THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Оговорка "по их мнению" в данном случае имеет принципиальное юридическое значение. Ответчики уверяли, а с их доводами согласился и Верховный суд, что приказ на самом деле не закрывает школьные двери перед иногородними детьми.

Документ, вызвавший споры, вышел в январе прошлого года. Заявители отмечают, что при приеме детей в школу теперь прежде всего требуется регистрация по месту жительства или месту пребывания. Иначе в приеме отказывают, и подобная ситуация, по словам истцов, возникла с 2014 года. Проблема коснулась детей как мигрантов из других стран, так и россиян, переехавших из одного региона в другой. Так рассказывают истцы. Но, по словам ответчиков, прописку спрашивают только ради информации.

Эксперты, опрошенные "РГ", подтвердили, что без прописки попасть в школу не так легко. "Не надо далеко ходить, могу рассказать на личном примере, - поведал один из экспертов. - Мы живем в Московской области. В этом году моя дочь сдала экзамены в математические классы двух московских школ. Прошла и там, и там. Но в обеих школах нам сказали, что для зачисления нужна прописка, хотя бы временная. Честно говоря, я не увидел в этом большой проблемы. Тем не менее да - без прописки в школы не берут".

В числе прочих заявителем по делу выступает Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и вынужденным переселенцам "Гражданское содействие". Заявители и правозащитники считают, что приказ противоречит Конституции России, Конвенции о правах ребенка и закона об образовании. Данными нормативными документами гарантировано право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств.

В свою очередь, министерство образования и науки России подчеркивает, что "свидетельство о регистрации является только подтверждением факта проживания ребенка вблизи школы, и отсутствие свидетельства о регистрации не может быть причиной для отказа в приеме в образовательную организацию".

Иными словами, запрета как такового нет. Но есть разные обстоятельства, которые иногда могут помешать ребенку поступить в ту или иную школу.

Отказать в приеме ребенка могут лишь в том случае, если в школе нет мест. Иных причин отказа не предусмотрено

"Доступ к общему образованию согласно российскому законодательству предоставляется всем детям без исключения, - уверяют в министерстве образования. - В приеме в конкретную государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, это закреплено ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", и никаких иных причин для отказа в приказе министерства не содержится".

Если в конкретной школе отсутствуют места, продолжают в ведомстве, то местные власти в случае поступления обращения родителя обязаны рассмотреть заявление и предоставить место в другой школе. По словам экспертов, так или иначе всегда существовала практика, когда в первую очередь в школу принимаются дети, живущие поблизости. Вчера в ходе заседания истцы на возражения минобрнауки о неверном толковании норм оспариваемого документа ответили, что указанные пункты приказа расширяют компетенцию министерства в части установления оценки статуса иностранного гражданина на территории России. А это, по их словам, относится к ведению иного органа исполнительной власти.

В свою очередь, представители Минобрнауки отметили, что заявителями не указан нормативно-правовой акт, каким-либо образом вступающий по существу в противоречие с положениями оспариваемого приказа, ведь суть спора - в оспаривании так называемой абстрактной нормы. К тому же ответчик подчеркивает необходимость соблюдения требований приказа, во-первых, с точки зрения закрепления детей за конкретными школами по территориальному признаку, а во вторых, с целью реализации государственной политики в сфере образования. Ведомством были предусмотрены различные ситуации при приеме детей в школу, все они зафиксированы в оспариваемом документе, и право на образование гарантировано. А свидетельство о регистрации является лишь подтверждением факта проживания ребенка вблизи школы, не выступая причиной для отказа в приеме в образовательную организацию. К тому же некоторые оспариваемые нормы, как пояснил ответчик, носят информационный характер и призваны оградить директоров школ от административной ответственности.

На сегодняшний день получение среднего образования является основной задачей любого ребёнка. Но иногда случается так, что администрация школы отказывает в приёме, мотивируя это отсутствием мест в учебном заведении и другими неправомерными причинами. Родители ни в коем случае не должны поддаваться на подобные уловки, и важно стараться добиться поставленной цели, поскольку путей для её исполнения предостаточно, точно так же как и мер для наказания директора и его подчинённых.

Имеют ли право школы не принимать учащихся по месту прописки?

Родители должно чётко понимать следующее: абсолютно все школы зарегистрированы в определённых микрорайонах, которые они обязаны обслуживать, поэтому любой ребёнок, проживающий в закреплённом за учебным заведением районе, имеет полное право посещать его, даже в том случае, если там не хватает мест.

Никто не имеет права вам отказать, в противном случае это можно трактовать как «прямое нарушение права на получение бесплатного образования» (выдержка из Конституции РФ).

Почему же многие школы предоставляют совершенно необоснованные причины, чтобы не брать ваше чадо к себе? Всё просто: подобные учебные заведения рассчитывают на взяточничество в особо крупных размерах, что, как известно, является ещё одним нарушением норм Конституции. Особенно часто подобные ситуации возникают в престижных образовательных учреждениях, где созданы все условия для комфортного обучения (внеклассные кружки, высококвалифицированные учителя, бесплатный спорткомплекс и т. д.) Попасть в такие учебные заведения достаточно трудно, но постараться и настоять на своём всё же следует.

Отсутствие взятки – основная причина «отказа» приёма в школу

Что делать, если администрация отказала

Давайте рассмотрим несколько случаев. Как мы уже говорили ранее, самой распространённой ситуацией является отказ, мотивированный отсутствием свободных мест. Но теперь-то вы знаете, что имеете полное право отдать ребёнка в данное учебное заведение несмотря ни на что. Если директор отказывается выслушать вас, то в лёгкой форме пригрозите заявлением в Министерство образования, а после предложите ему следующие варианты:

  1. Подобрать класс в другой параллели, где есть свободные места (т. е. парты).
  2. Если таких классов нет, второй вариант предусматривает переход всех учащихся в более просторное помещение.
  3. Иногда случается так, что школьники посещают несколько кабинетов. В этом случае следует сделать так, чтобы учителя приходили к детям, а не наоборот.

Если такие предложения не помогут решить конфликт (что маловероятно), то директор как минимум должен будет пересмотреть списки учащихся из другого района и предоставить их вам. Но до такого доходит редко.

Иногда главы школ ссылаются и на другие причины, не связанные с отсутствием мест в учебном заведении. К примеру, достаточно часто отказ может быть связан с низкой успеваемостью в предшествующей школе. В таком случае единственным правильным решением родителей будет обращение в муниципальный орган управления образованием, который контролирует работу учебного заведения. Однако перед этим не забудьте потребовать письменный отказ от администрации школы с пояснением в двух экземплярах. Один останется у секретаря, а второй передадут вам. Затем отправьте или отнесите данный документ в районный совет образования и уже через несколько дней вам должен будет прийти ответ. Если по каким-то причинам этого не произошло, советуем обращаться в вышестоящую инстанцию – городской совет. Крайними мерами можно считать суды и прокуратуру.

Также нередко директора просят вас подождать и уверяют, что в августе обязательно найдут место для ребёнка. Но, как показывает практика, такого никогда не случается и обнадёженные обещаниями родители вынуждены тратить своё драгоценное время на поиски других вариантов.

Решить конфликтную ситуацию можно и другим путём: после отказа вежливо попросите предоставить вам устав школы (документ, который по закону имеет каждое учебное заведение). В нём расписываются все права и обязанности администрации, учителей, рабочих и учащихся. Но это для нас не совсем важно. Главная информация, которую следует почерпнуть из этого документа, находится в разделе «правила приёма в школу». Будьте уверены, после изучения бумаги вы найдёте для себя немало полезных данных, ссылка на которые позволит быстро решить проблему.

Иногда устав школы можно увидеть и в холле, но лучше попросить официальный документ

В каком случае вы можете получить обоснованный и правомерный отказ?

Сложности могут возникнуть лишь в том случае, если школа, в которую вы хотите отдать ребёнка, имеет статус «специализированная». Да, по закону для таких случаев исключений быть не должно, поскольку деление по микрорайонам происходило ещё в советские времена, а тогда все учебные заведения были общеобразовательными. Но за столь длительный период любое учреждение могло дополнить свой устав несколькими важными пунктами, препятствующими принятию даже по месту прописки.

Знаете ли вы, что общего у ежа и молока? А у карандаша и сапога? На какое дерево садится ворона в дождь? Можете ли вы сходу ответить, сколько мягких, звонких и глухих звуков в слове «тигренок»? Если у папы темные волосы, он кто? Все это - вопросы, которые задавали шестилеткам на тестировании при приеме в первый класс. Ими делятся друг с другом родители, у которых в каждом апреле начинается марафон «Попади в хорошую школу».

Натаскать ребенка на правильные ответы, попытаться угадать, о чем его спросят, родители пытаются с помощью репетиторов и подготовительных курсов, подарков директору и заискиванию с учителями. Так, еще не начав учиться, ребенок узнает, что такое экзамены и конкуренция, воля случая и несправедливость. «Психолог выложила на стол искусственные грушу, яблоко и персик, спросила дочь, что все это такое? - рассказывает одна из мам. - Аня прошептала: «Я забыла». Мне было заявлено, что ребенок не знает элементарных вещей и поэтому в школу ей еще рано. А по дороге домой Анюта вспомнила: «Это муляжи!»

Обидно? Еще как. Поэтому перед тем, как начинать борьбу за школу, надо выработать стратегию.

Знайте ваши права

Прежде всего, вы должны знать: ни одно тестирование не должно быть поводом для конкурсного отбора. Это четко и однозначно указано в федеральном законе «Об образовании» № 273-ФЗ (в ред. от 21.07.2014). Согласно этому документу, ребенка обязаны принять, если он проживает на территории, закрепленной за школой, является гражданином РФ и достигнет к 1 сентября возраста 6 лет и 6 месяцев. Законных оснований для отказа может быть всего два: отсутствие мест и возраст ребенка.

В первую очередь места обязаны обеспечить тем, кто живет рядом со школой, у кого в этой же школе учатся братья или сестры, а также выпускникам подготовительных групп при школе. Норма наполняемости классов сегодня составляет 25 человек, но, если всем «первоочередникам» не хватает мест, то школа и местные органы образования должны открывать новые классы (Постановление правительства РФ от 19 марта 2001 года N 196).

Отсюда вывод: если вам нравится школа, вы вовремя подали заявление и вы имеете право учиться именно в ней, то с чистой совестью можете требовать зачисления ребенка в первый класс . Юристы рекомендуют: если вам отказывают без причины или же ребенок «не сдает экзамены» в виде тестирования, просите у директора письменный документ с отказом в приеме ребенка. Шансов, что вы его получите, немного - директора хорошо знают, что такого рода документ фиксирует нарушение конституционного права на образование. Так что, либо ребенка зачислят, либо попробуют устно уговорить вас пойти в другую школу. Если договориться не удалось - требуйте ознакомиться с уставом школы и обращайтесь в местное управление образования.

"Проводить отбор детей имеют право только специализированные школы с углубленным изучением отдельных предметов или для профильного обучения: спортивные, языковые, музыкальные, балетные и т. п."
Это важно!

Соблюдайте сроки

Правила приема в первый класс часто меняются. В этом году они таковы: с 1 февраля до 30 июня школа принимает заявления от родителей, чьи дети живут в прикрепленном к школе микрорайоне. Не позднее 1 июля на сайте школы либо на информационном стенде должна появиться информация о количестве оставшихся свободных мест. И только после этого и до 5 сентября идет прием детей, зарегистрированных в других районах. Так что сроки имеют значение - тем более что во многих городах сегодня можно подавать заявления в электронном виде.

Принимайте участие в процессе

«Родителям обязательно надо присутствовать при тестировании ребенка, - говорит кандидат психологических наук, директор Центра детской нейропсихологии Александра Соболева, - для того, чтобы самим понять уровень развития ребенка и уровень вопросов. Если на тестировании задаются неадекватные вопросы, хитрые логические задачи (вроде тех, что приведены в начале статьи - О. Ч.), может быть, в эту школу вообще не надо идти? Вообще, с точки зрения психолога, тестирование не дает никаких плюсов - лишняя нагрузка на учителя, лишнее волнение для родителей. Кроме того, ребенок, не прошедший тест, получает удар по самооценке, а в этом возрасте она напрямую зависит от успехов: «Хорошо учусь - я умный и хороший, плохо учусь - я дурак, меня никто не любит и со мной никто не дружит».

Как только вы поймете, что психолог и педагог с помощью теста пытаются поставить оценку вашему ребенку, берите ситуацию в свои руки и активно возражайте. Вы уже знаете, что конкурсы при приеме в школу запрещены, так что записывайте на диктофон, фотографируйте тесты и защищайте права своего ребенка.

Психологическое тестирование придумано для того, чтобы, во-первых, определить готовность ребенка к школьной нагрузке, а во-вторых, чтобы скорректировать школьную программу. И то, и другое не подразумевает оценок и ярлыков. Кроме того, тестирование весной не имеет смысла, так как впереди долгое лето, за которое развитие ребенка делает огромный скачок. «Если уж тестировать, - говорит Александра Соболева, - то опираться надо на возрастные нормативы, в психологии и педагогике они достаточно четко выведены. Это словарный запас, зрительная и слуховая память, умение понять смысл текста и сюжетной картинки и прочее. И разработка тестов должна проводиться специалистами централизованно. Хотя все равно - зачем? По классике «обучение ведет за собой развитие». Вот и пусть записываются в школу и идут с радостью, как на праздник».

"Школа не имеет права требовать от будущего первоклассника умения читать, писать и считать. Это запрещено законом"
Это важно!

Обращайте внимание на вашего ребенка

Это самый важный пункт, невыполнение которого может перечеркнуть все усилия. Перед тем, как вести ребенка в любовно выбранную вами школу, постарайтесь выдохнуть, остановиться и как следует посмотреть на него и ответить на вопросы: а готов ли он на самом деле, не будет ли ему трудно в этой школе, подходит ли ему учительница?

Может ли ребенок назвать свои имя, фамилию, возраст? Знает ли он свой адрес и кем работают родители? Различает ли времена года и время суток? Видит ли разницу в общении со знакомыми и незнакомыми, с детьми и взрослыми? В состоянии ли ребенок усидеть на месте полчаса? Достаточно ли его движения скоординированы - умеет ли кататься на лыжах, велосипеде, играть в бадминтон? Умеет ли он ли пользоваться ножницами, ниткой с иголкой? Убирает ли свою комнату? Легко ли ему понимать правила игры и способен ли он взаимодействовать в игре с другими? Все это говорит о его зрелости, а значит, о возможности быть успешным в школе.

Тем, кто намерен подойти к вопросу научно, можно посоветовать найти в интернете профессиональные тесты - например, довольно известный тест Керна-Иерасека, который диагностирует готовность ребенка к школе.

Важно! Один из основных показателей психологической готовности к школе - желание учиться. Если ребенок говорит - не хочу в школу, а хочу остаться в садике, то, возможно, он прав"
Это важно!

Сегодня большинство психологов сходится во мнении, что в школу невозможно опоздать, но возможно поспешить. Ребенок младше семи лет часто еще психологически не готов к учебе, даже если интеллектуально он вполне развит. Поэтому родителям надо попытаться урезонить свои амбиции и погоне за лучшей школой предпочесть поиск подходящей школы, где ребенку будет комфортно.

Да, кстати: общее у ежа и молока - то, что они оба могут убежать. Карандаш и сапог оставляют след, ворона садится на мокрое дерево, а папа с темными волосами - темноволосый. А теперь признайтесь честно, вы смогли ответить на эти вопросы?

Журналист, редактор, мама двух дочек совсем разного возраста. Всю профессиональную жизнь пишу о детях, потому что уверена - мы знаем о них совсем мало.

Каждый дошкольник перед приёмом в первый класс должен сдать своеобразный «экзамен» на психосоциальную зрелость и способность к адаптации и обучению. Прохождение такой диагностики порой требует годовой подготовки. Вопросы, которые задаются детям, могут быть разнообразными: на логику, на внимательность, на восприятие окружающей среды и многое другое. Тестирование должно проводиться лишь с целью выявления интеллектуального уровня ребенка, а не являться методом отсеивания. Подчас в школах диагностические тесты составляются таким изощренным способом, что вгоняют ребенка в замешательство. То есть те логические вопросы, которые мы считаем каверзными и задаем друг другу в качестве проверки логического мышления, могут быть с легкостью заданы ребенку, который может понимать многое, но не знает, как оформить свою мысль.

Родители, стремясь с гордостью пройти такое тестирование, расспрашивают детей, прошедших такие экзамены в прошлых годах, собираются в группы и форумы, обсуждая возможные вопросы, нанимают специальных тренеров, знакомых с условиями таких экзаменов, зачастую из числа преподавателей школы, в которую определяется ребёнок, чтобы не столкнуться с тем, что его/её ребёнка не возьмутв школу из-за результатов тестирования. Тем не менее каждый родитель должен понимать и знать свои права в отношении своего ребёнка, если дело касается приёма в первый класс.

Для того чтобы пройти подобное тестирование, ребёнка следует постепенно развивать в разностороннем порядке, в виде игры, на фоне каждодневных занятий, равноценно развивая и логическое мышление, и социальную адаптивность, и способность к формулированию своей мысли, но не «натаскивая» на определенные вопросы, которые могут быть заданы в другой форме, чем ребенок их заучит.

Какие наши права, или что делать, если отказали в приёме в школу?

Родители должны понимать, что все общеобразовательные учреждения обязаны принимать детей в школу вне зависимости от готовности к ней, только при достижении шести с половиной лет. Отказ в приёме в первый класс может быть обоснован только отсутствием мест в классах, территориальным ограничением либо неподходящим возрастом. Результаты подобных тестов имеют только рекомендательный характер, не влияя на распределение детей по классам и выбор учителя. Педагогический состав просто должен ознакомиться со средним уровнем подготовленности детей, которые будут обучаться в школе. Результат тестирования, каким бы он ни был, не может стать причиной отказа на основе конкурсного отбора.

Такое положение обусловлено законом «Об образовании» № 273-ФЗ (в ред. от 21.07.2014): в соответствии с госстандартами РФ каждому ребёнку гарантируются общедоступность и бесплатность школьного образования (ст. 5 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

Вооружившись данным законом, родитель может настоять на приёме ребенка в школу при следующих условиях:

  • Ребёнок является гражданином Российской Федерации.
  • Ему исполнилось шесть с половиной лет на дату приема в первый класс.
  • Он проживает в местности, территориально относящейся к школе в отношении учебы.

Администрация школы обеспечивает места в классах для детей, проживающих поблизости, и детей, занимавшихся в подготовительной группе при этой школе. Средний состав первого класса составляет двадцать пять человек, но при отсутствии мест и при наличии большого числа детей руководство школы вынуждено открывать новые классы согласно Постановлению правительства РФ N 196 от 19 марта 2001 года.

Школа не вправе отказать в приёме при следующих условиях:

  • Вы подали заявление о приёме в первый класс на указанную дату.
  • Школа подходит вам по территориальному обозначению.
  • Ваш ребёнок достиг возраста шести лет и шести месяцев.

В случае, если вашего ребенка не хотят брать в школу без объяснения каких-либо причин, помимо результатов тестирования, не оправдавших якобы надежды преподавательского состава, вы имеете полное право потребовать у директора школы официально составленный документ с исходящим номером за подписью директора и печатью школы о том, что вашему ребенку отказывают в приёме. Такой документ выдается на руки родителям в редких случаях, так как, выдавая подобный отказ, с юридической стороны вопроса директор нарушает конституционные права ребенка на образование. В этом случае, если вас не испугают последствия в виде негативного отношения к ребёнку, которое на практике имеет место, то вашего ребенка зачисляют в школу, подобранную вами, либо обоснуют свой отказ в устном виде, вынудив вас подыскать другую школу. В случае, если ни одно условие, выставленное администрацией школы, вас не устроит, вы можете потребовать устав школы, чтобы найти в нём положения о приёме дошкольников в первый класс.

Такие действия считаются нерациональными и неоправданными в случае, если вы отдаёте ребёнка в специализированную школу. К примеру, в языковую школу, танцевальную, спортивную или другую школу с явной узкоспециализированной направленностью. В этом случае дети попадают в такие школы по отбору на основании имеющихся у них природных данных.

Влияют ли сроки подачи заявления на приём в школу?

Сроки имеют большое значение, в особенности для тех, кто не имеет возможности учиться в выбранной школе по указанным выше причинам, а именно: при отсутствии регистрации в районе, прикреплённом к школе. Администрация школы устанавливает правила приёма детей в первый класс согласно установленным положениям: в нынешнем году родители могут подавать заявление о приёме в первый класс в промежутке между 1 февраля и 30 июня. До 1 июля администрация школы вывешивает информационный список о состоянии набора в классы и количестве свободных мест. В первом случае набор осуществляется в отношении детей, проживающих на прикрепленной территории. Свободные места, оставшиеся после обработки всех заявлений, распределяются между детьми, чьи родители, проживающие в других районах, подали заявления до 1 июля о приёме в первый класс. Такие дети будут зачисляться в классы до 5 сентября. Кстати, сегодня электронный формат заявления о приеме в школу удовлетворяет поставленным требованиям.

Как защитить своего ребёнка от неправомерного обращения при тестировании?

Как советуют психологи, родители должны обязательно принимать активное, а не пассивное участие в процессе тестирования. Для прохождения теста выделяется определенное время на ребёнка, а учитывая различный темперамент, способность собраться с мыслями, способность к свободному проявлению характера, иногда выделенного времени может не хватить и ребенок причисляется к категории «непригодных». Это тяжелый удар по самооценке для чувствительных и склонных к анализу детей. Такая оценка умственным способностям ребёнка может вылиться не только в отторжение желания учиться, но и к проявлению негативного отношения к окружающим: раз я такой глупый и неадекватный, зачем мне стараться выглядеть лучше? Если родители заметят, что во время тестирования на ребёнка оказывается давление, эмоциональное или психическое, стоит сразу вмешаться и отстоять права ребёнка. Детей принимают в школу не на конкурсной основе, повторим ещё раз для усвоения. Это правовое обязательство каждой школы, а право на обучение имеет каждый ребенок.

Проверка психосоциального поведения ребенка, его способности самоутверждаться, способности выдержать учебную нагрузку выявляются во время тестирования лишь с ознакомительной целью, а не для постановки «диагноза» о пригодности или непригодности малышей. Получив список дошкольников, имеющих различные уровни грамотности и развития, педагоги и методисты попробуют составить школьную программу для первого класса с тем, чтобы максимально учесть особенности каждого ребёнка. По заключениям экспертов, дошкольник должен проходить тестирование в соответствии со своими возрастными нормативами. К примеру, все дети одного возраста должны уметь делать логические выводы в отношении своего происхождения, дифференциации существ на живых и неживых, людей и животных, понимать речь и уметь отвечать на четко поставленный вопрос. Тем не менее подобное тестирование не должно стать опорной точкой для разделения группы дошкольников на слабых и сильных.

В советское время такого тестирования не проводилось, так как школа была нацелена на обучение с нуля. В наше время от дошкольника требуют умений, которые в прошлом столетии требовались от второклассника. В соответствии с законодательством школа обязана, как образовательное учреждение, научить ребёнка и читать, и писать, и считать. Сейчас ребенок, придя в первый класс, должен знать многое и уметь писать не только печатными буквами, но и прописными, что уже нонсенс.

Как оценить способности своего ребёнка?

Для каждого родителя важно оценить способности своего ребенка: сможет ли он выдержать нагрузку без игр и сна в течение нескольких часов, умеет ли он общаться в коллективе, отвечать на вопросы учителя осознанно и по теме. Если вы считаете, что ваш ребёнок немного не справляется, наверняка лучше дать ему время повзрослеть на год и попытаться поступать в первый класс уже с желанием учиться и получать знания. Именно желание ребёнка учиться показывает его готовность к обучению.

Среднее образование является обязательным, поэтому в случае отказа в приеме ребенка в школу родители должны добиваться поставленной цели, средств для её исполнения очень много, как и мер наказания для администрации школы.

Ни для кого не секрет, что существует негласный рейтинг школ относительно качества образования, месторасположения школы и её комфортности и приспособленности к образовательному процессу. К примеру, наличие плавательного бассейна автоматически делает общеобразовательное заведение более престижным. А уж если этот факт присоединяется к наличию учителей высокой квалификации и большим наличием внеклассных кружков, то попасть в такую школу становиться очень трудно. Иногда случается так, что ребенка не берут в школу, мотивируя это отсутствием мест, но стоит помнить, что ситуация со средним образованием кардинально отличается от дошкольного. Если посещение детского сада является не обязательным, то в случае, когда ребенок не ходит в школу, в проблеме разбираются социальные службы и даже прокуратура.

Родителям необходимо четко знать следующий факт – все школы страны обслуживают определенный микрорайон с определенным количеством жилых домов. Любой ребенок проживающий в закрепленном за школой районе имеет право посещать это учебное заведение, даже в том случае, если там свободных мест. По закону директор школы должен пересмотреть списки учащихся и предложить перейти в школу по месту жительства учащимся не из прикрепленного района, но до такого никогда не доходит. Обычно проблема легко решается следующими способами. Первый вариант, подобрать для ребенка класс на параллели, где есть свободные посадочные места, то есть парты. Если такого класса нет, второй способ предусматривает переход целого класса в более просторное помещение. Иногда случается так, что учащиеся посещают различные кабинеты, в таком случае уместно сделать так, чтобы учителя приходили к детям, а не наоборот.

Сложности могут возникнуть в том случае, если школа, за которой закреплен микрорайон не общеобразовательная, а специализированная. Но по закону для таких случаев исключений нет, ведь деление по микрорайонам происходило ещё в те времена, когда все школы были общеобразовательными. Относительно того, как принимают детей в школу, есть два варианта – с предварительным собеседованием и без оного. Собеседование может проводится и в общеобразовательной школы, без какой-либо специализации. Основная цель собеседования – проверить уровень знаний ребенка, поговорить с ним на общие темы, неудовлетворительных результатов нет и быть не может. Но если школа специализированная, то вполне возможен рейтинг при приеме как первоклассников, так и учащихся, которые переходят из других школ. Собеседование в специализированных школах проходит по следующим предметам – профильный, родной и иностранные языки, собеседование с психологом. Это относится только к учащимся, которые учатся в средней школе, что касается младшей, то никаких профильных знаний в ней не дают, уклон делается на обучение азов чтения, математики, изучение окружающего мира.

Если директор утверждает, что отказ в приеме в школу основан на других причинах, не связанных с отсутствием мест в школе (к примеру, с низкой успеваемостью учащегося в предшествующей школе) , то единственно правильным решением родителей будет обращение в вышестоящие инстанции, которые контролируют работу школы. Наиболее правильный порядок действия – это получения письменного отказа от администрации школы с пояснением причины в двух экземплярах, один регистрируется у секретаря, а второй выдается на руки. Далее с письменным отказом следует обратиться в районный совет образования. Обычно этого достаточно для того, чтобы уладить конфликт, но если по каким-то причинам и здесь родителям не смогли помочь, то необходимо обращается в городской совет, а затем и в прокуратуру и суды. Не стоит верить директору школы на слово, в ситуации, если он говорит, что в августе обязательно найдется место для ребенка. Известны многочисленные случаи, когда обнадеженные словами директора родители приходили писать заявление о приеме в школу, но вместо этого получали ответ в стиле «почему не обращались ранее, сейчас уже поздно что-то решать». Поэтому только документы могут подтвердить факт обращения в общеобразовательное учреждение и смогут помочь в том случае, если дело дойдет до суда.

Во время первого обращения в школу, если в процессе разговора с руководством слышен отказ, следует вежливо попросить устав школы – типовой документ, которым по законодательству обладает каждое общеобразовательное учреждение В нем расписаны обязанности и права рабочих, администрации, учителей и учащихся, а также правила приема в конкретную школу и исключения (которое на самом деле по законодательству только одно, отсутствие свободных мест для детей не прикрепленных к микрорайону школы) . После неторопливого изучения этого документа можно почерпнуть не мало полезных сведений и даже решить проблему приема в школу ссылаясь на один только этот документ.

Проблема отказа в приеме в школу ребенка легко устраняется разовым обращением в вышестоящие инстанции, иногда даже и это не потребуется, только намек на возможный поход в городское управление образования.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама