THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Министерство общего и профессионального образования

Южно-Уральский государственный университет

Факультет: Экономики и Права.

По предмету " Политология "

Тема: Роль средств массовой информации в

политической жизни.

Выполнил:

Руководитель:

Челябинск 2002.

План:

1.Сущность и основные направления деятельности средств массовой информации как составной части политической системы общества.

2.Место и роль средств массовой информации в политической жизни нашего общества.

1 . Для выяснения сущности средств массовой информации необходимо уточнить, что понимают под средствами массовой информации.

Под средствами массовой информации понимаются газеты, журналы, теле- и радиопрограммы, кинодокументалистика, иные периодические формы публичного распространения массовой информации.

Средства массовой информации (СМИ) - это составная часть политической системы общества. Каково общество, такова и система массовой информации. В то же время СМИ осуществляют серъёзное воздействие на общество, его состояние и развитие. Они могут содействовать прогрессу или тормозить его.

СМИ выражают интересы общества, различных социальных групп, отдельных личностей. Их деятельность имеет важные общественно- политические следствия, так как характер информации, адресуемой аудитории, определяет её отношение к действительности и направление социальных действий. Поэтому, по общему признание политологов, СМИ не просто информируют, сообщают новости, но и пропагандируют определённые идеи, взгляды, учения, политические программы и тем самым участвуют в социальном управлении. Путём формирования общественного мнения, выработки определённых социальных установок, формирования убеждений СМИ подталкивают человека к определённым поступкам, действиям.

В демократическом, правовом государстве каждый гражданин имеет обеспеченное законом право знать обо всём, что происходит внутри страны и в мире. Как справедливо подчёркивается во многих исследованиях и вытекает из многообразной и богатой практики, без гласности нет демократии, без демократии нет гласности. В свою очередь, гласность и демократия не мыслимы без свободной, независимой печати. СМИ в данном случае являются такими же компонентами демократической системы, как парламент, исполнительные органы власти, независимый суд. В этом плане СМИ называют ещё четвёртой властью. Это образное выражение не только говорит о них как о власти, но и указывает на своеобразный, специфический, непохожий на власть законодательную, исполнительную и судебную характер этой власти. В чём это своеобразие? Прежде всего в том, что это - власть невидимая. Она не располагает какими-либо законодательными, исполнительными, правоохранительными и другими социальными органами. СМИ не могут приказывать, обязывать, наказывать, привлекать к ответственности. Единственное их оружие - слово, звук, изображение, несущее определённую информацию, т.е. сообщение, суждение, оценки, одобрение или осуждение явлений, событий, поступков, поведения отдельных лиц, групп людей, партий, общественных организаций, правительства и т.д. Пресса оказывает свободному обществу неоценимую услугу, являясь зеркалом, смотря в которое оно узнаёт лучше самого себя. Отсутствие такого «зеркала» ведёт к перерождению и вырождению. История свидетельствует о том, что все лидеры тоталитарных режимов, нежелающие всматриваться в своё истинное отражение, плохо кончали.

СМИ в демократическом обществе должны быть, образно говоря, диалектически противоположным власти полюсом, а не только инструментом пропаганды. Следовать данному принципу далеко не просто. К нему должны привыкнуть не только журналисты, но и само общество. А это, как показывает опыт, трудный и болезненный процесс. Достаточно вспомнить столь частые нарекания власть имущих на «распоясавшуюся печать», на то, что она нагнетает, искажает, сеет вражду и т.д. Специфические свойства журналистики как деятельности и СМИ как института предопределяют необходимость особого статуса журналистики и СМИ внутри политического процесса и его отдельных направлений. Очевидно также, что эффективность действий отдельного журналиста, редакционного коллектива в политическом процессе связано не только с творческим исполнением функции «подручного», но и с участием в качестве субъекта политической деятельности.

СМИ в любом обществе выполняют важную информационную роль, т.е. становятся своеобразным посредником между журналистом и аудиторией. Причём в процессе функционирования СМИ осуществляется двусторонняя связь между коммуникатором и реципиентом. Другими словами, осуществляется коммуникация - своеобразное общение, но не личностное, как в повседневной практике, а с помощью массовых форм связи. Между журналистом - коммуникатором и аудиторией - реципиентом существует технический канал связи, посредствам которого СМИ должны удовлетворять информационные запросы общества. Человек имеет право на правду, и это право обеспечивают наряду с наукой, искусством, научной информацией печать, телевидение и радио, различные информационные службы. Последние обеспечивают общество оперативной информацией. Они должны сказать человеку сегодня о том, что произошло вчера и сегодня. Отсутствие достоверной информации порождает слухи, мифы, а в кризисные моменты - страх, панику, неразбериху.

Обладая большими правами и возможностями, работники СМИ несут ответственность перед обществом, и злоупотребление свободой слова законадательнонаказуемо во всех странах мира. Не допускается использование СМИ для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, призыва к насильственному свержению или изменению существующего государственного и общественного строя, пропаганды войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной исключительности или нетерпимости, распространение порнографии, в целях совершения иных уголовно наказуемых деяний. Также запрещается и преследуется в соответствии с законом использование СМИ для вмешательства в личную жизнь граждан, посягательства на их честь и достоинства.

Осуществляя программу деятельности СМИ, журналист имеют право получать информацию из любого источника, но вместе с тем они обязаны проверять достоверность сообщаемой информации, отказаться от данного им поручения, если оно связано с нарушением закона, уважать права, законные интересы граждан, организаций. За те или иные нарушения журналист может быть привлечён к уголовной и другой ответственности.

Печать и другие СМИ призваны воспитывать политическую культуру у всех членов общества. Последняя предполагает правдивость, честность, доверчивость, предпочтение общечеловеческого перед кастовым, классовым. Высокая политическая культура - это добросовестность в изложении точки зрения политического оппонента, недопустимость столь распространённых до сих пор митинговых приёмов наклеивания ярлыков, подмены убедительных аргументов чисто эмоциональными приёмами спора и обвинениями.

СМИ также выражают и формируют общественное мнение, которое принято рассматривать как коллективные суждения людей, проявление обыденного или массового сознания. Оно возникает на основе обыденного сознания и соответственно последнему оценивает разнообразные факты и явления жизни - только зарождающиеся, актуальные в данный момент, ещё не отстоявшиеся, не нашедшие своего места в теоретических знаниях. Общественное мнение формируется в процессе движения информации в обществе, отражает общественное бытиё и общественную практику людей и выступает как регулятор их деятельности. Оно создаётся под воздействием всех форм общественного сознания: обыденного (включая общественную психологию), эмпирических знаний, даже предрассудков и научно-теоретического (включая политические взгляды, искусство), а так же всех источников массовой информации. Таким образом, структура общественного мнения сложна и многообразна. Но не менее сложен и процесс его формирования. Дело в том, что идеи, проникая в сознание масс, взаимодействуют с чувствами, эмоциями, настроениями, традициями, волей людей. Будучи состоянием общественного сознания, общественное мнение выступает посредником между сознанием и практической деятельностью людей. Не заменяя ни одну из форм общественного сознания, не опираясь на организованную силу, как это делает закон, не определяя цели, как делает программа, общественное мнение, вместе с тем, с помощью специфических средств, путём одобрения или осуждения, восхищения или презрения, подчёркивания интересов, рациональной и эмоциональной оценки людей и их поступков содействует превращению тех или иных идей в конкретную деятельность.

Итак, выражая и формируя общественное мнение, СМИ, с одной стороны, аккумулируют опыт и волю миллионов, с другой - воздействуют не только на сознание, но и на поступки, коллективные действия людей. Тоталитарный режим не считается с общественным мнением. В демократическом обществе управление социальными процессами не мыслимо без изучения и воздействия именно на общественное мнение, в чём колоссальная роль принадлежит СМИ. Обладание, умелое использование их - залог успешного осуществления власти, демократических форм управления социальными процессами.

СМИ выполняют свою политическую, управленческую роль в политической системе общества также путём обсуждения, поддержки, критики и осуждения различных политических программ, платформ, идей и предложений отдельных лиц, общественных формирований, политических партий, фракций и т.д. Например, процесс обновления, демокритизация нашего общества чрезвычайно активизировал СМИ. Сотни, тысячи документов, заявлений, политических платформ, проектов программ, законов стали предметом всенародного, заинтересованного, острого обсуждения в прессе, на радио, телевидении. Печать стала аккумулятором человеческого, политического опыта постоянно политизирующегося общества.

Какие же основные направления деятельности СМИ?

1.удовлетворение информационных интересов общества;

2.обеспечение гласности;

3.изучение и формирование общественного мнения;

4.организация обсуждения, дискуссий по важным проблемам жизни общества;

5.поддержка или критика программ и деятельности государства, партий, общественных организаций и движений, отдельных лидеров;

6.воспитание политической культуры, морали и др. качеств у граждан.

На современном этапе научно-технического прогресса происходит скачок СМИ, в результате чего в мире создалась новая информационная ситуация. Благодаря развитию современных средств связи, развитию международных контактов сегодня никто не может обладать монополией на информацию. «Всеобщая декларация прав человека», другие международные соглашения гарантируют беспрепятственное распространение информации, что объективно ведёт к сближению всех народов мира.

В этих условиях коренным образом изменились взаимоотношения политики и журналистики. Взамен безоговорочному и жёсткому подчинению СМИ политике, административно-бюрократическому контролю за их деятельностью создаются новые, характерные для демократического общества условия функционирования печати, телевидения, радио, в основе которых лежат общечеловеческие ценности - честность, правдивость, уважение различных позиций, гарантия свободы слова и совести.

В результате изменения информационной ситуации сегодня мир по выражению канадского учёного М.Маклюэна, похож на большую деревню, где всё известно. События, произошедшие в самой отдалённой точке планеты, как правило, в тот же день становятся достоянием людей во всех цивилизованных странах. Телевидение, спутниковая связь преодолевают расстояния и границы. Активные попытки руководителей стран тоталитарных режимов скрыть информацию, помешать информационному обмену напоминает скорее донкихотовскую войну с ветряными мельницами.

Какими же данными в настоящее время характеризуется развитие СМИ в мире, какие основные тенденции этого развития? В мире издаётся свыше восьми тысят солидных ежедневных газет, общий тираж которых поднимается до полумиллиарда экземпляров, работает свыше 20 тыс. радиостанций. В 133 странах мира работает телевидение. Согласно нормам, установленным ЮНЕСКО, для цивилизованной страны минимальное количество источников информации на тысячу человек населения должно насчитывать сто экземпляров газет, сто радио- приёмников, сто телевизоров.

Этим стандартам полностью соответствует 25 стран Европы, 4 страны Северной и Южной Америки, в Азии - Япония. Отметим, что вместе с тем, в освободившихся странах Азии, Африки, Латинской Америки насыщенность СМИ чрезвычайно низка. Например, в 9 странах американского континента вообще нет своих газет, а большинство стран африканского континента не имеют национальной системы средств массовой информации.

Таким образом, СМИ являются важной составной частью политической системы современного общества. Их сущность, характер и функции в значительной степени определяются социально-политическим устройством общества. В тоталитарном обществе печать, радио, телевидение служат органической частью командно-административной системы, находятся в жёстком подчинении у правящей элиты, партийной бюрократии, в результате чего их деятельность сводится не к информированию населения о происходящем в мире, поиску истины, а к пропаганде готовых, наброшенных сверху идей, догм, установок, содействуя организации выполнения не всегда разумных планов, починов и т.д.

В демократическом, правовом государстве СМИ удовлетворяют информационные интересы общества, осуществляет невидимый контроль за деятельностью законодательных, исполнительных, судебных органов, общественных организаций и движений, политических деятелей. Формируя и выражая общественное мнение, стремления и настроения людей, их определённых групп, печать и другие СМИ являются, по образному выражению, своеобразной «четвёртой властью», властью общественного судьи, народного стража порядка и справедливости.

2 . Для того, что бы понять и оценить новую роль и систему СМИ в политической жизни и политической системе нашего общества, обратимся к истории создания и развития печати и других СМИ в послеоктябрьский период. В тоталитарном государстве, с одной стороны, СМИ становятся жертвой тоталитарного режима, утрачивая все положительные качества свободной трибуны, средства информирования населения, с другой - они средство тоталитарного режима. Интенсивное использование СМИ, по мнению многих исследователей, важнейшая особенность этого режима. Сталинская модель социализма была невозможна не только без разветвлённого репрессивного аппарата, доведённого до абсурда централизма, насилия над человеком, его правами и природой, но и без лжи. Называть чёрное - белым, рабство - высшей свободой, деспота и тирана - отцом всех времён и народов стало правилом в период сталинизма. В каком-то смысле тотальная ложь была даже страшнее тотального террора, ибо последний именно ею маскировался, создавая видимость благополучия, вводя в заблуждение даже проницательных мыслителей и писателей мира в отношении того, что происходило в нашей стране. Как известно нам из истории, в Декрете о печати, подписанном В.И.Ленином 27 октября 1917 года, отмечалось, что, поскольку новая власть только укрепляется, невозможно оставлять в руках буржуазии печать, которая в данный момент не менее опасна, чем бомбы и пулемёты. Согласно этому Декрету закрытию подлежали те органы печати, которые призывают к открытому сопротивлению новой власти, сеющие смуту путём кливетнического извращения фактов, призывающие к приступным действиям. Подчёркивалось, что это положение имеет временный характер и будет упразднено, как только наступят нормальные условия общественной жизни. В постепенном процессе закрепощения СМИ свою роль сыграла неправильно истолкованная мысль В.И.Ленина о бесприкословном подчинении печати жёсткому партийному контролю, высказанная им в статье «Партийная организация и партийная литература», написаной ещё в 1905 году. В тех конкретных условиях, когда неокрепшая ещё партия только выходила из подполья, когда Ленин считал, что печать должна стать частью общепартийного дела.

К сожалению, жёсткая привязка и подчинение партийной журналистики, публицистики интересам общепартийного дела были истолкованы потом, как слепой подчинение и беспрекословное повиновение не только СМИ, но и всей литературы, всего искусства партийно- административному аппарату. Было гальванизировано и высказанное В.И.Лениным ещё в 1901 году определение газеты как коллективного пропагандиста, организатора. Речь шла о нелегальной газете «Искра» как об инструменте, способном в условиях подполья создать политическую партию, которая со временем могла бы захватить власть. Игнорировалось главное назначение печати - информировать обо всём, что происходит в мире. Печать рассматривалась как инструмент создания партии и взятия власти. Такой она и оставалась на протяжении более 70 лет. Её работники превратились в «подручных партии», покорных исполнителей указаний партийных вождей. Пресса не должна была информировать обо всём. Перечень запретов составлял, как мы знаем сегодня, целые тома. Зато ей разрешалось пропагандировать, агитировать, организовывать сев, подготовку к зиме, соревнование, передовые методы плавки стали и т.д. Результаты известны.

К концу 20-х годов в нашей стране была создана тоталитарная журналистика. Кратковременная оттепель на переломе 50-60 годов внесла много изменений в систему СМИ. Газеты, журналы, телевидение и радиовещание стали живее, многобразнее, интерес и надежда на их работу окрепла. Но глубинное существо журналистики как части тоталитарной системы не изменилось. Она являлась порождением и продолжением самой системы, с её чрезмерной централизацией, безропотным подчинением центру, командными методами руководства, подавлением инакомыслия и инициативы, догматизмом и угодничеством. Однопартийная система, жёсткое планирование в экономике, отсутствие материальной заинтересованности в качественном труде, канонизация единственной идеологии с её мифами и стереотипами, оторванность от реальности, поиск врага, наклеивание политических ярлыков - всё это решительным образом отразилось на работе СМИ.

Для средств массовой информации времён культа личности и последующего периода характерны политическая нетерпимость, пропаганда единомыслия, оторванность от жизни, попытки нанизать всем и вся «единственно правильное» учение, ложь и полуправда, догматизм мышления, приказной тон, отсутствие критики основ общественных пороков и вместе с тем - отсутствие настоящих дискуссий, столкновения мнений, постоянное запаздывание в информировании населения, неполнота и искажение информации, замалчивание положительных явлений, имевших место в жизни за рубежом.

Но и в этих нелёгких условиях на страницах газет и журналов, на телевидении и радио стали появляться смелые, принципиальные выступления, будоражившие общественную мысль. Литература, СМИ готовили общество к переменам. Некоторые публицисты отстаивали новые идеи. С середины 80-х годов появилось слово «гласность».

Гласность - это право знать обо всём, что происходит в стране и в мире, это право получать правду и право говорить правду, не опасаясь за последствия. Ее надо понимать и как право на собственное мнение, инакомыслие, как залог социального прогресса.

Правда, гласность, как и политический плюрализм долгое время, да и сегодня ещё пытаются как-то дозировать и ограничивать.

Неизбежно напрашивается вопрос: а кто является арбитром, кто определит, какие мысли идут на пользу страны, на пользу народа, а какие нет? Ведь у нас накоплен огромный опыт ограничений и запрещений, осуществляемых тем же административно-бюрократическим аппаратом, именно от имени народа ради чистоты идей и принципов. Находятся люди, готовые на практике реализовать контроль над гласностью. Некоторые консервативно мыслящие деятели считают, что либеральные иллюзии относительно абсолютной гласности беспочвенны.

Да, рамки гласности действительно должны быть, и в качестве таковых выступают: объективность, истинность, достоверность, доказательность информации, базирующиеся на честности, порядочности, ответственности перед законом журналиста, автора того или иного выступления, гарантированное право на опровержение ложной информации.

Сегодня в стране право на издание газет и журналов получили не только государственные учреждения, различные партии и общественные организации, кооперативные, религиозные, творческие организации, но и отдельные лица.

Несмотря на отсутствие должной политической культуры, должного профессионализма, СМИ активизировали политическую жизнь, став аккумулятором новых идей и взглядов, ниспровергая мифы и догмы, устаревшие представления. Большая заслуга принадлежит печати в национальном возрождении России, в пробуждении исторической памяти народа, ликвидации «белых пятен» в истории, осуждении жёсткой диктатуры, возвращении к духовности народа, его традициям.

Формируется принципиально новая структура СМИ, фактически легализованы так называемые неформальные, полулегальные издания самых различных политических направлений. Их издатели, редакторы имеют право официально зарегистрировать свои газеты, журналы, бюллетени.

Важнейшей особенностью состояния СМИ является их активное участие в национальном возрождении, что означает не только резкое увеличение материалов на эти темы на страницах газет и журналов, в передачах телевидения и радио, горячие споры по вопросам национальной истории, политики, межнациональных отношений, проблем суверенитета и т.д., но и обретение СМИ суверенности, независимости от центра.

В ряде республик уже приняты свои Законы о средствах массовой информации. Созданы независимые национальные союзы журналистов. В новых условиях усложняются взаимоотношения политической системы, политической жизни общества и журналистики. Если при тоталитарном режиме таковые сводились к безоговорочному подчинению журналистики политике по формуле «Журналистика - вид политической деятельности; журналисты - продолжение партийного аппарата, подручные партии» и т.п., то сегодня отношение подчинённости и субординации сочетается с деловым партнёрством, сотрудничеством постоянным взаимодействием. Однако всё ещё нередко бывает, что авторы, не стесняясь оскорбительных выражений, ищут и рисуют образ врага, а полемика переходит в открытую брань. Да, без политической борьбы демократическое общество не мыслимо, но и не допустимо запугивание народа своим политическим оппонентом, копание в его биографии, поиски столь знакомого по прошлому компромата. Обновление общества, очищение мысли от заскорузлых схем, проявление доброжелательности и человечности, честности и порядочности - процесс длительный, сложный, и роль в нём СМИ весьма значительна.

Особо следует сказать об участии СМИ в формировании и реализации государственной внешней политики. Уходит в прошлое политика конфронтации, усилились международные контакты людей. В связи с эти изменились сама сущность и тон освещения СМИ взаимоотношений между странами и народами:

1.информация стала более объективной и достоверной. Многочисленные материалы печати о «загнивающем» капитализме уступили место серьёзным публикациям, анализирующим реальное состояние жизни за рубежом; - затухание длившейся десятилетиями «холодной» войны изменило сам подход к освещению международных проблем. Конфронтация уступила место поиску точек соприкосновения;

2.в СМИ появилось множество материалов, несущих положительный опыт работы зарубежных фирм, предприятий, организаций медицинского обслуживания. СМИ буквально открыли многим глаза на мир, раньше невидимый, укрытый от нашего человека туманом проклятий и извращений. Благодаря телевидению, в частности организации телемостов, а также публикациям зарубежных авторов в нашей печати рассеяны годами создаваемые мифы о ненавистном строе, безжалостно эксплуатирующем бедных трудящихся. И, наоборот, за рубежом получили, возможность убедиться в том, что россияне не имеют ничего общего с теми монстрами, какими изображала нас их массовая пропаганда.

Таким образом, в процессе обновления нашего общества, изменения политической системы принципиально изменяются место и роль СМИ. Из безоговорочно подчиняющихся партийно-бюрократическому аппарату они превратились в активную влиятельную составную часть нашей политической системы, общественного судью, народного стража общественного порядка и справедливости, в неотъемлемый элемент формирующегося правового государства.

Для выяснения сущности средств массовой информации необходимо уточнить, что понимают под средствами массовой информации.

Под средствами массовой информации понимаются газеты, журналы, теле- и радиопрограммы, кинодокументалистика, иные периодические формы публичного распространения массовой информации.

Средства массовой информации (СМИ) - это составная часть политической системы общества. Каково общество, такова и система массовой информации. В то же время СМИ осуществляют серьезное воздействие на общество, его состояние и развитие. Они могут содействовать прогрессу или тормозить его.

Воздействие СМИ на общественное мнение получило название "манипуляция сознанием". Это явление очень распространено на Западе, в России, в развитых странах Азии. Для достижения наибольшего успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно. Иными словами, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой ее присутствие не будет ощущаться. Стоит отметить, что особенно хорошо это удается телевидению. Во-первых, в силу большей распространенности, чем другие СМИ, во-вторых, в силу качественно иных возможностей. Человек все-таки больше верит глазам, нежели ушам. Таким образом, важно, чтобы люди верили в нейтральность основных социальных институтов. Они должны верить, что правительство, средства массовой информации, система образования и наука находятся за рамками конфликтующих социальных интересов, а значит, сможет урегулировать ситуацию и защитить интересы граждан. Правительство, в особенности федеральное, занимает главное место в мифе о нейтралитете. Миф предполагает честность и беспристрастность правительства в общем и его составных частей: парламента, системы судебных органов и президентской власти. А такие проявляющиеся время от времени явления, как коррупция, обман и мошенничество, принято относить за счет человеческих слабостей, сами по себе институты выше подозрений. Фундаментальная прочность всей системы обеспечивается тщательно продуманной работой ее составных частей. Считается, что средства массовой информации также должны быть нейтральны. Прежде всего для того чтобы придать гласность существующей действительности. Некоторые отклонения от беспристрастности в подаче новостей признаются, но пресса уверяет нас, что это не более чем ошибки, допущенные отдельными людьми, которые нельзя считать недостатками в целом надежных институтов распространения информации.

Стоит отметить, что основная роль манипуляции сознанием состоит не только в контроле общественного мнения, но и в ее интеграции в общество, прежде всего для того чтобы направить общественное сознание в нужное русло и дать установку на определенные ожидаемые реакции на те или иные события. Интегрированное мнение должно восприниматься за свое - в этом основная мысль, оно должно быть настоящим, не навязанным, а именно возникшим у человека естественным путем анализа полученной информации. Кто-то может сказать, что это обман. Отметим, что не всегда стоит воспринимать манипуляцию общественным мнением как негативный фактор. Сегодня это - часть политики, проводимой государством, нацеленная, прежде всего на то, что бы обеспечить целостность государства и успех проводимых при необходимости реформ. К любому потрясению общество надо готовить. Поэтому СМИ в данном случае являются незаменимыми помощниками и мощными рычагами управления - главное уметь ими распорядиться.

СМИ выражают интересы общества, различных социальных групп, отдельных личностей. Их деятельность имеет важные общественно - политические следствия, так как характер информации, адресуемой аудитории, определяет её отношение к действительности и направление социальных действий. Поэтому, по общему признанию политологов, СМИ не просто информируют, сообщают новости, но и пропагандируют определённые идеи, взгляды, учения, политические программы. Без активности СМИ невозможно изменить политическое сознание, ценностные ориентации и цели широких слоев населения. Тем самым СМИ участвуют в социальном управлении путём формирования общественного мнения, выработки определённых социальных установок, формирования убеждений.

В демократическом, правовом государстве каждый гражданин имеет обеспеченное законом право знать обо всём, что происходит внутри страны и в мире. Как справедливо подчёркивается во многих исследованиях и вытекает из многообразной и богатой практики, без гласности нет демократии, без демократии нет гласности. В свою очередь, гласность и демократия не мыслимы без свободной, независимой печати. СМИ в данном случае являются такими же компонентами демократической системы, как парламент, исполнительные органы власти, независимый суд. В этом плане СМИ называют ещё четвёртой властью. Это образное выражение не только говорит о них как о власти, но и указывает на своеобразный, специфический, непохожий на власть законодательную, исполнительную и судебную характер этой власти. В чём это своеобразие? Прежде всего, в том, что это - власть невидимая. Она не располагает какими-либо законодательными, исполнительными, правоохранительными и другими социальными органами. СМИ не могут приказывать, обязывать, наказывать, привлекать к ответственности. Единственное их оружие - слово, звук, изображение, несущее определённую информацию, т.е. сообщение, суждение, оценки, одобрение или осуждение явлений, событий, поступков, поведения отдельных лиц, групп людей, партий, общественных организаций, правительства и т.д. Пресса оказывает свободному обществу неоценимую услугу, являясь зеркалом, смотря в которое оно узнаёт лучше самого себя. Отсутствие такого "зеркала" ведёт к перерождению и вырождению.

СМИ в демократическом обществе должны быть, образно говоря, диалектически противоположным власти полюсом, а не только инструментом пропаганды. СМИ в любом обществе выполняют важную информационную роль, т.е. становятся своеобразным посредником между журналистом и аудиторией. Причём в процессе функционирования СМИ осуществляется двусторонняя связь между коммуникатором и реципиентом. Другими словами, осуществляется коммуникация - своеобразное общение, но не личностное, как в повседневной практике, а с помощью массовых форм связи. Между журналистом - коммуникатором и аудиторией - реципиентом существует технический канал связи, посредствам которого СМИ должны удовлетворять информационные запросы общества. Человек имеет право на правду, и это право обеспечивают наряду с наукой, искусством, научной информацией печать, телевидение и радио, различные информационные службы.

Печать и другие СМИ призваны воспитывать политическую культуру у всех членов общества. Последняя предполагает правдивость, честность, доверчивость, предпочтение общечеловеческого перед кастовым, классовым. Высокая политическая культура - это добросовестность в изложении точки зрения политического оппонента, недопустимость столь распространённых до сих пор митинговых приёмов наклеивания ярлыков, подмены убедительных аргументов чисто эмоциональными приёмами спора и обвинениями. СМИ выполняют свою политическую, управленческую роль в политической системе общества также путём обсуждения, поддержки, критики и осуждения различных политических программ, платформ, идей и предложений отдельных лиц, общественных формирований, политических партий, фракций и т.д. Например, процесс обновления, демократизация нашего общества чрезвычайно активизировал СМИ. Сотни, тысячи документов, заявлений, политических платформ, проектов программ, законов стали предметом всенародного, заинтересованного, острого обсуждения в прессе, на радио, телевидении. Печать стала аккумулятором человеческого, политического опыта постоянно политизирующегося общества. СМИ активизировали политическую жизнь, став аккумулятором новых идей и взглядов, ниспровергая мифы и догмы, устаревшие представления.

Важнейшей особенностью состояния СМИ является их активное участие в национальном возрождении, что означает не только резкое увеличение материалов на эти темы на страницах газет и журналов, в передачах телевидения и радио, горячие споры по вопросам национальной истории, политики, межнациональных отношений, проблем суверенитета и т.д., но и обретение СМИ суверенности, независимости от центра.

Введение 3

1.СМИ - термин, типы 4

2.Система СМИ 7

3. Роль СМИ в современной политической жизни 10

4. Информационные войны 14

Заключение 21

Список используемой литературы 22

Введение

В настоящее время одно из главных мест в политических процессах занимает средства массовой информации (СМИ). Их взаимодействие с политикой, её субъектами повседневно ощущается в самых различных формах и проявлениях.

Значимость СМИ становится очевидной, если учесть, что инструменты массовой коммуникации как таковые являются инструментами власти.

Оперативность и динамичность дают СМИ возможность эффективно воздействовать на духовную жизнь общества, на сознание широчайших масс населения. Они могут способствовать возбуждению общественного мнения в поддержку определенных целей, того или иного политического курса. В то же время они могут выполнять интеграционные функции, убеждая людей благосклонно воспринимать и усваивать господствующие социально – политические ценности.

Политическое содержание просматривается в деятельности СМИ особенно в периоды различных изменений в системе общественных отношений, в формах государственного правления.

Цель данной работы является изучение и характеристика роли СМИ в современной политической жизни.

СМИ - термин, типы

Средства массовой информации (СМИ) - система органов публичной передачи информации с помощью технических средств; до сих пор наиболее употребительное в русском языке (по сравнению с терминами «средство массовой коммуникации» и «масс-медиа») обозначение средств повседневной практики сбора, обработки и распространения сообщений массовым аудиториям.

В правовых документах Российской Федерации под средством массовой информации понимаются периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).

Термин средство массовой информации в русском языке появился в 1970-х годах как перевод французского moyens d"information de masse . Во французском языке этот термин практически ушёл из употребления в конце 60-х годов. Таким образом, в Советском Союзе под видом новшества стали внедрять термин, который в стране его происхождения стал анахронизмом.

Дело в том, что термин «СМИ» означает однонаправленность воздействия прессы, радио и телевидения («сверху - вниз»), то есть он фактически санкционирует авторитарность их воздействия как вещь само собой разумеющуюся (выявление чего и привело к его удалению из французского языка), и не соответствует развитию инфокоммуникаций, основным вектором которого является мгновенная обратная связь всех со всеми.

СМИ можно разделить на типы по ряду признаков:

Регион распространения. Совокупность «средств массовой информации» классифицируется по данному признаку вертикально, согласно тому, каково административно-территориальное устройство конкретного государства, причём основным показателем является территория, обслуживаемая конкретным СМИ, а не место его выхода в свет. Соответственно, выделяется ряд подклассов: транснациональные СМИ (то есть такие, которые регулярно обслуживают информационные потребности людей в международном масштабе, на территории нескольких государств); национальные СМИ (те, которые работают одновременно на всей территории страны или большей ее части); региональные СМИ (такие, в зону обслуживания которых входит или отдельная административная единица государства, или исторически сложившаяся часть страны, для которой характерны те или иные особенности - например, Урал или Дальний Восток применительно к Российской Федерации); местные СМИ (то есть районные, городские, корпоративные, организационные и им подобные).

Для печатных и (в меньшей степени) аудиовизуальных СМИ характерна тенденция, в соответствии с которой аудитория предпочитает региональные средства массовой информации всем прочим. Главным образом это связано с тем, что местная редакция имеет возможность более полно учитывать запросы населения и устанавливать более демократичную ценовую политику.

2. Учредитель. Российское законодательство, к примеру, позволяет становиться учредителями средств массовой информации как физическим, так и юридическим лицам, с довольно малым диапазоном ограничений. Порядок учреждения СМИ в РФ - регистрационный; в отличие от более строгого разрешительного, при таком порядке правительственные органы подтверждают заявку на создание СМИ и ставят его на учет. Аудиовизуальным СМИ", использующим определённые диапазоны радиочастотного спектра, необходима также лицензия на вещание.

3. Аудитория. СМИ подразделяются на общие и специализированные - в последнем случае они сфокусированы на конкретной тематике и, соответственно, ориентированы не на всю аудиторию в целом, а на ее часть. Четкость определения целевой аудитории в целях предпринимательской деятельности бизнеса обеспечивает средствам массовой коммуникации определённую устойчивость, однако снижает масштабы спроса на их продукцию. Необходимо отметить, что, согласно социологическим исследованиям, журналисты не всегда имеют адекватное представление об аудитории, для которой предназначаются их публикации, в результате чего материалы усредняются и обезличиваются, а СМИ в той или иной степени приобретают схожесть друг с другом.

Легальность. С позиции того, каковы отношения между средством массовой информации и действующим законодательством, выделяют легальные СМИ (то есть те, которые разрешены законом, прошли регистрацию и имеют допуск к издательской или вещательной деятельности), квазилегальные (такие, которые не запрещены законом, но одновременно и не разрешены им) и нелегальные (соответственно, те, которые запрещены законом). Причиной для перевода средства массовой информации в разряд нелегальных (путём аннулирования регистрационных свидетельств, лицензий на вещание и т. д.) может служить, к примеру, злоупотребление свободой массовой информации в той или иной форме. Следует также заметить, что в некоторых случаях СМИ не нуждаются в регистрации - например, если это периодическое издание тиражом менее одной тысячи экземпляров.

Качественность. Первостепенное внимание к качеству работы средств массовой коммуникации более характерно для западной теории СМК (в странах Запада понятие СМИ не употребляется), однако проблема качества также имеет большое значение и для теоретиков в РФ.

Иногда в этой связи говорят об отличии прессы мнений от прессы новостей. Данные характеристики определяются рядом факторов - спецификой стиля иоформления, проблематики и аудитории, тиражирования и распространения. «Качественные» СМИ характеризуются в этой связи проверкой излагаемых фактов на надёжность, аналитичностью высказываемых мнений, стремлением к взвешенности и спокойствию в оценках и тоне публикаций. Массовые СМИ ориентированы преимущественно на развлекательную функцию сообщений, предпочитая материалы сенсационного характера и уделяя много внимания изобразительно-выразительным средствам. Под показателем «качества» подразумевается не степень профессионального мастерства сама по себе: в случае массовой прессы стандарты также могут быть довольно высокими, хотя и не такими, как в качественных СМИ. Для российской журналистики, как зачастую и для журналистики в других странах, характерен смешанный тип воздействия, когда в рамках одного издания присутствует специфика, свойственная как качественным, так и популярным СМИ.

Издательские характеристики Ключевым в данном случае является комплекс данных о периодичности, распространённости, тираже СМИ, его формате и объеме; соответствующие показатели влияют, к примеру, на требования к оперативности информации. С точки зрения периодичности можно различать, в частности, издания ежедневные, еженедельные, ежемесячные, ежеквартальные и т. д.

Система СМИ

Все конкретные разновидности средств массовой информации, которые были перечислены выше, в своей совокупности образуют единую систему СМИ. Структурно эта система распадается на три базовые группы:

· Печатная пресса (газеты, журналы…)

· Аудиовизуальные СМИ (радио, телевидение…)

· Информационные службы (новостные агентства, пресс-службы…)

Выделяется также вопрос о статусе Интернета. Существуют различные мнения на этот счет: иногда журналистика в киберпространстве характеризуется как соответствующая признакам СМИ, иногда - как несоответствующая. Исследователи обращают внимание на ряд факторов, в том числе на отсутствие законодательного отнесения Интернета к «средствам массовой информации», а также консервативность сетевых версий СМИ: характер взаимодействия читателя со средством массовой коммуникации как таковой не меняется - просто совершенствуется способ доступа к нему. В результате Интернет обычно рассматривается в российских исследованиях, ориентированных на сохранение в РФ сложившейся системы массового духовного воздействия, не как особое СМИ со своей уникальной природой, а как разновидность уже сформированной информационной среды, которую в плане ее воспроизводства должен использовать каждый, в том числе редакции средств массовой коммуникации.

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации») трактует СМИ как периодические печатные издания, радио-, теле- и видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы распространения массовой информации. Под массовой информацией законодатель понимает «предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы».

Согласно российским источникам, СМИ имеют следующие признаки:

· массовость (применительно к законодательству Российской Федерации, 1000 и более экземпляров для газет, журналов и рассылок);

· периодичность, которая не должна быть меньше одного раза в год;

· принудительность: один источник сигнала (вещатель, редакция) - много слушателей.

Согласно Закону РФ «О средствах массовой информации» СМИ - это совокупность таких субъектов массовой коммуникации, как: периодическое печатное издание (газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год), радио-/теле-/видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.
К СМИ в России не относятся: стенгазеты, малотиражные издания, библиотеки.

Телевидение представляют 23 общероссийских телеканала, около 117 спутниковых и кабельных телеканалов, 15 телеканалов, вещающих за пределы России, около 180 региональных телеканалов и около 30 каналов малых городов и сёл. Общее количество телеканалов примерно 3320.

Печатные издания - самый распространённый вид СМИ в РФ. К началу 2009 года в Российской федерации было зарегистрировано 27 425 газет и еженедельников; также зарегистрировано 20 433 журнала, 787 альманахов, 1297 сборников, 1519 бюллетеней и 214 изданий на магнитных носителях. Всего к началу 2009 года зарегистрировано 51 725 печатных СМИ. Совокупная аудитория национальных ежедневных газет по данным 2008 года составила 6522,2 тыс. человек, а общенациональных еженедельных газет общего и делового содержания - 14 019,2 тыс. человек, что, соответственно, составляет 11,3 % и 24,2 % городского населения. Общая аудитория журналов составила к концу 2008 года 36,2 миллиона человек. Данные ВЦИОМ и ФОМ позволяют сделать вывод, что время от времени журналы в РФ читают до 62 % населения. Наибольшей популярностью пользуются кино- и телегиды (28,5 %), женские и модные издания (28,1 %).

С появлением и распространением Интернета он стал сам по себе во многом использоваться как средство массовой коммуникации, и в его рамках стали действовать традиционные средства массовой коммуникации, появились интернет-СМИ. Они быстро завоевали популярность, хотя их аудитория пока гораздо меньше, чем «традиционных» (как их стали называть) СМИ. Почти все СМИ имеют сайты в Интернете, на многих из них публикуются регулярно обновляемая информация: как правило, это интернет-версии тех же материалов, иногда они выходят с задержкой, иногда к материалам и/или архивам доступ является платным. Быстро развивается интернет-радио и интернет-телевидение.

Обычно, основные доходы интернет-СМИ поступают от рекламы, хотя СМИ могут быть спонсируемы как вещательный орган той или иной организации. Вопрос о правовом отличии интернет-СМИ от СМИ является предметом многочисленных обсуждений и судебных исков во многих странах (см., например:дело Терентьева).

Конституция РФ устанавливает определённые ограничения свободы информации. Законный способ поиска, получения, передачи, производства и распространения информации (в том числе массовой) предполагает недопустимость разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну.

Роль СМИ в современной политической жизни.

Средства массовой информации (СМИ) - это составная часть политической системы общества. Каково общество, такова и система массовой информации. В то же время СМИ осуществляют серьезное воздействие на общество, его состояние и развитие. Они могут содействовать прогрессу или тормозить его.

Воздействие СМИ на общественное мнение получило название "манипуляция сознанием". Это явление очень распространено на Западе, в России, в развитых странах Азии. Для достижения наибольшего успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно. Иными словами, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой ее присутствие не будет ощущаться. Стоит отметить, что особенно хорошо это удается телевидению. Во-первых, в силу большей распространенности, чем другие СМИ, во-вторых, в силу качественно иных возможностей. Человек все-таки больше верит глазам, нежели ушам. Таким образом, важно, чтобы люди верили в нейтральность основных социальных институтов. Они должны верить, что правительство, средства массовой информации, система образования и наука находятся за рамками конфликтующих социальных интересов, а значит, сможет урегулировать ситуацию и защитить интересы граждан. Правительство, в особенности федеральное, занимает главное место в мифе о нейтралитете. Миф предполагает честность и беспристрастность правительства в общем и его составных частей: парламента, системы судебных органов и президентской власти. А такие проявляющиеся время от времени явления, как коррупция, обман и мошенничество, принято относить за счет человеческих слабостей, сами по себе институты выше подозрений. Фундаментальная прочность всей системы обеспечивается тщательно продуманной работой ее составных частей. Считается, что средства массовой информации также должны быть нейтральны. Прежде всего для того чтобы придать гласность существующей действительности. Некоторые отклонения от беспристрастности в подаче новостей признаются, но пресса уверяет нас, что это не более чем ошибки, допущенные отдельными людьми, которые нельзя считать недостатками в целом надежных институтов распространения информации.

Стоит отметить, что основная роль манипуляции сознанием состоит не только в контроле общественного мнения, но и в ее интеграции в общество, прежде всего для того чтобы направить общественное сознание в нужное русло и дать установку на определенные ожидаемые реакции на те или иные события. Интегрированное мнение должно восприниматься за свое - в этом основная мысль, оно должно быть настоящим, не навязанным, а именно возникшим у человека естественным путем анализа полученной информации. Кто-то может сказать, что это обман. Отметим, что не всегда стоит воспринимать манипуляцию общественным мнением как негативный фактор. Сегодня это - часть политики, проводимой государством, нацеленная, прежде всего на то, что бы обеспечить целостность государства и успех проводимых при необходимости реформ. К любому потрясению общество надо готовить. Поэтому СМИ в данном случае являются незаменимыми помощниками и мощными рычагами управления - главное уметь ими распорядиться.

СМИ выражают интересы общества, различных социальных групп, отдельных личностей. Их деятельность имеет важные общественно - политические следствия, так как характер информации, адресуемой аудитории, определяет её отношение к действительности и направление социальных действий. Поэтому, по общему признанию политологов, СМИ не просто информируют, сообщают новости, но и пропагандируют определённые идеи, взгляды, учения, политические программы. Без активности СМИ невозможно изменить политическое сознание, ценностные ориентации и цели широких слоев населения. Тем самым СМИ участвуют в социальном управлении путём формирования общественного мнения, выработки определённых социальных установок, формирования убеждений.

В демократическом, правовом государстве каждый гражданин имеет обеспеченное законом право знать обо всём, что происходит внутри страны и в мире. Как справедливо подчёркивается во многих исследованиях и вытекает из многообразной и богатой практики, без гласности нет демократии, без демократии нет гласности. В свою очередь, гласность и демократия не мыслимы без свободной, независимой печати. СМИ в данном случае являются такими же компонентами демократической системы, как парламент, исполнительные органы власти, независимый суд. В этом плане СМИ называют ещё четвёртой властью. Это образное выражение не только говорит о них как о власти, но и указывает на своеобразный, специфический, непохожий на власть законодательную, исполнительную и судебную характер этой власти. В чём это своеобразие? Прежде всего, в том, что это - власть невидимая. Она не располагает какими-либо законодательными, исполнительными, правоохранительными и другими социальными органами. СМИ не могут приказывать, обязывать, наказывать, привлекать к ответственности. Единственное их оружие - слово, звук, изображение, несущее определённую информацию, т.е. сообщение, суждение, оценки, одобрение или осуждение явлений, событий, поступков, поведения отдельных лиц, групп людей, партий, общественных организаций, правительства и т.д. Пресса оказывает свободному обществу неоценимую услугу, являясь зеркалом, смотря в которое оно узнаёт лучше самого себя. Отсутствие такого "зеркала" ведёт к перерождению и вырождению.

СМИ в демократическом обществе должны быть, образно говоря, диалектически противоположным власти полюсом, а не только инструментом пропаганды. СМИ в любом обществе выполняют важную информационную роль, т.е. становятся своеобразным посредником между журналистом и аудиторией. Причём в процессе функционирования СМИ осуществляется двусторонняя связь между коммуникатором и реципиентом. Другими словами, осуществляется коммуникация – своеобразное общение, но не личностное, как в повседневной практике, а с помощью массовых форм связи. Между журналистом - коммуникатором и аудиторией – реципиентом существует технический канал связи, посредствам которого СМИ должны удовлетворять информационные запросы общества. Человек имеет право на правду, и это право обеспечивают наряду с наукой, искусством, научной информацией печать, телевидение и радио, различные информационные службы.

Печать и другие СМИ призваны воспитывать политическую культуру у всех членов общества. Последняя предполагает правдивость, честность, доверчивость, предпочтение общечеловеческого перед кастовым, классовым. Высокая политическая культура - это добросовестность в изложении точки зрения политического оппонента, недопустимость столь распространённых до сих пор митинговых приёмов наклеивания ярлыков, подмены убедительных аргументов чисто эмоциональными приёмами спора и обвинениями. СМИ выполняют свою политическую, управленческую роль в политической системе общества также путём обсуждения, поддержки, критики и осуждения различных политических программ, платформ, идей и предложений отдельных лиц, общественных формирований, политических партий, фракций и т.д. Например, процесс обновления, демократизация нашего общества чрезвычайно активизировал СМИ. Сотни, тысячи документов, заявлений, политических платформ, проектов программ, законов стали предметом всенародного, заинтересованного, острого обсуждения в прессе, на радио, телевидении. Печать стала аккумулятором человеческого, политического опыта постоянно политизирующегося общества. СМИ активизировали политическую жизнь, став аккумулятором новых идей и взглядов, ниспровергая мифы и догмы, устаревшие представления.

Важнейшей особенностью состояния СМИ является их активное участие в национальном возрождении, что означает не только резкое увеличение материалов на эти темы на страницах газет и журналов, в передачах телевидения и радио, горячие споры по вопросам национальной истории, политики, межнациональных отношений, проблем суверенитета и т.д., но и обретение СМИ суверенности, независимости от центра.

Информационные войны

Сегодня информационная война - это уже напрямую война цивилизаций, это столкновение различных базовых целей, знаний, теорий. В настоящее время как никогда актуальна проблема противостояния крупнейших мировых держав именно на информационном фронте. По результатам социологических вопросов большее количество россиян считают США главным противником России в этой войне. И это вполне верно. На сегодняшний день развитые страны во главе в США,-которые считают себя главенствующей мировой державой, все успешнее осваивают технологии информационной войны, которая получила еще одно название- "сетевая". Ее главная цель-установить контроль над важными процессами (политическими, экономическими, социальными, духовными) и поддерживать его как можно дольше.

Во время "холодной войны" и особенно после падения "железного занавеса" против России велась усиленная информационная агрессия, направленная на введение западной шкалы ценностей и закрепление в общественном сознании потребительских моделей жизни. В основу были положены психологические исследования русского национального характера, и информационное воздействие строилось с учетом таких его слабостей, как низкая способность к самоорганизации, почтительное отношение к Западу и властям, недостаток инициативы и пр. В результате "холодная война" переросла в "теплую", а затем привела к этнической катастрофе русского народа.

С помощью "заражения" массового сознания определенными идеями: рыночной экономики, правового государства, разделения властей и т.д. - одним словом, всего того, что принято называть либерализмом Запад отвлекает Россию от действительной модернизации государства и права.

Внедрение тех или иных идей, подрывающих безопасность страны, в сознании, как рядовых граждан, так и правящих кругов-один из эффективных приемов ведения информационной войны против российской цивилизации. В мировой истории можно найти достаточно показательных примеров того, как заимствование идей приводит к разрушению основ государства и общества. Она поражает общество и быстро распространяется, привлекая на свою сторону все больше приверженцев, которые сознательно или бессознательно начинают работать на уничтожение национальной культуры и государства.

"Мозговые центры" США, российская правящая элита и поддерживающая ее часть интеллигенции активно заняты сегодня созданием политических мифов. Их цель-привить чуждую идеологию, основанную на отрицании самобытности российской цивилизации. Разработка таких мифов является одним из основных средств ведения информационной войны, так как любой миф использует силу воображения, а потому прекрасно подходит для управления большими массами людей. Миф не чувствителен к доводам разума, его нельзя отрицать с помощью логики.

Новые политические мифы не возникают спонтанно, а создаются в соответствии с определенным планом и правилами, как и любое другое современное оружие. Благодаря появлению СМИ процесс возникновения мифов резко ускорился. Внедряясь в сознание, мифы как бы управляют людьми и заставляют их действовать против своих же интересов.

"Мы реагируем именно так как нас программируют…Сегодня люди полагают, что они хорошо информированы. Но они не представляют себе, что мнения, которые они считают своими, фактически созданы в исследовательских институтах и мозговых центрах Америки. Ни один из нас не волен иметь своего мнения в том потоке информации, которую на нас обрушивают СМИ и компании по изучению общественного мнения" (Ткаченко С.В. Информационная война против России - СПб: Питер, 2011)

Основа антирусской идеологии на протяжении веков детально разрабатывалась западной наукой. Существует целый пласт соответствующей литературы, которая не только переведена на русский язык, но постоянно цитируется в научных работах. Известно, что еще философ Г. Гегель принципиально не включил "русских дикарей" в свой перечень "христианских народов Европы".

Показательным является образ России который сложился в понимании жителей США и жителей стран Запада. Достаточно прочесть несколько статей на сайтах иностранных газет или телеканалов, чтобы убедиться в том, что он не самый лицеприятный.

Согласно данным опросов, проведенных организацией "World Public Opinion" среди жителей США в апреле 2009 года, 53% ответивших считают, что роль России в современном мире "преимущественно негативная": 68% американцев отметили, что им не нравится поведение России на мировой арене, столько же высказали беспокойство относительно российского режима правления, а 72% оценили негативно и экономическую систему России.

Приведем названия статей о России в крупных иностранных изданиях, к примеру, статья в "Der Spiegel" (один из известнейших еженедельных журналов Германии): "Похищенные, избитые, обреченные на принудительный труд"- рисует жуткую картину: "Рабский труд в стране экономического чуда: в России множатся случаи торговли людьми и их жестокой эксплуатации. На дешевых и бесправных нелегальных гастербайтерах зарабатывают строительные подрядчики, фирмы, предоставляющие рабочую силу внаем, а также милиция". Мы не можем сказать, что это неправда. Правда, но вопрос, в каком виде эта правда подается. Посмотрим статьи из западных СМИ, помещенные на сайте "Inopressa.ru". Картина российской действительности в некоторых публикациях вырисовывается, конечно, не катастрофическая, но малоприглядная: "Что если в конкурсе на самого популярного исторического деятеля победит Сталин?" (The Wall Street Journal); "В России растет число расистских преступлений, часто остающихся безнаказанными" (Le Monde); "Ловкость рук - и никакого мошенничества: противников Путина убирают с телеэкранов" (The New York Times).

Вошедший в каждый дом Интернет явился той крайней точкой маятника, выше которой в данном направлении маятнику уже не взлететь, но зато для обратного движения все дороги будут открыты. Первое, что будет снесено маятником на обратном пути - это инфраструктура информационного обмена, но так как к тому времени эта инфраструктура уже станет той базой, на которую взгромоздится человечество, то этот удар станет ударом по основанию.

Интернет стал неотъемлемой часть жизни современного человека. Человек черпает информацию в огромных количествах из него каждый день. Для "жителя интернета" не существует границ в получении информации. Любые сайты, любая информация даже особой важности, все доступно до простоты. Именно Интернет привел человечество к проблеме "сетевых" или "медиа" войн. Традиционный терроризм не угрожал обществу как таковому, не затрагивал его основ. Высокотехнологичный терроризм новой эпохи, который существует благодаря появлению всемирной паутины, способен создать системный кризис всего мирового сообщества, по крайней мере, стран с развитой инфраструктурой информационного обмена.

С конца1940-х - начала 1950-х гг. исследования ученых-психологов и социологов были востребованы ЦРУ (США). В научно-исследовательских структурах и университетах в США и Англии разрабатывались методы наиболее оптимального и эффективного воздействия на человеческое сознание и социальное поведение. Они были сначала опробованы в 1950-1970-е гг. в США, а с 1960-х гг. - и в Западной Европе . США и были полигоном, где все эти методы и технологии (сексуальная и наркотическая революции, субкультуры хиппи и рокеров и т.д.) показали блестящие результаты с точки зрения поставленных заказчиками задач по разрушению социальной ткани и привычных ценностей общества.

Арсенал манипулятивных технологий: "управление кризисами", "стратегия устрашения", "промывание мозгов" - вот далеко не полный перечень понятий манипулятивных технологий, разработанных в англо-американских фабриках мысли для эффективного управления сознанием людей.

Метод "управления кризисами" использовался в период тщательно спланированных социальных экспериментов, когда информационная волна темы уличных банд или агрессивных сект держала в напряжении население крупных мегаполисов США в 1970-1980-е гг. Соответственно, тестировалась социальное самочувствие и реакция городских обществ, и были получены весьма обнадеживающие (заказчиков эксперимента) результаты. Городские общества в США на завершающей стадии эксперимента попросту отворачивались от проблем и всяких попыток их разрешения на конструктивной основе.

Метод "стратегии устрашения" направлен на подавление морального духа общества. Суть ее заключается в том, что нужно держать человека в состоянии неопределенности относительно его текущего положения и того, что может его ожидать в будущем, провоцируя, таким образом, неуверенность и внутренний конфликт.

Существует огромное количество методик о которых человек даже не подозревает, но суть их остается в том же - формирование нового общественного сознания и нового типа человека, вполне соответствующего ожиданиям транснациональных корпораций и мировой финансовой олигархии: человека, которым легко манипулировать, удобного объекта эксплуатации, узкопрофессиональной личности с инфантильными рефлексами.

"Доктрина информационной безопасности РФ"которая была утверждена 9 сентября 2000 года Президентом Российской Федерации В.В. Путинымпредставляет собойсовокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности РФ. Этот официальный документ дает определение информационной безопасности: "Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства".

В Доктрине впервые закреплены общие методы обеспечения информационной безопасности страны. Они подразделяются на правовые, организационно-технические и экономические. Может быть, создание такого документа 11 лет назад ознаменовало начало борьбы в этой неравной информационной войне.

Понятно, что существуют глобальные сети вещания, как и технические носители - распространители этой информации. Очевидно, что генерируется спец информация, и можно увидеть удивительную разницу между фильмами, которые тиражируются в Америке, и кинолентами, поставляемыми из США в Российскую Федерацию. Ни секрет, что в стране есть лидер общественного мнения и властью создана сеть в форме единой партии, которая покрывает всю страну и транслирует эту информационную атаку.

Никаких контрдействий со стороны российского государства, его органов и систем, функций, никаких нормативно-правовых поддержек этих государственных обстоятельств не предпринимается. Возьмем, к примеру, соотношение числа зарубежных фильмов и фильмов отечественного производства. Отечественные фильмы составляют примерно четверть от числа фильмов зарубежного производства в нашей стране. Арсенал западных методов информационной войны дополняют многочисленные ток-шоу, передачи, программирующие сознание целевых групп и больших сообществ в заданном направлении.

На уровне действующей Конституции, которая тоже является инструментом информационного воздействия на Россию, абсолютизирована свобода слова. Органов по контролю над содержанием массово-информационного воздействия нет.

Российское правительство, в отличие от некоторых других стран, вообще не занимается Интернетом. Интернет живет по своим законам.

Лидирующая роль США к тому же подкрепляется силой демократических идеалов и ценностей. Следовательно, тенденция к демократизации и распространению свободных рынков по всему миру способствует продвижению американских интересов. Они стремятся, во-первых, к тому, чтобы ни в одном критически важном регионе мира не доминировала враждебная США держава.

Основой принципа функционирования информационного оружия является программа самоуничтожения, присущая любой сложной информационной самообучающейся системе. Само информационное оружие это алгоритм, активизирующий у системы-противника программу самоуничтожения.

Проблема информационных войн не является придуманной, мы чувствуем последствия конфликтов, развязанных на информационном уровне, но осознаем это далеко не сразу.

Заключение

На сегодняшний день СМИ играют важную роль в политической жизни общества. Обладая всеми техническими и идеологическими возможностями, СМИ служат различным политическим целям: просвещение людей, развитие в них чувства собственного достоинства, стремление к свободе и социальной справедливости, способствуют и помогают компетентному участию в политике. Обогащая личность, так и духовно порабощая, дезинформируют и запугивают, разжигают массовую ненависть, сеют недоверие и страх. И от того, какую позицию займут СМИ, во многом будет зависеть будущее общества. СМИ, объединив свой богатейший ресурсный потенциал и создав единое информационное пространство, могут реально способствовать выработке единого политического курса, направленного на консолидацию общества и формирование общенациональной идеи, а, может быть, даже и целой идеологии. А могут, наоборот, посредством "информационных войн", многочисленных "выбросов компромата", "сливов" и утечек информации, "заказных публикаций", и т.п. способствовать росту социальной напряженности, неверию людей в институты гражданского общества, отчуждению общества от государства, укоренению в массовом сознании стереотипа недоверия к структурам власти, в том числе и к самим СМИ.

Невыпол­нение СМИ своих функций в политической системе способно коренным образом исказить цели и ценности, нарушить эффективность и подорвать жизнеспособность.

Таким образом, СМИ являются важной частью политической системы, оказывают серьезное влияние на политическую жизнь общества.

Список используемой литературы

1. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. Политический бестселлер. М. 2006.

2. Курьянов М.А. Наумова М.Д. Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие. Тамбов. 2005.

3. Политология: учебник для студентов вузов/ Под ред. В.Н.Лавриненко.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008

4. Сороченко В. Как нас обрабатывают СМИ, политики и реклама 2008г

5. Губанов Д.А. , Новиков Д.А. , Чхартишвили А.Г. , Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства -М: ФИЗМАТЛИТ, 2010.

6. Осипов В.Ю., Кондратюк А.П. Оценка информации в интересах рефлексивного управления конкурентами. Международный журнал: "Программные продукты и системы", № 2. - СПб 2010

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07

Сегодня небывалым успехом пользуется информация, она и высоко возносит, и без малейшей пощады губит, а владеющий ей обладает всем миром. В последние годы роль СМИ в неизмеримо возросла, влияние на общественную жизнь с этой стороны абсолютно не похоже на то, которое существовало во все прошлые века.

Ответственность

Обществу навязываются уже не только те или иные мнения, но и модели поведения, попирающие все, казалось бы, незыблемые принципы. Телевидение, радио, журналы, газеты теперь воюют, и эта информационная война значительно более кровопролитна, чем любая атомная, потому что прямо воздействует на человеческое сознание, мастерски оперируя полуправдой, неправдой и откровенной ложью. В советскую эпоху тоже была заметна определённая роль СМИ в политической жизни, когда все факты тщательно сверялись, ими достаточно искусно манипулировали. Вспомнить примеры с оболганием деятельности практически всех покинувших свой пост генсеков.

Огромная масса неправды муссировалась относительно таких учреждений, как СМЕРШ, ГУЛАГ, а также относительно личностей Сталина и Берии. Бывали публичные развенчания и помельче, были разоблачения противоправной деятельности чиновников и политиков, художников и писателей. Такая информация всегда имела огромный успех у читателей и была воистину губительной для героев этих публикаций. И напротив - хвалебные очерки и передачи делали всевозможных активистов и передовиков буквально звёздами разного уровня, вплоть до государственного. Поэтому роль СМИ в политической жизни трудно преувеличить. И конечно, за предоставленную в общее пользование информацию каждый человек должен нести ответственность.

в политической деятельности

В общественной жизни СМИ выполняют самые разнообразные функции и буквально во всех сферах и институтах. Это и информирование о разнообразных событиях в мире и в стране, в практически всех областях - политики, здравоохранения, социализации, образования и так далее. Это и реклама во всех её ипостасях. И влияние информации на общество действительно переоценить невозможно, поскольку оно всемерно, а особенно велика роль СМИ в политической жизни, поскольку все инструменты влияния на реализацию находятся именно в руках тех, кто владеет информацией и умеет ею манипулировать.

Современная политология ничуть не умаляет этой роли, наделяя СМИ такими громкими титулами, как " четвёртая власть", "великий арбитр" и так далее, поставив средства массовой информации в один ряд с властью судебной, исполнительной и даже законодательной. Впрочем, политологи не так уж и не правы, СМИ действительно стали почти всемогущими. Контролирующие телевидение - контролируют и страну. Ни один политик без прессы не обходится, ему необходимы все её виды - и печать, и радио, и телевидение. И те грандиозные перемены, которые сейчас наблюдаются во всём мире, этот передел сфер влияния, - результат того, что свою роль СМИ в политической жизни общества играют вдохновенно.

История, полная трагизма

Особенно опасен разгул когда в стране отсутствуют значимые союзы или организации, которые не дают развиваться тоталитарной системе. В этих условиях просто незаменима роль СМИ в политической жизни общества. Примеры прямо перед глазами. Каким же образом всё происходило в конце незапамятных 80-х в Советском Союзе, где население ещё расслабленно верило всему, о чём бы ни вещали СМИ?

Воистину, тогда было читать гораздо интереснее, чем собственно жить. Народ не привык к скандалам и таким массовым обличениям, какие вдруг посыпались отовсюду на недоумевающее и ужасающееся население. Именно информационная война, развязанная в те годы СМИ, организовала и стимулировала силы, которые быстро развалили, а затем и разворовали богатейшую страну, именно она способствовала поражению всей политической системы, которая действовала в стране семьдесят лет. Возрастание роли СМИ в политической жизни общества происходит именно тогда, когда контроль над информацией попадает в руки недобросовестных людей, которые посредством манипулирования создают выгодное им общественное мнение.

Тем временем в Америке

В Соединённых Штатах роль СМИ в политической жизни общества начала плотно изучаться и анализироваться ещё в самом начале 60-х. К чему может привести неконтролируемая прямая связь с общественностью, без участия таких институтов, как школы, церковь, семья, партийные организации и так далее? А что получится, если этот процесс поставить на контроль? Это же незаменимое подспорье в массовой поддержке определённой программы. Пока СМИ не заполучили в свой арсенал телевидение и радио, обходясь только печатными органами, всё было не так страшно, хотя многие газеты и журналы изначально открывались как органы тех или иных политических партий и очень немногие из них оставались вне политического процесса.

Главный инструмент любого издания - многомерность информации. Даже привязанные к определённой политической платформе газеты всегда подавали и материалы нейтрального характера, развлекательные или новостные, то есть людей с самого начала приучали видеть себя частью широкого мира и определённым образом реагировать на события в нём. Но когда пришло телевидение... Первое освещение избирательной кампании в США датируется 1952 годом. С тех пор созданы целые школы, обучающие журналистов влиять на массы в том ключе, который выгоден. В 80-х телевидение стало поистине доминировать среди всех средств массовой информации.

Дебаты

Возрастание роли СМИ в политической жизни общества обусловлено тем, что появилась возможность влиять с их помощью и даже моделировать в массах, что было проверено неоднократно примерами голосования избирателей в США после проведения теледебатов между кандидатами в президенты. Так победил Кеннеди после телевизионной встречи с политическим противником - Никсоном, и многочисленные опросы избирателей подтвердили, что именно эти дебаты повлияли на их выбор.

Таким же образом после телевизионной передачи Рейгану удалось не только убрать разрыв в четыре процента между им и Картером, но и наработать с помощью теледебатов ещё пять процентов голосов. Это же происходило и в парах Рейган-Мондейл, Так постепенно теледебаты между конкурентами на президентское кресло стало действенным инструментом практически во всех странах, в том числе и в России. Место и роль СМИ в политической жизни становятся самыми главными и ведущими. И телевидение в данном букете средств - это огромные возможности воздействия и манипулирования общественным сознанием. Его используют всё реже для оперативного или объективного информирования, для просвещения, для воспитания. Гораздо чаще происходят манипуляции в интересах определённых группировок.

Имидж

Тем не менее причины возрастания роли СМИ в политической жизни не вполне однозначны, этот многогранный и сложный институт нельзя оценивать однобоко. Множество его органов и элементов реализуют задачи слишком многообразные даже по просто информированию людей о событиях и явлениях, которые происходят повсеместно - от региональных до мировых. Это и сбор информации, и её распространение посредством неусыпного наблюдения за миром, это отбор и комментарии, то есть редактирование полученной информации, а затем уже преследуется цель формирования общественного мнения. Возрастают возможности человеческой коммуникации - вот главная причина возрастания роли СМИ.

Общество крайне политизировано, а печать, радио, телевидение способствуют этому просвещению в самых широких слоях населения земли. Потому и роль СМИ в современной политической жизни сильна как никогда. Они претендуют на место сторожевого пса у общественных интересов, на глаза и уши всего общества: предупреждают об экономических спадах, о росте наркомании или иной преступности, говорят о коррупции во властных структурах. Однако для этой роли СМИ должны целиком и полностью ни от кого не зависеть - ни политически, ни экономически. А вот так не бывает.

Профессия

В индустриально развитых странах средства массовой информации являются частным предпринимательским институтом или отраслью экономики, которая задействует сотни тысяч человек. Экономическая деятельность СМИ основана на сборе, обработке, хранении и последующей продаже информации. То есть функции СМИ вполне подчиняются рыночной экономике. Все противоречия в обществе, все интересы разнообразных слоёв его и групп воспроизведены в публикациях и программах. Растет экономическая мощь и социокультурное влияние - уменьшается контроль со стороны государства и корпораций (рекламодателей).

Случается даже и так, что мнения по отдельным вопросам не совпадают у правящей верхушки и руководства того или иного издания. СМИ превратились в огромные конгломераты, у них самостоятельная и достаточно прибыльная отрасль в бизнесе, однако это коммерческое начало и не позволяет обходиться без рыночного использования имеющейся информации. И здесь может сурово измениться не только характер деятельности, но и вся роль СМИ в политической жизни. Примеры весьма многочисленны. Даже Рейгана, действующего на тот момент президента страны, в 1988 году все три главные телекомпании США в эфир не выпустили по причине отсутствия коммерческого интереса. В итоге 1989 год стал последним годом его правления.

Другие примеры

Публикации, репортажи и комментарии должны проливать свет на тайные пружины, действующие на политику правящих кругов, обращать внимание всей общественности на самые одиозные характеристики этой деятельности. Иногда так и происходит. Например, в "Нью-Йорк Таймс" была публикация такого плана, когда были раскрыты некоторые документы Пентагона, газета "Вашингтон пост" разоблачила уотергейтский скандал, а телекорпорации устроили трансляции из Конгресса, где проводились разоблачительные слушания. Также было мобилизовано на протест общественное мнение относительно войны во Вьетнаме, и в этом процессе участвовали весьма многие СМИ мира, в том числе и США.

Президенты США Л. Джонсон и Р. Никсон вынуждены были покинуть политическую арену, поскольку велика роль СМИ в политической жизни. Кратко говоря, средства массовой информации могут ограничивать и власть, и конкретные действия правящих кругов. Однако это происходит чаще всего в тех случаях, когда СМИ это выгодно. Большая часть журналов и газет, радио- и телевещательных станций, даже самых известных, держатся на плаву только благодаря сенсациям. Вскрывать скандалы, разоблачать махинации, выискивать секреты, выставлять всё это на всеобщее обозрение - вот основная роль СМИ в политической жизни. 11 класс в российских школах уже изучает механизмы такого влияния.

"Бомбы"

Зачастую падкие на сенсации издания, стремясь "взорвать бомбу", расследуют коррупцию или другие должностные преступления, рассказывают о падении морали среди высокопоставленных чиновников или обман избирателей со стороны кандидатов в президенты. Таким образом задаётся тон публичных дискуссий. До общественности доводят все скандалы и аферы в коридорах власти. И бывают случаи, когда СМИ одерживают блестящие победы.

Например, после уолтергейтского скандала последовала первая в истории США отставка президента. А когда "Шпигель" поделился с читателями информацией о тайном проникновении сотрудников, охраняющих конституцию, в частный дом простого инженера и об установке там всевозможной подслушивающей техники, подал в отставку министр внутренних дел Германии.

"Утки"

Но бывает и иначе. Журналистка из "Интерфакса" присутствовала на заседании суда, где должны были вынести приговор Ходорковскому. Она заготовила два сообщения в редакцию до вынесения вердикта. А потом ошиблась с отправкой. В ленте новостей появилась информация, что М. Ходорковский уже на свободе. Опровержение - дело не быстрое, пока его оформили, рынок вырос на много процентов. Это далеко не единственный случай. Слухи об отставке В. Черномырдина тоже покатились после подобной "утки" в "Новой газете", где и Б. Громова "сняли" с должности губернатора Московской области, чтобы отправить в посольство Украины.

Вот какую роль в политической жизни играют СМИ в погоне за сенсациями. В таких случаях диалог власти и населения просто невозможен, поскольку общение это весьма похоже на детскую игру под названием "глухой телефон". Важнейшим правилом манипуляции общественным смознанием является то, при котором удаётся изолировать адресата, лишить его посторонних влияний. Когда нет альтернативных, умных и никем не контролируемых мнений. Диалог и дебаты в таких условиях невозможны. К сожалению, в данный момент метод манипулирования информацией является частью политики практически в любом государстве. После очередной "утки" пострадавшего публика помнит как лицо, связанное с каким-то скандалом: то ли у него кошелёк украли, то ли он украл. Да это никому уже и не важно, поскольку информация в наши дни очень быстро перестаёт быть актуальной.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Средства массовой информации в политической жизни общества. Мобилизационная, социализирующая функции СМИ. Правила отбора материалов. СМИ в политической системе России. Влияние СМИ на информационный процесс. Основные способы распространения информации.

    реферат , добавлен 07.10.2013

    Понятие, структура, средства и модели политической коммуникации, её функции и виды. Теории политической коммуникации. Формы вербального способа передачи информации. Средства массовой информации в политике. Особенности политических PR-технологий.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2016

    Понятие и сущность политической системы. Функции политической системы общества. Основные типы политических режимов. Выработка политических целей, закрепление их в политических документах и придание им всеобщего характера. Политические принципы и нормы.

    контрольная работа , добавлен 21.11.2011

    Понятие, субъект и роль конфликта. Причины и стадии развития политических конфликтов. Классификация политических конфликтов. Пути разрешения политических конфликтов. Значение и места конфликта в политической жизни. Функции конфликтов.

    реферат , добавлен 06.09.2006

    Формирование политической системы Республики Казахстан. Создание институтов гражданского общества. Функции, структура, типологии и роль политических партий. Понятие и признаки общественно-политических движений, формы и методы их влияния на органы власти.

    презентация , добавлен 22.05.2014

    Понятие политического манипулирования. Тактика проведения избирательной кампании и формирование имиджа. Внеправовое политическое манипулирование. Распространение информации через средства массовой информации. Примеры политических манипуляций на выборах.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2008

    Политические партии и их функции. Основные направления, виды и формы взаимоотношений государства и партий. Сущность политической деятельности. Тенденции развития современных политических партий. Роль политических партий России в гражданском обществе.

    курсовая работа , добавлен 29.10.2015

    Возникновение, основные этапы становления и сущность политических партий. Формирование партий электорального происхождения. Политические отношения. Классификация и типология политических партий. Роль и функции политических партий в современном обществе.

    курсовая работа , добавлен 28.08.2008



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама