THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Цель урока: обобщить знания учащихся 10 класса по теме: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография»; работать над формированием орфографических действий, связанных с правописанием гласных и согласных в корне слова; закрепить навыки произношения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повторение изученного по теме:

«Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».

Цель: обобщить знания по теме: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография»; работать над формированием орфографических действий, связанных с правописанием гласных и согласных в корне слова; закрепить навыки произношения.

Задачи урока:

Образовательная:

создать условия для выяснения усвоения программного материала при изучении разделов науки о языке: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография».

Воспитательная :

создать условия для воспитания культуры речевого поведения, коллективной ответственности, взаимопомощи, формирования личности обучающихся через трудолюбие, внимания на уроке, интереса к урокам русского языка, воспитания любви к русскому языку.

Развивающая :

создать условия для развития умений и навыков обучающихся, полученных при изучении разделов науки о языке: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография» и логического мышления.

Тип урока : повторение и обобщение изученного материала по теме: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография».

Форма урока : урок-практикум.

Ведущая компетенция : культуроведческая (знание обучающимися орфографических правил): работать над расширением словарного запаса и правильностью речи обучающихся.

Ведущий принцип : доступности, научности.

Подход : личностно – ориентированный.

Технологии: технология разноуровневой дифференциации, технология информационно-коммуникативного обучения.

Оборудование урока : видеопроектор,компьютеры.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Слайд № 1.

Запись числа и классной работы с ошибками.

3. Слайд №2

Работа с транскрипцией. На доске записано высказывание Н.В. Гоголя в фонетическое транскипции. Восстановите данное высказывание в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами.

[Н"изнай"у / фкакой" другой" л"ит"иратур"э паказал"и ст"ихатворцы такой"э б"искан"эч"най"э разнаабраз"ий"э ат"энкоф звука / ч"иму ач"ас"т"и/ разум"эица / спасопстфавал сам паит"ич"иск"ий" й"изык наш]

Запись учащимися высказывания.

Не знаю, в какой другой литературе показали стихотворцы такое бесконечное разнообразие оттенков звука, чему отчасти, разумеется, способствовал сам поэтический язык наш.

Николай Васильевич Гоголь

Слайд № 3

4. Формирование мотивации.

Слово учителя. Мы поработали с тремя слайдами, по которым мы можем сформулировать тему урока.

Начнём с транскрипции (Фонетика), записали в тетради, используя какие знаки? Буквы (Графика). Красным цветом выделены буквы УДАРНЫЕ, произношение соответствует написанию? НЕТ (Орфоэпия) И самый первый слайд с ошибками –(Орфография) Всё это мы изучили? ДА. Что будем повторять?

Слайд №4

5. Слайд №5

Словарная работа

Транскрипция (в языкознании) – совокупность специальных знаков, при помощи которых передаётся произношение, а также соответствующая запись.

Слайд №6

Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуковые средства языка (звуки и их классификацию, звуковые изменения, ударение, слог, соотношение между звуками и буквами). Нормы литературного произношения изучает орфоэпия.

Звук является наименьшей единицей языка. Звуки делятся на гласные и согласные. В образовании гласных звуков участвует только голос, а в образовании согласных – шум или голос и шум.

Слайд №7 Физкульминуткадля глаз

6. Задание на повторение тем

Задание по орфоэпии

1 компьютер

Поставь ударение

БаловАть, договОр, завИдно, каталОг, красИвее, премировАть, хвОя, украИнский, хозЯева, щавЕль, занятА, свЁкла, тОрты, бАнты, звонИт, пломбировАть, апострОф, углублЁнный, экспЕрт.

2 компьютер

[Й"эсл"и вынач"н"от"э суд"ит" л"уд"эй"/ увас н"ихват"ит вр"эм"ин"и нато штобы л"уб"ит" их]

Если вы начтёте судить людей, у вас не хватит времени на то, чтобы любить их. Мать Тереза.

[Какда мал"ин"к"ий" ч"илав"эк задумываит в"ил"икай"э пр"итпр"ий"ат"ий"э / он вс"игда канч"аит т"эм / што ум"ин"шаит й"иво дауровн"а сфай"эй" паср"этств"энаст"и]

Когда маленький человек задумывает великое предприятие, он всегда кончает тем, что уменьшает его до уровня своей посредственности. Наполеон Бонапарт

Задание по фонетике и орфоэпии

3 компьютер

Восстановите текст в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами.

[какда ч"илав"эка бран"ат / эта абыч"на азнач"аит / што он абладаит й"асна выражэным характ"иром]

Когда человека бранят, это обычно означает, что он обладает ясно выраженным характером. Т. Эдварде

[ч"илав"эк б"эс пр"инцыпаф иб"ис вол"и пахош на карабл"/ у ка-торавъ "н"эт рул"а и компсъ: он м"ин"а]"ит сфа]"о направл"эн"ирэ с каждъй п"ир"и м"энъй в"этра//]

Человек без принципов и без воли похож на корабль, у которого нет руля и компаса: он меняет свое направление с каждой переменой ветра. С. Смайлс

Задание по фонетике

4 компьютер

Задание № 1 . Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ПОЕШЬ количество букв и звуков совпадает.
  2. В слове МЫШЬ буква Ь указывает на мягкость предшествующего согласного.
  3. В слове СОЛНЦЕ согласный звук [л] является непроизносимым.
  4. В слове ВСАДНИК первый звук [ф].

Задание № 2. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ПОЁТ все согласные звуки глухие.
  2. В слове ЛЕТЯЩЕГО есть звук [в].
  3. В слове БЕЛЕЮТ звуков больше, чем букв.
  4. В слове ВСЕГДА первый звук [ф].

Задание № 3. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове РЕЗКИЙ есть звук [с].
  2. В слове ВЬЮГА букв больше, чем звуков.
  3. В слове БОИТСЯ нет звука [с"].
  4. В слове РАЗЖАТЬ написание не соответствует произношению.

Задание № 4. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ШЬЕШЬ четыре звука.
  2. В слове ВТОРНИК есть звук [ф].
  3. В слове МОЛОДЁЖЬ последний согласный твердый.
  4. В слове ВЕРИШЬ все согласные мягкие.

Задание № 5. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ПОДКОПАЛИ нет звука [т].
  2. В слове ЯРОСТНЫЙ букв больше, чем звуков.
  3. В слове ВСКОЛЬЗЬ есть звук [ф].
  4. В слове ЖМУТСЯ все согласные твердые.

Задание № 6. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове РЕЖЬТЕ все звуки являются мягкими.
  2. В слове СОЗДАЕШЬ количество букв и звуков совпадает.
  3. В слове СЪЕШЬТЕ шесть звуков.
  4. В слове ЗВЁЗДНЫЙ есть непроизносимый согласный звук.

Задание № 7 .Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове БРОСЬТЕ мягкость согласного [с"] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
  2. В слове ПРИЛЕТИШЬ буква Ь не обозначает на письме мягкость предшествующего согласного.
  3. В слове ПЬЮЩЕГО букв больше, чем звуков.
  4. В слове ДВОРНЯЖКА есть звук [ш].

Задание № 8. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове СТРАСТНОЕ звуков больше, чем букв.
  2. В слове ЧАСИКИ все согласные звуки являются мягкими.
  3. В слове СДАВАТЬСЯ есть звук [з].
  4. В слове ЧУЖОГО есть звук [в].

Задание № 9. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове МЕСТНЫЙ нет звука [т].
  2. В слове ПРЕЛЕСТНОЕ количество букв и звуков совпадает.
  3. В слове КРОВЬ есть звук [ф].
  4. Слово МАЯЧИТЬ состоит из семи звуков.

Задание № 10. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове СДЕЛАЛИ все согласные являются звонкими.
  2. В слове ЗАЖИВО все согласные являются твердыми.
  3. В слове ВХОДЯТ первый звук - [ф].
  4. В слове ПОЮЩИЕ количество букв и звуков совпадает.

задания

ответы

5 компьютер

Тренажёр по орфографии

Работа по карточкам

Карточка 1

объясниться.

(Ж. Берн.) (японская пословица.) (В. Лебедев.) (Дж. Беркли.) и пр..следуют живых. (Хови.) (Сент Экзепюри.) (В. Борисов.)

Карточка 2

1. Спишите слова, ставя в них ударения.

2. Запишите слова в фонетической транскрипции.

4. Произведите фонетический разбор слова разъехаться.

5. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

(Б. Борисфенит) (амер. пословица.) (Фонтенель.) (Вовенарг.) 5) Григ.) (А. Михеев.) 1) (Лаборюйер.)

Слайд №8. Это интересно

7. Итог урока. Чем мы сегодня с вами занимались на уроке?

(Мы сегодня повторили изученный материал по теме: «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».)

Слайд №9. Домашнее задание. Стр. 221-223. Упражнение 303

Слайд №10. Спасибо за работу!

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Двацать трете актибря Класная робота

[Н"изн а й"у / фкак о й" друг о й" л"ит"ират у р"э паказ а л"и ст"ихатв о рцы так о й"э б"искан" э ч"най"э разнаабр а з"ий"э ат" э нкоф зв у ка / ч"им у ач" а с"т"и/ разум" э ица / спас о пстфавал сам паит" и ч"иск"ий" й"из ы к наш]

Проверим Не знаю, в какой другой литературе показали стихотворцы такое бесконечное разнообразие оттенков звука, чему отчасти, разумеется, способствовал сам поэтический язык наш. Николай Васильевич Гоголь

Повторение тем «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография»

Словарная работа Транскрипция (в языкознании) – совокупность специальных знаков, при помощи которых передаётся произношение, а также соответствующая запись.

Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуковые средства языка (звуки и их классификацию, звуковые изменения, ударение, слог, соотношение между звуками и буквами). Нормы литературного произношения изучает орфоэпия.

Домашнее задание Стр. 221-223. Упражнение 303

Спасибо за работу!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Поставь ударение! Баловать, договор, завидно, каталог, красивее, премировать, хвоя, украинский, хозяева, щавель, занята, свекла, торты, банты, звонит, пломбировать, апостроф, углубленный, эксперт.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Восстанови текст в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами. [ Й " эсл " и вынач " н " от " э суд " ит " л " уд " эй " / увас н " ихват " ит вр " эм " ин " и нато штобы л " уб " ит " их]

[ Какда мал"ин"к"ий " ч " илав " эк задумываит в " ил " икай " э пр " итпр " ий " ат " ий " э / он вс " игда канч " аит т " эм / што ум " ин " шаит й " иво дауровн " а сфай " эй " паср " этств " энаст " и ]

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Восстанови текст в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами [ какда ч"илав " эка бран"ат / эта абыч"на азнач"аит / што он абладаит й " асна выражэным характ"иром ]

[ ч"илав"эк б"эс пр"инцыпаф иб"ис вол"и пахош на карабл "/ у каторава н"эт рул"а и компса: он м"ин"ай"ит сфай"о направл"эн"ий " э с каждой " п"ир"им"эной " в"этра ]

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Потренируемся Задание № 1 . Укажите ошибочное суждение. В слове ПОЕШЬ количество букв и звуков совпадает. В слове МЫШЬ буква Ь указывает на мягкость предшествующего согласного. В слове СОЛНЦЕ согласный звук [л] является непроизносимым. В слове ВСАДНИК первый звук [ ф ]. Задание № 2 . Укажите ошибочное суждение. В слове ПОЁТ все согласные звуки глухие. В слове ЛЕТЯЩЕГО есть звук [в]. В слове БЕЛЕЮТ звуков больше, чем букв. В слове ВСЕГДА первый звук [ ф ].

Задание № 3. Укажите ошибочное суждение. В слове РЕЗКИЙ есть звук [с]. В слове ВЬЮГА букв больше, чем звуков. В слове БОИТСЯ нет звука [с"]. В слове РАЗЖАТЬ написание не соответствует произношению. Задание № 4 . Укажите ошибочное суждение. В слове ШЬЕШЬ четыре звука. В слове ВТОРНИК есть звук [ ф ]. В слове МОЛОДЁЖЬ последний согласный твердый. В слове ВЕРИШЬ все согласные мягкие.

Задание № 5 . Укажите ошибочное суждение. В слове ПОДКОПАЛИ нет звука [т]. В слове ЯРОСТНЫЙ букв больше, чем звуков. В слове ВСКОЛЬЗЬ есть звук [ ф ]. В слове ЖМУТСЯ все согласные твердые. Задание № 6. Укажите ошибочное суждение. В слове РЕЖЬТЕ все звуки являются мягкими. В слове СОЗДАЕШЬ количество букв и звуков совпадает. В слове СЪЕШЬТЕ шесть звуков. В слове ЗВЁЗДНЫЙ есть непроизносимый согласный звук.

Задание № 7 .Укажите ошибочное суждение. В слове БРОСЬТЕ мягкость согласного [с"] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак). В слове ПРИЛЕТИШЬ буква Ь не обозначает на письме мягкость предшествующего согласного. В слове ПЬЮЩЕГО букв больше, чем звуков. В слове ДВОРНЯЖКА есть звук [ ш ]. Задание № 8. Укажите ошибочное суждение. В слове СТРАСТНОЕ звуков больше, чем букв. В слове ЧАСИКИ все согласные звуки являются мягкими. В слове СДАВАТЬСЯ есть звук [ з ]. В слове ЧУЖОГО есть звук [в].

Задание № 9. Укажите ошибочное суждение. В слове МЕСТНЫЙ нет звука [т]. В слове ПРЕЛЕСТНОЕ количество букв и звуков совпадает. В слове КРОВЬ есть звук [ ф ]. Слово МАЯЧИТЬ состоит из семи звуков. Задание № 10. Укажите ошибочное суждение. В слове СДЕЛАЛИ все согласные являются звонкими. В слове ЗАЖИВО все согласные являются твердыми. В слове ВХОДЯТ первый звук - [ ф ] . В слове ПОЮЩИЕ количество букв и звуков совпадает.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тренажёр « Орфография » Prezentacii.com

Все задания имеют четыре варианта ответов. Из них только один ответ правильный. Его и нужно найти. Если ты ответил правильно, ты увидишь довольного смайлика. Если ты ошибся, то смайлики также сообщат тебе об этом своим появлением. Не огорчайся, подумай ещё, не торопись! Переход к новому слайду – по щелчку. Удачи вам, дорогие ребята! Правила пользования тренажёром ОТЛИЧНО! ПОДУМАЙ! ОШИБКА! МОЛОДЕЦ! Ошибочка! УМНИЦА! ВСПОМНИ ПРАВИЛО!

ПОДУМАЙ! МОЛОДЕЦ! мат Е матика – непроверяемая безударная гласная корня Укажи неверное объяснение написания слова. сыплется из ту Ч – существительное женского рода во множественном числе родительного падежа пишется без Ь завис Ящ ий от погоды поход – причастие с суффиксом –ЯЩ-, т.к. оно образовано от глагола 1 спряжения ПРЕ восходный – приставка ПРЕ- обозначает высшую степень качества

ОШИБКА! УМНИЦА! р А стереть - пишется А, т.к. дальше следует сочетание СТ вооруж Ё нный - в суффиксах причастий после шипящих под ударением пишется Ё без Ы дейный – после приставки на согласную пишется буква Ы вместо буквы И (идейный) отвечал рассея НН о – наречие, образовано от от отглагольного прилагательного РАССЕЯННЫЙ, в котором пишется НН Укажите неверное объяснение написания слова.

Ошибочка! ОТЛИЧНО! Укажите неверное объяснение выделенной орфограммы. ан А логичный – безударная гласная, проверяемая ударением пр И вокзальная площадь – приставка ПРИ- обозначает приближение скоше НН ый луг - в суффиксе страдательного причастия пишется НН пиш ИТЕ красивее! – в глаголах повелительного наклонения всегда пишется –ИТЕ независимо от спряжения

Укажите неверное объяснение выделенной орфограммы. Пол -Таганрога – ПОЛ пишется через дефис, т.к. присоединяется к собственному существительному с Ы грать – начальная гласная корня И переходит в Ы после приставки на согласную стаж Ё р – в суффиксах существительных после шипящих под ударением пишется Ё извес Т но – непроизносимая согласная в корне слова ПОДУМАЙ! МОЛОДЕЦ!

Укажите неверное объяснение выделенной орфограммы. увид Е л – в формах прошедшего времени перед суффиксом –Л- пишется та же буква, что и в инфинитиве перед - ть карма НН ый – в прилагательных, образованных от существительных с основой на –Н, пишется две НН огр А ничение – безударная гласная корня, проверяемая ударением ПРИ прятать – приставка ПРИ- имеет значение присоединения ОШИБКА! УМНИЦА!

УРА! ВЕРНО! Укажите неверное объяснение написания слова. НЕ пришедший вовремя – НЕ с полными причастиями всегда пишется раздельно девч ОНК а – в суффиксе существительного после шипящего под ударением пишется О С делать – приставка С- всегда пишется одинаково независимо от произношения говорить по -русски – наречие на –СКИ пишется с ПО- через дефис ПОДУМАЙ!

Укажите неверное объяснение написания слова. пришёл- ТАКИ – частица –ТАКИ пишется с глаголами через дефис полным-полно – наречие, образованное повторением, пишется через дефис силищ А – окончание –А пишется после суффикса –ИЩ существительных, независимо от рода н Е кто – в неопределённом местоимении под ударением пишется Е Ошибочка! ОТЛИЧНО!

Укажите неверное объяснение написания слова. стари НН ая – на стыке двух суффиксов (-ИН- и -Н-) пишется две буквы Н ПРИ думать – приставка ПРИ- имеет значение «доведение действия до конца» мат Е матика – непроверяемая безударная гласная корня из-за ту Ч – после шипящих у существительных 2 склонения Ь не пишется ПОДУМАЙ! УРА! ВЕРНО!

Укажите неверное объяснение написания слова. форме НН ый – в суффиксе прилагательного, образованного от существительного при помощи суффикса –ЕНН-, пишется две буквы Н повел Е вать – проверяемая безударная в корне (проверочное слово ВЕЛЕТЬ) м А кать в мёд – безударная гласная в корне слова, имеющего значение «погружать в жидкость» отреж Ь – в форме повелительного наклонения глаголов на конце пишется Ь ВЫУЧИ ПРАВИЛО! ОТЛИЧНО!

Укажите неверное объяснение орфограммы. ПРИ стройка – приставка ПРИ-, т.к. имеет значение неполноты действия ЗАЧЕМ волноваться! – наречие, которое пишется слитно это не сдела Н о – в суффиксе краткого причастия пишется одна буква Н ЗА ЧЕМ очередь? – местоимение с предлогом пишется раздельно Ошибочка! УРА! ВЕРНО!

Укажите неверное объяснение написания слов. ре З ко – согласная в корне, проверяемая словом РЕЗОК завяза НН ый узел – в полном страдательном причастии пишется две буквы Н (в слове есть приставка) друж О чек – в суффиксе существительного после шипящих под ударением пишется О в течени Е дня – существительное в винительном падеже пишется с окончанием -Е ОТЛИЧНО! ПОДУМАЙ!

Укажите неверное объяснение написания слов. пер И одический – безударная гласная корня, проверяемая ударением девч О нка – в суффиксе существительного после шипящего под ударением пишется О услыш И т – в окончании глагола II спряжения пишется буква И дикови НН ый – в суффиксе прилагательного пишется НН Ошибочка! УРА! ВЕРНО!

Укажите неверное объяснение написания слов. (смотреть) растеря НН о – наречие, образованное от прилагательного, пишется так же, как и прилагательное мо ЩН ость – в сочетании букв ЩН не пишется Ь пр Е достеречь - здесь приставка ПРЕ- см И рение – гласная в корне, проверяемая ударением Ошибочка! МОЛОДЕЦ!

Укажите неверное объяснение написания слова. удерж А т – глагол-исключение II спряжения имеет окончание -АТ меж И нститутский - после приставки МЕЖ- начальная гласная И переходит в Ы пром О кнуть под дождём – ударная гласная корня раст Е ряться - безударная гласная, проверяемая ударением ВСПОМНИ ПРАВИЛО! ОТЛИЧНО!

Укажите неверное объяснение выделенной орфограммы. жаре НН ый в масле- прилагательное с суффиксом –ЕНН- пишется с двумя буквами Н ук О рачивать – безударная гласная в корне, проверяемая ударением в тетрад И – окончание существительного женского рода, 3 склонения, предложного падежа НЕ досолить – глагол с приставкой НЕДО-, обозначающей недостаточность по сравнению с нормой ПОДУМАЙ! МОЛОДЕЦ!

ВСПОМНИ ПРАВИЛО! Укажите неверное объяснение написания слов. льня Н ой – в суффиксе прилагательного –ЯН- пишется одна буква Н пр Е терпеть – здесь приставка ПРЕ- употреблена в значении ПЕРЕ- выжг И те на доске узор – в окончании глагола II спряжения пишется И очер Е дь – проверяемая безударная гласная корня УРА! ВЕРНО!

Предварительный просмотр:

Карточка 1

1. Спишите слова, ставя в них ударения.

Аллегория, алыча, альтруизм, альянс, аморфный, аналогия, аутсайдер, багроветь, базировать, бездыханный, бижутерия, благовещение, блокировать, бутафория, бюрократия, вальдшнеп, ввергнуть, венчанный, верование, ветла, воровски, воскресение.

2. Запишите слова в фонетической транскрипции.

Бульон, расческа, занимается, чудесного.

объясниться.

1) Все, что человек способен пр..дставить в воображении, другие с..меют пр..творить в жизнь. (Ж. Берн.) 2) Пр..чину и пластыр.. можно пр..клеить где угодно. (японская пословица.) 3) Ум берет один бар..ер за другим, глупость вообще не знает пр..град. (В. Лебедев.) 4) Сущ..ствовать - значит быть в..спр..нимаемым. (Дж. Беркли.) 5) Мир устроен так, что люди славят мертвых св..тых и пр..следуют живых. (Хови.) 6) Очень многие заблуждения обусловлены потребностью пр..украсить: не для того, чтобы понять, а чтобы потр..сти воображение. (Сент Экзепюри.) 7) Зрелость - не столько возраст, сколько пр..одоление трудных дорог. (В. Борисов.)

Карточка 2

1. Спишите слова, ставя в них ударения.

Гребень, грильяж, дегустировать, дремота, дублировать, единоначалие, жаловать, жалюзи, журить, закупориться, запломбировать, заржаветь, избаловать, икать, каталог, красивее, умерший, электорат, позвонить, столяр, языковые (нормы), атлас (ткань).

2. Запишите слова в фонетической транскрипции.

Компаньон, открывается, широкого, испечься.

3. Произведите фонетический разбор слова разъехаться.

4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1) Сомнение - камень пр..ткновения на пути к пр..движению. (Б. Борисфенит) 2) Счастье не в д..ньгах, а в том, как их пр..умножить. (амер. пословица.) 3) Большое пр..пятствие для счастья - это ож..дание слишком большого счастья. (Фонтенель.) 4) Зависть об..няет и судит без д..казательств, пр..умножает нед..статки, дает малейшим оши..кам громкие..звания; язык ее н..полнен желчи, п..ув..личения и несправедливости. (Вовенарг.) 5) В старости нач..наешь пр..давать значение не столько творч..ству, сколько жизни. (Э. Григ.) 6) Вр..менные трудности пр..одолеваются с помощью временных успехов. (А. Михеев.) 1) Нет н..чего бе..цветнее, чем характер бе..характ..рного человека. (Лаборюйер.)


Фонетика. Графика

Фонетика изучает звуковой строй языка.

Звук – это наименьшая единица языка, участвующая в создании внешней оболочки слов и помогающая отличать слова друг от друга.

Буква – это материальное воплощение звука речи.

Звуки русского языка делятся на гласные и согласные. Гласный звук состоит только из голоса. Согласный звук состоит из голоса и шума или только из шума.

В русском языке 6 гласных звуков ([а], [о], [э], [у], [и], [ы]) и 36 согласных ([б], [б"], [п], [п"], [в], [в"], [ф], [ф"], [г], [г"], [к], [к"], [д], [д"], [т], [т"], [з], [з"], [с], [с"], [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р", [х], [х"], [ж], [ш], [ц], [ч"], [й"], [щ"]).

Гласные звуки могут быть: 1) ударными и 2) безударными.

Согласные звуки могут быть: 1) звонкими и глухими, 2) твёрдыми и мягкими. Могут образовывать пары по звонкости-глухости и твёрдости мягкости.

Пары по звонкости-глухости: [б]-[п]; [б"]-[п"]; [в]-[ф]; [в"]- [ф"]; [г]-[к]; [г"]-[к"]; [д]-[т]; [д"]-[т"]; [з]-[с]; [з"]-[с"]; [ж]-[ш].

Непарные согласные по звонкости-глухости: [й"], [л]-[л"], [м]-[м"], [н]-[н"], [р]-[р"], [х]-[х"], [ц], [ч"], [щ"].

Пары по твёрдости-мягкости: [б]-[б"], [п]-[п"], [в]-[в"], [ф]-[ф"], [г]-[г"], [к]-[к"], [д]-[д"], [т]-[т"], [з]-[з"], [с]-[с"], [л]-[л"], [м]-[м"], [н]-[н"], [р]-[р"] ,[х]-[х"].

Непарные согласные по твёрдости-мягкости: [ж], [ш], [ц], [ч"], [й"], [щ"].

На мягкость предыдущих согласных влияют буквы Е, Ё, Ю, Я, а также Ь: рябь-[р"а п"],[в" и]сна.

Буквы Е, Ё, Ю, Я передают звуки [э], [о], [у], [а], если употребляются после мягкого согласного.

Два звука эти буквы передают:

  • в начале слова: ест-[й" эст];
  • после Ъ и Ь: вьюга -[в" й" уга];
  • после гласного звука: приехал -[п р" и й" эхал].

Акцентологические нормы

Гласный звук или гласный звук в сочетании с согласным, образуют слог, если произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха. В слове выделяется столько слогов, сколько в нём гласных: ка-ре-та (3 слога), во-да (2 слога), пар (1 слог).

Один из слогов русского слова обычно произносится с большей силой. Это явление называется ударением .

Особенности постановки и функцию ударения в словах изучает раздел языкознания, который называется акцентологией .

Ударение в русском языке является разноместным, или свободным, то есть может стоять на любом слоге слова, например: пОлночь, полУчка, полукрУг. Кроме того ударение может перемещаться при изменении форм слова, т.е. является подвижным, например: волнА – вОлны, рЕдкий – редчАйший.

Ударение в русском языке может различать формы одного и того же слова (сестрЫ – сЁстры) и разные слова (Атлас – атлАс).

Нормы ударения
Правила и приёмы, помогающие избежать ошибки Примеры
Имя существительное
1. Установите аналогию с однокоренным словом. а) дОговор или договОр?
Дог…в…р – приговОр, поговОрка, наговОр, уговОр и т.д. (искл. зАговор). Следовательно, договОр.
б) нефтепрОвод или нефтепровОд?
Нефтепр…в…д – водопровОд, провОдит, (воду, нефть, газ, бензин), газопровОд, воздухопровОд и т.д. Значит, нефтепровОд.
в) ПротокОл или прОтокол?
(ОрехокОл, дырокОл; значит, протокОл).
2. Правильно склоняйте существительное. Нет (чего?) простЫнь (не простыней!), грАбель (не граблЕй!) и т.д.
3. В одно- или двусложных словах во всех падежах ударение ставится на окончании. БинтА, блинА, жезлА, ломтЯ, фитилЯ, и т.д.
4. В большинстве заимствованных слов ударение на последнем слоге. КвартАл, коклЮш, экспЕрт, жалюзИ, партЕр.
Краткие формы имени прилагательного
5. Многие краткие формы прилагательных (без суффиксов или с суффиксами -К-, -Л-, -Н-, -ОК-) имеют ударение на первом слоге основы (кроме формы единственного числа женского рода, в которой ударение на окончании). ПрАв, правА, прАво, прАвы; врЕден, вреднА, врЕдно, врЕдны и т.д.
6. Если в форме краткого прилагательного ударение падает на окончание, то в сравнительной степени ударение падает на суффикс -ЕЕ. Если же ударение в краткой форме женского рода сохраняется на основе, то и в сравнительной степени оно тоже падает на основу. НежнА – нежнЕе, светлА – светлЕе, но красИва – КрасИвее, питАтельна – питАтельнее.
Глаголы в форме прошедшего времени и краткие причастия
7. Имеют ударения на основе во всех формах (кроме формы единственного числа женского рода, в которой ударение на окончании). Дал, далА, дАло, дАли; пОнял, понялА, пОняло, пОняли; нАчат, начатА, нАчато, нАчаты;прОдан, проданА, прОдано, прОданы.
8. У значительной части глаголов на -ИРОВАТЬ ударение падает на гласный звук А в суффиксе. ГравировАть, гримировАть, пломбировАть, премировАть.
Обратите внимание!
9. Иногда предлог (чаще всего НА, ЗА, ПОД, ПО, ИЗ, БЕЗ) принимает на себя ударение, и тогда следующее за ним существительное оказывается безударным. ПО морю, ИЗ дому, БЕЗ толку, ДО ночи и т.п.
10. В словах с частью – лОгия ударным всегда является корень. КардиолОгия, метеоролОгия.
11. В словах с частью -ГРАФИЯ ударным всегда является корень -ГРАФ. ДемогрАфия, картогрАфия.

Орфоэпические нормы (произносительные)

Особенности произношения звуков изучает орфоэпия .

В процессе речи гласные и согласные звуки подвергаются определённым изменениям. К основным фонетическим процессам, происходящим в слове, относятся: 1) редукция; 2) оглушение; 3) озвончение; 4) смягчение; 5)уподобление; 6) упрощение.

Редукция – это ослабление произношения гласных звуков в безударной позиции ([дОм], [дамА]).

Оглушение – процесс, при котором звонкие согласные перед глухими согласными и на конце слова произносятся как глухие: книжка – кни[ш]ка, дуб – ду[п].

Озвончение – процесс, при котором глухие согласные в положении перед звонкими произносятся как звонкие: сделать – [з]делать, отбор – о[д]бор.

Смягчение – процесс, при котором твёрдые согласные становятся мягкими под влиянием последующих мягких: зави[с"]ть, ка[з"]нь, ле[с"]ть.

Уподоблени е – процесс, при котором сочетание нескольких разнородных согласных произносится как один долгий звук (например, сочетания СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЗДЧ, СТЧ произносится как один долгий звук [щ"], а сочетания тся, ться произносятся как один долгий звук [ц]: объе[щ"]ик, весну[щ"]атый, му[щ"]ина, [щ"]астье, учи[ц]а).

Упрощение групп согласных – процесс, при котором в сочетаниях согласных стн, здн, вст,дц, лнц и других происходит выпадение звука, хотя на письме употребляется буква, обозначающая этот звук: сердце – [с"Эрцъ], солнце – .

Для точной передачи звучащей речи используется фонетическая транскрипция – особый вид письма, содержащий как буквы, так и специальные значки.

Упражнение № 1

Произнесите, правильно ставя ударения.

Агрономия, асимметрия, балованный, блокировать, вогнутый, гравированный, гофрированный, заворожен¬ный, жалюзи, затопленный, индустрия, каталог, кормопровод, медикаменты, погнутый, прожитый, свекла, терминология, углубленный, цементный, щавель, элек¬тропровод, эпиграф, юродивый.

Упражнение № 2

Выберите правильный вариант ударения.

АристокрАтия – аристократИя, договОр – дОговор,кАучук – каучУк, Эксперт – экспЕрт, брАла – бралА, создАн – сОздан, звонЯт – звОнят, столЯр – стОляр, ворОта – воротА, оптОвый – Оптовый, цЕмент – це-мЕнт, дЕфис – дефИс.

Упражнение № 3

Образуйте все формы прошедшего времени глаголов и поставьте в них ударение.

Взять, ждать, ткать, стеречь, забыть, выбрать, позвать.

Упражнение № 4

В каких из приведенных слов ударение ставится а) на первом, б) на втором, в) на третьем слоге.

Автограф, алиби, аргумент, значимость, баржа, ат¬лет, астроном, диагноз, договор, добыча, верба, дремота, инструмент, столяр, валовый, предложить.

Упражнение № 5

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

а)лИлась, Оптовый, бАнты, свеклА.

б)килОметр, нажИта, взЯла, завезЁнный.

в)дОкрасна, изредкА, закУпорить, дАла.

г)звОним, нАчал, цЕмент, квАртал.

д)щелкАть, прибылА, налИла, катАлог.

Фонетика. Орфография

О – Е (Ё) в корнях после шипящих

Упражнение № 6

Вставьте пропущенные буквы.

Б...ч...вка, веч...рка, деш...вый, ж...ваный, ж...лоб, ж...лтый, ж...лудь, ж...рнов, ж...сткий, зач...т, кош...лка, печ...нка, пощ...чина, прич...ска, пч...лка, пш...нка, расч...ска, реш...тка, сч..т, уч...ба, уч...т, ч...лка, ч...рточка, ш...пот, щ...голь, щ...лка, щ...тка.

О – Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных

После шипящих под ударением пишется Е (Ё), хотя произносится (О), в следующих случаях: в окончаниях глаголов, например: печём пироги, течёт река; в глагольном суффиксе -ЁВЫВА-, например: размежёвывать (производные от них: размежёвка); в суффиксе -ЁР- существительных, например: дирижёр, стажёр; в суффиксах -ЁНН-, -ЁН- страдательных причастий, например: завершённый, сокращённый; в суффиксах -ЁН- отглагольных прилагательных, например: тушёный, копчёный, а также в производных словах – тушёнка, копчёности.

Под ударением пишется О, без ударения Е в суффиксах и окончаниях существительных, наречий и прилагательных. Например: свечой – тучей, свежо – жгуче, парчовый – плюшевый.

Упражнение №7

Вставьте после шипящих гласную О или Ё, мотивируйте свой выбор (приведя проверочное слово, выделив часть слова, обозначив часть речи и т. д.)

Ж…сткий диван, искусственный ш…лк, мельничный ж…рнов, утлый ч…лн, лесная трущ…ба, чугунная реш…тка, крепкая беч…вка, купить по деш…вке, ч…порный человек, спелый крыж…вник, тяж…лый ож…г, подж…г сарая, ож…г руку, борьба с саранч…й, отправиться за багаж…м, идти с нош…й, быстрый скач…к, забавная собач…нка, смешной медвеж…нок, парч…вая скатерть, камыш…вая крыша, жж…ный кофе, ноч…вка в лесу, вооруж…нное нападение, асфальтированное ш…ссе, ш…коладный цвет, буржуазный ш…винизм, тихий ш..рох, говорить общ…, выступать горяч…, боч…нок с водой, искусный ж…нглер, опытный ш…фер, деш…вый товар, вертеть трещ…тку, печ…ные яблоки, холщ…вый меш…к, мягкая ш…рстка.

Проверь себя:

В каком ряду во всех словах пишется Ё?

1)отч…т, зач…тный, смеш…н, удруч…н

2)печ…т, дириж…р, пейзаж…м, плеч…м

3)сокращ…н, нипоч…м, стаж…р, копч…ности

4)ни о ч…м, реч…нка, туш…ный, ретуш…р

В каком ряду во всех словах пишется О?

1)душ…нка, больш…го, кош…лка, галч…нок

2)бойц…м, скерц…, холщ…вый, маж…р

3)подж…г (травы), трещ…тка, чеч…тка, свеч…й

Правописание Ъ и Ь

Буквы Ъ и Ь разделительные. Выбор разделительных Ъ и Ь зависит от их положения в слове после приставки или не после приставки, а также от того, перед какими буквами они находятся: Е, Ё, Ю, Я.

Буква Ь неразделительная. Выбор неразделительного Ь зависит от наличия согласных, шипящих на конце слова, от положения мягких согласных перед согласными М, Б, Г, К.

Неразделительный Ь
Пишется Не пишется
После мягких согласных После шипящих В -ться на конце глаголов После шипящих В стечении согласных В -тся на конце глаголов
День
Мыть
Семь
Сколь зко
Возь му
Пять сот
июнь ский
Мышь
Стеречь
Спрячь
Думаешь
Сплошь
Купать ся
Смеять ся
опускать ся
Мяч
Дач
Горяч
замуж
Булочн ая
Ветв и
Сварщ ик
Камен щик
Точк и
январс кий
Купается
Смеётся
Опускается

Упражнение №8

Вставьте, если это необходимо, Ъ или Ь.

В...едливый человек, из...явить согласие, из...ять документы, ложа в бел...этаже, играть на фортеп...яно, молодой ад...ютант, ночью зав...южило, работать интерв...юером, большой ос...миног, п...едестал почета, участвовать в кинос...емках, транс...европейский союз, двух...ярусная кровать, четырех...этажный дом, разложить пас...янс, блюдо из шампин...онов, без...ядерная зона, никаких из...янов, с...емочная площадка, проезжать по кан...ону, короткий фел...етон, суб...ективный подход.

Правописание согласных в корне слова

Звонкие и глухие согласные в корне слова

Чтобы не ошибиться в правописании звонких и глухих согласных в корне, надо изменить или подобрать родственное слово так, чтобы после этих звуков был гласный (или Л, М, Н, Р). Например: мороз – морозы, низкий – низенький, косьба – косить.

Упражнение № 9

Прочитайте. Объясните написание пропущенных согласных.

Но...ти, блю...це, домоча...цы, варе...ка, пря...ка, ча...ка, сколь...ко, приве...ти, пол...ти, ше...ство, изморо...ь (иней), изморо...ь (мелкий дождь), про...ьба, обра...цовый.

Непроизносимые согласные в корне слова

Чтобы проверить правописание слов с непроизносимыми согласными (обычно это сочетания СТН, СТЛ, ЗДН, ЛНЦ, РДЦ), необходимо подобрать такое родственное слово, в котором этот согласный произносится, например: областной – область, сердце – сердечный.

Нельзя вставлять лишние буквы, которых нет в проверочном слове, например: вкусный (вкус), опасный (опасен), искусный (искусен).

Запомните: чувство, участвовать, блеснуть (но: блестеть), ровесник, сверстник, яства (кушанья), явственно (наяву), костный (мозг), косные (взгляды), почерк (но: подчеркивать).

Упражнение № 10

Запишите приведенные ниже слова, вставляя пропущенные буквы. Подберите проверочные слова.

Должнос...ной оклад, чудес...ные окрес...ности, аген...ство по недвижимости, предвес...ник бури, чес...вовать президента, адвока...ская контора, ус...ный ответ, учас...ковый милиционер, кос...ный мозг, кос...ные взгляды, мес...ное самоуправление, парламен...ские слушания, предостеречь от опас...ности, час...ный детектив, президен...ский указ, беспристрас...ное отношение, искус...ная защита, голлан...ский сыр, русская словес...ность, комендан...ский час, влас...ные структуры.

Двойные согласные в корне слова

В русском правописании удвоение согласных букв может быть вызвано различными причинами. Во многих заимствованных словах сохраняется орфография языка-источника, и двойные согласные здесь пишутся по традиции, например: антенна, грамматика, колосс, коллектив, перрон, коллега.

Написание двойных согласных в подобных случаях следует проверять по словарю.

Запомните: 1) в словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксом обычно сохраняются: группа – группка, программа – программный – программка.

Исключения: кристальный (но: кристаллический), финский, колонка, оперетка.

2) В первой части сложносокращенных слов в основах, оканчивающихся на двойной согласный, сохраняется только одна согласная: граммофонная пластинка – грампластинка, грамзапись.

Запомните: в следующих словах есть двойные согласные:

аббревиатура

агрессор

аннотация

апелляция

ассоциация

аттестат

баллотироваться

бестселлер

бюллетень

дискуссия

иммигрант

интеллект

искусственный

коррупция

коллекция

колоссальный

комиссия

коммерция

коэффициент

оппозиция

оппонент

профессор

режиссер

Запомните: в следующих словах нет двойных согласных:

алюминий

апартаменты

гостиная

гуманизм

дилетант

имитация

импресарио

искусный

карикатура

продюсер

эмигрант

Упражнение № 11

По данным толкованиям определите слова; правильно их запишите.

1) Благоустроенный дом для семьи, обычно с участком при нем; 2) краткое изложение содержания книги, статьи; 3) выдвигать свою кандидатуру на выборах в органы власти; 4) давать пояснения (к)чему-либо; 5) высшее или среднее учебное заведение; 6) обжалование решения суда в высшую судебную инстанцию; 7) обсуждение спорного вопроса; 8) сильное впечатление, производимое кем-либо или чем-либо; 9) занятие чужой территории военной силой.

Слова для справок: аннотация, апелляция, баллотироваться, дискуссия, колледж, коттедж, комментировать, оккупация, эффект.

Упражнение № 12

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Устно определите значения данных слов. При выполнении задания пользуйтесь словарями толковым и орфографическим, словарем иностранных слов.

1) Н или нн: а...отация, а...улировать, коло...а, труже...ик, то...а, ю...ый;

2) с или сс: а...истент, режи...ер, иску...твенный, ди...идент, неистощимые ре...урсы, репре...ия, белору..., компроми..., свободная диску...ия, всемирный конгре...;

3) л или лл: инте...игенция, по...ис (страховой), ба...отироваться, ко...ичество, бю...етень, ко...ективная собственность, приви...егии, а...юминиевая посуда, криста...ьная форма.

Упражнение № 13

Вставьте пропущенные буквы. Запишите слова в две колонки: в первую – с двойной согласной, во вторую – с одиночной. Какие слова не сохранили двойной согласной производящей основы?

Пятиба...ный, кора...овый (остров), криста...ная честность, оде...кий бульвар, фи...ский, иди...ический, писатель-нове...ист, сава...ая растительность, опере...ка, гру...ка, пятито...ка. Правописание проверяемых и непроверяемых согласных

Правописание безударных гласных в корне слова

В неударяемом слоге корня пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге того же или однокоренного слова.

Например: примерять (мерить) платье – примирять (мир) противников.

Упражнение № 14

Вставьте проверяемые безударные гласные.

1. Месяц величаво поднялся на небо посв...тить добрым людям и всему миру. 2. В то время все науки препод...вались на латинском языке. 3. Влажный, промозглый воздух еще не успел разр...диться после ночи и был тяжел. 4. Маменька обв...ла удивленными глазами свою комнату. 5. Она накинула на голову зеленый газ, обв...ла его концы вокруг шеи. 6. Все погл...щается бездонной тр...синой нашей жизни. 7. Степь до самой зари не могла охладиться от погл...щенного за день жара. 8. По складу его ума, по его привычкам и вкусам ему лучше всего было посв...тить себя кабинетным занятиям. 9. Отец подр...жал делу в общении с братьями, с мамой, со мною. 10. Желтоватый снег опилок густо порошил, нав...вая внизу сугроб.

Упражнение № 15



ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ. АКЦЕНТОЛОГИЯ

Фонетика (греч. Phone Графика (греч. Graphike – написанное, от grapho Орфоэпия (греч. Orthos – правильный, epos Акцентология (лат. Accentus – ударение, греч. logos

    Фонетика (греч. Phone – звук) – раздел языкознания, в котором изучается звуковая сторона языка: звуки человеческой речи, способы их образования, акустические свойства, закономерности изменения звуков, классификация звуков, ударение, особенности членения звукового потока на слоги и др. Графика (греч. Graphike – написанное, от grapho – пишу): 1. Прикладная область знаний о языке, которая устанавливает состав начертаний, употребляемых в письме, и звуковые значения букв. 2. Совокупность средств письменности, используемых для фиксации речи. Основными средствами графики являются буквы. Орфоэпия (греч. Orthos – правильный, epos – речь): 1. Совокупность норм устной речи, устанавливающих единообразное литературное произношение. 2. Раздел языкознания, в котором изучается функционирование орфоэпических норм и вырабатываются орфоэпические правила. Акцентология (лат. Accentus – ударение, греч. logos – слово) – раздел языкознания, в котором исследуется система ударений какого-либо языка или группы языков.



Звуки речи

    Звуки речи – это минимальная звуковая единица, которая выделяется при последовательном звуковом членении слова. Звуки образуются речевым аппаратом человека по-разному и обладают различной характеристикой, связанной с тем, какие органы речевого аппарата и как участвуют в образовании звука. Одни звуки образуются при помощи голоса (выдыхаемый из легких воздух приводит в колебание голосовые связки), другие – при помощи шума (струя выдыхаемого воздуха преодолевает в полости рта преграды), третьи – при помощи голоса и шума. Движение органов речевого аппарата во время образования звука называется а р т и к у л я ц и е й.

  • Для точной передачи звуков используется ф о н е т и ч е с к а я т р а н с к р и п ц и я - специальный вид письма, передающий звуковой облик слова. При этом звуки заключаются в квадратные скобки:

  • дуб – [дуп], ложка – [лошкъ].

  • В одном слове может быть один, два и более звуков: и (союз) – [и], он – [он], сыр – [сыр], лью – [л’jy], целый - [цэлыj].



Г л а с н ы е з в у к и Согласные звуки р е д у к ц и е й [ъ]. Звук . о или а

    В зависимости от способа образования звуки делятся на гласные и согласные. Г л а с н ы е з в у к и состоят только из голоса. При образовании гласных звуков струя воздуха колеблет голосовые связки и не встречает преград в полости рта. Согласные звуки состоят из шума или шума и голоса. При образовании согласных звуков струя воздуха преодолевает различные препятствия в полости рта. В русском языке шесть основных гласных звуков , т.е. тех, которые произносятся в ударных слогах: [а], [о], [у], [и], [э], [ы]. В безударном положении произношение некоторых гласных звуков изменяется. Изменение (ослабление) гласных звуков в безударном положении называется р е д у к ц и е й , а данные безударные гласные р е д у ц и р о в а н н ы м и . Так, например, в слове “темно” после [т’] произносится не [э], а [иэ] – звук, средний между [и] и [э]. В слове “молоко” после [л] в безударном положении звучит не [о], а звук, который больше похож на [а]. В фонетической транскрипции этот звук обозначается как: . После [м] слышится звук, еще менее похожий на [о] или [а]. Этот звук в транскрипции обозначается как: [ъ]. Таким образом, кроме основных шести гласных звуков, в русском языке имеются и редукцированные гласные звуки. Перечислим некоторые из них. Звук . Этот безударный звук произносится в первом предударном слоге или в абсолютном начале слова на месте букв о или а : они – , коса – [к/\са], обрывать – .

  • Звуки [ъ], [ь]. Эти редукцированные звуки произносятся во всех безударных слогах, кроме первого предударного и абсолютного начала слова. На письме они обозначаются, как правило, буквами а, о, е : ветер – [в’эт’ър], холодно – [холъднъ], хорошо – [хър/\шо], ватага – [в/\тагъ].

  • Звук [иэ] средний между [и] и [э]. Он произносится в первом предударном слоге после мягких согласных чаще всего на месте буквы е : леса – [л’иэса], метель – [м’иэт’эл’].

  • Звук [ыэ] средний между [ы] и [э]. Произносится в первом предударном слоге после твердых шипящих согласных и ц . Как правило, на письме он обозначается буквами е или и : цена – [цыэна], циркач – [цыэркач’], шеренга – [шыэр’энгъ], жираф – [жыэраф]. Позиция гласных звуков под ударением называется с и л ь н о й , в безударном положении с л а б о й . Орфографические ошибки чаще всего допускаются именно тогда, когда гласный звук находится в слабой позиции и редуцирован.


звонкие и глухие .

  • В зависимости от наличия голоса согласные делятся на звонкие и глухие .

  • Звуки, состоящие из шума и голоса, называются з в о н к и м и : [б], [в], [г], [д], [з] и др.; состоящие только из шума – г л у х и м и : [п], [ф], [к], [т] и др. Часть звонких и глухих согласных образует пары : [б] – [п], [в] – [ф], [г] – [к], [д] – [т], [ж] – [ш], [з] – [с], [б’] – [п’], [в’] – [ф’], [г"] – [к’], [д’] – [т’], [з’] – [с’]. Не имеют пар глухие [х], [ц], [ч’], [ш’], [х’] и звонкие [р], [л], [м], [н], [j]*, [р’], [л’], [м’], [н’].

  • Звук [ш’] обозначается на письме буквой щ или некоторыми сочетаниями согласных: щука [ш’укъ], счет [ш’от]. При образовании звонких согласных [р], [л], [м], [н], [j], [р’], [л’], [м’], [н’] голос преобладает над шумом. Эти согласные называются с о н о р н ы м и (остальные – ш у м н ы м и : шумные глухие и шумные звонкие).


Согласные звуки делятся на т в е р д ы е и м я к г и е.

    Произношение твердых и мягких звуков различается положением языка. Сравните, например, произношение [л] и [л’]. Мягкость согласного в фонетической транскрипции обозначается знаком [‘]: конь – [кон’], ряд – [р’ат]. Часть согласных звуков образует пары по твердости-мягкости: [б] - [б’], [в] - [в’], [г] - [г’], [д] - [д’], [з] - [з’], [л] - [л’], [м] - [м’], [н] – [н’], [р] – [р’], [п] – [п’], [ф] – [ф’], [к] – [к’], [т] – [т’], [с] – [с’], [х] – [х’]. Не имеют пар мягкие согласные звуки [ч’], [ш’], [j] и твердые согласные звуки [ж], [ш], [ц].


НЕКОТОРЫЕ АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА

    У ряда существительных женского рода 1 склонения с ударением на окончании ударение в винительном падеже единственного числа переносится на первый слог: голова – го лову, вода – во ду, борода – бо роду, земля – зе млю, нога – но гу, рука – ру ку и др. 2. Односложные предлоги на, за, во, под, из, без и другие в сочетании с существительными, имеющими ударение на первом слоге, могут принимать ударение на себя: на пол, за нос, за руку, по д ноги, по морю, и з лесу, бе з вести . Например:

  • 1. Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет (А.С. Пушкин)

  • 2. Однажды в студеную зимнюю пору Я и з лесу вышел. (Н. Некрасов)

  • 3. Вы, товарищ, сядьте на пол, Вам, пожалуй, вс равно. (С. Маршак)


  • А1. Укажи слово, в котором произносится согласный Д:

  • Народ

  • Отголосок

  • Праздник

  • Тридцать

  • При выполнении этого задания необходимо помнить, что парные звонкие согласные (б,в,г,д,ж,з) оглушаются, т.е. превращаются в глухие, если оказываются в абсолютном конце слова или в середине слова перед глухими согласными.


  • А2. В каком слове ударение падает на второй слог.

  • Диспансер

  • Двухмачтовый

  • Погналась

  • Украинский

  • Для определения верного ответа важно произнести слова вслух, определяя в каждом ударный гласный звук. Знание орфоэпических норм позволит исключитьварианты с неверным ударением


  • А3. В каком предложении вместо слова ВЫСОКИЙ нужно употребить ВЫСОТНЫЙ?

  • Долматов всегда демонстрировал ВЫСОКИЕ образцы актерской работы.

  • Нам рассказывали о людях, знакомство с которыми является большой удачей в жизни, - о людях ВЫСОКОЙ культуры и оригинальной мысли.

  • Это была хорошая женщина, простая, грустная, необычайно ВЫСОКОЙ души.

  • В Москве действует целевая программа ВЫСОКОГО строительства.

  • Для того чтобы выбрать правильный вариант решения, необходимо различать лексические значения паронимов ВЫСОКИЙ и ВЫСОТНЫЙ. Если различие значений паронимов кажется вам неочевидным, попробуйте заменить в предложениях один пароним на другой и выберите правильный вариант ответа.


  • А4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

  • Пара носков

  • Заехай ко мне

  • Гораздо сложнее

  • Более семисот зрителей

  • Это задание проверяет следующие знания:

  • Нормы образования форм прилагательных и наречий

  • Нормы склонения и сочетаний разных разрядов числительных

  • Нормы склонения существительных

  • Нормы сочетаемости различных частей речи


  • А5. Выберите грамматически правильное продолжение предложения

  • Приехав в столицу,

  • каждый поражается бешеному темпу москвичей.

  • первой моей задачей было найти работу.

  • меня охватила радость.

  • каждого поражают суета и спешка.

  • Чтобы выбрать правильный вариант, необходимо владеть синтаксическими нормами употребления деепричастного оборота: деепричастие, обозначающее добавочное действие, и глагол (сказуемое), обозначающий основное действие, должны относиться к одному и тому же лицу или предмету.



3. ми лая – мила , бе лая – бела , ста рая – стара –н-, -л-, -к- с предшествующим согласным: бле дная – бледн а, све тлая – светл а, крепк ая – крепк а –ок, -ек, -к : высо кая – высок а, далёкая – далек а, весёлая - весел а изы сканная – изы сканна, краси вая – краси ва . 4.

    3. В кратких прилагательных женского рода ударение переходит на окончание, если: 1) слово состоит из односложного корня и окончания: ми лая – мила , бе лая – бела , ста рая – стара ; 2) если односложная основа оканчивается на –н-, -л-, -к- с предшествующим согласным: бле дная – бледн а, све тлая – светл а, крепк ая – крепк а ; 3) если двусложная основа не имеет суффикса или же содержит суффиксы –ок, -ек, -к : высо кая – высок а, далёкая – далек а, весёлая - весел а . В остальных кратких прилагательных ударение падает на тот же слог, что и в полных: изы сканная – изы сканна, краси вая – краси ва . 4. Во многих глаголах прошедшего времени в мужском и среднем проде, а также во множественном числе ударение падает на основу, а в женском роде – на окончание: отбыл, отбыло, отбыли – отбыла; начал, начало, начали – начала; брал, брало, брали – брала; звал, звало, звали – звала . 5. Многие страдательные причастия прошедшего времени, образованные от глаголов на –нуть, -ать, -ять, имеют ударение на первом слоге: поднять – поднятый, согнуть – согнутый, вспахать – вспаханный, отнять – отнятый . 6. В случае затруднений при постановке ударения необходимо обращаться к словарю ударений либо к орфоэпическому, орфографическому и другим словарям.

Пособие охватывает четыре взаимосвязанных раздела дисциплины «Современный русский литературный язык»: фонетику, графику, орфографию, орфоэпию. Фонетический уровень состоит из иерархически взаимодействующих ярусов - фонемы (и их репрезентанты - звуки), слоги, фонетические слова, синтагмы, фразы, фоноабзацы, тексты. Каждый из ярусов всесторонне рассмотрен в пособии; фонемный ярус анализируется в традициях Московской фонологической школы. В орфоэпии основное внимание уделено постановке публичного (профессионального) произношения, в связи с чем привлекаются труды Л.В. Щер- бы и его школы в исследовании стилей (кодов) произношения. Для студентов филологических факультетов, представителей публичных профессий - политиков, преподавателей, журналистов и др.

Раздел первый

ФОНЕТИКА, ГРАФИКА, ОРФОГРАФИ

Глава 1. ПРЕДМЕТ ФОНЕТИКИ

Глава 2. ВВЕДЕНИЕ В ЗВУКОВОЙ (ФОНЕМНЫЙ) ЯРУС

Глава 4. СИСТЕМА ГЛАСНЫХ ФОНЕМ. СВЯЗЬ ФОНЕТИКИ С ГРАФИКОЙ И ОРФОГРАФИЕЙ

Глава 5. ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ

Глава 6. ПРОСОДИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ

Глава 7. ФРАЗА

Глава 8. ФОНЕТИКА ТЕКСТА

Раздел второй ОРФОЭПИ

Глава 9. ПРЕДМЕТ ОРФОЭПИИ

Глава 10. КУЛЬТУРА ЗВУЧАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ЕДИНИЦ ЯЗЫКА

Глава 12. ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ КАК ОСНОВА ОРФОЭПИИ

Книги и учебники по дисциплине Фонетика. Графика. Орфография:

  1. Андреева С.В., Шагдарова Д.Л.. Фонетика, графика, орфография русского языка: учеб­но-методическое пособие. - Улан-Удэ: Издательство Бурят­ского госуниверситета,2014. - 84 с. - 2014 год
  2. Бакланова И.И.. Тематические тесты и диктанты по русской орфографии и пунктуации: учеб. пособие / И.И. Бакланова; отв. ред. М.Ю. Федо- сюк. - М.,2010. - 112 с. - 2010 год
  3. Анисимова Е.А.. Фонетика. Фонология. Орфоэпия. Графика. Орфография: учеб.-метод, комплекс / Е.А. Анисимова, И.Н. Кавинкина, Е.П. Пустошило. - Гродно: ГрГУ,2010. - 127 с. - 2010 год

Общие понятия. Наша речь состоит из слов, которые различаются по смыслу. Так, в предложении Слышу глухой шум бора четыре слова. Каждое из них имеет свой смысл, своё значение, отличающееся от значения других слов: слышу – «воспринимаю слухом», шум – «однообразное звучание, напоминающее гудение», глухой–«незвонкий, невнятный, смутный», бор–«большой хвойный лес».

Слова состоят из звуков: например, слово слышу состоит из пяти звуков:с, л, ы, ш, у.

Наименьшие звуковые единицы языка, посредством которых различается смысл слов о л – ва л, р ама –м ама), называются ф о н е м а м и.

Слова мы можем не только произносить, но и писать или печатать. Когда мы пишем или печатаем, то звуки речи изображаются буквами 1 .

1 Существует такое письмо, в котором отдельные значки (иероглифы) передают не отдельные звуки, а целые понятия; так писали, например, древние египтяне, так пишут современные китайцы и корейцы.

Б у к в ы – условные знаки для изображения звуков речи. Изучением звукового строя языка и звукового состава слов занимается ф о н е т и к а. Фонетические знания помогают нам в усвоении правильного облика слова, в установлении закономерных отношений между звучанием слова и его написанием. Изучение фонетики является основой при выработке правильного, нормативного произношения, навыков грамотного письма. Знание фонетических закономерностей, присущих данному языку, необходимо при анализе морфемной и словообразовательной структуры слова (см. § 91-99).

ЗВУКИ. СЛОГИ. УДАРЕНИЕ

Речевой аппарат. Его работа при образовании звуков речи. Звуки речи образуются речевым аппаратом (органами речи) человека.

Речевой аппарат состоит из пяти главных частей: 1) дыхательного аппарата, 2) гортани, 3) надставной трубы (полости рта и полости носа), 4) органов произношения, 5) центральной нервной системы (см-рис. 1).

Слог. Когда мы говорим, то выдыхаем воздух не сразу, а маленькими толчками. Сколько мы сделаем при произнесении слова таких толчков, на столько частей, или слогов, оно и разобьётся; например, в слове и-дут – два слога, в слове ма-ши-ны – три слога, в слове стол – один слог.

С л о г – это звук или несколько звуков, которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха.

В слоге может быть один или несколько звуков. Как правило, в слоге имеется гласный звук, поэтому число слогов в слове соответствует количеству гласных звуков; например, в слове ученик три гласных звука и, следовательно, три слога (у-че-ник).

По числу слогов слова разделяются на односложные (я, мы, жар), двусложные (ау, ура, море) и многосложные (рыбаки, воодушевление).

Слог, который кончается гласным звуком, называется о т к р ы т ы м (мы, ры-ба-ки); слог, который кончается согласным звуком, называется з а к р ы т ы м (мор-ской, мель-ник).

Ударение. Когда мы говорим, то одни слоги произносим с большей силой и долготой, с более значительным напряжением органов речи, чем другие; например, в слове урагáн произносится с большей силой третий слог (-ган).

Более сильное произношение слога называется у д а р е н и е м, и этот слог называется у д а р я - е м ы м или у д а р н ы м.

На письме ударение обозначается знаком ´ , который ставится над буквой, обозначающей гласный звук. Этот знак употребляется только в случае необходимости, чтобы не ошибиться при чтении, например: недоúмка, портфéль, мукá (сравните: мука). Над буквой ё, которая бывает только в ударном слоге, знак ударения не ставится, например: молодёжь.

В русском языке ударение разноместное, т. е. в одном многосложном слове оно может быть на первом слоге (выписать), в другом – на последнем слоге (разыгрáть), в третьем–на слоге в середине слова (купáться, уважáемый). Кроме того, русское ударение подвижное, т. е. в некоторых словах при их изменении ударение передвигается с одного слога на другой, например: рука (им. п. ед. ч.) – руку (вин. п. ед. ч.), окна (род. п. ед. ч.) – окна (им. и вин. п.мн. ч.).

В потоке речи не все слова имеют ударение. Обычно ударение имеют самостоятельные слова и некоторые служебные, состоящие из двух или нескольких слогов, например:

/) Когдá идёт пéрвый снéг, приятно видеть бéлую зéмлю, бéлые крыши. (Ч.) 2) Обóз нéсколько задержáлся вслéдствие снéжных занóсов. В этих двух примерах ударение имеют все самостоятельные слова, а также двусложный союз когдá и трёхсложный предлог вслéдствие. 3) Дверип е р е д нею отворúлись нáстежь. (П.) В этом предложении двусложный предлог перед не имеет ударения.

Обычно не имеют ударёния односложные служебные слова, например: Вúктор не знáл, что у товарища бóлен отéц. В этом предложении частица не , союзчто и предлог у произносятся без ударения.

Однако иногда односложные предлоги и частицане произносятся с ударением, и тогда следующее за ними самостоятельное слово теряет своё ударение, например: Отцá н é было дóма. Брáт н é дал мне

кнúги. Мáть взялá ребёнка н á руки.

Как правило, слово имеет одно ударение; однако есть слова (чаще всего сложные), которые имеют два ударения: одно более отчётливое, основное, и другое – второстепенное, например: грязелечебница, идолопоклóнник, чёрносморóдиновое (в этих словах имеется второстепенное ударение на первом слоге).

Разноместность и подвижность русского ударения позволяет использовать его:

во-первых, для различения слов, например: замок и замок, полы и полы, пропасть и пропасть, уже и уже;

во-вторых, для различения грамматических форм слова, например:

1) нет окна (род. п. ед. ч.), окна раскрыты, (им. п. мн. ч.); 2) срезать (соверш. вид глагола), срезать (несоверш. вид глагола); 3) любите (2-е лицо мн. ч.), любите (повелит, наклонение).

Некоторые слова имеют двоякое ударение, например: творог – творог, далеко – далёко, под мостом – под мостом.

В некоторых случаях употребление слова то с одним, то с другим ударением не связано ни с какими добавочными значениями и оба варианта употребляются в литературном языке, например: А дружок мой милыйдалек о, далёк о. (А. К. Т.) В иных случаях употребление слова с одним ударением указывает на современное произношение, а с другим – на произношение несколько устарелое, например: /) Носкалы, и тайные мели, и бури ему [кораблю] нипочём. (Л.) (современное произношение); 2) Дробясь о мрачныескалы, шумят и пенятся валы. (П.) (устарелое произношение).

Упражнение 61. Прочтите вслух с указанными ударениями; затем укажите, сколько слогов в каждом слове. Запомните правильное произношение этих слов.

Красивее, свободнее, рассердился, звонит, жестоко, цыган, столяр, ступень, ремень, кремень, кожух, случай, верба, средства, злоба, убранство, единство, ходатайство, добыча, крапива, молодёжь, сирота, ненависть, изредка, недоимка, наковальня, пепелище, намерение, предмет, алфавит, террор, шофёр, партер, роман, процент, портфель, квартал, колосс, гектар, магазин, каучук, инструмент, документ, аргумент, диспансер, километр, техникум, атмосфера, президиум.

62 . Прочтите вслух с указанными ударениями; укажите: 1) где изменение места ударения служит для различения слов; 2) где – для различения грамматических форм слова; 3) где оно не связано с изменением значения слова.

Козлы – козлы, орган – орган, угольный – угольный, верхом – верхом, пахнуть – пахнуть, досыпать – досыпать, бегом– бегом, уже – уже, подрезать – подрезать, избы – избы, гоните – гоните, издалёка – издалека, иначе – иначе, казаки – казаки.

63. Прочтите вслух отрывки из стихотворений. Поставьте над словами знак ударения; укажите количество слогов в каждой строчке.

1) Смелый к победе стремится,

Смелым – дорога вперёд,

Смелого пуля боится,

Смелого штык не берёт.

(А. С у р к о в.)

2) Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,

И радостно гибнет за правое дело!

(К. Р ы л е е в.)

64. Спишите следующий отрывок из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Поставьте над словами знак ударения.

Ямщик поск...кал но всё погляд...вал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от час... становился сильнее. Облачко обр…тилось в белую тучу которая тяжело подымалась р..сла и постепенно обл...гала небо. Пош...л мелкий снег – и вдруг пов...лил хлопьями. В одно мгновение тёмное небо см...шалось со снежным морем. Всё и...чезло. Ну барин закричал ямщик беда: буран!

Я выгл...нул из кибитки: всё было мрак и вихорь. Ветер выл с такой св...репой выразительностью что казался одуш...влё...ым, снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом – и скоро стали.

Понятие о фонетической транскрипции. Для точной передачи устной речи на письме каждый звук изображается одной строго определённой буквой, например: звук а изображается только буквой а (д[а]р, в [а] да вместо вода); звук о–только буквой о (д[о]м, ш[о]л вместо шёл), т. е. каждая буква является однозначной. Точная запись устной речи, при которой каждому звуку соответствует одна буква, называется ф о н е т и ч е с к о й т р а н с к р и п ц и е й. Слово в фонетической транскрипции записывается в квадратных скобках. Так как звуков в русском языке больше, чем букв, то в фонетической транскрипции, с одной стороны, употребляются добавочные буквы (например, буква j), с другой стороны, буквы нашего алфавита употребляются с добавочными знаками, например: мягкий согласный звук изображается буквой с дополнительным знаком ", который ставится наверху, справа от буквы: [кон"] (конь).

Букваъ, которая в обычном алфавите не имеет собственного звукового значения, в фонетической транскрипции используется для обозначения звука, произносимого на месте а и о после твёрдых согласных во всех неударных слогах, кроме первого предударного: [плáвът"] (плавать), [въдавóс] (водовоз).

Буква ь обозначает в фонетической транскрипции звук, произносимый в заударных и не первом предударном слогах на месте буквя, е после мягких согласных: [пьтачóк] (пятачок), [кóл΄ ь т] (колет). Подробнее об этом см. § 74.

Долгие согласные, произносимые, например, на месте двойных н, м, с, д и т. д. или на месте сочетанийс ш, з с, д т и под., обозначаются чертой над соответствующей буквой: ванна = [ванъ] , ссылка = [сылкъ], с шумом = [шумъм], подтолкнуть = [пъталкнут’] и т. д.

Знак ц используется для обозначения звука j не перед ударной гласной: (= белая чайка); в положении перед ударной гласной в фонетической транскрипции пишется буква j .

Упражнение65. Затранскрибируйте следующие слова:

Пароход, главный,затемно, сшить, гамма, отталкивать, косьба, наволочка, синего.

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Образование согласных звуков. При образовании одних согласных звуков либо язык плотно прижимается к зубам (т, д) или к нёбу (к, г), либо губы плотно смыкаются (п, б). Струя воздуха, выходя наружу, разрывает плотно сомкнутые органы речи, отчего получается мгновенный шум, напоминающий взрыв. Согласные, которые образуются смыканием органов речи и взрывом воздуха при быстром их размыкании, называются с м ы ч н ы м и; в русском языке это звуки б, г, д, к, п, т.

Звукил, м, н называются смычно-проходными. При образовании звука л передняя часть языка смыкается с верхними зубами, но между боковыми краями языка и боковыми зубами образуются щели, через которые воздух и выходит. Поэтому звук л называют боковым. При образовании звука м плотно смыкаются губы, а при образовании звука н язык плотно примыкает к верхним зубам; но взрыва не получается, так как воздух, не разрывая сомкнутых органов речи, выходит через нос. Поэтому звуким и н называются ещё носовыми.

При образовании других согласных звуков органы речи образуют узкий проход, напоминающий щель. Например, при звуке х щель образуется между задней частью языка и нёбом; при звуке с щель образуется между передней частью языка и верхними зубами;при звуке ф между нижней губой и верхними зубами; При трении струи воздуха о края щели получается шум. Согласные, которые образуются трением воздуха о края щели, называются щелевыми, например:в, ж ,з, с, ф, х, ш.

Звуки ц и ч образуются следующим образом: сначала происходит смыкание кончика языка с зубами (при звуке ц ) или с передней частью нёба (при звуке ч ), затем воздух с лёгким взрывом размыкает органы речи, отчего образуется щель, через которую воздух с шумом и выходит наружу; поэтому звук ц состоит как бы из слитых вместе т и с , а звук ч из слитых вместе т" и ш" (мягких звуков т и ш ). Вот почему звуки ц и ч называются слитными.

При образовании звука р шум получается от дрожания кончика языка; поэтому звук р называется дрожащим.

Следовательно, по способу образования согласные могут быть: 1) смычными; 2) с м ы ч н о-проходными; 3) щ е л е в ы м и; 4) слитными и 5) дрожащими.

По участию губ и языка для образования преграды согласные делятся на следующие группы: 1) губные–б, п, м, в, ф (при образовании б, п, м нижняя губа смыкается с верхней, при образовании в , ф нижняя губа приближается к верхним зубам, отчего получается щель); 2) переднеязычные –д, т, н, ц, ч, з, с, ж, ш, щ, л, р (при образовании одних звуков кончик языка или передняя часть языка смыкается с зубами или с передней частью нёба, при образовании других происходит сближение тех же органов); 3) заднеязычные– г, к, х (образуются смыканием или сближением спинки языка с мягким задним нёбом).

Знания о месте и способе образования согласных звуков необходимы учителю начальных классов при обучении младших школьников правильному произношению звуков, особенно таких, которые могут быть трудны для усвоения: [ш], [ш"], [ч], [ц] и др.

Важно иметь точное представление, какие именно части артикуляционного аппарата (языка, нёба и т. д.) участвуют в образовании звуков, например чем произношение звуков [р], [л] отличается от произношения их мягких соответствий [р"], [л"].

Звонкие и глухие согласные. Согласные звуки, образующиеся при участии голоса, называются звонкими: б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р. Согласные звуки, образующиеся без участия голоса, называются глухими: к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. Звонкие и глухие согласные образуют соотносительные пары: б – п, г – к, д – т, з – с и т. д. Звуки л, м, н, р всегда звонкие, они не имеют соответствующих глухих звуков и называются сонорными согласными. Звуки х, ц, ч всегда глухие.

Звонкие согласныеб, в, г, д, ж, з оглушаются, т. е. превращаются в глухие, если оказываются на конце слова или в середине слова перед глухими согласными, например: дубы –дуб(п), низы – низкий(с).

Глухие согласныек, п, с, т, ф, ш озвончаются, т. е. превращаются в звонкие, если оказываются перед звонкими согласными б, г, д, ж, з, например: молот ить – молот ьба(д), прос ить – прос ьба.(з).

На письме, как правило, оглушение и озвончение согласных не отражается, например: воз ы – воз , воз ка; кос ить – кос ьба.


Похожая информация.




THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама