THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

По благословению наместника архимандрита Порфирия (Шутова) Соловецкий монастырь начал производство нательных литых крестов. Художественное содержание крестов рождается на Соловках. По древним образцам их проекты разрабатываются в кресторезных мастерских монастыря. В соответствии с соловецкими эскизами кресты отливают затем в ювелирных мастерских города Костромы. В настоящее время изготавливается три вида таких крестов.

Первым появился крест якорной формы. Эта форма выбрана не случайно. В качестве тайного знака якорь использовали еще первые христиане; крест часто называют якорем нашего спасения. Якорь, чье предназначение сохранять судно от гибели, и по форме своей схож с крестом. Для монастыря, расположенного на острове посреди вод, этот морской символ особенно близок. Не зря многие паломники убеждены, что настоящий соловецкий крест – это крест именно якорной формы.

Вслед за ним стали изготавливать кресты, напоминающие по форме новгородские и псковские закладные кресты, а также Т-образные. Т-образный крест, иначе называемый «антониевский» или «Тау-крест», является одним из древнейших. Он известен еще с ветхозаветных времен. Кресты подобной формы также употреблялись для казни преступников в Римской империи. Эта буква считалась и символом, и самим изображением креста. Подобный крест носил на своих одеждах преподобный Антоний Великий.

Закладные кресты встраивались в стены древних каменных храмов. Эта форма напоминает о том, что монастырь возник и долгое время находился в новгородских землях. Верхняя закругленная часть креста крестообразно пересечена, поэтому он по своей форме схож и с т.н. солярными крестами.

На лицевой стороне всех крестов в центре изображен восьмиконечный «Голгофский» крест. Рядом с ним представлены надписи и изображения, раскрывающие богословский смысл креста. Здесь и имена Божии, и орудия страстей Господних, и гора Голгофа, и глава Адама и многие другие символы и монограммы. Но оборотной стороне представлен вписанный в крест текст: «Обители Соловецкой благословение», в центре которого монограмма «ICXC» и слово «Ника». Под крестом мачтовой вязью изображена часть молитвы «Да воскреснет Бог».

В планах монастыря создание новых видов крестов. Помимо этого будет налаживаться производство литых предметов обихода, украшений, фурнитуры с православной символикой. Возрождаемое литейное дело продолжает и развивает традиции древнего монастырского производства.

Нет во всей Центральной России места более трагичной истории, чем поляна в подмосковном лесу близ деревни Дрожжино, получившая в середине 30-х годов XX века название «Бутовский полигон». Здесь, наряду с аналогичным полигоном в Коммунарке и тюрьмой особого режима в Суханово , в период с 8 августа 1937 года по 19 сентября 1938 было расстреляно 20 762 человека: священников, крестьян и рабочих.

Пик сталинского «большого террора» пришелся на 1937-1938 года и менее чем за два года по всей стране без суда и следствия были убиты около 700 000 человек - из них подавляющее большинство были специалистами различных областей науки и промышленности, культуры и искусства - цвет русского общества.

После нового постановления правительства от 31 июля 1937 года “Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов” в тюрьмах Москвы начались массовые расстрелы и столичные кладбища перестали справляться с огромным потоком захоронений. Тогда правительство распорядилось сделать в ближнем Подмосковье два полигона-спецобъекта: «Бутовский» и «Коммунарка». В Коммунарку привозили так называемых «политических» - неугодных офицеров Красной армии и членов партийного аппарата, представителей дворянства, инженеров, работников культуры и искусства. В Бутово по ночам на грузовых машинах с надписью «хлеб» везли простых крестьян, рабочих, представителей духовенства, бывших белогвардейцев и прочих «антисоветских элементов». После расстрела тела бросали в глубокие и широкие рвы, общая длина которых составляла порядка 900 метров. Родственникам казненных ничего не сообщалось - им оставалось только строить домыслы, но догадаться об истинной причине исчезновения близких было несложно.

После 1938 года бушующие по всей стране аресты и расстрелы пошли на спад, как и советская промышленность, оставшаяся практически без специалистов. Правительство СССР во главе со Сталиным спохватились и даже начали вести репрессии против «троек» НКВД, якобы казнивших слишком много невинных людей. Нашли и «козла отпущения» - наркома внутренних дел СССР Ежова Н.И., обвинив его во всех бедах и затем расстреляв, но было уже слишком поздно - стране в прямом смысле угрожал голод.

Бутовский спецобъект продолжал использоваться для захоронения заключенных, казненных в московских тюрьмах, но на самом полигоне расстрелы больше не велись. Вместо этого буквально сразу за забором построили дом отдыха для старших офицеров НКВД: Берия и его соратники по выходным здесь выпивали и закусывали черной икрой - в нескольких метрах от останков тысяч невинных жертв.

Даже после прочтения этих строк нашему современнику сложно представить, что все эти события действительно имели место не только на бумаге, но и в реальной жизни наших родителей, дедушек и бабушек. Трудно поверить, глядя на современную Москву и Подмосковье, что всего несколько десятилетий назад, ровно здесь же, где мы сейчас живем достаточно мирно и свободно, сами выбираем свой жизненный путь и решаем на каком море отдохнуть летом, могли происходить подобные ужасы - вот уж действительно все познается в сравнении. И если мы не властны изменить страшные страницы прошлого, то в наших силах не совершать ошибок в будущем и достойно почтить память предков.

После распада СССР вплоть до 1995 года Бутовский полигон находился под охраной войск госбезопасности, велось расследование и изучение огромного архива личных дел убитых, на основе которых впоследствии была создана «Книга памяти». В 1994 году родственники погибших установили поклонный крест у одной из братских могил, а через год неподалеку был заложен небольшой деревянный храм.

В последующие годы на Бутовском полигоне был создан большой мемориальный комплекс, а имена жертв навеки высечены в камне.

Построили и новый большой храм, освященный в 2007 году в честь Новомучеников и Исповедников Российских. В притворе храма была устроена экспозиция, где и сейчас, словно в Освенциме, можно увидеть многочисленные личные вещи убитых: очки, обувь, книги, узелки. Эти предметы лучше всех письменных свидетельств открывают перед посетителями страницы нашей истории.

Гуляя вокруг красивого храма и любуясь его остроконечными шатрами с золочеными маковками, сложно не обратить внимание на огромный деревянный крест, установленный на возвышении чуть поодаль. Серая от дождей и вьюг древесина креста покрыта прекрасным резным узором, каждый элемент которого словно хочет нам что-то сказать.

Этот Большой Поклонный крест посвящен прославлению подвига святых Новомучеников и Исповедников Российских и увековечению памяти всех пострадавших в годы репрессий. Он был освящен на Соловках 25 июля и установлен на Бутовском полигоне 7 августа 2007 года, в память 70-летней годовщины начала массовых казней 1937-1938 годов. Крест создан в кресторезной мастерской Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря под руководством мастера Георгия Кожокаря, по образу традиционных крестов Русского Севера. Такой крест является раскрытой книгой, но для того, чтобы услышать его послание, нужно понять многочисленные символы и знаки. Он - икона и молитвослов одновременно, памятник прошлого и свидетель нашего покаяния.

Высота креста составляет 12,5 метров, а ширина 7,5 метров. Подобно Голгофскому кресту он является «трисоставным». Вертикальная перекладина изготовлена из сибирского кедра, горизонтальная из карельской сосны, а косая перекладина - из кипариса. Копье и трость выполнены из соловецкой сосны.

Интересна история водружения креста на Бутовском полигоне. Кто-то может подумать, что столь массивный крест доставили в Подмосковье по частям, а затем собрали, но это было не так. Крест попал в Подмосковье по воде, в результате одного из самых больших в истории водных крестных ходов, соединивший Соловецкие острова и Бутовский полигон - «две русские Голгофы».

Поклонный крест прошел на корабле по водам Беломорско-Балтийского канала, Волго-Балтийского и канала имени Москвы - по водным системам, созданным ценой нечеловеческого труда, а нередко и жизни многих тысяч заключенных. Таким образом крест стал памятником не только пострадавшим на Соловках и Бутовском полигоне, но и всем жертвам советских репрессий в разных частях нашей страны.

Координаты полигона: 55°31"58"N 37°35"43"E

Что произошло? Что случилось со мной за эти три дня на Соловках? Иногда мимолетное воспоминание говорит: «Да ничего особенного. Просто прикоснулся к еще одной святой и печальной странице итстории Отечества». А иногда…

И все чаще и чаще, все настойчивей и настойчивей Соловки заставляют меня усомниться, что я вообще жил и продолжаю жить, и что я христианин, которому полагается и жить по-христиански, всегда помня Того, кто дал мне, всем нам, жизнь, Кто оставил нам такие простые для восприятия, но, как оказывается, такие непростые для нас, затырканных суетливой повседневностью, Заповеди.

Соловки. С детских пор я слышал это слово. Я понимал, что это какое-то место, где живут плохие люди, потому как в разговорах взрослых я часто слышал: «Раскулачен и сослан на Соловки». Или: «На Соловках ему место». Или: «Сгинул на Соловках. Будто бы врагом народа оказался». И так далее.

Я и все мои сверстники долго не знали, где эти самые Соловки находятся, что из себя представляют. В школе даже по географии мы их не проходили. И только любопытный ученик мог разглядеть на карте Соловецкие острова в Белом море. Я их нашел на географической карте СССР, кода учился, кажется, в шестом классе. И, кажется, именно тогда запало в мою душу, казалось, неисполнимое желание увидеть это жуткое место. Уже много позже я мало-помалу узнавал историю столь удивительно прекрасного и в то же время столь трагического места. Оказывается, люди здесь бывали тысячелетия тому назад. А много позже, когда на Руси незыблемо укрепилось православное христианство, там стали селиться первые монахи-подвижники. И поставили они монастырь -крепость, которую ни шведы, ни англичане не могли одолеть.

Напротив нашей сельской школы-семилетки метрах в пятидесяти стоял замечательной архитектуры уже разрушающийся храм, который закрыли в 1940 году. Батюшку с семьей куда-то выслали, а в их доме устроили постоялый двор для транзитных подвод и обозов.
Моя учеба в школе пришлась на первые послевоенные годы. У вдов-солдаток еще слезы на глазах не просохли, а в некоторые семьи еще приходили после скитаний по госпиталям солдаты-инвалиды. Тут бы самое время и помолиться в храме о сложивших свои головы за Родину воинов и за здоровье оставшихся в живых. Нет. Церковь стояла пустой и соблазняла растущих в безбожии юных пионеров пальнуть из рогаток по незащищенным стеклам и похваляться своей меткостью. Или нацарапать железякой на белой стене свое имя, а то и что похуже. И что характерно – мальчишеские безобразия никто не останавливал, не пресекал. В том числе и учителя. Никто. Разве что случайно проходившая мимо пожилая женщина пристыдит негромко, так над ней громко посмеются. Учителя, возможно, и возмущались в себе, да выйти и пресечь забавы малолетолк побаивались: как бы по доносу кого-нибудь из коллег не навлечь на себя гнев чиновников от народного образования. И только Бога никто не боялся.

Но вот прошли богоборческие ленинско-сталинские времена. И что? Хрущевская «оттепель», пожалуй, даже усугубила положение. Во всяком случае, для возрождения духовности не было сделано ровным счетом ничего. Именно в эти годы мне довелось служить в советской армии. Да, тогда в армии была относительно крепкая дисциплина. Но эта дисциплина никак не была связана со страхом перед Богом совершить грех при исполнении служебного долга. У верующего же солдата дисциплина держалась на совести, стержнем которой были Евангельские заповеди. Впрочем, не так то и много было верующих. А уж если у кого старшина увидит крестик на груди – неминуем разбор на комсомольском собрании (читай – ротном собрании). Замордуют парня так, что он даже письмо матери напишет: и зачем, мол, я тебя послушал, покрестился, смеются, мол, надо мной. И вернется ли потом этот парень к вере? Вопрос. А ведь мать благословляла его этим крестиком на честную службу и на благополучное возвращение домой.

Да что говорить о ком-то! Давно ли я, будучи коммунистом и должностным лицом, уверял свою верующую мать, что Бога нет. И пришел я, многогрешный, в храм не в молодые годы, а на седьмом десятке лет. Господи, прости изувеченную мою душу.

Кто знает, когда бы удалось нам с женой моей сподобиться посетить эти загадочные для меня острова, если бы не замечательные молодые женщины Инна Айрих и Ирина Якунина, организаторы-энтузиасты, «авторы» многих полезных для души и для глаз (особенно для души) поездок по святым и историческим местам России. И не только России. Не перестаю удивляться их позитивной энергии.

И вот мы, группа из десяти человек, до Карельского городка Кеми на поезде, а от Кеми по Белому морю на теплоходе, держим путь к Большому Соловецкому острову. Море спокойно, стая чаек сопровождает теплоход, устраивая целое шоу, ловко хватая клювами подбрасываемые пассажирами куски хлеба или колбасы. Примерно через два часа показались очертания острова с белым силуэтом монастыря. И этот силуэт нам предвещал нечто грандиозное. Защелкали фото- и видеокамеры. Пассажирам стало не до чаек. Все всматривались в приближающуюся святыню. Ожидание чуда, кажется, оправдывалось. Но это было первое чудо – зрительное.
Сойдя на берег, нас без проволочек доставили в уютные коттеджики с номерами, отлично покормили. Теперь можно и за духовную пищу приниматься. И пища эта то комом в горле застревала, то переворачивала душу, то возмущала разум, не сразу воспринимавший виденное и слышанное. А как, например, можно спокойно воспринять то, что в 20-е и 30-е годы прошлого столетия здесь было расстреляно, умерло от болезней, каторжных работ, издевательств охраны более 40 тысяч человек. И в большинстве своем – невиновных. А всего через Соловки прошло более 80-ти тысяч заключенных. Тут были взрослые и днти, мужчины и жнщины, русские и представители других народов России и не только России, политические и уголовники, православные христиане, священники и иерархи Русской Православной Церкви, ученые и вовсе неграмотные, дворяне и аристократы высших сословий, недовольные советской властью рабочие и раскулаченные крестьяне, военные самых разных чинов и званий. Называлась эта ссыльная тюрьма – Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). А позже и вовсе – Соловецкая тюрьма особого назначения – СТОН. Это слово, пожалуй, в большей степени отвечало сути здесь происходящего. Говорят, принцип устройства СТОНа потом переняла и усовершенствовала нацистская Германия…

65-я параллель в месте пересечения Соловецкого архипелага, насчитывающем более ста больших и малых островов, находится в 165 километрах от Полярного круга. Общая площадь островов около 300 квадратных километров. Самый большой остров – Большой Соловецкий – 218 квадратных километров. Далее – Анзер, Большая и Малая Муксалма, Большой и Малый Заяцкие.

История Соловков берет свое начало из глубины веков, примерно с пятого тысячелетия до нашей эры, когда стали здесь появляться древние обитатели Поморья – протосаамы. Здесь они ловили рыбу, промышляли морского зверя, здесь же хоронили своих соплеменников, складывая над ними валунные курганы, а рядом выкладывали из мелких камней загадочные культовые лабиринты.

Но вот в начале ХV века на Соловках появляются первые иноки, преподобные Савватий, Герман и Зосима, и языческий край стал преображаться в Православный. Причем, уже вскоре трудами этих святых Соловки стали средоточием Православия на русском севере.
С тех пор история Соловков стала историей Соловецкого монашества.
В XVI веке монастырь превратился в духовный, хозяйственный и военный центр Поморья. А к концу века над Белым морем возвышались несколько каменных храмов, завершено строительство каменной стены-крепости.
Сказать, что сооружения на Соловках каменные, значит, ничего не сказать. Огромные многотонные природные валуны (наследие ледникого периода) уложены в основания стен, а по мере их возведения валуны уменьшаются. Ширина стен в отдельных местах достигает семи метров. Высота одиннадцати метров. Длина монастырской стены по периметру. – 1200 метров. Это чудо зодчества и строительного мастерства, а также методы подвоза и укладки таких огромных и в таком количестве валунов полностью не раскрыто до сих пор. А ведь валунных строений на островах немало, причем в самых труднодоступных местах. И сооружения на Соловках впечатдяют не менее, чем Египетские пирамиды.
В 1854 году монастырь подвергся атаке двух английский кораблей, но стены без особого урона выдержали многочасовой обстрел из корабельных пушек. Англичане ушли восвояси. Монастырь еще более прославился. На острова потянулись паломники. Даже члены императорской семьи считали важной для себя духовной обязанностью посетить Соловецкий монастырь.

На Вологодчине, на живописном берегу реки Сухоны по Божьему промыслу в 1137 году возник посад Соль Тотемская, ныне уютный, дорогой моему сердцу, городок Тотьма. Многие десятилетия и даже столетия славен он был солеварением, а пуще – купцами-меценатами, которые снаряжали экспедиции и отправляли их за тысячи верст, к морю Охотскому и к самому Тихому океану для промысла морского зверя: котиков, черных лис и бобров. Многие купцы с того промысла большие доходы имели и щедро жертвовали на строительство храмов в Охотске, Иркутске и, конечно, в самой Тотьме.
А еще Тотьма хранима многими святыми, на ее земле просиявшими. Конечно, особо почитаемый здесь - преподобный Феодосий Тотемский (Суморин), по Божьему промыслу устроитель и первоначальник Спасо-Суморина монастыря. И, может быть, не все знают, что и преподобный Герман, рано подвизавшийся в монашестве, искавший молитвенного уединения и ставший одним из первых монахов на Соловках - уроженец Тотьмы. Преподобные Герман и Савватий обусловили возникновение Соловецкой обители, а преподобный Зосима начал ее устройство и стал первым настоятелем Соловецкого монастыря, ставшего теперь одной из главных святынь православной России. Известен такой факт. Однажды пресвитеру Григорию, служившему в Тотьме, во сне явился преподобный Герман и повелел написать образ его вместе с Савватием и Зосимой. Григорий исполнил повеление. Икона стала чудотворной и многие, с верой подходившие к ней, получали исцеление.
Из многих небесных молитвенников о Тотьме широко известны Вассиан Тиксненский, блаженные Максим и Андрей Тотемские.
Вот и прошли, как один час, три неповторимых и незабываемых дня на Соловецких островах. Смею говорить от лица всей группы, ибо я видел выражения лиц и негромкие разговоры о впечатлениях. Мы все почувствовали и прочувствовали Соловецкий крест, который Божественно распростерт над этой суровой, с избытком политой потом и кровью землей в холодном море.

Один из наших экскурсоводов, неравнодушно рассказывавший историю Соловков, сказал: «Вся земля здесь святая. В любом месте можно творить молитву и она дойдет до Бога».. Но приходилось слышать и другое. Водитель микроавтобуса, отвозившего нас на пристань, ворчливо выговаривал:
- Патриарх с губернатором архангельским да еще и с министром культуры прилетели.. А зачем?
- Зачем? – спросил я.
- Объекты опять какие-то будут монастырю передавать. Говорят, даже пекарню отдадут.
- Ну, а если пекарню передадут, то поселок без хлеба останется?
- Да нет, хлеб монахи пекут получше, чем в нашей пекарне. Многие у них покупают. Да и дешевле у них.
- Так в чем дело?
- А в том, что доход опять монастырю пойдет.
- Но если на этот доход он построит храм, например, или гостиницу для паломников, или благотворительность умножит, - кому от этого будет плохо?
- Плохо не будет, но как-то…

Или вот еще один пример духовной поврежденности. На острове Анзер, на Голгофо-Распятской горе, Божественным чудом выросла крестообразная береза. Именно на этой горе и близлежащих местах было расстреляно и умерло мученической смертью несколько тысяч политических лагерников в двадцатых и начале тридцатых годов прошлого столетия. На захоронениях большевики не ставили крестов и даже каких бы то ни было обозначений. Убраны были и те покаянные и поклонные кресты, которые стояли десятки лет. И, видимо, по промыслу Божию и выросла на самой вершине горы крестообразная береза. Но куда денешься от сомневающихся и скептиков? Причем, очень дотошных в поисках деталей, якобы указывающих на обратное истине.
По приезде из Соловков, я поделился впечатлениями с двумя знакомыми женщинами. Рассказал и о березе. На что одна из них сказала:
- Мой сын тоже недавно был на Соловках и говорил про эту березу. Он говорит, что сучья сами собой так вырасти вряд ли могли. Ему показалось, что их кто-то гнул.
И стоит ли такого человека убеждать в обратном? Мне жаль и эту женщину, и особенно ее сына, непонятно зачем посещающего святые места.

И вот еще что приходит на ум. При всей нашей нынешней неустроенности жизни, мы, бывая в святых местах, сожалеем, а то и праведно возмущаемся былыми лихими временами, жестокостью, безверием власти. Слава Богу, нынче этого нет и, даст Бог, не будет. Об этом неустанно молится братия Соловецкой обители и островных скитов. И разве мы, кому, якобы, некогда лоб перекрестить, не должны быть ей благодарными? «Ах, монастырю переходит то и это». А в XVIII веке монастырь имел огромные вотчины, и крестьяне Поморья были довольны принадлежностью монастырю, ибо были сыты, одеты и обуты, а дети их учились в приходских школах. Монастырь имел целый флот и торговал с Англией и Скандинавскими странами. А за счет доходов обустраивал обитель, которая сыграла выдающуюся роль в укреплении Российской державы.

Ну, а то, что мы теперь имеем возможность беспрепятственно посетить Соловецкие острова, молитвенно прикоснуться к святыням и хотя бы немножко очиститься душой – разве это не чудо?

В неделю Крестопоклонную

Голгофо-Распятский скит на острове Анзер был основан преподобным Иовом в начале XVIII века. По преданию, святой удостоился откровения Богородицы, указавшей ему: «Эта гора отныне называется второй Голгофою; на ней будет устроена великая каменная церковь распятия Сына Моего и Господа и учредится скит… Я сама буду посещать гору и пребуду с вами во веки». Скит находится на том же меридиане, что и Храм Гроба Господня в Иерусалиме и ему Промыслом Божиим была уготована похожая судьба. В 1923 году, после закрытия монастыря, на его месте был помещен так называемый стационар Соловецкого лагеря для тифозных больных. Сотни священнослужителей приняли здесь унижения, поругания и мученическую смерть, взойдя путем Христа на свою Голгофу, чтобы потом воскреснуть и пополнить сонм Новомучеников Российских, на земле Российской просиявших. По пути мы проходим луг, который называется Богородичным. По преданию здесь прошла Пресвятая Богородица, и в тех местах, где Она ступала, выросли незабудки, и эти цветы стали называть слезами Богородицы. Поклонный Крест встречает нас у подножия горы, и скит уже виден в далекой перспективе.

Поем: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко», и меня охватывает трепет! Это невероятно - вот три точки на одной прямой, уходящей в небо: это я, грешный человек, Поклонный крест и гора Голгофа. Ведь сказано, что в жизни каждого верующего человека есть свой крест и своя Голгофа. А воздух наполнен благоуханием трав и цветов, целомудренного северного многоцветия, кроны деревьев тянутся ввысь вопреки суровому климату, стремящемуся пригнуть их к земле. Слава Богу, создавшему такую красоту! Впереди самый трудный участок пути - восхождение к Голгофо - Распятскому скиту. Становится совершенно ясно, что боль в руках и ногах, - это тяжесть собственных грехов. Рюкзак просто опрокидывает назад. «Ты устал? Отдохни, присядь, зачем тебе вообще лезть туда?» - как будто нашептывает лукавый. Да, пожалуй, можно и присесть. Но вдруг перед глазами вырастает невообразимое чудо - береза в виде креста. Она выросла рядом со скитом после войны тогда, когда виновники преступлений, стараясь замести свои кровавые следы, вырубили почти все кресты на Соловках. Господь воздвиг свой нерукотворный крест. Это символ памяти, которую уничтожить невозможно.

Я смотрю на эту необыкновенную березу и вспоминаю главную заповедь Евангелия. Горизонтальный ствол - это любовь к Богу, вертикальный ствол - это любовь к людям. Как просто и ясно. «…Господь Бог твой есть Бог Единый и возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, всей душой твоею, всей крепостью твоею и всем помышлением твоим… И вторая заповедь подобная ей - возлюби ближнего твоего, как самого себя». Как же возлюбил нас милосердный Господь, что взяв на себя все грехи наши, понес их на Голгофу! Устыдившись малодушия, встаю и несу свои грехи на вершину горы, в Голгофо - Распятском скиту каюсь, как могу, и тяжесть падает с плеч. Как легко и радостно становится на душе. Воздух наполняется благодатью. Здесь небо так близко к земле! Слава тебе, Господи, за величие и красоту природы, созданной тобой! Море сливается с небом, пышные зеленые леса отражаются в голубых озерах. Стоя на краю земли, кажется, что ты летишь. Я - тоже творение Божие. Значит, Господь, создавший такую красоту, любит и меня и всех окружающих меня людей. Какие хорошие люди окружают меня, какие добрые у них глаза! Какое счастье жить с Богом и ощущать всю полноту жизни!

Мы вымолены дорогою ценой крестных страданий Новомученников Российских. Говорят, что здесь вся земля является Антиминсом, на котором можно служить Литургию, потому что вся она полита кровью и усеяна мощами Новых Российских Святых.

Непременно побывайте в этих святых местах, они помогают исцелению души, укрепляют веру, помогают любить ближних и благодарить Бога за все.

Столяров Вячеслав Павлович - научный редактор Издательского Совета Соловецкой обители, заведующий Сектором исследований Соловецкого архипелага и Беломорья Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева.

Крест, как священный символ давнего, Животворящего Креста, на котором совершилось распятие Господне, является изначальным объектом поклонения христиан. Символическое, центральное место креста в православной духовной культуре отражается в Пасхальной молитве (Часы святы Пасхи):
Воскресение Христово видевше, // поклонимся Святому Господу Иисусу, // Единому Безгрешному. // Кресту Твоему поклоняемся, Христе, // и святое воскресение Твое поем и славим: //Ты бо ecи Бог наш, // разве Тебе иного не знаем, // имя Твое именуем. // Приидите вси вернии, // поклонимся святому Христову Воскресению: // се бо прииде Крестом радость всему миру. // Всегда благословяще Господа, // поем воскресение Его: // распятие бо претерпев, // смертию смерть разруши.

Анализируя многочисленные исторические изображения, фотографии, иконопись Соловецкого монастыря, нетрудно заметить, что крест был одним из основных элементов священной топографии, опорной точкой духовно-символического пространства Соловков. Многометровые восьмиконечные деревянные кресты воздвигались по всему побережью архипелага и центральной части островов.

В 1429 году первоначальники Соловецкие, преподобные Савватий и Герман, после долгого морского путешествия, "на третий день достигли... острова Соловецкого... И вышли на берег, и поставили шатер свой, и воодрузили крест на месте том, где пристали к острову". И лишь после воодружения креста пустынники стали строить себе постоянные кельи . Другой подвижник Соловецкий, преподобный Елеазар, ища уединения осенью 1616 года добрался на утлой лодочке до пустынных берегов Анзера, выбрал себе место для проживания "и ту абие крест постави, по времени же келию згромаждь" . Водружение креста на пустынной, необжитой еще земле было первоочередным и важнейшим делом. Об этом в первую очередь заботились подвижники еще до сооружения жилища.
У Креста, при отсутствии храма или часовни, отправлялись молитвы ко Господу. Крест обозначал принадлежность пустынных земель Православному миру. Крест был опорой и защитой в духовной брани против нечистой силы и врагов христианства. "Спаси, Господи, люди Твоя, // и благослови достояние Твое, // победы на сопротивныя даруя, // и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство", - возносился иноками тропарь Кресту и молитва за Отечество.

Традиция воздвижения деревянных восьмиконечных крестов не прерывалась на протяжении многих веков как на Соловецких островах, так и по всему Поморью. К концу XVIII - началу XIX веков сложилась определенная ставрография Соловецкого Поклонного Креста. Один из типичных соловецких крестов, ныне утраченный, был зафиксирован историком П. К. Казариновым в 1934 году . На его лицевой (западной) части вырезаны круглые клейма-монограммы с титлами:

вершина опоры креста — /W/ или /0 WH/ — Сущий;
малая перекладина — /ЦРЪ/ /СВЫ/ — Царь Славы;
промежуток между малой и большой перекладинами (на опоре креста) — /INЦI/ — Иисус Назаретяин Царь Иудейский;
большая перекладина креста — /IC/ /ХСЪ/ /СНЪ/ /БЖIЙ/ — Иисус Христос Сын Божий;
средняя часть опоры креста — /К/ /Т/ — Копие, Трость;
/М/ /Л/ — Место Лобное;
/Р/ /Б/ — Раю Бысть (Раб Божий);
/Г/ /Г/ — Гора Голгофа;
подножие креста — /NI/ /КА/ — Победитель;
нижняя часть опоры — /Г/ /А/ — Глава Адама;
изображение черепа;
кладка из валунов, укреплявших крест, символизировала Голгофу.
Иногда на большой перекладине вырезался текст молитвы: /КТПВCВТС/ — «Кресту Твоему поклоняемся Владыко и святое Воскресение Твое славим».

Высота Поклонных Крестов достигала 7-9 метров. Часто крест дополнялся копием (слева) и тростью (справа). Обычно для устойчивости и сохранности опора креста устанавливалась в сруб. Вершина креста защищалась кровлей с причелинами.
Функции креста в символическом пространстве Соловецкого архипелага были удивительно многообразны. Крест, являвшийся для христиан духовным символом, становился на Соловках вполне материальным, путеводным знаком спасения. Жизнь Соловецкого монастыря, со всех сторон окруженного Белым морем, была тесно связана с мореплаванием. Многометровые приметные кресты по берегам архипелага являлись навигационными знаками, указывавшими мореходам путь к спасительной гавани. Системы приметных крестов обозначали вход в гавань Благополучия у стен Соловецкой обители, располагались в Троицкой губе острова Анзер, стояли по берегам губы Долгой.
Мореходство на Беломорье было весьма опасным. Сильные шторма, изменчивые течения, подводные мели и камни-корги были причиной частых крушений морских судов. Соловки, располагавшиеся в самом центре Онежского залива, для поморов-мореплавателей обычно служили промежуточной стоянкой на пути до Архангельска или районов морского промысла в Баренцевом море (у Мурмана, Груманта и Новой Земли), желанным местом отдыха по возвращении, а в случае кораблекрушения - и единственной надеждой на спасение.

Купцы и промышленники перед дальними плаваниями посещали Соловецкий монастырь и возносили молитвы о благополучном путешествии. На доске большого деревянного креста Фаворской часовни (о. Большая Муксалма) прежде была надпись: "О, преблаженный и честной крест Господень: тебе поклоняемся, православные, и величаем, радующиеся о божественном возвышении твоем. Но яко победительное и оружие непобедимое, огради и покрой твоею благодатию от всякого злоключения, преплывающих сию морскую пучину. На кресте пригвоздитися изволенный, за грехи всего мира, Господи Иисусе Христос! Умоляю тебя пред величеством славы Твоея! Подай и мне руку, в море сем плавающему, якоже подал еси апостолу Петру утопающему. Прими меня, кающегося, яко же принял еси разбойника, блудницу, Павла, и да не потопит меня буря водная. Аще бо и согрешив, но от Православной Церкви в раскольничьи заблуждения не отступив, даруй мне кончину живота моего христианскую, мирну, причастную Святых Твоих Тайн, Тела и Крови, очищающих грехи наша. В час смертный и день судный помилуй мя, Господи! Молитвами пречисты владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии и Преподобных и богомольных отец наших Зосимы, Савватия и Германа и прочих соловецких чудотворцев и сокровенных угодников, на сей горе подвигавшихся и моего Ангела Хранителя помилуй, помилуй, аминь" .

Сотни обетных крестов устанавливались мореплавателями на Соловках "в благодарность" по окончании трудных морских путешествий. Скопления обетных крестов располагались у морских стоянок Анзера (мыс Капорский) и гавани Большого Заяцкого острова. Кресты устанавливались и в местах спасения мореплавателей, терпевших кораблекрушения. Очень часто поморские суда выбрасывало на мыс Колгуев острова Анзер.
Памятные кресты воздвигались в честь знаменательных событий. Сохранился Поклонный Крест 1812 года на месте обретения иконы чудотворной иконы Богородицы Корсунской (затем именованной Сосновской). Памятный крест (1702 г.) был установлен на пирамиде-останце у побережья Анзера в честь посещения Соловков Петром I.
Охранительные освятительные кресты устанавливались на древних языческих капищах Соловецкого архипелага. Оппозиция капища и православного креста создавала новое семантическое поле. В этом случае древнее капище теряло свой первоначальный сакральный смысл и становилось памятником христианской истории. Крест, возвышавшийся над капищем, наглядно демонстрировал торжество христианства над язычеством. Деревянные освятительные кресты сохранились на мысе Колгуев острова Анзер, над древним капищем на горе Сигнальной Большого Заяцкого острова были выложены каменные кресты.

В 1928-29 гг., во времена Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН), тысячи крестов соловецких были уничтожены . Но в глухих уголках архипелага (мыс Колгуев) появлялись новые, наспех сколоченные узниками концлагеря кресты. Традиция воздвижения многометровых Поклонных Крестов возродилась на Соловках в 1990 г. после восстановления Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря. В августе 1992 г. по благословению и при участии Святейшего Патриарха Алексия II был освящен и воздвигнут поминальный Поклонный Крест в честь новомучеников Соловецких у подножия Секирной горы (где во времена СЛОН был штрафной изолятор). В июле 1994 г. в память о всех новомучениках был воздвигнут поминальный Поклонный Крест у горы Голгофы на острове Анзер.
Знаменательное событие состоялось 3-4 февраля 2001 года. В Москве, на Соловецком подворье у храма великомученика Георгия в Ендове, был воздвигнут и освящен Святейшим Патриархом Алексием II еще один Соловецкий Поклонный Крест. Православный трехчастный крест с копием и тростью высотой около 9 м изготовлен в Соловецкой обители по древним монастырским и поморским образцам из соловецкого древа. Размах большой перекладины креста - 4 м. Кровля с причелинами завершается охлупнем, напоминающим форму ладьи - символа спасения. На свесе кровли - сквозные прорези: слева - солнце о двенадцати лучах - символ Иисуса Христа, справа - месяц - символ Пресвятой Богородицы. На причелинах вырезаны тексты оградительных молитв: "Огради нас, Господи...", "До воскреснет Бог...", "Непобедимая сила...". На лицевой части креста вырезаны традиционные клейма, с четырех сторон вертикальной части столпа приводятся выдержки из кондака Кресту Господню, творение прп. Григория Синаита.

Крест укреплен в сруб, заполненный валунами, привезенными из Соловков. На табличке у креста надпись:
"Поставлен сей Честный и Животворящий Крест Господень во имя Святыя Живоначальный Троицы, на поклонение православным христианам, в память о новомучениках и исповедниках Соловецких, в годину лютого гонения за веру и благочестие пострадавших благолосвением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Священноархимандрита Спасо-Преображенския Соловецкия обители, при Наместнике архимандрите Иосифе с братией, в лето 2001-е месяца февраля 4-го дня, изготовленный в обители преподобных отец Зосимы, Савватия и Германа в месте, идеже подвизася Святый священномученик и исповедник Российский Филипп, игумен Соловецкий, Митрополит Московский, всея Руси чудотворец, идеже пострада и прославися святый новомученик и исповедник Соловецкий Петр (Зверев), Архиепископ Воронежский, и с ним же сонм архиереев, иереев и монахов, братий и сестер и множество верных чад Русской Православной Церкви, их же молитвами Господи Иисусе Христе Боже наш помилуй и спаси нас. Аминь".

Величественный Поклонный Крест, по древней традиции, воздвигался вручную, всем миром, без использования современной техники. Он сегодня как бы ограждает территорию маленькой монашеской обители в самом центре столицы от вторжения современной цивилизации, противостоит "миру сему" - внешнему блеску респектабельных зданий банков и пятизвездочных отелей. Здесь, на Соловецком подворье, у стен древнего храма, каждый может оценить роль символики в общем восприятии исторического комплекса. Явление новой опорной точки духовно-символического пространства изменило семантику всей прилегающей территории. Частица Земли Соловецкой, олицетворяющая монашеские традиции и трагедию узников концлагеря, появилась на духовной карте столицы рядом с храмом небесного покровителя Москвы - великомученика Георгия. Именно сюда направляются теперь люди, желающие помянуть своих погибших в лихую годину сородичей. Интересно, что установленный на Лубянке Соловецкий камень значимым мемориальным символом так и не стал. Несмотря на церковные свечи, возжигаемые здесь, он притягивает, в основном, политизированное сообщество, а место это служит для проведения митингов.

Заключение

Прикасаясь к историческому наследию Соловков, человек внутренне прозревает, что это не только совокупность памятников или культурных ландшафтов. Контекст восприятия наследия Земли Соловецкой гораздо шире и не всегда поддается рациональному толкованию, о чем свидетельствуют впечатления многочисленных туристов и ученых (не говоря уже о паломниках). И это "неназванное", складывавшийся и шлифовавшийся веками "монастырский мир" тоже является нашим национальным достоянием и нуждается в охране.

Угрозы сохранению традиционного духовно-символического пространства могут идти с разных сторон. Безусловно, невосполнимый ущерб приносят разрушения опорных символических точек и историко-культурных памятников. Не меньшую опасность могут представлять вторжения на историческую территорию чужеродной символики, экспансия нетрадиционных видов деятельности, демонстрация поведения, нехарактерного для данного места. Причем, последствия этих действий не всегда осознаются. Такое положение характерно и для Соловков.
Международная группа экспертов , проводившая инспекционную поездку для оценки состояния Соловецкого историко-культурного комплекса, констатировала:
"Меры охраны наследия на Соловках при существующих механизмах их осуществления на национальном уровне неадекватны уровню значимости Соловков как объекта Всемирного наследия. В настоящее время наряду со вниманием, уделяемым реставрации нескольких отобранных архитектурных памятников, необходимо зафиксировать негативный, продолжающий усиливаться процесс деградации культурного ландшафта и всех его составляющих. Весь целостный культурный ландшафт с его архитектурными и инженерными сооружениями, угодьями, символикой, природными и историческими достопримечательностями, ландшафтными взаимосвязями должен находиться под охраной" .
"Современные ландшафты Соловков являют собой примеры преобразования земли усилиями Православной Церкви и Русского государства в различные времена и в соответствии с насущными нуждами, и при этом многие символические ассоциации в ландшафте проявляются через взаимосвязанную сеть приметных знаков и видимых на горизонте ориентиров" .
"Приоритетные права должны быть представлены монастырю как носителю культурной традиции, формировавшей культурный ландшафт и его ценности. При этом недопустимы действия, снижающие аутентичность и целостность ландшафта" .
Программу охраны материального наследия Соловков и перспективные планы развития Соловецкого музея-заповедника необходимо дополнить мерами по сохранению аутентичности духовно-символического пространства архипелага. Это пространство, наряду с историко-культурными памятниками и культурными ландшафтами, следует признать культурным достоянием России. Всякие действия, ведущие к вторжению на архипелаг чужеродной символики, равно как и разрабатываемые проекты развития здесь нетрадиционных для Соловецкого монастыря видов деятельности, должны быть ограничены. Только таким образом можно сохранить в полном объеме уникальное духовое, историко-культурное и природное наследие Соловецкого архипелага. Международная инспекционная поездка была предпринята по поручению совместной Норвежско-Российской группы по культурному наследию в период с 3 по 10 августа 1998 г. В состав группы экспертов входили: Г. Стовел, Монреальский университет, Канада; П. Аггер, Роскильдский университет, Дания; К. Шанке, Музей саами в Варангере, Норвегия; М. Кулешова, РосНИИ Наследия, Россия; Т. Семенова, РосНИИ Наследия, Россия.
Отчет о проведении мониторинга объекта Всемирного наследия «Соловецкий; историко-культурный комплекс» // Экология культуры. Информационный бюллетень. № 4 (17). Архангельск, 2000. С. 65
Там же. С. 44.
Там же. С. 64.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама