THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Масштаб инноваций и соответственно инновационных процес­сов имеет широкие границы. Укрупненно можно выделить два уровня инновационной деятельности (инноватики): операцион­ный и стратегический.

Операционная инноватика обслуживает текущие краткосрочные цели организаций - получение текущих прибылей за счет стабиль­но действующего производства и снижения издержек в реальном режиме времени. В основном это проведение локальных иннова­ций - отдельных улучшений в продуктах, технологиях, услугах. Речь идет об изменениях в рамках конструкторского и техноло­гического сопровождения производства, в рамках его технической подготовки. Такие изменения встречаются в жизни предприятия довольно часто, и они нуждаются в управлении. Как правило, это объекты функционального управления.

Назначение функционального управления - консервативное. Оно призвано поддерживать, сохранять стабильные условия для производства и проведения локальных инноваций, нейтрализующих отдельные возмущения среды, а также способствовать снижению издержек. Специалисты, занятые организацией функционального управления, справедливо считают операционную инноватику одной из функций предприятия, подобно производству и маркетингу.

Стратегическая инноватика призвана решать глобальные цели организаций, по их выживанию в долгосрочной перспективе, спо­собствовать достижению целей, направленных не на получение те­кущих прибылей, а на удовлетворение потребителей.

Инновационная деятельность такого масштаба не может огра­ничиваться одной функцией (пусть даже называемой проектированием), так как она органически представляет собой бизнес в це­лом (в целостном восприятии - от идеи продукта до его коммер­ческой реализации), интегрирующий исполнителей всех стадий цикла создания и реализации нового продукта, т.е. исполнителей всех функций организации. Здесь мы имеем дело уже не с функ­цией, а с проектом. Поскольку стратегическая инноватика требу­ет значительных ресурсов организации, исполнители проекта кон­курируют в потреблении ресурсов с исполнителями текущих ста­бильных процессов. Для одновременного осуществления обоих видов деятельности требуется их организационно разделить.

При организации стратегической инноватики необходимо про­вести большую работу по переходу от функционального мышле­ния руководителей и исполнителей, ведущему к ограниченности восприятия задач и уходу от ответственности за конечные резуль таты всего дела, к проектному мышлению и проектному управле­нию, при которых все функции, включая и само проектирование, и производство, и маркетинг, - всего лишь звенья одной цепи, которые должны служить одной цели, заключающейся в выпуске нового продукта, решающего проблемы потребителей.

Эти особенности более четко видны из результатов успешно за­вершенных инновационных проектов.

В отечественной практике технология проектного управления давно получила широкое распространение на государственном, ре­гиональном и отраслевом уровнях, а также на уровне предприя­тия. Однако следует учесть некоторые особенности ее примене­ния:

На государственном (региональном и отраслевом) уровне про­ект выступает лишь как элемент программы определенного уров­ня и речь идет о программно-целевом управлении с позиций это­го уровня;

На предприятии каждый проект отражает определенную про­блему, решаемую в системе программно-целевого управления.

Правительство РФ использует программные методы управле­ния. В их основе - система программ и проектов. Программы - основа проводимой государством бюджетной политики, ориенти­рованной на реализацию важнейших задач развития. Выделяют федеральные, президентские, региональные, отраслевые и объект­ные целевые программы (ЦП) и проекты. Региональным и отрас­левым программам в зависимости от важности задач может при­сваиваться статус федеральных.

Процесс разработки ЦП базируется на понятиях и принципах программно-целевого планирования:

целенаправленность - целевая ориентация программ на до­стижение конечных результатов;

системность - разработка всей совокупности мер, необходи­мых для реализации;

, комплексность - соответствие частных целей (подцелей) генеральной цели;

обеспеченность финансовыми, информационными, материальными и трудовыми ресурсами;

приоритетность - ранжирование проектов и программ по срочности исполнения и обеспечения ресурсами;

экономическая безопасность проектов программы;

согласованность программ различных уровней;

своевременность достижения требуемого конечного результата.

Контрольные вопросы к главе:

1. Что представляет собой инновационный потенциал предприятия?

2. Какова структура внутренней среды предприятия?

3. Подходы к оценке инновационного потенциала.

4. Сущность детального подхода к анализу среды предприятия и оценке его инновационного потенциала.

5. Схема детального анализа.

6. Сущность диагностического подхода к анализу среды пред­приятия и оценке его инновационного потенциала.

7. Схема диагностического анализа.

8. Сущность диагностического анализа инновационной среды предприятия по методу SWOT -анализа.

9. Общий вид матрицы SWOT -анализа. Поля матрицы.

10. Структура макросреды предприятия.

11. Структура микросреды предприятия.

12. Сущность операционной инноватики.

13. В чем отличия функционального и проектного управления нововведениями?

Проектное управление инновационной деятельностью определяет масштаб инноваций и, соответственно, инновационных процессов. Укрупненно можно выделить два уровня инновационной деятельности (инноватики): операционный и стратегический.

Операционная инноватика обслуживает текущие краткосрочные цели организаций - получение текущих прибылей за счет стабильно действующего производства и снижения издержек в реальном режиме времени. В основном это проведение локальных инноваций - отдельных улучшений в продуктах, технологиях, услугах. Речь идет об изменениях в рамках конструкторского и технологического сопровождения производства, в рамках его технической подготовки. Такие изменения встречаются в жизни предприятия довольно часто, и они нуждаются в управлении. Как правило, это объекты функционального управления.

Назначение функционального управления - консервативное. Оно призвано поддерживать, сохранять стабильные условия для производства и проведения локальных инноваций, нейтрализующих отдельные возмущения среды, а также способствовать снижению издержек. Специалисты, занятые организацией функционального управления, справедливо считают операционную инноватику одной из функций предприятия, подобно производству и маркетингу.

Стратегическая инноватика призвана решать глобальные цели организаций по их выживанию в долгосрочной перспективе, способствовать достижению целей, направленных не на получение текущих прибылей, а на удовлетворение потребностей.

Инновационная деятельность такого масштаба не может ограничиваться одной функцией (пусть даже называемой проектированием), так как она органически представляет собой бизнес в целом (в целостном восприятии - от идеи продукта до его коммерческой реализации), интегрирующий исполнителей всех стадий цикла создания и реализации нового продукта, т.е. исполнителей всех функций организации. Здесь мы имеем дело уже не с функцией, а с проектом. Поскольку стратегическая инноватика требует значительных ресурсов организации, исполнители проекта конкурируют в потреблении ресурсов с исполнителями текущих стабильных процессов. Для одновременного осуществления обоих видов деятельности требуется их организационно разделить.

При организации стратегической инноватики необходимо провести большую работу по переходу от функционального мышления руководителей и исполнителей, ведущему к ограниченности восприятия задач и уходу от ответственности за конечные результаты всего дела, к проектному мышлению и проектному управлению, при которых вес функции, включая и само проектирование, и производство, и маркетинг, - всего лишь звенья одной цепи, которые должны служить одной цели, заключающейся в выпуске нового продукта, решающего проблемы потребителей.

Особенности стратегической инноватики как объекта проектного управления более четко видны из перечисленных ниже этапов.

  • 1. Осознание необходимости стратегической инноватики. Исходные условия старта инновационных проектов обычно крайне неблагоприятны. Стратегическое управление по слабым сигналам отсутствует, и предприятия думают не о развитии, а о выживании. При этом отдельные улучшения в рамках операционной инноватики не только не спасают положения, а ускоряют катастрофу, поскольку создают ложные иллюзии, отнимают время, отвлекают ресурсы. Нужны радикальные преобразования организации, т.е. нужна стратегическая инноватика. Новый руководитель осознает, что без коренного перелома хода дела предприятие обречено и постепенно формирует контуры стратегической инноватики.
  • 2. Необходимость лидера для успешной реализации инноваций. Для операционной инноватики достаточно менеджера, назначенного администрацией для планирования, организации, контроля работ по проведению изменений. Для стратегической инноватики требуется не менеджер, а лидер. Только лидер может объединить и вести участников сложного и непредсказуемого инновационного процесса, поскольку лишь лидер способен выдвигать далеко не очевидные (порой парадоксальные, но единственно возможные) решения, казалось бы, тупиковых ситуаций и только лидеру могут в этом случае поверить участники. Требуется содействие в выдвижении и становлении лидера (хотя чаще будущие лидеры выдвигаются сами).
  • 3. Формулирование концепции инновационных изменений. Лидер вскрывает всю глубину кризисного положения, разрабатывает и выдвигает концепцию радикального развития организации, опираясь на возможности предприятия и потенциал его сотрудников, на глубокое знание и предвидение состояния внешней среды. В концепции, помимо целей и подходов к их ресурсному обеспечению, определяются принцип построения структуры, ключевые позиции структуры, на которые подбираются ключевые фигуры, способные возглавить свой участок и работать в команде, т.е. продвигать свое дело в координации с другими исполнителями и сообразуясь с интересами организации в целом.
  • 4. Формирование структурной основы проекта. Лидеры уделяют преобразованию структуры самое пристальное внимание как залогу успеха. Это могут быть разные решения, в основе которых лежит создание сильной конструкторской и технологической базы, повышение ее роли до главного структурного звена и разделение ее на специализированные группы: разработки текущих проектов; разработки новых проектов; разработки и формулирования стратегического плана и поиска принципиально новых технологий; работы с кадрами и управления производительностью труда. Исходя из намеченной структурной схемы, подбираются соответствующие руководители - исключительно по деловым признакам и умению работать в команде. При функциональном управлении права и ответственность средних руководителей и исполнителей часто жестко расписаны, хотя они также часто односторонние - исполнитель не наделяется достаточным объемом прав, зато чрезмерно нагружается ответственностью. В проектном управлении такой путь просто невозможен. Команде предоставляются самые широкие полномочия по решению своего круга вопросов в части и применяемых методов, и использования ресурсов. Тем самым реально повышается мобильность и ответственность руководителей.
  • 5. Осуществление мероприятий по маркетингу научно-технической продукции. Маркетинг на ранних стадиях жизненного цикла инновации предполагает прогнозирование особенностей формирующегося рынка, включая оценку емкости будущего рынка, возможную ценовую политику, ключевые требования потребителей и др. Руководители проектов определяют, какую продукцию и какого качества, каким потребителям они будут предлагать. В силу ограниченности ресурсов, прежде всего инвестиций, и времени проводится ранжирование стратегических задач по установленным приоритетам в области потребления ресурсов и очередности решения. Выход из кризиса и завоевание рынка в долгосрочной перспективе возможны только через высокое качество работ: в системе разработки и реализации проектов главное - не допускать ошибок с первого раза (переход на принципы бездефектной работы). Проектное управление эффективно лишь при переходе к стратегическому партнерству с поставщиками, соисполнителями, потребителями.
  • 6. Сжатие инновационного процесса во времени. При современном темпе обновления рынка последовательное осуществление всех стадий проекта невозможно. Параллельное выполнение работ сокращает цикл, требуется координация и совместная работа уже на ранних этапах и отдельных работах, т.е. связь каждого исполнителя с каждым. Сам процесс выполнения проектных работ итеративен, так как требует многократной увязки решений исполнителей. Поэтому современные процессы осуществления проектов носят параллельно-итерационный (перекрестный) характер. На этапе реализации продуктов проекта необходимы операционный маркетинг (подготовка продукта к рынку, сервис и поддержка) и операционная инноватика (работа с текущими разработками и проведение усовершенствований).

Соотношение проектного и программно-целевого управления

В отечественной практике технология проектного управления давно получила широкое распространение па государственном, региональном и отраслевом уровнях, а также на уровне предприятия. Однако следует учесть некоторые особенности ее применения.

  • 1. На государственном (региональном и отраслевом) уровне проект выступает лишь как элемент программы определенного уровня, и речь идет о программно-целевом управлении с позиций этого уровня.
  • 2. На предприятии каждый проект отражает определенную проблему, решаемую в системе программно-целевого управления.

Правительство Российской Федерации использует программные методы управления. В их основе - система программ и проектов. Программы - основа проводимой государством бюджетной политики, ориентированной на реализацию важнейших задач развития. Выделяют федеральные, президентские, региональные, отраслевые и объектные целевые программы (ЦП) и проекты. Региональным и отраслевым программам в зависимости от важности задач может присваиваться статус федеральных.

Процесс разработки ЦП базируется на следующих понятиях и принципах программно-целевого планирования:

  • o целенаправленность - целевая ориентация программ на достижение конечных результатов;
  • o системность - разработка всей совокупности мер, необходимых для реализации;
  • o комплексность - соответствие частных целей (подцелей) генеральной цели;
  • o обеспеченность финансовыми, информационными, материальными и трудовыми ресурсами;
  • o приоритетность - ранжирование проектов и программ по срочности исполнения и обеспечения ресурсами;
  • o экономическая безопасность проектов программы;
  • o согласованность программ различных уровней;
  • o своевременность достижения требуемого конечного результата.

Ситуация

Образованная из крупного научно-производственного объединения корпорация выполняет долгосрочные международные высокотехнологичные контракты, участвует в национальных проектах "Нанотехнологии", "Здравоохранение", "Образование", разрабатывает инновационные программы в аэрокосмической и сопряженных с ней отраслях науки и техники. Корпорация объединяет ОАО "Наука", "Инновации", "Производство", "Испытание" в холдинг, акции и другие ценные бумаги которого котируются на фондовом рынке. Созданная как ведущее предприятие наукограда, корпорация развивает спектр производства товаров и услуг народного потребления в основных и региональных формированиях.

Ситуация 10-3 "Управление инновационными процессами"

Компания получила госзаказ на разработку инновационного продукта. Под данный заказ была сформирована проектная группа, но возникла задача выбора ее руководителя.

Каким требованиям должен отвечать руководитель проектной группы?

Выбор руководителя проектной группы влияет на успех реализации инновационного проекта, но в большей мере он зависит от слаженной работы всей команды. Команде предоставляются самые широкие полномочия по решению своего круга вопросов в части и применяемых методов, и использования ресурсов. Тем самым реально повышается мобильность и ответственность руководителей.

Предложите свой портрет лидера

Программно-целевое планирование- один из видов планирования и управления, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. Программно-целевое планирование построено по логической схеме "цели-пути-способы-средства". При программном управлении во главу угла ставится не сложившаяся организационная структура, а управление элементами программы, программными действиями.

В общем случае программно-целевые методы планирования и управления - это методы, при которых цели плана увязываются с ресурсами при помощи программ. Данные методы представляют собой применение системного подхода к решению стратегически важной задачи и заключаются: ·в определении всех компонентов проблемы и их взаимосвязей; ·в определении системы целей, достижение которых позволит обеспечить решение проблемы; ·в создании механизмов распределения ресурсов;·в создании организационных систем управления реализацией программы; ·в разработке, реализации и контроле эффективности всего комплекса мероприятий, направленных на решение проблемы участниками системы.

Таким образом, основными особенностями программно-целевого подхода являются системность, направленность на достижение конкретной цели или системы целей, последовательность и организационная обособленность целевых программ.

Основными компонентами программно-целевого метода являются: ·комплекс мероприятий, направленных на решение поставленной задачи; ·организационная система управления программой; ·система распределения/стимулирования привлечения ресурсов; ·система контроля реализации программы и оценки ее эффективности; ·законодательная и нормативная базы программы.

Функции и задачи, решаемые с помощью программно-целевого подхода: ·задание вектора развития системы на основе анализа существующих взаимосвязей компонентов системы, тенденций их изменения и потенциала системы. Определение целевого состояния системы; ·координация развития различных подсистем (например, экономической, социальной, научно-технической, экологической), в целях достижения мультипликативного эффекта; ·создание основы для принятия управленческих решений всеми субъектами системы (в случае региональной экономической системы: органы исполнительной и муниципальной власти, ведомства, частный бизнес, население); ·балансировка интересов участников системы.

Наилучшие результаты программно-целевые методы дают при одновременном применении с методами макроэкономического и регионального прогнозирования, а также индикативного планирования. Эта связь определяется необходимостью создания и отслеживания системы показателей эффективности управления реализацией целевых программ.

Особенность программно-целевого подхода заключается в том, что он позволяет решать сложные задачи, стоящие на стыке ведомственных и отраслевых компетенций, полномочий и зон ответственности хозяйствующих субъектов, органов исполнительной и муниципальной власти, за счет координации общих усилий для решения проблемы. Следовательно, должны существовать организационные механизмы таких стыковок.

Таким образом, ключевой особенностью программного управления является то, что решаемые при помощи ПЦМ задачи не могут быть решены при использовании стандартных «рутинных» управленческих процедур органов власти, муниципального управления и коммерческих структур, а также в рамках действий исключительно одной из сторон процесса. Следовательно, одним из основных признаков программно-целевого подхода является его комплексность и наличие соответствующих организационных форм реализации программ.

Применение программного подхода к решению оперативных задач управления не является целесообразным, поскольку программный подход является более сложным и затратным с организационной точки зрения, и его использование будет оправданным только при возможности достижения заметного и существенного мультипликативного эффекта.

Примерами комплексных задач социально-экономического развития, для которых наиболее часто и успешно применяется программно-целевой подход, являются: 1)выравнивание уровня социально-экономического развития регионов; 2)повышение равномерности распределения производительных сил; 3)создание новых капиталоемких отраслей промышленности, имеющих стратегическую значимость для государства; 4)создание кластеров, ОЭЗ, территориально-производственных комплексов; 5)эффективная организация бюджетной системы;6)повышение уровня научно-технического развития; 7)создание и капитальная реконструкция инженерной и транспортной инфраструктуры; 8)воспроизводство ресурсов с длительным инвестиционным циклом.

Основными предпосылками применения программно-целевых методов планирования и управления на государственном уровне выступают:

1)Большая площадь территории, ее географическая неоднородность и административная раздробленность.

2) Наличие неоднородностей и диспропорций в:·пространственном распределении факторов производства;·социально-экономическом уровне развития регионов;·отраслевой структуре экономики;·структуре внешнего торгового баланса;·уровне жизни различных слоев населения (индекс Джинни);·этническом и религиозном составе населения.

3)Наличие устойчивых негативных тенденций:·снижение численности населения;·высокий износ и устаревание основных средств; ·отток природных, финансовых и интеллектуальных ресурсов за рубеж;·рост коррупции и преступности.

4)Отставание от развитых стран по ключевым факторам, определяющим производительность труда:·уровню научно-технического развития;·энергоемкости экономики;·качеству трудовых ресурсов (здоровье и образование населения).

В настоящее время о программно-целевой метод служит важнейшим инструментом осуществления государственной социальной и экономической политики развития страны и ее отдельных регионов наряду с методами прогнозирования и индикативного планирования. Целевые программы представляют собой увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплексы научно-исследовательских, опытно-конструкторских, организационно-хозяйственных и иных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение конкретных задач в области государственно-федеративного строительства, научно-технического, экономического, инвестиционного, социально-демографического, внешнеэкономического, культурного, экологического и регионального развития Российской Федерации.

Практика показывает, что целевые программы могут быть эффективно использованы для управления социальными и экономическими процессами в регионах. Использование программно-целевого метода на каждом уровне - общегосударственном, региональном, муниципальном - в своей основе определяется характером и территориальным масштабом возникновения комплексной проблемы, влияющих на воспроизводственный процесс в целом.

Так, для общегосударственного уровня предметом программной проработки являются проблемы, оказывающие глобальное влияние на динамику развития экономики страны и связанные с реализацией регионального разреза государственной политики.

На уровне регионов программного подхода требует решение таких проблем, как осуществление коренных структурных сдвигов в зкономике, создание благоприятных общеэкономических условий функционирования и развития предприятий в регионе.

На уровне муниципалитетов предметом программной проработки могут являться участие в развитии объектов рыночной инфраструктуры местного значения, проблемы социальной ориентации - поддержка и развитие социально значимых объектов: больниц, школ, детских учреждений и т.д.

При этом для решения проблем, подлежащих программной проработке, в первую очередь, должны быть задействованы ресурсы того уровня, на котором проблема возникла. Ресурсы остальных уровней должны привлекаться по восходящей или нисходящей линии по остаточному принципу.

Вместе с тем глубокие кризисные деформации экономики отдельных регионов, крайняя недостаточность собственных ресурсов на региональном и муниципальном уровнях, усугубляемая стремлением федерального центра к избыточной централизации финансовых средств, приводят в ряде случаев к аномально высоким различиям социально-экономического положения регионов. Для их преодоления также могут быть использованы возможности программно-целевого метода.

В текущих экономических условиях все более важным фактором успеха становится обеспечение гибкости и модифицируемости системы управления для максимально быстрого и эффективного реагирования на существенные изменения внешней среды. Как никогда ранее, востребованным становится проектно-ориентированный подход к управлению, рассматривающий существенное количество рисков, неопределенности и изменений как данность и обеспечивающий учет этих факторов при планировании и реализации работ.

В условиях усиливающегося государственного контроля во всех значимых отраслях мировой экономики на первый план выходят как оптимизация самой схемы регулирования, так и обеспечение эффективного функционирования предприятий в новых экономических условиях.

Предприятия, планируя свою деятельность в новых экономических условиях, должны стремиться к проектной философии управления рисками, изменениями, бюджетом, качеством, персоналом и т.д. Причем начинать необходимо с формирования стратегии компании, учитывающей неопределенность внешней и внутренней сред предприятия, применять систематизированную систему проектно-ориентированного управления к бизнес-планированию, обоснованию инициатив, оценке стоимости предприятия, собственно реализации проектов, оптимизации бизнес-процессов предприятия как с технологической, так и с финансовой и организационных точек зрения.

Системное применение проектного подхода позволит предприятиям не только выживать, но и укреплять свои позиции в текущих условиях.

С точки зрения государственного управления применение проектных методов позволит построить систему необходимого и достаточного контроля, управления приоритетами экономической жизни нашей страны. Отмеченная Президентом низкая скорость реакции на изменения в настоящее время будет значительно увеличена с повышением качества и эффективности принимаемых решений.

При этом не стоит рассматривать проектно-ориентированный подход к управлению как инструмент работы исключительно в экстремальных условиях. Напротив, при выходе на фазу роста экономики культура проектного управления позволит существенно повысить эффективность деятельности компании.

Несомненно, предметное и прагматичное сотрудничество государства и частного бизнеса позволит России существенно усилить свои позиции в мировой экономике, пройдя испытания достойно и эффективно.

Таким образом, в современном государственном управлении России реализация проектного управления детерминирована рядом факторов:

· цели изначально только намечаются, и существует необходимость их корректировки по мере достижения промежуточных результатов, количественная и качественная их оценка затруднена;

· сроки и продолжительность проекта зависят от вероятностных факторов или только намечаются и впоследствии подлежат уточнению;

· расходы на проект, как правило, не оптимизированы и зависят от бюджетных ассигнований;

· ресурсы выделяются по мере потребности в рамках возможного;

· существует административный формализм, при котором внедряются новшества, которые лишь выглядят современным без надлежащего анализа их эффективности в конкретных условиях;

· изменение законодательства происходит без проведения базисных преобразований;

· организационная культура не предусматривает риск и новации;

· наблюдается инертность государственных служащих, которые воспринимают только инициативы, спускаемые сверху.

Эти и прочие факторы предопределяют перечень проблем, решение которых позволит расширить использование проектного управления в российских органах власти и компаниях с государственным участием:

· Отсутствие детализированной методологии осуществления проектного управления и основы нормативно-правового регулирования управления проектами в органах исполнительной власти;

· Проектное управление не используется как инструмент достижения стратегических целей;

· Жесткая организационная структура в органах исполнительной власти не позволяет сформировать команды для реализации проектов в соответствии с задачами;

· Нехватка специалистов по управлению проектами, государственные гражданские служащие не обучены методам проектного уравнения и низкая их мотивация;

· Необходимость унифицированного, гибкого и доступного программного обеспечения для сопровождения проектной деятельности.

Однако ни одна управленческая инновация не принесет своего эффекта в неподготовленной среде. Внедрение инновационных информационных и управленческих технологий должно сопровождаться изменением самой организационной культуры и мотивации сотрудников органов власти.

8. Статус и права граждан Российской Федерации .

Место и роль личности (человека и гражданина) в правовой системе, во взаимоотношении с государством, общественными организациями и другими физическими лицами наиболее полно можно раскрыть через категорию правового статуса личности, который позволяет определить юридическое и, в определенной степени, фактическое положение человека в обществе. Под правовым (юридическим) статусом личности понимается совокупность юридических норм, которые закрепляют права, свободы и обязанности личности (гражданина, иностранца, лица без гражданства) по отношению к обществу, государству и другим физическим лицам и одновременно права и обязанности, последних в отношении данной личности. Правовой статус выражает легальные пределы свободы личности, объем ее прав, законных интересов и обязанностей. Он устанавливается государством в нормах Конституции, законов и подзаконных актов. В Российской Федерации этому вопросу посвящены ст.2, 3, 6, 7, вся гл. 2, отдельные нормы гл. 4, 5, 7, 8 Конституции. Важные моменты правового статуса личности закрепляются в Федеральных Конституционных Законах: - "О Конституционном Суде Российской Федерации"; - "О референдуме в Российской Федерации"; - "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"; в законах: - "О гражданстве Российской Федерации; - "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"; - "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; а также многих других федеральных законах и подзаконных актах, в нормативных актах, принимаемых в субъектах Российской Федерации. В области регулирования правового статуса личности действует Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", вступивший в силу 1 ноября 2002 г. Кроме того, регулируя правовой статус человека и гражданина, Российская Федерация использует общепризнанные принципы международного права и международные договоры, которые стали составной частью ее правовой системы (например, "Декларация о правах человека и гражданина" 1948 г., договоры с некоторыми странами о признании двойного гражданства). Роль права, в первую очередь, проявляется именно в том, что оно своими нормами поддерживает исторически обусловленное место индивида (личности), хотя следует помнить, что правовой статус человека и гражданина в огромной мере определяется: - социально-экономическим положением государства; - степенью развитости и демократичности политического режима; - нравственными и иными условиями жизни общества. Закрепляя необходимый, прежде всего, с точки зрения государства и общества комплекс прав и обязанностей, а также меру юридической свободы личности, право предусматривает гарантии их осуществления, способы защиты со стороны государства, формы ответственности за нарушения прав и свобод физических лиц, в том числе, и в первую очередь, государственных органов, обязанных защищать законные интересы человека и гражданина. Право не допускает дискриминации в пользовании правами и свободами по не признаваемым законом основаниям. Прежде всего, государство признает данного человека субъектом действующего в стране права.

Среди основных прав граждан РФ, являющихся составной частью их административно-правового статуса и имеющих существенное значение с точки зрения взаимоотношений граждан с органами государственной власти, местного самоуправления, общественными объединениями, администрацией предприятий, учреждений, а также организации системы управления государством, в первую очередь следует назвать следующие.

Право на свободу и личную неприкосновенность . Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ст. 22 Конституции РФ);

Право частной собственности . Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ст. 35 Конституции РФ);

Право на неприкосновенность жилища . Никто не вправе проникнуть в жилище против воли проживающих там граждан иначе как в случаях, установленных федеральным законом или на основании решения суда (ст. 25 Конституции РФ);

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени . Ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений допускается только на основании судебного решения (ст. 23 Конституции РФ);

Право на передвижение . Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый может свободно выезжать за пределы страны, причем граждане РФ могут беспрепятственно возвращаться в Россию (ст. 27 Конституции РФ);

Право участвовать в управлении государством , в том числе избирать и быть избранным в органы государственной власти местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе (ст. 32 Конституции РФ);

Право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ);

Право на объединение , включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ);

Право проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31 Конституции РФ);

Право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти и их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ).

Эти и некоторые другие права граждан РФ имеют основополагающее значение при осуществлении государственного управления, во многом определяют характер административно- правовых отношений между гражданами и другими субъектами административного права. Указанные права нашли свое развитие и детализацию в ряде законов и подзаконных актов, регулирующих административно-правовую сферу и устанавливающих административно-правовой статус органов государственной власти и местного самоуправления.

Граждане РФ, имея права, должны также выполнять возложенные на них Конституцией РФ и законами обязанности. Среди конституционных, имеющих существенное значение для организации процесса государственного управления, следует указать такие обязанности, как: защищать Отечество, платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам и др.

Избирательная система в РФ.

Органы государственной власти в РФ формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Но назначение на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти также осуществляется через выборы.

Суть выборов заключается в том, чтобы все граждане РФ смогли выразить свою волю, а государственная власть - быть созданной и действовать в соответствии с этой волей.

Термин «избирательная система» часто употребляется применительно к порядку определения результатов голосования. Различаются пропорциональная и мажоритарная избирательные системы.

Пропорциональная избирательная система – порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган, производится в соответствии с полученным ими количеством голосов. Партия выдвигает свой список кандидатов, а избиратель голосует за данный список.

В Федеральном законе «Об основных гарантиях…» внесено дополнение – выборы по пропорциональной системе должны проходить по единому избирательному округу.

Мажоритарная система – избранным считается кандидат, получивший в ходе выборов наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании по отношению к другому кандидату, но не менее 25% от числа граждан, внесенных в списки избирателей.

Понятие «Избирательное право» (в узком смысле) понимается как система норм, регулирующих порядок предоставления права участия в выборах. Избирательное право может быть активным (это право участвовать в выборах и избирать) и пассивным (это право быть избранным). Возникает с 18 лет.

Принципы избирательного права (требования, предъявляемые к проведению выборов, при несоблюдении которых выборы могут быть признаны не состоявшимися):

Всеобщность выборов – все взрослые граждане мужского и женского пола имеют право принимать участие в выборах.

Равное избирательное право – все граждане, удовлетворяющие требованиям закона и не отстраненные от участия в голосовании по законным основаниям, имеют равные права и обязанности как избиратели.

Международно-правовые стандарты, предъявляемые к проведению выборов:

Выборы должны быть свободными – выборы должны проводиться в атмосфере исключающей давление и запугивание избирателей с соблюдением всех основных прав человека.

Справедливыми – гарантия всеобщности и равности выборов при тайном голосовании.

Подлинными – возможность реализации гражданами демократических избирательных и иных прав.

Стадии проведения выборов:

Назначение выборов (Уполномоченный орган в определенные законом сроки обязан принять решение о назначении выборов, определить дату дня голосования и опубликовать свое решение для всеобщего ознакомления)

Работа избирательных комиссий.(Система избирательных комиссий предполагает работу комиссий как на профессиональной (штатной основе): к ним относятся Центральная избирательная комиссия России, Избирательная Комиссия Свердловской области, районные и городские территориальные избирательные комиссии. А так же комиссии формируемые на время проведения избирательной кампании: к ним относятся окружные избирательные комиссии и участковые избирательные комиссии).

Регистрация и учет избирателей. Составление списков избирателей.(Создан регистр Избирателей (участников референдума) на основании которого устанавливается численность зарегистрированных избирателей, с использованием сведений содержащихся в регистре составляются и уточняются списки избирателей, образуются избирательные участки и избирательные округа).

Образование избирательных округов и участков.

Выдвижение и регистрация кандидатов.

Осуществление предвыборной агитации и финансирования выборов.

Референдум

В мировой практике референдум – это осуществляемое путем тайного голосования утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или несогласие) с теми или иными действиями парламента, главы государства или правительства.

Референдум проводят в случаях:

Достижения высшей легитимности по некоторым важнейшим вопросам (внесение изменений в Конституцию и т.д.);

Желание государственной власти получить одобрение какого-то акта, в случаях, когда сама власть не решается взять на себя ответственность за решение данного вопроса.

При проведении референдума в РФ действуют общие принципы избирательного права: всеобщее равенство и прямого волеизъявление при тайном голосовании.

Конституции и уставы субъектов РФ предусматривают право граждан на непосредственное участие в осуществлении государственной власти в форме референдума. На референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении субъекта РФ. На местный референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении местного самоуправления.

В отечественной практике технология проектного управления давно получила широкое распространение на государственном, региональном и отраслевом уровнях, а также на уровне предприятия. Однако следует учесть некоторые особенности ее применения:

на государственном (региональном и отраслевом) уровне проект выступает лишь как элемент программы определенного уровня и речь идет о программно-целевом управлении с позиций этого уровня;

на предприятии каждый проект отражает определенную проблему, решаемую в системе программно-целевого управления.

Правительство РФ использует программные методы управления. В их основе - система программ и проектов. Программы будут основой проводимой государством бюджетной политики, которая станет ориентированной на реализацию важнейших задач развития. Выделяют федеральные, президентские, региональные, отраслевые и объектные целевые комплексные программы (ЦКП) и проекты. Региональным и отраслевым программам в зависимости от важности задач может присваиваться статус федеральных.

Процесс разработки ЦКП базируется на понятиях и принципах программно-целевого планирования:

целенаправленность - целевая ориентация программ на достижение конечных результатов;

системность - разработка всей совокупности мер, необходимых для реализации;

комплексность - соответствие частных целей (подцелей) генеральной цели;

обеспеченность финансовыми, информационными, материальными и трудовыми ресурсами;

приоритетность- ранжирование проектов и программ по срочности исполнения и обеспечения ресурсами;

экономическая безопасность проектов программы; согласованность программ различных уровней; своевременность достижения требуемого конечного результата. Современные представления о содержании проектного управления инновационной деятельностью. Проблемам управления проектами (УП) уделяется в мире все большее внимание, регулярно проводятся конгрессы и симпозиумы, посвященные этим вопросам. С целью распространения знаний и опыта в сфере УП, развития контактов между специалистами в этой области в 1965 г. была создана Международная ассоциация управления проектами - INTER.NET (со штаб-кварти- рой в Цюрихе). Россию в INTER.NET представляет Российская ассоциация УП - 80\^ЕТ, учрежденная в октябре 1990 г.

В Москве в сентябре 1993 г. был проведен международный симпозиум «Управление проектами в России и Восточной Европе (INTERNET 93)», организованное INTERNET и 80\ШЕТ. В докладе президента INTERNET М. Фан геля (Дания) были рассмотрены основные тенденции в развитии теории и практики УП. Сопоставляя УП в 70-е и 90-е годы, докладчик отметил, что раньше УП ориентировалось главным образом на решение специфических задач с применением особых методов. В настоящее же время УП использует широкий спектр методов," относящихся к общей теории управления, стратегическому планированию, маркетингу и управлению кадрами.

В качестве главных тенденций развития УП в 90-е годы М. Фан- гель выделил следующие: 1)

переход от реализации традиционных инвестиционных проектов к управлению почти всеми типами задач (включая уникальные); 2)

переход от рассмотрения в процессе УП только «проектного» периода (с момента заключения контракта до окончания проекта) к анализу всего жизненного цикла проекта, начиная с его концепции и заканчивая стадией утилизации конечного продукта; 3)

переход от создания узкоспециализированных, национальных проектных «команд» к межнациональной кооперации в области УП; 4)

переход от управления каждым индивидуальным проектом к работе над ним как элементом в сети проектов и других видов деятельности; 5)

переход от концентрации внимания на отдельных параметрах (качестве управления, сроках, ресурсах и т. д.), представленных в жестко очерченных рамках, к комплексному рассмотрению всех проектных характеристик с учетом окружающей среды; 6)

переход от взгляда на УП как на задачу только его руководителя к пониманию роли всех заинтересованных в реализации проекта лиц; 7)

переход от применения одной концепции на всех фазах УП к выбору наиболее подходящей концепции для каждой главной фазы жизненного цикла проекта.

Контрольные вопросы к главе 4.4 1.

Что представляет собой инновационный потенциал предприятия? 2.

Какова структура внутренней среды предприятия? 3.

Подходы к оценке инновационного потенциала. 4.

Сущность детального подхода к анализу среды предприятия и оценке его инновационного потенциала. 5.

Схема детального анализа. 6.

Сущность диагностического подхода к анализу среды предприятия и оценке его инновационного потенциала. 7.

Схема диагностического анализа. 8.

Сущность диагностического анализа инновационной среды предприятия по методу 5\А/ОТ-анализа. 9.

Общий вид матрицы 5\А/ОТ-анализа. Поля матрицы. 10.

Структура макросреды предприятия. 11.

Структура микросреды предприятия. 12.

Сущность операционной инноватики. 13.

В чем отличия функционального и проектного управления нововведениями? 14.

В чем разница между менеджером и лидером? 15.

Что представляет собой концепция проекта? 16.

В чем выражаются особенности стратегической инноватики как объекта управления? 17.

Каков подход к распределению полномочий в разработке и реализации проекта? 18.

Что представляет собой команда, выполняющая проект? 19.

Каковы структурные преобразования перед выполнением проекта? 20.

В чем заключается стратегическое партнерство в выполнении проекта? 21.

Укажите, каковы соотношения проектного и программно-целе- вого управления.

Источник: А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. Управление организацией: Учебник. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М,- 669 с.. 2000 {original}

Программно-целевое управление. В отечественной практике технология проектного управления давно получила широкое распространение на государственном, региональном и отраслевом уровнях, а также и на уровне предприятия. Однако следует учесть некоторые особенности ее применения, которые заключаются в следующем:

– на государственном (региональном и отраслевом) уровне проект выступает лишь как элемент программы определенного уровня, и речь идет о программно-целевом управлении с позиций этого уровня;

– на уровне организации каждый проект отражает определенную проблему, решаемую в системе программно-целевого управления.

Правительством РФ заявлено о приверженности программному методу управления. В его основе находится система программ и проектов. Программы будут основой проводимой государством бюджетной политики, которая станет ориентированной на реализацию важнейших задач развития. Выделяют федеральные, президентские, региональные, отраслевые и объектные целевые комплексные программы (ЦКП) и проекты. Региональным и отраслевым программам в зависимости от важности задач может присваиваться статус федеральных.

Процесс разработки ЦКП базируется на понятиях и принципах программно-целевого планирования, а именно:

Целенаправленность как целевая ориентация программ на достижение конечных результатов;

Системность как разработка всей совокупности мер, необходимых для реализации;

Комплексность как соответствие промежуточных подцелей генеральной цели;

Обеспеченность финансовыми, информационными, материальными и трудовыми ресурсами;

Приоритетность через ранжирование проектов и программ по срочности исполнения и обеспечения ресурсами;

Экономическая безопасность проектов программы;

Согласованность программ различных уровней;

Своевременность достижения требуемого конечного результата.

Современные представления о содержании проектного управления инновационной деятельностью. Проблемам управления проектами (УП) уделяется в мире все большее внимание,* регулярно проводятся конгрессы и симпозиумы, посвященные УП. С целью распространения знаний и опыта в сфере УП, развития контактов между специалистами в этой области в 1965 г. была создана Международная ассоциация управления проектами – INTERNET со штаб-квартирой в Цюрихе. Россию в INTERNET представляет Российская ассоциация УП – SOVNET, учрежденная в октябре 1990 г.

В Москве в сентябре 1993 г. был проведен международный симпозиум «Управление проектами в России и Восточной Европе (INTERNET-93), организованное INTERNET и SOVNET. В докладе президента INTERNET M. Фангеля (Дания) были рассмотрены основные тенденции в развитии теории и практики У П. Сопоставляя УП в 70-е и 90-е годы, докладчик отметил, что раньше УП ориентировалось главным образом на решение специфических задач с применением особых методов. В настоящее время УП использует широкий спектр методов, относящихся к общей теории управления, стратегическому планированию, маркетингу и управлению кадрами.

В качестве главных тенденций развития УП в 90-е годы М. Фангель выделил следующие:

1) переход от реализации традиционных инвестиционных проектов к управлению почти всеми типами задач (включая уникальные);

2) переход от рассмотрения в процессе УП только «проектного» периода (с момента заключения контракта до окончания проекта) к анализу всего жизненного цикла проекта*, начиная с его концепции и заканчивая стадией утилизации конечного продукта;

*См. также модуль «Управление программами и проектами»

3) переход от создания узкоспециализированных, национальных проектных «команд» к межнациональной кооперации в области УП;

4) переход от управления каждым индивидуальным проектом к работе над ним как элементом в сети проектов и других видов деятельности;

5) переход от концентрации внимания на отдельных параметрах (качестве управления, сроках, ресурсах и т.д.), представленных в жестко очерченных рамках, к комплексному рассмотрению всех проектных характеристик с учетом окружающей среды;

6) переход от взгляда на УП как на задачу только его руководителя к пониманию роли всех заинтересованных в реализации проекта лиц;

7) переход от применения одной концепции на всех фазах УП к выбору наиболее подходящей концепции для каждой главной фазы жизненного цикла проекта.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама