THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Чистить подсвечники, ухаживать за лампадками, разливать по бутылкам воду из святого источника стало для меня привычным за четыре дня моего паломничества. Но на сей раз у сестер нехватка в другом.

Галина Иосифовна, завтра хотим поставить вас дежурным экскурсоводом.

Смогу ли?

Конечно, сможете, - старшая сестра (вдвое моложе меня) улыбается, - Вы же писали о нас, да и материалами можете пользоваться.

Но что, если вместо пользы принесу людям вред? У меня ведь нет нужного опыта! А как же беспрекословное послушание? То, что очищает сердце? Придется готовиться.

Экскурсовод - неподходящее слово, когда речь идет о паломничестве. Экскурсия по святыням - звучит нелепо, если не кощунственно. Не родилось пока название для столь востребованного служения - знакомить людей с православными святынями.

Сочувственно улыбаясь моей озабоченности, инокиня, несущая здесь послушание, выдает мне солидную папку. Материалы для экскурсоводов. «Село Меркушино основано в начале 17 века. Оно расположено в 400 км от Екатеринбурга на высоком берегу реки Туры…»

Факты нетрудно запомнить и пересказать. Но я боюсь духовных вопросов. Если спросят: «Что такое святое место?» Какой простой вопрос и как трудно на него ответить! И тут я вспомнила, как попала однажды на беседу отца Авраама с сестрами в скиту. Помню, что тема разбиралась трудная, богословская - о свойствах Божиих. Атмосфера была непринужденная, и я решилась задать вопрос:

Если Бог присутствует везде равномерно, то почему, когда приезжаешь в святое место, то здесь больше ощущаешь Его?

Ответ запомнила на всю жизнь:

Вот ты ездишь по святым местам, а святые уходили в пустыню…

Не буду я паломникам рассказывать о том, когда и как образовалось село, ибо это предмет экскурсии. А у нас - паломничество, то есть поклонение. И начать следует примерно так.

Странный человек появился четыреста лет назад в богатом селе Меркушино

Странный человек появился четыреста лет назад в богатом селе Меркушино. Культурная речь выдавала благородное происхождение, но держался человек не гордо, не властно, а скромно, просто, смиренно. На хлеб зарабатывал меховым шитьем. Шубы выходили - загляденье, но скорняк все же был изрядный чудак: не подбив подол, оставлял заказчику обнову - и был таков. Найдут его, давай бранить, а он молитву шепчет да смотрит ласково, словно похвалы получает. Это зимой. А летом странный скорняк ловил рыбу и раздавал бедным, сам же ел чуть-чуть, был худ и болезнен и, не дожив до зрелых лет, отдал Богу душу. Похоронили странного человека возле церкви, поелику был молитвенник и службы Божии не пропускал. А тех, кто забывал Евангелие, кротко и тихо увещевал: «Имейте, - говорил, - страх Божий и сердце чистое».

Прошло полвека. Архиерею Сибирской страны доложили, что в селе Меркушино Верхотурского уезда есть святая могила. Были случаи, говорилось в донесении, когда тяжко больные молились на той могиле, отирали больные места землей и выздоравливали.

Пролетело еще полстолетия. 1704 год. 12 сентября. Золотом посыпана проселочная дорога. На три версты растянулся крестный ход. «Святой праведный Симеоне, моли Бога о нас!» - поет люд православный. Идет перенесение мощей Симеона Меркушинского - того самого чудака, любившего поношения, а не похвалы. Теперь почивать он будет в золоченой раке в монашеской обители города Верхотурье. И очень скоро называть его станут - , Верхотурский и всея Сибири чудотворец. Не для красного словца столь громкое имя. Утешает, исцеляет, оберегает, вразумляет Симеон.

Над могилой Симеона в Меркушино построен храм, и в нем бьет ключ вкусной, чистой, целебной воды. Мы находимся в этом самом храме, а к источнику сейчас спустимся в крипту.

Решаю для себя еще важный вопрос: надо ли рассказывать о чудесах, об исцелениях, которых за три века - не сосчитать. Как бы не сделать свой рассказ похожим на рекламу, а то сейчас много средств предлагают от всех болезней. Главное чудо уже тихо-тихо происходит в их душе, дай Бог им это ощутить и сохранить.

Старушка молилась и верила, что праведник ей поможет

Хотя, конечно, необыкновенно заманчиво рассказать о зафиксированных сестрами исцелениях. После молебна праведному Симеону здесь, в меркушинском храме, вернулся слух к больному ребенку. Помог Симеон и московскому школьнику. Мальчик баловался с химикатами, спровоцировал взрыв. Глаза были сильно повреждены, врачи надежд не давали. В это время в Москве проходила православная ярмарка. Некая добрая женщина принесла с ярмарки и дала родителям освященное масло из лампады, висящей над святым источником праведного Симеона. Стали мазать веки - и зрение к юному химику вернулось! За последние годы отмечены десятки случаев исцеления от бесплодия по молитвам к Симеону Верхотурскому. Тронул меня рассказ старушки из сибирского города. Она очень хотела поехать на праздник Симеона, но пенсию задерживали. Старушка молилась и верила, что праведник ей поможет. И вот однажды в магазине подходит к ней молодая женщина и говорит: «Я вижу, что вы верующая. У меня сегодня годовщина смерти мамы. Хоть мы и мусульмане, но помяните ее, пожалуйста». И подала свернутые купюры. Это была сумма, необходимая на дорогу.

А разве не чудо - за три года построен огромный собор? Да где построен! За сотни километров от промышленных городов. Одна доставка материалов чего стоила. Собор на четыре тысячи молящихся с мозаичным полом и колоннами поражает и наших соотечественников, и иностранцев. Даже самая удачная серия фотографий не передаст редкую гармонию природы и архитектуры. Вдоль высокого берега Туры раскинулся величественный храмовый комплекс. Грандиозный златоглавый собор Архистратига Михаила, вобравший в себя устремленную к небу колокольню, и - в пятидесяти метрах - маленький, белый, как снежинка, восьмигранный Симеоновский храм. Большой храм словно бы подал руку маленькому. И появилась галерея. В каждом храме - святыня. В маленьком - гробница Симеона, в большом - мощи священномученика Константина.

Когда их вели на расстрел, отец Константин всю дорогу молился, славил Бога, пел погребальные песнопения

О Константине Меркушинском хочется рассказывать так, как о нем думается: с болью и нежностью. В двадцать два года выпускник Пермской семинарии Константин был уже священником. Сюда, в Меркушино, служить в храме Архангела Михаила, отец Константин прибыл весной 1917 года. Что это было за время, мы помним по школьным урокам. На броневике товарищ стоял, имя его и произносить не хочу. «Апрельские тезисы». «Большевики должны взять власть». А молодой священник едет в святое место - служить Богу, помогать людям хранить веру. И действительно, при служении отца Константина, по возрасту мальчика, а духом зрелого христианина, укреплялась в селе вера православная. А красные творили свои беззакония, призывали к безбожию. В нескольких селах произошли волнения, а затем начались репрессии. В организации волнений обвинили священника и старосту храма. Когда их вели на расстрел, отец Константин всю дорогу молился, славил Бога, пел погребальные песнопения.

Свое сообщение я мысленно прорабатывала до вечера. И только уходя из сестринского корпуса, вдруг поняла, где я только что находилась. Это сейчас здесь живут сестры, а в начале XX века в двухэтажном доме была сельская управа. И именно здесь провел ночь перед расстрелом священномученик Константин Богоявленский.

В храме тишина, только охранник перелистывает журнал «Фома», взятый в киоске. Я уже тридцать минут дежурю. Пока никого. Ведь раннее утро. Но вот слышу, что подъехал автомобиль. Через пять минут открываются тяжелые двери.

Вошли, не перекрестившись, четверо мужчин, за ними - три женщины, на ходу повязывая косынки.

А свечи можно купить?

Да, пожалуйста, в киоске.

Женщины ушли за свечами, мужчины разглядывают убранство храма. Топчутся на месте, вглубь пройти стесняются. Жду вопроса, чтобы не навязываться со своей «экскурсией». Вернулись, разговаривая, женщины, и вопрос не замедлил.

А куда поставить свечу, чтобы помощь в делах была?

Вы находитесь в храме , можете ему поставить свечу. Можно Николаю Чудотворцу - вот его икона. И обязательно помолитесь. Просто свечу зажечь - это только полдела.

А как молиться? Что говорить?

Поясняю, но почти не слушают. Вертят головами.

Это и есть новый храм? А когда его построили? Красивый! Очень!

Группа понемногу окружила меня. Начинаю рассказ.

Да, конечно, все говорят, что храм очень красивый. , митрополит Смоленский и Калининградский, назвал его образцом церковной эстетики. Но не ради красоты едут сюда люди, а ради святости этого места. Вы ведь знаете, конечно, что нашу страну называют Святой Русью.

Говорю и чувствую, что мои слова летят в пустоту. Слушают рассеянно. Вертят головами.

А это какой камень? Малахит? Смотрите - малахит!

Мы подошли уже к раке с мощами Константина Меркушинского. Это она облицована малахитом.

Здесь покоятся мощи молодого священника, расстрелянного в 1918 году большевиками.

Мои экскурсанты притихли, устремили глаза кто на меня, кто на раку.

Отцу Константину Богоявленскому было двадцать два года. После окончания Пермской семинарии он приехал служить сюда, в село Меркушино, в апреле 1917 года… А через год его расстреляли.

У женщин глаза увлажнились, они завздыхали, неумело закрестились.

Похоронили отца Константина возле храма, как положено погребать священника. Но потом собор взорвали, разобрали на кирпичи, а могилу сравняли с землей. И вот через восемьдесят с лишним лет, когда стали строить заново этот храм, во время земляных работ было найдено захоронение священника с Евангелием. Вначале было неизвестно, кто он. Потом по многим признакам узнали, что это Константин Богоявленский. В 2001 году отец Константин канонизирован как пострадавший за веру, как новомученик. Во время советской власти были расстреляны и замучены в лагерях десятки тысяч священников, монахов и просто верующих людей. Сейчас в нашей Православной Церкви ведется работа по выявлению новых святых - людей, претерпевших узы и муки за Христа.

А можно свечу поставить?

Да-да, можно поставить свечу и приложиться.

Идем по галерее. Мимо сувенирного киоска женщины, конечно, не пройдут. К витринам прилипла вся группа, но одна из женщин вдруг подошла ко мне.

У меня дедушка работал в церкви и пропал. Бабушка говорила, арестовали и больше не выпустили

У меня дедушка работал в церкви и пропал. Бабушка говорила, арестовали и больше не выпустили.

Он был священником?

Нет. Не знаю. В общем, кем-то был.

У вас, наверное, остались фотографии, документы?

Не знаю, мама переезжала много. Надо спросить.

Обязательно спросите и, если что-то найдете, принесите в Комиссию по канонизации. Могу дать вам телефон.

Ну давайте...

Жду, когда стихнет оживление от покупки сувениров, и веду мою первую группу в Симеоновский храм. Открываю тяжелую дверь, приглашаю моих экскурсантов, которые стали уже родными. Гости мои осматривались уже более внимательно, про Симеона слушали сосредоточенно, будто одновременно решая что-то внутри себя. В молчании спускаемся по светлым каменным ступеням и оказываемся перед могилой праведника.

Здесь, у святыни, принято делать земной поклон.

По моему примеру встают на колени. Я читаю вслух молитву на иконе, на свитке в руке Симеона: «Молю вас, братия, имейте чистоту душевную и страх Божий...»

Разливаю всем водичку из святого источника. Все пьют, а один мужчина медлит:

Мне, наверное, нельзя. Я некрещеный.

Как раз можно.

Поднимаемся из крипты, прощаемся уже радушно. Это Симеон сроднил нас.

Спасибо вам большое. Начнется учебный год - весь класс сюда привезу.

Мы тоже приедем, с бабушкой и детьми.

Успехов!

И вам успехов! И Ангела-Хранителя в дорогу.

Прощаюсь и уже вижу, что по Симеоновскому храму в каком-то недоумении бродят, вглядываясь в иконы, две женщины. Чувствуется, что обстановка для них непривычна. Будто бы хотят что-то спросить, да не решаются. Подхожу сама:

У вас какие-то вопросы?

В глазах старшей тревога и боль.

Вот дочери прогнозируют осложненные роды, и нам посоветовали сюда приехать.

Дочь озабоченной не выглядит, словно уже чувствует защиту.

Очень хорошо, что приехали. Как раз тут у нас святой источник. Сейчас я вас к нему провожу. А икона, перед которой мы стоим, - Пресвятой Богородицы. Видите надписи? Ее так называют: ненадеющихся надеяние, больных исцеление, печальных утешение... Ее и просите о помощи в родах, от всей души и с верой.

А есть икона Девы Марии?

Богородица и есть Дева Мария. Знаете, какую молитву больше всего любят верующие женщины? Вот эту: «Богородице Дево, радуйся».

Слушают внимательно, поэтому, завершив молитву, продолжаю:

Этими словами обратился к Деве Марии Архангел: «Радуйся!» - когда сообщил, благовестил Ей, что скоро Она родит Спасителя мира. Матери у Марии уже не было, и Она пошла к своей единственной родственнице Елизавете. И не успела еще Мария ничего сказать о себе, как Елизавета произнесла эти слова: «Благословен плод чрева Твоего…»

Слушают с нарастающим вниманием, и наконец у них вырывается:

А где про это написано?

В Евангелии.

Я была счастлива, что сообщаю это.

После того как мы все вместе приложились к святыням, испили водички, решаюсь дать совет:

Раз уж так далеко ехали, оставайтесь на службу. Можно исповедаться. И переночевать можно, и покушать сестры приготовят.

Мать и дочь просияли:

А мы уже готовились в машине ночевать. В гостинице, конечно, лучше!

Провожаю до выхода и намереваюсь вместе с гостьями выйти к реке, но через открытые двери галереи вижу, что подъезжает автобус, да не какой-нибудь, а двухэтажный! Из гостиницы его тоже увидели, и вот старшая сестра идет встречать паломников. В окнах автобуса - иконы Богородицы и святителя Николая. Приехали издалека, с Украины, в сопровождении священника. Атмосфера сразу стала праздничной. Вокруг братья и сестры наши, приветливые, разговорчивые, родные. Женщины до слез умиляются на красоту храма, вслух благодарят и славят Бога. Мне бы надо как раз сейчас волноваться, перед такой духовно зрелой аудиторией. Но, наоборот, чувствую себя спокойно и радостно; отвечаю на вопросы и сама спрашиваю.

И вдруг - это же чудо! - отец Михаил входит в храм

У раки священномученика Константина Меркушинского пропели величание. Батюшка попросил открыть раку. Я растерялась. Дело в том, что раку может открывать только монастырский священник, а оба меркушинских батюшки сейчас в разъездах. И вдруг - это же чудо! - отец Михаил входит в храм. Он приветствует украинского батюшку и поднимает тяжелую крышку раки. Паломники с благоговением прикладываются к святым мощам.

Отец Константин постарался для нас, - улыбаясь сквозь слезы, произносит пожилая украинка.

И архангел Михаил! - подхватывает молодая.

В крипте у Симеона не спеша пели молебен, потом батюшка помазал всех освященным маслом из лампады. Разливаю воду по бутылкам. Кажется, мы пошли уже по второму кругу, а они просят: «Еще трошки…» - «Конечно, налью, вы же так далеко ехали».

Хотелось и нам, и им, чтобы побыли «еще трошки». Но расписание поездки не позволяет. У них сегодня Нижний Тагил и Невьянск, а завтра - Ганина Яма и Екатеринбург. Сестры угощают украинских гостей кедровыми орехами. «Шо, их и кушать можно?»

Уезжают чуть не плача: «Якая тут благодать!»

Ближе к вечеру долго сижу одна в соборе, прислушиваясь к себе: а изменилось ли что-то во мне к концу первого дня блаженного послушания? Не знаю, но есть какое-то отрадное чувство…

Незадолго до закрытия храма вошли двое. Женщина в светлом платочке, с озабоченным лицом, и мужчина - хмурый и усталый. Он сел на лавку у входа и ждал, пока жена поставит свечи и помолится. В Симеоновский храм идти не соглашался. До меня донесся его сердитый голос:

Я тебя привез, и отстань, пожалуйста.

Жена с кротостью продолжала уговаривать. Пошел с неохотой, плелся, будто на ногах утюги. Поскольку я вела только их двоих, ему, видимо, неудобно было не принять мое приглашение спуститься в крипту. Встал вместе с нами на колени. Я прочитала молитву, написанную на свитке Симеона: «Молю вас, братия, имейте чистоту душевную и страх Божий…» Зачерпнула воды.

Мужчина выпил святую воду из протянутой ему кружки, с облегчением выдохнул, словно гору с плеч скинул, и вдруг сказал жене:

Спасибо, что привезла меня сюда.

Священник Алексей Иванов

Список православных святынь Кипра чрезвычайно обширен. Божией волею этот небольшой остров в Средиземном море стал настоящим центром христианства. Там проповедовали Святые Апостолы Павел, Марк и Варнава , на Кипре служил епископом сам Лазарь Четверодневный, чудесно воскрешенный Господом нашим Иисусом Христом. Родом с Кипра большое количество святых христианских мучеников и подвижников. Течет на остров поток паломников, желающих ознакомиться со . Многих волнует вопрос: «Есть ли знающий православный гид на Кипре?» Смело можем ответить – конечно же, есть!

Отец Алексей Иванов – православный гид на Кипре

С этого момента началось более углубленное изучение святынь и православных храмов на Кипре, особенно в его северной части. На сегодняшний день отец Алексей, кроме своих прямых обязанностей, еще и православный гид на Кипре, прекрасно разбирающийся в местных достопримечательностях, и тонкостях местных обычаев и менталитета.

В 2017 году вместе со старшей дочерью, которая готовилась стать абитуриентом режиссерского факультета московского ВУЗ-а, отец Алексей снял несколько познавательных и интересных видео-обзоров о святых местах на полуострове Карпас, дающих прекрасное представление о природе, архитектуре, красочных фресках и об истории этих сказочных мест.

Православные экскурсии на Кипре

С начала 2018 года была создана , которая проводит для всех, кто желает совершить паломничество на Кипр.

С этого времени отец Алексей взял на себя также миссию по сопровождению , теперь он не только настоятель прихода, но и православный гид на Кипре – один из самых подготовленных и эрудированных. Экскурсии с его участием всегда интересны, поэтому число желающих отправиться вместе с ним на индивидуальную экскурсию на Кипре среди паломников неуклонно растет.

Обычно о. Алексей совершает поездки на легковом автомобиле с маленькой группой в составе от 1 до 4 человек, но могут быть организованы и большие групповые экскурсии. По желанию паломников будет отслужен молебен с акафистом.

Для прихожан РПЦЗ на Северном Кипре уже были организованы экскурсии в монастырь апостола Варнавы , и к месту рождения святителя Спиридона Тримифунтского . Об их проведении можно прочитать в нашем блоге () .


Перед акафистом у церкви св. Фанориуса

Была создана не с коммерческой целью, нашим желанием является знакомство всех желающих с православным наследием Северного Кипра и с православной общиной Русской Православной Церкви Заграницей.

К сожалению, на сегодняшний день среди россиян создалось ложное мнение о том, что, якобы, православных христиан на Северном Кипре жестоко притесняют местные власти. Слава Богу, это не так. Более того, в северной части острова расположено много христианских действующих храмов других конфессий – Католической, Англиканской и Протестантской церквей.

Сохранность и восстановление христианского наследия Северного Кипра являются главным приоритетом в деятельности . Средства, получаемые за организацию , идут на реставрацию церквей и на содержание прихода.

Заказывая экскурсии у нас, вы помогаете сохранить многочисленные христианские святыни в северной части Кипра. Добро пожаловать на солнечный остров, а наш православный гид на Кипре – отец Алексей, с радостью поможет вам и ответит на все вопросы по организации паломнических поездок!

Тема подготовки экскурсоводов по религиозной тематике здесь еще не поднималась. В Москве, например, знаю, что экскурсоводов для паломников готовит "Радонеж". Нашла подобный центр обучения в Петербурге, при Константино-Еленинском женском монастыре. Они готовят православных экскурсоводов третий год и в 2013 г. состоялся их первый выпуск. Программа довольно подробная и серьезная. Хотя помню слова нашего преподаватели по религиоведению:"Чтобы работать по этому направлению, вам нужна тридцатилетняя практика".
Половина программы уже прошла, но может быть кто-то для себя заинтересуется и решит принять в ней участие на следующий год. Выкладываю для любопытных.

«Школа православного экскурсовода» (октябрь 2013 г. - май 2014 г.)

Школа православного экскурсовода работает на подворье Константино-Еленинского монастыря уже третий год в составе «Училища благочестия» при храме прмч. Андрея Критского. Первый выпуск был в 2013 г.

С этого года училище вводит в план занятий новый курс: «Святыни Санкт-Петербурга», который будет вести кандидат исторических наук Николай Игоревич Петров (см. программу занятий).

Основной курс по истории и теории православного паломничества ведет старший преподаватель и зав.сектором музея истории СПбГУ, редактор журнала «София» и ведущая образовательных программ радио «Град Петров» Нина Наумовна Жервэ (см. программу занятий)

Оба курса являются обязательными для всех учащихся школы. «Святыни Санкт-Петербурга»: лекции и учебные посещения храмов - 2 раза в месяц.

«История и теория православного паломничества»: лекции и учебные экскурсии на дальних маршрутах - 1 раз в месяц лекции, 2 раза в семестр - экскурсии.

Занятия будут проводиться три раза в месяц по субботам в «Училище благочестия» при храме Андрея Критского.

Стоимость обучения для 1 курса - 4500 руб. за 1 семестр и 5000 руб. - за 2 семестр. Для 2-го курса - по 4500 руб. каждый семестр. Можно внести деньги за два раза, т.е. в октябре и ноябре.

Для успешного усвоения материала желательно не пропускать лекции и учебные экскурсии.

Все необходимые вспомогательные материалы будут предоставляться по эл.почте. Все вопросы по курсам обучения можно задавать Нине Наумовне Жервэ по элект. адресу: [email protected] .

Три раза за учебный год Училище проводит катехизические собеседования со всеми учащимися. Тем, кому необходимо получить дополнительные катехизаторские знания, предоставляется возможность посещать занятия по Священному Писанию.

Школа православного экскурсовода - двухгодичный цикл. Второй год дает возможность подготовить еще целый ряд паломническо-экскурсионных маршрутов по Петербургской, Новгородской и Псковской землям. По окончании второго года обучения каждый готовит самостоятельный паломнический маршрут и в случае его успешной защиты получает от Константино-Еленинского монастыря документ об окончании «Школы православного экскурсовода».

Школа не обеспечивает окончивших работой, но может рекомендовать наиболее подготовленных учащихся в паломнические службы города.

Программа курса «История и теория православного паломничества». (2013/2014 уч.год.)

1 год занятий

1.​ Занятия - лекции по важнейшим темам паломническо - экскурсионных маршрутов (модули путевой информации):

Октябрь 2013 г.

​ Основные понятия христианской святости.

​ Святые мощи, святые источники, святые иконы.

​ Святые Русской земли и их почитание.

​ Ноябрь 2013 г.

​ Христианские святыни и отношение к ним общества (18- 20 вв).

​ Христианское паломничество: история возникновения, смысл и цели паломничества.

​ Декабрь 2013 г.

​ Русское православное паломничество: «хожения» русских людей к святыням Ближнего Востока и на Афон.

​ Возникновение первых отечественных святынь и традиции русского богомолья. (11-20 вв.)

​ Январь 2014 г.

​ Православное монашество и его исторический путь; монастыри северо-запада и их святыни.

​ Февраль 2014 г.

Методика паломническо-экс курсионной работы.

​ Март 2014 г.

​ Путешествие как факт культуры. Мир русского путешественника. История российских дорог. Главная дорога России Петербург-Москва

​ Русская провинция в 18- начале 20 вв. и ее жизнь.

​ Апрель 2014 г.

​ Новгород и новгородская земля

​ Православие в Карельских землях

​

2.​ Занятия - семинары (2-ой семестр, март-апрель):

подготовка первого блока маршрутов по Карельскому перешейку:

общие обзорные лекции по темам этого направления, самостоятельный и совместный подбор материалов, виртуальная отработка маршрутов и практическая работа на маршруте:

​ Путевая информация

​ Основные объекты

​ Варианты маршрутов.

Май 2014 г.

Отработка и проведение учебной поездки по маршруту «От подворья до монастыря»

2 год занятий.

На усмотрение учащихся предлагаются следующие темы (всего 7 лекций):

1.​ Страницы истории Новгородской епархии: миссионерская деятельность и святые Новгородской земли.

2.​ Мир русского путешественника: дороги, атрибуты, средства передвижения и т.д.

3.​ Жизнь русской провинции в 18-20 вв. Провинциальные центры северо-запада: Новгород, Псков, Тихвин.

4.​ Российское дворянство: история, культура. Дворянские гнезда северо-запада.

5.​ Христианская символика. Крест и его значение в христианстве.

6.​ Градостроительна я символика. Образ Нового Иерусалима в христианстве.

7.​ Христианская софиология. Софийские храмы России.

8.​ Христианство в Финляндии. Центры православия и их жизнь.

9.​ Русский христианский север: вологодские, архангельские, печорские земли.

10.​ Миссионерство РПЦ на северо-западе.

Это не столько экскурсовод, рассказывающий о достопримечательностях, но проводник-переводчик, решающий массу задач при контактах с разноплеменным и разноязычным населением Палестины , представителями местной власти и бизнеса. Можно сказать, что нашей паломнической группе, посетившей святыни Палестины в начале ноября, повезло дважды.

Во-первых, с погодой. Кто знает, какая жара бывает здесь, в пустыне, меня поймет. Во-вторых, с проводником, которым оказался гид Рафаил.

«Мои предки живут в Иерусалиме около 500 лет» – с этой фразы началось наше с ним знакомство в аэропорту Бен Гурион.

Рафаил Мусан-Леви, иерусалимлянин, еврей, исповедующий Православие . Помимо неродного для него русского языка, он прекрасно знает церковнославянский. Тонко чувствует строй нашего богослужения.

Его блог в Живом Журнале, странички которого предложены читателю «Образ и подобие», способен вызвать живой интерес не только осведомленностью о реалиях современного и древнего Израиля, но и чувством юмора автора.

Священник Игорь Сальников

Есть ли снег в Иерусалиме?

Итак, после долгого расставания с моим журналом и с моими читателями – снова встреча, которой я очень рад. Время быстро идет, и жизнь так полна событий и ощущений, что иногда трудно устоять на ногах. Паломники в протяжение недели проживают целую жизнь. А я, живущий в Иерусалиме, проживаю один месяц как «веки вечные», если можно так выразиться. На гражданский Новый год была прекрасная погода. Все холмы зеленые, солнце, но не слишком палит. Одним словом – курорт.

Однако я подсказал группе, что, когда доберемся до Иерусалима, курорт закончится. И погода поменяется, и вообще в Иерусалиме холоднее, чем на Галилейском море, потому что выше. Так именно и было.

В Рождественский Сочельник была буря. Сильнейший ветер, деревья попадали. В городе Иерусалиме – более 2000 деревьев. В искусственно посаженных лесах в иерусалимских горах тоже много упало. Около моего дома упало много деревьев, и сейчас стали видны здания промзоны и огни города на той стороне ущелья.

После Рождества, как вы наверняка все знаете, был снег в Иерусалиме. Рождественский праздник. Интересно, что некоторые современные священники и библеисты считают, что у европейцев связь между Рождеством и снегом является плодом народного творчества, не соответствующего реалиям ближневосточного климата. Они ошибаются!

Библеисты, дорогие, если бы вы открывали иногда Библию, вы бы увидели, что снег упомянут и в Ветхом, и в Новом Завете.

Конечно, здесь не Европа и он быстро тает, однако народы, живущие здесь, имели и имеют понятие о снеге. (Например, народы, живущие в тропических лесах, даже не имеют слова «снег» или «лед» в своем языке.) На иврите снег называется «шелег».

Православные должны знать, что царь Давид (родившийся также в Вифлееме), знал снег. В пятидесятом псалме он сказал: «…омыеши мя и паче снега убелюся» (на иврите: «техабсени умишелег альбин».)

В Библии снег – образ чистоты, очищения. Так же это и у пророка Исаии.

«Если будут грехи Ваши, как багряное, – как снег убелю» (глава 1, стих 18).

Что-то действительное чистое, девственное даже, можно сказать, есть в иерусалимских снегопадах. Острые углы, камни, пыль, накопившаяся не только в земле, но и в самом воздухе тяжесть – все получает облегчение и очищение. Снег все выравнивает – ландшафт становится совсем мягким.

И несмотря на то, что это бывает только на очень короткий срок, остается ощущение чуда. Можно даже сказать, преображения.

Не случайно святой евангелист Марк, описывая Преображение Господне, говорит: «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить».

В этот раз у нас все произошло за одно утро – зима с метелью и снегопадом и весенняя капель с припекающим солнцем. Пока снег еще шел и лежал, мы с детьми выбежали на улицу и лепили снеговиков. Швейцария в Иерусалиме – снег такой белизны, что режет глаза.

После того как снег весь стаял, на третий день, мы, вернувшись из Храма, отправились погулять с детьми в иерусалимском районе Бака. Улицы, дома, каждый листик на деревьях и кустах были словно вымыты и начищены невидимой рукой. Город после стирки! Дети играли с остатками снега. Я специально заранее так организовал свое расписание, чтобы перерыв с группами выпал на Святки. И слава Богу, что так. Удалось с детьми полепить снеговиков и избежать работы в крайне тяжелых условиях – паломничать в такую погоду нелегко: дороги закрывают, некоторые храмы тоже. Да и паломники, приехавшие погреться, обычно недовольны и расстроены.

«Он трогал иорданский тростник?»

А вот Богоявление я встречал с группой. Можете представить себе, что после бури, дождя и снега, потоки с гор несутся в Галилейское море и реку Иордан. Я знал, что такое возможно, но оказался не готов к сюрпризу, который ждал меня у места Крещения Господня. Я был там за пару дней до праздника, чтобы люди могли окунуться спокойно, без толпы. Обычно к Иордану спускаешься по длинной каменной лестнице, затем идет деревянный помост, и от него – еще небольшой спуск уже к воде. Я пришел в полный восторг, когда увидел, что спускаться некуда. Вода затопила всю лестницу и пальмы у помоста, который теперь стояли «по шею» в воде. К сожалению, я не взял с собой фотоаппарат.

Когда мы с группой были там уже в день праздника, вода чуть-чуть опустилась. Однако по Иордану плавала лодка со спасателем и течение было очень сильным. 25 января, когда я снова был на месте Крещения Господня с группой, вода опустилась еще немного. Течение, впрочем, оставалось сильным. Один паломник, лет примерно шестидесяти, не соображая, что река является границей между Израилем и Иорданским королевством, решил поплавать. Под водой на середине реки есть деревянный барьер. Это – граница. Барьер не виден, но при плавании его можно почувствовать. Так вот, паломник решил сплавать на тот берег, и его стало сносить течением в сторону Мертвого моря.

Тут же служащий общества Национальных парков Израиля бросил спасательный круг, но паломник упорно не хотел его брать. Он, видимо, понял это предложение как намек на свой немолодой возраст и обиделся: «Что я, плавать не умею?!» Он упорно пытался плыть против течения. Не удалось. Наконец, его прибило поближе к израильскому берегу (слава Богу, что не к иорданскому) и он ухватился за прибрежный тростник и выбрался на берег.

Первым делом он подошел к израильскому служащему, предлагавшему спасательный круг, и дружески пожал ему руку. Знай наших! Во время этого заплыва я пытался успокоить служащего, так как слышал, что он говорит по рации с начальством и с армией. Что же, вы думаете, беспокоило их больше всего? Жизнь иностранного гражданина? Нет! Диалог был примерно таким (внимание, наш паломник еще в воде, борется со стихией):

Служащий: «Недалеко, но течение очень сильное».

Служащий: «Не уверен. Надо спросить их гида».

Когда паломник вышел, мне было, конечно, забавно, но надо было изобразить какой-то гнев. Так что я «отругал» паломника, который так и не понял, что едва не нарушил государственную границу. Затем я поспешил успокоить служащего на берегу и заверить его, что иорданский тростник мой паломник не трогал.


Моя сознательная жизнь на Святой Земле началась в 1989 году. Наша семья поселилась в Иерусалиме, и, как все прибывшие репатрианты, мы снимали в этом городе квартиру. Окружение было нехристианское. Мне тогда было 12 лет, и, будучи воцерковленным, я решил сам искать храм Гроба Господня. Долго ходил по Старому городу. Мне вообще кажется, что каждый человек Гроб Господень должен найти сам, чтобы в воображении всплывали евангельские картины, чтобы выстраивался определенный его образ, когда еще не видел ни Голгофы, ни самого Гроба Господня, ни других святынь Иерусалима. У меня так оно и было, но меня постигло разочарование. Я искал гору, а горы не находил, вокруг храма были только какие-то маленькие дома и совсем немноголюдно. Тогда еще не было бесконечных толп паломников, не было такого наплыва людей, как сейчас.

– А что было? – Было тихо, спокойно, трепетно, таинственно и загадочно. На мой взгляд, толпа людей убивает трепетность соприкосновения со святыней. Я застал будничные ночные службы у Гроба Господня, когда за богослужением молятся несколько десятков человек. Фактически каждый желающий мог прийти в храм в 7–8 часов вечера и остаться на ночь до литургии. Эти тихие службы традиционно совершаются греческим православным духовенством из Святогробского братства. Существует череда, по которой архиереи Святогробского братства Иерусалимской Патриархии возглавляют богослужения.

Архиереев этих несколько десятков, потому что во времена Византийской империи Иерусалимская Патриархия была достаточно крупной. По сей день сохранились и прошлые титулы, и количество архиереев. Некоторые из них управляют епархией, состоящей всего из нескольких десятков человек. Есть, например, архиепископ Горы Фаворской. Там служит священник, живут монахи, а прихожан-мирян как таковых нет.

В 1980–1990-е годы не было большого количества паломников, не было конфронтации между арабами и евреями, не было разделения государства на Палестину и Израиль. Никому и в голову не приходило, что для того, чтобы попасть в Вифлеем, надо будет проходить через пограничный пункт.

Зато было разделение на «белых» и «красных», была так называемая «красная» и «белая» Церковь, как называли ее израильтяне. Ребенком я не разбирался в этих политических тонкостях. Мой духовный отец, протоиерей Василий Ермаков, говорил еще до объединения Русской Церкви, что Церковь одна, а деление – дело политическое, оно не касается таинств и благодати, и сам поминал епископов и священников Зарубежной Церкви.

Сначала я ходил в монастырь святой Марии Магдалины в Гефсимании. А когда началась война и сложно стало добираться до Гефсимании, ходил в Троицкий собор Русской духовной миссии. Бывало, приду в Гефсиманию, а сестры говорят: «Ромочка, куда ты ходишь? Там же все кэгэбисты, у них погоны под подрясниками. Там безблагодатно, там все предатели, шпионы». Но меня не пугали ни погоны, ни шпионы. И все-таки я так искренне эти разговоры воспринимал, что мне всегда хотелось посмотреть, как это погоны под одеждой прячут. Но если говорить серьезно, то конфронтация между «красными» и «белыми» сильно чувствовалась.

а мой взгляд, паломничество – это церковный вид деятельности, и гиду паломнических групп следует иметь и духовное образование. Поэтому я поступил в Московскую духовную академию, в Нью-Йорке был рукоположен в сан диакона митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом, Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви. Мое мнение: водить паломников по Святой Земле – это диаконское занятие.

– И как давно вы занимаетесь сопровождением паломников?

– Регулярно – с 2005 года. С единомышленниками создали паломнический центр, сотрудничаем как с Московским Патриархатом, так и с Русской Зарубежной Церковью. Со временем мы стали заниматься не только сопровождением групп. Мы рассматриваем паломничество как явление религиозной жизни каждого православного человека. Так появился Иерусалимский православный семинар, который работает уже четыре года, транслируется по скайпу, выпускает сборники: они так и называются – «Иерусалимский православный семинар». Мы встречаемся два раза в месяц. Это духовенство, ученые, студенты, православные жители города.

– Мы уже разрабатывали и проводили паломнические поездки для историков, археологов, глухонемых паломников… Была мечта сделать программу для колясочников, для детей. Детям нужна одна программа, молодежи – другая, и не одна; людям светским – совсем иная и с принципиально другим подходом. Я знаю многих светских людей, которые хотят приехать на Святую Землю, но опасаются отправляться туда с паломнической группой. По опыту посещения церкви они знают, что в поездке их просто затюкают, будут постоянно приставать с советами и поучать. И впечатление от посещения святынь будет омрачено. А мы пытаемся, если можно так сказать, разрушить стереотип того, каким должно быть паломничество. Для светских людей, например, мы составляем программу таким образом, что у людей идет естественное восприятие того, что они видят вокруг, но никто их специально не поучает. Для многих это первое знакомство с Евангелием, с библейской историей. Успешным, на мой взгляд, паломничество можно считать тогда, когда человек возвращается домой с желанием самому вдумчиво прочитать Евангелие. А наша задача в данном случае – сделать так, чтобы внешние эффекты – зрительные, сенсорные – спровоцировали человека познакомиться с Евангелием.

Молодым интересно паломничество в стиле «экшен», то есть активное паломничество. Любое паломничество подразумевает хождение, и мы пытаемся эту традицию возродить. Был у нас Великим постом паломнический цикл для молодежи «По стопам отшельников-анахоретов». Взяли рюкзаки, спальники и отправились по местам, где подвизались отшельники. В общем, и далеко уходить не требовалось. Вблизи Иерусалима есть очень много заброшенных монастырей. Все они исследованы израильскими археологами, есть их описание. В этих монастырях сохранились даже фрески, но так как расположены они в пустыне, «классические» паломники туда не попадают. А мы не могли пройти мимо этого сокровища археологии.

Перед отправлением читали патерик, чтобы оживить в воображении, как жили подвижники древности, понять, как было устроено монашество в те века. Шли пешком, находили по дороге разрушенные кельи, пещеры. По ночам у костра в пустыне читали жития святых, по очереди читали житие святой Марии Египетской, псалмы царя Давида, жития пророков. Представляете, какое впечатление оставляет в молодых сердцах такое чтение на месте подвигов святых?! Это самая лучшая катехизация и евангелизация.

Один из этапов этой молодежной программы – «Отшельник на один день». В пустынных ущельях есть множество заброшенных келий. Группа распределяется по ущелью, каждый берет себе келью метрах в пятистах друг от друга и поселяется в ней. Главное условие – двадцать четыре часа никуда не выходить и не разговаривать друг с другом. Можно читать, из съедобного разрешается есть сухофрукты и пить воду. Ребята признавались, что очень сложно посидеть вот так одному, но зато интересно. А когда встречались после суточного затворничества, делились опытом.

– К сожалению, у большинства наших соотечественников все же сложилось мнение, что на Святой Земле нужно посмотреть именно стандартный набор мест.

– Видимо, это наследие паромов, прибывавших проездом на несколько дней из Одессы. А поскольку святых мест бесконечно много, то время на знакомство с ними очень ограничено. Это «классика»: Иерусалим, Назарет, Фавор, Капернаум… Но в каждое из этих мест можно поехать и на неделю, остановиться в нестандартном месте – в кибуце, в деревне или на берегу Генисаретского озера, например, чтобы почувствовать природу, пожить и ощутить евангельскую действительность. Можно совершить путешествие по озеру, порыбачить на том месте, где рыбачил апостол Петр. Это будет не рыбалка ради удовольствия, а воспоминание подвига апостолов. Можно съездить в такие места, которые классическая программа опускает: в Вифсаиду – город, где родился апостол Андрей и сыновья Заведеевы, в город Ипос, где обосновалась и жила первая христианская община после того, когда ее прогнали из Иерусалима. Там сохранились храмы первых веков христианства, которые паломники обычно пропускают. Задача нашего паломнического центра – расширить тематический диапазон программ.

К тому же, дело не только в однообразии паломнических туров – в поездках, как правило, опускается культурная часть, которая, на мой взгляд, пусть в разной степени, но должна присутствовать. Святая Земля богата национальными парками, садами, красивейшими водопадами, достойнейшими музеями по библейской археологии. Однажды мы делали специальную паломническую программу для людей, которые занимаются дизайном ландшафта, – с акцентом на знакомство с библейскими растениями и животными.

– Но согласитесь, что, в сравнении с классическим паломничеством – очень напряженным, – в подобных есть некий расслабляющий элемент…

– Один из минусов большинства паломнических поездок, на мой взгляд, это отсутствие отдыха. К концу поездки паломник находится в полном изнеможении: не ест и не спит, ночью торопится на литургию… Он счастлив… Но это тоже не очень правильно: в таком состоянии трудно переварить увиденное за день. В поездке должен присутствовать элемент грамотного отдыха для паломника. Как правило, люди любят купаться, хотя в группе обязательно найдутся такие, которые «не купаться приехали и не отдыхать». Таких людей желательно заранее определять и предлагать им отдельные поездки. Когда формируется группа, все-таки лучше, чтобы это была группа единомышленников.

– А с какими курьезами вам приходится наиболее часто встречаться в поездках?

– Нередко бывает, что наши нововоцерковленные люди не хотят думать и логически мыслить. И когда предлагаешь подумать, даже провоцируешь подумать, они не понимают, чего от них хотят, и пребывают в растерянности…

– Еще один момент – пост во время паломничества.

– Эта тема обсуждалась неоднократно, несмотря на то, что все знают: по церковным правилам, путешествующему дается послабление. То же самое относится и к паломничеству, потому что не всегда в дороге есть возможность везде и своевременно получить пищу. В арабской гостинице арабы не понимают, что такое суп и каша и как человек может есть пустую картошку. И получается, что бедный паломник вынужден жевать капусту и закусывать помидорами. Знаю, что многие духовники и архиереи благословляют паломников на послабление поста. Человек вдали от дома не должен быть голодным, иначе он будет злым – как бы мне ни пытались возразить. Это факт. Лучше нарушить пост, чем своей злобой кушать тех, кто рядом.

А если в течение дня не запланирован обед, то не надо специально голодать. Как правило, утром паломникам предлагается завтрак по типу «шведский стол». Позаботьтесь о себе и возьмите с собой в дорогу после завтрака из гостиницы «сухой паек». Паломник и так находится в стесненных условиях: много ходит, молится, читает Евангелие, посещает гораздо больше богослужений, чем дома. Нагрузка максимальная, что и вменяется как пост.

– Что привезти домой со Святой Земли?

– Святыньки каждый может выбрать на свой вкус.

Как правило, приезжают паломники с одним чемоданом и почти все покупают еще один – столько всего хочется купить и увезти. Так что заранее следует отложить деньги еще на один чемодан или сумку.

Но главное, чтобы паломники помнили: Святая Земля уникальна уже тем, что она святая. Святая – вода из Иордана и Генисаретского озера, и вода из-под крана – тоже святая. Святая и рыбка апостола Петра, которую традиционно вкушают паломники. Эту рыбу ели апостолы, и сегодня акт вкушения этой рыбки – это уже паломничество. Так что, безусловно, Святую Землю надо пробовать и на вкус тоже.

С диаконом Романом Гультяевым
беседовала Татьяна Веселкина (Нью-Йорк)



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама