THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

1. Философия и экономика

Современная философия рассматривает многие проблемы экономической жизни общества, понимая под нею отношения собственности, распределения, обмена и потребления. Философские подходы к экономической жизни общества пытаются выявить, каковы источники развития экономической жизни, каково соотношение объективных и субъективных сторон в экономических процессах, как сосуществуют в обществе экономические интересы различных социальных групп, каково соотношение реформ и революций в экономической жизни общества и т. д.

Пожалуй, одной из самых обсуждаемых проблем в современной социально-философской мысли России является вопрос о роли способа производства в жизни общества. Причина в том, что закон определяющей роли материального производства в жизни общества, открытый К.Марксом в середине прошлого века, в эпоху восходящего развития капитализма, был признан в марксистско-ленинской обществоведческой науке истиной, не подлежащей сомнению. Сторонников у этой точки зрения много и сейчас. Действительно, на уровне обыденно-практического сознания мы прекрасно понимаем, что даже для того, чтобы учиться, нужно, как минимум, вначале удовлетворить первичные потребности - прежде всего материальные (жилье, еда, одежда), а затем понадобятся учебники, ручки, тетради и многое другое, кстати, тоже появившееся благодаря материальному производству. Но рассмотрим эту проблему на научно-теоретическом уровне.

Итак, многие мыслители считают способ материального производства основой существования и развития всего общества, выдвигая достаточно веские аргументы:

· без постоянного осуществления воспроизводства материальных благ существование общества невозможно;

· способ производства, сложившееся разделение труда, отношения собственности определяют появление и развитие классов и социальных групп, слоёв общества, его социальной структуры;

· способ производства во многом обусловливает развитие политической жизни общества;

· в процессе производства создаются необходимые материальные условия развития духовной жизни общества;

· материальное производство поддерживает активность человека в любой сфере его жизни и деятельности.

В середине ХIХ века в предисловии к "К критике политической экономии" К. Маркс писал: "Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще". Так он сформулировал суть закона определяющей роли материального производства в жизни общества.

К. Маркс выделил производительные силы труда и всеобщие производительные силы. Человек, трудящийся, является непосредственным субъектом труда. Прежде всего, человек выступает как рабочая сила, обладающая физическими и интеллектуальными способностями, профессиональными знаниями и определенным уровнем сформированности культуры. Однако подобная трактовка наследия К. Маркса в старых учебниках достаточно схематична. Большой знаток марксизма В.С. Барулин подытоживает теоретические построения К. Маркса о производительных силах: "К. Маркс в качество человека как производительной силы включил все богатство его развития как общественного субъекта, как личности" Всеобщие производительные силы характеризуются двумя моментами:

· это силы, эффект которых произведен от кооперации всего общественного труда,

· это силы, связанные с уровнем духовной культуры общества.

Производственные отношения характеризуют экономические отношения, в которых находятся классы и социальные группы по поводу собственности, обмена, распределения и потребления произведенных материальных и духовных благ. Определить их можно так: производственные отношения - это совокупность материально-экономических отношений между людьми, складывающаяся в процессе производства и движения общественного продукта от производителя до потребителя.

Развитие материального производства начинается с развития производительных сил, в которых наиболее быстрыми темпами развиваются орудия труда. По мысли марксистов, производительные силы всегда обусловливают определенные общественные производственные отношения, поскольку люди не могут осуществлять процесс производства не объединяясь каким-либо образом. Следовательно, любое изменение производительных сил должно привести к изменению производственных отношений.

Современная социальная философия признает важность материального производства, однако считает его лишь одной из многих не менее важных сфер общественной жизни, без которых представить себе общество также невозможно. Опровергает ли это марксово учение? Один из известнейших социологов второй половины ХХ века Р. Арон предложил свой подход к анализу наследия К. Маркса в этом вопросе. Его взгляд тем более интересен, что Р. Арон считается крупнейшим знатоком марксизма и его критиком. "В контексте Марксова подхода к капитализму и к истории большое значение придается сочетанию понятий производительных сил, производственных отношений, классовой борьбы, классового сознания, а кроме того, базиса и надстройки. Эти понятия можно использовать во всяком социологическом анализе. Сам я, когда пробую анализировать советское или американское общество, охотно начинаю с экономики и даже с состояния производительных сил, чтобы затем перейти к производственным отношениям, а затем к социальным отношениям. Допустимо критическое и методологическое использование этих понятий для понимания и объяснения современного, а может быть, даже любого другого общества" Орехов А.М. Социальная философия собственности: на пути к новой парадигме, М., 2000

Р. Арон полагает, что марксистское учение об обществе носит двусмысленный характер. Двусмысленность проявляется в том, что возможны две интерпретации идей К.Маркса - гибкая, критическая и ортодоксальная.

Таблица. Идеи К. Маркса и их возможная интерпретация

Идеи К. Маркса

Гибкая, критическая интерпретация

Ортодоксальная интерпретация

1. Общественный строй определяется некоторыми главными характеристиками -- состоянием производительных сил, формой собственности и отношениями между трудящимися

Производительные силы развивались в разных условиях - при частной собственности и при общественной; там, где производительные силы были более развиты, революций не происходило

Конец западного общества в связи с представлением о саморазрушении западного строя из-за внутренних противоречий.

2.Противоречия между производительными силами и производственными отношениями

Развитие производительных сил требует новых форм производственных отношений, но эти новые формы могут не противоречить традиционному праву собственности. Теоретического противоречия между производительными силами и производственными отношениями не существует.

На определенном уровне развития производительных сил личное право на собственность станет препятствием на пути прогресса производительных сил

3. Анализ базиса и надстройки

Базисом следовало бы назвать экономику, в частности, производительные силы, т. е. течническое оснащение общества вместе с организацией труда. Но технический уровень цивилизации не отделим от уровня научных познаний. Но оно относится к надстройке

Базис, производственные отношения, определяют надстройку, которая должна ему соответствовать.

Под "ортодоксальными" здесь подразумеваются выводы, сделанные теми последователями марксистского учения, которые не хотели творчески подойти к его содержанию, хотя вопрос о необходимости пересмотра ряда положений классического марксизма ставился еще в середине 90-х годов ХIХ века. Марксизм отразил состояние общества второй трети прошлого века и опирался на науку той эпохи. В те годы о многих общественных процессах, проявившихся уже в начале нынешнего столетия, не могло быть и речи, а развитие капитализма вполне укладывалось в логичные марксистские схемы. Однако не следует полностью отвергать марксизм на том основании, что он якобы "устарел", поскольку многие идеи К. Маркса могут быть творчески использованы как методологические подходы к изучению современного общества.

Если вопрос о роли материального производства в жизни общества стал объектом дискуссий лишь в последние десятилетия, то философские проблемы собственности вызывали самые ожесточенные споры на протяжении многих столетий. Главными дискуссионными вопросами были, во-первых, какова роль собственности в развитии человеческой цивилизации и культуры, и, во-вторых, собственность - это добро или зло?

Формы собственности могут быть различными. Главными из них являются общественная и частная собственность. Со времен Платона в философии идет спор о том, какая форма собственности лучше. Приведем два характерных мнения, отражающих позиции противоположных лагерей, на которые разделились мыслители по отношению к собственности.

Аристотель: "В каждом государстве есть три части: очень состоятельные, крайне неимущие и третьи, стоящие посредине между теми и другими. Так как, по общепринятому мнению, умеренность и середина - наилучшее, то, очевидно, и средний достаток из всех благ всего лучше. При наличии его легче всего повиноваться доводам разума... Государство более всего стремится к тому, чтобы все в нем были равны и одинаковы, а это свойственно преимущественно людям средним... Они не стремятся к чужому добру, как бедняки, а прочие не посягают на то, что этим принадлежит, подобно тому, как бедняки стремятся к имуществу богатых. И так как никто на них и они ни на кого не злоумышляют, то и жизнь их протекает в безо- пасности"

Жан Мелье: "Почти повсюду распространено и узаконено заблуждение, заключающиеся в том, что люди присваивают себе в частную собственность земные блага и богатства, вместо того чтобы, как следовало бы, всем владеть и пользоваться ими на началах равенства... Благодаря этому каждый старается всякими способами, хорошими или дурными, обладать как можно большим богатством, потому что жадность ненасытна, и она, как известно, является источником всех зол... Вследствие этого наиболее сильные, наиболее хитрые, наиболее ловкие, а часто даже и худшие и не достойнейшие оказываются наделенными наилучшими земными благами и житейскими удобствами" . Самсин А.И. Основы философии экономики, М., 2003.

Процитированных философов разделяют не только два тысячелетия, но и противоположное отношение к собственности. Для Аристотеля собственность (но не чрезмерная, а умеренная, разумная) - атрибут того слоя, который мы сегодня называем "средним классом". Средний класс, ныне составляющий в развитых странах мира до 80% населения, является главной опорой государства, гарантом его благополучия. Аристотель признает, что не имеющий собственности, как и имеющий ее чрезмерно, склонны к противоправным действиям, потому оба они не могут способствовать сохранению стабильности государства. Мелье, напротив, полагает, что собственность в любом ее виде - зло.

Большая часть философов были сторонниками частной собственности. Советская философия унаследовала традиции К.Маркса и Ф.Энгельса, вслед за представителями утопического коммунизма, бескомпромиссно отрицавших частную собственность. Для российской философии это сыграло роковую роль: проблема собственности в советский период ее истории просто не ставилась.

История философии

Западная философия второй половины XIX - нач. ХХ веков: Современная западная философия отличается от «классического» этапа своего развития рядом особенностей, понять которые можно, только сопоставив этапы...

Критика религии и идеализма в философии Фейербаха

атеистический философский фейербах религия Спекулятивная философия религии приносит религию в жертву философии, христианская мифология приносит философию в жертву религии. Одна делает религию игрушкой умозрительного произвола...

Пифагорейцы. «Подобно тому, как практические стремления пифагорейцев были направлены на то, чтобы упорядочить человеческую жизнь и дать ей гармоническую форму, так и примыкающее к этим стремлениям мировоззрение… имеет в виду, прежде всего...

Метафизика астрологии в философии Древней Стои

Анаксагор принципиально отличается в понимании первоначал от всех предшествующих ему философов, поскольку отвергает стихии в качестве первоначал. Первичны не стихии, а все без исключения состояния вещества...

Для понимания сути того или иного явления важно знать, как оно возникло, на смену чему оно пришло, чем отличались его ранние стадии от последующих, более зрелых. Конкретные люди приходят к философским раздумьям...

Наука античности

Термин восходит, вероятно, к Гераклиту или Геродоту. Платон и Аристотель впервые стали пользоваться понятием Философия, близким к современному. Эпикур и стоики усматривали в ней не столько теоретическую картину мироздания...

Научная ориентация философии. Мировоззрение и методологические функции

Мировоззрение - общее понимание человеком окружаю-щего мира и своего места в нем, его отношение к окружа-ющей действительности и самому себе. Как сложное ду-ховное явление оно включает в себя: убеждения, идеалы, цели, мотивы поведения, интересы...

Теории бытия, сознания, исследование человеческой сущности

Логос - нечто явленное, оформленное и постольку "словесное"... сквозная смысловая упорядоченность бытия и сознания; это противоположность всему безотчетному и бессловесному, безответному и безответственному...

Философия Гегеля

Основу философских воззрений Гегеля можно представить следующим образом. Весь мир - это грандиозный исторический процесс развертывания и реализации возможностей некоего мирового разума, духа. Мировой Дух есть совершенно объективное...

Философия и её роль в обществе

Различные стороны экономической жизни общества изучаются соответствующими экономическими науками. Однако есть целый ряд вопросов, мимо которых не может пройти социальная философия. Это, прежде всего...

Философия и мифология. Закон отрицания отрицания

Для понимания сути того или иного явления важно знать, как оно возникло, на смену чему пришло, чем отличались его ранние стадии от последующих, более зрелых. Конкретные люди приходят к философским раздумьям, занятием философией разными путями...

Философия и наука

Иногда задают такие вопросы: что лучше - философия или наука, философия или искусство, философия или практика? Подобные вопросы неправомерны. Дело в том, что философия, наука, искусство, практика взаимодополняют друг друга...

Философия Ф. Ницше

Стиль Ницше -- напряженный, пророчески-безапелляционный или едкий-иронический. Он всё время воюет (на словах, конечно). Философия Ницше в целом очень напряженная. Он постоянно говорит сильные фразы, патетические или язвительно-ироничные...

Философское учение Аристотеля

Осуществив грандиозное обобщение социального и политического опыта эллинов, Аристотель разработал оригинальное социально-философское учение. При исследовании социально-политической жизни он исходил из принципа: «Как и всюду...

Чаадаев и его концепция России

«Философическое письмо» Чаадаева (1836), опубликованное в журнале «Телескоп», дало мощный толчок развитию русской философии. Его сторонники оформились в западников, а его критики -- в славянофилов...

ЧТО ЕСТЬ «ФИЛОСОФИЯ ЭКОНОМИКИ»?

Не принимай за истинное что бы ни было, прежде чем не признал это несомненно истинным

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ ЭКОНОМИКИ

Экономическая наука исследует мир экономических явлений и фактов по многим направлениям. Все эти направления носят условное название «экономических наук». Совокупность всех экономических наук в этом понимании и составляет предметное содержание всей экономической науки в ее привычном значении.

В этом ракурсе определение «экономических наук» аналогично определению «философских наук».

Философские науки - это основные направления, образующие в своей сумме исследовательское поле философского знания и составляющие в своей совокупности саму философию.

То есть, очевидно, что каждая философская наука - это есть отдельное направление в поле философских исследований, охватывающая своим ракурсом отдельный аспект многообразного философского знания.

К числу основных философских наук следует отнести онтологию (учение о бытии, учение о сущем), теорию познания (эпистемологию, гносеологию), логику, социальную философию, общую философию и методологию науки, аксиологию (учение о ценностях), этику, эстетику, философскую антропологию, философские проблемы естественных наук, философские проблемы технических наук, философские проблемы социальных и гуманитарных наук.

Среди философских проблем социальных и гуманитарных наук можно указать на более узкие направления исследований: философию права, философию политики (политическую философию), философию культуры, философию истории и т.п. Также сюда следует отнести и философию экономики. Из этого следует, что в философии последнюю рассматривают как частную философскую науку, нацеленную на изучение фундаментальных метафизических проблем сферы хозяйства.

Но, как говорилось выше, подобно тому, как философию можно расчленить внутри себя на философские науки, экономику также можно раздробить на экономические науки, в своем соединении составляющие экономическую науку в широком, традиционном ее понимании.

Экономические науки - это основные учения и направления, образующие в своей сумме исследовательское поле экономического знания и составляющие в своей совокупности экономическую науку в широком смысле этого слова.

Традиционно «экономические науки» воплощают в себе так называемый «экономический подход» к анализу человеческого поведения, - подход при котором исследование ведется с позиций соотношения издержек и результатов такого поведения, а также возможности стоимостного измерения и первых, и вторых. Однако «экономический подход» не исчерпывается одними «экономическим науками», он может быть использован и в других социальных дисциплинах, и при этом такое использование во многих случаях будет весьма перспективным:

«Экономический подход предлагает плодотворную унифицирующую схему для понимания всего человеческого поведения, хотя, конечно, можно признать, что многие его формы не получили пока объяснения и что учет неэкономических переменных, а также использование приемов анализа и достижений иных дисциплин способствует лучшему пониманию человеческого поведения» ,

заключал лауреат Нобелевской премии 1992 года по экономике Гэри Беккер.

Что же касается собственно «экономических наук», то можно провести их следующую классификацию. Прежде всего, необходимо выделить в ней тот раздел, который носит название «экономическая теория». Очень часто экономическую науку отождествляют с экономической теорией, хотя, вообще говоря, это не одно и то же. Экономическая теория составляет лишь ядро, сердцевину экономической науки, но не включает в себя прикладные и эмпирические разделы экономического знания.

Экономическая теория - это раздел экономической науки, представляющий собой систему обобщенного и рационально обоснованного знания, которая описывает, объясняет и предсказывает функционирование мира реальных экономических явлений и объектов.

Внутри экономической теории выделяются макроэкономическая теория и микроэкономическая теория. Первая из них исследует экономические явления в больших масштабах, - как правило, на уровне национального и мирового хозяйства, вторая сосредотачивает свое внимание на отдельной экономической единице - фирме, домашнем хозяйстве и т.п.

Еще одна архиважная экономическая наука - «политическая экономия». Последнюю разумнее всего трактовать как особую разновидность экономической теории с задачей создания системы рационально обоснованного экономического знания, имеющей выход на политический, социологический и философский уровень.

Многие из современных российских исследователей высоко оценивают политическую экономию в такой интерпретации и даже ставят ее выше экономической теории:

«Любая политическая экономия как фундаментальная наука неудобна уже тем, что ставит основополагающие вопросы, пробуждая ненужную и идеологическую опасную критичность ума» .

К экономическим наукам исторического направления относят экономическую историю и историю экономической мысли (экономических учений)", экономические науки, нацеленные на управление народным хозяйством, представлены логистикой, маркетингом, менеджментом, экономикой народонаселения и демографией, экономикой труда, экономикой природопользования, управлением инвестициями и инвестиционной деятельностью, экономикой промышленности, аграрной экономикой, экономикой транспорта и т.п.

Существуют экономические науки, связанные с финансами, денежным обращением, кредитом и банковской деятельностью: теория и методология финансов, страховое дело, банковское дело и кредит, и т.п.

Особое место в экономической науке занимают прикладные экономические дисциплины - экономическая география, экономическая статистика, экономическая математика, бухгалтерское дело, аудит и другие.

Еще один важнейший раздел экономического знания - экономическая методология.

Экономическая методология (методология экономической науки) - это важнейшее направление в экономической науке, которое исследует jметоды экономической науки, а также основные принципы, по которым живет и развивается экономическая наука.

Экономическая методология по своей сущности тесно связана с философией экономики - философскими проблемами экономики.

Философия экономики служит важнейшим дополнением для методологии экономической науки; без необходимого философского и категориального анализа невозможно уяснить и многих проблем, непосредственно относящихся к методам экономической науки. С другой стороны, экономической методологии никак не обойтись без философского, - онтологического, эпистемологического и аксиологического, - анализа экономической действительности, без метафизического дискурса, который способен во многих случаях реально прояснить спорные концептуальные проблемы самой экономической методологии.

Итак, философия экономики - это одна из философских наук и одновременно одна из экономических наук. Она соединяет, синтезирует в себе «философское» и «экономическое», или, говоря гегелевским языком, «снимает» философское содержание экономическим, и одновременно, экономическое содержание философским. В ней присутствует одновременно и «философское», и «экономическое», причем одно неотделимо от другого.

1 Бузгалин А.В., Колганов А.И. К критике economics // Вопросы экономики. 1998. №6. С. 91.

Но тем не менее, она, философия экономики, нуждается в еще более точном прояснении своего предметного статуса и, в частности, отделении своего предмета и предмета так называемой «философии хозяйства».

Термин «философия экономики» может употребляться в трех основных значениях:

  • 1) философия экономики есть то же самое, что «философия хозяйства». Философия хозяйства, - в нашем понимании (см. ниже), - это, в первую очередь, особое направление в истории экономической мысли, исследующее фундаментальные принципы экономической науки с учетом их ценностных составляющих, - включая последующую ориентацию на экономическую политику. В этом аспекте «философия хозяйства» соединяет в себе экономическую аксиологию, экономическую антропологию и философию экономической политики. Если мы трактуем философию экономики именно в таком аспекте, - как «философию хозяйства», - тогда мы ее интерпретируем в первую очередь как историко-экономическое учение, а не теоретический раздел экономической науки в целом.
  • 2) в англоязычной экономической литературе философия экономики (philosophy of economics) в подавляющем большинстве случаев подразумевает «экономическую методологию» (economic methodology, methodology of economics). Вопросы, относящиеся к компетенции «философии экономики» в русскоязычной традиции (см. ниже), в англоязычной литературе чаще всего распределены между другими социальными науками и направлениями: например, «философия собственности» и «философия экономической политики» традиционно относятся к компетенции политической философии (political philosophy), тема «этика и экономика» - предмет моральной философии (moral philosophy), «экономическая антропология» изучается в антропологии (anthropology) и т.д. и т.п. .
  • 3) наконец, в русскоязычной традиции философия экономики есть то же самое, что «философские проблемы экономики» («философские проблемы экономической науки») и именно это значение термина является структурообразующим в отношении первых двух значений (оба они могут быть представлены как методологические девиации, отклонения по отношению к третьему значению).

Философия экономики - «философские проблемы экономики», - это научное междисциплинарное направление, исследующее наиболее фундаментальные, базисные, метафизические вопросы развития хозяйства и науки о хозяйстве.

Три момента в этом определении заслуживают уточнения.

Во-первых, философия экономики - это научная область исследований, а не псевдонаучная или, тем более, не антинаучная. Философы экономики ориентируются на применение научных методов исследования в отношении хозяйства, для которых характерны строгость, точность, доказательность, эвристичность, непротиворечивость, опора на опыт и эксперимент. Ненаучные методы исследования, апеллирующие к мифу, вере или авторитету, остаются за пределами собственно философско- экономических исследований.

(В отличие от философии экономики, философия хозяйства допускает более свободное применение ненаучных методов экономических исследований. Философия хозяйства, следуя традиции, заданной для нее С.Н.Булгаковым, вполне может быть религиозной или мистической. Но философия экономики есть область именно научных исследований, - и никаких других. Однако, в предельно широком отношении «философию хозяйства» как отклоняющееся, девиантное направление в рамках философии экономики. Именно с этой точки зрения мы будем рассматривать философию хозяйства в последующих главах).

Во-вторых, философия экономики - это междисциплинарное направление, существующее, как мы уже неоднократно подчеркивали, одновременно и как философская наука , и как экономическая наука. Другими словами, философию экономики можно рассматривать и как раздел философии, и как раздел экономики. Философия в качестве «философии экономики» реализует свою методологическую и мировоззренческую функцию в отношении экономической науки: она формулирует наиболее общие, универсальные принципы, по которым развивается экономическая наука, формирует мировоззренческие стандарты и идеалы развития экономической науки, задает этическую направленность развитию последней; экономическая наука, в свою очередь, поставляет для философии частные экономические факты и знания, - которые служат эмпирической базой для последующих философских обобщений в отношении хозяйства и общества в целом.

И, наконец, в-третьих, философия экономики, - в отличие, например, от экономической теории, - нацелена на изучение далеко не всех экономических проблем, а лишь наиболее базисных, фундаментальных, метафизических, - в том плане, что они являются сердцевиной, квинтэссенци-

ей всего экономического знания. Определение таких проблем, выделение их из всей совокупности экономических фактов и теорий также входит в компетенцию философии экономики.

Философия экономики - экономическая наука, имеющая много общего с другими экономическими дисциплинами: историей экономической мысли, экономической теорией и т.п. Но наиболее близко к философии экономики в экономической науке расположены две дисциплины - экономическая методология (методология экономической науки) и политическая экономия.

Философия экономики и экономическая методология

Как уже говорилось, философия экономики тесно связана с экономической методологией, поскольку вместе с последней нацелена на исследование наиболее фундаментальных, базисных проблем экономического знания. Некоторые проблемы экономической науки можно относить одновременно и к «философским проблемам», и к «методологическим проблемам», - к примеру, это проблема предмета экономической науки, экономического закона и т.п. Но в целом между философией экономики и экономической методологией есть существенные различия: если экономическая методология в основном сосредоточена на «частных исследованиях» тех путей, что ведут к конструированию адекватных способов получения нового экономического знания, а также на их проверку (верификацию), то задачи философии экономики несколько шире: это масштабное, глобальное осмысление роли хозяйства в обществе, а также тех перспектив развития экономической науки, что приводят к получению знания, имеющего значение не только для экономики, но и для других социально-гуманитарных наук и сфер жизни общества. Например, проблема «экономических идеологий» как раздел философии экономики интересна не только экономисту, но и политологу, социологу; а «философские проблемы экономической антропологии» должны вызвать интерес не только у экономиста, но и у антрополога и философа. Таким образом, философия экономики выполняет интегрирующую функцию (см. ниже) в отношении экономического знания: она связывает между собой собственно экономическое знание и знание других наук.

Философия экономики и политическая экономия

Политическую экономию принято трактовать как особую разновидность экономической теории с задачей создания системы рационально обоснованного экономического знания, имеющей выход на политический, социологический и философский уровень. В этом аспекте политическая экономия как бы включает в себя два «этажа» знания: первый «этаж» - собственно экономические знания, второй «этаж» - знания по- лидисциплинарного характера - социологические, политологические, философские. Политическая экономия выполняет отчасти функцию идеологической дисциплины : экономическое знание в ней развернуто в плоскости какой-либо из экономических идеологий - марксисткой, неоклассической, кейнсианской и т.п.

Философия экономики, в отличие от политической экономии, не ставит перед собой идеологических задач и синтезирует знание только двух наук - философии и экономики. Философский анализ в ней не подчинен интересам какой-либо идеологии, философия экономики - это, прежде всего, наука, которая сама рефлексирует относительно ценностей и идеологий. Вот почему всякая политическая экономия нуждается в помощи со стороны философии экономики, а философия экономики совсем не обязательно выводит свои результаты на уровень политэкономического знания. Философия экономики может быть одним из источников системы политической экономии , а может существовать, - а так чаще всего и бывает, - вне всякой связи с политической экономией.

Теперь необходимо обсудить основные значения концепта «философия хозяйства», и их соотношение с философией экономики.

Термин «философия хозяйства», на наш взгляд, имеет три основных значения:

  • 1) философия хозяйства есть то же самое, что и философия экономики в ее третьем, основном значении, т.е. философия хозяйства - это философские проблемы экономики в их научном понимании.
  • 2) философия хозяйства - это аксиологические проблемы философии экономики, а также проблемы внедрения тех или иных экономических ценностей в конкретную экономическую практику. В этом аспекте термин «философия хозяйства» тесно сближается с термином «экономическая философия» - т.е. философия хозяйства есть философия выбора средств и методов хозяйствования.

3) наконец, как мы уже отмечали выше, философия хозяйства - это одно из историко-экономических учений , восходящее к одноименной работе С.Н.Булгакова, и исследующее фундаментальные принципы экономической науки с учетом их ценностных составляющих. В основном рассуждения так называемых «философов хозяйства» относятся к трем основным отраслям философии: экономической аксиологии, экономической антропологии и философии экономической политики. Именно это понимание «философии хозяйства», на наш взгляд, является наиболее распространенным.

Что же тогда получается, если резюмировать основные значения «философии экономики» и «философии хозяйства»?


Итак, далее и впредь мы будем понимать «философию экономики», в первую очередь, как философские проблемы экономической науки , а «философию хозяйства» как конкретное историко-экономическое учение в истории российской экономической мысли, - в основном (хотя и не всегда) религиозной направленности. Все остальные значения этих двух концептов для нас будут второстепенными, - в таких случаях мы будем всегда делать соответствующую оговорку.

  • Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение // THESIS. 1993.Т. 1. Вып. 1.
  • Относительно отождествления между собой «философии экономики» и «методологии экономической науки», характерной для западных ученых, следуетзаметить следующее: мы твердо убеждены, что российская научная традиция требует безусловного отделения философии экономики от методологии экономической науки. Подобная демаркация, - несмотря на общность значительной частипроблем, исследуемых этими двумя экономическими науками, - позволит придать новый импульс развитию обоих дисциплин, а философии экономики обрестисвое проблемное поле с опорой на уже существующую традицию (С.Н.Булгаков,Н.Д.Кондратьев), а тем самым «оправдать» свое существование, - как в глазахэкономистов, так и в глазах философов.
  • Ср. с А.И.Самсиным: «Можно сказать, что философия экономики нацеленана осмысление основ человеческого бытия как одной из важнейших сфер человеческой жизни и общества. Опираясь на философские категории и принципы, онавыявляет сущностные аспекты экономических явлений и процессов. Философский подход к экономической жизни предполагает высвечивание фундаментальных тенденций и закономерностей отношений человека с природой, с одной стороны, а, с другой, - отношение человека к человеку в процессе трудовой деятельности» // Самсин А.И. Там же, с. 10.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

Харьковский национальный экономический университет

Кафедра философии и политологии

РЕФЕРАТ

на тему: « Философия экономики»

Выполнил:

студент 3 курса 8 группы

факультета ЭИ

Сокольский Е. В.

Руководитель:

Карпенко Е. И.

Харьков 2009 г.

ПЛАН

1. Введение: философия как наука 3

2. Сущность и проблемная сфера философии экономики 5

4. Сущность и особенности общественного производства 10

5. Философия денег 15

6. Вывод 19

7. Использованная литература 20

1. Введение: философия как наука

Традиционно философия определяется как исследование первопричин и начал всего мыслимого - универсальных принципов, в рамках которых существует и изменяется как бытие, так и мышление, как постигаемый космос, так и постигающий его дух. Мыслимое в традиционной философии выступает в качестве бытия - одной из основных философских категорий. К бытию относятся не только реально происходящие процессы, но и умопостигаемые возможности. Поскольку мыслимое необозримо в своих частностях, философы, в основном, концентрируют своё внимание на первопричинах, предельно общих понятиях, категориях. В разные эпохи и для разных философских направлений эти категории свои (поэтому Гегель определял философию как «современную ей эпоху, постигнутую в мышлении»).

Философия включает в себя такие различные дисциплины, как логика, метафизика, онтология, эпистемология, эстетика, этика и др., в которых задаются такие вопросы, как, например, «Существует ли Бог?», «Возможно ли объективное познание?», «Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?». Фундаментальным методом философии является построение умозаключений, оценивающих те или иные аргументы, касающиеся подобных вопросов. Между тем, точных границ и единой методологии философии не существует. Споры идут и по поводу того, что считать философией, и само определение философии различно в многочисленных философских школах.

Сам термин «философия» всегда имел славу термина, с трудом поддающегося определению из-за подчас фундаментального разрыва между философскими дисциплинами и используемыми в философии идеями.

Гегель определял философию как науку о мышлении, которая имеет своей целью постижение истины посредством развёртывания понятий на основе развитого «субъективного мышления» и метода, который «в состоянии обуздывать мысль, вести её к предмету и удерживать в нём». В марксизме-ленинизме давалось несколько взаимосвязанных определений: философия есть «форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления». Хайдеггер в первой лекции своего курса «Основные понятия метафизики», последовательно рассмотрев взаимоотношения философии с наукой, мировоззренческой проповедью, искусством и религией, предложил при сущностном определении философии отталкиваться не от них, а от высказывания немецкого поэта Новалиса: «Философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома». Тем самым признав фактически не только возможность, но в данном случае и необходимость использования «взгляда со стороны» (поэзии) для философии.

Современные западные источники дают гораздо более осторожные определения, например: «философией является учение о наиболее фундаментальных и общих понятиях и принципах, относящихся к мышлению, действию и реальности».

Наконец, есть современное «постмодернистское» или «практическое» понимание философии, согласно которому философия - это то, чем занимаются люди, называющие себя философами, некий вид деятельности и ее результат. Это понимание философии критикуется как недостаточное.

Философия тесно переплетается с другими науками, дисциплинами. Она относится ко многим сферам жизни, такими как религия, исскуство. В данном реферате мы посмотрим на экономику со стороны философии.

2. Сущность и проблемная сфера философии экономики

Каждый человек ежедневно вовлечен в сферу экономической жизни, экономических явлений, ведь он покупает и продает, получает доходы и платит налоги, руководит и подчиняется управленческим решениям, экономит, вырабатывает и потребляет. Экономическая деятельность, работа есть судьбой человечества. Она не только создает материальное благосостояние, удовлетворяет приветственные нужды, а и развивает творческие силы, способности, внутренний мир человека, предоставляет ему особое направления.

Сущность экономических процессов, проблем в собственно человеческом измерении, в контексте разнообразнейших форм жизнедеятельности общества и лица рассматривает философия экономики.

Философия экономики - сфера философского знания о сущности экономического бытия человека в многовекторном поле социума и гуманистическом аспекте.

Самореализация человека одолевает границы функциональной структурности экономического процесса, создает предпосылки для новых форм объединения деятельности социальных индивидов. В таком контексте самореализация лица является главным импульсом и мотивом, который одолевает заданную размерность экономики, содействует эволюции всех социальных форм.

Самореализация как субъективная ориентация есть особым духовно-творческим процессом, обеспечивает постоянное наполнение экономической сферы человеческими силами. Она есть своеобразным энергетическим итворческим источником экономического процесса, развития человеческих способностей, которые обеспечивают экономическую деятельность человека.

Философия экономики рассматривает систему управления хозяйства как многомерный, противоречивый, объемный мир (мир общества и природы), который находится в постоянном движении и развитии. Специфика философского знания помогает подняться над внешним, будничным анализом поверхностных явлений и их свойств, проникнуть в сущность глубинных экономических процессов, которые невозможно постичь ни опытом, ни практикой, поскольку они выходят за пределы рационального постижения, но являются бытийными и при определенных обстоятельствах достаточно ощутимыми. Благодаря этому философия экономики способна раскрывать более богатую по смыслу и сущностью экономическую реальность.

Определяя общественную взаимообусловленность разных типов распределения и кооперирование людской деятельности, перспективы ее изменений, философия экономики решает методологическую и мировоззренческую задачи. Она не только задает систему координат, а и решает сложнейшие фрагменты общей картины экономической реальности, выявляет необходимые ориентиры, благодаря которым человеческая личность осуществляет перспективное моделирование собственного жизненного поведения, создает необходимое и разнсторонние условия для своего существования и развития.

Факт экономической деятельности в философской интерпретации осмысливается во всей его глубине, лишается чисто объективного смысла и раскрывается в сфере духа. Духовная сфера управлением хозяйства охватывает настроения, переживание, оценки, мироощущение, миропонимание, с чего и образовывается философская интерпретация, осмысление, мировоззренческое обоснование экономических проблем. Совокупно они формируют так называемую философию управления хозяйством, в которой экономика возникает в универсальной, всеобщей форме. Тождественная действительность экономики являются наиполнейшей формой экономики, которую способна постигнуть только философия экономики. Раскрывая универсальность экономики, ее всеобщую форму через ее бытие в мире и бесконечность ее связей с ним, философия экономики не механически переносит философские понятия, категории на сферу хозяйствования или результаты экономических мониторингов на другие сферы общественной жизни, а всесторонне учитывает сферу и специфику собственного функционирования.

Вместе с тем философия экономики дает философское понимание содержания многих основных экономических категорий («экономика», «хозяйство», «производство», «работа», «деньги», «экономический человек», «свобода», «потребность» и др.), которые за своей сутью и значением выходят за сферу экономики. Познание их содержания обеспечивает формирование общих представлений о природе хозяйственной деятельности, очерчивает ее место и роль в духовном бытии, морали, жизненном миру человека.

Термин «экономика» функционирует в двух значениях: 1) хозяйство, совокупность средств, объектов, процессов, которые люди используют для удовлетворения своих нужд путем создания необходимых благ, условий и средств существования с помощью работы; 2) наука о хозяйстве и средствах его ведения, об отношениях между людьми в процессе производства и потребления, обмена товарами и услугами. Походит он от греческого слова «ойкономия» (жилье, закон), что обозначало правила ведения домашнего хозяйства, в частности умение главы семьи управлять женой, детьми, рабами, собственностью.

Наиболее полно изложил основные принципы ойкономии Аристотель, впервые исследовав такие явления, как разделение труда, обмен, деньги, стоимость и т.п. Его концепция на продолжительное время определила характер экономического знания. Он отстаивал идею самодостаточности (натуральности) хозяйства. Полис как гармоническое объединение домохозяйств в его учении возникает не только основным экономическим фактором, а и средством обеспечения морального усовершенствования, самореализации его граждан. Такое хозяйство он называл естественным. Вместе с тем Аристотель заметил и факт производства продукции для обмена (рынка), что, по его мнению, есть неестественным, поскольку рыночные формы направлены не на самообеспечение и удовлетворение естественных нужд, а на меновую стоимость и накопление денег. А это разжигает желание, страсти людей, служит причиной разрушения основного принципа жизнедеятельности (воздержания, меры), делает людей ненасытными, поскольку объемы денежного богатства, на отличную от владения необходимыми для жизни продуктами, не имеют естественной границы роста. Форму экономической деятельности, направленную на накопление денег, Аристотель называл «хрематистикой» , которая, по его убеждениями, приводит к нарушениям гармоничности отношений в системе домохозяйство - полис - космос.

Для чего нужна философия экономики? Очевидно, она должна играть роль дисциплины, связующей между собой философию как глобальную науку о всеобщих законах и принципах всего существующего и экономику как частную науку о хозяйстве. Однако, на наш взгляд, интегративная функция - далеко не единственная в наборе всех функций философии экономики, - а лишь одна из ее функций.

Но сначала - определение самих «функций» философии экономики.

Функции философии экономики - это те задачи, которые философия экономики выполняет в исследовании хозяйственных процессов, и как, в чем конкретно она способствует развитию экономической науки.

Всего, на наш взгляд, речь должна идти о шести функциях философии экономики: мировоззренческой, методологической, критической (скептической), культурогенетической, прогностической и интегративной.

Разберем их более детально.

Мировоззренческая функция

Мировоззренческая функция философии экономики заключается в том, что философия экономики оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения как профессиональных экономистов, так и на мировоззрение всех хозяйствующих субъектов. Философия экономики здесь как бы закладывает общий базис знаний для целостного видения экономических явлений и процессов, их схватывания в масштабной перспективе.

Мировоззрение можно определить как совокупность взглядов, принципов и убеждений, фиксирующих отношение человека к окружающей его природной и социальной действительности. Помимо мировоззрения, можно также вести речь о мироощущении, мировосприятии, миропонимании , но именно мировоззрение является высшей формой рефлексии человека в отношении окружающего его мира.

Экономическое мироощущение - восприятие экономической действительности посредством органов чувств, - так сказать, внешним образом.

Экономическое мировосприятие - целостное, тотальное экономическое мироощущение; здесь мир хозяйственных явлений предстает в наиболее полной форме.

Экономическое миропонимание - целостное, тотальное экономическое мировосприятие, когда к органам чувств подключается разум, рациональность, рациональный анализ.

Экономическое мировоззрение - совокупность взглядов, принципов и убеждений, определяющих место каждого субъекта» в его системе отношений с миром хозяйства, - а через него, - в целом с обществом и природой.

Именно в отношении экономического мировоззрения философия, и, в частности, философия экономики играют роль теоретического ядра для формирования теоретических взглядов экономистов, находящих выражение в создаваемых ими экономических теориях и моделях. Естественно, что не все экономисты так или иначе ощущают в себе это «теоретическое ядро», некоторые, возможно, вообще будут отрицать влияние философии на формирование их мировоззрения. Однако, такое «ядро» все-таки существует, и временами можно даже прямым образом установить связь между приверженностью того или иного экономиста определенной философии и его симпатиями к конкретному экономическому направлению .

Методологическая функция

Методологическая функция философии экономики заключается в том, что философия экономики играет роль всеобщей методологии для экономической науки, заимствуя для этого принципы, разработанные философией в целом. Далее эти принципы проходят апробацию во всей методологии социальных и гуманитарных наук, а затем непосредственно в экономической методологии, - которая, в свою очередь, внедряет их в саму экономическую науку.

Приведем примеры нескольких таких принципов. Возможно, что все они покажутся кому-то чересчур элементарными, слишком простыми, слишком «детсадовскими» для современной эпохи, но это отнюдь не умаляет их значения.

Принцип развития.

Это принцип утверждает всеобщность развития, эволюции для рассматриваемой реальности, - относительно экономически речь должна иди об экономической (хозяйственной) реальности. Идея всеобщности развития начала прививаться в философии начиная с работ древних греков: Гераклита Эфесского, Протагора, Горгия, Сократа, Платона. Впоследствии принцип всеобщности развития для социальной реальности утвердили Гегель и Маркс, - в противоположность так называемой «метафизической» картине мира, где развитие или отсутствовало вообще или включало в себя только количественные изменения.

В экономической науке долгий период господствовала именно метафизика: хозяйство должно было принять некую идеальную форму (идеальный торговый баланс, рыночное равновесие и т.п.), а после того изменению подлежали лишь количественные параметры, а не качественные. Лишь марксизму, а впоследствии кейнсианству и институционализму, удалось внести принцип развития в картину экономической реальности. Новейшие направления экономики, такие как эволюционная экономика и новая экономическая история, еще более способствовали внесению идеи развития в экономическую науку.

Принцип детерминизма и принцип познаваемости мира.

Эти философские принципы утверждают идею всеобщей обусловленности всех явлений и идею их принципиальной познаваемости. Относительно хозяйственных феноменов можно сказать следующее: «Не существует непознаваемых хозяйственных процессов и явлений, все они связаны между собой и каждый хозяйственный процесс и явление имеет свою причину».

Принципы детерминизма и познаваемости мира уже практически сформировались в классической науке к началу XVIII века, и экономисты заимствовали их из философии без особых задержек и проблем, а готовым аналогом для них была ньютонианская физика и математика.

Принцип простоты.

Этот принцип в неявном виде предлагался еще античными философами, а более или менее классическую формулировку его предложил английский философ XIV века У.Оккам, и оттого принцип получил название «Бритвы Оккама».

«Бритва Оккама»: «Не умножай сущностей сверх необходимого». Иначе: «Не предлагай сложное объяснение там, где возможно простое».

Или: «Из всех объяснений сначала выбирай самое простое, а затем ищи более сложное».

Этот принцип (иногда еще его называют принципом «экономии мышления») играл и продолжает играть огромную роль в развитии экономического знания. Например, он требует от экономистов не увлекаться построением чересчур громоздких экономических моделей, не уходить в спекулятивно-идеологизированные схемы рассмотрения экономической реальности, а быть, грубо говоря, проще и ближе к жизни.

Принцип практической осуществимости.

Суть принципа следующая: «Все практически осуществимо, если это не нарушает законов природы и соответствует технологиям современной нам науки». Такая «детсадовская» формулировка не может не вызвать недоумения: неужели экономистам не знаком этот философский принцип?

Вероятно, знаком. Но экономисты явно не осознают всего огромного значения этого принципа (и почему-то не благодарят за это философию). Например, известно, в медицинской и фармакологической науке ежегодно вкладываются миллионы и миллиарды в поиск вакцин против неизлечимых болезней (ВИЧ-инфекция, бешенство и т.п.). Но кому известно, что такие вакцины вообще можно создать и они могут существовать в реальности? Этого никто не знает, но на помощь частным корпорациям и государству, инвестирующим в эти проекты, приходит именно принцип практической осуществимости: «Создание вакцины против ВИЧ- инфекции (бешенства и т.п.) возможно, поскольку это не противоречит законам природы и соответствует технологиям современной науки». Но кто-нибудь из серьезных инвесторов даст хотя бы один доллар или рубль для создания вечного двигателя или для построения космического корабля, способного двигаться с субсветовой скоростью? Никто, ибо первое противоречит законам природы, а второе не достижимо с точки зрения технологий науки начала XXI столетия.

Критическая (скептическая) функция

Критическая (скептическая) функция философии экономики представляет собой направленность философско-экономического знания на постоянный скепсис в отношении истин, вырабатываемых экономической наукой. Если экономическая наука в большинстве случае склонна считать эти истины абсолютными, то философия экономики рассматривает их большей частью как относительные истины, которые со временем могут быть изменены. Если экономическая наука, как и всякая «зрелая наука» (по Т.Куну), в некотором роде всегда догматична, то философия экономики считает, что все принципы и законы экономики должны на любом этапе ее развития подвергаться критике и критическому разбору, при условии, что это есть рациональная критика и рациональный разбор.

К примеру, обсуждая немного выше проблемы философии денег, мы указывали на то, что экономическая наука привыкла считать деньги вечным экономическим и социальным институтом. Но философия денег, однако, так не считает и смело ставит вопрос о «конце денег». Вечно ли

будут существовать деньги или когда-либо социальный институт денег прекратит свое существование? Пока что ответ на этот вопрос знают лишь писатели-фантасты, а экономисты и философы лишь гадают и предполагают ...

Культурогенетическая функция

Культурогенетическая функция философии экономики заключается в формировании философией экономики теоретических и методологических оснований для конструирования культурных ценностей и образцов для хозяйственного поведения.

Другими словами, философия экономики принимает участие в формировании и конструировании образцов и норм экономического поведения, выставляющих себя в качестве нормативно-духовных ценностей и идеалов данного конкретного общества, - т.е. того, что называется экономической культурой (или хозяйственной культурой). Очевидно также, что эти ценности и идеалы должны быть высокими, т.е. содержать в себе элемент духовности - как духовного опыта человечества с ярко выраженным в нем противостоянием добра и зла, высоких и низких ценностей, иначе сама по себе культурогенетическая функция философии экономики может быть истолкована превратно.

Прогностическая функция

Прогностическая функция философии экономики состоит в том, что последняя пытается прогнозировать, т.е. экстраполировать хозяйственное знание о прошлом и настоящем на будущие события экономической жизни. При этом философия экономики не предсказывает будущее «вслепую», а стремится сделать прогноз научным и разработать философско- методологическую базу как для частных, так и для глобальных экономических прогнозов: в этом аспекте прогностическая функция философии экономики сливается с ее методологической функцией.

Прогноз ни в коем случае нельзя смешивать с предсказанием. Предсказание - это, так сказать, гадание вслепую, - этим может заниматься даже не ученый, а любой человек. Предсказание всегда предполагает один исход, а прогноз - несколько возможных прогнозов («сценариев»).

У любого прогноза есть всегда «горизонт прогнозирования» - временной предел для данного прогноза, а у предсказания он отсутствует в принципе.

Правда, следует заметить, что философия экономики, в отличие, например, от экономической прогностики (экономической футурологии) не так жестко связана этими требованиями. В философии экономики вполне допустима некоторая «вольность» прогнозирования, и временами «прогнозирование» на границе с «предсказанием». Философия экономики - это действительно проблемы экономической науки, но это философские проблемы, а не какие-либо иные. Полет мысли и воображения в отношении будущего в философии может быть очень высоким, и при этом не обязательно связанным жесткими нормами, принятыми в научном прогнозировании.

Интегративная функция

Интегративная функция философии экономики заключается в том, что она играет роль медиатора (посредника) между экономикой и другими социально-гуманитарными и естественными дисциплинами, стимулирует экономическую науку к междисциплинарному взаимодействию и междисциплинарному синтезу, помогает осмыслить результаты, получаемые экономической наукой как полидисциплинарные, - т.е. как имеющие значение не только для экономистов, но для ученых - представителей других дисциплин.

Междисциплинарный синтез в экономической науке может осуществляться тремя основными способами: «экономический империализм», «экономическая вассальность» и «равноправное сотрудничество» .

«Экономический империализм» -метод исследования и тип междисциплинарного взаимодействия в социальных науках, при котором воспроизводится главный принцип экономической науки: эффективное достижение целей при дефиците средств; сами цели при этом могут быть различны и формулируются иными социальными науками: социологией, психологией, политической наукой и т.п.

Междисциплинарное взаимодействие между экономикой и иными социальными науками по типу «экономического империализма» активизировалось с 70-80х гг. XX века: и связано это, вероятно, с двумя основными причинами: во-первых, с отходом экономической науки от жестких канонов неоклассики и «вторым пришествием» институционализма как направлением, гораздо более «открытым» в направлении союза с другими социальными науками; и, во-вторых, со стремлением некоторых социальных дисциплин еще более «позитивизироваться», формализовать свой понятийный аппарат и методологический инструментарий под естественные науки - математику, физику и т.п., а также отчасти под экономику в

модели «Экономикса». Особенно сильному воздействию «экономического империализма» подверглись: гендерные исследования, демография, социология, история, политическая наука. В подавляющем большинстве случаев это влияние следует рассматривать как исключительно положительное - как в плане влияния на эволюцию самого экономического знания, так и в ракурсе развития той дисциплины, которая подвергается воздействию со стороны экономики. Например, в истории такое воздействие связано с популярностью методологии школы «новой экономической истории» и клиометрии, в политической науке - с возникновением «теории общественного выбора» и т.п.

«Экономическая вассальностъ» - это метод междисциплинарного взаимодействия между экономикой и другой наукой (другими науками), когда экономическое исследование ведется в соответствии с методологическими и теоретическими основаниями другой науки (ши, других наук).

«Экономическая вассальность» представляет собой обратную сторону «экономического империализма». Если в случае последнего «агрессором» на территории чужой науки выступает экономика, диктуя ей свои методы, то в случае «экономической вассальности» другая наука навязывает экономической науке свои теоретические схемы и свою методологию. На протяжении всей своей истории экономическая наука неоднократно подвергалась «набегам» со стороны других социальных наук, и, надо отметить, такие «набеги» в отдельные периоды развития экономической мысли были весьма успешными и оказывали глубокое воздействие на развитие экономической теории и методологии. Например, в немецкой экономической мысли второй половины XIX - первой трети XX вв. экономическая дисциплина побывала в роли «вассала» исторической науки, в советских общественных науках (с 1917 по 1991ый год) экономической науке пришлось играть роль «вассала» марксистко-ленинской философии и ее политического собрата - «научного коммунизма», и т.д.

Третий способ междисциплинарного синтеза можно условно назвать способом «равноправного сотрудничества».

«Равноправное сотрудничество» - это тип междисциплинарного взаимодействия, когда экономика и иная социальная наука в равной степени оказывают влияние на разработку каких-либо исследовательских проблем на «стыках» между собой, обогащая и углубляя как собственную, так и чужую теорию и методологию.

Наиболее классическими здесь следует считать современное взаимодействие между экономикой и социологией, а также между экономикой и психологией. Несмотря на отдельные поползновения «экономического империализма» и «экономической вассальности» у этих двух пар наук на первом месте всё же стоит междисциплинарное взаимодействие по типу «равноправного сотрудничества». «Экономическая социология» и «экономическая психология» в последние годы добились немалых успехов, применяя эффективное сочетание в первом случае - экономической и социологической теории и методологии, а во втором - экономической и

психологической теории и методологии. Достаточно успешным также следует признать «равноправное сотрудничество» экономической и исторической наук, экономической науки и гендерных исследований, экономической науки и науки права.

  • Естественно, это нельзя делать примитивным, вульгарным образом. Например, в нашем учебнике «Методы экономических исследований» на стр. 112-115приведен фрагмент рассуждений американского экономиста П.Кроссера (КроссерП. Экономический фикции, М., 1962), где как раз имеет место вульгарная попытка скоррелировать между собой у некоторых известных экономистов их экономическое и философское мировоззрение.
  • У советского писателя Вадима Шефнера в его фантастической повести «Девушка у обрыва» есть небольшое рассуждение по этому поводу, - так сказать,рефлексия из будущего: «Рассказ мой начинается в тот день, когда отменили деньги. ... В сущности, ничего особенного в этот день не произошло. Дело в том, чтопроцесс отмирания денег шел уже давно. Деньги не погибли внезапно, - они тихоскончались.... Последнее время они имели скорее значение статистическое, чемценностное. Если вам не хватало денежных знаков на покупку нужной вам вещи,вы просто вырывали из своей записной книжки листок и писали на нем «15 копеек» или «3 рубля» и платили им продавщице. Или просто могли попросить деньгиу любого прохожего, и он давал вам требуемую сумму и, не спрашивая вашегоимени, шел своей дорогой»// Шефнер В. Девушка у обрыва, М., 1991, с. 11.
  • Здесь и далее: Орехов А.М. Методы экономических исследований, с.294 - 296.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность денег и их значение в развитии товарного обмена и производства. Эволюция и основные функции денег как важнейшего атрибута рыночной экономики, их формы и виды. Организация и развитие денежного обращения, особенности методов борьбы с инфляцией.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2010

    Сущность и содержание понятия "теневая экономика". Факторы, структура и социальные функции теневой экономики. Влияние особенностей реформирования экономики на развитие теневого бизнеса. Возможные пути и подходы к решению проблем теневой экономики.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2017

    Понятие и сущность рыночной системы экономики, модели смешанной экономики. Регулирование экономики и ее особенности в современном мире, субъекты и объекты регулирования рынка. Практическое применение способов регулирования в современной экономике.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2010

    Эффективное управление экономикой предприятия. Основные понятия экономики, рыночной системы хозяйствования и сущности рынка. Теоретическая и прикладная экономика. Объекты и субъекты экономики. Рыночная система хозяйствования. Сущность и функции рынка.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2008

    Особенности философии экономики в современной России, анализ социальных предпочтений и жизненных ценностей российских граждан. Хозяйство, экономика, рынок как базовые категории философии экономики. Структура экономики, сферы экономической системы.

    контрольная работа , добавлен 09.10.2009

    Сущность и основные категории рыночной экономики. Определение эластичности спроса и предложения. Функции рынка, классификация рынков, преимущества, недостатки и особенности современного рынка. Конъюнктура рынка: спрос, предложение и рыночное равновесие.

    реферат , добавлен 20.05.2010

    Экономическая роль и системная структура рынка. Сущность, происхождение и основные элементы его инфраструктуры, особенности формирования в России. Содержание функций рынка, его позитивные и негативные стороны. Государственное регулирование экономики.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2011



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама