THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Мировоззрение - совокупность взглядов и представлений человека об окружающем мире, обществе и месте человека в мире.

Структура мировоззрения: знания, духовные ценности, принципы, идеалы, убеждения.

Формы мировоззрения:

    мироощущение - наглядно-чувственное, образное ощущение целостности мира и своего места в мире, основанное на личном опыте, мифе, социальном опыте;

    мировосприятие - наглядное, но содержащее отдельные рассужде­ния, абстрактные понятия, теоретические объяснения представление окружающего мира, его законов и себя как части этого мира;

    миропонимание - основанное на целостной теории, абстрактное и универсальное, имеющее обоснования понимание сущности мира и сущности человека, четкое представление о смысле своей жизни и по­следовательное стремление к нему.

Виды мировоззрения:

    обыденное, источником которого является личный опыт или общественное мнение, связанные с повседневной деятельностью. Оно конкретно, доступно, просто, дает четкие и понятные ответы на по­вседневные вопросы;

    религиозное, источником которого является некий авторитет, на­деляемый доступом к сверхъестественному знанию. Оно целостно, от­вечает на духовные вопросы, вопросы о смысле жизни;

    научное, основанное на рационально обработанном опыте. Оно доказательно, четко и строго, но не решает жизненные проблемы чело­века;

    философское, основанное на разуме, обращенном к самому себе. Оно доказательно, обоснованно, целостно, но труднодоступно.

1.3. Виды знаний

Знание - результат познавательной деятельности.

Познание - деятельность, направленная на получение знаний об окружающем мире, обществе и человеке.

Структура познания:

    субъект (тот, кто осуществляет познание - человек или общество в целом);

    объект (то, на что направлено позна­ние);

    знание (результат познания).

Формы познания:

1. Чувственное - познание с помощью органов чувств, дающее не­посредственное знание о внешних сторонах объектов. Выделяют три ступени чувственного познания:

а) ощущение - отражение отдельных свойств и качеств объектов, непосредственно воздействующих на органы чувств;

б) восприятие - формирование целостного образа, отражающего целостность непосредственно воздействующих на органы чувств пред­метов и их свойств;

в) представление - обобщенный чувственно-наглядный образ пред­метов и явлений, который сохраняется в сознании и при отсутствии непосредственного воздействия на органы чувств.

2. Рациональное - познание с помощью мышления, отражающее сущность познаваемых объектов. Выделяют три ступени рациональ­ного познания:

а) понятие - форма мысли, которая выделяет предметы по суще­ственным признакам и обобщает их в класс;

б) суждение - форма мысли, которая утверждает или отрицает определенное положение дел, некую ситуацию;

в) умозаключение - форма мысли, которая от уже имеющихся суж­дений переходит к новым.

Виды знаний:

1. обыденное - знание, приобретаемое в ходе практической дея­тельности и социального взаимодействия

2. мифологическое - образное знание, передаваемое из поколения в поколение

3. религиозное - знание, основанное на вере в сверхъестественное

4. художественное - основанное на субъективном творческом от­кровении

5. научное - систематическое, теоретическое, экспериментально подтвержденное знание.

6. псевдонаучное - знание, имитирующее науку, но таковым не яв­ляющееся.

Гносеология - раздел философии, изучающий познание, а именно, возможности и границы познания, методы получения знаний. В гносеологии выделяют два основных подхода:

    гносеологический пессимизм (познание невозможно или суще­ственно ограничено);

    гносеологический оптимизм (познание возможно).

В рамках пессимизма различают:

    крайнее направление - агности­цизм, считающий всякое познание невозможным, а любое знание - ложным;

    и скептицизм, сомневающийся в возможностях достоверно­го познания.

Гносеологический оптимизм подразделяется на эмпиризм и рационализм. Эмпиристы (сенсуалисты) утверждают, что познание основывается только на данных органов чувств. Рационалисты считают, что познание должно базироваться только на разуме.

Мировоззрение человека - это совокупность взглядов, оценок, образных представлений и принципов, которые в совокупности отражают видение человека этого мира и определяют его место в нем. Жизненные позиции - тоже важная составляющая мировоззрения, по которой зачастую легче всего определить, к какому типу оно относится.

Сформированное и осознанное отношение к миру придает жизни целенаправленный и осмысленный характер, поэтому мировоззрение важно для каждого человека. Изучением этого явления занимаются философы и культурологи, которые и дали классификацию мировоззрению. В этой статье мы рассмотрим самую распространенную, однако нужно учесть, что существуют и другие классификации.

Основные типы мировоззрения

В первую очередь отметим, что термин впервые был озвучен Кантом, однако он не отличал данное понятие от миросозерцания. То значение, которое принято сегодня, ввел Шеллинг.

Классификация мировоззрения зависит от нескольких факторов: во-первых, большое значение играет происхождение той ценностной системы, которой придерживается человек (например, для выделения религиозного мировоззрения это важный определяющий фактор). Во-вторых, большую роль в определении играет индивида. В-третьих, важное значение имеет то, насколько осведомлен человек об окружающих его процессах.

Исходя из этого, разные ученые выделяют две классификации:

  1. Мифологическое, философское, социально-политическое, естественнонаучное и религиозное мировоззрения.
  2. Мировоззрение повседневного опыта, мифологическое и эстетическое.

Таким образом, распространенность разных типов мировоззрения связана с уровнем развития общества.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение - это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание мировоззрения группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии. В качестве субъекта мировоззрения реально выступают группа и личность. Мировоззрение является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка мировоззрения - существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной социальной группы, общественного класса. По своей сущности мировоззрение - общественно-политич- еский феномен, возникший с появлением человеческого общества.
1. Мировоззрение и его методологические функции в построении картины мира
Различают понятия «мировоззрение», «общая картина мира», «мироощущение», «мировосприятие», «миросозерцание», «миропонимание». Между всеми этими понятиями существует тесная взаимосвязь и единство. Нередко они употребляются в качестве синонимов. Вместе с тем между этими понятиями имеются и различия. Общая картина мира - это синтез знаний людей о природе и социальной реальности. Совокупность естественных наук образует естественно-научную- картину мира, а общественных - социально-историчес- кую картину действительности. Создание общей картины мира - задача всех областей знания.
С помощью мировоззрения человек строит картину мира определенной эпохи или свою собственную. Мировоззрение - это комплексное воззрение о том, как вести себя в этом мире и по отношению к Пространству, и по отношению ко Времени. Например, мировоззрение западноевропейцев считается активным, рациональным и линейным (культура «мужского типа»), а мировоззрение народов Востока - созерцательным, иррациональным и нелинеаризированным- (культуры «женского типа»). Мировоззрение - способ построения картины мира.
Картина мира - это обобщенное знание о строении, устройстве мира, закономерностях его развития. Картина мира является исходным пунктом и результатом деятельности мировоззрения.
Картина мира задается человеку (или сообществу) извне (т.е. внешними условиями существования) сразу после рождения в «свернутом» виде, а затем, в процессе реальной жизнедеятельности, на основе получаемого опыта жизни, она дешифруется, корректируется и видоизменяется в соответствии с новыми объективными условиями и субъективными желаниями человека. Картина мира, таким образом, в определенной степени произвольна, а в определенной степени - обусловлена объективными обстоятельствами.
Чем системней, шире и глубже мировоззрение, тем точнее картина мира, тем успешней жизнедеятельность личности или сообщества людей, потому что точнее и адаптивней становится программа человеческой жизнедеятельности, т.е. ее мировоззренческая стратегия. Это - основная функция мировоззрения. Она называется методологической (метод - способ; логос - учение; функция исполнение), поскольку именно мировоззрение личности или общества определяет какие именно способы будут использоваться для достижения жизненной цели. Дело в том, что люди, осуществляя любую деятельность, живут не только в Настоящем (как животные), но, одновременно, и в Прошлом, и в Настоящем, и в Будущем. Поэтому, кроме инстинктов и безусловных рефлексов, им требуются особые мыслительные конструкции, позволяющие людям уверенно чувствовать себя и в самооценке, и в своих прогнозах на будущее. Помимо цели, люди обычно руководствуются в своем поведении и более или менее общими установками, общими правилами действия, запретами, предписаниями и ограничениями. Именно эти общие установки и составляют методологию в широком смысле.
Человек утверждает себя в предметном мире не только с помощью мышления, но и посредством всех своих познавательных способностей. Целостное осознание и переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций образуют мироощущение, мировосприятие и миросозерцание. Миропонимание представляет собой лишь понятийный, интеллектуальный аспект мировоззрения. Для мировоззрения же характерна еще более высокая интеграция знаний, чем в общей картине мира, и наличие не только интеллектуального, но и эмоционально-ценнос- тного отношения человека к миру.
Мировоззрение у огромного количества совершенно разных людей имеет множество общих черт в различных отношениях. Так, мировоззрение может быть научным или антинаучным, религиозным или атеистическим, обыденным или философским, но оно всегда стремится к целостности и успешности относительно совершенно конкретных обстоятельств. Однако достигаются эта целостность и эта успешность разными способами. Художественное, мифологическое, религиозное мировоззрение формируются при преимущественном значении мироощущения; научное мировоззрение действует в основном на уровне миропонимания; философское осуществляет попытку системно гармонизировать оба уровня; а обыденное мировоззрение - это произвольное смешение мироощущения с миропониманием.
Будучи отражением мира и ценностным отношением к нему, мировоззрение играет и определенную регулятивно-творчес- кую роль, выступая в качестве методологии построения общей картины мира. Ни одна конкретная наука сама по себе не есть мировоззрение, хотя каждая из них с необходимостью содержит в себе мировоззренческое начало.
Понятие мировоззрения соотносится с понятием «идеология», но они не совпадают по своему содержанию: мировоззрение шире идеологии. Идеология охватывает лишь ту часть мировоззрения, которая ориентирована на социальные явления. Мировоззрение же в целом относится ко всей объективной действительности и к человеку.
2. Структура мировоззрения
Будучи важной составной частью внутреннего мира человека, мировоззрение имеет сложную структуру.
Мировоззрение человека непременно обнаруживает себя в различных феноменах его духовной жизни и поведения: во взглядах, верованиях, убеждениях, поступках и т.п. Но в них самих следует видеть лишь отдельные проявления более глубоких структур или слоев мировоззрения.
Основной структурообразующий- элемент мировоззрения - вопросы, которые возникают перед человеком вместе с началом его сознательной жизни:
- «О сущем» (что значить существовать и быть действительным или реальным);
- «О должном» (что обладает высшей ценностью, т.е. является благом, а что ценностью не обладает или является «антиценностью»; к чему в конечном счете следует стремиться и чего избегать);
-«О реализации должного в сущем» (каким образом, какими путями можно достичь должного, короче - как жить в этом мире, руководствуясь избранными ценностями).
Центральная проблема мировоззрения - вопрос о месте и назначении человека в мире. От ее решения зависят ответы на другие мировоззренческие вопросов. Хотя и они, в свою очередь, влияют на решение этой проблемы.
Указанным группам мировоззренческих проблем-вопросов соответствуют познавательная, ценностная и программно-поведенч- еская подсистемы мировоззрения, в которых и происходит формирование взглядов, убеждений, жизненных стратегий.
3. Типология мировоззрений
Мировоззрение каждого человека глубоко индивидуально. Оно несет в себе черты, обусловленные особенностями исторической эпохи, в которую живет человек, его воспитанием и образованием, профессиональной деятельностью. На нем оставляют отпечаток состояние физического и душевного здоровья и многое другое. Различаются не только конкретные взгляды, но и сами способы осмысления мировоззренческих проблем, роль логики и образности в построении мировоззрения, степень и характер его эмоциональности.
Но мировоззрения людей не только отличаются. В них много общего. И по содержанию - есть взгляды, широко распространенные и даже господствующие в обществе или его отдельных слоях. Например, религиозные воззрения определенного толка. И по способам организации этих взглядов. Например, придание особого значения личному авторитету человека, формулирующему взгляды, или, напротив придание большего значения логической стройности самих взглядов и т.п.
Наличие общих черт позволяет рассматривать мировоззрение уже не отдельного человека, хотя и оно подчас представляет интерес, а тип мировоззрения, присущий большому числу людей.
В самом общем виде и с известной долей условности все типы мировоззрений можно разделить на социально-историчес- кие и экзистенциально-лич- ностные.
Социально-историчес- кие типы формируются на различных этапах развития человечества и отличаются прежде всего способом, каким мировоззрение становится доступным людям в различные исторические эпохи. Важнейшими социально-историчес- кими типами мировоззрения являются: архаический, или самый древний (анимизм, тотемизм, фетишизм и т.п.), мифологический, религиозный и философский. Они отличаются не просто разной постановкой мировоззренческих проблем, но и принципиально различными способами их решения.
Экзистенциально-лич- ностные типы мировоззрения формируются на различных стадиях духовного становления человека и различаются, главным образом, тем способом, каким индивид усваивает себе мировоззренческие достижения человечества и сам продуцирует их. Мировоззрение отдельного человека может формироваться либо стихийно, либо целенаправленно. В последнем случае роль индивида может быть либо, по-преимуществу, пассивной, когда он некритически (догматически) усваивает готовые взгляды, либо активной, когда он ведет осознанный (интенциональный - намеренный) мировоззренческий поиск. В последнем случае ему необходимо критически отнестись к собственному внутреннему миру и заняться рефлексией, то есть дать себе отчет в том как, какими средствами, на каких основаниях будет строится его мировоззрение. Этим индивидуальным способам формирования мировоззрения соответствуют стихийный, догматический и интенционально-рефл- ексивный типы мировоззрения.
Следует сказать, что по другим основаниям можно выделять и другие типы мировоззрения.
Рассмотрим три типа мировоззрения более подробно.
3.1. Особенности обыденного мировоззрения
Обыденное (житейское) мировоззрение - исторически первичная форма мировоззрения как в онто-, так и филогенезе. Целостность обыденного мировоззрения достигается за счет преобладания в мышлении ассоциативности и установления произвольной связи знаний о разных сферах бытия; путем случайного (неупорядоченного) смешения результатов мироощущения и результатов миропонимания в единое целое. Главная особенность обыденного мировоззрения - его фрагментарность, эклектичность и бессистемность.
Только категориальное мышление способно развиваться из содержательного, а не формального противоречия, потому что формальные противоречия устраняются из такого мышления автоматически, на уровне безусловных рефлексов. Без развитого категориального мышления мировоззрение зачастую остаётся противоречивым не только на содержательном, но и на формально-логическо- м уровне.
При деятельности такого типа мировоззрения обычно нарушаются все законы формальной логики.
На основе обыденного мировоззрения исторически первым стихийно рождается миф - т.е. творческое отображение мира сознанием, главной отличительной особенностью которого являются логические обобщения, нарушающие логический закон достаточного основания. Логические посылки для мифологизированного- восприятия действительности при этом имеются, они лежат в основании практического опыта человека, но выводы о строении и законах существования действительности в мифе, как правило, вполне соответствующие наблюдаемым фактам из жизни природы, общества и человека, соответствуют этим фактам лишь в произвольно выбираемом числе взаимосвязей.
Миф - это наиболее простой творческий способ преодоления незнания путем прямого моделирования в сфере незнаемого знакомых (известных) связей и закономерностей. Огромное подспорье при мифологизации обыденного мировоззрения играет потребность и способность человека к фантазии, формируемая в обществе в силу уже упоминавшейся необходимости существования человека одновременно и в прошлом, и в настоящем, и в будущем, да к тому же при преобладании условных связей над безусловными.
3.2. Особенности религиозного мировоззрения
Мифологическое сознание исторически предшествует религиозному. Религиозное мировоззрение более системно, чем мифологическое, оно более совершенно в логическом плане. Системность религиозного сознания предполагает его логическую упорядоченность, а преемственность с мифологическим сознанием обеспечивается за счет использования в качестве основной лексической единицы образа.
Религиозное мировоззрение «работает» на двух уровнях: на теоретико-идеологич- еском (в форме теологии, философии, этики, социальной доктрины церкви), т.е. на уровне миропонимания, и общественно-психоло- гическом, т.е. уровне мироощущения. На обоих уровнях религиозность характеризуется прежде всего верой в сверхъестественное (сверхприродное), верой в чудо. Чудо противоречит закону. Законом называют неизменность в изменениях, непременную однородность действия всех однородных вещей. Чудо противоречит самой сущности закона: Христос шёл по воде, аки по суше и сие чудо есть. Мифологические представления не имеют представления о чуде: для них естественно самое противоестественное- .
Религиозное мировоззрение уже различает естественное и противоестественное- , уже имеет ограничения. Религиозная картина мира гораздо контрастнее, чем мифологическая, богаче красками.
Она намного критичнее мифологической, и менее самонадеянна. Однако всё, выявленное миропониманием непонятное, противоречащее рассудку, религиозное мировоззрение объясняет универсальной силой, способной нарушить естественный ход вещей и гармонизировать любой хаос.
Вера в эту внешнюю сверхсилу и является основой религиозности. Религиозная философия, таким образом, так же как и теология, исходит из тезиса о наличии в мире некой идеальной сверхсилы, способной по своему произволу манипулировать и природой, и судьбами людей. При этом и религиозная философия, и теология, обосновывают и доказывают теоретическими средствами и необходимость Веры, и наличие идеальной сверхсилы - Бога.
Религиозное мировоззрение и религиозная философия являются разновидностью идеализма, т.е. такого направления в развитии общественного сознания, в котором исходной субстанцией, т.е. основанием мира, выступает Дух, идея. Разновидностями идеализма являются субъективизм, мистицизм и др. Противоположностью религиозного мировоззрения является атеистическое мировоззрение.
3.3. Основные особенности философского мировоззрения
Философия может быть и религиозной, и атеистической, - в зависимости от того, каким исходным мировоззренческим тезисом она руководствуется при построении своей системы. Но основной особенностью философского мировоззрения является его критичность по отношению даже к собственным исходным тезисам.
Философское мировоззрение выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.
Основные черты философского мировоззрения:
- концептуальная обоснованность;
- систематичность;
- универсальность;
- критичность.
Несмотря на свою максимальную критичность и научность, философия чрезвычайно близка и к обыденному, и к религиозному и даже к мифологическому мировоззрению, ибо так же как и они, она выбирает направление своей деятельности весьма произвольно.
Заключение
Мировоззрение есть общее понимание мира, человека, общества, определяющее социально-политичес- кую, философскую, религиозную, нравственную, эстетическую, научно-теоретическу- ю ориентацию человека.
Мировоззрение - это не только содержание, но и способ осознания действительности, а также принципы жизни, определяющие характер деятельности. Характер представлений о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых образуется общий жизненный план, формируются идеалы, придающие мировоззрению действенную силу. Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда оно приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей.
Все типы мировоззрения выявляют некоторое единство, охватывая определенный круг вопросов, например, как дух соотносится с материей, что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира, как человек познает действительность, что такое добро и зло, по каким законам развивается человеческое общество. Гносеологическая структура мировоззрения образуется в результате обобщения естественно-научных- , социально-историчес- ких, технических и философских знаний.
Мировоззрение имеет огромный практический жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающ

Школа Юрия Окунева

Добрый день, друзья! Считаете, что философия - удел бородатых дедушек-профессоров из маститых ВУЗов? Не спешите с выводами! Философией пропитано решительно все, что имеет отношение к жизнедеятельности человека. В том числе, и наш многоуважаемый , который напрямую связан с таким философским понятием как мировоззрение. Итак, сегодня обсудим мировоззрение что это, «с чем его едят» и каких целей помогает достичь понимание себя в этом ключе?

Термин «мировоззрение» звучит весьма солидно, и кому-то может показаться слишком заумным. На деле же все достаточно просто. О том, что такое мировоззрение, определение в словаре гласит примерно следующее: «это система взглядов на окружающий мир, других людей и себя самого».

Объясню простыми словами. Представьте, что каждый из нас смотрит на мир через изготовленные на заказ очки того или иного бренда. При этом можно сказать следующее:

  • У каждого будут совершенно особенные очки, ведь все изделия авторские, единичные. Хоть в чем-то, да обязательно найдется какая-то неповторимая черта.
  • У людей, заказавших очки в одинаковых фирмах, данные аксессуары будут иметь схожие черты.
  • Различие в характеристиках изделий будет отражаться на том, что именно мы видим, в каких цветах, в каком масштабе, под каким углом и т.д.
  • Тот факт, какие именно очки заказать и где, зависит от целой кучи факторов. Уровня ваших доходов; актуальных модных тенденций; традиций, принятых в конкретной социальной/культурной среде; личных вкусовых пристрастий владельца и того, что считается красивым непосредственно в его семье и пр.

Именно такими «очками» и является мировоззрение. У каждого человека оно уникально. У людей из одинаковых социальных/культурных групп очки мировоззрение в чем-то схоже. На то, под каким ракурсом мы смотрим на мир, влияет огромное количество внутренних и внешних факторов.

С понятием мировоззрения, вроде как, разобрались. Теперь давайте поговорим о том, зачем нам, собственно, вообще возиться с этой философской мутотенью. А смысл здесь заключается в том, что именно от ваших взглядов на собственную персону и на происходящее вокруг и зависит весь ваш жизненный путь.

Понимание, что есть добро и зло. Представления об идеальных отношениях, любви, успешной карьере, материальном благополучии, творческой самореализации. Мечты и стремления, страхи и предрассудки. Все это формируется именно в рамках мировоззрения. Поэтому чрезвычайно важно как можно лучше изучить данное понятие и начать применять полученные знания на практике!

Функции мировоззрения и его формы

Говорить о мировоззрении можно часами, но нам такой вариант не подходит, ибо наша цель усвоить базис. Поэтому вкратце пробежимся по основным нюансам.

Какую миссию несет на себе система взглядов на мир?

Их несколько. Мы выделим основные.

  • Поведенческая. Нашими действиями напрямую руководят те взгляды, цели и принципы, которые образуются в рамках формирования мировоззренческой картины мира.
  • Познавательная. На протяжении всей жизни мы изучаем окружающий мир и регулярно пополняем копилку своих знаний новыми открытиями, эмоциями. В итоге, постоянно корректируется и сама система взглядов.
  • Прогностическая. Располагая некоторым опытом и информацией о мире, мы можем строить догадки о дальнейшем течении жизни. В частности, о том, что будет происходить с какой-то небольшой социальной группой (например, коллективом на работе) или даже целой страной. Плюс, мы строим планы относительно себя самих и близких нам людей.
  • Ценностная. Мировоззрение определяет набор личностных ценностей. Что для нас хорошо, а что плохо? Что можно, а что никогда нельзя? В чем смысл нашего существования? Как расставить приоритеты? На основе этих убеждений мы выстраиваем план жизни, на них же опираемся при принятии различных решений.

Ну, что? Разговоры о мировоззрении все еще кажутся вам бестолковой тратой времени? Вы все еще убеждены, что это философская ерунда, которая не имеет к вам никакого отношения, а потому совершенно не нужна? В таком случае перечитайте список функций еще раз!

Типы мировоззрения

С течением времени эпохи сменяли друг друга. Человек, общество развивались, а потому менялись и некие общие мировоззренческие тенденции. При этом старые принципы «воззрений» в большей или меньшей степени также сохранялись. В итоге, сегодня можно говорить про несколько разновидностей систем взглядов, которые так или иначе представлены и в современном мире. Разберем их, чтобы еще лучше понять, что значит мировоззрение.

  • Мифологическое.

Оно стало следствием недостаточности знаний человека о мире. Ему свойственно отождествление различных природных процессов с теми или иными полуфантастическими или полностью сказочными образами. Присвоение природе характеристик живого существа.

Несмотря на оторванность от объективных факторов, подобная система взглядов присутствует и сегодня. В частности, в виде различных суеверий. Например, мы обходим стороной черных котов. Трижды стучим по столу и плюемся, чтобы прогнать прочь негатив. Навязываем невестам необходимость в день свадьбы надевать на себя что-то новое, что-то синее и что-то заимствованное. И так далее.

  • Религиозное.

Это фактически более продвинутый уровень предыдущего мировоззрения. Ему свойственна большая осмысленность, реалистичность и привязка уже к конкретным морально-этическим нормам. Теперь человек не просто стремиться делать что-то по правилам, дабы не разгневать высшие силы. Он еще и пытается быть хорошим, вносит в свой список идеалов важнейшие общечеловеческие ценности - доброту, любовь, умение прощать, стремление помочь нуждающимся и т.д.

  • Обыденное.

Тип взглядов, который, наверное, был всегда. В его основе - простой житейский опыт, чувства и здравый смысл. Плюс, сюда же подключаются всевозможные стереотипы и предрассудки; традиции, принятые в конкретном обществе, отдельной семье. Колоссальное воздействие оказывают и сторонние факторы в виде СМИ, литературы, кино.

  • Философское.

По мере расширения представлений о мире у человека появляется необходимость анализировать, сравнивать, выявлять причинно-следственные связи и делать на основе полученных данных выводы. Он пока еще руководствуется субъективным познанием, делая акцент то на материальной стороне вещей, то на их духовной составляющей мироздания. Но все же ищет, всматривается в мельчайшие детали и размышляет, пытаясь выявить истину.

  • Научное.

Прогресс не стоит на месте. Поэтому в какой-то момент общество начинает отходить от своих чувственных представлений и пространных философский теорий, отдавая предпочтение жестким фактам. Конкретность, максимальная объективность, практичность, мощная доказательная база - все это выходит на первый план. Ура!

  • Историческое.

Под этим понимается то мировоззрение, которое привязано к какой-то конкретной эпохе. Например, античность отличалась своими высокими эстетическими идеалами. Чтились науки и философия. Люди того периода искали формулу идеальной гармонии и красоты. А вот во времена Средневековья во главу угла ставилась религия, инакомыслие жестоко каралось, было явное стремление к простейшим плотским удовольствиям. И так далее.

  • Художественное.

Весьма специфический вид мировоззрения. Он встречался во все времена - среди тех людей, которые пытались даже самые простые вещи воспринимать как чудо природы. Они восхищались красотой и гармонией мира, стремились создавать рукотворные вещи, которые бы отражали это великолепие. Художественное мировоззрение свойственно всем по-настоящему творческим людям.

И что в итоге?

Как видите, все виды «воззрений» на мир очень разные. Каждый имеет свои плюсы и минусы. Именно поэтому так важно в формировании своих собственных взглядов на жизнь не зацикливаться на какой-то одной системе.

Важно грамотно сочетать между собой мировоззренческие принципы, отсылающие к духовности и чувственности, с теми, что делают акцент на практичности и объективности. Каждый элемент при этом чрезвычайно важен. Только в этом случае можно будет говорить о гармоничном развитии личности.

Вообще, принято разделять два кардинально разных уровня мировоззренческих систем:

  • Обыденный. Это взгляды, которые имеют под собой основание в виде накопленного лично нами или целыми поколениями наших предшественников опыта. Взгляды, которые опираются на традиции, культурные ценности, общественные идеалы, устоявшиеся убеждения. Безусловно, они не лишены смысла и рациональности. Однако их совершенно недостаточно для того, кто стремится расширять грани своего сознания, устранять поставленные другими рамки. Для того, кто идет по собственному пути.
  • Философский. На этом уровне человек начинает критически оценивать все те знания, которые накопились цивилизацией. Он допускает потенциальную ошибочность некоторых представлений, и старается выявлять эти нестыковки. Делается это ради формирования максимально эффективного, реалистичного и полезного мировоззрения.

«И всё-таки, как применить это на практике?» — спросите вы.

До новых публикаций! Всегда ваш, Юрий Окунев.

Мировоззрение – важная часть жизни человека. Как разумное существо он должен иметь свои мысли, взгляды, идеи, совершать поступки и уметь анализировать их. В чём суть этого понятия? Какова его структура и типология?

Человек – существо разумное, живущее осознанно. Ему присуща мыслительная деятельность и чувственное восприятие. Он способен ставить цели и находить средства для их реализации. А значит, он обладает определённым мировоззрением. Данное понятие многогранное, состоит из нескольких важных определений.

Мировоззрение — это:

  • система взглядов человека на реальный, объективный мир;
  • отношение разумного существа к окружающей действительности и к собственному «Я»;
  • жизненная позиция , убеждения, идеалы, манера поведения, морально-этические ценности и понятие нравственности, духовный мир личности, принципы познания и применения опыта, связанные с восприятием среды и общества.

Определение и выработка мировоззрения предполагает изучение и восприятие только тех взглядов и представлений, которые имеют предельное обобщение.

Субъектами данного понятия являются личность, индивид, и социальная группа, общество. Показателем зрелости обоих субъектов становится сформированность устойчивого, непоколебимого взгляда на вещи, который напрямую зависит от материальных условий и общественного бытия, с которыми связан человек.

Уровни

Человеческая индивидуальность не может быть одинаковой. А значит и мировоззрение различно. Оно связано с несколькими уровнями самосознания.

Структура его состоит ряда важных компонентов, имеющих свои характеристики.

  1. Первый уровень — обыденное мировоззрение. На нём находится большинство людей, поскольку это есть система взглядов, которые основаны на здравом смысле, жизненном опыте и человеческих инстинктах.
  2. Второй уровень – профессиональное. Им обладают люди, занятые в определённой сфере научной и практической деятельности. Оно возникает в результате получения знаний и опыта в конкретной области науки, политики, творчества. Мысли и идеи человека, возникающие на данном уровне, носят просветительский характер и способны воздействовать, передаваться другим людям. Таким мировоззрением обладали многие философы, писатели, общественные деятели.
  3. Третий уровень – наивысшая точка развития – теоретическое (философия). На этом уровне создаётся, изучается, анализируется и критикуется структура и типология взглядов человека на мир и самого себя. Специфика данного уровня такова, что до него доходили особо выдающиеся личности, теоретики философской науки.

Структура

В структуре видения мира выделяются более конкретные уровни:

  • элементный : компоненты мировоззрения объединяются и реализуются в обыденном сознании;
  • концептуальный : основа – мировоззренческие проблемы – концепции;
  • методологический : понятия и принципы, которые составляют центр, ядро мировоззрения.
Компоненты мировоззрения Характерные черты Виды и формы
Знания Объединённый круг сведений об окружающем мире, необходимый индивиду для успешной ориентации в нём. Это первейшая составляющая любого мировоззрения. Чем шире круг знаний, тем серьёзнее жизненная позиция человека.
  • научные,
  • профессиональные,
  • практические.
Чувства (эмоции) Субъективная реакция человека на внешние раздражители. Она проявляется в различных психологических состояниях.
  • положительные, позитивные (радость, удовольствие, счастье и др.)
  • отрицательные, негативные (печаль, горе, страх, неуверенность и др.)
  • нравственные (долг, ответственность и.др.)
Ценности Личное отношение человека к тому, что происходит вокруг него. Они воспринимаются через призму собственных целей, потребностей, интересов и понимания смысла жизни.
  • значимые – степень интенсивности отношения к чему-либо (что-то трогает больше, иное меньше);
  • полезные – практическая необходимость (кров, одежда, средства к добыче благ, в том числе знания, умения и навыки)
  • вредные – негативное отношение к чему-либо (загрязнение окружающей среды, убийство, насилие и др.)
Поступки Практическое, поведенческое проявление собственных взглядов и идей.
  • положительные, приносящие пользу и порождающие хорошее отношение окружающих (помощь, благотворительность, спасение и др.);
  • отрицательные, вредные, несущие страдания и негативизм (военные действия, насилие и др.)
Убеждения Личные или общественные взгляды, которые принимаются другими людьми безооговорочно или в результате сомнений. Это единство знаний и воли. Это двигатель масс и основа жизни для особенно убеждённых людей.
  • твёрдые, не поддающиеся сомнениям, истина;
  • волевые, способные воодушевить, поднять на борьбу.
Характер Набор личных качеств, способствующих формированию и развитию мировоззрения
  • воля – способность к самостоятельным осознанным действиям (постановка цели, её достижение, планирование, выбор средств и т.д.)
  • вера – степень практического осознания самого себя (уверенность/ неуверенность), расположения к другим людям (доверие, доверчивость);
  • сомнения – самокритичность в зависимости от каких-либо знаний или ценностей. Сомневающийся человек всегда самостоятелен в своем мировоззрении. Фанатичное принятие чужих взглядов переходит в догматизм, полное их отрицание – в нигилизм, переход от одной крайности к другой вырастает в скептицизм.

Данные структурные компоненты имеют свои особенности. По ним можно судить, насколько сложным и противоречивым оказывается убеждения человека, пытающегося соединить знания, чувства, ценности, поступки, собственные черты характера, идущие извне.

Типы

В зависимости от уровня развития системы взглядов человека и особенностей его индивидуального восприятия окружающего мира выделяют следующие типы мировоззрения:

  1. Обыденное (житейское) возникает в условиях привычной повседневной жизни. Обычно оно передаётся от остаршего поколения к младшему, от взрослых к детям. Данный тип характеризуется чёткостью позиции и представлениями о самом себе и окружающем: людях и среде. С раннего возраста индивид осознаёт, какое бывает солнце, небо, вода, утро, добро и зло, и т.п.
  2. Мифологическое подразумевает наличие неопределённости, отсутствие разделения между субъективным и объективным. Человек познаёт мир через известное ему в силу бытия. В данном типе мировоззрение обеспечивало взаимодействие поколений через мифические связи прошлого и будущего. Миф становился реальностью, с ним сверяли собственные взгляды и поступки.
  3. Религиозное – одно из самых сильных и действенных типов, связанное с верой в сверхъестесственные силы, которые управляют волей, познаниями, нравственными и физическими действиями людей.
  4. Научное состоит из конкретных, рациональных, фактических мыслей, идей, лишённых субъективизна. Данный тип наиболее реалистичен, аргументирован и точен.
  5. Философское включает в себя теоретические понятия и категории, которые опираются на научные знания и обоснования природных, общественных и личных явлений в соответствии с логикой и объективной реальностью. Философия, или «любовь к мудрости» содержит высший смысл научного постижения мира и бескорыстное служение истине.
  6. Гуманистическое стоит на фундаментальных принципах гуманизма – человечности, которые гласят, что:
  • человек – наивысшая мировая ценность;
  • каждый человек – самодостаточная личность;
  • каждый человек имеет неограниченные возможности для собственного развития, роста и проявления творческих способностей;
  • каждый человек способен изменить себя, свой характер;
  • каждая личность способна к саморазвитию и положительному воздействию на окружающих.

В любом типе мировоззрения главным является человек, его отношение к самому себе и окружающему миру.

Несмотря на некоторые различия, функции каждого типа направлены на то, чтобы человек менялся и становился лучше, чтобы его мысли и идеи не вредили ни ему, ни тем, кто находится с ним рядом.

Какую роль играет видение мира в жизни человека

Человек за свою жизнь проходит разные этапы. Становление личности проходит в постоянных поисках и сомнениях, противоречиях и обретениях истины. Если человек действительно заинтересован в собственном развитии и хочет достичь высшей точки познания, он должен выработать свою личную жизненную позицию, основанную на собственном мировоззрении.

Личные взгляды могут объединять различные точки зрения и идеи. Их трансформация позволяет человеку становиться личностью, индивидуальностью.

Видео: Мировоззрение



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама