй гильдии отнесены все торгующие мелочными товарами и харчевыми припасами…В третий разряд, который не назван гильдией, включены чернорабочие и лица наемного труда. Окончательное оформление купеческого сословия завершилось с изданием в 1785г. «Грамоты на права и выгоды городам Российской империи». В облагораживании купеческих нравов сыграла свою роль и религиозность, желание обрести благодать в жизни вечной через соблюдение евангельских заповедей в земной жизни, о чем говорил крупный московский купец Н.П.Вишняков. 17 марта 1775г. Манифест Екатерины II об учреждении купеческих гильдий, принадлежность к которым зависела от объявленного каждым купцом капитала – «по совести». Городовое положение 1785г. относило купцов с капиталом свыше 10тыс. рублей к первой гильдии; с капиталом 5 – 10тыс. ко второй гильдии; с капиталом 1 – 5 тыс. – к третьей (в 1861г. третья гильдия официально отменена). Купцы всех трех гильдий освобождались от натуральной рекрутской повинности, а 1-й и 2-й гильдий – от телесного наказания.В итоге возникает социальная пирамида купеческого сословия с очень тонкой верхушкой в виде малочисленного слоя первогильдейских купцов с их причудливыми нравами. Купечество находилось под прессом произвола капризной власти, ему приходилось откупаться взятками от жадных подъячих. Разбогатевшие купцы торопились записать своих сыновей на службу, чтобы те смогли добиться ставшего теперь доступным звания дворянина. Образ жизни купца XVIIIв. Можно описать следующим образом. Верхом его мечтаний было «иметь жирную лошадь, толстую жену, крепкое пиво, в доме своем собственную светелку, баню и сад. Поэтому он стремился получить как можно больше прибыли, иначе мечте не суждено осуществиться. Вставал купец рано и приходил в лавку зимой с первым лучом солнца, а летом – в шесть часов утра. Открывал её, садился за стол и вместе с знакомыми и покупателями пил сбитень или чай, а затем принимался за торговые дела. Тогда успех в торговле зависел от умения зазывать к себе покупателя, отбив его у соседа. Когда покупатель заходил в лавку, то купец ублажал его различными способами, пытаясь продать товар втридорога. Обращение с покупателем зависело от его сословной принадлежности – с мужиком не церемонились, относились к нему фамильярно, важному лицу кланялись и всячески угождали, священнослужителю демонстрировали знание «Священного писания» и святость. В день именин своих и жены, если у них добрые отношения (а то бывало и такое, что пьяный и озверевший купец бил свою беременную жену ногами в живот), он устраивал званые обеды, а иногда и роскошные балы. На балах молодые танцуют, пожилые играют в мушку, пикет и бостон, купчихи в возрасте поглощают яства и в ходе коротких бесед кивают своими головами, украшенными жемчугом и бриллиантами. За ужином гости много пьют за здоровье хозяина, часто гости бьют посуду, свидетельствуя тем самым доброжелательное отношение к хозяину. Пьянству предавались многие купцы. На «малый запой» отводилась неделя, на «большой» - до месяца. Не следует думать, что все купцы обвешивали, обсчитывали и обкрадывали покупателя, встречались и порядочные, дорожившие своей честью.
4) Звучит музыка « У Петрушки» и рассказ о жизни казачества.
Учитель использует картины, посвященные жизни казачества.

История казачества.

Начало формирования казачьих сообществ обычно относили к концу XVв. Смута сыграла большую роль в формировании казачества. Одной из главных причин его возникновения является бегство крестьян, холопов, посадских людей из центра России в связи с усилением феодального гнета. Основой хозяйства казаков были промыслы и скотоводство, доход получали от походов к берегам Черного и Азовского морей, на Волгу и Каспий. С конца XVIIв. Земля на Дону начинает приобретать значение основного условия хозяйственной жизни. Рядом жалованных грамот, особенно грамотой 1793г., государство передавало земли казачьим обществам в вечное пользование, а общества войска передавали их в такое же пользование казачьим станицам, от которых казаки получали её по паям. Области расселения казачества входили в состав Российского государства, но были на особом положении, играя роль своеобразной буферной зоны между государственными вотчинами и соседними владениями вассально зависимого от Османской империи Крымского ханства, Ногайской орды и калмыцких тайшей (князьков). Царское правительство не в силах было постоянно держать на Юге войско. Выходом стало привлечение к государственной службе казачества. Сначала служба не носила систематического характера, но в царствование Михаила Федоровича казачьи станицы были объединены и оформлены в единую военную организацию – войско Донское, члены которого стали ежегодно получать жалованье деньгами, хлебом, вином, сукном, порохом, свинцом, оружием и т.д. Атаманы периодически получали от царского имени дорогие подарки и денежные суммы сверх жалованья. Правительство предоставило ряд льгот. Так в 1615г. « за службу, разъезды по шляхам, береженье перевозов» донскому казачеству была жалована свобода торговли. Для социальной организации характерны: личная свобода, социальное равенство, демократизм в приятии решений в сочетании со строгой дисциплиной и единоначалием при их исполнении. Военной, политической и социальной формой организации явилось войско. Высшую законодательную власть осуществлял круг – собрание полноправных казаков всей реки. Исполнительная власть принадлежала войсковому атаману, избираемому кругом. постановления круга обязательны для всех. Главная роль в принятии решений принадлежала старым казакам.
По мере становления сословной организации казачества происходило расхождение его интересов с интересами других сословий – не только дворянства, но и основной массы крестьянства. До середины XVIIв. Связи казаков с Россией походили на отношения между самостоятельными государствами. В вопросах внешних сношений казаки руководствовались собственными интересами, которые не всегда совпадали с планами Москвы. Отношения с коренным населением менялись в зависимости от обстоятельств. Казаки дорожили своей свободой и независимостью. Однако Дон и другие регионы расселения казачества не являлись для беглецов раем, так как казаки не представляли собой однородной массы. Зажиточные казаки группировались вокруг войскового атамана и старшины, в их руках была большая часть скота, рыбные промыслы, струги, им перепадала большая часть военной добычи. От них резко отличались голутвенные казаки, пришлый люд, часто работавшие у добрых станишников по найму. Обыденная повседневная жизнь запорожских казаков складывалась следующим образом:
«Казаки поднимались на ноги с восходом солнца, умывались холодной водой, молились богу и после молитвы, спустя некоторое время, садились за стол к горячему завтраку. Время от завтрака до обеда казаки проводили разно: кто объезжал коня, кто осматривал оружие, кто упражнялся в стрельбе, кто чинил платье, а кто просто лежал на боку, попыхивая из люльки – носогрейки, рассказывал о собственных подвигах на войне, слушал рассказы других и излагал планы новых походов. Ровно в 12часов куренной кухарь ударял в котел и казак спешил в свой курень к обеду. Войдя в курень, казаки находили кушанья: пшеничная каша с примесью кислого ржаного теста, свинина,
мамалыга, брынза, рыба и др.; напитки: горилка, мед, пиво, брага, наливка. Время от обеда до ужина проводилось в тех же занятиях. Вечером ужинали горячим ужином, молились и ложились спать. Другие собирались в небольшие кучки и веселились: играли на кобзах, цимбалах, кожах, свистели на сопилках и тут же танцевали. Третьи просто пели без музыки и пляски; четвертые собирались в углах куреня и при зажженных свечах играли в карты, проигравшего таскали за чуб; играли в кости..»
Большие праздники отмечались торжественно. Донские казаки высоко ценили семейную жизнь, к женатым относились с уважением. Для нравов характерно почитание старших, веселый нрав, хороший ум, хитрость, беспощадная месть врагу.
С конца XVIIв. правительство приступило к уничтожению некоторых опасных, по его мнению, казачьих вольностей и привилегий. Оно запрещало принимать в состав казачьего войска новых членов, требовало выдачи беглых, отменило выборность войсковых начальников. Казачество постепенно превращалось в замкнутое военное сословие. Оно оказалось под контролем правительства. В XVIIIв. правительство все более привлекало казаков к несению службы вне областей их постоянного проживания; утверждалась постоянная воинская служба. В казачьих областях закрепляется сословное деление, узаконивается частное землевладение у верхушки в виде частновладельческих пожалований. Таким образом, на протяжении своего существования казачество прошло путь от вольного общества к замкнутому военному сословию. Казачество являлось важным элементом общерусской государственности, проводником русской культуры и языка на окраинах России. В нем действовали не одни только начала равенства и братства, но проявлялись резко противоречия между верхними и нижними его слоями со всеми последствиями

Казачество.

Весьма своеобразны нравы казачества, внесшего значительный вклад в защиту нашего Отечества от внешних врагов. Для понимания нравов казачества необходимо знать его происхождение. Суровые и жестокие условия жизни диктовали и определенные нравы.
Начало формирования казачьих сообществ обычно относили к XVв. Исследователи по- разному отвечают на вопрос, что такое казачество – сословие, национальность, народ, этнос или одно из состояний русского народа. Рядом Жалованных грамот, особенно грамотой 1739г., государство передавало земли казачьим обществам в вечное пользование, а общества или войска передавали их в такое пользование казачьим станицам. По мере становления сословной организации казачества происходило расхождение его интересов с интересами других сословий – не только дворянства, но и основной массы крестьянства. С конца XVII в. Правительство приступило к уничтожению некоторых вольностей: запрещало принимать новых людей, требовало выдачи беглых, отменило выборность войсковых начальников. В XVIIIв. Казачество превращалось в замкнутое военное сословие. Казаки не представляли собой однородной массы. Зажиточные казаки группировались вокруг атамана, в их руках была большая часть скота, рыбных промыслов, струг; им перепадала большая часть военной добычи. От них резко отличались голутвенные казаки, пришлый люд. Война для казака была столь же необходима, как птице крылья, как рыбе вода. Он не столько боялся войну, а любил её и заботился о том, чтобы умереть в бою как истинный рыцарь. Поэтому для казака характерна смесь добродетелей и пороков. Благодушие, щедрость, бескорыстие, простота в быту, честность. Но с другой стороны – хвастовство, легкомыслие, лень и беспечность, пьянство. Обыденная повседневная жизнь запорожских казаков складывалась следующим образом: «Казаки поднимались на ноги с восходом солнца, умывались холодной водой, молились богу и после молитвы, спустя некоторое время, садились за стол к горячему завтраку. Время от завтрака до обеда казаки проводили разно: кто объезжал коня, кто осматривал оружие, кто упражнялся в стрельбе, кто чинил платье, а кто просто лежал на боку, попыхивая из люльки – носогрейки, рассказывал о собственных подвигах на войне, слушал рассказы других и излагал планы новых походов. Ровно в 12часов куренной кухарь ударял в котел и казак спешил в свой курень к обеду. Войдя в курень, казаки находили кушанья: пшеничная каша с примесью кислого ржаного теста, свинина, мамалыга, брынза, рыба и др.; напитки: горилка, мед, пиво, брага, наливка. Время от обеда до ужина проводилось в тех же занятиях. Вечером ужинали горячим ужином, молились и ложились спать. Другие собирались в небольшие кучки и веселились: играли на кобзах, цимбалах, кожах, свистели на сопилках и тут же танцевали. Третьи просто пели без музыки и пляски; четвертые собирались в углах куреня и при зажженных свечах играли в карты, проигравшего таскали за чуб; играли в кости».
Большие праздники отмечались торжественно. Донские казаки высоко ценили семейную жизнь, к женатым относились с уважением. Для нравов характерно почитание старших, веселый нрав, хороший ум, хитрость, беспощадная месть врагу

5) Крестьяне были основным податным сословием России.
Звучит музыка «Лучинушка».
Прием драматизации: А.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».

Жизнь крестьян.

А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». Любани.
«…В нескольких шагах от дороги увидел я пашущего ниву крестьянина. Время было жаркое. Посмотрел на часы. – Перваго сорок минут. Я выезжал в субботу. Сего дня праздник. Крестьянин пашет с великим тщанием. Нива, конечно не господская.
Барин. Бог в помощь. (Я подошел к крестьянину.) Бог в помощь. Крестьянин. Спасибо барин (отряхнув сошник, и перенес соху на новую борозду).
Барин. Ты конечно раскольник, что пашешь по воскресеньям. Крестьянин. Нет, барин я прямым крестом крещусь, А бог милостив с голоду умирать не велит, когда есть силы и семья.
Барин. Разве тебе всю неделю нет времени работать, что ты и в воскресенью не спускаешь, да еще и в самый жар.
Крестьянин. В неделе то барин шесть дней, а мы шесть раз в неделю ходим на барщину; да под вечером возим оставшееся в лесу сено на господский двор, коли погода хороша; а бабы и девки, для прогулки ходят по праздникам в лес по грибы да по ягоды.
Барин. Велика ли у тебя семья?
Крестьянин. Три сына и три дочки. Первинькому то десятый годок.
Барин. Как же ты успеваешь доставать хлеб, коли только праздник имеешь свободным?
Крестьянин. Не одни праздники, и ночь наша. Не ленись наш брат, то с голоду не умрет. Видишь ли, одна лошадь отдыхает, а как ета устанет, возьмусь за другую. Барин. Так ли ты работаешь на господина своего. Крестьянин. Нет барин, грешно было бы так же работать. У него на пашне сто рук для одного рта, а у меня две, для семи ртов, сам ты щет знаешь. Да хотя растянись на барской работе, то спасибо не скажут. Барин подушных не заплатит; ни барана, ни холста, ни курицы, ни масла не уступит. То ли житье нашему брату, как где барин оброк берет с крестьянина. Правда, иногда добрые господа берут более 3рублей с души; но все лучше барщины. Ныне еще поверье заводится отдавать деревни…на аренду. А мы называем ето отдавать головой. Голой наемник дерет с мужиков кожу; даже лучшей поры нам не оставляет. Зимою не пускает в извоз, ни в работу в город; все работай на него, для того чтобы он подушныя платит за нас. Самая дьявольская выдумка, отдавать крестьян своих чужому в работу.
Барин…мучить людей законы запрещают. Крестьянин. Мучить? Правда; но небось, барин, не захочешь в мою кожу.
Пахарь запряг лошадь и начал новую борозду».
Беседа учителя по данному отрывку. Беседа по документу «Из помещичьего журнала»
Картины Аткинса, Шибанова, Ерменева. Рассказ о жизни крестьян.

Учитель проверяет опросные листы, делает выводы, проводит рефлексию.
Наше путешествие подошло к концу. Звучит «Мазурка».
Учитель объясняет домашнее задание.

Досу.

Дворяне участвовали в балах, маскарадах, званых обедах. При этом они считали себя очень загруженными. На балах было принято танцевать. Модным было посещение театра.
Одним из самых популярных занятий в высшем свете считалось коллекционирование картин, скульптур, табакерок, драгоценностей, тростей и т.д.
Горожане принимали участие в праздниках аристократов. В дни коронаций угощали пивом, пирогами, медовухой, устраивали фейерверки. В 1756г. в Санкт – Петербурге создан театр – «Русский императорский драматический театр». «Отцом» русского театра считают первого актера, режиссера и организатора Федора Волкова. Театр прочно вошел в быт москвичей. В каждом номере «Московских ведомостей» печатаются театральные объявления. 30 декабря 1780г. открыт Петровский театр (по названию улицы). Театр построен Маддоксом. В 1783г. на Таганке построен им же воксал (от англ.Woux –Hall), Летний театр для небольших комических опер и комедий.
Народные гулянья – новогодние, масленичные; работал цирк, карусель, балаганчики.
У крестьян свободного времени не было. В свободное от работы время они чаще всего занимались домашним хозяйством или ходили в церковь. В зимние праздники катались с гор; в сочельник – с Рождества до Крещения – колядовали, водили хороводы.

Питание.

Питание основной части населения России XVIIIв. оставалось традиционным. У богатого и среднего городского населения на столе появились новшества: сосиски и сардельки, зразы, салаты, колбасы, котлеты. Был нарушен главный принцип допетровской «раздельной» системы питания. Если раньше тушку птицы или поросенка зажаривали целиком на вертеле, то теперь мясо резали кусочками, для чего впервые стали использовать плиты и сковороды. У аристократов популярностью пользовалась западная кулинария. Повар француз Оливье изобрел рецепт салата. Следование западной моде в еде привело к тому, что обычные русские блюда дворяне употребляли дома. С официальных приемов и обедов исчезли щи и похлебки. Вместо них подавали бульоны и супы. Русские пироги заменены слоеными пирожками на французский манер.

Архитектура.

Период этот переходный, поэтому в жизни так много переплетено старого и нового, так много неустоявшихся вкусов, стремлений. В облике городов это особенно заметно. В 1778г. в России побывал английский историк У.Кокс. Его поразила Москва: «Это нечто настолько неправильное, своеобразное, необычное, здесь все так полно контрастов. Улицы большей частью необыкновенно длинные и широкие; некоторые из них вымощены камнем, другие – особенно в слободах – вымощены бревнами или досками наподобие деревянного пола. Жалкие лачуги кучатся около дворцов, одноэтажные избы построены рядом с богатыми и величественными домами…Некоторые кварталы этого огромного города кажутся совершенными пустырями; иные – густо населены; одни походят на бедные деревушки, другие имеют вид богатой столицы». Географический словарь1788г. сообщал, что на Красной площади с восточной стороны (Китай – город) появилась 4021 каменных и 55 деревянных лавок, вновь построено 270 лавок. В Китай – городе преобладали каменные дома. Дворянских каменных было 26, разночинских, в том числе священнослужителей – каменных 75, деревянных 5; купеческих – каменных 46 и деревянных 1; 27 каменных харчевен, 16 питейных домов, 2 деревянные бани, 1 пивоварня, 6 кузниц в домах, 3 фабрики – проволочная, золотая, шелковая.
Москву последних десятилетий XVIIIв. называют «казаковской». М.Ф.Казаков не только много строил в Москве, он сумел воплотить духовные стремления своих современников. Его творения объединяют общие черты: целесообразность, ясность композиции, благородная простота, внимание к человеку. Внутренние помещения зодчий стремился приблизить к тем функциям, которое данное сооружение призвано выполнять.

Москва.

Газета «Московские ведомости» рисует яркую картину будничной жизни Москвы, житейские потребности, вкусы её жителей. Чего только не покупали в москвичи в последние десятилетия XVIIIв. Архангельский купец Павел Пальянов предлагал копченую семгу, целыми рыбами и полурыбами, свежую треску; на Сретенском рынке в каменной лавке у мясника Ивана Кривошеи продавались свежие осетры и белорыбица; из Холмогор пригоняли коров, а в доме Пашкова продавали выезженных верховых лошадей.
Продавались: засахаренный имбирь, вишня и малина; вологодские рыжики; французские груши; персидские гранаты и маслины, миндаль, лимоны; прованское масло; белый и зеленый швейцарский сыр; макароны и вермишель; турецкая халва и табак; португальское и французское вино; черный и зеленый чай; кофе…А также золотые и серебряные карманные часы, стенные и столовые, «нового изобретения будильники», фортепиано, скрипки, ноты. Можно было приобрести канареек, болонских собачек, ручных обезьян. Москвичи охотно покупали гиацинты, нарциссы, голландские тюльпаны, розы. Модные магазины располагались на всех людных улицах города, особенно на Кузнецком мосту.
Здесь можно было купить соломенные шляпы, золотые и серебряные украшения, английские ленты, румяна, кружева, лайковые перчатки, платки, искусственные цветы для платьев и шляп. Князь Шаховский в «Московских ведомостях» сделал такое объявление:
«…предлагаю купить строевой еловый лес, сосновые доски, а также садовни ка и каретника». В одном из номеров газеты от 1781г. сделано объявление: «Господин механик Мегеллиус разные механические, математические, балансировальные и всякие веселые штуки, также балет и пантомимы будет показывать почтеннейшей публике еще две недели. Театр его находится у Мясницких ворот».

XVIII век принято называть эпохой перелома, что подтверждается, в первую очередь, петровскими преобразованиями, направленными на соз­дание новой системы государственного правления, новой армии, флота и новой культуры. Именно петровские реформы способствовали созданию одной из самых ярких культур, которые только знало человечество. Поро­ждением Петровской эпохи стало и то русское дворянство, каким мы его видим в XVIII - XIX веках. Материалом, из которого это сословие соста­вилось, было допетровское дворянство Московской Руси. Оно представля­ло собой "служилый класс", то есть состояло из профессиональных слуг государства, которых за службу "верстали" деревнями и крестьянами. Пе­реставая служить, дворянин был обязан вернуть земли в казну или поста­вить на свое место нового воина. Правда, за особые заслуги земли могли пожаловать в наследственное владение, и "воинник" становился "вотчин­ником"". Патриотизм "вотчинника"-боярина уже не был столь ярко окра­шен личной преданностью государю; он был связан с привязанностью к земле, с памятью о службе, которую нес род, о чести, которой он пользо­вался. Ещё в XVII веке началось стирание различий между поместьем и вотчиной, а указ царя Федора Алексеевича (1682), возвестивший уничто­жение местничества, показал, что господствующей силой в государстве будет дворянство.

Психология служилого сословия была фундаментом самосознания дворянина XVIII века. Именно через службу сознавал он себя частью сословия. Петр I всячески стимулировал это чувство - и личным примером, и рядом законодательных актов. Вершиной их явилась Табель о рангах, отменившая распределение мест по крови. Главной идеей Табели о рангах явилось следующее соображение; люди должны занимать должно­сти по своим способностям и реальному вкладу в государственное дело. Все виды службы соответственно Табели о рангах делились на воинскую, статскую и придворную. Все чины были разделены на 14 классов. Табель о рангах ставила военную службу в привилегированное положение. Это выражалось, в частности, в том, что все 14 классов в военной службе давали право наследственного дворянства, в статской же службе такое право давалось лишь начиная с VIII класса. Это означало, что самый низший обер-офицерский чин в военной службе уже давал потомственное дворянство, между тем как в статской для этого надо было дослужиться до коллежского асессора или надворного советника. Из этого положения в дальнейшем проистекало различие между наследственными ("столбовыми") дворянами и дворянами личными. К по­следним относились статские и придворные чины XIV - IX рангов. Впо­следствии личное дворянство давали ордена и академические звания. Лич­ный дворянин пользовался рядом сословных прав дворянства, однако не мог передать этих прав своим детям, не имел права владеть крестьянами, участвовать в дворянских собраниях и занимать дворянские выборные должности. Такая формулировка закона открывала, по мысли Петра I, дос­туп в высшее государственное сословие людям разных общественных групп, отличившимся в службе, и, напротив, закрывала доступ "нахалам и тунеядцам".

Военная служба считалась преимущественно дворянской службой, статская не считалась "благородной". Ее называли "подьяческой", в ней всегда было больше разночинцев. Лишь в александровское и позже, в ни­колаевское, время статский чиновник начинает в определенной мере пре­тендовать на общественное уважение рядом с офицером. Табель о рангах создала военно-бюрократическую машину государственного управления. Власть государства покоилась на двух фигурах - офицере и чиновнике. «Чиновник» происходит от слова "чин"", что в древнерусском языке озна­чало "порядок". Чиновник - человек жалованья, его благосостояние непо­средственно зависит от государства. Запутанность законов и общий дух государственного произвола привели к тому, что русская культура XVIII века практически не создала образов беспристрастного судьи, справедли­вого администратора. Чиновник в общественном сознании ассоциировался с крючкотворством и взяточничеством. Русская бюрократия почти не оставила следа в духовной жизни России: она не создала ни своей культуры, ни даже своей идеологии. Человек в Росси, если он не принадлежал к податному сословию, не мог не служить. Без службы нельзя было получить чина, а человек без чи­на должен был подписываться: "недоросль такой-то". Если дворянин дей­ствительно никогда не служил, то родня устраивала ему фиктивную служ­бу. Знатный вельможа мог служить фиктивно где-нибудь в придворной службе. Такой человек не был заинтересован в чинах, а даровитый чиновник мог выбиться в люди, получить дворянство. В кругах поместного дворянства, зачастую родовитого, считалось хорошим тоном демонстриро­вать презрение к чину.

Развитие крепостного права изменило само понятие слова "помещик". Это был уже не условный держатель государевой земли, а абсолют­ный и наследственный собственник как земли, так и сидящих на ней кре­стьян. По мере усиления независимости дворянства оно начало тяготиться двумя основными принципами петровской концепции службы: обязатель­ностью ее и возможностью для недворянина становиться дворянином по чину и службе. Оба эти принципа подверглись уже со второй трети XVIII века энергичным атакам. Отделение дворянских привилегий от обязатель­ной личной службы и утверждение, что самый факт принадлежности к со­словию дает право на душе- и землевладение, было оформлено двумя ука­зами: указом Петра III от 20 февраля 1762 года ("Манифест о вольности дворянства") и Екатерины II от 21 апреля 1785 года ("Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства"). По этим документам дарование дворянам сословных прав: освобож­дение от обязательной службы, от телесных наказаний, право "беспрепят­ственно ездить в чужие края" и "вступать в службы союзных держав" - получало и более широкую трактовку. В Грамоте Екатерины II писалось: Подтверждаем на вечные времена в потомственные роды российскому благородному дворянству вольность и свободу"- При этом дворянину га­рантировалась неприкосновенность "чести, жизни и имения".

Так создалась своеобразная социокультурная ситуация: дворянство окончательно закрепилось как господствующее сословие. Более того, именно за счет положения крестьян, которые после указа 13 декабря 1760 года (дававшего помещикам право ссылать крестьян в Сибирь на поселе­ние "с зачетом их в рекруты"") и 17 января 1765 года (расширявшего это право до возможности помещикам по собственному произволу отправлять неугодных крестьян на каторгу) были практически низведены до степени рабов ("крестьянин в законе мертв", - писал Радищев), дворянство в Рос­сии получило вольность и свободу. Культурный парадокс сложившейся в России ситуации состоял в том, что права господствующего сословия фор­мулировались именно в тех терминах, которыми философы Просвещения описывали идеал прав человека.

Мы говорили о том, как развивался и складывался нравственный об­лик человека XVIII столетия, при этом ведя речь о мужчинах. Между тем женщина этой поры не только была включена в поток бурно меняющейся жизни, но начинала играть в ней все большую роль. И женщина очень ме­нялась. Петровская эпоха вовлекла женщину в мир словесности: ей потребо­валась грамотность. Уже у Фонвизина неграмотная женщина - сатириче­ский образ. Художественная литература, сохраняя и увеличивая свою не­зависимость от прямых поучений государства, завоевывает место духовно­го руководителя общества. К концу XVIII века появляется новое понятие - женская библиотека. Оставаясь по-прежнему миром чувств, миром детской и хозяйства, "женский мир" становится все более духовным. До­машние библиотеки женщин конца XVIII века сформировали облик людей 1812 года и декабристской эпохи.

В XVIII веке реформы Петра I перевернули не только государствен­ную жизнь, но и домашний уклад. Первое последствие реформ для жен­щин - это стремление внешне изменить облик, приблизиться к типу за­падноевропейской женщины. Семья в начале XVIII века подверглась по­верхностной европеизации. Женщина стала считать модным иметь любов­ника, без этого она "отставала" от времени. Кокетство, балы, танцы - вот женские занятия. Семья, хозяйство, дети отходили на задний план; ребе­нок вырастал почти без матери. Затем произошли важные перемены. К 70-м годам XVIII века в Ев­ропе зарождается романтизм, и модным становится стремиться к природе, к естественности. Это оказало влияние и на семью. Во всей Европе кор­мить детей грудью стало признаком нравственности. С этого же периода стали ценить ребенка, детство. Раньше в ребенке видели маленького взрослого, что было очень заметно по детской одежде: в начале XVI11 века детям шьют маленькие, но по фасону - взрослые одежды. Постепенно в культуру входит представление о том, что ребенок и есть нормальный че­ловек. Появляется детская одежда, детская комната, возникает представле­ние о том, что играть - это хорошо. Так в домашний быт вносятся отноше­ния гуманности, и это - заслуга женщины. Именно женщина создает дет­ский мир, и для этого ей надо много пережить, перечувствовать. И здесь помогает литература - в 70-е - 90-е годы XV11I века женщина становится читательницей. Первым в эпоху Просвещения подготовить круг женского и детского чтения поставил целью Н.И. Новиков. Под его руководством начал свою просветительскую деятельность Н.М. Карамзин. Вместе со своим другом А.П. Петровым он редактировал новиковский журнал "Дет­ское чтение для сердца и разума""(1785 - 1789}. Вопрос о месте женщины в обществе неизменно связывался с отно­шением к ее образованию. В петровскую эпоху проблема женского обра­зования возникла в исключительно своеобразной форме; Петр специаль­ным указом предписал неграмотных дворянских девушек, которые не мо­гут подписать хотя бы свою фамилию, не венчать. Необходимость жен­ского образования и характер его стали предметом споров и связались с общим пересмотром типа жизни, типа быта.

Подлинный переворот в педагогических представлениях русского общества XVIII века внесла мысль о необходимости специфики женского образования. Возникла идея просвещения всех дворянских женщин, по­этому необходимо было выработать систему женского обучения. Сразу же встала проблема учебных заведений. Учебные заведения для девушек приняли двоякий характер: появились частные пансионы, но одновременно возникла и государственная система образования. Становление ее связано с именем известного деятеля культуры XVIII века И.И. Бецкого. Бецкой был приближен к правительственным кругам и в целом отражал настроения Екатерины II. И в итоге было создано то учеб­ное заведение, которое потом существовало долго и называлось по поме­щению, где око располагалось, Смольным институтом, а ученицы его - смолянками. Основную массу учениц составляли девушки дворянского происхождения, но при институте существовало "Училище для малолет­них девушек" недворянского происхождения. Обучение длилось девять лет, в течение которых девушки были практически изолированы от дома.

Обучение было поверхностным, исключение составляли лишь языки. В этой области знаний требования действительно были очень серьезными, и воспитанницы достигали больших успехов. Из остальных предметов значение фактически придавалось только танцам и рукоделию. Физика сводилась к забавным фокусам, математика - к самым элементарным зна­ниям. Только литературу преподавали немного лучше, особенно в XIX ве­ке, в пушкинскую эпоху, когда преподавателями в Смольном институте стали А.В. Никитенко, известный литератор и цензор, и П.А. Плетнев, приятель Пушкина, которому поэт посвятил "Евгения Онегина". Смольный был не единственным учебным заведением, возникали ча­стные пансионы. К концу XVIII века по проверке их оказалось несколько десятков в Петербурге, десять - в Москве и ряд - в провинции. Пансионы были иностранные. Тип русской образованной женщины, особенно в столицах, стал складываться уже в 30-х годах XVIII века. Напомним хотя бы о вкладе в культуру Екатерины II и ее союзницы княгини Дашковой. Однако в целом женское образование в России XVIII - начала XIX века не имело ни своего Лицея, ни своего Московского или Дерптского университета. Тип высоко­духовной русской женщины сложился под воздействием русской литера­туры и культуры эпохи. Этот вопрос освещён по книге Ю.М.Лотмана «беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века)». – СПб, 1994. – 399 с.

Эпохальное правление Петра I, а также его многочисленные реформы, направленные на европеизацию и искоренение средневековых пережитков в быту и политике, оказали огромное влияние на жизненный уклад всех сословий империи.

Различные новшества, активно вводившиеся в повседневный быт и обычаи россиян в 18 веке, дали сильный толчок к превращению России в просвещенное европейское государство.

Реформы Петра I

Петр I, как и сменившая его на престоле Екатерина II, главной своей задачей считал приобщение женщин к светской жизни и приучение высших сословий российского общества к правилам этикета. Для этого создавались специальные наставления и руководства; молодые дворяне обучались правилам придворного этикета и отправлялись на обучение в западные страны, откуда возвращались вдохновленные желанием сделать народ России просвещенным и более современным. В основном изменения затрагивали светскую уклад остался неизменным — главой семьи был мужчина, остальные члены семейства обязаны были ему подчиняться.

Быт и обычаи 18 века в России вступали в острое противостояние с нововведениями, ведь достигший расцвета абсолютизм, а также феодально-крепостнические отношения не позволяли безболезненно и быстро воплотить планы по европеизации в жизнь. Кроме того, налицо был явный контраст жизни обеспеченных сословий и

Придворная жизнь в XVIII веке

Быт и обычаи царского двора во второй половине XVIII века отличались невиданной роскошью, удивлявшей даже иностранцев. Все сильнее чувствовалось влияние западных тенденций: в Москве и Санкт-Петербурге появились воспитатели-гувернеры, парикмахеры, модистки; обязательным к изучению стал французский язык; была введена специальная мода для дам, являвшихся ко двору.

Новшества, появлявшиеся в Париже, обязательно перенимались русской знатью. походил на театральное представление — чинные поклоны, реверансы создавали острое ощущение наигранности.

Со временем большую популярность получил театр. В этот период появляются и первые русские драматурги (Дмитриевский, Сумароков).

Возрастает интерес к французской литературе. Представители аристократии все большее внимание уделяют образованию и развитию многогранной личности — это становится своего рода признаком хорошего тона.

В 30-х — 40-х годах XVIII века, в период правления Анны Иоанновны, одним из популярных развлечений, помимо шахмат и шашек, стала игра в карты, которая ранее считалась неприличной.

Быт и обычаи 18 века в России: жизнь дворян

Население Российской империи состояло из нескольких сословий.

В наиболее выгодном положении были дворяне крупных городов, особенно Санкт - Петербурга и Москвы: материальное благополучие и высокое положение в обществе позволяли им вести праздный образ жизни, уделяя все время организации и посещению светских приемов.

Пристальное внимание уделялось домам, на обустройство которых заметное влияние оказывали западные традиции.

Владения аристократии отличались роскошью и изысканностью: большие залы, со вкусом обставленные европейской мебелью, огромные люстры со свечами, богатые библиотеки с книгами западных авторов, — все это должно было показать чувство вкуса и стать подтверждением знатности семьи. Просторные комнаты домов позволяли владельцам устраивать многолюдные балы и светские приемы.

Роль образования в XVIII веке

Быт и обычаи второй половины 18 века еще теснее были связаны с влиянием западной культуры на Россию: модными стали аристократические салоны, где кипели споры о политике, искусстве, литературе, велись диспуты на философские темы. Большую популярность получил французский язык, которому дети дворян с детства обучались специально нанятыми учителями-иностранцами. По достижению 15 — 17 лет подростков отдавали в учебные заведения закрытого типа: юношей обучали здесь девушек — правилам хорошего тона, умению играть на различных музыкальных инструментах, основам семейной жизни.

Европеизация быта и устоев городского населения имела огромное значение для развития всей страны. Нововведения в искусстве, архитектуре, питании, одежде быстро приживались в домах знати. Переплетаясь со старорусскими привычками и традициями, они определяли быт и обычаи 18 века в России.

В то же время новшества не распространялись по всей стране, а охватывали только наиболее развитые ее регионы, в очередной раз подчеркивая пропасть между зажиточными слоями и бедняками.

Жизнь провинциальных дворян

В отличие от столичных дворян, представители провинциального дворянства жили более скромно, хотя и пытались всеми силами походить на более зажиточную аристократию. Порой такое стремление со стороны выглядело довольно карикатурно. Если столичная знать жила за счет своих огромных владений и работающих на них тысячах крепостных, то семьи провинциальных городов и сел основной доход получали от налогообложения крестьян и доходов со своих небольших хозяйств. Дворянская усадьба представляла собой подобие домов столичной знати, но с существенным отличием — рядом с домом были расположены многочисленные хозяйственные постройки.

Уровень образования провинциальных дворян был очень низким, обучение в основном ограничивалось основами грамматики и арифметики. Мужчины проводили досуг, выезжая на охоту, а женщины сплетничали о придворной жизни и моде, не имея об этом достоверного представления.

Владельцы сельских усадеб были тесно связаны с крестьянами, которые выполняли роль работников и прислуги в их домах. Поэтому сельское дворянство было гораздо ближе к простолюдинам, чем столичные аристократы. К тому же малообразованные дворяне, так же как и крестьяне, зачастую оказывались далеки от вводимых новшеств, а если и пытались не отставать от моды, получалось это скорее комично, чем изысканно.

Крестьяне: быт и обычаи 18 века в России

Тяжелее всех приходилось самому низкому сословию Российской империи — крепостным крестьянам.

Работа шесть дней в неделю на помещика не оставляла крестьянину времени на обустройство своей повседневной жизни. Собственные клочки земли им приходилось обрабатывать в праздничные и выходные дни, ведь семьи крестьян были многодетными, и нужно было хоть как-то их кормить. С постоянной занятостью и отсутствием свободного времени и средств связан и простой быт крестьян: деревянные избы, грубый интерьер, скудная еда и простая одежда. Однако все это не мешало им придумывать развлечения: в большие праздники устраивались массовые игры, водились хороводы, пелись песни.

Дети крестьян, не получая никакого образования, повторяли судьбу своих родителей, также становясь дворовыми и слугами при дворянских усадьбах.

Влияние Запада на развитие России

Быт и обычаи русского народа в конце XVIII века в большинстве своем оказались под полным влиянием тенденций западного мира. Несмотря на устойчивость и закостенелость старорусских традиций, веяния развитых государств постепенно входили в жизнь населения Российской империи, делая зажиточную его часть более образованной и грамотной. Этот факт подтверждается появлением различных учреждений, на службе которых состояли уже получившие определенный уровень образования люди (например, городские больницы).

Культурное развитие и постепенная европеизация населения довольно ярко свидетельствуют о истории России. Быт и обычаи в 18 веке, видоизменившиеся благодаря политике просвещения Петра I, положили начало глобальному культурному развитию России и ее народа.

Земледельческие работы в поле проводились с апреля по октябрь. Способы обработки почвы, приемы выращивания урожая, набор орудий труда передавались от отца к сыну и внуку. В разных регионах страны наблюдались отличия, связанные с климатическими и историческими условиями. Большое значение имели обрабатываемые почвы. Но соха, предмет старины крестьянского быта, хоть и с конструктивными отличиями, оставалась собой по всей территории страны.

Основными сельскохозяйственными культурами, выращиваемыми русскими крестьянами, были зерновые. Рожь, пшеница, овес, просо, гречиха произрастали во всех регионах. Для откармливания скота высаживались горох, вика, клевер, для технических и хозяйственных нужд – конопля, лен. Это исконно русские культуры.

Из «заграничных» и прижившихся в российском сельском хозяйстве следует отметить капусту, чечевицу, а в XVIII веке - кукурузу, картофель, подсолнечник и табак. Хотя эти «деликатесы» выращивались не для крестьянского стола.

Домашнее животноводство

Уровень крестьянского быта напрямую зависел от количества возделываемой земли и наличия скота. Прежде всего коровы. Если на дворе есть крупный рогатый скот, семья уже не бедствует, может позволить себе и более сытную еду, и по праздникам покупную одежду, и домашнюю утварь побогаче. В хозяйствах «середняков» могли быть 1-2 лошади.


Мелких животных: свиней, овец, коз - содержать было проще. И трудно было выжить без птицы: кур, уток, гусей. Там, где позволяли условия, местные жители добавляли в свой небогатый рацион грибы и ягоды. Немаловажное значение имели рыболовство и охота. Особенно эти промыслы были распространены в Сибири и на Севере.

Крестьянская изба

Поначалу так называлась жилая отапливаемая часть, но к XVIII веку это уже комплекс дворовых построек. Качество и добротность строений зависели от доходов семьи, от уровня крестьянского быта, а состав хозяйственных построек был приблизительно одинаков: амбары, риги, сараи, бани, хлева, птичники, погреба и так далее. В понятие «двор» включались сад, огород, земельный участок.

На Руси дома были рубленными, то есть основным строительным инструментом был топор. Утеплителем, который закладывали между венцами, служил мох, позже - пакля. Крыши крыли соломой, которая при нехватке кормов к весне скармливалась скотине. Вход в отапливаемую часть был через сени, служившие для сохранения тепла, хранения хозяйственной утвари, а летом - в качестве дополнительной жилой площади.


Мебель в избе была «встроенной», то есть неподвижной. Вдоль всех незанятых стен ставились широкие лавки, которые на ночь становились лежанками. Над лавками вешались полки, на которых хранили всякую всячину.

Значение печи в крестьянском быте начала 18 века

Сложить печь, которая была очень важным элементом крестьянской избы, приглашали хорошего мастера, потому что это непростое дело. Печь-матушка кормила, грела, парила, лечила, укладывала спать. Топились печи по-черному, то есть трубы не было, а едкий дым из дымохода расстилался под потолком. Дышать было трудно, глаза слезились, коптились потолок и стены, зато дольше сохранялось тепло, экономились дрова.

Печи ставились большими, почти на четверть избы. Хозяйка вставала рано, чтобы протопить ее с утра. Топилась она долго, зато долго и сохраняла тепло, можно и еду приготовить, и хлеба напечь, и одежду просушить. Печь приходилось топить круглый год, даже периодически летом, чтоб напечь хлеба на неделю и насушить грибов-ягод. Спали на печи обычно самые слабые члены семьи: дети и старики. В русских избах строили полати, настил от печи к противоположной стене – тоже спальное место.


От местоположения печи в доме «плясала» планировка помещения. Ставили ее слева от входной двери. Устье печи смотрело в угол, приспособленный для готовки еды. Это хозяйкино место. Здесь располагались предметы крестьянского быта, которыми ежедневно пользовались женщины: ручные жернова, ступки, горшки, миски, ложки, сита, ковши. Угол считался «грязным», поэтому прикрывался от посторонних взглядов ситцевой занавеской. Отсюда же был спуск в подполье за продуктами. У печи висел рукомойник. Изба освещалась лучинами.

Остальная часть комнаты, называвшаяся чистовой, имела красный угол. Он находился в углу, по диагонали от печи. Здесь всегда был иконостас с лампадкой. Сюда приглашались самые дорогие гости, а по будням здесь, во главе стола, сидел хозяин, который давал разрешение приступать к еде после молитвы.

Другие постройки двора

Часто дворовую постройку делали в два этажа: внизу жила скотина, а наверху – сеновал. Разумные хозяева пристраивали ее одной стеной к дому, чтоб скотине было теплее и хозяйке не приходилось выбегать на мороз. Орудия труда, сани, телеги хранились в отдельно стоящем сарае.


Крестьянский быт 18 века не обходился без бани. Даже самые бедные дворы имели ее. Устройство бани дошло до наших дней, практически не изменившись, только топилась она тогда по-черному.

Амбар с зерном берегли больше всего. Ставили его подальше от избы, следили, чтоб не загорелся, на дверь вешали замок.

Во что одевались крестьяне?

Мужчины носили кафтаны из толстого сукна, поддевки для тепла. А летом во всех случаях жизни – рубахи из ситца и холщовые штаны. Лапти на ногах были у всех, но по праздникам состоятельные крестьяне надевали сапоги.

Женщины всегда больше интересовались своей одеждой. Носили холщовые, ситцевые, шерстяные юбки, сарафаны, кофты – все то, во что одеваются и сейчас. Только тогда одежда шилась чаще всего из домотканых тканей, зато украшалась вышивкой, бисером, разноцветными шнурками и поясками.

Крестьянский быт состоял не только из суровых будней. В русских деревнях всегда любили праздники и умели гулять весело. Катание с гор, на лошадях, качелях и каруселях – традиционные забавы. Веселые песни, хороводы, многоголосое пение – это тоже быт 18-го века.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама