THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Михаил Федорович Ларионов - русский живописец, график, театральный художник, теоретик искусства . Лидер движения русских авангардистов конца 1900-х - начала 1910-х годов, автор пейзажей в духе импрессионизма и фовизма, примитивистских композиций («Отдыхающий солдат», 1911). С 1915 года жил за границей. Ларионова признают создателем лучизма (вариант абстрактного искусства).

Михаил Ларионов родился 3 июня (22 мая по старому стилю) 1881 года, в Тирасполе Херсонской губернии. Его отец был военным фельдшером. С 12-летнего возраста Миша посещал реальное училище в Москве. В 1898 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где с перерывами - его исключали три раза за художественное вольномыслие - учился до 1910 года; его педагогами были Исаак Ильич Левитан, Валентин Александрович Серов, Константин Алексеевич Коровин, Сергей Васильевич Иванов.

До 1906 года продолжался неоимпрессионистический период М. Ларионова. Особенно много работ, в которых он выступил тончайшим колористом, умелым аранжировщиком фрагментированных композиций, было создано в 1903 году в Крыму, куда он поехал вместе с женой, художницей Наталией Сергеевной Гончаровой. С 1905 Михаил Федорович широко выставлялся; в 1906 совершил поездку в Париж, субсидированную Сергеем Павловичем Дягилевым, где был экспонентом Русского отдела Осеннего салона; тогда же посетил Лондон. После возвращения сотрудничал в журнале «Золотое руно», где впервые в России опубликовал работы Ван Гога, Поля Гогена и Поля Сезанна.

В 1907-1912 годах Ларионов писал картины , основанные на творческой переработке образно-пластического строя вывески, лубка, росписи подносов и других видов фольклорного искусства; молодой художник стал инициатором целого направления в русском искусстве - неопримитивизма (серия «Парикмахеры», 1907). Служба Ларионова в армии (1908-1909) вызвала появление цикла примитивистски-бурлескных полотен на темы из солдатской жизни.

М.Ф. Ларионов был вожаком бунтующей художественной молодежи, зачинщиком многих скандальных акций, ознаменовавших появление авангарда на российской общественной сцене. В 1910 году он был среди основателей общества «Бубновый валет»; выйдя вскоре из него (вместе с Гончаровой), организовал выставку «Ослиный хвост» (1912), консолидировавшую его сторонников; вокруг следующей выставки, «Мишень» (1913), также сложилось объединение молодых живописцев. В 1914 году он организовал четвертую выставку своих единомышленников, которая так и называлась «№ 4».

Ларионов иллюстрировал футуристические книги, преимущественно Велемира Хлебникова и Алексея Елисеевича Крученых («Мирсконца», «Старинная любовь», «Помада»). В 1912-1914 годах он стал создателем собственной живописной системы - лучизма, предварившей наступление эры беспредметности в искусстве. В манифесте «Лучизм» (1913) Михаил Ларионов провозглашал: «Живопись самодовлеюща, она имеет свои формы, цвет и тембр. Лучизм имеет в виду пространственные формы, которые могут возникать от пересечения отраженных лучей различных предметов, формы, выделенные волею художника».

С началом войны Ларионов был призван в армию, служил прапорщиком, перенес тяжелую контузию и в 1915 году был демобилизован. Приглашенный Сергеем Дягилевым в качестве сценографа, он уехал вместе с Гончаровой за границу, в 1917 году поселился в Париже (французское гражданство получил в 1938). Художник оформил множество постановок дягилевской антрепризы: «Русские сказки» Анатолия Константиновича Лядова (1917), «Шут» Сергея Сергеевича Прокофьева (1921), «Байка про лису» Игоря Федоровича Стравинского (1922), «Классическую симфонию» С.С. Прокофьева (1931).

С отъездом из России закончился новаторский период в творчестве Ларионова. До конца жизни художник работал как живописец, сценограф, график, иллюстратор. Написал книгу воспоминаний о русском балете, мемуарные статьи о Дягилеве, Пикассо Пабло и Стравинском. С 1950-х годах, после полосы забвения, фигура Ларионова как одного из основоположников модернизма 20 века стала привлекать пристальное внимание. На протяжении десятилетий во многих странах Европы и США регулярно проводятся выставки работ Ларионова, персональные и совместные с Гончаровой. В 1988 году в Россию были переданы несколько сот произведений Ларионова и Гончаровой, завещанных вдовой Ларионова А. К. Томилиной.

Михаи́л Фёдорович Ларио́нов (22 мая (3 июня) 1881 года, Тирасполь, Херсонская губерния, Российская империя - 10 мая 1964 года, Фонтене-о-Роз) - русский художник, живописец, график, сценограф, теоретик искусства, один из основоположников русского авангарда.

Родился в Херсонской губернии, в уездном городе Тирасполе. Сын военного фельдшера, детство провёл на юге России в Тирасполе, куда затем часто возвращался на летние этюды.

В 1891 году Ларионовы приехали в Москву, и Михаил поступил в реальное училище Воскресенского.

В 1898-1910 - учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Валентина Серова и Исаака Левитана . Там же познакомился с Натальей Гончаровой , ставшей не только его спутницей жизни (официально брак был зарегистрирован только в 1955 году), но и единомышленницей в творчестве.

С начала 1900-х годов Ларионов активно участвовал в художественной жизни, выставляясь не только в России, но и в Европе. Большое влияние на Ларионова оказали французские живописцы, с творчеством которых впервые он познакомился в московском собрании Сергея Щукина.

В 1902-1906 годах работал в стиле позднего импрессионизма («Куст сирени в цвету»).

В 1906 году по приглашению Сергея Дягилева участвовал в русской секции парижского Осеннего салона.

В 1907 году, испытывая воздействие фовизма и наивного искусства, обратился к примитивистской манере , создавая запоминающиеся полотна, отличающиеся сочным цветом, резкими линиями и острыми сценами («Отдыхающий солдат», «Весна»).

К 1912 году создал новую художественную концепцию - лучизм , один из первых примеров абстрактного искусства в разряде так называемого «беспредметного творчества», где формы образовывались в результате пересечения лучей, отражённых от различных предметов.

В 1914 году, после начала Первой мировой войны, был призван на военную службу. Комиссовавшись по ранению, Ларионов поселился в Париже, где в 1915-1929 годах вместе с Гончаровой работал для Дягилева, создавая костюмы и декорации к постановкам его «Русских балетов». В живописи он вернулся к ранней, фигуративной, манере, камерному жанру и натюрморту. Из-за разразившейся Октябрьской революции в Россию больше не вернулся.

В 1955 году официально зарегистрировал свой брак с Натальей Гончаровой. После её смерти в 1962 году, женился на А. К. Томилиной, которая стала официальной наследницей художника.

Умер в парижском пригороде Фонтене-о-Роз в 1964 году. Похоронен на кладбище в Иври-сюр-Сен.

В Тирасполе есть улица, названная по фамилии художника.

Вместе с Натальей Гончаровой Ларионов был активным участником «левого направления» в искусстве, он инициировал серию громких выставок:

В 1980 году в Москве состоялась персональная выставка художника. В 1989 году картины Ларионова были переданы А. К. Томилиной-Ларионовой в дар Третьяковской галерее.

Активно работал с издательствами, в 1910-е годы исполнил иллюстрации к изданиям поэтов-футуристов («Помада» Кручёных, издано в 1912).

1913 «Драма в кабаре футуристов № 13». Премьера состоялась в январе 1914 года, уже после распада группы «Ослиный хвост».

6 декабря 2016 года «Марка Приднестровья» презентовала выпуск, посвященный художнику и одному из основоположников русского авангарда Михаилу Ларионову.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Михаил Федорович Ларионов - уникальное явление русской и мировой культуры. театра, график. Он грандиозен как художник и теоретик авангардизма. Картины Михаила Ларионова и его личность оставили неизгладимый след в мировой культуре. Он значителен как основоположник лучизма, оригинального направления в русской живописи начала двадцатого века. Но, при всей масштабности его фигуры, он недооценен у себя на Родине, недостаточно изучен и исследован. По иронии судьбы, Ларионов как живописец долгое время пребывал в тени своей самой лучшей ученицы, соратницы и супруги, блистательной Натальи Гончаровой.

Детство

Михаил Ларионов родился в 1881 году. Его отец служил военным фельдшером и по долгу службы находился в Херсонской губернии, на юге России, в ста километрах от Черного моря. Именно там, в этих жарких и необычайно пронзительных местах прошло детство будущего художника. Наблюдательному мальчику было на что обратить свое внимание, ведь Тирасполь, как и любой южный город, представлял собой ослепительную мозаику из племен, языков и традиций. Этот край накрыл мальчика лоскутным одеялом цветущих садов, военных маршей, разношерстного люда, рыночной толчеи и базарного шума. Маленькие кабачки, длинные конюшни, несчетное количество ласточек, дрожащий знойный воздух и счастье, огромное счастье, объявшее все детство мальчика. Он и потом, когда вырастет, пока не покинет Россию навсегда, будет приезжать на лето в свой любимый Тирасполь.

Училище

Когда Мише Ларионову исполнилось двенадцать лет, семья перебралась в Москву. Жизнь в столице текла спокойно и размеренно, Михаил окончил училище и готовился связать свою жизнь с живописью.

В те годы особенно сильное впечатление оказывали на Михаила Ларионова картины Виктора Борисова-Мусатова. Рисующий с детства мальчик Михаил естественным образом поступил на обучение в Училище живописи, ваяния и зодчества. Там в полной мере проявился его яркий, самобытный талант, да и учителя у него были необыкновенные - это и Валентин Серов, и Константин Коровин, и Исаак Левитан. В этом же училище Ларионов встретил свою будущую супругу,

Импрессионизм

После училища жизнь Михаила Ларионова закружилась в ярком хороводе различных культурных течений. Он, как и многие художники того времени, начал свое творчество с импрессионизма. Из-под его кисти выходили большие серии работ, в духе пейзажей Клода Моне. Картины Михаила Ларионова были приняты очень хорошо. Он становился яркой фигурой в кругу творческой интеллигенции, его заметили члены объединения «Мир искусства», а предложил участвовать в Парижской выставке 1906 года.

В Ларионова Михаила Федоровича и его самого ждал большой успех. Но не столько успех, сколько сам Париж окрылил его и оставил неизгладимое впечатление. Там он узнал, что уже не Моне является стержнем мирового импрессионизма, это место твердо заняли Поль Гоген, Ван Гог и Сезанн. Именно они олицетворяли новизну в мировой живописи. Их экспрессия владела умами почитателей и неравнодушных. Ларионов дышал Парижем, жил Парижем, он посещал выставки, исследовал музеи, копил материалы к своему будущему росту. Но он не стал последователем фовизма, модного течения в живописи, разворачивающегося на его глазах и захлестнувшего Париж. Ларионов смотрел вглубь, в самый корень творческих исканий, и там внутри он увидел нечто новое. Изучив гениев постимпрессионизма, он стал новатором. В своих картинах художник Михаил Ларионов обратился к примитивизму.

1909-1914

Его примитивизм шел от русского лубка, от древних крестьянских традиций. Ларионов разглядел в этой простоте фундаментальную силу архетипов и распознал в незамысловатом народном творчестве далеко идущие потенции, ждущие своего осмысления. С головой погрузившись в новые замыслы, он проявлял неслыханную работоспособность, именно тогда появились серии картин Михаила Ларионова «Франты», «Парикмахеры», тогда же зарождался его лучизм.

Ларионов исследовал рекламные вывески, надписи и рисунки на заборах, и преображал эти зерна русского духа в драгоценные камни новых цветовых фактур. В те же годы Ларионов много занимался графикой и проявлял незаурядные организаторские качества. Он учреждал различные объединения художников и устраивал эпатажные выставки, самые известные из которых - «Бубновый валет», «Ослиный хвост» и «Мишень». Много времени Ларионов уделял оформлению уникальных поэтических сборников своих друзей футуристов: Велимира Хлебникова, и других. Во всех своих проявлениях Ларионов являлся новатором и локомотивом. Он искал новые пути, новый взгляд на старые предметы, и квинтэссенцией этих исканий стал лучизм.

Лучизм

В 1913 году Ларионов провозгласил манифест «Лучисты и будущники» и открыл этим эру беспредметности в живописи. Это было начало русского абстракционизма. В лучизме переплелись и отразились все наработки художника в подаче цвета и фактуры. Предметов как таковых в концепции лучизма не существует, они явлены только в отражении и преломлении лучей. И поэтому живопись должна быть полностью оторвана от материи и выражаться в новых пространственных формах, новом наложении цвета и фокусировки мысли.

На парижской выставке лучистские картины Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой произвели фурор и получили всеобщее признание. Ларионов становится известным, устраивает европейское турне, знакомится со многими знаменитостями, в числе которых Пабло Пикассо, Гийом Аполлинер, Жан Кокто.

1915-1917

Но на пике творческой активности в жизнь Михаила Ларионова вторгается Первая Мировая война. Он возвращается на Родину и отправляется на фронт. В 1915 году после серьезного ранения и контузии, отлежавшись в госпитале, Ларионов приезжает обратно в Париж, где происходит новая метаморфоза мастера - он начинает заниматься декорациями для балетов Сергея Дягилева.

Революцию 1917 года художник встречает в Париже и решает остаться в нем навсегда. Начинается парижский этап в жизни мастера, этап долгий и неоднозначный. Они с Гончаровой селятся на рю Жака Калло и живут в этой квартире до конца своей жизни.

Парижский этап

Во второй половине своей жизни Ларионов много времени и сил стал уделять литературному творчеству, он писал мемуары и статьи по истории искусства. Художник Ларионов Михаил Федорович в картинах отошел от лучизма и возвратился к графике, натюрмортам и жанровым композициям. Что-то незаметное, но очень важное, очень настоящее исчезло из его работ.

В 1955 году Михаил Ларионов и Наталья Гончарова официально оформили свои отношения, и через пятьдесят лет совместной жизни стали мужем и женой. Умер Михаил Ларионов в 1964 году, в пригороде Парижа, через два года после смерти своей музы Натальи Гончаровой.

В 1989 году Александра Томилина, многолетняя подруга семьи, передала архив Михаила Ларионова советскому правительству. Так состоялось возвращение мастера на Родину.

Михаил Ларионов - один из крупнейших живописцев ХХ века. Его творчество сопоставимо с творчеством таких выдающихся российских художников, как Малевич, Кандинский, Татлин, определивших величину и своеобразие художественного вклада России в мировую культуру.

Сегодня произведения Ларионова хранятся в крупнейших собраниях мира, а также в частных коллекциях.

Судьба Михаила Федоровича Ларионова печальна, ибо пала она на трагическую пору отечественной нашей истории. Он разделил горькую участь многих, очень многих своих сверстников, волею событий оказавшихся далеко от земли, и х вскормившей.

Рождение, детство, учение, первые успехи и стремительный в зл е т новаторского, «бунтарского» творчества — все это вместилось в тридцать восемь «русских» лет художника, а сорок пять оставшихся — под чужим небом. Европейской славе «русского парижанина » на родине социалистического реализма м еста, как известно, быть не могло, разве что в немой памяти тех, кто не хотел и в опреки всему не мог отказаться от баснословного прошлого русского искусства. Таких, впрочем, было немного и с каждым годом все меньше…

Михаил Ларионов и Наталья Гончарова. Москва. 1913

Михаил Фёдорович Ларионов родился в семье военного фельдшера. В провинциальном Тирасполе прошли его детск ие годы. В 1898 г. он поступил в МУЖВЗ, где учился у Коровина и Серова. В училище Ларионов познакомился с Натальей Гончаровой, ставшей его верной соратницей.


Фруктовая лавка. 1904

На годы учебы приходится ранний, импрессионистический период творчества Ларионова. В унаследованной от французских художников манере создавал он целые живописные серии.


Акация весной. 1904

Голубое небо в верхушках акаций пронизано серебристым мерцанием весенних ветвей; удивительно прозрачны и нежны касания верхушек деревьев с небом. Короткие удары, «тычки» кистью создают живописно-тональную вибрацию фона. Кажется, небо живет, пульсирует, дышит…

Сад. 1904

Нерв ларионовского импрессионизма — обостренная цветопись, а не яркая светопись. Художник достигает необычной напряженности цвета. Нарушая все живописные каноны, он сталкивает контрастные и близкие цвета — красный, зеленый, розовый, лиловый, приводя их к неожиданным гармониям. Это поистине отважная живопись, открывающая новые цветовые сочетания. Такой «живописный риск» мог позволить себе только художник с безошибочным чувством цвета.


Один майский день. 1904

«Один майский день» - часть комнатной обстановки и окно с пробивающейся на деревьях зеленью, написан Ларионовым в стиле позднего импрессионизма в пору ученичества у Левитана и Серова в Московском училище живописи .

Особенностью ларионовского импрессионизма является необычайное богатство живописных фактур. Как бы из цветовых зерен, соседствующих друг с другом, складывается структура его живописи, мерцающая переливами драгоценных камней. Вспоминаются полотна и акварели Врубеля, вызывающие те же ассоциации. Молодой живописец был внимателен к творчеству старшего собрата (они былизнакомы). Как и у Врубеля, краска в холстах Михаила Ларионова не ложится на готовую форму, напротив, сама форма и пространственные отношения рождаются из красочных образований и цветных фактур.

Сирень 1904

Эти произведения пользовались успехом на выставках Общества русских акварелистов, СРХ, "Мира искусства", на русской экспозиции Осеннего Салона 1906 в Париже.

В 1910-х Ларионов проявил себя как блестящий организатор: он возглавил группу молодых московских художников.


Портрет поэта Велимира Хлебникова. 1910

Примитивизм Михаила Ларионова находил источники вдохновения даже в заборных рисунках и надписях. В 1913 он подготовил выставку лубка, которая включала восточные и европейские народные картинки, вывески, печатные пряники, многие были из коллекции Ларионова. В этом же году была организована его выставка иконописных подлинников и лубков.

С 1912 Ларионов много занимался графикой: исполнил серию литографированных открыток, повторявших его живописные произведения; создал иллюстрации для сборников поэтов-футуристов Крученых, Хлебникова, Большакова. Изданные крошечными тиражами, эти книги представляют теперь огромную ценность.

Михаил Фёдорович принимал активное участие в художественных диспутах, получивших распространение в ту пору. В частности, в 1913 состоялся диспут на тему "Восток, национальность и Запад", предшествовавший открытию выставки "Мишень". На нем Ларионов и его группа четко обозначили свою "восточную" ориентацию.

На выставке "Мишень", где демонстрировались также произведения художников-самоучек и детские рисунки, Ларионов представил работы из незавершенного цикла "Венеры" и четыре холста "Времена года" (1912), которые были расценены критиками как вызов. В них использованы язык детского рисунка и архаическая символика, дополненная незатейливым текстом.

"Мишень" стала высшей точкой развит ия художественных идей Ларионова. Диспут "Мишени" уже включал доклад о лучизме, а на выставке экспонировались лучистские картины: "Петух и курица", "Лучистая скумбрия и колбаса" и др. Лучистские произведения Ларионов показывал и на последующих выставках - "14. Футуристы, лучисты, примитив" (1914), "1915 год".

По мысли Ларионова лучизм должен был оторвать живопись от предметности, превратить ее в самоценное и самодовлеющее искусство цвета. Основные положения теории лучизма, достаточно наивной, сводятся к тому, что мы не видим самих предметов, а воспринимаем пучки лучей, исходящие от них, которые в картине изображаются цветной линией. Но практика лучизма оказалась гораздо интереснее и плодотворнее его теории.


Петух и курица. 1912

В том же 1913 Ларионов публикует брошюру "Лучизм", манифест "Лучисты и будущники", в которых формулирует теорию нового течения: "Стиль лучистой живописи имеет в виду пространственные формы, возникающие от пересечения отраженных лучей различных предметов. Луч условно изображается на плоскости цветной линией". В лучизме Ларионова заложены начала абстрактного искусства.

В парижской галерее Поля Гийома состоялась выставка его работ (совместно с Гончаровой), принесшая Ларионову европейскую известность. Он знакомится с Пикассо и,другими парижскими мастерами, о нем пишет статьи Гийом Аполлинер. Но война прерывает европейское турне художника. Как офицер запаса, подлежащий мобилизации, Ларионов возвращается в Москву и вскоре попадает на фронт в армию Ренненкампфа, сражавшуюся в Восточной Пруссии. Здесь он был тяжело контужен: «Чуть не без ног, контуженный, лежит дорогой Ларионов»,— писал Маяковский.

После выхода из госпиталя в 1915 художник вновь отправляется к Дягилеву, путешествует с труппой по Швейцарии, Испании, Италии, работает над эскизами декораций и костюмов для балетов.


Революция застает Ларионова во Франции. Он живо интересуется тем, что происходит в России, и никогда не теряет связи с Родиной. В 1920 году Ларионов иллюстрирует поэму Блока «Двенадцать», вышедшую отдельными изданиями в Париже и Лондоне. В ноябре 1922 в Париже побывал Маяковский, всегда высоко ценивший живопись Ларионова. В очерке «Семидневный смотр Парижской живописи» он рассказал о своих встречах с русскими художниками. Как результат этих встреч, в 1923 в издательстве «Круг» выходит поэма Маяковского «Солнце» с иллюстрациями Ларионова.

В 1919 Ларионов и Гончарова поселились в Париже на улице Жака Калло, где прожили до конца своих дней. В 1920-х он становится художественным советником Дягилева, который под его влиянием приглашает к сотрудничеству художников-модернистов.


Дягилев и Лифарь на репетиции. 1927.

Двадцатые годы прошли в работе над дягилевскими балетами. Ларионов создает эскизы костюмов и декораций для балетов на музыку Прокофьева «Шут» (1921) и Стравинского «Байка про лису» (1922). Остро переживая отрыв от родной ему стихии русской жизни, художник возвращается к излюбленным мотивам своего творчества. Так возникает альбом «Путешествие в Турцию», исполненный гуашью с использованием трафарета и шелкографии.


Дягилев работает над рукописью. 1929.

Поздние живописные работы Ларионова — охристо-серебристые натюрморты, этюды обнаженных натурщиц, хрупких и как бы бестелесных, говорят о том, что художник продолжает владеть утонченной живописной культурой. Но что-то невозвратно ушло из этих работ.

В последние годы жизни Михаил Фёдорович Ларионов много времени уделял литературному труду - писал воспоминания, статьи о русском искусстве.

Творческий взлет Ларионова, продолжавшийся до предвоенных лет, оставил неизгладимый след в русском иcкусстве 20 века. Многие художники начала века, искавшие новых путей в живописи, испытали на себе сильное воздействие искусства Ларионова, оно ощутимо в работах Гончаровой, Шевченко, Бурлюка и других. Следы ларионовского влияния заметны и в раннем творчестве Малевича и Татлина.

http://babanata.ru/?p=9208



100 знаменитых художников XIX-XX вв. Рудычева Ирина Анатольевна

ЛАРИОНОВ МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ (род. 22.05.1881 г. – ум. 10.05.1964 г.)

ЛАРИОНОВ МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ

(род. 22.05.1881 г. – ум. 10.05.1964 г.)

Известный русский художник-модернист, график, театральный декоратор, иллюстратор. Один из основоположников русского авангарда.

Создатель живописного метода «лучизма».

Выдающийся мастер русского художественного авангарда Михаил Ларионов родился в небольшом провинциальном городе Тирасполе в семье скромного военного фельдшера. Самыми яркими воспоминаниями его детства стали «рубашечка с вишенками», человеческая фигурка из мякиша черного хлеба, вылепленная бабушкой Ольгой Львовной, и задача, которую будущий художник поставил перед собой в семь лет: «Не забыть взрослым человеком ощущений детства». «Я видел разницу чувств взрослых и детей, отсюда возникла эта мысль, но, к сожалению, мои чувства не изменились, и я не вижу разницы между прошлым и настоящим в моей личной жизни. Я не потерял связи с детьми, но с взрослыми я ее не могу никак наладить», – вспоминал Михайл Федорович в конце своей жизни, больше похожей на театральное представление, но наполненной творческими исканиями и открытиями.

После окончания реального училища Михаил в 1898 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился в классах К. А. Коровина и В. А. Серова до 1910 г. Уже в первые годы занятий он подавал большие надежды стать знаменитым живописцем, но тем не менее был трижды исключен за нестандартное поведение и художественное вольномыслие. Ларионова привлекала живопись П. Гогена, Ван Гога и П. Сезанна. Одна из наиболее ранних известных его картин «Куст сирени в цвету» (1904 г.), написанная в стиле позднего импрессионизма, была куплена Третьяковской галереей. Художник был наделен огромным живописным темпераментом, острым чувством света и цвета. Его пейзажные работы наполнены интенсивной вибрацией свето-воздушной среды и красочными нюансами. На выставке «Мир искусства», устроенной С. Дягилевым в 1906 г., Ларионов показал семь своих работ. Это была серьезная заявка на стремительную карьеру молодого художника. Все дальнейшие взлеты Михаил «устраивал» себе сам: писал непривычные картины и декларации, организовывал выставки и группировки, устраивал скандалы, чтобы подогреть внимание публики к себе и своему творчеству.

Рядом с именем Ларионова с 1900 г. постоянно звучала фамилия его подруги, соратницы и не менее именитой художницы Гончаровой. Наталья Сергеевна родилась в известной дворянской семье и была двоюродной правнучкой жены А. С. Пушкина. Училась она вместе с Михаилом, только вначале в скульптурном классе П. Трубецкого, а затем пути в живописи у двух молодых талантов неразрывно переплелись, ведь недаром их назвали «самой лучшей и самой слитной парой русского авангарда». Творческий дуэт двух незаурядных художников продолжался более 60 лет и был до предела насыщен творческой инициативой и готовностью порвать с уже достигнутыми результатами для обретения новых перспектив. Но все же Гончарова как-то призналась: «Ларионов – это моя рабочая совесть, мой камертон. Есть такие дети, отродясь все знающие. Пробный камень на фальшь. Мы очень разные, и он меня видит из меня, не из себя». Они никогда не были конкурентами, а дополняли и обогащали друг друга.

Но если Гончарова просто творила, то Ларионов стал признанным лидером русского авангарда, главным выдумщиком, организатором скандальных акций и создателем новых живописных направлений. Это был бунтарь и потрясатель академических основ искусства.

Вернувшись из поездок в Лондон и Париж (Осенний салон 1906 г.), Ларионов творчески переосмыслил идеи фовизма и достижения западного «наивного» искусства. Привнесенные им в живопись новшества были основаны на простонародном и детском восприятии красоты. Русская икона, лубок, росписи вывесок и подносов, рисунки на заборах смешались в красочном сверкании новой живописной гармонии примитивизма (серия «Парикмахеры», 1907 г., и сценки провинциального быта).

Для продвижения своего авангардного искусства Ларионов развернул бурную деятельность. В 1908 г. он совместно с Д. Бурлюком организовал первую в Москве авангардную выставку «Венок Стефана». Как один из вожаков бунтующей молодежной богемы, художник вошел в состав основателей (П. Кончаловский, Д. Бурлюк, А. Лентулов, К. Малевич) общества «Бубновый валет». Но вскоре вместе с Бурлюком оставил компанию «валетов», обвиняя их в отсталости, академичности и фотографизме. «Для меня Малевич, – писал Ларионов в газету, – как футурист является "необитаемым туземцем"». От живописца-забияки доставалось и врагам и друзьям, но ему многое прощалось за тот огромный талант, которого могло хватить не на один десяток художников.

После непродолжительного пребывания на сборах в солдатских лагерях, где ему так понравилась настенная живопись в казармах, в творчестве Ларионова появились многочисленные сценки из армейской жизни, часто сдобренные откровенной похабщиной («Маркитантка Соня», «Отдыхающий солдат», «Курящий солдат», все в 1911 г.). Все работы «солдатской» серии стали своеобразной вершиной примитивистского периода творчества, где мягкую иронию и откровенный реализм Ларионов успешно сочетал с изысканной живописью.

Продолжая потрясать «общественные устои», художник совместно с Гончаровой, Малевичем, Татлиным и другими приверженцами авангарда создал группу «Ослиный хвост» (1912 г.) и под этим скандальным названием организовал две выставки. Работы, которые там экспонировались, были возведены критиками в разряд «анархического бунтарства». Художники требовали свободы для своих формальных экспериментов. Когда деятельность этой группы дошла до логического предела, Ларионов организовал выставку «Мишень» (1913 г.) и Первую выставку лубков в Москве (1913 г.). Однако при всей своей неуживчивости и ершистости Михаил Федорович успевал выставляться и на вполне «приличных» показах. Так, только за 1906 г. его работы (помимо Лондона и Парижа) побывали на экспозициях Товарищества передвижников, Союза русских художников, Московского товарищества художников. Особенно долго оставался верен Ларионов объединению «Мир искусства». Его руководитель, известный художник и критик А. Бенуа, ужасаясь от ларионовского «Портрета дурака», все же чувствовал под внешней бравадой и эпатажностью глубину его молодого дарования.

На осенней выставке «Мир искусства» в 1912 г. состоялся и показ первых картин, исполненных художником новым, изобретенным им живописным методом – «лучизмом». Используя его, Ларионов изображал не сам окружающий мир, а потоки света и

цвета, излучаемые предметами, и теряющие свой реальный облик в этих потоках. «Лучизм» считается одним из первых опытов беспредметного (абстрактного) искусства и ярким проявлением авангардизма в русской живописи, наряду с супрематизмом Малевича и футуризмом Татлина. Ларионов этим методом достигал небывалых художественных форм, создавал новую причудливую реальность. Но даже в работах, где, кажется, вообще ничего не изображено («Стекло/прием лучизма», «Этюд лучистый», «Лучистая камбала и скумбрия», «Лучистый петух», все в 1912 г.), где все окутано волнами окрашенного света, смутная предметная реальность проступает в виде народного изофольклора, вспыхивая одновременно чем-то неземным и фантастическим. В стиле «лучизма» были оформлены иллюстрации к книге Крученых «Старинная любовь» (1912 г.), где текст естественно переплетается с рисунками, создавая целостный художественный образ.

Причудливые и полупристойные «Венеры» (1912 г.) – «Кацапская», «Бульварная», «Солдатская», «Еврейская», «Негритянская» – написаны в стиле примитивизма, как и четыре больших полотна под общим названием «Времена года» (1912 г.). Картины, окрещенные критиками как «инфантильный примитив», больше напоминали искусно выполненные детские рисунки, которые очень высоко ценил сам художник. Каждое полотно Ларионов сопровождил по-детски наивными стихотворениями. На холсте «Весна» он написал: «Весна ясная, прекрасная. С яркими цветами, с белыми облаками». В стиле примитивизма выдержаны иллюстрации к сборнику футуристических стихов «Мирсконца» Хлебникова. В оформлении книги Крученых «Полуживой» Ларионов использует стилистику наскальных изображений. А издание «Помада» современники сравнивали с филигранным ювелирным украшением, настолько оригинально выглядели его иллюстрации на золотых паспарту. Живописная фантазия Ларионова была безгранична и не знала повторений.

Творческую самобытность и «авангардность» художник подкреплял постоянным «ошарашиванием» публики своим поведением «в миру» и созданием шума вокруг собственной персоны. Авангардным было не только его искусство, но и личная жизнь. Ларионов с Гончаровой многое делали «впервые»: приняли участие в съемках первого русского футуристического фильма «Драма в кабаре № 13» (1914 г.), участвовали в ими же организованном шествии с раскрашенными лицами по улицам Москвы (1913 г.). Это был первый публичный «боди-арт», звучно названный «убийством лица». Для большей убедительности акции Ларионов выпустил манифест «Почему мы раскрашиваемся», где апеллировал к «русскому балагану, площадному циркачеству и весеннему розыгрышу». Если же газетный шум и улюлюканье в его адрес смолкали, художник в срочном порядке публиковал «саморекламные монографии» под псевдонимом Эли Эганбюра и Варсанофия Паркина. Исследуя его творчество, искусствовед А. Корзухин писал: «Делание навыворот, наизнанку, «мирсконца», антиприличие под стать искусству протеста или подчеркнутое приличие как кукиш вместо ожидаемого скандала, короче, антибуржуазность вкупе с антипарадностью, – вот что такое жизнь в авангарде. Жизнь конечно суматошная и нервная (что усугублялось вспыльчивой задористостью характера Ларионова), но зато рождавшая новый сплав картины и личности, где не было места пошлым условностям и рыночным законам».

Сергей Дягилев, известный организатор выставок русского искусства в рамках «Русских сезонов» в Париже (с 1907 г.) и создатель труппы Русского балета (1911–1926 гг.), одним из первых открыл неподражаемый дар Ларионова и Гончаровой. И он же в 1915 г. предложил супругам заняться сценографией в его антрепризе. Совместно с балетной труппой они объехали с гастролями Швейцарию, Италию, Испанию, а с 1918 г. поселились в Париже. Результаты работы художников над «карнавальным миром» театральных декораций и костюмов ошеломили европейскую публику, покорили новизной замыслов, красочностью и экзотичностью. Их творческий вклад в успех русского балета был огромен. Виртуозная фантазия, изощренный вкус, пиршество красок, мир сказочных причудливых образов обогатили сценическое искусство XX в. И хотя оформленные ими спектакли стали достоянием истории, но эскизы театральных костюмов, декораций и мизансцен, портреты композиторов, хореографов и артистов балета вошли в художественную сокровищницу их творческого наследия. В 1915–1917 гг. Ларионов и Гончарова оформили спектакли «Ночное солнце», «Литургия», «Садко» Римского-Корсакова; «Кикимора», «Русские сказки», «Баба-Яга» Лядова; «Испанская рапсодия» Равеля. В период с 1921 по 1932 г. – «Шут», «На Борисфене» Прокофьева; «Снегурочку» Римского-Корсакова; «Лисицу», «Жар-птицу» Стравинского; а в 30–40 гг. – балет «Богатыри» Бородина и оперу «Кощей Бессмертный» Римского-Корсакова. Это был огромный многоплановый труд, всегда оригинальный, содержащий неожиданные решения.

Более 50 лет прожила эта знаменитая «авангардная пара» в Париже, в причудливом старинном доме, из окон которого можно было любоваться крышами города. Все комнаты и мастерская были заполнены книгами и картинами. Ларионов создавал камерные композиции, занимался книжной графикой и живописью (рисунки, натюрморты, пейзажи), а также начал писать мемуары. Наталья Сергеевна в последние годы из-за артрита почти не могла работать и очень страдала из-за этого. Превозмогая боль, она двумя руками сжимала карандаш, чтобы сделать хоть небольшой рисунок. 17 октября 1962 г. Наталья Сергеевна Гончарова умерла, а вскоре, 10 мая 1964 г., в Фонте-о-Роз, близ Парижа, скончался и Михаил Федорович Ларионов. Все творческое наследие художников хранилось во Франции. В 1988 г. по завещанию второй жены Ларионова, Александры Клавдиевны Томилиной, значительная его часть (две тысячи работ) и архив были переданы в дар Третьяковской галерее. В Москве в доме в Трехпрудном переулке, где до 1915 г. жила эта блистательная пара русского и мирового авангарда XX в., будет открыт музей Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова. А это вселяет надежду на то, что спустя сто лет их творчество наконец станет широко известным русским ценителям искусства.

Из книги Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. автора Коллектив авторов

Воррингер (Worringer) Вильгельм (1881–1965) Немецкий историк и теоретик искусства, профессор университетов в Бонне (1925), Кенигсберге (1928), Халле (1947). Основное произведение В., изданное на основе его диссертации под тем же названием «Абстракция и вчувствование» (1908) стало одним из

Из книги Царская работа. XIX – начало XX в. автора Зимин Игорь Викторович

Леже (L?ger) Фернан (1881–1955) Известный французский художник, внесший существенный вклад в искусство XX в. С 1900 г. жил в Париже, профессионально занимался искусством, находился в центре художественной жизни европейского авангарда (см.: Авангард) начала столетия. В плане

Из книги Календарь. Разговоры о главном автора Быков Дмитрий Львович

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Из книги Александр III и его время автора Толмачев Евгений Петрович

Из книги В параболах солнечного света автора Арнхейм Рудольф

Глава 34. Александр II (1855-1881) Наследник. ? Воспитание Александра II. ? Амурные увлечения и скандал во дворце. ? Любовь к княжне Долгорукой. ? Отмена крепостного права. ? Свобода или кабала? ? Брожение в обществе. ? Первое покушение. ? Общество после выстрела Каракозова. ? Второе

Из книги 100 знаменитых художников XIX-XX вв. автора Рудычева Ирина Анатольевна

Глава 35. Александр III (1881-1894) Наследник престола. ? Воспитание и образование. ? Великая княгиня Мария Федоровна. ? Новый политический курс и национальное самосознание. ? Обуздание общества. ? Влияние войны на нравственность Александра. ? Положение рабочих и крестьян при

Из книги Русский канон. Книги XX века автора Сухих Игорь Николаевич

Из книги Французские тетради автора Эренбург Илья Григорьевич

Из книги Эпоха становления русской живописи автора Бутромеев Владимир Владимирович

1964 3 январяВ больнице, где я пролежал несколько недель, существовал язык, состоявший из кратких эвфемизмов. Делать операцию называлось «подниматься наверх», потому что операционная комната находилась наверху. Хирург говорил языком намеков. Отказываясь говорить прямо,

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

ЛЕЖЕ ФЕРНАН (род. 04.02.1881 г. – ум. 17.08.1955 г.) Известный французский живописец, график, керамист, скульптор и иллюстратор, мастер монументальной живописи, критик и поэт. Один из основателей собственной системы кубизма, названной трубизмом. Основатель собственной

Из книги автора

Сочинение на школьную тему. (1964-1971, 1978-… «Пушкинский дом» А. Битова) Сыны отражены в отцах: Коротенький обрывок рода - Два-три звена, – и уж ясны Заветы темной старины; Созрела новая порода… А. Блок. 1911 У входа в Пушкинский дом сидит вахтер, а в массивной деревянной

Из книги автора

Стихи о Франции (1940–1964) 1–7. ПАРИЖ, 1940 1. «Уходят улицы, узлы, базары…» Уходят улицы, узлы, базары, Танцоры, костыли и сталевары, Уходят канарейки и матрацы, Дома кричат: «Мы не хотим остаться», А на соборе корчатся уродцы, Уходит жизнь, она не обернется. Они идут под бомбы и



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама