THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Специально для сайта «Перспективы»

Сергей Фёдоров

Фёдоров Сергей Матвеевич - кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН.


Н. Саркози пришёл к власти в 2007 году с идей радикального реформирования и модернизации Франции. Глобальный экономический кризис заставил сменить приоритеты. Многие начинания не были доведены до конца, от части преобразований и вовсе пришлось отказаться. Чтобы удержаться у власти в 2012 году, Саркози и его команде придется предложить разочарованным французским избирателям новый мобилизующий проект. По мнению кандидата политических наук С.М.Фёдорова, помимо перехода к посткризисной инновационной экономике речь пойдёт о солидарности и социальной справедливости.

6 мая исполнилось три года со дня прихода к власти президента Н. Саркози. Политические аналитики обычно подводят итоги первых ста дней или года нахождения у власти первых лиц государства. Три года - дата не «круглая»: длительность президентского мандата во Франции составляет пять лет. Н. Саркози не раз повторял, что оценивать его работу можно будет только по истечении всего президентского срока. И с этим, в принципе, нельзя не согласиться. Однако имеются по крайней мере два обстоятельства, которые позволяют, несколько забегая вперёд, подвести итоги реформаторской деятельности нынешнего лидера Франции уже сегодня.

Во-первых, Н. Саркози пришёл к власти с идей порвать как с политикой своих предшественников, так и с французской социальной моделью. Его программа глубоких реформ была призвана осуществить модернизацию страны, которая откладывалась на протяжении двух последних десятилетий. При этом лидер неоголлистов обещал скрупулёзно выполнять все свои предвыборные обещания и «идти до конца», невзирая на возможное сопротивление его политике. Французы очень внимательно отслеживают соотношение слова и дела своего президента. Показательна в этом плане реакция электронной версии газеты «Ле Монд», которая в течение, наверное, первых двух лет президентства Н. Саркози тщательно отмечала в специальной таблице степень выполнения предвыборных обещаний главы государства. Так что итоги каждого года власти Саркози являются объектом пристального внимания французского общества.

А во-вторых, глобальный финансовый кризис если и не совсем сломал реформаторские планы шестого президента Пятой республики, то, по крайней мере, существенно их скорректировал. Если в 2009 г. власти ещё как-то выдерживали принятый ранее курс реформ, то с весны 2010 г. стало ясно, что правительство Саркози – Фийона переходит к новой политике, главной целью которой стали борьба с бюджетным дефицитом и растущим государственным долгом. Большинство аналитиков во Франции пришли к выводу, что активная фаза реформ в стране заканчивается, а президент, судя по всему, начинает подготовку к следующим выборам, которые состоятся в 2012 г. Следовательно, уже сейчас можно подвести предварительные итоги правления Саркози и спрогнозировать его шансы на переизбрание, а заодно оценить политические перспективы нынешней правой коалиции и её политику на ближайшую перспективу.

Панорама реформ на фоне глобального кризиса

Главным предвыборным лозунгом Саркози, олицетворявшим его идею «разрыва», стала фраза: «Больше работать, чтобы больше получать!». Причину отставания Франции в социально-экономической области, проявившуюся за последние десятилетия, кандидат правых видел в политике сокращения рабочего времени, которую проводили социалисты с начала 1980-х годов, и, в особенности, в переходе на 35-часовую рабочую неделю, осуществлённом левокоалиционным правительством Л. Жоспена на рубеже веков. По мнению лидера неоголлистов, это нанесло вред не только экономике, но и в ещё большей степени трудовой морали французов.

Саркози надеялся, что экономический рост обретёт хорошую динамику и устойчивость благодаря снятию излишних бюрократических барьеров в экономике и либерализации рынка труда. Мотор экономики снова будет запущен на полную мощность, появятся новые рабочие места и возможность большего заработка. Создать условия для такого типа развития был призван закон «О работе, занятости и покупательной способности» (Loi TEPA), принятый почти сразу после избрания нового президента в ходе внеочередной сессии парламента в июле 2007 г. Закон, в частности, снимал ограничения на сверхурочные работы и освобождал их от налогов. Кроме того, он освободил большое число французов от уплаты налогов на наследство, а также ввел в силу принцип «налогового щита» – ограничение высшей ставки налогообложения 50%. По идее, меры по уменьшению налоговой нагрузки должны были дополнительно поднять совокупный потребительский спрос, хотя и лишали государственную казну значительных поступлений.

Основные посылы экономического курса Саркози были явно заимствованы из арсенала неолиберальных доктрин, однако было бы абсолютно неверным считать нынешнего президента Франции идейным последователем Р. Рейгана и М. Тэтчер, как это делали некоторые ангажированные журналисты и аналитики. Политика команды Саркози – Фийона была сколь эклектичной, столь и прагматичной, в ней не было никакой идеологии.

В этом убеждает анализ социальной политики правительства. Её вектор можно охарактеризовать известной в западной научной литературе формулой перехода от welfare state к workfare state, что логично дополняло лозунг: «больше работать». Говоря иначе, французское социальное государство впредь должно было не поощрять иждивенчество и пассивность, а, напротив, побуждать людей к работе – как молодёжь, так и пенсионеров. Особенно с учётом того факта, что Франции принадлежит сомнительный рекорд среди стран ЕС по степени экономической пассивности взрослого и пожилого населения (только 40% французов в возрасте 55 – 64 лет работают).

Суть своей политики в области занятости Н. Саркози выразил чётко и просто: «добиться того, чтобы работать было выгоднее, чем не работать и жить на пособия». Именно для этого была введена новая система социальных пособий RSA (доход активной солидарности), позволявшая человеку, нашедшему работу, определённое время получать пособия по вспомоществованию. Одновременно ужесточались условия предоставления пособий по безработице. В частности, немотивированный отказ от двух предложений по трудоустройству грозил безработному потерей права на получение пособия.

Улучшить положение с занятостью была призвана и реформа «Национального агентства по занятости» (ANPE), которое объединялось с кассами оплаты пособий по безработице (ASSEDIC) в новую структуру – «Центр занятости» (Pôle Emploi), работающую по принципу «одного окна».

Следует отметить, что нынешний президент, несмотря на имидж неолиберала, всегда понимал важность развития социального диалога во Франции. Регулярными стали трёхсторонние встречи на высшем уровне (так называемые социальные саммиты) между профсоюзами, предпринимателями и государством. Этому способствовала реформа «социального диалога и представительности профсоюзов».

Несомненным успехом правительства стала реформа «специальных пенсионных режимов» (госслужащие, чиновники, работники транспорта и пр.), в результате которой страховой стаж этой категории трудящихся был поднят до уровня наёмных работников частного сектора. Данную реформу с 1980-х годов не могло провести ни одно правительство. Секрет успеха во многом объяснялся тем, что до этого команде Саркози удалось провести, на наш взгляд, важнейший по политическим последствиям закон «об обеспечении минимальных услуг в общественном секторе» во время забастовок. В результате работники общественного транспорта не смогли, как прежде, устроить транспортный коллапс в Париже и других крупных агломерациях во время обсуждения и принятия пенсионной реформы. К тому же был найден компромисс – правительство согласилось учитывать премии госслужащих при расчёте пенсий.

Важной составляющей политического курса Н. Саркози за прошедшие три года стало укрепление правопорядка и борьба с незаконной иммиграцией. Сам успех Саркози на президентских выборах во многом был обусловлен жёсткой позицией по вопросам иммиграции и безопасности, проявленной им в период нахождения на должности министра внутренних дел. Именно поэтому, заметим попутно, ему удалось переманить большинство сторонников крайне правого «Национального фронта» Ле Пена на свою сторону. Знаковым стало принятие закона от 10 августа 2007 г. об ужесточении наказания преступников-рецидивистов. Он был дополнен двумя другими законами, один из которых устанавливал меры повышенного контроля за опасными преступниками, вышедшими из мест заключения и склонными к рецидиву, другой ужесточал наказание за организованную преступность (участие в преступной группировке наказывается тремя годами тюрьмы).

Была продолжена модернизация системы исполнения наказаний, вызывавшая много критических замечаний в последние годы (только за прошлый год во французских тюрьмах произошло 115 самоубийств заключённых). В частности, введено в строй 11 новых тюрем и 6 колоний для несовершеннолетних преступников, рассчитанных на 7500 мест. Всего к 2012 г запланировано создать 13200 новых мест заключения – это немало, учитывая, что общее число заключённых во Франции составляет порядка 50000 человек.

В целях повышения эффективности борьбы с преступностью правительство развернуло масштабную программу развития видеонаблюдения. Число видеокамер (их сейчас по всей стране насчитывается порядка 20000) планируется к концу 2011 г. утроить. Если верить данным правительства, то число зарегистрированных преступлений во Франции с 2002 по 2008 г. снизилось на 15%, а уровень их раскрываемости повысился на 50% (в 2008 г. он составил 38% против 25% в 2001 г.) .

Открыть новую страницу в деле регулирования иммиграции, ставшей для страны одной из острейших социальных проблем, было призвано созданное «Министерство по делам иммиграции, интеграции, национальной идентичности и солидарного развития». Франция добилась принятия европейского соглашения, запрещающего одностороннюю массовую легализацию незаконных мигрантов. Дискуссия о «национальной идентичности», инициированная Саркози во второй половине 2009 – начале 2010 г., ставила своей целью привлечь внимание общественности к «республиканским ценностям» и необходимости их уважения иммигрантами. Реакция на нее французского общества была неоднозначной. Ужесточение правил объединения семей, требование знания французского языка для иммигрантов, практика заключения «контрактов приёма и интеграции» (по которым иммигранты берут на себя обязательства соблюдать «республиканские правила и нормы»), а также борьба с нелегальной иммиграцией позволили стабилизировать число мигрантов и снизить число лиц, желающих получить убежище во Франции.

Программа модернизации Франции включала в себя реформу высшего, среднего и начального образования. Закон «Об автономии и ответственности университетов», принятый в августе 2007 г., предполагал их большую самостоятельность в бюджетной и кадровой политике, большую гибкость в учебном процессе. Правительство ставило амбициозную задачу поднять французские университеты и научные исследования до лучших мировых стандартов. Однако закон вызвал сопротивление со стороны как преподавателей, так и студентов: первым не понравились новые правила аттестации преподавательского корпуса, вторые опасались крена в сторону коммерциализации образовательных услуг. Неоднократные манифестации университетской общественности значительно усложнили проведение реформы и потребовали проведения дополнительных консультаций с участием профильного министра. Тем не менее на 1 января 2010 г. 51 из 84 французских университетов стал жить по новым правилам.

Что касается начальной и средней школы, то здесь изменения были внесены как в школьные программы, так и в часы занятий школьников, усилилась работа со школьниками во внеурочное время (особенно с трудными подростками). Учителя в целом также проявили недовольство. Главным раздражителем стало не столько содержание реформы, сколько планы правительства по сокращению числа учителей под предлогом уменьшения количества школьников. В итоге после долгих консультаций было принято решение о постепенной реформе средней школы, которая начнётся с осени этого года.

Модернизация не обошла стороной и политические институты Пятой республики. В соответствии с рекомендациями, высказанными специальной комиссией по реформе политических институтов под руководством бывшего премьер-министра Э. Балладюра, 28 июля 2008 г. законодатели внесли поправки в конституцию страны, более чётко очертив прерогативы президента и увеличив полномочия парламента. В частности, отныне парламент может квалифицированным большинством заблокировать некоторые кадровые решения президента, а пребывание президента у власти ограничено двумя мандатами. Президент страны получил право ежегодно выступать перед обеими палатами парламента – после 120-летнего перерыва Н. Саркози выступил с посланием на совместном заседании Национальной ассамблеи и Сената 22 июня 2009 г. в Версале. Французские парламентарии, согласно принятым поправкам, стали более самостоятельными в формировании планов работы парламента, законотворческой инициативы и контроля над исполнительной властью. К числу существенных изменений можно причислить и такие новации, как усложнение использования ст. 49-3 конституции, позволявшей исполнительной власти принимать законы фактически в обход парламента, и «рычагов давления» на парламент в виде процедуры «срочного рассмотрения закона». С 1 марта 2010 г. у французских граждан появилась возможность оспаривать в суде законы (с точки зрения их соответствия конституции), а также проводить референдумы.

Несколько слов об экологической программе шестого президента Пятой республики. Н Саркози «позеленел» ещё больше своего предшественника. Созданное суперведомство, названное Министерством экологии, благоустройства и устойчивого развития, взяло на себя выработку глобальной экологической политики в области энергетики, транспорта, урбанизма и благоустройства территории. Была проведена широкая общественная дискуссия по вопросам защиты окружающей среды, названная «Экологическим Гренелем» (по аналогии с историческими «гренельскими соглашениями», позволившими найти выход из майского кризиса 1968 г.). Её участники приняли амбициозную программу действий в области экологии. Хотя реализация программы в полном объёме затруднительна, первые шаги уже сделаны. Например, за период с 2007 по 2009 г. доля потребления возобновляемых источников энергии в общем топливно-энергетическом балансе Франции возросла с 10 до 12,5%. К 2020 г. этот показатель к должен составить 23%. Франция в 2009 г. оказалась в числе лидеров по борьбе с изменением климата, снизив на 13% выброс углекислого газа по сравнению с уровнем, определённым для неё киотским протоколом.

По-настоящему реформы Саркози – Фийона осуществлялись всего лишь год с небольшим. Глобальный экономический кризис, который проявился во всю силу осенью 2008 г., заставил сменить приоритеты. Многие начинания не были доведены до конца, а от части преобразований и вовсе пришлось отказаться. Так, до лучших времён были отложены реформы местных органов власти и юстиции, введение «экологического налога» (taxe carbone). Забуксовали преобразования в высшей и средней школе.

На первой, самой острой фазе кризиса усилия французского правительства, как и их коллег в других странах, были направлены на спасение банковского сектора. Затем пришлось сосредоточить усилия на поддержке предприятий. Финансовая поддержка, включая кредитование, составила 22 млрд евро.

С 2009 г. правительство сконцентрировалось на реализации антикризисной программы, разработанной в декабре 2008 – январе 2009 г. Французские власти не стали «накачивать» потребительский спрос, а сделали акцент на инвестиционной программе, основу которой составлял переход к инновационному развитию. 26 млрд евро планировалось инвестировать в отобранные 1000 проектов (реконструкция транспортной и портовой инфраструктуры, строительство, образование и научные исследования).

Не без настойчивого вмешательства профсоюзов, организовавших в конце января 2009 г. массовые манифестации трудящихся, правительство дополнило антикризисную программу социальной составляющей. Пакет мер объёмом в 3 млрд евро предусматривал дополнительную поддержку 10 млн малообеспеченных семей. Большие средства были направлены и на поддержание занятости, хотя роста безработицы избежать не удалось.

В целом следует признать, что французским властям удалось лучше организовать борьбу с кризисом, чем правительствам других развитых стран. Спад в экономике Франции был сравнительно невелик, а покупательная способность даже выросла в 2009 г. на 2%. Не вышло за пределы нормы и социальное недовольство французов, чего серьёзно опасались власти в первые месяцы 2009 г. Правда, оборотной стороной такого относительного благополучия стал рост бюджетного дефицита и госдолга, что потребовало разработки нового политического курса, направленного на борьбу с дефицитами и построение посткризисной экономики.

«Сарко-реформатор»: успех или провал?

Как оценить степень успешности или, наоборот, неудачи политики Саркози? Принесли ли реформы желаемые результаты? Если брать в качестве критерия формальные показатели (например, макроэкономические), то ответ будет отрицательным. Ни одна из заявленных в программе Союза за народное движение (СНД) и президента задач не решена. В своё время Ф. Фийон говорил, что его миссия окажется успешной, если к концу президентского мандата госдолг снизится до 60% ВВП, безработица не будет превышать 5%, а экономический рост станет устойчивым, порядка 3% в год. Вместо этого по итогам 2009 г. госдолг превысил 80% ВВП, дефицит бюджета поднялся почти до 8%, безработица вплотную приблизилась к отметке в 10%, а экономический спад составил 2,2%. Н. Саркози явно не удалось стать «президентом покупательной способности». Не воплотился в реальность и тезис о «разрыве» с французской социальной моделью. Список расхождений с первоначальными планами можно было бы продолжить.

Конечно, у властей есть веское оправдание – мировой кризис, который помешал реформам. Но ссылки на то, что положение в других странах Европы и в США ещё хуже, не очень утешают рядового француза. Об этом красноречиво говорят данные опросов общественного мнения. По разным замерам, почти 70% опрошенных оценивают итоги пребывания у власти Н. Саркози «скорее как отрицательные», в то время как «скорее положительную» оценку дали всего 20% респондентов. Это хуже аналогичных показателей предшественников нынешнего президента. Настораживает и то, что даже среди сторонников неоголлистов почти треть недовольна итогами правления Саркози.

Можно ли трактовать такие результаты как своеобразный «неуд» властям и лично Саркози, ставящий под сомнение его возможное переизбрание? На наш взгляд, не следует слишком прямолинейно воспринимать данные опросов. Во-первых, контекст кризиса, несомненно, добавил «негатива» в их результаты. Во-вторых, политической культуре французов вообще присуще вечное недовольство и раздражение властями. По словам Фийона, его соотечественники не выдерживают более полутора лет ни одного правительства; степень доверия политикам, парламентариям и политическим партиям крайне низка и не превышает 20%. В-третьих, если брать оценку антикризисной политики Саркози, французы (судя по тем же опросам) сомневаются, что основные конкуренты – социалисты – справились бы лучше.

Впрочем, было бы ошибкой впадать и в другую крайность – преуменьшать степень недовольства французов. Претензий к Саркози накопилось достаточно. Значительную часть населения раздражает сам стиль поведения нынешнего главы государства, его эмоциональные «срывы» и вспыльчивость, использование сниженной лексики, постоянное мелькание в средствах массовой информации (здесь он затмил всех звёзд шоу-бизнеса), нескромность и пр. Многих пугают его авторитарные замашки.

Что касается критики по существу, то политические оппоненты (например, центрист Ф. Байру и даже формальный коллега по партии СНД Д. де Вильпен) ставят в вину главе государства отход от республиканских ценностей и французской социальной модели, неолиберальный уклон в политике, явный атлантизм. Социалисты (не говоря уже о крайне левых) вообще не приемлют курса нынешней власти, считая, что Саркози проводит политику в интересах богатых, заставляя средний класс и бедные слои населения расплачиваться за последствия кризиса. (Правда, до последнего времени левым не удавалось выработать серьёзной альтернативной программы.) К концу весны 2010 г. всё больше критики в адрес президента и правительства стало слышаться и из лагеря самого правящего большинства. Предлагается пересмотреть налоговую политику, в частности принцип «налогового щита».

Однако для объективной оценки политики Саркози следует сказать и о его достижениях. Под руководством президента развёрнута беспрецедентная в истории современной Франции программа реформ – числом более 50 (!). Не менее впечатляет и их содержательная сторона. Команде Саркози удалось провести в жизнь многие преобразования, которые откладывались, прежде всего по политическим причинам, в течение десятилетий (реформы специальных пенсионных режимов, репрезентативности профсоюзов, университетов, политических институтов и т.д.).

К числу несомненных успехов президента следует отнести и внешнеполитическую деятельность. Французской дипломатии удалось вернуть стране роль неформального лидера Европы, идейного вдохновителя евроинтеграции. Глава Французской республики стал политической звездой мирового масштаба во время финансового кризиса. Предложения Франции по реформированию системы мировых финансов, созданию «справедливого капитализма» нашли позитивный отклик у мировой общественности.

Наконец, следует признать, что президент и его команда показали себя способными антикризисными менеджерами.

Вообще, глубину нынешних изменений во Франции по масштабам можно сравнить разве что с голлистскими реформами 1958 г. или с миттерановским «социалистическим экспериментом» начала 1980-х годов. В стране в последние три года действительно был запущен процесс глубокой модернизации. С этим трудно поспорить.

Логично задать вопрос: почему это удалось нынешнему президенту? В качестве ответа можно указать на несколько обстоятельств. Во-первых, нынешним властям не пришлось начинать преобразования с чистого листа. Значительная часть «черновой» работы была уже выполнена предшественниками, в частности правительствами Раффарена и де Вильпена (например, «большие реформы» 2003 – 2004 гг. – пенсионного и медицинского страхования). Во-вторых, полностью оправдала себя тактика проведения реформ «всех сразу по всему фронту». Это позволило создать критическую массу преобразований и распылить сопротивление оппозиции. Повезло руководству страны и в том, что оно успело запустить основной пакет реформ до кризиса – интуиция не подвела. В-третьих, Саркози проявил себя ловким и тонким политиком, сочетающим необыкновенное упорство и волю в достижении цели с гибкостью и умением находить компромиссы. Очень удачным оказалось и сочетание «политического холерика» Н. Саркози с «разумно-умеренным» Ф. Фийоном, близким по взглядам к так называемым социальным голлистам. Политическая устойчивость, необходимая для модернизации страны, была усилена благодаря политике открытости – привлечению к сотрудничеству умеренных социалистов, частью вошедших в состав кабинета министров (Б. Кушнер, Ж. Ланг, Ю. Ведрин, М. Рокар, Ж. Аттали и др.). В-четвёртых (и это, пожалуй, главное), французы в своём большинстве понимали неизбежность перемен и в целом принимали их скрепя сердце. Иначе бы они просто не избрали Н. Саркози на пост главы государства. Характерно и то, что в течение почти трёх лет, если верить опросам, французы выступали за продолжение реформ теми ускоренными темпами, которые были предложены ещё в мае 2007 г. Беспрецедентная победа правящей правой коалиции во главе с СНД на выборах в Европарламент в июне 2009 г. (в самый разгар кризиса) является тому убедительным подтверждением.

Нынешнему президенту Франции и его команде, несмотря на неизбежные ошибки, всё же удалось создать позитивное поле перемен, продемонстрировать единство слова и дела, преодолеть стереотипы и тем самым доказать, что страна способна двигаться вперёд.

Политические прогнозы – дело рискованное и сложное. Слишком много факторов влияет на конечный результат. Оценить их все невозможно. И всё-таки попробуем составить картину плюсов и минусов политических перспектив Н. Саркози и спрогнозировать его политику на ближайшие два года.

Начнём с минусов. Экономические трудности, переживаемые страной, не добавляют популярности президенту, рейтинг которого едва дотягивает до 30%. Даже с учётом ожидающегося в 2010–2011 гг. небольшого экономического роста, вряд ли состояние дел в социально-экономической области радикально изменится в лучшую сторону. Тем более что правительство вынуждено со второй половины 2010 г. перейти к политике сокращения бюджетного дефицита и оздоровления общественных финансов. В начале мая с. г. премьер-министр Ф. Фийон объявил о планах заморозить государственные расходы на ближайшие три года. Предполагается, в частности, снизить в течение этого периода на 10% расходы на функционирование государства. Всего власти планируют сэкономить порядка 95–100 млрд евро с тем, чтобы снизить бюджетный дефицит с нынешних 8% ВВП до 3% к 2013 г. Под сокращение попадут и некоторые социальные программы. Это стало ясно из выступления президента на встрече с профсоюзами и предпринимателями тогда же, в начале мая.

В планах правительства на второе полугодие 2010 г. значится пенсионная реформа. Откладывать её нельзя (суммарная задолженность пенсионных касс уже составила 30 млрд евро), но проводить опасно. Для того чтобы уменьшить хронический дефицит (10% пенсионных выплат не имеют финансового обеспечения) и сохранить французскую пенсионную систему, работающую на принципах перераспределения, предстоит пойти на непопулярные меры: увеличить к 2018 г. пенсионный возраст с 60 до 62 лет, а период выплаты страховых взносов («страховой стаж») до 41 года и более. Размеры страховых взносов работников госпредприятий и госслужащих поднимутся до уровня частного сектора (с 7,85 до 10,55%). Изменится также и схема подсчёта их пенсий. По прикидкам министра труда Э. Вёрста, это позволит к 2018 г. выйти на бездефицитный бюджет пенсионного обеспечения.

Если судить по нервной и консолидированной позиции главных профцентров, раскритиковавших проект пенсионной реформы, официально обнародованный 16 июня, её принятие не будет простым. В масштабных манифестациях протеста, состоявшихся 24 июня, приняло участие более миллиона человек.

Предвыборные позиции президента Саркози осложняются тем обстоятельством, что он порвал с заложенной основателем Пятой республики политической традицией. В соответствии с ней президент выступал в качестве арбитра, находящегося над схваткой, а премьер-министр оставался «на линии огня» и становился своего рода козлом отпущения. Ратуя за активную роль президента, Саркози, конечно, завоевал дополнительные голоса избирателей, но одновременно лишил себя страховочных механизмов, которые столь необходимы политику в период кризиса.

Отрицательно влияет на имидж нынешней власти череда финансовых афер и служебных злоупотреблений, в которую оказались втянуты сразу несколько министров: Э. Верт, К. Эстрози, К. Блан, Р. Йаде. Не прекращаются попытки бросить тень и на главу государства. Так, в мае во французской печати появились материалы, связанные с якобы незаконным финансированием избирательной кампании Э. Балладюра в 1995 г. Напомним, что Н. Саркози в тот период руководил предвыборным штабом бывшего премьер-министра.

Теперь о главных плюсах и резервах. Шансы Саркози на переизбрание подкрепляются тем, что пока у него нет серьёзных конкурентов – ни слева, ни среди правого центра. Вряд ли они появятся в ближайшие год-полтора. Хотя французские социалисты воспряли духом после успеха на недавно прошедших региональных выборах и вроде бы преодолевают серьёзный кризис в партии, вызванный не только борьбой за лидерство двух дам (С. Руаяль – М. Обри), но и концептуальным вакуумом, – их лидерам трудно на равных соперничать с нынешним президентом. Они явно уступают ему по харизматичности, активности и политическому мастерству.

Что касается лидера центристов Ф. Байру, звезда которого неожиданно вспыхнула во время первого тура прошлых президентских выборов (он показал третий результат, вплотную подойдя к С. Руаяль), то он и его партия «МоДем» терпят неудачу за неудачей и рискуют откатиться на политическую обочину.

Не угрожают нынешнему хозяину Елисейского дворца и конкуренты из числа коллег по правой коалиции. Д. де Вильпен, давнишний оппонент Саркози, не имеет ни ресурсов, ни серьёзной политической партии, ни опыта участия в выборах. Думается, что и другие возможные конкуренты-коллеги из стана правых не являются проходными фигурами. Конечно, можно предположить, что нынешний популярный премьер Ф. Фийон поддастся искушению и попытается разыграть комбинацию, которую в 1995 г. хотел осуществить Э. Балладюр. Но, во-первых, бороться с действующим президентом, будучи на должности премьера, – нонсенс. А во-вторых, у Фийона, судя по всему, нет ни президентских амбиций (хотя в марте 2010 г. журнал «Ле Пуэн» и выпустил номер с его портретом на обложке и заголовком «Фр. Фийон – президент»), ни необходимых сторонников и ресурсов.

Как большой плюс, укрепляющий позиции нынешнего главы государства, можно рассматривать его успехи во внешней политике. Популярность Н. Саркози за границей, прежде всего в Европе, явно выше, чем внутри страны. Он не только сумел стать фактически неформальным лидером ЕС, но и укрепил позиции Франции на мировой арене. В целом у Саркози имеются очень неплохие внешнеполитические козыри, которых явно лишены его вероятные противники.

С учётом сложного социально-экономического фона президент и правительство, вероятно, сделают акцент на скорейшем преодолении кризиса за счёт инновационного развития. К такому выводу можно прийти на основании анализа размещения «большого государственного займа» (Grand Emprunt), оцениваемого в 35 млрд евро. Инвестиции планируется направить на образование (11 млрд), научные исследования (8 млрд), поддержку промышленности и малого бизнеса (6,5 млрд), устойчивое развитие и экологию (5 млрд), информационные технологии (4,5 млрд) . Однако сомнительно, чтобы инвестиции в инновационное развитие или усилия по непосредственной поддержке малого бизнеса – главного создателя новых рабочих мест – быстро оздоровили экономическую ситуацию.

Хотя активная фаза реформ в стране уже явно завершена, для Саркози и политически, и психологически важно продолжить и удачно завершить несколько знаковых преобразований, способных оправдать надежды тех 40% французов, которые составляют костяк его электората. Без их поддержки политическое будущее нынешнего главы государства остается под вопросом. Можно предположить, что Саркози сделает упор в политике на таких выигрышных и испытанных темах, как безопасность граждан, борьба с преступностью и нелегальной иммиграцией. Это не обойдётся бюджету дорого, но перетянет на сторону президента крайне правый электорат, который на недавно прошедших региональных выборах (март 2010 г.) довольно неожиданно изменил «саркозистам», отдав голоса Ле Пену.

Но, пожалуй, главной задачей Саркози в оставшиеся два года президентского мандата станет выработка нового политического курса, который он, в случае баллотирования на второй срок, сможет предложить согражданам. Задача перед командой и советниками Саркози стоит нелёгкая. Нужен приток новых идей, способных убедить разочарованного избирателя, что нынешний глава государства сделал выводы из ошибок и готов предложить Франции мобилизующий проект. Можно предположить, что речь пойдёт, помимо перехода к посткризисной инновационной экономике, о солидарности и социальной справедливости. Без этого в условиях кризиса и резкого ухудшения экономического положения многих французов просто не обойтись. Судя по недавним решениям правительства, касающимся существенного урезания расходов на функционирование администрации президента и правительства (сокращение парка служебных автомобилей на 10 тыс. единиц, числа помощников министров с 20 до 4, отмена «праздничного вечера на природе» и концерта 14 июля , распродажа части недвижимости администрации президента и пр.), власти начинают движение именно в этом направлении. Правда, для того чтобы восстановить доверие избирателей, потребуется сделать ещё очень и очень много.

Перед Н. Саркози стоит крайне сложная задача: сменить свой политический имидж, не потеряв репутации активного и напористого реформатора, готового идти на риски и работающего без страховки. От этого, на наш взгляд, во многом будет зависеть его политическое будущее.

Скорее всего, чистой победы в 2012 г. у неоголлистов и их союзников не получится. Есть основания полагать, что Франция после пятилетки реформ «по всем азимутам» вернётся к практике «политического сожительства» правого президента с левым премьер-министром – чтобы немного прийти в себя после «бурной пятилетки Сарко». Учитывая присущий французам скептицизм по отношению к властям и политикам, третий срок нахождения неоголлистов на постах главы государства и премьер-министра им вряд ли придётся по вкусу.

Примечания:

Présidence de la république française. 3 ans d’action: 6 mai 2007 – 6 mai 2010., p.25/ www.elysee.fr

www.elysee.fr/ dossiers.economie.

В прошлом году «государственная вечеринка» по случаю национального праздника Франции обошлась казне в 700 тыс. евро, на организацию и проведение концерта потратили ещё 3 млн евро.

Французский государственный и политический деятель, 23-й президент Французской республики и 6-й президент Пятой Французской республики. Как президент, по должности является со-князем Андорры и великим магистром ордена Почётного легиона. Избран президентом 6 мая 2007 г., вступил в должность 16 мая, сменив на посту главы государства Жака Ширака .
Лидер правящей партии «Союз за народное движение» (фр. Union pour un mouvement populaire, UMP) (с 2004 до вступления в должность). В 1993-1995, 2002-2004 и с 2005 по 2007 занимал министерские посты в правительстве Франции. Также до вступления в должность президента республики являлся председателем генерального совета департамента О-де-Сен.
Во Франции известен под прозвищем «Сарко» (Sarko), которое используют как его сторонники, так и оппоненты.

Отец - Пал Надь-Боча Шаркёжь - родился в Будапеште в семье мелкого венгерского дворянина-протестанта (дворянство и герб даны семье в 1628 императором Фердинандом II за подвиги предка в годы Тридцатилетней войны), владевшего землями близ города Сольнок и небольшим замком Alattyán в 100 км от столицы. Его предки были членами муниципалитета Сольнока. С приходом Советской армии в 1944 семья покинула страну. В Баден-Бадене Поль Саркози (так он офранцузил своё имя и фамилию) записался во Французский иностранный легион, заключил пятилетний контракт и проходил службу в Алжире. Не желая отправляться в Индокитай, в 1948 демобилизовался. Получил французское гражданство и обосновался в Марселе, вскоре переехав в Париж. В 1949 женился на Андре Малла (Andrée Mallah) - студентке юридического факультета, дочери известного врача в респектабельном 17-м парижском округе. Её отец Бенедикт Маллах (Benedict Mallah) был евреем-сефардом, иммигрантом из Салоник, перешедшим в католичество, её мать, Адель Бувье - француженка, медсестра из Савойи, католического вероисповедания. От брака Поля Саркози и Андре Малла родилось трое детей: Гийом (1952), Николя (1955) и Франсуа (1957).
В 1959 Саркози-старший покинул семью, после этого ещё дважды побывав в браке. Мать, чтобы вырастить детей, закончила образование и стала адвокатом.
Николя Саркози провёл первые годы своей жизни в 17-м округе Парижа. Позже семья перебралась в соседний городок Нёйи-сюр-Сен - благополучную коммуну западнее 17-го округа за пределами Парижа. Отец практически не участвовал в воспитании детей и не помогал семье, хотя являлся состоятельным человеком. Влияние на Саркози оказывал дедушка, по религии католик, а по политическим воззрениям - голлист. Семья хотела, чтобы дети полностью ассимилировались во французском обществе. Ребёнком Саркози, по его собственным словам, не чувствовал себя полноценным французом и страдал от своего сравнительно низкого материального положения, а кроме того не был достаточно сильным, чтобы постоять за себя. Позже он неоднократно заявлял, что именно унижения детства и отсутствие отца сделали его таким, каким он есть сейчас. Его амбиции и стремление во власть выглядят как компенсация за второразрядный статус в юности. Утверждается, что отец однажды якобы сказал ему, что тот никогда не сможет стать президентом Франции, потому что такие вещи бывают только в Соединённых Штатах.
Образование получил в частной католической школе. По отзывам, учился довольно посредственно. В 1973 получил диплом бакалавра. В 1978 закончил Институт политических наук в Париже по государственному праву и политическим наукам, а также курс частного права (без диплома). Стал адвокатом, специализирующимся во французском коммерческом праве, а точнее - в праве в области недвижимости.
* 23 сентября 1982 женился на корсиканке Мари-Доминик Кюльоли (Marie-Dominique Culioli), дочери фармацевта из Вико (корсиканская деревня к северу от столицы острова Аяччо). У них родилось двое сыновей - Пьер (1985) и Жан (1987).
* В 1984, будучи мэром Нёйи-сюр-Сен, познакомился с Сесилией Мартен , урождённой Сиганер-Альбенис (Cécilia Ciganer-Albeniz), которая была женой хозяина местного телеканала (Саркози в качестве мэра руководил церемонией их бракосочетания). У Николя и Сесилии завязался роман, завершившийся тяжёлым разводом Саркози с первой женой. В 1996 они вступили в брак, в 1997 у них родился сын Луи . В их семье жили также две дочери Сесилии от первого брака Жюдит (1984) и Жанна-Мари (1989).
Г-жа Саркози играла публичную роль, часто появлялась вместе с мужем в общественных местах и выполняла роль его помощника, что для французской политики было довольно необычным. В 2005 во французской прессе появились сообщения о кризисе их отношений и подготовке к разводу. В то время развода не последовало, но и в дальнейшем отношения пары продолжали интриговать общество (Саркози резко выступал против вмешательства в свою личную жизнь). Сесилия в одних случаях появлялась на публике с мужем, в других - без него, голосовала вместе с ним в первом туре президентских выборов 2007 года, но не во втором. Она присутствовала на инаугурации Николя 16 мая вместе со своими тремя детьми, а также двумя сыновьями мужа от первого брака. На церемонию пришли и расставшиеся почти полвека назад родители президента.
17 октября 2007 года во французской прессе появились слухи, согласно которым Сесилия и Николя подали 15 октября в суд документы о разводе. 18 октября было официально объявлено, что развод по обоюдному согласию уже произошёл, и что сын Луи останется с матерью.
* 2 февраля 2008 Саркози вступил в третий брак - с фотомоделью и певицей итальянкой Карлой Бруни .
Общая политическая характеристика
Политологи отмечают его высокие лидерские качества и харизму. По убеждениям - правый консерватор. Выступает за снижение налогов и социальных расходов. Сторонник европейской интеграции. Судя по его выступлениям, поддерживает традиционные французские ценности светского демократического государства, которые вобрали в себя и опыт христианской цивилизации. В вопросе ассимиляции иммигрантов обращает внимание прежде всего на их способность принять эти ценности. Считается союзником США. Некоторые журналисты, критически настроенные к политике Штатов, такие, как Тьерри Мейсан , обвиняют Саркози в том, что он агент сионизма и ЦРУ. Оппоненты и многие независимые исследователи называют Саркози либералом или ультралибералом; сам он отрицает такое определение и утверждает, что он «прагматик».
Саркози является фигурой, в высшей степени поляризующей общество. Он - самый популярный и в то же время самый непопулярный из правых политиков последнего времени, его личность является предметом постоянной критики и насмешек со стороны левых. Распространены такие феномены, как специальные акции «анти-Саркози», голосование по принципу «кто угодно, только не он». В то же время сторонники Саркози также являются мощной и достаточно консолидированной силой.
Карьера до избрания президентом
В 1974 Саркози вступил в партию «Союз демократов за республику». В 22 года он стал членом городского совета в родном Нёйи-сюр-Сен, в 28 - мэром города (1983), оставаясь на этом посту до 2002. В 1979-1981 возглавил молодёжный комитет по поддержке Жака Ширака на президентских выборах 1981. С этого момента он стал союзником и протеже будущего президента.
В 1993 Саркози прославился тем, что лично вёл переговоры с террористом, который взял в заложники детей в детском саду Нейи. В том же году он вошёл в правительство Эдуара Балладюра , где получил кресло министра по бюджету и пост официального представителя правительства. Помимо этого исполнял обязанности министра по коммуникациям. Ширак очень благосклонно к нему относился, однако на выборах 1995 он порвал с Шираком и поддержал Балладюра, чей рейтинг в начале избирательной кампании составлял 50 %, тогда как у Ширака был всего 14 %. После того, как Ширак выиграл выборы, Саркози лишился своих постов в правительстве. Широко распространено мнение, что Ширак воспринял поведение Саркози как предательство, и с этого момента отношения двух французских политиков стали враждебными. Однако на выборах 2002 Саркози поддержал Ширака, и в мае 2002 после своего тяжёлого переизбрания президент назначил Саркози министром внутренних дел в правительстве Жан-Пьера Раффарена .
В 2004 в связи с освобождением места председателя правящей партии «Союз народного движения» (председатель Ален Жюппе был обвинён в коррупции и приговорён к поражению в правах) начались поиски нового лидера. Саркози рассматривался как наиболее вероятный кандидат. Ширак и его сторонники первоначально выдвинули лозунг «Кто угодно, только не Саркози», но в конце концов вынуждены были уступить, и в мае 2004 Саркози был избран председателем (85,1 % голосов). По соглашению с Шираком, он оставил министерские посты и сосредоточился на партийной работе. За время его председательства численность партии увеличилась. Когда 31 мая 2005 кабинет министров ушёл в отставку из-за неудачного голосования по Европейской конституции, Саркози был приглашён в новое правительство Доминика де Вильпена , где для него был восстановлен ранее упразднённый пост государственного министра - второго лица в правительстве.
Деятельность в правительстве
Наблюдатели отмечали активность Саркози на министерской работе. Он постоянно разъезжал по стране. Критики уличали его в популизме и злоупотреблении риторикой силы. Сторонники отмечали, что ему поручались самые тяжёлые участки работы.
На посту министра внутренних дел ему пришлось искать решение нескольких острых проблем. В пригородах крупных городов процветала преступность. Францию захлестнула волна антисемитизма, росла напряжённость в мусульманской общине. Обострение обстановки было характерно и для традиционного очага сепаратистской напряжённости - острова Корсика, где в 2002 произошло более 200 терактов.
Реформы, проводимые Саркози, вызвали неоднозначную реакцию. Либеральная общественность обвиняла его в посягательстве на гражданские права. Курс на борьбу с преступностью включал усиление присутствия полиции на улицах и расширение полномочий правоохранительных органов. Усилилась борьба с проституцией. Был ужесточён контроль на дорогах, что позволило снизить число ДТП. Во время беспорядков в пригородах Парижа (2005) Саркози назвал их участников хулиганами и отбросами (voyous et racailles). Он также призвал «очистить пригороды керхерами» («Керхер», или, во французском произношении, «Каршер» - фирма, производящая устройства для мойки под сильным давлением машин, фасадов зданий и т. п.), что вызвало общественный резонанс, сопоставимый с высказыванием Путина «мочить в сортире».
В отношениях с исламской общиной проводил гибкую политику. Ужесточил контроль за нелегальной иммиграцией. Во время протестов против закона о запрете хиджабов в школах прямо заявил, что противопоставление ислама республиканским ценностям недопустимо. С другой стороны, он известен как сторонник концепции «позитивной дискриминации», которую, однако, премьер и президент поспешили отвергнуть как противоречащую идеалам равенства. В 2003 поддержал создание частного некоммерческого Французского совета по мусульманской религии. Также предложил изменить закон 1905 об отделении церкви от государства, чтобы разрешить финансирование религиозных организаций из французских денег вместо зарубежных пожертвований, которые лишь способствуют разжиганию радикализма.
В своей книге «Республика, религия и надежда» Саркози заявил в 2004: «Я принадлежу католической культуре, католической традиции, католической вере. Даже если моя религиозная практика носит эпизодический характер, я считаю себя членом Католической Церкви». 21 апреля 2007 в интервью католическому еженедельнику «Famille Chrétienne» заявил, что христианство «было свидетелем рождения французской нации» и оставило «огромное наследие культурных, нравственных, интеллектуальных и духовных ценностей». Другому католическому изданию - «Le Pélerin» - Саркози сообщил 4 мая, незадолго до избрания президентом, что Франция - «светская страна», а его католические убеждения не будут «прямо влиять» на политическую программу; в то же время он высказался за традиционный гетеросексуальный брак и против эвтаназии.
Избрание президентом
14 января 2007 общенациональный съезд партии «Союз за народное движение» (UMP, СНД) 98 % голосов утвердил Саркози в качестве кандидата на президентских выборах (конец апреля-начало мая 2007). За несколько дней до съезда СНД о своей поддержке кандидатуры Саркози публично заявили Ален Жюппе (экс-премьер Франции) и Мишель Аллио-Мари (министр обороны). Ещё один бывший премьер-министр, Жан Пьер Раффарен , выступил на съезде с однозначной поддержкой Саркози. Таким образом, руководство партии определилось в пользу одного кандидата. 21 марта о своей поддержке его кандидатуры заявил и Жак Ширак, решивший не баллотироваться в третий раз. В марте 2007 Саркози ушёл с поста министра, чтобы посвятить себя предвыборной кампании.
Перед выборами Саркози вёл активную кампанию, встречаясь со своими сторонниками как в регионах, традиционно поддерживающих правых, так и в голосующих за социалистов. Его оппоненты обвиняли Саркози в том, что он не может посетить неблагополучный парижский квартал без 300 человек охраны. Первоначально по результатам опросов Саркози несколько уступал Руаяль, но начиная с февраля неизменно лидировал во всех рейтингах.
В первом туре выборов, произошедшем 22 апреля 2007, Саркози набрал 31 %; второе место заняла кандидат социалистов Сеголен Руаяль . Дальнейшая кампания была ознаменована интригой вокруг судьбы 18 % голосов, полученных в первом туре Франсуа Байру . Байру сначала заявил, что не поддержит ни одного из кандидатов, но затем сказал, что «не будет голосовать за Саркози».
Во время произошедших 2 мая теледебатов Саркози, согласно оценке большинства аналитиков, держался увереннее Руаяль и с иронией реагировал на её эмоциональные высказывания. Эти дебаты способствовали некоторому росту его рейтинга (впрочем, он лидировал и до того).
Второй тур 6 мая принёс победу Саркози, набравшему 53 %. В день выборов, ещё до объявления предварительных итогов, начались беспорядки левой молодёжи в Лионе и Париже. Конституционный совет объявил окончательные итоги выборов 10 мая и провозгласил Саркози президентом республики начиная с момента истечения полномочий Ширака.
Президентство
Вступление в должность Саркози произошло 16 мая. В 11 часов утра Жак Ширак принял его в Елисейском дворце и в ходе частной беседы передал ему код от ядерного арсенала. Затем Саркози проводил Ширака из Елисейского дворца и вернулся в парадный зал, где его приветствовал председатель Конституционного совета, а затем новоизбранному президенту преподнесли цепь гроссмейстера ордена Почётного легиона. Он вступил в должность, подписав протокол передачи ему регалий. При этом был отдан артиллерийский салют (21 залп), а в честь г-жи Саркози оркестр играл композицию Leyenda, написанную её дедом Исааком Альбенисом . Президент республики произнёс речь, где перечислил 12 «требований», выдвинутых ему избирателями.
Затем кортеж президента в сопровождении эскорта кавалерии и мотоциклистов проследовал на Елисейские поля, где президент возложил цветы к Могиле неизвестного солдата у Триумфальной арки, а также поклонился памятникам Жоржу Клемансо и Шарлю де Голлю . Во время следования кортежа Саркози в нарушение протокола несколько раз выходил приветствовать народ. Церемония завершилась в Булонском лесу, где президент краткой речью почтил память расстрелянных там в 1944 году героев Сопротивления.
Изменения в статусе президента
Вскоре после вступления в должность президент повысил себе зарплату на 140 % и понизил себе налоги, что вызвало крайне неоднозначную реакцию в обществе.
В июне-июле 2007 г. вторая жена президента Сесилия исполняла ряд общественных поручений, связанных с освобождением осуждённых ливийским судом болгарских медиков. Это (а также пользование ею финансами Елисейского дворца) также поставило её под нападки прессы, критичной к её мужу, однако в октябре 2007 года Николя и Сесилия развелись. До брака Саркози с Карлой Бруни 2 февраля 2008 г. у Франции не было первой леди (до этого не состоящими в браке президентами были только холостой до провозглашения императором Луи Наполеон Бонапарт и овдовевший Рене Коти). Саркози стал первым президентом, вступившим в брак во время пребывания в должности.
Внутренняя политика. Правительство
17 мая Саркози назначил премьер-министром своего близкого сподвижника Франсуа Фийона, занимавшего во время второго срока Ширака министерские посты. 18 мая Фийон сформировал правительство, куда вошли экс-премьер Ален Жюппе (как государственный министр), левый деятель Бернар Кушнер (как министр иностранных дел) и ряд членов кабинета де Вильпена, включая Мишель Аллио-Мари, возглавившую МВД.
В июне того же года Парламентские выборы во Франции (2007) принесли партии Саркози большинство, однако она получила несколько меньше мест, чем рассчитывала. Кроме того, не избранный депутатом Жюппе подал из правительства в отставку.
На посту президента Саркози учредил множество комиссий и консультативных советов, призванных решить различные внутриполитические и экономические проблемы; осенью 2007 года отчёт должны были предоставить не менее 16 комиссий - уникальный случай в истории Пятой республики.
В октябре-ноябре 2007 разгорелись новые общественные манифестации и забастовки во Франции (особенно масштабной стала забастовка работников транспорта), вскоре вновь переросшие в беспорядки в пригородах Парижа, сопоставимые по масштабу с событиями 2005 года.
Внешняя политика
Отношения с Германией
В ходе своего первого зарубежного визита (уже в день инаугурации) Саркози, встретившийся с канцлером Германии Ангелой Меркель , призвал Германию к активизации сотрудничества.
Отношения с Россией
22 мая 2007 Саркози имел первую телефонную беседу с Путиным. Традиции голлизма ориентированы на «особые» партнёрские отношения с Россией. Однако ввиду декларируемого во время предвыборной кампании атлантического вектора внешней политики президента контуры политики Саркози в отношениях с Россией пока неясны. Во время предвыборной кампании Саркози в феврале 2007 года говорил о необходимости «эволюции России» в области прав человека, упомянув 200 тысяч погибших и 400 тысяч беженцев в результате чеченского конфликта. Разговор с Путиным сопровождался развёрнутым комментарием Елисейского дворца, в котором президент Саркози отозвался о России и её властях более благожелательно. Николя Саркози заявил, что «придаёт важность привилегированным отношениям между двумя странами», что Россия «великое государство» (grande nation), а Путин - «человек, с которым можно говорить», обеспечивший «стабильность России». Наблюдатели отмечают, что Путин поздравил Саркози с избранием лишь через двое суток после официального объявления итогов выборов, а лично лишь через неделю после инаугурации, выдержав определенную паузу. Вместе с тем Кремль подчеркнул необходимость поддерживать высокий уровень интенсивности франко-российского сотрудничества и диалога.
Евросоюз
Приоритетом внешней политики Саркози является Европа, в частности Европейский Союз. Именно он стал одним из авторов и активных сторонников Лиссабонского договора, изменяющего Договор об основании ЕС и Договор об основании ЕЭС, - договора, заменившего проект Европейской конституции, отвергнутый на референдумах во Франции и Нидерландах в мае-июне 2005 г. По мнению официального Парижа, данное соглашение, подписанное 13 декабря 2007 г., с одной стороны, помогает ЕС более амбициозно действовать в различных областях, с другой, - учитывает мнение французского и нидерландского народов. Тем не менее, сам характер Договора, а также способ его ратификации (парламентом Франции, собравшимся в составе конгресса 8 февраля 2008 г.) вызывает живые дебаты во французском обществе и среди политиков. Саркози также предложил выработать новую стратегию безопасности ЕС взамен принятой в 2003 г. (внутри страны Саркози начал процесс разработки новой Белой книге по национальной обороне вместо принятой в 1994 г.) Широко обсуждаются планы Саркози по полному возвращению Франциии в военные структуры НАТО, однако это обусловлено развитием оборонных инициатив ЕС и реформой Альянса.
Расширение ЕС. Турция и Балканы
Также Саркози выступает против немедленного вступления Турции в ЕС, поскольку считает, что Европа должна быть «политическим проектом», а не «субрегионом ООН»; он подчеркивает внутренние проблемы Турции, нестабильность в регионе, неспособность ЕС принять это государство без дестабилизации своего функционирования. Кроме того, между странами существует ряд двусторонних проблем (по решению Турции французская компания «Gaz de France» вышла из проекта газопровода «Nabucco» в феврале 2008 г., Анкара объясняет это действие тем, что Париж официально признает геноцид армян 1915 г. в Турции; проект Средиземноморского Союза, поддерживаемый Саркози, рассматривается Турцией как возможная попытка подменить средиземноморским сотрудничеством вступление в ЕС для нее). При этом Саркози всячески пытается не допустить серьезного ухудшения отношений с Турцией, подчеркиваются дружеские исторические связи с этой страной, предлагаются различные формы сотрудничества с ЕС - «партнерство», «ассоциация».
Саркози официально поддерживает вступление в ЕС государств Западных Балкан (кандидатов - Хорватии, Македонии и потенциальных кандидатов - Сербии, Боснии и Герцеговины, Черногории, Косово (в соответствии с резолюцией 1244 СБ ООН), Албании), но только при соболюдении ими всех критериев. Только в отношении Хорватии не будет применяться статья 88-5 Конституции Франции, согласно которой «Любой проект закона, разрешающий ратификацию договора относительно вступления государства в Европейский Союз, выносится на референдум президентом Республики».
Независимость Косово
Саркози участвовал в июне 2007 года в саммите Большой восьмёрки в Германии, где выступал за независимость Косово.
Франция признала Косово 18 февраля 2008 г., на следующий день после провозглашения независимости. При этом Париж намерен налаживать хорошие отношения и с Косово, и с Сербией и видит для обеих стран европейскую перспективу.
Юго-осетинский кризис
Саркози (как президент страны-председателя ЕС) внёс вклад в мирное урегулирование военного конфликта в Южной Осетии 2008 года, посетив Москву и Тбилиси и выработав с Дмитрием Медведевым основные пункты мирного соглашения; впоследствии его подписали также президенты Грузии, Южной Осетии и Абхазии.
Награды
* Кавалер Большого креста ордена Почётного легиона
* Кавалер Большого креста Национального ордена заслуг
* Командор ордена Леопольда (Бельгия)
* Кавалер ордена «Стара Планина» с лентой (Болгария, 2007)

"Правда.Ру" продолжает цикл рассказов о тех, кто сегодня вершит мировую политику. Сегодня в центре внимания — президент Франции Николя Саркози. Он прославился бурной личной жизнью. Но как политик он решал тяжелые проблемы: статус Косово, война в Южной Осетии, мировой кризис. Теперь весь вопрос в том, доверят ли ему французы судьбу страны вновь.


100 секунд: Позор Саркози и возвращение акулы-убийцы

Когда многим простым людям называют фамилию Саркози, многие начинают улыбаться. Действительно, зачастую вспоминается не политическая деятельность французского президента, а его бурная личная жизнь. За ее перипетиями в какой-то момент следил весь мир. Одни восхищались его выбором спутниц жизни, другие от него плевались. Так или иначе — но Саркози во многом является светским персонажем.

У его предшественников на президентском посту тоже были походы налево, но они их старались скрыть. Нынешний глава государства так не поступал, и в этом смысле он вел себя честнее, нежели Франсуа Миттеран и Жак Ширак. Кстати говоря, у Саркози был роман с дочерью Ширака Клод, однако он на ней так и не женился. Возможно, по этой причине между двумя политиками пробежала черная кошка, и относились они друг к другу более чем прохладно.

Подлинной слабостью Саркози, не отличающегося высоким ростом (166 сантиметров), всегда были модели. Собственно говоря, все три его жены блистали на подиуме. Первой красавицей, связавшей себя узами брака с политиком, стала корсиканка Мари-Доминик Кюльоли, родившая ему сыновей Пьера и Жана. Они прожили 14 лет, пока Саркози не ушел к Сесилии Мартен.

Это была особая история. Будучи мэром парижского пригорода Нейи-сюр-Сен, Саркози регистрировал брак Сесилии с другим человеком. Две семьи подружились, и в 1995 году поехали вместе на отдых в Альпы. Там Николя пробрался в домик к Сесилии, провел с ней бурную ночь, после чего его нашли в сугробе. Спустя год дело кончилось разводом и женитьбой Саркози на Сесилии, которая родила ему сына Луи. Впрочем через 11 лет брак треснул. За их разводом следил весь мир.

Ветреная супруга ушла от ветреного супруга… И вот, словно в отместку Сесилии, Саркози нашел себе новую пассию. В 2008 году он сочетался браком с Карлой Бруни, которая не раз снималась обнаженной для самых разных глянцевых журналов. "Верность — это не для меня", — сказала как-то Карла. То, что верность и Николя — вещи мало совместимые, также общеизвестно. Тем не менее, супруги до сих пор вместе, и у них есть дочь Джулия.

Отметим также еще одну особенность. У Саркози, который не раз выступал за ограничение иммиграции, не было ни одной жены из числа этнических француженок. Этому вряд ли стоит удивляться. Настоящее имя политика, родившегося на свет 28 января 1955 года, отнюдь не Николя Саркози. Да, он первый в истории президент Франции, в жилах которого течет всего четверть французской крови. И такой человек ратует за сильную Францию. Парадокс…

На самом деле президента Франции зовут Николя Поль Стефан Шаркези Надь-Боча. Его отец — венгерский дворянин, переехавший во Францию после того, как в Венгрии во второй половине 1940-х годов установился социализм. Дедушка по матери — еврей из греческого города Салоники, и лишь бабушка с материнской стороны — француженка. Родители развелись: мать не выдержала похождений отца. Возможно, в этом смысле Николя пошел в папу.

Но вот в смысле политических предпочтений Николя пошел в прадедушку-француза. Он был ярым сторонником Шарля де Голля, чьи сторонники создали партию "Союз демократов за республику" (СДР), переименованную сначала в "Объединение в поддержку республики" (ОПР), а затем в Союз за народное движение" (СНД). С ней Саркози (как называют его на французский лад) связал себя еще в 19-летнем возрасте. Чуть позже закончил со степенью магистра гражданского права Университет Париж Х — Нантер.

Бурная личная жизнь не мешала Саркози делать карьеру. Уже в 22 года он стал депутатом собрания парижского пригорода Нейи-сюр-Сен, а в 1983 году его избрали мэром. На этом посту он пробыл 19 лет, параллельно успев примерить на себя значок и депутата Национального собрания, и Европарламента. Не оставляя должности мэра, в 1993 году он стал министром по бюджету в кабинете Эдуара Балладюра.

В 1995 году Саркози поддерживал Балладюра как кандидата от ОПР на президентских выборах, но в итоге чаша весов склонилась в сторону Ширака. Не исключено, что тогдашний президент не простил Саркози не только брошенную дочь, но и поддержку Балладюра. На некоторое время "Сарко" (как его называют во Франции) лишился всех постов, кроме мэрского. Лишь в 2002 году, когда он поддержал Ширака при выборах на второй срок, он смог сделать большой шаг в своей политической карьере.

В 2002 году Саркози стал министром внутренних дел, а спустя еще два года — лидером правящей партии "Союз за народное движение". Будучи министром, он запомнился как поборник светских устоев государства, борец с незаконной иммиграцией и мусульманскими платками-хиджабами в школах. Когда осенью 2005 года иммигрантская молодежь устроила массовые погромы и поджоги в пригородах Парижа, Саркози проявил себя как жесткий и бескомпромиссный политик. Чем и понравился многим французам.

В 2007 году Франция выбирала нового президента. Саркози схлестнулся с кандидатом от социалистов Сеголен Руаяль, и победил ее во втором туре со счетом 53:47 (в процентах). Таким образом, впервые во главе французского государства встал президент, в жилах которого течет всего четверть французской крови. Президент получился яркий: если раньше премьеры играли более чем заметную роль, то Франсуа Фийон все годы был лишь тенью Саркози.

Заметную роль во внешней политике Саркози играли отношения с Россией. Во время предвыборной кампании 2007 года он не раз критиковал нашу страну, но в итоге отношений с ней не испортил. Мало того — в августе 2008-го он сыграл очень важную роль в разрешении кризиса вокруг Южной Осетии. Разумеется, французский президент занял скорее сторону Грузии и независимости Южной Осетии и Абхазии не признал. Но агрессию Грузии он не защищал, и портить отношения с Россией из-за Михаила Саакашвили отказался.

Однако если на Кавказе Саркози выступил в роли миротворца, то в других местах он скорее был "ястребом". При нем Франция признала независимость Косова и ввязалась в войну в Ливии. Сегодня Саркози находится на переднем крае тех, кто ратует за более жесткие меры в отношении Сирии. Он не раз жестко высказывался и по Ирану, и по правам человека в Китае. Активную роль пытался он играть и в Африке — в бывших французских колониях.

За Саркози утвердилось прозвище "Сарко-атлантист". Действительно, он не раз говорил, насколько важны для него отношения с США. В годы его правления Франция (спустя 43 года) вернулась в военную организацию НАТО. Впрочем, теплое отношение к США не сделало его американской марионеткой. Саркози не раз подчеркивал отрицательную роль американцев в нынешнем мировом экономическом кризисе.

Борьба с кризисом стала основой европейской политики Франции в последние годы. Так, Саркози приложил немало усилий для того, чтобы Германия согласилась на выделение терпящей бедствие Греции помощи по линии ЕС и МВФ. Уже вместе с Ангелой Меркель Саркози принял бюджетный пакт Евросоюза, ужесточающий финансовую дисциплину входящих в него стран. Ему пришлось вступить в перебранку с евроскептиками-англичанами. Те (еще чехи) план отвергли, но прочие приняли.

Выборы 2007 г. По своему проведению (в принципе, и по результатам) – ничего особенного. Состоялись они, как обычно в Пятой республике (которая, кстати, существует и до сих пор), в два тура. Первый тур – 22 апреля 2007 г. Первоначально – три участника – Николя Саркози (Союз за народное движение, UMP), Сегален Руайяль (Социалистическая партия) и Франсуа Байру (Демократическое движение). В первом туре выбыл Франсуа Байру. Во твором туре остались Саркози и Руайяль. Еще был и четвертый участник – Жан-Мари Ле Пэн, он набрал примерно 11%. Во втором туре, который произошел 6 мая 2007 г., победил Николя Саркози и опередил Руайяль – 53,06% против 46,94%. Ничего ультра-скандального на этих выборах не было. 16 мая 2007 г. прошла инаугурация Саркози в Елисейском дворце.

Президентство Николя Саркози (2007-2012). Премьер-министром был назначен Франсуа Фийон, который заменил Доминика Уиллепина (почему – см. предыдущий вопрос). Политик левого крыла Бернард Кушнер стал мин.ин.дел. Кабинет получился интересный – три политика левого толка (Кушнера даже выгнали из Социалистической партии после принятия поста), министр юстиции – Рашида Дати, мало того, что женщина, так ещё и североафриканского происхождения. Было создано специальное Министерство по вопросам иммиграции, интеграции, национального определения и со-развития» во главе с Брисом Хортефоксом и Министерство государственного бюджета и гражданской администрации во главе с Эрик Ворсом. Весной 2007 г. случился кризис, когда несколько болгарских медсестёр взяли в заложники в Ливии. Саркози этот кризис разрешил 24 июля 2007 г., путем заключения договора с режимом Каддафи о поставки ему ПТРК MILAN на общую сумму в 230 миллионов долларов (168 миллионов евро). Плюс была вероятность заключения контракта с ливийскими компаниями на поставку оборудования связи, но против Саркози выступили социалисты и коммунисты, которые намекнули, что нехорошо договариваться с таким нехорошим и тираническим гос-вом, как Ливия.

8 июня 2007 г. на саммите «Большой восьмерки» в Хейлингедамме он заявил, что намерен сократить выбросы СО2 в атмосферу со стороны Франции на 50%. Попутно протолкнул кандидатуру социалиста Доминика Стросс-Кана на пост главы МВФ, за что был нещадно закритикован.

В июне 2007 г. Союз за народную демократию – партия Саркози – выиграла выборы в НС. В июле 2007 г. было выполнено предвыборное обещание Саркози – в некоторых случаях отменен, в некоторых случаях урезан налог на наследование. Был подготовлен законопроект бюджета, который урезал налоги в пользу верхней группы среднего класса, но – что было непривычно – государственные расходы он не сократил. Законопроект подвергся критике.

23 июля 2008 г. произошла самая масштабная конституционная реформа со времён 1958 г. Было изменено (отредактировано) 47 статей Конституции из 89. Лозунг обновлённой конституции – «модернизация институтов 5 республики». Основные реформы:

Лимит на президентское переизбрание (максимум – 2 срока);

Кандидаты на государственные должности будут испытываться рядом комиссий НС и Сената;

Взятие полноты власти президентом ставится под контроль Конституционного совета.

Президент больше не будет возглавлять Высший совет магистратуры (высший орган судейского сообщества во Франции), но будет назначать омбудсмена - Защитника прав - самое главное: по американскому образцу, Президент сможет «взять слово» на совместном заседании палат Парламента - Конгрессе.

23 июля 2008 г. был принят законопроект по модернизации экономики. Были снижены розничные цены, снят ряд ограничений для создания/развития малого/среднего бизнеса.

Однако в сентябре 2008 г. по Франции ударил экономический кризис. Саркози заявил, что пора сворачивать рыночную экономику и призвал провести ряд мер, которые, как он выразился, будут «диктаторскими». Он пообещал создать 100.000 дополнительных рабочих мест.

Новый закон об иммиграции – он затруднял перемещение семей иммигрантов, раньше получил легальную работу – можешь перевезти семью, теперь все намного сложнее.

Изменение стажа работы для пенсии – было 37, теперь 40 лет.

Внешняя политика. Укрепление отношений с Германией и Россией. Участие в войне НАТО в Афганистане, в 2009 г. Саркози вновь подчинил французские ВС НАТО. По Южной Осетии – план Медведева-Саркози. Участие в бомбардировке Ливии, агрессивные нападки на Сирию. Французский контингент стоит в Косово.

2007 года Премьер-министр: Доминик де Вильпен Предшественник: Доминик де Вильпен Преемник: Франсуа Баруэн
Министр экономики Франции
31 марта 2004 года - 28 ноября 2004 года Премьер-министр: Жан-Пьер Раффарен Предшественник: Франсис Мер Преемник: Эрве Гаймар 7 мая 2002 года - 31 марта 2004 года Премьер-министр: Жан-Пьер Раффарен Предшественник: Даниэль Вайан Преемник: Доминик де Вильпен Партия: Союз за народное движение Рождение: 28 января (54 года)
Париж , Франция Супруга: 1) Мари-Доминик Кюльоли (1982-1996)
2) Сесилия Сиганер-Альбенис (1996-2007)
3) Карла Бруни (с 2008) Дети: сыновья: Пьер и Жан (от 1-го брака), Луи (от 2-го) Награды:

Николя́ Поль Стефа́н Саркози́ де На̀дь-Бо́ча (фр. Nicolas Sarkozy , полное имя Nicolas Paul Stéphane Sárközy de Nagy-Bócsa ; род. 28 января , Париж) - французский государственный и политический деятель, 23-й президент Французской Республики и 6-й президент Пятой Французской республики . Как президент, по должности является князем (соправителем) Андорры и великим магистром ордена Почётного легиона . Избран президентом 6 мая г., вступил в должность 16 мая , сменив на посту главы государства Жака Ширака .

Во Франции известен под прозвищем «Сарко» (Sarko ), которое используют как его сторонники, так и оппоненты.

Биография

Родители

Отец - Пал Надь-Боча Шаркёзи - родился в Будапеште в семье мелкого венгерского дворянина-протестанта (дворянство и герб даны семье в императором Фердинандом II за подвиги предка в годы Тридцатилетней войны), владевшего землями близ города Сольнок и небольшим замком Alattyán в 100 км от столицы. Его предки были членами муниципалитета Сольнока. С приходом Советской армии в семья покинула страну. В Баден-Бадене Поль Саркози (так он офранцузил своё имя и фамилию) записался во Французский иностранный легион , заключил пятилетний контракт и проходил службу в Алжире . Не желая отправляться в Индокитай , в демобилизовался. Получил французское гражданство и обосновался в Марселе , вскоре переехав в Париж . В женился на Андре Малла (Andrée Mallah) - студентке юридического факультета, дочери известного врача в респектабельном 17-м парижском округе. Её отец Бенедикт Маллах (Benedict Mallah) был евреем-сефардом , иммигрантом из Салоник , перешедшим в католичество, её мать, Адель Бувье - француженка, медсестра из Савойи , католического вероисповедания. От брака Поля Саркози и Андре Малла родилось трое детей: Гийом (1952), Николя (1955) и Франсуа (1957).

Карьера до избрания президентом

В отношениях с исламской общиной проводил гибкую политику. Ужесточил контроль за нелегальной иммиграцией. Во время протестов против закона о запрете хиджабов в школах прямо заявил, что противопоставление ислама республиканским ценностям недопустимо. С другой стороны, он известен как сторонник концепции «позитивной дискриминации», которую, однако, премьер и президент поспешили отвергнуть как противоречащую идеалам равенства. В поддержал создание частного некоммерческого Французского совета по мусульманской религии. Также предложил изменить закон об отделении церкви от государства, чтобы разрешить финансирование религиозных организаций из французских денег вместо зарубежных пожертвований, которые лишь способствуют разжиганию радикализма.

В своей книге «Республика, религия и надежда» Саркози заявил в 2004: «Я принадлежу католической культуре, католической традиции, католической вере. Даже если моя религиозная практика носит эпизодический характер, я считаю себя членом Католической Церкви». 21 апреля 2007 в интервью католическому еженедельнику «Famille Chrétienne» заявил, что христианство «было свидетелем рождения французской нации» и оставило «огромное наследие культурных, нравственных, интеллектуальных и духовных ценностей». Другому католическому изданию - «Le Pélerin» - Саркози сообщил 4 мая, незадолго до избрания президентом, что Франция - «светская страна», а его католические убеждения не будут «прямо влиять» на политическую программу; в то же время он высказался за традиционный гетеросексуальный брак и против эвтаназии .

Избрание президентом

Президентство

Саркози в день инаугурации

Вступление в должность Саркози произошло 16 мая . В 11 часов утра Жак Ширак принял его в Елисейском дворце и в ходе частной беседы передал ему код от ядерного арсенала. Затем Саркози проводил Ширака из Елисейского дворца и вернулся в парадный зал, где его приветствовал председатель Конституционного совета, а затем новоизбранному президенту преподнесли цепь гроссмейстера ордена Почётного легиона. Он вступил в должность, подписав протокол передачи ему регалий. При этом был отдан артиллерийский салют (21 залп), а в честь г-жи Саркози оркестр играл композицию Leyenda, написанную её дедом Исааком Альбенисом. Президент республики произнёс речь, где перечислил 12 «требований», выдвинутых ему избирателями.

Затем кортеж президента в сопровождении эскорта кавалерии и мотоциклистов проследовал на Елисейские поля , где президент возложил цветы к Могиле неизвестного солдата у Триумфальной арки , а также поклонился памятникам Жоржу Клемансо и Шарлю де Голлю . Во время следования кортежа Саркози в нарушение протокола несколько раз выходил приветствовать народ. Церемония завершилась в Булонском лесу , где президент краткой речью почтил память расстрелянных там в году героев Сопротивления .

Изменения в статусе президента. Конституционная реформа 23 июля 2008 г.

23 июля 2008 г. по инициативе Н.Саркози была проведена самая масштабная реформа Конституции 1958 г.(было изменено или дополнено 47 статей из 89).Она проходила под лозунгом «модернизации модернизации институтов V Республики».Затронула реформа институтов Республики и институт Президента Республики:

Введен лимит на переизбрание: отныне «никто не может осуществлять более двух последовательных мандатов [Президента Республики]»)

Кандидаты на государственные должности « ввиду их значимости для защиты прав и свобод человека и экономической и социальной жизни Нации» до назначения Президентом будут заслушиваться постоянными комиссиями Национального Собрания и Сената; Парламент может наложить «вето» на кандидатуру, если «за предложение об отрицательном голосовании будет подано в совокупности 3/5 голосов присутствующих»;

Взятие полноты власти Президентом согласно ст.16 Конституции ставится под контроль Конституционного совета (он высказывается о целесообразности чрезвычайного положения с точки зрения Конституции);

Президент больше не будет возглавлять Высший совет магистратуры(высший орган судейского сообщества во Франции), но будет назначать омбудсмана - Защитника прав - самое главное: по американскому образцу, Президент сможет «взять слово» на совместном заседании палат Парламента - Конгрессе.

Вместе с тем за введенный с его приходом в Елисейский Дворец стиль президентского правления, Н.Саркози получил прозвище «гиперпрезидент». Ведь отличие от своих предшественников на посту Президента Республики, он занимается не только «главными делами страны» (по традиции, заложенной де Голлем, это - преимущественно внешняя и оборонная политика), но всеми более или менее важными вопросами французской политики вообще. «Фантомный» Премьер-министр Франсуа Фийон отодвинут им на второй план. Кроме того, на Саркози заполняет собой «медийное пространство», практически ежденевно появляясь на телеэкаранах. Последствия новой системы неодназначны (справедливо при этом, что Саркози меняет стиль, но не «дух» президениского доминирования в рамках Пятой Республики). Его сторонники утверждают, что энергия и «вездесущность» Президента необходимы, чтобы провести в жизнь предвыбоные обещания, которые должны качественно. до неузнаваемости изменить Францию, «ввести ее в современность». С другой стороны, минусы очевидны - ухудшение арбитражной роли Президента Республики (опять же по канонам Пятой Республики - Президент является избранником народа, стоящим вне и над политических баталий), сосредоточение всей исполнительной власти в руках Главы государства, замыкание всего и вся на Президенте может обернуться параличем «государственной системы» в том случае, если Н.Саркози будет, не дай Бог, «выбит из колеи».

Стоит отметить другие «неформальные» изменения в статусе института Президента Республики с приходм к власти Н.Саркози. Так, вскоре после вступления в должность президент повысил себе зарплату на 140 % и понизил себе налоги , что вызвало крайне неоднозначную реакцию в обществе.

В июне-июле 2007 г. вторая жена президента Сесилия исполняла ряд общественных поручений, связанных с освобождением осуждённых ливийским судом болгарских медиков. Это (а также пользование ею финансами Елисейского дворца) также поставило её под нападки прессы, критичной к её мужу, однако в октябре 2007 года Николя и Сесилия развелись. С этого времени и до брака Саркози с Карлой Бруни 2 февраля 2008 г. у Франции не было первой леди (до этого не состоящими в браке президентами были только холостой до провозглашения императором Луи Наполеон Бонапарт , женившийся за 11 дней до окончания мандата Гастон Думерг , и овдовевший Рене Коти). Саркози стал вторым президентом (после Думерга), вступившим в брак во время пребывания в должности.

Внутренняя политика. Правительство

Франция признала Косово 18 февраля г., на следующий день после провозглашения независимости . При этом Париж намерен налаживать хорошие отношения и с Косово, и с Сербией и видит для обеих стран европейскую перспективу.

Юго-осетинский кризис

Саркози (как президент страны-председателя ЕС) внёс вклад в мирное урегулирование военного конфликта в Южной Осетии 2008 года, посетив Москву и Тбилиси и выработав с Дмитрием Медведевым основные пункты мирного соглашения, получившего название «План Медведева-Саркози »; впоследствии его подписали также президенты Грузии, Южной Осетии и Абхазии.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама