THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Средневековье – один из самых таинственных и красивых исторических периодов существования человечества. В это время совершались великие открытия, на картах постоянно изменялись границы владений, могущественные правители плели интриги и шли войной на соседние государства. То было время великих свершений, жестоких войн, коварных предательств и безудержной роскоши.

Средневековье оставило неизгладимый след в истории человечества и оказало влияние на современную культуру и, разумеется, нашло отражение в настольных играх.


Настольная игра Каркассон – по тропинке среди крепостей

Во времена Средневековья излюбленным занятием достойных рыцарей были путешествия, строительство крепостей и завоевание сердец прекрасных дам, похищенных огнедышащими драконами.

Вам предстоит создать неповторимый мир из множества квадратных тайлов, а затем заселить его деревянными человечками. На игровом столе вырастут крепости с высокими каменными стенами, старинные аббатства с высокими колокольнями, сквозь поля протянутся извилистые дороги.

Создавая мир, игроки населяют его жителями: крестьянами, монахами, рыцарями. Ведь при итоговом подсчёте каждый житель маленького государства принесёт несколько очков славы, которые в сумме приведут вас к победе.

К настольной игре Каркассон существует большое количество расширений , которые существенно преображают игру. Соперникам предстоит посетить предместья славного города и познакомиться с его обитателями, сразиться с драконом и спасти принцессу, покрутить колесо Фортуны, прогуляться по крепостной стене и понаблюдать с высоты за игрой детей Каркассона. Это целый мир, который доставит вам множество удовольствия.

Настольная игра Колонизаторы – будни поселенца на острове

Вам предстоит отправиться к берегам богатого острова Катан. Каждый участок острова богат своим типом ресурса, и чтобы его получить, нужно основать поселение на границе соответствующего участка. Ресурсы необходимы для того, чтобы строить новые поселения, дороги, города и получать карты развития.

С контролируемых территорий колонизаторы получают часть необходимого материала, но где взять остальное?! Вас выручит торговля! В настольной игре Колонизаторы соперники обмениваются ресурсами с оппонентами и с внешним миром. Вы готовы отдать несколько брёвен за пару кирпичей или предложить руду в обмен на шерсть?

Богат и прекрасен этот край, но, к сожалению, остров Катан облюбовали себе разбойники, которые не дают колонизаторам добывать ресурсы. Незваных гостей обратит в бегство армия или магическая цифра 7 на кубике.

Настольная игра Колонизаторы богата дополнениями , которые можно комбинировать между собой, создавая всё новые сценарии. Поднять паруса, наш корабль отправляется к славному острову Катан!

Настольная игра Доминион . Создай своё королевство

Итак, мы выстроили крепость и бесстрашно освоили остров – пора брать под управление независимое государство! В игре Доминион соперникам предстоит создать королевство при помощи карт.

Каждый игрок получает стартовый комплект, который впоследствии расширяет под свои нужды. Несмотря на разнообразие, существует всего три типа карт: королевства, сокровища и победные очки. Каждый тип даёт владельцу определённые бонусы, но также обладает некоторыми отрицательными моментами.
На протяжении всей партии хозяин колоды должен соблюдать баланс и гармонично развивать её, стараясь набрать максимальное количество победных очков.

Настольная игра Доминион – это своеобразный коллективный «пасьянс». Соперники создают индивидуальные колоды, изредка взаимодействуя с оппонентами. При этом у игроков есть время подумать, взвесить все «за и против» и принять мудрое решение. Именно так и поступают настоящие короли...

Игра престолов – коварство и холодный расчёт в борьбе за власть

Чёрные тучи сгустились над Вестеросом – в результате смертельного ранения, полученного на охоте, умирает могущественный король Роберт Баратеон, владыка Семи Королевств и Хранитель Областей. Спустя некоторое время в стране вспыхивает гражданская война, и в битве за Железный трон сходятся шесть Великих домов.

Каждый из оппонентов выступит на стороне одного из Великих домов. Они могут объединять усилия и нападать на более успешных игроков. При этом приветствуется подкуп, невыполнение своих обещаний и удары в спину доверившимся вам соседям. В Игре престолов интриги и заговоры порой могут гораздо быстрее приблизить вас к победе, нежели искусно проведённые сражения.

Итак, настольные игры, посвященные эпохе средневековья, весьма разнообразны. И если эта тема вам близка, посмотрите полный список игр на средневековую тему . Все они позволят с пользой провести время как в кругу семьи, так и с друзьями.

Шахматы на классическом (для современного человека) поле, но со средневековыми правилами. Современные правила игры в шахматы утвердились в XVI в. Мы же предлагаем сыграть в шахматы по правилам распространенным в XIV-XV вв. Ферзь уже далеко не одна из самых мощных фигур. Игра становится более медленной, но не теряет своей тактической изюминки.

Средневековые правила игры в шахматы на доске 8 х 8 приведены в специализированной статье на нашем сайте.

Манускрипт «Pelerinage de la vie humaine». Франция, вторая пол. XIV в.

Реконструкция шахмат 8 х 8. Клуб Кемпен.

Шахматы 6 х 6

Упоминание об этой разновидности шахмат встречается в книге короля Альфонсо Х (XIII в.), а также на многочисленных изображениях преимущественно XIV-XV вв. Стоит также отметить, что размер доски не обязательно должен быть квадратным. Встречаются доски с полем 6 х 5, а также 6 х 7. Правила хода фигур и их расположение при этом строится по стороне с 6 клетками.

Особенностью этим шахмат является наличие у каждой стороны по две ладьи, в то время как остальных фигур всего по одной (кроме 6 пешек). Также важное отличие заключается в правилах хода фигуры епископа, который в отличие от «классических» средневековых шахмат может сделать ход как на одну клетку, так на две по желанию игрока. Остальные фигуры ходят также как и в средневековых шахматах 8 х 8.

По сравнению с шахматами 8 х 8 игра проходит заметно быстрее, но не менее интереснее. Уменьшение количества фигур заставляет принимать взвешенные решения. Есть возможность поставить мат в 2 хода. Пешки и епископ тут становятся действительной силой.

Подробнее о шахматах 6 х 6, правилах расстановки и хода фигур можно ознакомиться в специализированной статье на нашем сайте.

Шахматы 8 х 12 (Курьерские шахматы)

В этот тип шахмат играли в Европе с XII – XVIII вв. В игре добавлено 3 новых фигуры: курьер, мудрец и шут. Для остальных фигур правила те же, что и в средневековых шахматах 8 х 8.

Игра в большие шахматы требует много времени. В общем они и были придуманы для того, чтобы увеличить длительность партии, которая становится более стратегической, а поле мысленно делится на правый и левый фланг действий. Однако следует заметить, что это еще не самая большая доска для игры в шахматы.

Правила игры в курьерские шахматы приведены в специализированной статье на нашем сайте.

Lucas van Leyden. Partita a Scacch (Шахматная партия), 1508 г.

Реконструкция курьерских шахмат. Клуб Кемпен.

Четыре времени года (шахматы для четверых)

Игра описана в работе Альфонса X (король Кастилии и Леона в XIII в.). Она рассчитана на 4-х игроков, где каждый представляет одно время года. Игроки ходят по кругу (против часовой стрелки). Первый ход начинает зеленый и обязательно в сторону красных (весна уступает дорогу лету) и т.д. Фигуры ходят по правилам обычных средневековых шахмат.

Шахматы превращаются в настоящую политическую битву, в которой не исключены союзы между игроками.

Правила игры в «Четыре времени года» приведены в специализированной статье на нашем сайте.

Реконструкция шахмат «Четыре времени года». Клуб Кемпен.

Хнефатафл / Таблут

Игра для двоих.

Своими корнями игра уходит в Скандинавию X в., а пик популярности приобретает в эпоху Средневековья.

Игра отдаленно напоминает шашки. Фишки разделены на нападающих и защитников короля (во главе с королем). Фишку противника можно убрать с поля (кроме короля), если ее удается окружить с двух противоположных сторон. Нападающая сторона выигрывает если им удается заблокировать короля противников (с четырех сторон). Защитники короля побеждают в случае безопасного препровождения короля в один из четырех угловых выходов с поля.

Фрагмент доски из могильного кургана ярла Олафа Геирштат-Альфа на берегу норвежского Сандефьорда, IX в.

Фрагмент доски из раскопок средневекового города Тронхейм в Норвегии, датируемый 1100 г.

Реконструкция хнефатафал. Клуб Кемпен.

Ряды / Девять пляшущих мужчин

Игра для двоих.

Согласно исследованиям игра пришла в Европу из Востока и имеет упоминания относящиеся еще до Рождества Христова.

Игроки имеют по 9 фишек, которые в начале игры каждый должен по очереди расставить по точкам на поле (в виде паучьей сетки). Далее игроки начинают по очереди двигать фишки по линиям соединяющим точки (на свободные) так, чтобы получился ряд из трех своих фишек. При этом, собравший ряд, убирает одну фишку противника. Игра продолжается пока у одно из игроков не останется 2 фишки.

Манускрипт «Libro de acedrex, dados e tablas». Испания, 1288 г.

Реконструкция «Ряды». Клуб Кемпен.

Лиса и гуси

Игра для двоих.

Данная игра предположительно имеет скандинавское происхождение. Игра под названием «Hala-taft» упоминается в исландской саге «Grettis», в 1300 г. В Европу попала видимо раньше, во время набегов викингов.

Один играет лисой (1 фишка). Его цель съесть как можно больше гусей. Победа достигается после того как останется 10 гусей (однако это число может быть изменено играющими, но не менее 6). Другой играет гусями (13 фишек). Его цель зажать лису в угол и не дать ей двигаться. Фишки могут ходить только по линиям соединяющим точки. За один ход можно передвинуть одну фишку, на одну точку. Съедание гусей происходит путем перепрыгивания их лисой, причем этот процесс может повторяться (как в шашках).

«Роман об Александре» (MS Bodl. 264). Фландрия, 1338 г.

Реконструкция «Лиса и гуси». Клуб Кемпен.

Домик счастья

Старинная германская игра в кости. Количество игроков почти не ограничено (оптимальное 4-7).

Каждый игрок по очереди кидает кости (две). Выпавшее число соотносится с числом на поле:

  • если поле пусто, то кидающий кладет на него монету;
  • если поле занято, то он забирает с поля монетку себе;
  • если выпало число 7, то бросающий скидывается на свадьбу;
  • если выпало 4, то пропуск хода или монету хозяину поля;
  • если выпало 2 (счастливая свинья), то игрок забирает все монеты на поле, кроме свадьбы (свиней на свадьбу не зовут);
  • если выпало 12 (король), то игрок забирает все монеты на поле включая свадьбу.

«Роман об Александре» (MS Bodl. 264). Фландрия, 1338 г.

Реконструкция домика счастья. Клуб Кемпен.

Исторический клуб Кемпен 2017-2018, копирование или частичное использование материалов без ссылки на источник запрещено.

В любую эпоху, даже очень и очень отдаленную от нас по времени, развлекаться любили. Средневековье нередко связано в нашем сознании с распространенным стереотипом, описывающим этот период европейской истории исключительно в мрачных тонах.

И хотя в Средние века действительно творилось немало злодеяний, тем не менее даже тогда в повседневной жизни людей оставалось место для игр и развлечений. Возможно, современная психология объяснила бы это защитными особенностями человеческой психики.

Так это или нет, верно одно – средневековый человек действительно находил удовольствие как в играх, так и в наблюдении за казнью на рыночной площади. Давайте же узнаем, какие игры были популярны в Средние века?

Игра в снежки. Средневековая миниатюра

Условно их можно разделить на групповые и настольные. К первым относится игра в снежки или в мяч в зависимости от времени года, в прятки, лапту, чурки и т.п., ко вторым – шахматы, кости, триктрак, тремерель, позже – карты.

Средневековая игра в мяч напоминает известный ныне гольф: команды старались забить мяч в лунку при помощи деревянного посоха. Даже церковнослужители, во всяком случае в XII веке, не гнушались игрой в мяч.


Игра в мяч. Миниатюра середины XV века

Долгое время кости пользовались большой популярностью среди всех слоев населения, включая клириков. Точные ее правила нам неизвестны, однако из письменных источников того времени ясно – в кости играли на деньги. По этой причине в 1215 году IV Церковный собор в Латеране осудил эту игру, запретив клирикам играть в нее. Другая причина запрета – богохульства, ругательства и драки между играющими.

Впрочем, не только Церковь выступала против азартных игр, о чем свидетельствуют сохранившие указы королей и городских властей. Однако все было тщетно – игра в кости процветала как в трактирах, так и в замках, и даже во время военных компаний. Вот отрывок, принадлежащий перу поэта XIV века Эсташу Дешану:

«... многие знатнейшие дворяне

Спускали в кости латы и коней,

И деньги, и имения, и честь;

А если это страшное безумье

Распространится в действующем войске,

То воины день напролет играют,

Чтоб без доспехов вовсе оказаться.»

Игра в кости

В «Больших хрониках» (XIV век) читаем:«После обеда приключилась великая ссора меж слугами горожан Эно и английскими лучниками, стоявшими на постое в городе, причиной каковой послужила игра в кости; и принесла оная ссора много зла, как вам сие ведомо» . В самом деле, в тот день погибло 300 лучников.

Азартные игры триктрак и тремерель (возможно, разновидность первой) тоже были популярны в Средние века и тоже подвергались острой критике со стороны духовной и светской власти. Триктрак еще называли игрой в таблички, поскольку в ней использовался набор костей и табличек из слоновой кости или дерева. Ею увлекались высшие слои средневекового общества. Сюжет, где дама и рыцарь играют в триктрак, часто встречается на миниатюрах средневековых рукописей, написанных на протяжении XII- XV веков.


Триктрак. Миниатюра XIII века

Французский король Людовик Святой одно время подумывал налагать штрафы на азартных игроков. Возможно, причиной тому послужил следующий случай. Плывя на корабле после освобождения из плена, он остро нуждался в обществе своего брата. Однако ему сообщили, что граф Анжуйский «играет в таблички с монсеньором Готье Немурским. И король отправился туда, дрожа в лихорадке от своей болезни. Взяв кости и таблички, он бросил их в море и сильно гневался на брата, что тот, едва сев на корабль, сразу принялся играть в кости» .

Гнев Людовика Святого вызывали даже шахматы , поскольку между благородными игроками нередко во время игры вспыхивали ссоры. Шахматы заслуживают отдельного разговора. Будучи изобретенными в Индии, они были завезены в Европу арабами и так полюбились европейцам, что стали ежедневным развлечением аристократии и городских нотаблей. В поэзии трубадуров упоминание игры в шахматы нередко имеет эротическую окраску:

«А еще мне хотелось бы побыстрее и напрямик объявить ей шах: ведь именно в этом и состоит вся прелесть игры! Но также хотел бы я дождаться конца нашей партии, ибо желательно мне увидеть, как она одержит победу, и настанет мой черед получить шах и мат» .

Бернар дАу рьяк, XIII в.


Игра в шахматы. Средневековые миниатюры

Сохранились средневековые шахматы, выполненные с большим искусством из слоновой кости. Кроме того, для их изготовления использовался горный хрусталь, драгоценные камни, фольга и алый мрамор. О том, что дворяне отдавались этой игре со страстью свидетельствуют неоднократные упоминания шахматных партий в литературных произведениях той эпохи, впрочем, как и драк, связанных с ними.

Например, в английской рукописи XIII века рассказывается, как во время игры принц Джон, сын Алиеноры Аквитанской и Генриха Плантагенета, бросил шахматную доску в Фулька Фиц-Уоррена. Доска угодила в голову Фулька, на что тот в гневе пнул принца ногой в живот.

Следует отметить, что и шахматы, подобно триктраку и костям, периодически попадали под церковный запрет. Так, епископ Парижа Од де Сюлли, живший во второй половине XII, не только запретил священнослужителям играть в шахматы, но и держать их у себя в доме.

Кстати, дамы XII- XIV веков играли в шахматы наравне с мужчинами, а то и лучше. Известно, что Алиенора Аквитанская неоднократно обыгрывала первого мужа, короля Людовика VII, к большому неудовольствию последнего. На средневековых изображениях часто встречаются дамы, играющие с молодыми людьми в шахматы. Как, например, на этом футляре для зеркала, выполненном резьбой по слоновой кости в начале XIV века.

Игра в шахматы, как известно, развивает интеллект, из чего следует, что средневековое дворянство и, подражающие им городские верхи, не были уж столь ограничены в умственном отношении, как порой мы склонны думать, глядя в далекое прошлое с высоты века развитых технологий.

Все упомянутые игры – кости, триктрак и шахматы – были со временем вытеснены картами . Считается, что эта игра появилась в Европе приблизительно в XIV веке. Вероятно, одной из причин ее быстрой популярности у всех социальных слоев средневекового общества стало то, что в карты могли одновременно играть несколько человек.


Игра в карты. Миниатюра XV века

Наверное, каждый хотя бы краешком уха слышал об этой популярной во всём мире настольной игре. Вы не слышали? Значит вы ещё даже и не пытались познакомиться с миром настольных игр. Приглашаем вас в небольшое путешествие. Держитесь крепче!

Настольная игра каркассон

Краткие характеристики:

  • Тип: Стратегия, Тактика
  • Издатель: Мир Хобби (HobbyWorld)
  • Сложность правил: Простые
  • Время игры: от 20 до 30 минут
  • Количество игроков: от 2 до 5 игроков
  • Возраст игроков: от 8 лет
  • Язык: Знание иностранных языков не требуется!

Из истории создания.

Каркассон (нем. Carcassonne) — лучшая настольная стратегически-экономическая игра.

Разработана Клаусом-Юргеном Вреде (Klaus-Jürgen Wrede – знаменитый немецкий разработчик) в 2000 году и до сих пор является его лучшим творением. Издавалась Hans im Glück в Германии и Rio Grande Games в Великобритании. В 2001 году была удостоена награды «Игра года» в Германии (нем. Spiel des Jahres). Напомним, что это самая престижная премия в мире настольных игр. В России впервые была издана издательством Hobby World.

На данный момент в мире продано более 6 миллионов экземпляров, и игра по-прежнему продолжает набирать популярность, поскольку элементарные правила и огромное количество расширений и дополнений (а также независимых, но взаимозаменяемых версий) которые были изданы, никого не оставляют равнодушными. И скажем откровенно – эта игра идеальна как для человека, который только хочет познакомиться с миром настольных игр, так и для искушенных профессионалов.


Крепость Каркассон. Фото с сайта http://int.rendezvousenfrance.com/

Стоит также отметить, что на сегодняшний день существуют электронные варианты этой игры. Вы сможете найти Каркассон на мобильной платформе Windows Phone, версии для Андроид и iOS устройств. В 2007 году компания Sierra Online была выпущена даже версия для Xbox (Live). Конечно это не заменит шарма картонной коробки, но такое внимание к игре со стороны производителей компьютерных приложений, нельзя не заметить.

Предыстория.

«Каркассон — название старинной крепости, расположенной на юге Франции. Это величественное сооружение прославилось во времена Альбигойских войн (1209-1229 годы), когда замок Каркассон стал оплотом восставшего народа и выдерживал многомесячные осады рыцарского войска…» Так гласят в самом начале правила игры. А мировая легенда вообще гласит, что игра была придумана немецким учителем во время посещения данной крепости. Заинтригованы? Тогда вперёд!

Содержимое картонной коробки.

Приятная картонная коробка средних размеров (320 на 200 на 60 мм – оригинальная версия игры). Правда, как всегда у производителей настольных игр, коробка гораздо больше, чем она могла бы быть. Двойной картон, пустое воздушное пространство, несоразмерные габариты по сравнению с содержимым. Это никак не отражается на качестве игровых элементов и отличном дизайне, но остаётся только один вопрос – зачем?

Внутри вы найдете несколько планшетов с игровыми компонентами и правила игры на четырёх страницах. В отдельном полиэтиленовом пакетике деревянные игровые фигурки для пяти игроков (5 цветных наборов по 8 фишек в каждом). Фигурки приятные на ощупь и создают своего рода уют и особую атмосферу во время игрового процесса (мы вообще любители натуральных материалов).

В картонных планшетах 72 качественных игровых квадрата (тайла), с изображениями городов, дорог, монастырей и полей. Именно из них вы и будете создавать игровую систему. А один игровой планшет будет служить отдельным полем для подсчёта очков.

Механика игры.

Играть в эту игру можно практически везде (предпочтительнее на ровных широких поверхностях). Привычное игровое поле отсутствует. Игроки должны собирать его сами (каждый новый ход игрок выкладывает очередную карточку-тайл на стол по определенным правилам). А учитывая большое разнообразие тайлов, из которых оно собирается, каждая партия становится уникальной и незабываемой.

В начале игры мы выкладываем в центр стола (или иного импровизированного пространства) начальный квадрат. Этот момент можно считать моментом основания нового государства, которое мы начинаем с вами развивать и пытаться занять в нем господствующее положение. В вашем распоряжении несколько подданных, которые в процессе игры будут исполнять разнообразные роли. Здесь будут и разбойники, собирающие дань на дороге, держащие в страхе соседние города, и крестьяне, возделывающие поля, снабжающие продовольствием короля и его подданных, и рыцари, встающие на защиту короны и даже монахи, поддерживающие религиозные убеждения целого государства. Только в ваших руках будет судьба того или иного подданного. Только вы сможете определить дальнейшую судьбу того или иного города. Но не стоит забывать, что в каждой игре у вас будет противник, с которым вы будете вести постоянную борьбу за влияние.

Цель игры, вкратце.

Захватывайте господство на вновь открывающихся территориях, становитесь монополистом в сельскохозяйственной сфере, снабжайте города продовольствием, захватывайте крупные замки и собирайте налоги с жителей деревень, получайте дань на дорогах и принимайте пожертвования прихожан в монастырях. Вы становитесь настоящим феодалом и процветающая жизнь местных обитателей в ваших руках.

За каждое успешное действие и захват влияния над одной из территорий вы зарабатываете игровые очки. Очки начисляются как во время игры, так и при финальном подсчёте. Поэтому стратегическая и тактическая составляющие здесь крайне важны. Победителем становится тот игрок, который наберёт в конце игры больше всех очков.

Награды и номинации :

  • 2000 Meeples’ Choice Award
  • 2001 Deutscher Spiele Preis Best Family/Adult Game Winner
  • 2001 International Gamers Awards — General Strategy; Multi-player Nominee
  • 2001 Nederlandse Spellenprijs Nominee
  • 2001 Spiel der Spiele Hit mit Freunden Recommended
  • 2001 Spiel des Jahres Winner
  • 2002 Årets Spel Best Family Game Winner
  • 2004 Hra roku Nominee
  • 2004 Vuoden Peli Family Game of the Year Winner
  • 2012 Ludo Award Best Board Game Editor’s Choice Winner

Наше независимое мнение об игре.

Великолепная и оригинальная идея, очень хорошо прижившаяся в игровом мире. Элементарные правила, которые осваиваются за несколько минут и шикарная игровая механика ставят игру на самые высокие позиции всех рейтингов любителей «настолок».

Настоящим открытием же в данной игре является всё-таки не последовательность выкладывания тайлов на игровом поле, не система градостроения и уникальность каждой партии (нам, скажем честно, зачастую хочется сделать памятный снимок завершённой карты), а оригинальная система подсчёта очков. Невероятно гибкая и логичная. Вы можете не привязываться строго к правилам игры. Меняйте их в своё удовольствие, подключайте маленьких любителей настольных игр, делайте игру проще и интуитивно понятнее. Не хотите использовать в игре крестьян? Пожалуйста. Просто данное правило оказывается неприменимо к вашей партии. Захватывайте только города и дороги. Или наоборот. Хотите играть кооперативно против соперника? Тоже не вопрос. Объединяйтесь в команды и действуйте сообща. Вы не поверите, сколько на сегодняшний день, существует вариантов «домашних правил» Каркассона.

Другими словами, правила игры очень похожи на конструкцию немецкого языка. Их можно разобрать и собрать заново. Можно заменить какие-то элементы, но суть останется прежняя. Игра не потеряет в динамике и вам по-прежнему будет интересна каждая новая партия.

Качество игровых компонентов и иллюстрации художницы Дорис Маттеус выше всяких похвал. Идеальные деревянные фишки, хороший износостойкий картон квадратов местности (за несколько сот партий, игра выглядит практически как новая, лишь лёгкие потёртости на рубашках). И самое главное – цена. Вы же знаете,как немцы относятся к деньгам? Так вот, игра доступна абсолютно каждому! Стоимость коробки не превышает одной тысячи рублей. Если же вы хотите получить дополнения, то придётся немного раскошелиться. Но оно того стоит!

Но не будем откровенно льстить этому шедевру. Без недочётов не обошлось. Да и не бывает, наверное, идеальной игры. Хотя Каркассон невероятно близко подобрался к этому званию.

Что же нам не понравилось? Всё очень просто. Эту игру вряд ли можно назвать стратегической в прямом смысле этого слова. Не хватает ей этой глубины. Совсем немного, но не хватает! Скорее здесь речь идёт о тактической составляющей. Напомним, что в игре участвует 72 игровых тайла (мы рассматриваем базовую версию Каркассон Средневековье). После проведения нескольких партий, вы уже, как минимум интуитивно будете понимать, какие квадраты сейчас участвуют в игре, а какие ещё возможно вытянуть. Обладая данным знанием, будет крайне легко мешать своим соперникам завершать свои объекты и не позволять реализовывать тактические планы. А возможность общения с другими игроками даёт вам шанс договориться с соседями давить и ущемлять лидера.

Кто-то воскликнет – добавьте в игру разнообразия. Играйте смешанными наборами. Используйте квадраты местности из многочисленных расширений и дополнений. Играйте с независимыми версиями. Не вопрос. Но квадратов всё равно останется ограниченное количество. Любители настольных игр и не почувствуют разницы, а вот настоящие профессионалы будут чётко понимать и просчитывать каждый ход. Ведь количество тайлов определено в самом начале игры. И если вы сели играть с настоящим профи в Каркассоне – у вас нет не единого шанса. Чем-то напоминает покер. Придётся всё хорошенько просчитать!

К тому же, толи благодаря нашим производителям, толи в связи со сменой материала изготовления или другой краски на типографской машине, встречаются дополнения к игре, в которых цвет рубашек квадратов местности отличается на несколько тонов. А это создаёт определённый дискомфорт и даёт дополнительные шансы игроку, которыё знаком с этим недочётом игровых компонентов.

Но обратим ваше внимание — мы не считаем это большим недостатком. Игра действительно крайне интересна и реиграбельна. Это идеальный вариант для знакомства с миром настольных игр и чудесный тренажёр для мозга. Игра невероятно динамична, проста и подходит как для ребёнка, так и для бабушки, которая следит за своим внуком. Поверьте, вы будете играть с удовольствием…

Итоговая оценка:

  • Качество игровых компонентов – 9 из 10
  • Оригинальность каждой партии – 9 из 10
  • Взаимодействие между игроками — 8 из 10
  • Сбалансированность игры — 9 из 10
  • Рейтинг Boardgamegeek.com (107 место на 27.02.15) – 7.44 из 10
  • Рейтинг автора обзора FunMill – 9 из 10
  • Официальная страница игры на сайте издателя (нем.);
  • Официальные правила игры - скачать в формате *.pdf .

Шахматы

Шахматы – одна из древнейших игр. В шахматы играли еще при дворе Карла Великого. В кабинете древностей Французской Национальной библиотеки хранятся несколько фигур из Сен-Дени, принадлежавших этому монарху.

Шахматы были страстью дворянства. Их популярность заставляет несколько изменить сложившееся мнение о знати, т.к. шахматы требуют определенной культуры ума и навыков комбинированного мышления.

Нередко игроки от размышлений над шахматной доской переходили к драке (см. рисунок). В романах и хрониках встречаются упоминания о том, как шахматная партия становилась даже поводом для военных столкновений [Роман об Ожье Арденском].


Шахматные доски и фигуры изготавливались с большим искусством: "Потом послали за шахматами и сели за игру. Принесли их в чехле из бархата на бархатной подкладке, изящно вышитом перьями феникса. Шахматная доска была такой, что лучшей вовек не бывало: окантовка из чистого золота, с прозрачными полями, а поля из изумрудов, зеленых как луговая трава, и алых рубинов, подобных горящему очагу. Фигуры из сапфиров и из богатых топазов во всем их блеске" [Роман об Александре].

В шахматы часто играли и дамы, что изображено на многих миниатюрах (см. рисунок из Романа об Александре).

Фигуры в средневековых шахматах были подобны современным. С XII по XIV вв. в числе шахматных фигур были павлин (paon - пешка), скала (rook - ладья), дева (fierge - ферзь), рыцарь (chevalier - конь), офен (aufin – слон).

Находки по шахматам:

* Шахматы с острова Люис, Шотландия, 1150 г., 2 фигуры хранятся в Британском Музее, остальные 11 в Национальном Музее Эдинбурга. Согласно легенде в 1831, на Острове Льюис, во Внешних островах Шотландии, местный рыбак нашел маленькую пещеру из камня, приблизительно на 15 футов ниже вершины песчаной отмели, которая была частично смыта морем. Будучи особенно суеверным, горец побоялся тревожить "крошечный народец" у их пещеры, иначе он был бы проклят. Его жена была не столько напугана и решилась зайти внутрь, и в пещере были обнаружены шахматные фигуры. Это, вероятно, самые известные из когда-либо находимых шахмат. Они сделаны из клыка моржа, и как полагают, имеют исландское происхождение.

* Шахматы из Лейпцига. Это шахматы четырнадцатого века, находятся в Лейпцигском Музее. Большое количество шахматных фигур этого стиля были импортированы в Англию, особенно в позднее средневековье. Множество подобных фигурок, особенно "скала", были найдены на раскопках в Йорке, Лондоне и Оксфорде.

Шахматы из Лейпцига

Четыре времени года

Одним из видов игры в шахматы были так называемые «четыре сезона». Впервые этот тип игры упоминается в «Книге Игр» испанского короля Альфонса X и датируется 1240 г. Правила игры:

Поле: игра идет на доске 8 на 8 клеток. Через поле прочерчены две диагонали, которые пересекают центральные 8 клеток. Одна диагональ пересекает с3, d4, e5 и f6, другая c6, d5, e4, и f3.

Игроки: играть в игру могут одновременно 4 человека. Каждый из игроков олицетворяет собой четыре времени года, четыре стихии и четыре настроения человека. Зеленый – весна, воздух и возбуждение Красный – лето, огонь и гнев Черный – осень, земля и меланхолия Белый – зима, вода и хладнокровие

Стартовое положение фигур:

* Зеленые – Король (King) a8; Скала / Rook (Конь) b8; Рыцарь / Knight (Слон) a7; Епископ / Bishop (Ладья) b7; Павлин / Pawn (Пешка) a6, b6, c8, c7.
* Красные – a1; b1; a2; b2; a3, b3, c1, c2.
* Черные – h1; g1; h2; g2; g3, h3, f1, f2.
* Белые – h8; g8; h7; g7; h6, g6, f8, f7.

Движение фигур: Король, Скала и Рыцарь двигаются как в обычных шахматах. Епископ может прыгать через одну клетку. Пешки двигаются как обычно, но без первого шага на две клетки. Пешки могут двигаться только прямо. Если пешка доходит до края поля – она становится «Полководцем». Он может двигаться на одну клетку по диагонали. Зеленые ходят первыми. Затем остальные игроки против часовой стрелки. Игрок проигрывает в том случае, если у него «съедают короля». Выигрывает последний оставшийся в живых игрок.

Также есть усложненный вариант – каждый игрок бросает кости. Какая цифра выпадет, та фигура и ходит.

Четыре времени года

Трик-Трак

Игра в «таблички», как ее тогда называли, была ничем иным, как трик-трак. В нее играли имея набор костей и табличек из слоновой кости или дерева.

В книге расходов французского короля Иоанна, находившегося в английском плену (1356-1364), упоминается игра в таблички . Одна из консолей, поддерживающих балки перекрытия в замке Пьерфон (Зал Наемников), изображает даму и рыцаря, играющих в таблички.

Манускрипт XV в., Германия

Манесский кодекс (1300-1330 г.), Германия

Лютрельский Псалтырь (1340 г.), Англия

Поле для игры, 1475-1500, Мюнхен

Иероним Босх, XV век, Фландрия

Шахматы, трик-трак, кости – были излюбленными видами отдыха рыцарей и солдат в военной обстановке. Командиры нередко были вынуждены запрещать такое времяпрепровождение. Иногда оно было причиной серьезных нарушений по службе, и вело не только к трате денег, но и к ссорам.

Людовик Святой хотел наложить штраф на всех, кто играет как в шахматы, так и в кости и трик-трак. Но эти предписания не могли быть исполнены, как и множество других, с помощью которых пытались изменить нравы. Азартные игры были широко распространены во всех социальных слоях общества, несмотря на королевские эдикты, постановления соборов, отлучения.

В «Больших хрониках» Жеана Красивого (середина XIV в.), можно найти такую фразу: «После обеда приключилась великая ссора между слугами горожан Эно и английскими лучниками, стоявшими на постое в городе. Причиной таковой послужила игра в кости; и принесла оная ссора много зла, как вам сие ведомо». Действительно, на шум схватки сбежались вооруженные лучники, и перебили многих слуг, которые разбежались по домам своих хозяев. Те, в свою очередь, взялись за оружие, вступившись за слуг, и три сотни лучников нашли тогда свою смерть.

Манускрипт XV в., Германия

Домик Счастья (Gluckshaus)

Старинная германская игра. Игралась обычно на резной и качественно раскрашенной деревянной доске.

Поле для игры Домик счастья

Правила: В игру могут играть различное количество игроков (оптимальное 4-5 человек). Каждый игрок по очереди кидает кости. Если выпадает:

* пустое поле – то игрок кладет туда монетку
* поле с монеткой – игрок забирает монетку
* Свадьба (7) – игрок всегда кладет монетку, ибо на свадьбу всегда дарят подарки
* Удачливая хрюша (2) – игрок забирает монетки со всех полей, кроме Свадьбы
* Король (12) – игрок забирает все монеты со всех полей, ибо никто не может противиться Королю.

Во времена Ренессанса если игрок выбрасывал 4, он платил монетку владельцу доски. В дружеской игре, если выпадает 4 – или игрок перебрасывает, или теряет ход.

Девять пляшущих мужчин / Nine Men’s Morris

Эта игра имела широчайшее распространение. Она была вырезана в храме в Курне (Египет) 1400 лет д.н.э. Упоминается в Китае 500 лет д.н.э. Доски для этой игры были найдены на Цейлоне (9- гг. н.э.). В эту игру играли римские солдаты на привалах. Она была найдена и в греческих Афинах, и в захоронениях бронзового века в Исландии. Поле для игры было вырезано на корабле викингов X в. Gokstad’е.

В средние века игра пришла в Европу. Поля для нее находили на скамьях в соборах Норвича (Norwich), Глостера (Gloucester), Солсбери (Salisbury), и даже Вестминстерского Аббатства (Westminster Abbey). Изображения людей играющих в «ДПМ» встречаются и в «Книге Игр» короля Альфонса X (1240), и во фламандском манускрипте «Романе об Александре» (1338).

Также поле для игры было найдено на крышке бочонка с корабля «Мэри Роуз» (Mary Rose), начала XVI века. Название Девять пляшущих мужчин первый раз встречается у Шекспира в «Сне в летную ночь» (1594), когда Титания говорит «The nine mens Morris is fild up with mud». Имеется ввиду, в игру играли на поле нарисованном на земле. Слово «Morris» возможно имеет сходное происхождение, что и термин «Moorish» в танце. А возможно оно происходит от французского фишка – «merrel». В Германии игру называли Muhle (Ряд).

Девять пляшущих мужчин
Роман об Александре (1338), Фландрия

Девять пляшущих мужчин
«Книга игр» короля Альфонса Х (1240 г.), Испания


Поле для игры, Германия, конец XV в.

У каждого игрока есть по 9 фишек (фигурок). Игра начинается с первой части игры, с установки их на поле. Игроки по очереди ставят по одной фишке на любую не занятую точку. Если процессе выставления фишек один из игроков строит «ряд» (т.е. имеет три выстроенные в ряд фишки), то он может убрать одну фишку противника (кроме тех, что находятся в «ряду»). После выставления фишек начинается вторая часть игры. Также как и выставляли, игроки по очереди начинают двигать фишки. Двигаться можно на любую свободную соседнюю точку. Игрок, который не может сделать ход – проигрывает.


Поле и фишки для игры


Пример игры в «Девять пляшущих мужчин» на поле из дерева

* стандартный – можно построить ряд, потом вывести из него одну фишку, затем вернуть ее обратно и «съесть» фишку противника. Так можно делать до бесконечности.
* построив один ряд, «съев» им фишку противника, больше «есть» им нельзя. Нужно строить другой ряд, по другим точкам. Этот вариант играется на доске с диагональными рядами.

Игрок проигрывает если у него остается 2 фишки, т.е. он не может построить «ряд». Игрок может также проиграть даже на первом этапе игры, если все его фишки будут заблокированы.

Лиса и Гуси (Fox & Geese)

Данная игра предположительно имеет скандинавское происхождение. Игра под названием «Hala-taft» упоминается в исландской саге «Grettis», в 1300 г. В Европу попала видимо раньше, во время набегов викингов. Следующее упоминание касается заказа Эдуарда IV. Короля Англии (1461-1483) двух лис и двадцати шести собак (это английский вариант) из серебра. Наконец предположительно эта игра названная «Freystafl» в поздних исландских сагах и есть «Лиса и Гуси».

Лиса и гуси
«Книга игр» короля Альфонса Х (1240 г.), Испания

В игру играют двое. Один играет лисой (1 фишка). Его цель съесть как можно больше гусей. Победа достигается после того как останется Х.

Другой играет гусями (13 фишек). Его цель зажать Лису в угол и не дать ей двигаться. Игра начинается с положения показанного картинке.

Поле и фишки для игры

И лиса, и гуси могут ходить только по линиям соединяющим ближайшие точки. Игроки делают ход по очереди. За один ход можно передвинуть одну фишку, на одну точку.

«Съедание» гусей происходит путем перепрыгивания их лисой, причем это процесс может повторяться (как в шашках). Задача гусей построить стройные ряды из двух гусей которых лиса перепрыгнуть не сможет.

Существует предположение, что первые карты или «наибис» (naibis), были сделаны в Италии, чтобы одновременно забавлять и обучать детей. Позже пришли к мысли, что использовать рисунки на карточках для комбинационных и азартных игр, которые могли заменить игру в кости.

В ХIV в. В Италии была серия рисунков, которая составляла альбом из пятнадцати частей, интересный для детей разнообразием рисунков.

Эта серия рисунков называлась «наибис», и была воспроизведена в анонимных гравюрах, приписываемых художнику Андреа Мантенья.

Cloisters (1400-1600)

Колода так называемых «Монастырских» (Cloisters) игральных карт – единственный известный комплект из 52 карт.

В колоде 52 карты, 4 цвета, в каждом свой король, королева, валет и карты с номерами от 1 до десятки. Дизайн колоды не похож ни на одну из более ранних колод карт. Он выполнен в стилистике собачьей охоты. Ошейники, поводки, охотничьи рога и арканы. Каждая масть лишь частично отличается по цвету – ошейники и рога красные, а поводки и арканы голубые.

Карты сделаны из четырех слоев бумаги склеенных вместе, при этом карты очень жесткие. При создании на карту сначала наносили контур, затем раскрашивали в разные цвета, иногда с применением золота и серебра. Костюмы персонажей на картах выполнены по бургундской моде, господствовавшей в южных Нидерландах в 1475 г.

Венский комплект (1455)

Также существует колода из 48 карт, хранящаяся в музее в Вене. В этой колоде изображена жизнь придворных. Каждая масть имеет свой геральдический символ (Богемия, Священная Римская Империя, Франция и Венгрия). Достоинства карт отражают придворную иерархию.

Предположительно, что эта колода принадлежала Ladislaus’у "Postumus" (1457), герцогу Австрийскому, Королю Венгрии и Богемии.

Источники

1. Эжен Эмманюэль Виолле-ле-Дюк. Жизнь и развлеченияв Средние века. – СПб.: "Евразия", 2003 г.
2. Йенс Руге (Jens Ruge) "Gesellige Spiele im Mittelalter und heut"
3. Лиса и Гуси –



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама