THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Владельца лабиринта , построенного, по легенде, Дедалом . Минойскую цивилизацию открыл в последние годы XIX века британский археолог Артур Эванс .

Минойцы вели активную морскую торговлю (остров располагался на пересечении главных морских торговых путей), занимались пиратством, поддерживали дружественные отношения с Древним Египтом. Ни один из дворцов не имел укреплений: очевидно, жители острова чувствовали себя в полной безопасности.

В среднеминойский период влияние культуры распространилось на материковую Грецию, и в этот же период кикладская культура была ассимилирована минойцами. Вторжение на Крит греков-ахейцев привело не к упадку культуры, а к новому этапу в её развитии - возникновению смешанной микенской культуры , влияние которой распространялось на материковую Грецию, Крит, острова Эгейского моря и ряд территорий восточного Средиземноморья. Коренные критяне продолжали играть, по крайней мере, важную культурную роль в микенской Греции. После дорийского вторжения минойская культура полностью исчезла, а коренное население Крита было ассимилировано греками не позднее IV-III вв. до н. э.

В начале XIX века исторические сведения о минойском Крите собрал и проанализировал Роберт Пэшли . Поскольку Крит в те годы принадлежал Турции, у Пэшли не было возможности провести раскопки, однако ему удалось установить точное местонахождение полиса Кидония .

Хронологическая привязка, предложенная Эвансом, со временем была уточнена в сторону удревнения для ряда периодов благодаря находке минойских предметов в культурных слоях других цивилизаций, например Древнего Египта.

Вплоть до неолита на Крите отсутствуют следы людей. Уже в период раннего неолита на Крите возникают высеченные в скалах жилища, позднее использовавшиеся как гробницы. Особенно много таких скальных жилищ сохранилось рядом с поселением Матала .

Финальный додворцовый период (ранний бронзовый век, 2160-1900 гг. до н. э.)

Ранее предполагалось, что извержение вулкана уничтожило минойскую цивилизацию, однако археологические раскопки на Крите показали, что минойская цивилизация существовала еще по крайней мере около 100 лет после извержения (обнаружен слой вулканического пепла под сооружениями минойской культуры).

Центральная власть на Крите, по-видимому, в этот период отсутствует, каждый из городов является самостоятельным политическим центром. Египетские источники, говоря о «кефтиу» (критянах), не упоминают правителей острова, в отличие от других регионов.

До настоящего времени неизвестна точная причина пожаров, уничтоживших окончательно минойские дворцы около 1450 г. до н. э. Большинство из них так и не возродилось, однако Кносс продолжает функционировать. Предполагается, что к этому времени относится утверждение власти ахейцев . Среди некоренных жителей Крита Гомер упоминает также пеласгов , однако неясно, прибыли ли они вместе с ахейцами или же ранее.

В это же время в материальной культуре Крита наблюдаются коренные изменения, в том числе в практике захоронений. Новые элементы происходят из материковой Греции.

Вместе с разрушением дворцов исчезает линейное письмо А. Большинство памятников этого письма сохранилось благодаря пожарам, уничтожившим дворцы, но одновременно закалившим глиняные таблички. Под властью ахейцев возникает линейное письмо B .

В то же время на Крите появляются явные следы централизации власти в Кноссе, а исчезновение письма в других городах свидетельствует о подавлении конкурирующих центров власти.

Согласно греческой мифологии, Минос, по имени которого археологи назвали цивилизацию, был не минойцем, а греком. При нём началось переселение на Крит из материковой Греции греков и пеласгов . Археологически это подтверждается тем, что в центральной части Крита минойскую культуру сменяет микенская, которая в то же время заимствует минойские достижения (включая письмо) и распространяет их в материковой Греции.

Первоначально, согласно греческой мифологии, Кносс был политическим центром ахейской федерации, однако позднее политический центр перемещается в Микены. На острове и на материке утверждается микенская культура , объединившая в себе минойские и греческие элементы.

В XII веке до н. э., вскоре после Троянской войны, в результате внутреннего кризиса микенская культура была уничтожена. В ходе масштабных войн и миграций греческих племён на Крит переселились дорийцы , которым ранее было принято приписывать уничтожение Микенской цивилизации.

Автохтонные минойцы скрылись от набегов с моря в высокогорных поселениях, таких как Карфи . Тем не менее этеокритский язык (язык автохтонных критян), как и минойские культы, продолжал существовать ещё длительное время. Последние памятники этеокритского языка, записанные греческим алфавитом, относятся к III в. до н. э. (тысячелетие спустя после исчезновения Минойской цивилизации).

После «тёмных веков» минойцы постепенно ассимилируются греками. В отдельных труднодоступных высокогорных убежищах, таких как Карфи , сохраняются минойские культы, однако никаких следов существования минойской цивилизации к этому времени уже нет. Последние памятники этеокритского языка, записанные греческим алфавитом, относятся к III в. до н. э.

Раннеминойская культура не является прямым потомком неолитической культуры Крита, но привнесена с востока через Анатолию. Аналоги в Месопотамии имеют раннеминойская одежда, архитектура, резные печати, культовые образы и многие другие особенности минойской культуры.

Характерные для минойской культуры культовые изображения быка и богини-«оранты» (с поднятыми руками) встречаются на востоке Анатолии уже в эпоху керамического неолита . В IV тыс. до н. э. в Арслантепе появляются цилиндрические печати, позднее широко распространённые у минойцев, а в III тыс. до н. э. в Бейджесултане сооружают дворец, особенности архитектуры которого напоминают более поздние минойские дворцы.

Согласно одной из гипотез, носители минойской культуры являются потомками халафской культуры , продолжавшей традиции неолитических протогородов Анатолии, которые под натиском предков шумеров (убайдской культуры) мигрировали на Запад и позднее переселились на Крит . От халафской культуры унаследованы такие характерные элементы минойской культуры, как культовый топорик-лабрис или стеатитовые печати. За рамками данной гипотезы остаётся вопрос о возникновении у минойцев мореплавательных традиций, отсутствовавших у халафской культуры. Также прослеживается влияние соседней с халафской культуры Фикиртепе (культ богини-«оранты », орнамент, конструкция жилых зданий).

С другой стороны, на минойскую культуру оказала влияние культура материковой Греции («пеласгов »). Гомер упоминает пеласгов как народ, населявший Крит наряду с собственно критянами. Орнаменты минойской вазописи имеют гораздо большее сходство с орнаментами керамики материковой Греции (в частности, культуры Винча), чем с довольно бедным орнаментом убайдской культуры. Кроме того, в названиях населённых пунктов древнего Крита встречаются характерные для материковой Греции суффиксы -ss-, -nth- и др.

В древнейший период (конец 3 тыс. до н. э.) минойцы, по-видимому, поддерживали контакты с культурой Оциери на Сардинии. Античная традиция считала жителей Сардинии выходцами с Крита, что, однако, даёт историкам мало информации, поскольку на Сардинии сменилось несколько различных по происхождению культур.

Принадлежность минойского (этеокритского) языка не установлена. Частичная дешифровка критского письма позволила выявить некоторые морфологические показатели (язык, по-видимому, не является ни

Минойская цивилизация — относящаяся к эгейской цивилизации бронзового века острова Крит (2700—1400 гг. до н. э.). Основными очагами культуры и цивилизации были так называемые дворцы — сложные экономико-политические комплексы, крупнейшие из которых существовали в Кноссе, Фесте, Закросе и Тилиссе.

Фрагменты Кносского дворца

Культура названа в честь мифического царя Крита Миноса — владельца лабиринта, построенного, по легенде, Дедалом.

Минойцы вели активную морскую торговлю (остров располагался на пересечении главных морских торговых путей), занимались пиратством, поддерживали дружественные отношения с Древним Египтом. Ни один из дворцов не имел укреплений: очевидно, жители острова чувствовали себя в полной безопасности.

Минойская цивилизация. Древний Крит и его обитатели

В среднеминойский период влияние культуры распространилось на материковую Грецию, и в этот же период кикладская культура была ассимилирована минойцами. Вторжение на Крит греков-ахейцев привело не к упадку культуры, а к новому этапу в её развитии — возникновению смешанной микенской культуры, влияние которой распространялось на материковую Грецию, Крит, острова Эгейского моря и ряд территорий восточного Средиземноморья. Коренные критяне продолжали играть, по крайней мере, важную культурную роль в микенской Греции. После дорийского вторжения минойская культура полностью исчезла, а коренное население Крита было ассимилировано греками не позднее IV-III вв. до н. э.

Наследие древних цивилизаций. Минойская культура

Ранний период изучения

В начале XIX века исторические сведения о минойском Крите собрал и проанализировал Роберт Пэшли. Поскольку Крит в те годы принадлежал Турции, у него не было возможности провести раскопки, однако ему удалось установить точное местонахождение города Кидония.

Впервые раскопки Кносского дворца начал в 1878 году критский собиратель древностей Минос Калокеринос, однако раскопки были прерваны турецким правительством. Г. Шлиман, наслышанный о древностях острова, также хотел провести там раскопки, однако после скандала с незаконным вывозом золотых сокровищ из Турции османские власти, в чьём ведении тогда находился Крит, отказали ему.

Официальной датой открытия культуры считается 16 марта 1900 года, когда английский археолог Артур Эванс начал проводить раскопки Кносского дворца.

В 1900—1920 гг. проводились интенсивные раскопки Крита, на материалах которых ещё длительное время основывались представления историков о минойской цивилизации. Раскопками руководили Федерико Хальберр, Луиджи Пернье, Джон Пендлбери и ряд других археологов.

После дешифровки критского письма

Табличка с надписью кипро-минойскийм письмом.

Существенный прорыв в изучении минойской цивилизации произошёл после того, как в 1950-е гг. М. Вентрис при участии Дж. Чедвика дешифровал позднейший вариант критского письма — линейное письмо Б. В результате были получены сведения о позднейшем периоде минойской цивилизации — микенской цивилизации, в которой доминирующую роль играли греки-ахейцы, однако культурная роль минойцев всё ещё была сильной.

До настоящего времени остаётся спорным вопрос о том, с какого времени ахейцы и пеласги заняли доминирующее положение в минойской цивилизации; и легендарная традиция, и археологические свидетельства указывают на то, что это произошло ещё на Крите, до перемещения центра власти в Микены. У. Риджуэй оспаривал корректность созданного Эвансом термина «минойская цивилизация», указывая, что легендарный царь Минос был не «минойцем», а пришельцем с материковой Греции; у точки зрения Риджуэя есть и современные сторонники.

Хронология

Хронологию минойской цивилизации предложил А. Эванс в начале XX века, разделивший минойскую историю на ранне-, средне- и позднеминойский периоды (последний в основном совпадает с существованием микенской цивилизации). Альтернативное членение минойской истории на дворцовые периоды предложил греческий археолог Н. Платон.

Доминойский период Крита

Вплоть до неолита на Крите отсутствуют следы людей. Уже в период раннего неолита на Крите возникают высеченные в скалах жилища, позднее использовавшиеся как гробницы. Особенно много таких скальных жилищ сохранилось у г. Матала.

Пещеры на пляже Маталы

Анатолийское происхождение минойской культуры

Раннеминойская культура не является прямым потомком неолитической культуры Крита, но привнесена с востока через Анатолию. Аналоги в Месопотамии имеют раннеминойская одежда, архитектура, резные печати, культовые образы, и многие другие особенности минойской культуры.

Характерные для минойской культуры культовые изображения быка и богини-«оранты» (с поднятыми руками) встречаются на востоке Анатолии уже в эпоху керамического неолита. В IV тыс. до н. э. в Арслантепе появляются цилиндрические печати, позднее широко распространённые у минойцев, а в III тыс. до н. э. в Бейджесултане сооружают дворец, особенности архитектуры которого напоминают более поздние минойские дворцы.

Цилиндрическая печать из Арслантепе

Согласно одной из гипотез, носители минойской культуры являются потомками халафской культуры, продолжавшей традиции неолитических протогородов Анатолии, которые под натиском предков шумеров (убайдской культуры) мигрировали на Запад и позднее переселились на Крит. От халафской культуры унаследованы такие характерные элементы минойской культуры, как культовый топорик-лабрис или стеатитовые печати.

Лабрис как символ минойской культуры

За рамками данной гипотезы остаётся вопрос о возникновении у минойцев мореплавательных традиций, отсутствовавших у халафской культуры. Также прослеживается влияние соседней с халафской культуры Фикиртепе (культ богини-«оранты», орнамент, конструкция жилых зданий).

Влияние материковой Греции (пеласгов)

С другой стороны, на минойскую культуру оказала влияние культура материковой Греции («пеласгов»). Гомер упоминает пеласгов как народ, населявший Крит наряду с собственно критянами. Орнаменты минойской вазописи имеют гораздо большее сходство с орнаментами керамики материковой Греции (в частности, культуры Винча), чем с довольно бедным орнаментом убайдской культуры.

«Пифосы с медальонами» в Кносском дворце. Названные так по выпуклым дискам, они относятся к среднеминойскому III или позднеминойскому IA периоду.

Кроме того, в названиях населённых пунктов древнего Крита встречаются характерные для материковой Греции суффиксы -ss-, -nth- и др.

Культурные связи

Фреска Кносского дворца Принц с лилиями, датированная примерно 1550 г. до н. э.

В древнейший период (конец 3 тыс. до н. э.) минойцы, по-видимому, поддерживали контакты с культурой Оциери на Сардинии. Античная традиция считала жителей Сардинии выходцами с Крита, что, однако, даёт историкам мало информации, поскольку на Сардинии сменилось несколько различных по происхождению культур.

По свидетельству Гомера, помимо собственно минойцев (автохтонных критян, этеокритян), на Крите проживали также пеласги (согласно Геродоту и др., прибывшие из Малой Азии или Греции), а также кидоны (малочисленный народ, возможно, родственный минойцам — от них происходит название города Кидония). Ещё в первой половине XX в. многие известные исследователи Крита, несмотря на столь ясное указание, путали пеласгов с собственно критянами. Позднее на остров проникли ахейцы (греки).

Принадлежность минойского (этеокритского) языка не установлена. Частичная дешифровка критского письма позволила выявить некоторые морфологические показатели (язык, по-видимому, не является ни индоевропейским, ни родственным этрусскому). Не поддаётся расшифровке Фестский диск, а также всё, что написано линейным письмом «А».

Фестский диск.

Древний Египет в течение многих лет был союзником Крита. Напротив, контакты Крита с соперниками Египта (цивилизации Междуречья, Хеттское царство) не засвидетельствованы.

Часть минойцев переселилась на Кипр и Угарит, где были основаны их колонии. Позднее минойцы на Кипре были подчинены тевкрами (один из «народов моря»), а в Угарите — ассимилированы семитами.

В хетто-лувийских надписях Малой Азии Крит не упоминается; по-видимому, Крит контактировал не с хеттами, а с малыми государствами, расположенными вдоль западного побережья Анатолии. Надписи предположительно критского происхождения обнаружены в Трое. Критяне колонизировали ряд островов Эгейского моря (в частности, Киклады), однако их экспансия, по-видимому, столкнулась с соперничеством пеласгов.

Контакты с материковой Грецией, по-видимому, были малочисленными и развились уже после захвата Крита ахейцами.

Закат

Минойская цивилизация сильно пострадала в результате природной катастрофы — вулканического взрыва (между 1628 и 1500 г. до н. э.) на острове Фера (Санторин), породившего сильнейшее землетрясение и катастрофическое цунами. Это извержение вулкана, возможно, послужило основой мифа о гибели Атлантиды.

Боксирующие мальчики (фреска с острова Санторин)

Гибель Древних Цивилизаций. Минойская Тайна

Ранее предполагалось, что извержение вулкана уничтожило минойскую цивилизацию, однако археологические раскопки на Крите показали, что минойская цивилизация существовала по крайней мере около 100 лет после извержения (обнаружен слой вулканического пепла под сооружениями минойской культуры).

«Рыбак». Минойская фреска с Тиры

До настоящего времени неизвестна точная причина пожаров, уничтоживших окончательно минойские дворцы в 1450 г. до н. э.

Фреска бронзового века (Санторин)

РУИНЫ МИНОЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

После извержения власть на острове захватили ахейцы. Так возникла микенская культура (Крит и материковая Греция), объединившая в себе минойские и греческие элементы. В XII веке до н. э. микенская культура была уничтожена дорийцами, которые в итоге заселили Крит. Вторжение дорийцев привело к резкому культурному упадку, из употребления вышло критское письмо. Минойцы скрылись от набегов с моря в высокогорных поселениях, таких, как Карфи. Тем не менее, этеокритский язык (язык автохтонных критян), как и минойские культы, продолжали существовать ещё длительное время. Последние памятники этеокритского языка, записанные греческим алфавитом (одна надпись — также линейным письмом «А»), относятся к III в. до н. э. (тысячелетие спустя после исчезновения Минойской цивилизации).

Наследие древних цивилизаций. Санторин и Тира

Государство

Минойская цивилизация представляла собой государство. Наличие единого правителя (царя или царицы) не доказано, что резко выделяет его среди других средиземноморских государств бронзового века.
Минойцы вели торговлю с Древним Египтом, вывозили медь с Кипра. Для архитектуры характерны переосмысленные египетские заимствования (например, использование колонн).
Армия минойцев была вооружена пращами и луками. Характерным вооружением у минойцев был также двухсторонний топор лабрис.
Как и у других народов Старой Европы, у минойцев был распространён культ быка.
Минойцы плавили бронзу, производили керамику и строили многоэтажные, до 5 этажей, дворцовые комплексы с середины XX века до н. э. (Кносс, Фест, Маллия).
Как и другие доиндоевропейские религии Европы, минойская религия была не чужда пережитков матриархата.

"Pillar Shrine" within the Minoan palace of Cnossus, Crete. XVI век до н. э.

В частности, почиталась Богиня со змеями (возможно, аналог Астарты).

Фреска из Кносского дворца

Культура и технологии

Минойцы строили во дворцах водопроводы, канализацию. Пользовались ванными и бассейнами.

Живопись. Одним из самых популярных мотивов позднего минойского искусства было изображение осьминога.

Религия. Храм в религиозной традиции минойцев отсутствовал. Религиозные обряды совершались на природе, или во дворце. Широко распространено жертвоприношение быков.

Игры с быком (фреска из Кносса)

Все попытки воссоздания минойской религии и пантеона божеств достаточно спекулятивны. Согласно одной из гипотез (М. Гимбутас), бык представлял собой олицетворение мужской силы, царица — женское божество наподобие великой богини.

«Богиня змей»

Тайны Исчезнувших Цивилизаций. Минойская Культура

Цивилизация возникла 41 в. назад.

Цивилизация остановилась 36 в. назад.

Возникшая на одном из самых оживленных перекрестков древнего Средиземноморья, минойская культура Крита испытала на себе влияние древнейших цивилизаций Ближнего Востока, с одной стороны, и неолитических культур Анатолии, придунайской низменности и балканской Греции - с другой.

Время возникновения минойской цивилизации - рубеж III-II тысячелетий до н.э., конец так называемой эпохи ранней бронзы.

В это время на Крите появляются причудливые постройки, которые современные археологи обычно именуют «дворцами».

В середине XV столетия на Крит обрушилась катастрофа. Почти все дворцы и поселения были разрушены, многие навсегда покинуты обитателями и забыты на целые тысячелетия. От этого удара минойская культура не смогла более оправиться. С середины XV в. начинается её упадок.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Э ту цивилизацию приводит в своём каталоге Тойнби.

К рит долгое время оставался самым большим островом Эгейского архипелага и лежал на пересечении важнейших морских путей эллинского мира. Каждое судно, идущее из Пирея в Сицилию, проходило между Критом и Лаконией, а суда, идущие из Пирея в Египет, неизбежно проплывали между Критом и Родосом.

Н о если Лакония и Родос действительно играли ведущую роль в эллинской истории, то Крит считался заброшенной провинцией.

Д ревнейшим очагом цивилизации в Европе был остров Крит. С глубокой древности здесь скрещивались морские пути, соединявшие Балканский полуостров и острова Эгеиды с Малой Азией, Сирией и Северной Африкой.

В озникшая на одном из самых оживленных перекрестков древнего Средиземноморья, минойская культура Крита испытала на себе влияние древнейших цивилизаций Ближнего Востока, с одной стороны, и неолитических культур Анатолии, придунайской низменности и балканской Греции - с другой.

М инойцы - народ, населявший Крит в древности.

Н азвание «минойская» было введено в науку первооткрывателем древнейшей критской культуры А. Эвансом, который образовал его от имени мифического царя Крита Минос.)

В ремя возникновения минойской цивилизации - рубеж III-II тысячелетий до н.э., конец так называемой эпохи ранней бронзы.

В это время на Крите появляются причудливые постройки, которые современные археологи обычно именуют «дворцами».

С амый первый из всех критских дворцов был открыт А.Эвансом в Кноссе. По преданию, здесь находилась главная резиденция легендарного владыки Крита - царя Миноса.

Г реки называли дворец Миноса «лабиринтом». В греческих мифах лабиринт описывался как огромное здание с множеством комнат и коридоров. Человек, попавший в него, не мог выбраться оттуда без посторонней помощи и неизбежно погибал: в глубине дворца обитал кровожадный Минотавр - чудовище с человеческим туловищем и головой быка.

П одвластные Миносу племена и народы обязаны были ежегодно тешить ужасного зверя человеческими жертвами, пока он не был убит знаменитым афинским героем Тесеем.

П рирода острова не всегда была благосклонна к его обитателям. Так, на Крите часто происходили землетрясения, нередко достигавшие разрушительной силы. Если добавить к этому частые в этих местах морские штормы с грозами и ливневыми дождями, засушливые голодные годы, эпидемии, то жизнь минойцев покажется нам не столь уж спокойной и безоблачной.

Д ля того чтобы защитить себя от стихийных бедствий, жители Крита обращались за помощью к своим многочисленным богам. Центральной фигурой минойского пантеона была великая богиня - «владычица». В произведениях критского искусства (статуэтках и печатях) богиня предстает нам в различных своих воплощениях.

Р елигия играла огромную роль в жизни минойского общества, накладывая свой отпечаток абсолютно на все сферы его духовной и практической деятельности. При раскопках кносского дворца было найдено огромное количество всякого рода культовой утвари, в том числе статуэтки великой богини, священные символы вроде бычьих рогов или двойного топора - лабриса, алтари и столы для жертвоприношений, разнообразные сосуды для возлияний и др.

Н а Крите существовала, таким образом, особая форма царской власти, известная в науке под именем «теократии» (так называется одна из разновидностей монархии, при которой светская и духовная власть принадлежит одному и тому же лицу). Особа царя считалась «священной и неприкосновенной».

Ц ари Кпосса не просто жили и правили - oни священнодействовали. «Святая святых» кпосского дворца, место, где царь- жрец снисходил до общения со своими подданными, приносил жертвы богам и в то же время решал государственные дела,- это его тронный зал, расположенный неподалеку от большого центрального двора.

У нас есть все основания считать, что в критском обществе уже сложились характерные для раннеклассового общества отношения господства и подчинения. Так, можно предполагать, что земледельческое население было обложено повинностями, как натуральными, так и трудовыми, в пользу дворца. Оно обязано было доставлять во дворец скот, зерно, масло, вино и другие продукты.

В се эти поступления фиксировались дворцовыми писцами на глиняных табличках, из которых к оменту гибели дворца (конец XV в. до н.э.) составился целый архив, насчитывающий около 5000 документов, а затем сдавались в дворцовые кладовые, где, таким о6разом, скапливались огромные запасы продовольствия и других мaтериальных ценностeй.

Г одами скапливавшиеся во дворце запасы продовольствия могли служить резервным фондом на случай голода. За счет этих же запасов обеспечивались пропитанием ремесленники, работавшие па общину. Излишки же, которым не находилось применения в самой общине, шли на продажу в заморские страны: Египет, Сирию, Кипр, где на них можно было выменять товары, отсутствовавшие на самом Крите: золото и медь, слоновую кость и пурпурные ткани.

Т орговые морские экспедиции в те времена были сопряжены с большим риском и затратами. Государство, располагавшее необходимыми материальными и людскими ресурсами, было способно организовать и финансировать такое предприятие.

Р асцвет минойской цивилизации приходится на XVI - первую половину XV в. до н.э. Именно в это время с небывалым еще блеском и великолепием отстраиваются критские дворцы. В это время весь Крит был, по-видимому, объединен под властью царей Кносса и стал единым централизованным государством.

О б этом свидетельствует сеть удобных широких дорог, проложенных по всему острову и связывавших Кносс, столицу государства, с самыми удаленными его концами. На это же указывает и уже отмеченный факт отсутствия укреплений в Кноссе и других дворцах Крита.

Г реческие историки считали Миноса первым талассократом - властителем моря. Про него говорили, что он создал большой военный флот, искоренил пиратство и установил свое господство над всем Эгейским морем, его островами и побережьями.

П редание это, по-видимому, не лишено исторического зерна. Действительно, как показывает археология, в XVI в. до н.э. начинается широкая морская экспансия Крита в Эгейском бассейне. Минойские колонии и торговые фактории возникают на островах Кикладского архипелага, на о-ве Родос и даже на побережье Малой Азии, в районе Милета.

В это же время критяне завязывают оживленные торговые и дипломатические отношения с Египтом и государствами сиро-финикийского побережья. На это указывают довольно частые находки минойской керамики в этих районах. На самом Крите были найдены вещи египетского и сирийского происхождения.

В середине XV столетия положение резко изменилось. На Крит обрушилась катастрофа, равной которой остров не переживал за всю свою многовековую историю. Почти все дворцы и поселения были разрушены, многие навсегда покинуты обитателями и забыты на целые тысячелетия.

О т этого удара минойская культура не смогла более оправиться. С середины XV в. начинается её упадок. Крит утрачивает свое положение ведущего культурного центра Эгейского бассейна. Причины катастрофы до сих пор точно не установлены.

Г реческий археолог С. Маринатос считает, что гибель дворцов и поселений была следствием грандиозного извержения вулкана на о-ве Фера (Санторин) в южной части Эгейского моря

Д ругие ученые склоняются к тому мнению, что виновниками катастрофы были греки-ахейцы, вторгшиеся на Крит из материковой Греции. Они разграбили и опустошили остров, давно уже привлекавший их своими сказочными богатствами, и подчинили своей власти его население.

Д ействительно, в культуре Кпосса, единственного из критских дворцов, пережившего катастрофу середины XV в., произошли после этого события важные перемены, свидетельствующие о появлении здесь нового народа.

П олнокровное реалистичное минойское искусство уступает теперь свое место сухой и безжизненной стилизации. Традиционные для минойской вазовой живописи мотивы - растения, цветы, осьминоги на вазах дворцового стиля - превращаются в абстрактные графические схемы.

В это же время в окрестностях Кносса появляются могилы, содержащие множество разнообразных предметов вооружения: бронзовые мечи, кинжалы, шлемы, наконечники стрел и копии, что было совсем не характерно для более ранних минойских погребений.

С удя но всему, в этих могилах были похоронены представители ахейской военной знати, обосновавшейся в кносском дворце.

Н аконец, еще один факт, неоспоримо указывающий на проникновение на Крит новых этнических элементов: в кносском архиве было обнаружено множество документов (так называемая группа линейного письма Б), составленных на греческом (ахейском) языке, и всего два десятка доахенских (линейное письмо А).

Э ти документы датируются в основном концом XV в. до н.э. Очевидно, в конце XV или начале XIV в. кносский дворец был разрушен и в дальнейшем никогда уже не восстанавливался полностью. В огне пожара погибли многие замечательные произведения минойского искусства.

++++++++++++++++++++

Минойская цивилизация, ее история обрисована археологами довольно схематично. Археологические находки свидетельствуют о том, что первые жители, как видно, прибыли на Крит около 3000 года до н э. Они были выходцами из Малой Азии, то есть с побережья современной Турции. Около 2800 года до н э. на острове стали формироваться первые общины, а то культурно-историческое явление, которое мы сегодня называем минойской цивилизацией, вероятно, сложилось около 2600 года до н э., когда жизнь людей эпохи неолита приняла более организованные формы.

Около 2000 года до н э. на острове были возведены первые дворцы; у них были скромные размеры и не шли ни в какое сравнение с величественными комплексами, пришедшими им на смену.

Крит с древности располагается в сейсмоактивной зоне, и частые землетрясения неизбежно оказывали пагубное влияние на древние дворцы. После того как дворец в очередной раз становился жертвой катастрофы, его восстанавливали в увеличенных масштабах. Кносс, находящийся на севере острова, Маллия, расположенная в 20 милях к востоку от него, и Фест на крайнем юге - вот только основные из некогда величественных дворцовых ансамблей, лежащих сегодня в руинах.

Когда-то стены этих дворцов украшали удивительные фрески, а в сокровищницах хранились огромные богатства. Кладовые и житницы поражали своими размерами, и в них было все необходимое для самой роскошной жизни. Эти дворцы являлись центрами цивилизации, и вокруг них быстро росли и развивались небольшие городки. Торговля процветала. Природа щедро наделила Крит многими удобными гаванями, и минойцы, будучи искусными мореходами, вели активную торговлю с материковой Грецией, северным Средиземноморьем и Египтом.


О системе административного управления, сложившейся на Крите в минойскую эпоху, мы не знаем почти ничего. Между тем имеются все основания считать, что в минойском обществе царило социальное партнерство. У дворцов практически не было оборонительных укреплений - лучшее доказательство миролюбия и социальной стабильности. В искусстве минойской эпохи почти полностью отсутствуют батальные сцены, изображения оружия и военная тематика.

Согласно мифологии, у минойцев был внушительный флот для охраны своих берегов и отпора набегам пиратов, но, хотя укрепленные форпосты минойцев, как известно, существовали по всему побережью Средиземного моря, не имеется никаких данных о том, что минойцы приходили в эти места как захватчики. Тем не менее древнегреческие мифы, сложившиеся значительно позднее, рассказывают немало мрачных историй о царе Миносе (имя которого, следует отметить, стало названием всей критской цивилизации), утверждая, что он правил во всем Средиземноморье, что называется, железной рукой. По легендам, на Крите существовало куда более воинственное общество, чем это позволяют считать практически неукрепленные дворцы и отсутствие военной тематики в памятниках минойского искусства.

Минойцы оставили довольно мало следов материальной культуры, которые давали бы возможность судить, кто они и откуда. Более того, мы также ничего не знаем об их языке. В то же время нам известно, что минойцы были искусными ремесленниками и в особенности, как, впрочем, и многие другие жители Западной Европы эпохи позднего каменного и бронзового века, любили изображать всевозможные завитки и спирали.

Я всегда считал, что у такой почти всеобщей страсти к этому мотиву в древнем искусстве имеются религиозные корни. На Крите найдены разнообразные декоративные фрески, украшавшие стены роскошных дворцов, и многие сотни резных печатей. В особенности высокого уровня минойцы достигли в создании изысканной керамики, множество шедевров которой обнаружено на острове. В отделке и украшении стен и сводов дворцов принимали участие мастера керамики, камнерезы, резчики по кости и золотых дел мастера. Дело в том, что дворцы эти были не просто жилыми покоями, но и по праву могли считаться своего рода святилищами и культовыми центрами.

Минойцы не воздвигали грандиозные храмы, сравнимые с комплексами долины Нила и позднейшей Греции, предпочитая превращать в святилища естественные пещеры в горах, а также небольшие крипты в самих дворцах. Эти крипты служили как бы искусственно созданными аналогами пещер. Богу неба, предшественнику Зевса, который, по мнению греков, появился на свет на Крите, поклонялись на вершинах гор, над которыми в грозовые летние ночи можно увидеть ослепительные стрелы молний.

На острове найдены миниатюрные святилища, но они как правило почти полностью лишены каких-то украшений, за исключением голубей, изображавшихся на самом верху колонн. При чем голубя часто изображали в стилизованно-сакральной манере. Крупные святилища существовали вне дворцовых комплексов. Углубления по всей окружности колонн в небольших святилищах могут свидетельствовать о том, что возлияния масла совершались непосредственно на сами колонны. Но где же образы богов минойцев?

Создается впечатление, что минойцам попросту не нужны были изображения богов, чтобы поклоняться им. Если минойцы верили, что боги пребывают в реальном мире и неотделимы от него, то вполне можно сделать предположение, что они не считали возможным создавать их образы из глины или камня. Минойцы были людьми, боготворившими природу, и они, как видно, считали, что боги постоянно окружают их, что они - повсюду: в горах, на плодородных долинах, в оливковых рощах и речных струях.

Но, невольно догадываясь, что именно представляет из себя Фестский диск, я начал подозревать, что у минойцев могли быть и какие-то другие объекты для поклонения, кроме природы. Если этот диск в действительности представлял собой календарь, вполне вероятно было предположить, что минойцы изучали звездное небо. А у нас есть свидетельства, которые со всей определенностью подтверждают, что минойцы в действительности изучали его. Но тогда не поклонялись ли древние критяне небесным телам, которые, как они могли наблюдать, двигались по небу через регулярные интервалы времени?

Вероятность этого представлялась вполне возможной. Само появление этих небесных тел служило для минойцев убедительным доказательством ненужности их земных подобий. В результате и полное отсутствие статуй. Но если это так, то у минойцев должна была существовать вера в то, что боги рождались в горных пещерах и только после этого возносились на небеса. Подобная возможность выглядела довольно интригующе, но мне нужны были доказательства справедливости этой версии.

Со временем все глубже вникая в суть вопроса и сформулировав для себя свои мысли о Фестском диске, я стал понимать, что все необходимые мне доказательства находятся… прямо передо мной, на самом диске. И я решил обратиться к анализу знаков как чисел. Да, да, числа здесь играли основную роль.

На Крите были найдены и раскопаны 4 главных дворца минойцев - Маллия, Кносс, Фест и Закрое, не считая многих десятков зданий, поселений, портов и культовых объектов. Население острова в то время, как видно, было довольно значительное. Можно не сомневаться, что главные дворцы не возвышались в гордом одиночестве посреди безлюдной пустыни, потому как известно, что прямо возле их ворот существовали довольно крупные поселения.

Многими современными знаниями об истории минойской цивилизации мы обязаны неутомимой энергии сэра Артура Эванса, который в самом начале XX столетия вел активные и крупномасштабные раскопки на Крите. И хотя некоторые гипотетические реконструкции Кносского дворца, предпринятые Эвансом, впоследствии подверглись довольно обоснованной критике, в целом он был авторитетным и искушенным археологом, тщательно и осторожно снимавшим ветхие покровы времени, которыми закрыта от нас минойская эпоха.

Современному туристу, посетившему Кносский дворец, по праву считающийся самым величественным среди всех дворцов Крита, предстает археологический объект столь внушительных масштабов, что для него абсолютно необходим опытный гид или, по крайней мере, подробный план-схема дворцового комплекса. Именно здесь, в этом дворце, по предположению ученых, существовал тот самый лабиринт, в котором обитало грозное чудовище - Минотавр. Что и говорить, история очень любопытная, за исключением двух фактов.

Слово «лабиринт» происходит от древнего «лабрис», что означает «двойной топор». Мотив двойного топорика встречается на многих исторических памятниках Крита, и предполагалось, что Кносский дворец мог быть известен как Дворец Двойного Топора. Кроме этого, план - схема дворца отличается исключительной сложностью. В нем было столько связанных друг с другом переходов, покоев, комнат и световых колодцев, что Тесея вполне можно простить за то, что он принял дворец за лабиринт-ловушку гигантских размеров.

Все минойские дворцы были возведены по единому плану; их главные здания находились вокруг вытянутого внутреннего двора. Постройки были сориентированы так, что ось этого внутреннего двора слегка отклонялась от оси «север - юг». В Кносском дворце облицованные камнем фасады с колоннами, контрфорсами и резными порталами со всех сторон выходят во внутренний двор. Некоторые части здания дворца могли иметь 4 или даже 5 этажей в высоту, образуя впечатляющий комплекс, который возвышался на естественном холме с площадкой для двора наверху, которая была расчищена перед началом строительства.


Позднейший вариант Кносского дворца был полностью возведен из камня, и только балки перекрытий выполнены из цельных стволов деревьев. Несущие столбы чуть отклонялись назад и не были скрыты в толще стен. Огромные лестницы тоже опирались на столбы, являя из себя подлинные чудеса строительного искусства, которыми современные архитекторы не перестают восхищаться вот уже многие десятилетия. В те помещения, где не было окон, свет поступал через отвесные световые колодцы, идущие от крыши. Все помещения проветривались при помощи больших съемных ширм, которые давали возможность уменьшить размеры самих комнат и в то-же время обеспечивали регулирование температуры внутри здания.

В западной части огромного прямоугольника, рядом с кладовыми и хранилищами, находились ритуально-культовые помещения. Большую часть восточного крыла занимали парадные залы, из окон которых открывался вид на сады и подобия парков. В некоторых частях комплекса и сегодня возможно увидеть узкие коридоры и переходы, вызывающие чувство, что вы вдруг оказались в запутанном лабиринте без окон. Зато когда вы оказываетесь в парадных апартаментах и просторных коридорах, свет, падающий на стены, высвечивает фрагменты дивных древних фресок. На них запечатлены буквально все стороны жизни обитателей острова, а также обитатели моря, к примеру резвящиеся дельфины. Вообще натуралистические сценки - характерная черта искусства минойской эпохи. И повсюду - сочный, живой колорит.

Осматривая многочисленные покои и залы, умело проложенные сливные трубы, и имея в виду, что здесь когда-то была проведена проточная вода, и, разумеется, поражаясь грандиозными масштабами Кносского дворца, а также дворца в Фесте, не уступающего ему в роскоши и великолепии, и несколько более «провинциального» дворца-комплекса в Маллии, трудно не отдать должное искусству древних зодчих и ремесленников, которые смогли возвести такие долговечные сооружения, используя орудия бронзового века.

Взять хотя бы удивительные подвесные лестницы в Кносском дворце. Чтобы построить их, минойцам необходимо было обладать солидными знаниями сопромата - о распределении сил и нагрузок. Дворцы окружали постройки меньших размеров. Они не уступают им в чисто архитектурных достоинствах, как, впрочем, и небольшие виллы и селения, разбросанные по острову. Обычные жилые дома часто имели два, даже три этажа, при этом на плоских крышах многих домов были устроены навесы и тенты, позволявшие жителям спать на свежем воздухе в душные летние ночи.

За городской чертой обнаружены многочисленные археологические свидетельства того, что в древности на Острове существовала разветвленная сеть дорог, которые соединяли «глубинку» с торговыми, религиозными и общественными центрами. Дороги эти были проложены с особой тщательностью, так что по ним к портам и обратно свободно могли проехать повозки на больших деревянных колесах, а впоследствии и колесницы с грузом золота для златокузнецов, роскошных тканей из Северной Африки, всевозможных пигментов для изготовления красок и притираний, металлических отливок, из которых делали оружие и доспехи, и, в конце концов, слоновой кости и драгоценных и поделочных минералов.

Все это доставляли на Крит. Взамен те же самые повозки увозили из дворцов в порты изделия, которые смело можно было называть самой изящной и тонкой керамикой своего времени. Здесь были и чаши со стенками не толще яичной скорлупы, и кувшины, и жертвенные сосуды, росписи которых воспевали жизнь и переливались всеми цветами радуги. В безопасных гаванях на якорной стоянке покачивались суда с грузом шерсти, меда, зерна и оливкового масла. На их борту были и дары фараонам Египта, и грузы, необходимые для поселений минойцев на дальних берегах, где-то за северной и западной окраиной горизонта.

Кроме навыков, необходимых для постройки таких величественных зданий, как Кносский и Фестский дворцы, вполне естественно предположить существование сложной инфраструктуры в обществе, обеспечивавшем столь крупномасштабный оборот товаров, который сумели достичь правители Крита. Минойская цивилизация напоминает более организованный и суровый мир инков в доколумбовой Америке, хотя и отличается от него бесконечно большей динамичностью и живостью.

Вероятно, на острове существовала и бюрократия, пронизывавшая своим влиянием все слои общества. Возможно, существовали и налоги, и подати, взимавшиеся для сохранения работоспособности государственной машины, которая являлась своего рода платой за поддержание Pax Minoica, просуществовавшего в течении целого ряда веков.

Мы можем предположить существование у минойцев пирамидальной системы власти во главе с царем или царицей, резиденция которых в поздний период, как видно, могла находится в Кносском дворце. Функции управления могли осуществляться по нисходящей дворцовыми чиновниками, местными губернаторами, резиденциями которым служили сельские виллы и, не исключено, небольшие дворцы в отдаленных районах острова. Такие губернаторы были почти полновластными правителями в своих областях; они облагали налогами и поборами купцов, земледельцев и рыбаков.

Собранные средства шли по цепочке вверх, пополняя кладовые и сокровищницы дворцов. Потому как нет никаких известий о волнениях и мятежах в ту эпоху, вполне вероятно, что налоги, взимавшиеся правителем, были не слишком обременительны. В противном случае, если бы угроза восстаний была реальной, это потребовало бы строительства куда более основательных укреплений, чем те, которые имелись в Кносском и других дворцах.

Было предположение, что в то время уже существовали зачатки частного предпринимательства. Так, можно не сомневаться, что виллы, находящиеся недалеко от портов, и прочие резиденции сильных мира сего принадлежали богатым купцам, которые вели собственную торговлю. Не вполне ясно, какие именно отношения складывались между этими богатыми коммерсантами и представителями власти, хотя полная независимость в отдельных случаях могла приводить к разбою и волнениям.

Но каких-то сведений о такого рода волнениях не сохранилось. Возникает впечатление, что минойская цивилизация была обществом равных, представляя из себя - в зародышевой форме - модель позднейших демократических идеалов Греции, которые медленно развивались и формировались на Крите. Впрочем, все это - не более чем заманчивая версия социальной истории острова, хотя минойцы, вне всякого сомнения, были людьми свободными, проникнутыми духом вольности, и относились к авторитарным поползновениям местных правителей ничуть не более терпимо, чем современные жители Крита, девизом которых служит гордая фраза: «Лучше смерть, чем рабство».

Как видно, минойцам было присуще развитое чувство индивидуальности. Всевозможные украшения, особенно женские, были нарочито многочисленны и сразу бросались в глаза. Мужчины на фресках и керамике редко изображаются в какой-то другой одежде, кроме набедренных повязок, тогда как царицы или жрицы носили длинные свободные юбки с особыми складками, чем-то напоминающие одеяния испанских танцовщиц фламенко.

Облегающие блузки подчеркивали женственность фигуры, оставляя грудь полностью обнаженной. В большом ходу были головные тюрбаны или огромные шляпки, фасоны которых - по крайней мере, у женщин правящей элиты - часто менялись, если судить по сохранившимся фрагментам росписей и миниатюрным статуэткам.

Наши представления о древней истории основаны на причудливом переплетении реальных фактов и домыслов. Что до минойцев, которые оставили ничтожно мало письменных свидетельств и памятников (к тому же ни один из них пока не расшифрован), то в наших знаниях о них неизбежно зияют огромные пробелы, которые приходится заполнять более или менее правдоподобными гипотезами.

Но лишенное дара речи не может лгать, и массивные каменные стены Кносского дворца, раскинувшегося на площади в сотни акров на срезанной вершине холма неподалеку от современного города Гераклион, являют из себя немые свидетельства о сильных и уверенных в себе людях, которые отнюдь не жили в своем замкнутом мирке и гордо, не склоняя головы, входили в огромные чертоги божественных фараонов Египта.

Это были люди, достойные уважения, с которыми приходилось считаться, как о том свидетельствуют настенные росписи и вещи в захоронениях, найденные в Египте. Это - реальное доказательство существования тесных контактов между Египетским царством и Критом. В конце концов, вполне вероятно, что то наследие, которое они оставили миру в качестве суммы накопленных ими знаний, на поверку может оказаться неизмеримо более важным и ценным, чем самые изысканные произведения искусства, когда-либо созданные в мастерских Кносса.

Минойская цивилизация, ее история обрисована археологами довольно схематично. Археологические находки свидетельствуют о том, что первые жители, как видно, прибыли на Крит около 3000 года до н э. Они были выходцами из Малой Азии, то есть с побережья современной Турции. Около 2800 года до н э. на острове стали формироваться первые общины, а то культурно-историческое явление, которое мы сегодня называем минойской цивилизацией, вероятно, сложилось около 2600 года до н э., когда жизнь людей эпохи неолита приняла более организованные формы.

Около 2000 года до н э. на острове были возведены первые дворцы; у них были скромные размеры и не шли ни в какое сравнение с величественными комплексами, пришедшими им на смену.

Крит с древности располагается в сейсмоактивной зоне, и частые землетрясения неизбежно оказывали пагубное влияние на древние дворцы. После того как дворец в очередной раз становился жертвой катастрофы, его восстанавливали в увеличенных масштабах. Кносс, находящийся на севере острова, Маллия, расположенная в 20 милях к востоку от него, и Фест на крайнем юге - вот только основные из некогда величественных дворцовых ансамблей, лежащих сегодня в руинах.


Когда-то стены этих дворцов украшали удивительные фрески, а в сокровищницах хранились огромные богатства. Кладовые и житницы поражали своими размерами, и в них было все необходимое для самой роскошной жизни. Эти дворцы являлись центрами цивилизации, и вокруг них быстро росли и развивались небольшие городки. Торговля процветала. Природа щедро наделила Крит многими удобными гаванями, и минойцы, будучи искусными мореходами, вели активную торговлю с материковой Грецией, северным Средиземноморьем и Египтом.

О системе административного управления, сложившейся на Крите в минойскую эпоху, мы не знаем почти ничего. Между тем имеются все основания считать, что в минойском обществе царило социальное партнерство. У дворцов практически не было оборонительных укреплений - лучшее доказательство миролюбия и социальной стабильности. В искусстве минойской эпохи почти полностью отсутствуют батальные сцены, изображения оружия и военная тематика.

Согласно мифологии, у минойцев был внушительный флот для охраны своих берегов и отпора набегам пиратов, но, хотя укрепленные форпосты минойцев, как известно, существовали по всему побережью Средиземного моря, не имеется никаких данных о том, что минойцы приходили в эти места как захватчики. Тем не менее древнегреческие мифы, сложившиеся значительно позднее, рассказывают немало мрачных историй о царе Миносе (имя которого, следует отметить, стало названием всей критской цивилизации), утверждая, что он правил во всем Средиземноморье, что называется, железной рукой. По легендам, на Крите существовало куда более воинственное общество, чем это позволяют считать практически неукрепленные дворцы и отсутствие военной тематики в памятниках минойского искусства.

Минойцы оставили довольно мало следов материальной культуры, которые давали бы возможность судить, кто они и откуда. Более того, мы также ничего не знаем об их языке. В то же время нам известно, что минойцы были искусными ремесленниками и в особенности, как, впрочем, и многие другие жители Западной Европы эпохи позднего каменного и бронзового века, любили изображать всевозможные завитки и спирали.

Я всегда считал, что у такой почти всеобщей страсти к этому мотиву в древнем искусстве имеются религиозные корни. На Крите найдены разнообразные декоративные фрески, украшавшие стены роскошных дворцов, и многие сотни резных печатей. В особенности высокого уровня минойцы достигли в создании изысканной керамики, множество шедевров которой обнаружено на острове. В отделке и украшении стен и сводов дворцов принимали участие мастера керамики, камнерезы, резчики по кости и золотых дел мастера. Дело в том, что дворцы эти были не просто жилыми покоями, но и по праву могли считаться своего рода святилищами и культовыми центрами.

Минойцы не воздвигали грандиозные храмы, сравнимые с комплексами долины Нила и позднейшей Греции, предпочитая превращать в святилища естественные пещеры в горах, а также небольшие крипты в самих дворцах. Эти крипты служили как бы искусственно созданными аналогами пещер. Богу неба, предшественнику Зевса, который, по мнению греков, появился на свет на Крите, поклонялись на вершинах гор, над которыми в грозовые летние ночи можно увидеть ослепительные стрелы молний.

На острове найдены миниатюрные святилища, но они как правило почти полностью лишены каких-то украшений, за исключением голубей, изображавшихся на самом верху колонн. При чем голубя часто изображали в стилизованно-сакральной манере. Крупные святилища существовали вне дворцовых комплексов. Углубления по всей окружности колонн в небольших святилищах могут свидетельствовать о том, что возлияния масла совершались непосредственно на сами колонны. Но где же образы богов минойцев?

Создается впечатление, что минойцам попросту не нужны были изображения богов, чтобы поклоняться им. Если минойцы верили, что боги пребывают в реальном мире и неотделимы от него, то вполне можно сделать предположение, что они не считали возможным создавать их образы из глины или камня. Минойцы были людьми, боготворившими природу, и они, как видно, считали, что боги постоянно окружают их, что они - повсюду: в горах, на плодородных долинах, в оливковых рощах и речных струях.

Но, невольно догадываясь, что именно представляет из себя , я начал подозревать, что у минойцев могли быть и какие-то другие объекты для поклонения, кроме природы. Если этот диск в действительности представлял собой календарь, вполне вероятно было предположить, что минойцы изучали звездное небо. А у нас есть свидетельства, которые со всей определенностью подтверждают, что минойцы в действительности изучали его. Но тогда не поклонялись ли древние критяне небесным телам, которые, как они могли наблюдать, двигались по небу через регулярные интервалы времени?

Вероятность этого представлялась вполне возможной. Само появление этих небесных тел служило для минойцев убедительным доказательством ненужности их земных подобий. В результате и полное отсутствие статуй. Но если это так, то у минойцев должна была существовать вера в то, что боги рождались в горных пещерах и только после этого возносились на небеса. Подобная возможность выглядела довольно интригующе, но мне нужны были доказательства справедливости этой версии.

Со временем все глубже вникая в суть вопроса и сформулировав для себя свои мысли о Фестском диске, я стал понимать, что все необходимые мне доказательства находятся… прямо передо мной, на самом диске. И я решил обратиться к анализу знаков как чисел. Да, да, числа здесь играли основную роль.

Кносский дворец. Макет

На Крите были найдены и раскопаны 4 главных дворца минойцев - Маллия, Кносс, Фест и Закрое, не считая многих десятков зданий, поселений, портов и культовых объектов. Население острова в то время, как видно, было довольно значительное. Можно не сомневаться, что главные дворцы не возвышались в гордом одиночестве посреди безлюдной пустыни, потому как известно, что прямо возле их ворот существовали довольно крупные поселения.

Многими современными знаниями об истории минойской цивилизации мы обязаны неутомимой энергии сэра Артура Эванса, который в самом начале XX столетия вел активные и крупномасштабные раскопки на Крите. И хотя некоторые гипотетические реконструкции Кносского дворца, предпринятые Эвансом, впоследствии подверглись довольно обоснованной критике, в целом он был авторитетным и искушенным археологом, тщательно и осторожно снимавшим ветхие покровы времени, которыми закрыта от нас минойская эпоха.

Современному туристу, посетившему Кносский дворец, по праву считающийся самым величественным среди всех дворцов Крита, предстает археологический объект столь внушительных масштабов, что для него абсолютно необходим опытный гид или, по крайней мере, подробный план-схема дворцового комплекса. Именно здесь, в этом дворце, по предположению ученых, существовал тот самый лабиринт, в котором обитало грозное чудовище - Минотавр. Что и говорить, история очень любопытная, за исключением двух фактов.

Слово «лабиринт» происходит от древнего «лабрис», что означает «двойной топор». Мотив двойного топорика встречается на многих исторических памятниках Крита, и предполагалось, что Кносский дворец мог быть известен как Дворец Двойного Топора. Кроме этого, план - схема дворца отличается исключительной сложностью. В нем было столько связанных друг с другом переходов, покоев, комнат и световых колодцев, что Тесея вполне можно простить за то, что он принял дворец за лабиринт-ловушку гигантских размеров.

Все минойские дворцы были возведены по единому плану; их главные здания находились вокруг вытянутого внутреннего двора. Постройки были сориентированы так, что ось этого внутреннего двора слегка отклонялась от оси «север - юг». В Кносском дворце облицованные камнем фасады с колоннами, контрфорсами и резными порталами со всех сторон выходят во внутренний двор. Некоторые части здания дворца могли иметь 4 или даже 5 этажей в высоту, образуя впечатляющий комплекс, который возвышался на естественном холме с площадкой для двора наверху, которая была расчищена перед началом строительства.

Позднейший вариант Кносского дворца был полностью возведен из камня, и только балки перекрытий выполнены из цельных стволов деревьев. Несущие столбы чуть отклонялись назад и не были скрыты в толще стен. Огромные лестницы тоже опирались на столбы, являя из себя подлинные чудеса строительного искусства, которыми современные архитекторы не перестают восхищаться вот уже многие десятилетия. В те помещения, где не было окон, свет поступал через отвесные световые колодцы, идущие от крыши. Все помещения проветривались при помощи больших съемных ширм, которые давали возможность уменьшить размеры самих комнат и в то-же время обеспечивали регулирование температуры внутри здания.

В западной части огромного прямоугольника, рядом с кладовыми и хранилищами, находились ритуально-культовые помещения. Большую часть восточного крыла занимали парадные залы, из окон которых открывался вид на сады и подобия парков. В некоторых частях комплекса и сегодня возможно увидеть узкие коридоры и переходы, вызывающие чувство, что вы вдруг оказались в запутанном лабиринте без окон. Зато когда вы оказываетесь в парадных апартаментах и просторных коридорах, свет, падающий на стены, высвечивает фрагменты дивных древних фресок. На них запечатлены буквально все стороны жизни обитателей острова, а также обитатели моря, к примеру резвящиеся дельфины. Вообще натуралистические сценки - характерная черта искусства минойской эпохи. И повсюду - сочный, живой колорит.

Осматривая многочисленные покои и залы, умело проложенные сливные трубы, и имея в виду, что здесь когда-то была проведена проточная вода, и, разумеется, поражаясь грандиозными масштабами Кносского дворца, а также дворца в Фесте, не уступающего ему в роскоши и великолепии, и несколько более «провинциального» дворца-комплекса в Маллии, трудно не отдать должное искусству древних зодчих и ремесленников, которые смогли возвести такие долговечные сооружения, используя орудия бронзового века.

Взять хотя бы удивительные подвесные лестницы в Кносском дворце. Чтобы построить их, минойцам необходимо было обладать солидными знаниями сопромата - о распределении сил и нагрузок. Дворцы окружали постройки меньших размеров. Они не уступают им в чисто архитектурных достоинствах, как, впрочем, и небольшие виллы и селения, разбросанные по острову. Обычные жилые дома часто имели два, даже три этажа, при этом на плоских крышах многих домов были устроены навесы и тенты, позволявшие жителям спать на свежем воздухе в душные летние ночи.

За городской чертой обнаружены многочисленные археологические свидетельства того, что в древности на Острове существовала разветвленная сеть дорог, которые соединяли «глубинку» с торговыми, религиозными и общественными центрами. Дороги эти были проложены с особой тщательностью, так что по ним к портам и обратно свободно могли проехать повозки на больших деревянных колесах, а впоследствии и колесницы с грузом золота для златокузнецов, роскошных тканей из Северной Африки, всевозможных пигментов для изготовления красок и притираний, металлических отливок, из которых делали оружие и доспехи, и, в конце концов, слоновой кости и драгоценных и поделочных минералов.

Минойская цивилизация — карта

Все это доставляли на Крит. Взамен те же самые повозки увозили из дворцов в порты изделия, которые смело можно было называть самой изящной и тонкой керамикой своего времени. Здесь были и чаши со стенками не толще яичной скорлупы, и кувшины, и жертвенные сосуды, росписи которых воспевали жизнь и переливались всеми цветами радуги. В безопасных гаванях на якорной стоянке покачивались суда с грузом шерсти, меда, зерна и оливкового масла. На их борту были и дары фараонам Египта, и грузы, необходимые для поселений минойцев на дальних берегах, где-то за северной и западной окраиной горизонта.

Кроме навыков, необходимых для постройки таких величественных зданий, как Кносский и Фестский дворцы, вполне естественно предположить существование сложной инфраструктуры в обществе, обеспечивавшем столь крупномасштабный оборот товаров, который сумели достичь правители Крита. Минойская цивилизация напоминает более организованный и суровый мир инков в доколумбовой Америке, хотя и отличается от него бесконечно большей динамичностью и живостью.

Вероятно, на острове существовала и бюрократия, пронизывавшая своим влиянием все слои общества. Возможно, существовали и налоги, и подати, взимавшиеся для сохранения работоспособности государственной машины, которая являлась своего рода платой за поддержание Pax Minoica, просуществовавшего в течении целого ряда веков.

Мы можем предположить существование у минойцев пирамидальной системы власти во главе с царем или царицей, резиденция которых в поздний период, как видно, могла находится в Кносском дворце. Функции управления могли осуществляться по нисходящей дворцовыми чиновниками, местными губернаторами, резиденциями которым служили сельские виллы и, не исключено, небольшие дворцы в отдаленных районах острова. Такие губернаторы были почти полновластными правителями в своих областях; они облагали налогами и поборами купцов, земледельцев и рыбаков.

Собранные средства шли по цепочке вверх, пополняя кладовые и сокровищницы дворцов. Потому как нет никаких известий о волнениях и мятежах в ту эпоху, вполне вероятно, что налоги, взимавшиеся правителем, были не слишком обременительны. В противном случае, если бы угроза восстаний была реальной, это потребовало бы строительства куда более основательных укреплений, чем те, которые имелись в Кносском и других дворцах.

Было предположение, что в то время уже существовали зачатки частного предпринимательства. Так, можно не сомневаться, что виллы, находящиеся недалеко от портов, и прочие резиденции сильных мира сего принадлежали богатым купцам, которые вели собственную торговлю. Не вполне ясно, какие именно отношения складывались между этими богатыми коммерсантами и представителями власти, хотя полная независимость в отдельных случаях могла приводить к разбою и волнениям.

Но каких-то сведений о такого рода волнениях не сохранилось. Возникает впечатление, что минойская цивилизация была обществом равных, представляя из себя - в зародышевой форме - модель позднейших демократических идеалов Греции, которые медленно развивались и формировались на Крите. Впрочем, все это - не более чем заманчивая версия социальной истории острова, хотя минойцы, вне всякого сомнения, были людьми свободными, проникнутыми духом вольности, и относились к авторитарным поползновениям местных правителей ничуть не более терпимо, чем современные жители Крита, девизом которых служит гордая фраза: «Лучше смерть, чем рабство».

Как видно, минойцам было присуще развитое чувство индивидуальности. Всевозможные украшения, особенно женские, были нарочито многочисленны и сразу бросались в глаза. Мужчины на фресках и керамике редко изображаются в какой-то другой одежде, кроме набедренных повязок, тогда как царицы или жрицы носили длинные свободные юбки с особыми складками, чем-то напоминающие одеяния испанских танцовщиц фламенко.

Облегающие блузки подчеркивали женственность фигуры, оставляя грудь полностью обнаженной. В большом ходу были головные тюрбаны или огромные шляпки, фасоны которых - по крайней мере, у женщин правящей элиты - часто менялись, если судить по сохранившимся фрагментам росписей и миниатюрным статуэткам.

Наши представления о древней истории основаны на причудливом переплетении реальных фактов и домыслов. Что до минойцев, которые оставили ничтожно мало письменных свидетельств и памятников (к тому же ни один из них пока не расшифрован), то в наших знаниях о них неизбежно зияют огромные пробелы, которые приходится заполнять более или менее правдоподобными гипотезами.

Но лишенное дара речи не может лгать, и массивные каменные стены Кносского дворца, раскинувшегося на площади в сотни акров на срезанной вершине холма неподалеку от современного города Гераклион, являют из себя немые свидетельства о сильных и уверенных в себе людях, которые отнюдь не жили в своем замкнутом мирке и гордо, не склоняя головы, входили в огромные чертоги божественных фараонов Египта.

Это были люди, достойные уважения, с которыми приходилось считаться, как о том свидетельствуют настенные росписи и вещи в захоронениях, найденные в Египте. Это - реальное доказательство существования тесных контактов между Египетским царством и Критом. В конце концов, вполне вероятно, что то наследие, которое они оставили миру в качестве суммы накопленных ими знаний, на поверку может оказаться неизмеримо более важным и ценным, чем самые изысканные произведения искусства, когда-либо созданные в мастерских Кносса.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама