THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В ходе Второй мировой войны возникли предпосылки для раскола единой системы мирового хозяйства. Освободив от фашистов Европу, Красная Армия привнесла туда идеи социалистического переустройства экономики. Победы над врагом в России и на Западе свидетельствовали, по мнению народов Восточной Европы (особенно коммунистов этих стран), о преимуществах социалистической системы хозяйствования. Здесь проходят буржуазно-демократические, затем социалистические революции, и возникают Народная Республика Болгария (НРБ), Венгерская Народная Республика (ВНР), Германская Демократическая Республика (ГДР), Чехословацкая Советская Социалистическая Республика (ЧССР), Польская Народная Республика (ПНР), Социалистическая Республика Румыния (СРР). Албания вскоре вышла из единого социалистического лагеря. Югославия все послевоенные годы занимала промежуточное положение между социалистическим лагерем и капиталистическим миром. Островом свободы стала в конце 50-х гг. Куба. Разгром милитаристской Японии сыграл благоприятную внешнеполитическую роль в победе революций социалистической направленности в ряде стран Азии, образуется Китайская Народная Республика (КНР), Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР), Демократическая Республика Вьетнам (ДРВ).

Окончательное оформление мировой социалистической системы (МСС) произошло к середине 50-х гг. XX в. Включив в свой состав созданную еще в 20-е гг. Монгольскую Народную Республику, МСС представляла из себя совокупность суверенных государств, в которых руководящая роль принадлежала авангарду рабочего класса в лице марксистско-ленинских партий. Главной задачей этих партий было возглавить строительство социализма и коммунизма.В 1949 г. возник СЭВ -- Совет Экономической Взаимопомощи с центром в Москве. Это была международная межправительственная организация многостороннего экономического и научно-технического сотрудничества и интеграции социалистических стран. В нее входили все вышеперечисленные страны Восточной Европы, кроме СФРЮ, которая принимала участие лишь в работе отдельных комиссий. Кроме восточноевропейских государств, СЭВ объединял экономические усилия на пути социалистического строительства некоторых других стран -- Монгольской Народной Республики и Республики Куба.

Если СЭВ определял экономическую стратегию МСС и направлял сотрудничество стран в экономике, Варшавский договор (1955 г.) призван был защитить эти страны от внешних врагов. В условиях холодной войны главным таким врагом были США. Страны Варшавского договора имели общее военное руководство, регулярно проводили совместные военные учения. Устав СЭВ был окончательно сформулирован лишь в I960 г.

Позднее, в 1962 г., договорились об основных принципах международного социалистического разделения труда, утвердили ряд комплексных программ подъема экономики. Принципы экономического сотрудничества между республиками СССР стали во многом моделью экономических взаимоотношениях внутри СЭВ. Существовало равное представительство, равные права и обязанности каждой страны -- участницы СЭВ, независимо от экономического потенциала страны и численности ее населения. Высшим органом СЭВ были сессии, на которых решались важнейшие вопросы. Постоянными руководящими органами были Исполком и Секретариат СЭВ.

Страны СЭВ занимали 30% всей территории Земли, на которой проживало 20% всего населения планеты, а объем производства достигал 38--39%. Не подключившись под влиянием СССР к плану Маршалла, страны зарождающейся МСС рассчитывали в трудные послевоенные годы на экономическую помощь со стороны СССР. И они ее получили. Но то, что считалось положительным в межэкономическом сотрудничестве: разделение труда по отраслям, отдельным видам производств и даже отдельным производственным операциям изготовления одного и того же вида продукции, привело позднее к большим осложнениям в экономике этих стран.

Предпринимаемые в течение сорока послевоенных лет усилия стран Восточной Европы, а также ряда стран Азии и Кубы по строительству социализма преподносились правительствами этих стран под влиянием СССР как более прогрессивное развитие социалистической системы хозяйствования по сравнению с капиталистической системой. Но чтобы соревноваться по всем параметрам, нужно было заложить основы социализма в странах МСС, как это предписывалось программами правящих партий.

Восточноевропейские страны в довоенный период больше развивались в условиях рыночной экономики, нежели Россия накануне 1917 года. Иным был и менталитет их народов, больше интеграция в мировую капиталистическую систему хозяйства (кроме Болгарии, Албании и Румынии). Социально-экономические преобразования в странах Восточной Европы не были подобны процессам в экономике и социальных отношениях в России в годы советской власти.

Ускоренными темпами создавались основы социализма и в Албании. К странам народной демократии она себя причислила сразу после освобождения от оккупации, в конце ноября 1944 г. Начавшаяся индустриализация проводилась с помощью СССР, т. е. пытались сразу произвести социалистическую реконструкцию хозяйства. Однако вскоре Албания, по воле Сталина, была подвергнута определенной дискриминации.

В несколько этапов проводилась национализация в Венгрии, с 1945 по 1949 г. Национализация промышленности (кроме мелкотоварного сектора) осуществилась к 1949 г. Ранее под контроль государства были взяты внешняя и оптовая внутренняя торговля, банки, другие денежно-кредитные учреждения.

Румыния тоже с весны 1945 г. пошла по социалистическому пути развития. Закон о национализации был принят в июне 1948 г., по нему к государству перешло 1609 предприятий промышленности. Однако многие крупные промышленные предприятия (металлургические, химические и т. д.) и до этого находились в ведении государства. Национализировали десять частных железных дорог и четыре пароходных общества. Медленнее проходил этот процесс в торговле, он завершился лишь к концу 1950 г.

Развитие Чехословакии после Второй мировой войны отличалось от развития стран Восточной Европы. До войны она входила в число десяти наиболее развитых капиталистических стран по производству промышленной продукции на душу населения. Поэтому здесь не планировалась крупномасштабная индустриализация. В 1950 г. была завершена национализация промышленных предприятий, где трудилось более 50 человек, а также внешней и оптовой внутренней торговли.

Наиболее активно в военные годы в борьбе с гитлеровским режимом участвовала Югославия. Провозглашение ее Федеративной народной республикой состоялось после упразднения монархии, 29 ноября 1945 г. До этого, в ходе народно-освободительного движения, были конфискованы промышленные предприятия, принадлежавшие ранее буржуазии Германии и Италии. Основная часть земельного фонда в Польше осталась в распоряжении крестьянских хозяйств. Наличие большого частного сектора в агросфере стало одной из причин усиления в 1980 г. оппозиционного правящей компартии движения. Национализация здесь была проведена ускоренными темпами -- в 1945--1946 гг. А уже в трехлетнем плане 1945--1947 гг. основное внимание уделялось индустриализации.

Своеобразно происходило экономическое развитие в ГДР, так как до 7 октября 1949 г. она находилась под контролем советской военной администрации, поэтому реформирование в экономике началось позже. Влияние СССР проявилось в организации народных имений по типу советских хозяйств, т. е. входящих в государственный сектор. Национализированы были все конфискованные ранее предприятия германских монополистов, военных и нацистских преступников.

Китай был провозглашен народной республикой 1 октября 1949 г. Сразу были национализированы предприятия, принадлежавшие китайской и иностранной буржуазии. Страна взяла курс на индустриализацию и социализм.

Таким образом, социально-экономические преобразования в странах народной демократии носили компромиссный характер. Почти во всех странах в структуре экономики остался мелкотоварный сектор.

Болгария и Румыния более других стран Восточной Европы выиграли от проведения индустриализации с помощью СССР и других государств социалистического содружества. Здесь впервые была создана фабрично-заводская промышленность, это свидетельствует о запоздалом осуществлении в БНР и СРР промышленной революции и индустриализации. Похожие процессы проходили и в Румынии.

ПНР и ВНР были экономически более развиты, чем БНР и СРР. Находясь до осени 1917 г. в составе Российской империи, Польша имела развитую текстильную, угольную и металлургическую промышленность, а в Венгрии почти те же отрасли развивались еще в рамках Австро-Венгрии. В довольно трудных условиях 50-х гг. XX в. здесь создавалась машиностроительная промышленность.

Чехословакия состояла из промышленно - но развитой Чехии и аграрной Словакии. Однако в последней, как и в Болгарии, протекает много горных рек, поэтому экономически выгодной оказалась переброска более 300 предприятий из Чехии в Словакию.

Индустриализация в Китае проводилась, как известно, в русле политики "большого скачка". С 1956 г. в условиях доминирования в экономике государственного сектора осуществлялись планы строительства социализма. В первой половине 60-х гг. выросло производство стали, угля, нефти, станков для металлообрабатывающей промышленности. Стали развиваться новые для Китая отрасли: нефтехимия и электроника. Но за годы "культурной революции" (1966--1969 гг.) экономический рост опять затормозился. В то же время с помощью СССР была создана водородная бомба, запущены спутники в космос.

Предвестником грядущих перемен в странах МСС явилась "Пражская весна" 1968 г. Тогда Чехословакия попыталась взять курс на постепенную демократизацию в общественной жизни и либерализацию в экономике, но попытка не удалась из-за ввода войск стран Варшавского договора. И все же в 70-е гг. наметились некоторые изменения системы хозяйствования. Это объяснялось экономическими причинами: во многих государствах СЭВ были исчерпаны резервы хозяйственного роста. Для интенсификации производства нужны были кредиты, в том числе из западных стран. В середине 1970-х гг. на Западе разразился валют-энергетический кризис. Усилился интерес к разработке новых технологий, в том числе биотехнологии, ЭВМ. А внутри МСС эти импульсы к росту не почувствовали, так как СССР готов был обеспечить стран-союзниц любыми видами сырья и топлива по "бросовым" ценам, что отрицательно сказалось на экономическом развитии СССР и в том числе России. Проигрышным в экономическом отношении для стран социалистического лагеря и их лидеров в первую очередь оказался новый этап НТР. Страны с рыночной экономикой, использовавшие достижения НТР в экономике, вырвались далеко вперед по сравнению с соцстранами. Назревали противоречия внутри стран социалистического содружества. Югославия, Венгрия и Чехословакия стремились преодолеть барьеры СЭВ и вписаться в мировой рынок. Но тогда почти неразрешимым был вопрос о мировых ценах.

В этих условиях СЭВ стремился к усилению процессов интеграции. Принятая в связи с этим в 1971 г. программа еще более углубленно предусматривала решение задач по специализации и т. д. В 70-е гг. вырос внутренний товарооборот, в рамках СЭВ было заключено более 100 многосторонних (с несколькими странами) и более 1000 двусторонних соглашений о производственной кооперации (несколько подобных соглашений действовало в автомобилестроении).

Многие принципы СЭВ сдерживали экономический прогресс СССР и других стран соцлагеря. Выравнивание уровня экономики разных стран приводило к нивелированию, отсутствию конкуренции, низким ценам на товары, неэффективности производства. Экспортируя в страны СЭВ сырье и топливо и импортируя от них готовую продукцию, СССР оказывался в положении не метрополии, а колонии. Процессы дезинтеграции нарастали, вызванные усилением противоречий как внутри стран, так и на уровне межхозяйственных отношений. Все яснее становилось, что в соревновании двух систем проигрывает социалистическая. Объективно необходимой была ломка планово-распределительной системы и изменение хозяйственного механизма в пользу перехода к рыночным отношениям.

В 1990 г. Промышленное производство в Польше упало на 23%, в Румынии -- на 20%. В других странах Восточной Европы также наблюдался спад производства, в Болгарии -- на 10,7% и т. д.

Страны бывшего социалистического лагеря, заявив о переориентации на капиталистический путь развития, ищут новых партнеров для экономического сотрудничества. Они стремятся "вписать" свою национальную экономику в мировое экономическое сообщество, более всего в ЕЭС, а также вступить в НАТО. На пути переориентации мирохозяйственных связей им предстоит преодолеть еще много экономических затруднений.

Раскол на две системы хозяйствования, наметившийся в 1917 г., окончательно проявился после 1945 г. Разделение на две системы: капиталистическую (рыночную) и социалистическую (командно-административную) на несколько десятилетий задержало развитие мирового хозяйства и мирового рынка.

Наряду с тремя основными региональными объединениями на протяжении более чем четырех послевоенных десятилетий, до конца 1980-х гг. XX в., существовала социалистическая интегра­ционная модель, охватившая значительное число стран евроази­атского региона. Несмотря на распад мировой системы социализ­ма, а затем и СССР, некогда казавшиеся вечными связи стран по­бедившего социализма оставили определенный след не только в истории интеграции, но и продолжают оказывать влияние на вза­имоотношения бывших стран-участниц альянса.

Интеграционный процесс начался после завершения Второй мировой войны, охватил страны Юго-Восточной Европы, осво­божденные СССР от фашизма, а затем ряд стран Юго-Восточной Азии, получивших независимость. Отличительной стороной ин­теграции являлось в той или иной степени простое копирование странами-участницами советской модели хозяйственных отноше­ний. Так, на протяжении 1950-х гг. в странах Юго-Восточной Европы происходило создание фундамента социализма на основе тотального огосударствления промышленности, принудительного кооперирования села, вытеснения капитала из сферы финансов, торговли, создания системы директивного планирования и т.д.

Ведущим институтом интеграции социалистических стран стал Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), созданный в январе 1949 г. В первые годы существования перед СЭВ стояла задача на­лаживания и регулирования внешнеторговых связей стран-участ­ниц на основе двухсторонних соглашений; с 1954 г. СЭВ приступил к координации народно-хозяйственных планов. В 1960-е гг. СЭВ инициировал ряд соглашений о специализации и кооперировании производства и внутри интеграционном разделении труда. Поло­жительная в целом динамика развития СССР и его союзников в 1960-е гг. позволила перейти к новому этапу интеграции, о чем свидетельствовало возникновение таких ее институтов, как Меж­дународный банк экономического сотрудничества, Интерметалл, Институт стандартизации и др. В 1971 г. была принята Комплексная программа сотрудничества и развития стран-членов СЭВ на базе углубления интеграции.

Первая половина 1970-х гг. явилась своеобразной вершиной в развитии сотрудничества, которое обеспечивало весьма стабиль­ные темпы роста промышленного производства, составлявшие в среднем 6-8%. В значительной степени это достигалось за счет эк­стенсивного развития, нарашивания количественных показателей в области производства электроэнергии, добычи полезных иско­паемых, выплавки стали, продукции машиностроения, в то вре­мя как темпы роста производительности труда, эффективности производства, внедрения инноваций все более отставали от ми­ровых показателей.

С середины 1970-х гг. стали проявляться кризисные явления внутри СЭВ. Нарастающее отставание стран содружества в науч­но-технической сфере на фоне структурной перестройки хозяй­ства развитых стран неуклонно вело к потере завоеванных пози­ций на мировых рынках. Традиционная ориентация содружества на внутренний рынок не смогла спасти положения.

К 1980-м гг. в полной мере проявила себя диспропорция между чрезмерным развитием отраслей тяжелой индустрии и слабо раз­витыми отраслями, производящими потребительские товары. На­раставшая диспропорция явилась причиной не только относитель­ного, но и в отдельных случаях абсолютного ухудшения жизнен­ных условий граждан стран содружества, что привело к росту дезинтеграционных настроений. Помимо этого на рост противоре­чий внутри интеграции влиял сохранявшийся различный уровень развития стран-участниц. Наиболее развитые экономики ГДР, ЧССР, Венгрии, Польши, СССР, вынужденные ориентироваться на рынки менее развитых стран, все более теряли стимулы к развитию наукоемких, современных производств, а вместе с этим нарастало их отставание от мирового уровня развития. Устаревшая администра­тивно-командная система руководства интеграцией, чрезмерная иде­ологизация сферы хозяйственного сотрудничества препятствовали реформированию отношений на базе учета интересов участников СЭВ. Кризисная ситуация в сфере межгосударственного сотрудни­чества явно обозначилась в 1980-е гг., что выразилось, например, в резком сокращении объемов взаимной торговли.

После начала преобразований в СССР - ведущем субъекте содружества - резко усилились дезинтеграционные тенденции.

С началом демократических преобразований в странах содруже­ства в конце 1980-х гг. произошел окончательный распад объеди­нения стран. Сегодня страны - бывшие участники СЭВ активно сближаются с ведущими мировыми объединениями стран Евро­пы и Азии.

10.4.6. Страны СНГ

Еще одно объединение стран, представляющее бывшие респуб­лики СССР, а ныне суверенные государства, берет начало с мо­мента подписания декларации о создании экономического союза стран СНГ в 1991 г. Несмотря на имеющиеся долголетние хозяй­ственные связи и относительно близкий уровень развития стран СНГ, в настоящее время процесс сближения находится скорее на стадии подписания протокола о намерениях. Исключение состав­ляют Россия и Белоруссия, активно сближающие свои экономи­ки. Это объясняется в большей степени внутри- и внешнеполи­тическими, идеологическими причинами, чем экономическими соображениями. Последнее придает известный оптимизм в оцен­ке перспектив евроазиатского интеграционного процесса в рам­ках СНГ, в котором Россия должна сыграть ведущую роль.

10.5. Глобализация и глобальные проблемы

Рассмотренный выше процесс интеграции, представляет собой яркое проявление процесса глобализации хозяйственных отноше­ний 9 . Под глобализацией большинство исследователей понимает процессы глубинных перемен всемирного характера, связанные с развитием постиндустриального общества. В основу трактовок сути данного процесса заложена идея об универсальности процес­сов развития на основе достижений НТР и либерализации хозяй­ственных отношений, захвативших все страны мира во второй половине XX в. Результатом должно стать формирование новой глобальной цивилизации. Очевидно, что процесс глобализации

Термин «глобализация» стал широко использоваться в начале 1980-х гг., его появление связано с именем американского социолога Р. Робинсона.

вызывает обострение проблем и противоречий как внутри, так и между существующими социально-экономическими системами, подтверждением чему является противостояние «севера и юга», которое в настоящее время приобрело открытый военно-полити­ческий характер, особенно после событий 11 сентября 2001 г. Дан­ное противостояние может быть классифицировано как одна из острейших глобальных проблем современности, затрагивающих все страны мира.

Отличительными свойствами глобальных проблем, таким об­разом, являются их всеохватывающий характер, их теснейшее пе­реплетение и невозможность решения по отдельности либо в рам­ках какой-либо одной страны или региона.

Среди глобальных проблем наиболее важной остается задача предотвращения мировой войны с использованием оружия мас­сового уничтожения. Несмотря на достижения последних десяти­летий XX в. в области разрядки, крушение системы противостоя­ния блоков, военно-политическая конфронтация остается серьез­нейшим фактором, влияющим на возникновение глобальных кризисов. Сама по себе конфронтация существенно ослабляет ин­теграционные тенденции и затрудняет осознание глобального ха­рактера проблемы, отвлекает колоссальные ресурсы, которые мог­ли быть направлены на решение таких проблем, как крайняя не­равномерность развития стран и регионов, голод и нищета, эпидемии и неграмотность, плохая экология и т.д.

Не менее важной проблемой глобального характера, тесно свя­занной с гонкой вооружений, является проблема истощения ресурсов. К концу XX в. человечество столкнулось с энергетичес­ким, сырьевым кризисами, тенденцией резкого сокращения не-возобновляемых природных запасов, нарастающей непригоднос­тью и даже опасностью для жизни возобновляемых ресурсов.

Ресурсный кризис нельзя рассматривать вне проблем экологии и демографии. Несмотря на активизацию деятельности различных межгосударственных и общественных институтов в области защи­ты окружающей среды и рационального использования природ­ных ресурсов, в целом проблемы едва ли разрешимы в нынешних реально существующих условиях резкого различия в уровнях раз­вития регионов. Кардинальное решение этих проблем станет воз­можно с действительным переходом подавляющего большинства стран в постиндустриальное состояние, которое характеризуется новыми ценностными ориентирами как в сфере производства, так и потребления благ.

Глобальная демографическая проблема наиболее ярко прояв­ляет себя в странах «третьего мира», многие из которых спустя четыре десятилетия после освобождения от колониальной зависи­мости оказались перед лицом нищеты, голода и эпидемий. Пла­чевное состояние стран «третьего мира» обусловлено не только их отставанием по уровню развития, но и исключительно высокими темпами роста населения. За последние 30 лет численность насе­ления экономически развитых 39 государств увеличилась на 43%, в то время как развивающиеся страны показали прирост в два раза. Демографы прогнозируют в будущем демографическую стабили­зацию и даже депопуляцию в развитых странах при дальнейшем росте населения в развивающихся странах, где будут усугублять­ся проблемы занятости, бедности, нищеты, голода, неграмотнос­ти и т.д.

Чрезвычайно опасным для цивилизации является углубление разрыва в уровнях развития, уровне и качестве жизни стран «зо­лотого миллиарда» и развивающихся стран. Отстающие страны становятся очагом нестабильности. Не решив их проблемы, не­возможно устранять глобальные противоречия.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Охарактеризуйте особенности основных этапов развития мирового хозяй­ства во второй половине XX в.

2. Какими чертами характеризуется хозяйственное развитие США в 1950-1960-е гг.?

3. В чем состоят особенности экономического развития послевоенной Гер­мании?

4. Назовите основные различия этатистской и либеральной моделей на при­мерах Великобритании, Англии, Японии, США и ФРГ.

5. Назовите отличительные черты современной HTP, охарактеризуйте ее эта­пы.

6. В чем состоит сущность перехода к постиндустриальному обществу?

7. Назовите общие направления либеральных реформ 1980-1990-х гг.

8. В чем состоят особенности модели «догоняющего» развития и ее вариа­ций в странах Латинской Америки и Юго-Восточной Азии?

9. Что такое экономическая интеграция?

Ю. Что такое глобализация? Назовите особенности глобальных проблем.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

третья научно-техническая революция

модель смешанной экономики

Бреттон-Вудс

Международный валютный фонд (МВФ)

Международный банк реконструкции и развития (МБРР)

план Маршалла

политика этатизации

индикативное планирование

политика «индустриального императива»

Людвиг фон Эрхард

социальное рыночное хозяйство

немецкое «экономическое чудо»

«японское экономическое чудо»

рейганомика

тетчеризм

модель «догоняющего» развития

транснациональные и многонациональные корпорации

Европейский союз

институционализация

Совет экономической взаимопомощи (СЭВ)

В первые годы после прихода левых к власти в Польше наблюдалась ориентация на Советский Союз. Однако уже в то время ряд представителей ПОРП выступили с идеей «польского пути к социализму». Лидером этой группы был Гомулка. На ноябрьском пленуме 1949 г. («пленуме бдительности») идея «польского пути» была осуждена как «правонационалистический уклон», а сам Гомулка исключен из ЦК. Становление основ социализма в Польше развивалось по варианту, близкому к советскому. Это выражалось в:

Попытках форсированного развития промышленности (6-летний план) и кооперирования деревни с нажимом на крестьян, которые в общей массе отрицательно относились к идее коллективных хозяйств;

Ликвидации неграмотности, широком распространении образования и культуры среди населения;

Политических репрессиях, по которым в 1951-1954 гг. было осуждено 92 чел.;

Широком привлечении советских специалистов, прежде всего военных (так, легендарный советский маршал К. К. Рокоссовский был направлен в Войско Польское, стал маршалом Польши, министром обороны, членом ЦК ПОРП).

В 1952 г. была принята новая Конституция страны, провозгласившая Польскую народную республику (ПНР). Политической основой ПНР была объявлена власть трудящихся, выражающаяся в сейме и радах народовых на местах, экономической - государственная, социалистическая собственность. Однако даже в этот период в ПНР внедрялись элементы «польского социализма»: наличие иных партий (кроме ПОРП), закрепление в Конституции трех экономических укладов (социалистического, мелкотоварного и капиталистического), особые отношения польского левого государства с католической церковью. В 1950 г. правительство подписало соглашение с епископатом, по которому государство дало церкви гарантии свободы исполнения культа, а епископат обязался воспитывать у паствы уважение к закону, не препятствовать социалистическим реформам.

Политика в корне изменилась в середине 50-х годов. В 1953-1955 гг. была преодолена политика репрессий, реорганизованы органы госбезопасности. В обществе большую популярность приобрели идеи Гомулки. Толчком к переменам стал социальный конфликт в Познани, произошедший в марте 1956 г., после смерти Болеслава Берута. В результате забастовки рабочих машиностроительного завода, переросшей в демонстрацию и столкновения с войсками, погибло несколько десятков человек. Последовавший за этими событиями пленум ЦК ПОРП фактически принял концепцию Гомулки «польского пути к социализму». Концепция включала следующие изменения: развитие демократизации в стране - предоставление главной роли в государстве Сейму, расширение рабочей демократии, замедление процесса кооперирования деревни, использование различных (в том числе низших) форм кооперации, поддержка индивидуальных крестьянских хозяйств, удаление из государственных органов советских представителей (так, Рокоссовский и прибывшие с ним советские офицеры оставили посты и покинули Польшу), уступки католической церкви (введение факультативного преподавания религии в школах, расширение партийно-политической структуры общества), включая разрешение Общепольского клуба прогрессивной католической интеллигенции с возможностью участия в выборах. Гомулка был избран первым секретарем партии.

Период пребывания у власти Гомулки продолжался с 1956 до 1970 гг. В это время в стране формируется модель «социализма людове» («национального пути к социализму»), отличительные черты которой были изложены выше. Еще одной чертой этой системы стало наличие серьезной антисоциалистической оппозиции, движущей силой которой стала польская интеллигенция. В 60-е годы ее отношения с государством приобрели характер открытого конфликта, яркими проявлениями которого стали так называемое «Письмо 34-х», направленное против цензуры (авторами его были представители писателей и научных работников) и митинг студентов Варшавского университета, который возглавили ассистенты К. Модзелевский и Я. Куронь. Свои претензии к власти они изложили в Программном манифесте. В нем отмечалось, что экономика социалистических стран находится в перманентном кризисе из-за господства «партийно-государственной элиты», эксплуатирующей рабочий класс. Формой борьбы с режимом предлагались стачки.

Серьезные проблемы наблюдались и в польской экономике. Главная из них - дефицит продовольствия, связанный с низкой рентабельностью и товарностью индивидуального сельского хозяйства. Страна была вынуждена ввозить продукты питания. В 1961-1965 гг. ПНР импортировала 12 млн тонн зерна. Низким оставался уровень инфраструктуры, финансирования науки и культуры. В 1969- 1970 гг. экономические проблемы еще более обострились: наблюдалась стагнация в народном хозяйстве, дефициты при одновременном затоваривании рынка не пользующейся спросом продукции. 12 декабря 1970 г. правительство приняло решение о повышении цен на продовольствие, стройматериалы, мебель. 14 декабря произошел социальный взрыв: забастовки на судоверфях Гданьска и Гдыни, массовые демонстрации, нападения на парткомы, общественные здания и магазины. В столкновениях с войсками погибло 44 человека.

20 декабря Гомулка ушел в отставку, первым секретарем стал Эдвард Терек - ставленник так называемых технократических кругов партии. VI съезд ПОРП принял предложенную Тереком стратегию экономического ускорения, цель которой - создать мощную экономику, построить новые предприятия и модернизировать промышленность. Рывок предполагалось сделать на основе внешних займов. Полученные страной средства были брошены прежде всего на металлургию, кораблестроение, самолето- и автомобилестроение, а также отечественную легкую и пищевую промышленность. В первое время политика дала позитивные результаты: произошло насыщение внутреннего рынка отечественными товарами, начался быстрый экономический рост. Однако мировой нефтяной кризис, затронувший и Польшу, не позволил вовремя расплатиться с долгами. В конце 1975 г. задолженность капиталистическим странам перешагнула границу безопасности и достигла 8,5 млрд долл. Долг продолжал расти: в 1979 г. он достиг 21,1 млрд долл.

В 70-е годы происходило организационное оформление оппозиции. Путем слияния оппозиционных групп создается КСС-КОР (Комитет социальной самозащиты - Комитет обороны работников), возглавляемый представителями творческой и научной интеллигенции. В 1978 г. в Гданьске полулегально возникли неофициальные профсоюзы. Среди оппозиции преобладали антикоммунистические настроения, культ Пилсудского.

Крупнейший политический кризис разразился в 1980 г. Поводом стала попытка введения коммерческих цен на мясо. Кризис выразился в массовых забастовках, в которых участвовало 750 тыс. рабочих. В ходе кризиса возник и был утвержден независимый профсоюз «Солидарность». В результате забастовок социально-экономическое положение страны ухудшилось - возникли проблемы с товарами первой необходимости. «Солидарность» организовывала «звездные и голодные марши», транспортные блокады. Правительство избрало тактику уступок, которая стимулировала забастовки, так как под их нажимом власти шли на повышение зарплаты, принятие других социальных мер. В ходе кризиса в «Солидарность» влились представители КСС-КОРа, произошла политизация профсоюза. В сентябре 1981 г. в Гданьске состоялся съезд «Солидарности», который показал фактическое превращение профсоюза в партию. Это был съезд функционеров: рабочие делегаты составили всего 25 %. Съезд выступил со своей программой, которая носила антисоциалистический характер, и с претензией на власть. Предполагалось создать «самоуправляющуюся демократическую Польшу», основанную на христианских ценностях. История народной Польши отвергалась. Возглавил «Солидарность» рабочий гданьской судоверфи Лех Валенса.

Страна, по сути, скатывалась в хаос. 4 ноября 1981 г. оппозиция предъявила ультиматум власти, который включал создание параллельного правительства. 3 декабря президиум «Солидарности» принял решение о захвате власти, применении силовых методов борьбы. После известия об этом новый руководитель страны генерал Войцех Ярузельский, сменивший преемника Терека С.Каню, в ночь с 12 по 13 декабря вместе с Генеральным Советом принял решение о военном положении. По этому решению в стране создавался Военный совет национального спасения, устанавливался комендантский час, на предприятиях и в администрации вводились военные комиссары. Была приостановлена деятельность общественных организаций вне правительственной коалиции. Ряд деятелей «Солидарности» был интернирован. Сейм утвердил данные решения. В результате этих действий обстановка в стране постепенно стабилизировалась, предприятия перешли к нормальной работе, сопротивление не приобрело массовые формы. Военное положение просуществовало до июля 1983 г., когда решения были отменены, а интернированные деятели освобождены. Однако кризис показал наличие крупных проблем в польской системе «национального социализма».

Начало 60-х годов в ГДР было отмечено нормализацией внутриполитической жизни. Политика СЕПГ направлена в основном на повышение жизненного уровня населения. В первой программе СЕПГ, принятой на VI съезде в 1963 г., основными задачами провозглашаются: рост производства за счет производительности труда, установление социалистических отношений между людьми, восстановление национального единства. С момента строительства Берлинской стены национальный вопрос серьезно обострился. Понимая это, руководство страны в 1962 г. приняло «Национальный документ», где было заявлено, что СЕПГ не стремится к враждебному противостоянию двух немецких государств. Предполагалось после длительного периода мирного сосуществования перейти к конфедерации.

В развитии ГДР 60-80-х годов можно выделить два периода:

1) начало 60-х - рубеж 60-70-х годов - развитие социалистической экономики;

2) начало 70-х - 1986 г. - «социальная модель» Э.Хонеккера.

В первый период в ГДР продолжается процесс обобществления, имеющий ряд особенностей: во-первых, мирный компромиссный характер национализации, во-вторых, смешанные формы компенсации (либо государство и частник являются совладельцами собственности; либо осуществляется перевод бывшего владельца собственности на пост руководителя предприятия с высоким жалованием; либо бывшие владельцы участвуют в прибылях). Все это позволило провести процесс обобществления наиболее безболезненно.

С 1963 г. вводится новая система экономического планирования и управления, предусматривающая расширение полномочий и самоуправление предприятий, усиление роли экономических рычагов. Главным звеном стали Объединения народных предприятий (ОНП), которые руководили деятельностью отраслей и активно участвовали в разработке годовых и перспективных планов. В 1968 г. была принята новая Конституция, в которой ГДР провозглашалась «социалистическим государством немецкой нации». Однако хозяйственные планы 1969 и 1970 гг. не были выполнены.

В мае 1971 г. был избран новый первый секретарь ЦК СЕПГ Эрих Хонеккер. Основным стержнем новой политики стал перенос центра тяжести на социальный аспект. Широкие социальные программы должны были осуществляться на основе высокого экономического роста, интенсификации и рационализации (единство экономической и социальной политики).

В политической жизни ГДР продолжается развиваться многопартийная система. При ведущей роли СЕПГ существовали некоммунистические союзные партии, которые были призваны расширить социальную базу государства, помогать в контактах с ФРГ. Кроме СЕПГ в стране действовали Демократическая крестьянская партия (ДКПГ), Христианский демократический Союз (ХДС), Либерально-демократическая партия (ЛДПГ), Национально-демократическая партия (НДПГ). ХДС ориентировался на граждан-христиан, ЛДПГ и НДПГ объединяли представителей мелких собственников, предпринимателей, интеллигенцию.

Социальная политика направлена на повышение зарплат и пенсий, интенсивное жилищное строительство. Только в 1987 г. было построено около 12 тыс. индивидуальных домов, улучшены жилищные условия для 643 тыс. чел. Принимается цикл законов по поддержке и обеспечению молодых семей. Молодожены получали беспроцентный кредит на 11 лет размером в 7000 марок, часть из которого списывалась после рождения детей. Многодетные семьи имели многочисленные льготы: дотации к квартплате, бесплатные услуги в ряде бытовых учреждений, бесплатные путевки и школьное питание, скидки на билеты при посещении культурных учреждений, государственные пособия на приобретение одежды и мебели. Получение медикаментов по рецептам было бесплатным для всех граждан. Для этого периода характерны рост жизненного уровня, стабильные цены, высокая обеспеченность населения товарами и услугами.

В 1971-1972 гг. государство выкупило большую часть частных и полугосударственных предприятий, в результате чего доля народных предприятий в промышленности составила 95%. Но в сфере услуг, торговле, а также ремесленном производстве сохранялся высокий уровень индивидуальных предприятий. В первую половину 70-х годов наблюдался быстрый подъем экономики, среднегодовой прирост составлял 5,2%. ГДР вошла в десятку наиболее экономически развитых стран мира.

После 1976 г. началось снижение темпов роста производства. Причинами стали мировой сырьевой кризис середины 70-х годов, затронувший и ГДР, а также огромные затраты на социальные программы, которые, по мнению западных историков, оказались непосильными для государства. Показателем обострения проблем стал рост числа ходатайств о выезде из страны.

Модель ГДР представляла достаточно гибкое сочетание плановой экономики с принципами хозрасчета и рыночными регуляторами в сфере услуг и торговли, с сильной социальной политикой государства. Но во второй половине 80-х годов в стране начался острый кризис, во многом связанный с внешними факторами: общим кризисом социалистической системы и серьезным воздействием ФРГ, наличием нерешенного национального вопроса -раскола немецкой нации.

Характеристика главных признаков социалистической модели. Роль в экономической интеграции социалистических страх. Членство в СЭВ и ОВД. Сущность новой внешнеполитической концепции СССР. Рассмотрение политического курса М.С. Горбачева, его последствия.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Страны Восточной Европы в 50-х -- начале 90-х гг. XX в.

Введение

Заключение

Список литературы

Введение

После второй мировой войны ряд стран Восточной Европы -- Албания, Болгария, Венгрия, Восточная Германия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия - в силу обстоятельств послевоенного времени вошли в северу влияния интересов СССР и встали на путь строительства социализма. Социалистические общественно-экономические системы просуществовали в этих странах почти 50 лет - с сер. 50-х гг. до начала 90-х гг. В этих странах были проведены кардинальные реформы в социально-экономическом и политическом строе, призванные разрушить существовавшую там рыночную систему хозяйства и ориентированные на строительство социалистической экономики. Данные преобразования явились формированием командно-административной системы управления экономикой. Основными ее характеристиками были: введение тотальной государственной собственности на средства производства, установление жесткого централизованного планирования народнохозяйственной жизни, решающая роль партийно-государственных структур в экономической жизни, преимущественная ориентация на страны социалистического лагеря во внешнеэкономической деятельности, объявление марксизма единственной верой и официально допустимой экономической, социальной и политической теорией. Произошло заметное снижение темпов роста промышленности и национального дохода, вследствие отсутствия конкурентного режима в национальных экономиках. В этот период партнерство в хозяйственной сфере между странами социалистического лагеря во многом строилось на безвалютной некоммерческой основе. Это явилось одной из причин накапливания дальнейших противоречий между странами советского блока. Социалистические страны в силу слабой восприимчивости экономических систем, все более существенно отставали от развитых стран Запада.

1. Особенности социалистической модели. Роль в экономической интеграции социалистических страх. Членство в СЭВ, ОВД

В ходе Второй мировой войны возникли предпосылки для раскола единой системы мирового хозяйства. Освободив от фашистов Европу, Красная Армия привнесла туда идеи социалистического переустройства экономики. Победы над врагом в России и на Западе свидетельствовали, по мнению народов Восточной Европы (особенно коммунистов этих стран), о преимуществах социалистической системы хозяйствования. Здесь проходят буржуазно-демократические, затем социалистические революции, и возникают Народная Республика Болгария (НРБ), Венгерская Народная Республика (ВНР), Германская Демократическая Республика (ГДР), Чехословацкая Советская Социалистическая Республика (ЧССР), Польская Народная Республика (ПНР), Социалистическая Республика Румыния (СРР). Албания вскоре вышла из единого социалистического лагеря. Югославия все послевоенные годы занимала промежуточное положение между социалистическим лагерем и капиталистическим миром. Островом свободы стала в конце 50-х гг. Куба. Разгром милитаристской Японии сыграл благоприятную внешнеполитическую роль в победе революций социалистической направленности в ряде стран Азии, образуется Китайская Народная Республика (КНР), Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР), Демократическая Республика Вьетнам (ДРВ).

Окончательное оформление мировой социалистической системы (МСС) произошло к середине 50-х гг. XX в. Включив в свой состав созданную еще в 20-е гг. Монгольскую Народную Республику, МСС представляла из себя совокупность суверенных государств, в которых руководящая роль принадлежала авангарду рабочего класса в лице марксистско-ленинских партий. Главной задачей этих партий было возглавить строительство социализма и коммунизма.В 1949 г. возник СЭВ -- Совет Экономической Взаимопомощи с центром в Москве. Это была международная межправительственная организация многостороннего экономического и научно-технического сотрудничества и интеграции социалистических стран. В нее входили все вышеперечисленные страны Восточной Европы, кроме СФРЮ, которая принимала участие лишь в работе отдельных комиссий. Кроме восточноевропейских государств, СЭВ объединял экономические усилия на пути социалистического строительства некоторых других стран -- Монгольской Народной Республики и Республики Куба.

Если СЭВ определял экономическую стратегию МСС и направлял сотрудничество стран в экономике, Варшавский договор (1955 г.) призван был защитить эти страны от внешних врагов. В условиях холодной войны главным таким врагом были США. Страны Варшавского договора имели общее военное руководство, регулярно проводили совместные военные учения. Устав СЭВ был окончательно сформулирован лишь в I960 г.

Позднее, в 1962 г., договорились об основных принципах международного социалистического разделения труда, утвердили ряд комплексных программ подъема экономики. Принципы экономического сотрудничества между республиками СССР стали во многом моделью экономических взаимоотношениях внутри СЭВ. Существовало равное представительство, равные права и обязанности каждой страны -- участницы СЭВ, независимо от экономического потенциала страны и численности ее населения. Высшим органом СЭВ были сессии, на которых решались важнейшие вопросы. Постоянными руководящими органами были Исполком и Секретариат СЭВ.

Страны СЭВ занимали 30% всей территории Земли, на которой проживало 20% всего населения планеты, а объем производства достигал 38--39%. Не подключившись под влиянием СССР к плану Маршалла, страны зарождающейся МСС рассчитывали в трудные послевоенные годы на экономическую помощь со стороны СССР. И они ее получили. Но то, что считалось положительным в межэкономическом сотрудничестве: разделение труда по отраслям, отдельным видам производств и даже отдельным производственным операциям изготовления одного и того же вида продукции, привело позднее к большим осложнениям в экономике этих стран.

Предпринимаемые в течение сорока послевоенных лет усилия стран Восточной Европы, а также ряда стран Азии и Кубы по строительству социализма преподносились правительствами этих стран под влиянием СССР как более прогрессивное развитие социалистической системы хозяйствования по сравнению с капиталистической системой. Но чтобы соревноваться по всем параметрам, нужно было заложить основы социализма в странах МСС, как это предписывалось программами правящих партий.

Восточноевропейские страны в довоенный период больше развивались в условиях рыночной экономики, нежели Россия накануне 1917 года. Иным был и менталитет их народов, больше интеграция в мировую капиталистическую систему хозяйства (кроме Болгарии, Албании и Румынии). Социально-экономические преобразования в странах Восточной Европы не были подобны процессам в экономике и социальных отношениях в России в годы советской власти.

Ускоренными темпами создавались основы социализма и в Албании. К странам народной демократии она себя причислила сразу после освобождения от оккупации, в конце ноября 1944 г. Начавшаяся индустриализация проводилась с помощью СССР, т. е. пытались сразу произвести социалистическую реконструкцию хозяйства. Однако вскоре Албания, по воле Сталина, была подвергнута определенной дискриминации.

В несколько этапов проводилась национализация в Венгрии, с 1945 по 1949 г. Национализация промышленности (кроме мелкотоварного сектора) осуществилась к 1949 г. Ранее под контроль государства были взяты внешняя и оптовая внутренняя торговля, банки, другие денежно-кредитные учреждения.

Румыния тоже с весны 1945 г. пошла по социалистическому пути развития. Закон о национализации был принят в июне 1948 г., по нему к государству перешло 1609 предприятий промышленности. Однако многие крупные промышленные предприятия (металлургические, химические и т. д.) и до этого находились в ведении государства. Национализировали десять частных железных дорог и четыре пароходных общества. Медленнее проходил этот процесс в торговле, он завершился лишь к концу 1950 г.

Развитие Чехословакии после Второй мировой войны отличалось от развития стран Восточной Европы. До войны она входила в число десяти наиболее развитых капиталистических стран по производству промышленной продукции на душу населения. Поэтому здесь не планировалась крупномасштабная индустриализация. В 1950 г. была завершена национализация промышленных предприятий, где трудилось более 50 человек, а также внешней и оптовой внутренней торговли.

Наиболее активно в военные годы в борьбе с гитлеровским режимом участвовала Югославия. Провозглашение ее Федеративной народной республикой состоялось после упразднения монархии, 29 ноября 1945 г. До этого, в ходе народно-освободительного движения, были конфискованы промышленные предприятия, принадлежавшие ранее буржуазии Германии и Италии. Основная часть земельного фонда в Польше осталась в распоряжении крестьянских хозяйств. Наличие большого частного сектора в агросфере стало одной из причин усиления в 1980 г. оппозиционного правящей компартии движения. Национализация здесь была проведена ускоренными темпами -- в 1945--1946 гг. А уже в трехлетнем плане 1945--1947 гг. основное внимание уделялось индустриализации.

Своеобразно происходило экономическое развитие в ГДР, так как до 7 октября 1949 г. она находилась под контролем советской военной администрации, поэтому реформирование в экономике началось позже. Влияние СССР проявилось в организации народных имений по типу советских хозяйств, т. е. входящих в государственный сектор. Национализированы были все конфискованные ранее предприятия германских монополистов, военных и нацистских преступников.

Китай был провозглашен народной республикой 1 октября 1949 г. Сразу были национализированы предприятия, принадлежавшие китайской и иностранной буржуазии. Страна взяла курс на индустриализацию и социализм.

Таким образом, социально-экономические преобразования в странах народной демократии носили компромиссный характер. Почти во всех странах в структуре экономики остался мелкотоварный сектор.

Болгария и Румыния более других стран Восточной Европы выиграли от проведения индустриализации с помощью СССР и других государств социалистического содружества. Здесь впервые была создана фабрично-заводская промышленность, это свидетельствует о запоздалом осуществлении в БНР и СРР промышленной революции и индустриализации. Похожие процессы проходили и в Румынии.

ПНР и ВНР были экономически более развиты, чем БНР и СРР. Находясь до осени 1917 г. в составе Российской империи, Польша имела развитую текстильную, угольную и металлургическую промышленность, а в Венгрии почти те же отрасли развивались еще в рамках Австро-Венгрии. В довольно трудных условиях 50-х гг. XX в. здесь создавалась машиностроительная промышленность.

Чехословакия состояла из промышленно - но развитой Чехии и аграрной Словакии. Однако в последней, как и в Болгарии, протекает много горных рек, поэтому экономически выгодной оказалась переброска более 300 предприятий из Чехии в Словакию.

Индустриализация в Китае проводилась, как известно, в русле политики "большого скачка". С 1956 г. в условиях доминирования в экономике государственного сектора осуществлялись планы строительства социализма. В первой половине 60-х гг. выросло производство стали, угля, нефти, станков для металлообрабатывающей промышленности. Стали развиваться новые для Китая отрасли: нефтехимия и электроника. Но за годы "культурной революции" (1966--1969 гг.) экономический рост опять затормозился. В то же время с помощью СССР была создана водородная бомба, запущены спутники в космос.

Предвестником грядущих перемен в странах МСС явилась "Пражская весна" 1968 г. Тогда Чехословакия попыталась взять курс на постепенную демократизацию в общественной жизни и либерализацию в экономике, но попытка не удалась из-за ввода войск стран Варшавского договора. И все же в 70-е гг. наметились некоторые изменения системы хозяйствования. Это объяснялось экономическими причинами: во многих государствах СЭВ были исчерпаны резервы хозяйственного роста. Для интенсификации производства нужны были кредиты, в том числе из западных стран. В середине 1970-х гг. на Западе разразился валют-энергетический кризис. Усилился интерес к разработке новых технологий, в том числе биотехнологии, ЭВМ. А внутри МСС эти импульсы к росту не почувствовали, так как СССР готов был обеспечить стран-союзниц любыми видами сырья и топлива по "бросовым" ценам, что отрицательно сказалось на экономическом развитии СССР и в том числе России. Проигрышным в экономическом отношении для стран социалистического лагеря и их лидеров в первую очередь оказался новый этап НТР. Страны с рыночной экономикой, использовавшие достижения НТР в экономике, вырвались далеко вперед по сравнению с соцстранами. Назревали противоречия внутри стран социалистического содружества. Югославия, Венгрия и Чехословакия стремились преодолеть барьеры СЭВ и вписаться в мировой рынок. Но тогда почти неразрешимым был вопрос о мировых ценах.

В этих условиях СЭВ стремился к усилению процессов интеграции. Принятая в связи с этим в 1971 г. программа еще более углубленно предусматривала решение задач по специализации и т. д. В 70-е гг. вырос внутренний товарооборот, в рамках СЭВ было заключено более 100 многосторонних (с несколькими странами) и более 1000 двусторонних соглашений о производственной кооперации (несколько подобных соглашений действовало в автомобилестроении).

Многие принципы СЭВ сдерживали экономический прогресс СССР и других стран соцлагеря. Выравнивание уровня экономики разных стран приводило к нивелированию, отсутствию конкуренции, низким ценам на товары, неэффективности производства. Экспортируя в страны СЭВ сырье и топливо и импортируя от них готовую продукцию, СССР оказывался в положении не метрополии, а колонии. Процессы дезинтеграции нарастали, вызванные усилением противоречий как внутри стран, так и на уровне межхозяйственных отношений. Все яснее становилось, что в соревновании двух систем проигрывает социалистическая. Объективно необходимой была ломка планово-распределительной системы и изменение хозяйственного механизма в пользу перехода к рыночным отношениям.

В 1990 г. Промышленное производство в Польше упало на 23%, в Румынии -- на 20%. В других странах Восточной Европы также наблюдался спад производства, в Болгарии -- на 10,7% и т. д.

Страны бывшего социалистического лагеря, заявив о переориентации на капиталистический путь развития, ищут новых партнеров для экономического сотрудничества. Они стремятся "вписать" свою национальную экономику в мировое экономическое сообщество, более всего в ЕЭС, а также вступить в НАТО. На пути переориентации мирохозяйственных связей им предстоит преодолеть еще много экономических затруднений.

Раскол на две системы хозяйствования, наметившийся в 1917 г., окончательно проявился после 1945 г. Разделение на две системы: капиталистическую (рыночную) и социалистическую (командно-административную) на несколько десятилетий задержало развитие мирового хозяйства и мирового рынка.

2. Внешнеполитический курс. Отношения с СССР

Годы перестройки стали временем позитивных перемен во внешней политике СССР. Добиться безопасности страны можно лишь при учете интересов других народов и государств -- таково было основополагающее положение нового курса на международной арене. В многочисленных выступлениях советского президента были изложены задачи СССР в области внешней политики. Подчеркивалась необходимость широкого взаимодействия Советского Союза со странами мира. Признавались допущенные ранее ошибки в отношениях с некоторыми государствами, в частности с Китаем. Выражалась готовность к урегулированию межрегиональных конфликтов. Предусматривались уменьшение военных расходов и вывод советских войск из Афганистана. В декабре 1988 г. в речи па сессии Генеральной Ассамблеи ООН М. С. Горбачев сформулировал новую концепцию советской внешней политики. Центральное место в ней отводилось приоритету общечеловеческих интересов над классовыми.

Независимость от идеологических различий объявлялась одним из принципов межгосударственных отношений. В 1985 г. новым министром иностранных дел Советского Союза стал Э. А. Шеварднадзе.

Конкретные мероприятия советского правительства подтверждали его готовность следовать избранному внешнеполитическом) курсу, желание отказаться от идеи конфронтации в отношениях с западными странами и положить конец «холодной войне».

Об изменении прежних подходов СССР к решению внешнеполитических вопросов свидетельствовали состоявшиеся в Женеве осенью 1985 г. советско-американские переговоры. В подписанном президентами документе констатировалось, что «ядерная война недопустима и в ней не может быть победителей». Стороны заявляли о своем отказе добиваться военного превосходства друг над другом. Была достигнута договоренность о расширении отношений двух стран.

Правительство СССР объявило мораторий на испытания ядерного оружия. Приостанавливалось развертывание ракет среднего радиуса действия в европейской части страны. Была выведена советская военная техника с территории ГДР. На 500 тыс. человек уменьшались вооруженные силы. Начались конверсия военного производства, перевод военных заводов на выпуск гражданской продукции. В феврале 1988 г. был завершен вывод советских войск из Афганистана (правда, в течение еще двух лет Афганистану оказывалась помощь оружием и боеприпасами).

Новая внешнеполитическая концепция и ее реализация отвечали задачам внутриполитического развития СССР. Они позволяли ограничить гонку вооружений, значительно сократить военные расходы. Широкие слои населения в Советском Союзе и за рубежом выступили с поддержкой идей М. С. Горбачева и его ближайших соратников. Но были и противники новых подходов к решению международных вопросов. За сохранение прежнего курса в отношениях с Западом ратовали многие деятели военного и внешнеполитического ведомств, часть работников партийного аппарата. Будучи не в силах помешать начавшимся изменениям в области дипломатии, они пополнили ряды оппозиции горбачевской перестройке СССР и страны Восточной Европы. Серьезные перемены произошли в отношениях СССР и государств Восточной Европы. Экономический и политический кризис в этих странах, падение авторитета правящих партий вызвали рост в них оппозиции. Обстановка в СССР, курс на «обновление социализма» привели к активизации оппозиционных сил, усилению их конфронтации с правительствами. С первых дней пребывания у власти М. С. Горбачев заявил об отказе СССР от вмешательства в дела союзников по ОВД. На встречах с руководителями этих стран он разъяснял причины, сущность и пути проводимой в Советском Союзе «перестройки». Делались попытки изменить формы экономического сотрудничества с государствами ОВД, акцентируя главное внимание на прямые контакты между предприятиями.

На первых порах руководители стран ОВД поддержали новый политический курс М. С. Горбачева. Однако углубление перестроечных процессов, кадровые перестановки в советском партийно-государственном аппарате вызвали их неприятие. В ГДР и Румынии резко сократился объем публикуемой информации о преобразованиях в Советском Союзе.

Осенью 1989 г. прошли массовые выступления против существующих режимов и за восстановление демократических свобод в ГДР, Болгарии, Румынии, Чехословакии. Несколько ранее в результате свободных выборов была отстранена от власти правящая партия в Польше. Рухнули прежние режимы в Венгрии, Югославии и Албании. В бывших социалистических странах произошла смена партийно-государственных структур. На политическую арену в них вышли десятки новых политических партий и общественных организаций. Устанавливались демократические органы власти. Начались переход к рыночной экономике и приватизация промышленных предприятий. В некоторых странах эти меры привели к резкому обострению экономической ситуации. Крушение существующих порядков в Югославии привело к кризису национальных отношений и распаду страны на несколько государств. В 1990 г. состоялось объединение Восточной и Западной Германии.

Переход восточно-европейских стран к парламентской демократии привел к распаду социалистического содружества. Прекратили деятельность Совет Экономической Взаимопомощи и Организация Варшавского Договора (весна 1991 г.). Значительно сократился уровень экономического сотрудничества СССР и государств Восточной Европы. Если в конце 80-х годов их доля во внешнеторговом обороте Советского Союза превышала 50%, то в начале 90-х снизилась до 16%.

Потеря СССР прежних позиций в Восточной Европе, объединение Германии обострили политическую борьбу между сторонниками и противниками нового политического курса СССР и страны мира. Обновленные подходы к решению международных вопросов явились основой широкого сотрудничества СССР с государствами мира. В 1986--1987 гг. состоялись несколько встреч М. С. Горбачева с президентами США (Р. Рейганом, затем Дж. Бушем). Принятые в итоге переговоров соглашения (1987 г.) предусматривали уничтожение на территории Европы принадлежащих обеим державам ядерных ракет средней и меньшей дальности. В июле 1991 г. в Москве был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1). Претворение в жизнь достигнутой договоренности вызывало разную реакцию и правящих кругах обеих стран. По мнению многих руководителей партийно-государственного аппарата, эта акция серьезно угрожала безопасности СССР.

Активизировались государственные связи Советского Союза и стран Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Подписанные между ними соглашения создавали благоприятные условия для развития экономического сотрудничества. Советский Союз был принят в Международный валютный фонд. Большое значение уделялось всесторонним контактам с государствами Северной Европы -- Швецией, Норвегией, Финляндией. Была достигнута договоренность о совместном освоении ими природных богатств Кольского полуострова и континентального шельфа Баренцева моря.

Нормализовались политические и экономические взаимоотношения СССР и стран Юго-Восточной и Южной Азии. Вывод советских войск из Афганистана и Монголии создал условия для урегулирования отношений с Китайской Народной Республикой. В 1989 г. М. С. Горбачев посетил Китай с официальным визитом. В короткие сроки между Советским Союзом и КНР были решены спорные вопросы и восстановлены межправительственные связи. Межгосударственные отношения установились с Южной Кореей. Достигнутая с нею договоренность предусматривала совместные работы по освоению природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока. Расширялись экономические и общественные контакты с Израилем. Они привели к восстановлению дипломатических отношений между странами.

Советское правительство приняло несколько законов, соответствующих международному законодательству в области прав человека, в частности указ о выезде и въезде граждан в СССР. Ряд законов был направлен на установление взаимосвязей между деятелями культуры разных государств.

Советский Союз занял четкую позицию во время войны в Персидском заливе, причиной которой стал захват Ираком Кувейта. Он поддержал резолюцию Совета Безопасности ООН, осуждавшую действия иракских властей (осень 1990 г.). В ноябре того же года президенту СССР М. С. Горбачеву была присуждена Нобелевская премия мира.

Новый внешнеполитический курс СССР благоприятствовал преодолению последствий «холодной войны», ликвидации неприязни и недоверия в его отношениях с другими государствами.

3. Выступления против тоталитарного режима

Во второй половине 80-х годов страны Восточной Европы оказались в состоянии глубокого экономического и социально-политического кризиса, их отставание от индустриально развитых стран Запада все больше усиливалось. Особенно заметным оно было в таких отраслях, как электроника, информатика, вычислительная техника, отсталая технология, устаревший машинный парк, низкая эффективность сельского хозяйства были характерны той или иной степени для экономики всех стран региона Неделимая монополия компартий на власть, слияние партийного и государственного аппарата, антидемократизм, подавление инакомыслия, решения социально-политических проблем с помощью силы - все эти черты были присущи тоталитарным режимам Восточной Европы. Попытки реформирования существующей системы не принесли успеха. Формально одобрив перестроение, начатое СССР в апреле 1985 г., лидеры компартий социалистических стран на самом деле откровенно негативно относились к ней. Определяя на словах необходимость глубоких экономических и политических сдвигов и коренного обновления общества, на самом деле они проводили лишь косметические изменения, не касались самой сути существующей системы. Все это вызвало глубокое, а то и полное недоверие основной массы населения к имеющимся порядкам и породило практику проведения политических "круглых столов". Компартии, соглашаясь на политический диалог с оппозиционными партиями и силами, надеялись достичь общенациональной согласия в проведении демократических преобразований совместными усилиями. Оппозиция добивалась легальных условий для дальнейшего наступления против существующего политического строя.

М. Горбачев и перестройка в СССР стали толчком к революциям 1989 г. Изменения в СССР способствовали усилению реформистского крыла компартий и дискредитации консервативного руководства. Признание права народов Восточной Европы выбирать свой путь развития лишили народы этих стран от страха перед советской интервенцией. Почти во всех странах события начинались с прихода к власти сторонников "обновления социализма" в компартиях. Это и было результатом острой внутриполитической борьбы (Польша, Венгрия, Болгария, Албания), либо происходило под давлением массовых выступлений (ГДР, Румыния). Новые силы провозглашали курс на замену тоталитарного социализма демократическим; поддерживали плюрализм и многопартийность, критику тоталитаризма и политики компартий. На первых свободных выборах они, как правило, получали большинство и приходили к власти, вытесняя компартии «Сторонники обновления социализма». Предлагали политические программы не «Обновление социализма», а строительства капитализма, включая приватизацию государственного сектора, содействия бизнесу, создания рыночных структур, а в политической сфере они продолжали линию на ликвидацию тоталитарных режимов, а во внешней политике требовали ликвидации СЭВ и ОВД, вывода советских войск со своих территорий ОВД.

В Венгрии начало преобразованиям было положено в мае 1988 г, когда на конференции компартии признали необходимость проведения политической и экономической реформ и сменили руководство ВСРП. Новые лидеры выступили с инициативой проведения «круглого стола» с оппозиционными партиями, которых на конец 1989 г насчитывалось более 30. В октябре 1989 г вместо коммунистической партии была создана социалистическая партия. Однако на первых демократических выборах весной 1990 г победу одержали их политические оппоненты. Было сформировано правительство во главе с лидером Венгерского демократического форума И. Анталл, а президентом стал представитель свободных демократов А.Гьон.

В ГДР политический кризис возник в октябре 1989, когда начались многотысячные демонстрации и митинги против тоталитарного режима 18 октября на пленуме СЕПГ Е. Хонеккер был уволен с должности генсека и главы государства. Партия провозгласила о своем переходе на социал-демократические позиции. На первых демократических выборах в марте 1990 победу одержали оппозиционные демократические силы. Началась подготовка к объединению Германии, которое состоялось 3 октября 1990г.

Мирным путем произошел переход власти от коммунистов к оппозиционных демократических сил в Чехословакии (так называемая бархатная революция 1989 г.) и в Болгарии.

Антиправительственные выступления взорвались в городе Тимишоаре 21 декабря 1989, откуда недовольство имеющимся режимом перекинулось на другие города, прежде всего, Бухарест. С 22 до 25 декабря происходили кровавые столкновения восставших с войсками службы безопасности. Армия перешла на сторону народа и режим Чаушеску был свергнут. Диктатора и его жену казнили. Власть оказалась в руках Фронта национального спасения, который объявил о ликвидации всех государственных структур существовавших во времена диктатуры, в частности коммунистической партии.

Выступления широких народных масс, которые стали ведущей силой демократических революций 1989 - 1990 гг. в странах Восточной Европы, привели к свержению коммунистических режимов. Новые политические силы, пришедшие к власти, начали курс на рыночные реформы и утверждение парламентской демократии. Прекратили свое существование Варшавский договор и Совет экономической взаимопомощи. Начался сложный и достаточно сложный процесс врастания постсоциалистических стран Восточной Европы в европейское и мировое сообщество.

горбачев социалистический интеграция

Заключение

Со второй половины 80-х гг. начался последний и заключительный этап в истории восточноевропейских государств как социалистических стран. Процесс отхода от социалистической системы здесь был простимулирован и, в принципе, стал возможным благодаря началу перестройки в СССР, в связи с ослаблением позиций коммунистической партии внутри страны снизилась и степень ее международного влияния на страны восточноевропейского блока. В странах делаются более решительные, чем раньше, попытки отойти от коммунистических режимов. Результатом кардинальных реформ политического и экономического характера явилась смена в 1989--1990 гг. общественно-экономических систем, что сделало возможным строительство в этих странах капиталистической экономики. Новая экономическая политика бывших социалистических стран с начала 90-х гг. ориентируется на формирование классических рыночных механизмов. Основным направлением этой политики стало стимулирование частного предпринимательства, развитие свободной конкуренции, сокращение государственного н увеличение частного секторов экономики, проведение приватизации, принятие антиинфляционных мер, либерализация цен, привлечение иностранного капитала, расширение внешнеэкономических связей со странами Запада. Коммунистические партии были отстранены от руководства экономикой этих стран, а затем их деятельность в целом была запрещена в большинстве стран. Восточноевропейские страны отказались от марксизма как государственной идеологии.

Список литературы

1.История отечества. Учебник 11 класса средней школы В.П. Островский, В.И. Старцев. Просвещение 1992г.

2.История России XX век. 11 класс.Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Дрофа1995г.

3.Христоматия по новейшей истории: Документы и материалы.1945-1961г. Гл 3.

4. Гелб А., Грей Ч. Экономические преобразования в странах Центральной и Восточной Европы-1995г.

5. Бредова В. Экономика стран Восточной Европы в 1993-1994 гг.
Мировая экономика и международные отношения.

6. «Круглый стол».Советский Союз и страны Восточной Европы: Эволюция и крушение режимов(середина 40-х,конец 80-х годов XX века) История СССР 1991г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Становление государственного социализма в СССР, в странах Восточной Европы. Особенности развития социалистической системы в различных странах. Кризис коммунистической идеологии и административно-командной системы хозяйствования, его причины и последствия.

    контрольная работа , добавлен 17.07.2014

    Отношения СССР и стран Центральной и Восточной Европы. Конфликт с Югославией, разногласия между Сталиным и Тито. Советско-китайские отношения, подписание договора о дружбе и союзе между СССР и Китаем. Война в Корее и позиция СССР, её цели и последствия.

    контрольная работа , добавлен 15.11.2011

    Предпосылки кризиса власти в СССР. Характер реформ Горбачева в экономической и политической структуре страны. Политика внедрения новой идеологии в общество и осуществление политики гласности. Положительные и отрицательные моменты перестроечной эпохи.

    контрольная работа , добавлен 28.02.2015

    Итоги экономического, социально-политического и духовного развития общества в СССР к концу 30-х годов. Объективные и субъективные причины возникновения культа личности И. Сталина. Сущность сталинизма как политической системы, его последствия для страны.

    контрольная работа , добавлен 16.01.2012

    Характеристика политики разрядки международной напряженности, отношения СССР со странами Запада. Особенности экономического и политического сотрудничества СССР с социалистическими странами Восточной Европы. Деятельность Совета Экономической Взаимопомощи.

    реферат , добавлен 31.07.2011

    Анализ социально-экономического и политического развития СССР и России в 80-90-е годы ХХ века. Причины, которые побудили М.С. Горбачева начать процесс по внедрению "перестройки". "Период бурь и натиска" - новое видение современного мира. Распад СССР.

    дипломная работа , добавлен 18.09.2008

    Реформа политической системы. Изменение отношения к религии. Создание политических партий и движений. Экономическая реформа. Антикризисные программы. Внешнеполитические принципы. СССР и страны Восточной Европы. Анализ причин распада СССР.

    реферат , добавлен 10.01.2003

    Сталинская программа социалистической модернизации СССР. Индустриализация в западных странах. Три главных концепции промышленного развития. Пятилетнее планирование экономики, массовые репрессии. Экономические и социальные последствия индустриализации.

    презентация , добавлен 15.05.2012

    Реформа политической системы. Изменение отношения к религии. Создание политических партий и движений. Экономическая реформа. Антикризисные программы. Новые внешнеполитические принципы. СССР и страны Восточной Европы.

    реферат , добавлен 14.01.2003

    Начало и развитие "холодной войны". Внешняя политика СССР в середине 1950-х – начале 1960-х гг. История СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг. Политика "Нового мышления": начало разоружения, региональные конфликты, распад социалистических систем.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама