THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью обмена опытом работы. Автор мастер-класса Маренкова Н.В. , учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №50 им. Ю.А. Гагарина» г. Курска.

Мастер-класс «Развитие системного мышления обучающихся на уроках литературы средствами технологии многомерных дидактических инструментов»

Цель мастер-класса: создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.

Основные научные идеи – деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.

Форма: лекционно-практическое занятие

Структура проведения «Мастер-класса»:

  1. Презентация

Мотивирующий момент и создание проблемной ситуации;

Актуализация темы мастер-класса;

Определение проблем и перспектив в работе учителя в режиме эффективной педагогической технологии.

  1. Представление занятия

Рассказ педагога о технологии многомерных дидактических инструментов;

Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться;

Краткая характеристика результативности используемой технологии;

Вопросы педагогу по изложенному проекту.

  1. Занятие и имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися.
  1. Моделирование.

Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии;

Учитель исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею;

  1. Рефлексия

Дискуссия по результатам совместной деятельности учителя и слушателей.

Заключительное слово педагога по всем замечаниям и предложениям.

Результатом «мастер-класса» является модель занятия, которую разработал «учитель-ученик» под руководством учителя, проводившего мастер-класс, с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.

Тема: «Жизнь сердца и ума»

Добрый день. Я рада вас видеть на нашем мастер-классе. В его проведении чуть позже мне поможет фокус-группа.

СЛАЙД 1.

Что вы видите на слайде? Что скрывается под названием «Жизнь ума и сердца»? Какое отношение название, координаты имеют друг к другу? На эти вопросы мы постараемся ответить в течение 15 минут.

СЛАЙД 2.

Компьютерные технологии обрушивают на учащегося все увеличивающийся объем материала, тестирование вынуждает перемещать акцент в обучении на запоминание учебного материала.

Выходом из данной ситуации может быть применение дидактической многомерной технологии, которая была разработана в 90-е гг. XX в. кандидатом технических наук, доктором педагогических наук Валерием Эммануиловичем Штейнбергом.

СЛАЙД 3.

В основу технологии был положен принцип многомерности окружающего мира.

СЛАЙД 4.

Понятие «многомерность» становится ведущим в рамках данной технологии и понимается как пространственная, системная организация разнородных элементов знания. Главная цель введения дидактической многомерной технологии - снизить трудоемкость и повысить эффективность деятельности учителя и деятельности ученика за счет использования многомерных дидактических инструментов.

Дидактическая многомерная технология позволяет преодолеть стереотип одномерности при использовании традиционных форм представления учебного материала (текст, речь, таблицы, схемы и т.д.) и включить учащихся в активную познавательную деятельность по усвоению и переработке знаний как для понимания и запоминания учебной информации, так для развития мышления, памяти и эффективных способов интеллектуальной деятельности.

Дидактическая многомерная технология дает наглядное и системное

представление знаний в компактной и универсальной форме с помощью ключевых слов, позволяет решить целый ряд важнейших задач: соединяет отдельные параграфы учебников в укрупненные темы; логически выстраивает материал, дает возможность правильно отобрать информацию; позволяет выделить причинно-следственные связи; выделяет основные термины и понятия, развивает предметную речь учащихся; вооружает ученика и учителя необходимым инструментарием; соединение вербального и визуального каналов информации приводит к резкому повышению усвояемости материала. Дидактическая многомерная технология предоставляет возможность учителю русского языка и литературы практически использовать на уроках все виды речевой деятельности, обеспечивать индивидуальный и дифференцированный подход в обучении с учетом обученности, интересов и склонностей детей.

СЛАЙД 5.

Основой дидактической многомерной технологии являются дидактические многомерные инструменты - универсальные, наглядные, программируемые, материализованные понятийно-образные модели многомерного представления и анализа знаний.

С помощью дидактических многомерных инструментов создается логико-смысловая модель, с помощью которой СЛАЙДЫ 6, 7 .

СЛАЙД 8.

В качестве графической формы инструментов дидактической многомерной технологии В.Э. Штейнбергом предлагается восьмилучевой знак-символ.

Число координат в логико-смысловой модели равно восьми, что соответствует эмпирическому опыту человека (четыре основных направления: вперед, назад, вправо, влево и четыре промежуточных направления), а также научному опыту (четыре основных направления: север, юг, запад, восток и четыре промежуточных направления).

По Пифагору, восемь-символ гармонии, священное число... означает одновременно два мира-материальный и духовный...

Восьмерка символизирует пары противоположностей. Другие символические значения - любовь, совет, расположение, закон, соглашение. Восемь благородных принципов: 1) правильная вера; 2) правильная ценность; 3) правильная речь; 4) правильное поведение; 5) правильное достижение средств к жизни; 6) правильное стремление; 7) правильная оценка своих действий и восприятие мира органами чувств; 8) правильная концентрация.

Разработанные в «солярной» графике дидактические многомерные инструменты содержат структурированный набор понятий по изучаемой теме в виде семантически связной системы, эффективно воспринимаемой и фиксируемой мышлением человека.

Положительные стороны использования дидактических многомерных инструментов в том, что вербально-визуальное представление знаний поддерживает запоминание и воспроизведение информации.

Таким образом, дидактические многомерные инструменты позволяют видеть весь предмет, тему в обобщенной форме и каждую часть, каждый существенный элемент отдельно.

С помощью дидактических многомерных инструментов создается логико-смысловая модель, которая СЛАЙДЫ 7, 8 .

СЛАЙД 9.

Логико-смысловая модель - образ-модель представления знаний на основе опорно-узловых каркасов.

Опорно-узловой каркас - это вспомогательный элемент логико-смысловых моделей.

СЛАЙД 10.

Смысловой компонент знаний в логико-смысловой модели представляют ключевые слова, размещенные на каркасе и образующие связанную систему.

СЛАЙД 11.

При этом одна часть ключевых слов располагается в узлах на координатах и представляет связи и отношения между элементами того же объекта.

И сегодня я попробую применить данные технологии на нашем мастер-классе.

СЛАЙД 12.

Посмотрите на данные иллюстрации. Кого вы здесь видите?

Тонкий исследователь человеческой души, Л.Н. Толстой утверждал, что «люди как реки: у каждого - свое русло, свой исток…» А исток этот - родной дом, семья, ее традиции, уклад.

В большом доме на Поварской улице в центре Москвы живёт большая и дружная семья графа Ильи Николаевича Ростова. Сразу же можно заметить здесь атмосферу радушия, любви и доброжелательности, так как "в доме Ростовых любовный воздух". Двери открыты для всех. У Ростовых - счастливый дом! Дети чувствуют родительскую нежность и ласку! Мир, согласие и любовь – это нравственный климат в московском доме. Жизненные ценности, которые вынесли дети из родительского дома, достойны уважения – это великодушие, патриотизм, благородство, уважение, взаимопонимание и поддержка. Все дети унаследовали от родителей способность к соучастию, сопереживанию, сочувствию, милосердию. В этом доме все откровенны друг с другом: искренне веселятся и плачут, вместе переживают жизненные драмы. Семья музыкальна, артистична, в доме обожают пение и танцы. Семья Ростовых отличается добротой, душевной отзывчивостью, искренностью, готовностью прийти на помощь, чем и привлекает к себе людей. Именно в доме Ростовых вырастают патриоты, безрассудно идущие на смерть. В этом доме нет места лицемерию и ханжеству, поэтому все здесь любят друг друга, дети доверяют родителям, а те уважают их желания, мнения по различным вопросам. Ростовым свойственно располагать к себе хороших (в высоком, толстовском понимании этого слова) людей. Гостеприимность - отличительная черта этого дома: «Даже в Отрадном собиралось до 400 гостей».

СЛАЙД 13.

ИТАК, попробуем сконструировать логико-смысловые модели:

В центр будущей системы координат помещаем объект конструирования: тема, проблемная ситуация и т.п., а тема мастер-класса ДОМ (СЕМЬЯ); назовите членов семьи Ростовых.

СЛАЙД 14.

Определяем набор координат - «круг вопросов» по проектируемой теме, в число которых могут включаться такие смысловые группы, как цели и задачи изучения темы, объект и предмет изучения, содержание, способы изучения, результат и гуманитарный фон изучаемой темы, творческие задания по отдельным вопросам; В доме Ростовых главой является Илья Андреевич - московский барин, добрейший человек, боготворящий свою жену, обожающий детей, довольно-таки щедрый и доверчивый:"...редко кто умел так на широкую руку, хлебосольно устроить пир, особенно потому, что редко кто умел и хотел приложить свои деньги, если они понадобятся на устройство пира..." Граф Ростов и его семья - богатые дворяне. У них есть несколько деревень и сотни крепостных... в доме на сто тысяч добра..." "...Когда родились дочери, каждой было назначено по триста душ в приданое..."

Ростова-старшая занимается воспитанием детей: гувернеры, балы, выезды в свет, молодежные вечера, пение Наташи, музыка, подготовка к учебе в университете Пети; колеблется между выбором - подводы для раненых или фамильные ценности (будущая материальная обеспеченность детей). Сын-воин - гордость матери. Ростова-старшая не переносит смерти мужа и младшего Пети.

Вера – то самое исключение, которое подтверждает правило. Её странное, холодное, эгоистическое поведение не вяжется с обстановкой в доме Ростовых. Но родители и сами чувствуют ее чужеродство: «Со старшей мы перемудрили и не любят «правильную» Веру.

Еще один член семьи - Николай Ростов. Его не отличают ни глубина ума, ни способность глубоко мыслить и переживать боль людей. Но его душа проста, честна и порядочна.

В такой дружной и доброжелательной семье выросла Наташа. Она похожа на мать и внешне, и по характеру – так же, как и мать, проявляет такую же заботливость и хозяйственность. Но есть в ней и черты отца – доброта, широта натуры, желание объединить и осчастливить всех. Очень важное качество Наташи – естественность. Она не способна играть заранее заданную роль, не зависит от мнения посторонних людей, не живет по законам света. Героиня наделена любовью к людям, талантом общения, открытостью души. Она может любить и отдаваться любви полностью, а именно в этом Толстой видел главное назначение женщины. Истоки преданности и доброты, бескорыстия и преданности он видел в семейном воспитании.

Петя – младший в семье, всеобщий любимец, по-детски наивный, добрый, честный, охваченный патриотическим чувством.

Соня – племянница, но ей уютно в этой семье, потому что её так же трепетно любят, как и других детей.

Наташа, Николай, Петя честны, искренни, откровенны друг с другом; открывают душу родителям, надеясь на полное взаимопонимание (Наташа - маме о любви к себе; Николай - отцу даже о проигрыше 43 тысяч; Петя - всем домашним о желании уйти на войну... Так какие качества характерны для Николая Ростова?

СЛАЙД 15.

Определяем набор опорных узлов - «смысловых гранул» для каждой координаты, путем логического или интуитивного определения узловых, главных элементов содержания или ключевых факторов для решаемой проблемы; Действительно, для Николая Ростова характерны … А что можно сказать о Наталье Ростовой и Соне?

СЛАЙД 16.

Опорные узлы ранжируются и расставляются на координатах,

осуществляется перекодирование информационных фрагментов

для каждой гранулы, путем замены информационных блоков ключевыми словами, словосочетаниями или аббревиатурой.

Графиня Ростова - …, Соня - …

Давайте вспомним, что почерпнули в родном доме Наташа, Петя, Вера.

СЛАЙД 17.

После нанесения информации на каркас получается многомерная модель представления знаний. Мы видим, как часто употребляет Толстой слово семья, семейство для обозначения дома Ростовых! Каким теплым светом и уютом веет от этого, такого привычного и доброго всем слова! За этим словом - мир, согласие, любовь .

СЛАЙД 18.

Отсюда, из дома, эта способность Ростовых притягивать к себе людей, талант понять чужую душу, умение переживать, соучаствовать. И все это - на грани самоотречения. Ростовы не умеют чувствовать «слегка», «наполовину», они всецело отдаются чувству, завладевшему их душой. Открытость души Ростовых - это и способность жить одной жизнью с народом, разделить его участь; уходят на войну Николай и Петя, Ростовы оставляют имение под госпиталь, а подводы - для раненых. И вечер в честь Денисова, и праздник в честь героя войны Багратиона - все это действия одного нравственного порядка.

СЛАЙД 19.

Родительский дом и семья для Ростовых – исток всех нравственных ценностей и нравственных ориентиров, это начало начал.

Я хочу обратиться к коллегам, сидящим за этим столом, помочь мне сконструировать логико-смысловые модели в течение 2 минут.

СЛАЙД 20.

Несколько иная семья Болконских – служивых дворян. Всех их характеризует особая талантливость, незаурядность, одухотворенность. Каждый из них примечателен по-своему. Глава семьи, князь Николай, со всеми окружающими людьми был резок, и поэтому, не быв жестоким, он возбуждал в себе страх и почтительность. Больше всего он ценит в людях ум и деятельность. Поэтому, воспитывая свою дочь, он пытается развить в ней эти качества. Высокое понятие о чести, гордость, независимость, благородство и остроту ума старый князь передал по наследству своему сыну. И сын, и отец Болконские – разносторонние, образованные, одаренные люди, умеющие держать себя с окружающими.

Андрей – высокомерный человек, уверенный в своем превосходстве над другими, знающий, что в этой жизни у него высокое предназначение. Он понимает, что счастье в семье, в нем самом, но это счастье оказывается нелегким для Андрея. Его сестра, княжна Марья, показана нам как совершенный, абсолютно цельный психологически, физически и нравственно человеческий тип. Она живет в постоянном бессознательном ожидании семейного счастья и любви. Княжна умна, романтична, религиозна. Она покорно переносит все издевки отца, смиряется со всем, но не перестает глубоко и сильно его любить. Мария любит всех, но любит любовью, заставляющей находящихся рядом подчиняться ее ритмам и движениям и раствориться в ней. Брат и сестра Болконские унаследовали странность и глубину натуры отца, но без его властности и нетерпимости. Они проницательны, глубоко понимают людей, как и отец, но не для того чтобы их презирать, а для того, чтобы сострадать. Николеньку, сына князя Андрея, мы видим в эпилоге романа. Он ещё мал, но уже внимательно слушает рассуждения Пьера Безухова. Болконские - честные и порядочные люди, старающиеся жить в справедливости и в ладу с совестью.

Обратимся к нашей фокус-группе и послушаем, что у них получилось.

СЛАЙДЫ 21-27.

РЕФЛЕКСИЯ

Любовь, семья и отчий дом.

Все то, что мне всего дороже.

Великий смысл, наполненный добром,

Несет бессмертный гений мудрого Толстого.

ШУТИЛО Анна Александровна

учитель начальных классов ГБОУ СОШ №75

Россия, г. Санкт-Петербург

E-mail: [email protected]

Многомерная дидактическая технология В. Э. Штейнберга в начальной школе

Аннотация: в статье рассказывается о технологии многомерных единиц и ее инструментах, которые можно использовать на разных уроках, так как новые образовательные стандарты (ФГОС) предполагают формирование у учащихся определенных качеств. В результате учителю приходится осваивать новые образовательные технологии.

Ключевые слова: дидактическая многомерная технология ; дидактические многомерные инструменты; логико-смысловые модели.

«Скажи мне - и я забуду,

покажи мне - и я запомню,

дай мне действовать самому -и я научусь»

( Древнекитайская мудрость )

Наука и жизнь не стоит на месте. Сегодня в современном мире существует множество инновационных технологий, которые соответствуют социальным запросам и интересам общества. Наши одаренные дети не позволяют учителю успокоиться: заставляют искать новые пути решения дидактических задач обучения.

Оставаться «традиционным» учителем в современном, опутанном социальными сетями мире, - то же самое, что скакать на лошади, когда все остальные ездят на автомобилях; или то же,что звонить по телефонной вертушке, когда все вокруг пользуются смартфонами, слушать кассеты, когда все уже давно перешли на iPod.

Поэтому если учитель желает идти в ногу со своими учениками, то он должен войти в их мир. И это лишь одно преимущество, которое дадут ему новые технологии. С каждой новой технологией мы находим новые способы самосовершенствования, совершенствование своих знаний, своей жизни, своего мира. Учителя, принявшие те технологии, которыми пользуются их ученики, неожиданно для себя открывают новые пути представления образовательного опыта со всеми преимуществами личных образовательных пространств. Этот процесс должен быть интересным и захватывающим, и уж никак не скучным. Узнать, каково это, можно, лишь прыгнув в воду, а не любуясь озером с берега.

Ученики начальной школы отличаются огромным стремлением узнать как можно больше нового и интересного. Очевидно, что самые ценные и устойчивые знания не те, что усвоены путем механического заучивания, а те, которые добыты самостоятельно, в результате собственных творческих поисков.

Все дети очень любознательны. Поэтому учитель должен ставить перед собой цель превратить ребенка в исследователя, активного ученика процесса познания, творческую личность.

Изучив многомерную дидактическую технологию, разработанную В. Э. Штейнбергом, я поняла, что она может быть использована для решения различных дидактических задач на уроках. Эта технология направлена на повышение качества образовательного процесса и доступности учебного материала, позволяет уплотнить неструктурированное пространство знаний.

Дидактическая многомерная технология (ДМТ) –дидактическая технология полифункционального приложения, относящаяся к инструментальной дидактике и основанная на параллельном представлении информации/учебного материала как в традиционной аудио форме, так и в визуальной, специально преобразованной, концентрированной, логически удобной форме с помощью дидактических многомерных инструментов (ДМИ), реализующих логико-смысловое моделирование при выполнении обучающимися инвариантных 83 форм и видов учебной деятельности (познавательной, переживательной и оценочной; предметно-ознакомительной, вербально-логической и моделирующей); а также в подготовительной, обучающей и творческой деятельности педагога.

Многомерная дидактическая технология состоит из дидактических инструментов: интеллект-карты или карты-памяти и логико-смысловые модели.

Дидактические многомерные инструменты (ДМИ )–когнитивно-визуальные средства бинарного (двухкомпонентного)типа с иллюстративно-мнемическими и регулятивными свойствами (поддержка категоризации и экспликации, анализа и синтеза, навигации и аут диалога); смысловой компонент ДМИ реализован на основе когнитивных принципов представления информации в семантически связной форме, а логический компонент образован координатными и матричными графическими элементами, объединенными в каркас рекурсивного типа, информация на котором представлена в мультикодовой форме (понятийными, пикто граммическими, символьными и другими элементами); конкретная форма реализации ДМИ –логико-смысловые модели, навигаторы, «семантические фракталы Штейнберга», когнитивные карты и т.п.; полифункциональные ДМИ –основной инструмент дидактической многомерной технологии и

применяются также в традиционных и новых технологиях обучения, в дидактическом дизайне на основе принципа дополнительности.

В начальной школе лучше всего начинать с интеллект-карт.

Карта - памяти - это хороший наглядный материал, с которым легко и интересно работать, который ученику запомнить намного проще, чем страницу печатного текста в учебнике. Ребенок с помощью рисунков может отображать на бумаге свои мысли, решать творческие задачи, отрабатывать полученную информацию, совершенствовать ее, вносить изменения.

Карты –памяти представляют собой образ, от которого отходятся ветвистые линии. Ветви должны быть цветными. Ребята очень любят на уроках использовать цветные ручки, карандаши, фломастеры. Каждую ветвь нужно подписывать 1-2 ключевыми словами и как можно чаще использовать рисунки.

Построение интеллект-карты:

1.готовим цветные ручки, карандаши и фломастеры;

2. лист кладём горизонтально;

3. в центре страницы заглавными печатными буквами пишем и выделяем рамкой главную тему (1–2 ключевых слова);

4.от центральной темы рисуем ветки разными цветными карандашами;

5. каждую ветку подписываем 1–2 словами (основные направления);

6. на каждой ветке (не меняя цвет) рисуем веточки, подписываем их.

В интеллект-карте не только пишем слова, но и иллюстрируем их: рисунки, схемы, символы и т. д. Автор технологии подчеркивал, что строгих правил нет, как нет и неправильных карт.

Очень важно отметить, что при построении данных карт используется не только логическая часть мозга и, но и та, что связана с воображением. Благодаря работе обоих полушарий мозга,использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается. Если мы посмотрим на первый рисунок и на второй, то заметим, что интеллект карта похожа на нейрон головного мозга.

Рисование карт памяти на уроке особенно эффективно в 1-2 классах, так как это необычный вид деятельности, можно, сказать, игровой. У детей данной возрастной категории преобладает наглядно-образное мышление.

В 3-4 классе можно начинать вводить логико-смысловые модели (ЛСМ).

Логико-смысловая модель (ЛСМ) – конкретная форма реализации дидактических многомерных инструментов в виде образно-понятийных моделей, содержащих смысловой и логический компоненты, причем последний выполнен в «солярной» координатно-матричной форме рекурсивного типа для размещения понятий (или их мульти кодовых эквивалентов) и смысловых связей между ними; ЛСМ применяются для отображения изучаемых или создаваемых объектов в дидактической многомерной и других технологиях, в профессиональной деятельности и дидактическом дизайне.

Она представляет собой систему координат. В отличии от карт-памяти здесь рисунки не используются. Усвоение понятий осуществляется через совместную работу учителя и учащегося. Это позволяет рационально использовать время при изучении нового материала. Смысловой компонент знаний представляют ключевые слова, размещенные на каркасе и образующие связанную систему. При этом одна часть ключевых слов располагается в узлах на координатах и представляет связи и отношения между элементами того же объекта. В целом каждый элемент содержательно связанной системы ключевых слов получает точную адресацию в виде индекса « координата- узел».

ЛСМ играет роль опорного дидактического средства, помогающего учителю наглядно представить структуру и логику содержания занятия, логично и последовательно изложить на уроке необходимую для изучения учебную информацию при различных уровнях обучаемости учащихся, оперативно рефлексировать результаты своей деятельности- как ученик понимает, как рассуждает, как находит и оперирует нужной информацией, а также своевременно корректировать как свою деятельность, так и деятельность учащихся.

Разработка и построение ЛСМ облегчает учителю подготовку к уроку, усиливает наглядность изучаемого материала, позволяют алгоритмизировать учебно- познавательную деятельность учащихся, делают оперативной обратную связь.

Учащиеся составляют ЛСМ самостоятельно после первоначального знакомства с темой, используя учебную литературу. Работа может проводиться в парах, группах. Учащиеся работают над составлением ЛСМ с огромным интересам, желанием.

Пример ЛСМ

Методика не запрещает использовать ЛСМ и интеллект-карты при ответе у доски.

Учитель же может использовать данную технологию при изучении нового материала, отработке умений и навыков, обобщении и систематизации знаний.

Таким образом, дидактические многомерные инструменты-модели наглядны, компактны, содержат основную информацию по теме или проблеме, способствуют процессу запоминания учебного материала учащимися, формализуют его запись, дают алгоритм изучения, развивают творческое воображение. Логико-смысловые модели отражают межпредметные и внутрипредметные связи. Составление ЛСМ и для учителя, и для ученика подразумевает огромную работу с учебником и дополнительной справочной литературой по предмету. Ученики учатся мыслить логически, креативно, выходя за рамки стандарта.

Список литературы

    Дирша, О.Л. Сычевская Н.Н.Учим добывать знания// Пачатковая школа. – 2013. - №7. – С. 56-58.

    Новик, Е.А. Использование многомерной дидактической технологии/ Е.А.Новик// Пачатковая школа. – 2012. - №6. – С.16-17.

    Штейнберг, В.Э. Дидактическая многомерная технология: моногр. [Текст] / В.Э. Штейнберг. – Уфа: БИРО,1999. – 86 с.

    Штейнберг, В.Э. Конструкторско-технологическая деятельность преподавателя в современных условиях: Штейнберг В.Э. Крылья профессии – введение в технологию проектирования образовательных систем и процессов: моногр. [Текст] / В.Э. Штейнберг. – Уфа, 1999. –

214 с.

    Штейнберг В.Э. Образование – технологический рубеж инструменты, проектирование, творчество: моногр. [Текст] / В.Э. Штейнберг. – Уфа: БИРО, 1998. – 156 с.

    Штейнберг, В.Э. Самоучитель по технологии проектирования образовательных систем и процессов [Текст]/ В.Э. Штейнберг. Уфа: БИПКРО, 1996. - 60 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ: ИНТЕЛЛЕКТ КАРТЫ, ЛСМ (учащиеся 3 класса)




Филиал АО «Национальный центр повышения квалификации « Өрлеу»

«Институт повышения квалификации педагогических работников по Северо-Казахстанской области»

Дидактические многомерные инструменты и логико –смысловые модели на уроках экономической и социальной географии Казахстана 9класс

(раздел «Экономические районы Казахстана)

Петропавловск

2013

Настоящее методическое пособие предназначено для учителей географии преподавания предмета Экономическая и социальная география Казахстана 9 класс, раздела 3. «Экономические районы Казахстана».

Литература

    А.С.Бейсенова, К.Д.Каймулдинова Физическая география Казахстана. Хрестоматия 8 класс Алматы «Атам ұ ра»,2004

    А.Гин Приемы педагогической техники. Москва 2000

    З.Х.Какимжанова Экономическая и социальная география Казахстана. Дополнительное учебное пособие 9кл. Алматы «Атам ұ ра» 2007

    В.В.Усиков, Т.Л.Казановская, А.А.Усикова,Г.Б.Забенова Экономическая и социальная география Казахстана. Учебник для 9 класса общеобразовательной школы Алматы «Атам ұра »

СОДЕРЖАНИЕ

    Предисловие

    Территориальная организация производства и экономическое районирование

    Центральный Казахстан. Условия формирования хозяйства. Население

    Восточный Казахстан. Условия формирования хозяйства. Население

    Экономика Восточного Казахстана

    Западный Казахстан. Условия формирования хозяйства. Население

    Северный Казахстан. Условия формирования хозяйства. Население

    Южный Казахстан. Условия формирования хозяйства. Население

    Экономика Южного Казахстана

    Условные обозначения

    Урок на тему: «Центральный Казахстан»

    Оглавление

Предисловие

Система работы учителя не сводится к применению какой то одной педагогической технологии, в том числе и инновационной. Работа учителя на урокеө это множество приемов, которые каждый педагог считает для себя наиболее приемлемымы, посредством которых он может раскрывать свое педагогическое мастерство. Учитель-творческая личность, постоянно ищущая наиболее эффективные технологии,способствующие развитию личности обучаемого. Творчество педагога есть деятельность по созданию нового.Поэтому высшая степень творчества в воспитании и образовании-педагогический эксперемент.В ходе эксперемента проверяется и получает право на существование новая педагогическая технология.Мною на протяжении одного года на уроках используется дидактическая многомерная технология,применяемая для построения логико-смысловых моделий(ЛСМ).

Логико-смысловые модели (ЛСМ),разработанные кандидатом педагогических наук В.Э.Штейнбергом,презентуют информацию в виде многомерной модели,позволяющей резко уплотнить информацию. Они предназначены для того, чтобы представлять и анализировать знания, поддерживать проектирование учебного материала,учебного процесса и учебной деятельности.Моделирование с помощью ЛСМ является эффективным способом борьбы с преобладанием репродуктивного мышления учащихся.

Основными принципами построения логико-смысловых моделей являются:свернутость до ключевых слов,структурированность,логическая упорядоченность.На изучение раздела «Экономические районы Казахстана»по программе отведено 11 часов, нет отдельных часов для выполнения практических работ. В учебнике представлен большой объем информации которую необходимо усвоить учащимисяза определенные часы.Созданные мною ЛСМ «Экономические районы Казахстана» позволяют рационально распределить время при изучении данного материала. Знания, полученные в процессе работы с подобными моделями, становятся глубокими и прочными. Учащиеся легко оперируют ими, что является самым главным, самостоятельно конструируют новые знания.ЛСМ можно использовать для решения различных дидактическиз задач:

При изучении нового материала, как план его изложения;

При отработке умений и навыков. Учащиеся составляют ЛСМ самостоятельно, после первоначального знакомства с темой, используя учебную литературу. Работа по составлению ЛСМ может проводиться в парах постоянного и сменного состава, в микрогруппах, где ведется обсуждение, уточнение и коррекция всех деталей. Надо отметить, что обучающиеся работают над составлением ЛСМ с огромным желанием;

при обобщении и систематизации знаний ЛСМ позволяют увидеть тему в целом, уяснить ее связь с уже изученным материалом, сздать свою логику запоминания. Анализ и выбор из текста ключевых слов для составления моделей помогает школьникам готовится к успешной сдаче ЕНТ.

Эксперимент по использованию ДМТ на уроках географии длится один год, работая год по данной технологии видна эффективность. Применение ДМТ позволяет обучающимся глубоко осознать и усвоить знания, дает возможность сравнивать, делать выводы и подводит к научному обобщению. Технология помогает проверить знания учащихся и устранить пробелы. При проведении входного тестирования по географии были заметны результаты, из 48 учащихся 30% учащихся получили оценку «5», 50% учащихся оценку «4» и 20% оценку «3».

Таким образом, применение ДМТ позволяет:

Усилить интерес учащихся к предмету;

Развивать навыки работы с дополнительной литературой;

Формировать умения анализировать, обощать, делать выводы;

Готовить к успешному прохождению ВОУД и ЕНТ;

Повысить качество знаний;

Снять напряженностьпсихолого –педагогических проблем и оптимизировать весь учебный процессс в целом.

особенности комплексного развития хозяйства

специализация

Экономические

районы

Казахстана

§19

своеобразие географического положения

природные и трудовые ресурсы

К 1

Северный

К 2

Центральный

К 3

Восточный

К 4

Южный

К 5

Западный

Центральный Казахстан

§20

В.К

К2

ОСОБЕННОСТИ

К1

Безводный

Канал (Иртыш-Караганды-Жезказган)

Богат, минеральными ресурсами

Казахский мелкосопочник

Карагандинская обл.

S – 428 тыс. км 2

население -1339 тыс. чел.

средняя плотность 3,1чел./км 2 .

ЭГП

К3

Выгодное положение

Граничит (СЭР, ЮЭР, ЗЭР, ВЭР)

Транзитное положение

К4

П.У

Низкогорный, мелкосопочный

Резко континен-тальный

Осадки 250мм.

Вегетационный период 160 дней

К5

П.Р

Лесные-незначит.

(Каркаралинский н.ц)

Реки (Нура, Торгай, Сарысу)

Озера (Балхаш, Карасор, Кыпшак)

Недостаточно

К6

П.Р (М.Р)

Нефтегазаносное мест. (Южно-Торгайский)

Медь (Жезказган, Прибалхашское)

Марганец

(Атасу, Жезды)

Карагандинский бассейн

К7

Н.

Самый высокоурбанизированный р-н городское население 85%

Карагандинско – Темиртауская агломирация 11 городов (1134т.ч.)

115 национальностей

Поднятие целины

Вольфрам, Молибден

(Карагандинская ГРЭС, Самаркандская ТЭЦ, Балхашская ТЭЦ)

Цветная

Экономика Центрального Казахстана

§21

О/Х

К2

О/П

К1

ГМК, ГДО (черная, цветная, угольная)

Топливная (Карагандинский 32%) Черная металлургия (Темиртау КПЦ)

Черная металлургия (Темиртау КПЦ)

7 место по мощности в СНГ

ГМК раф. меди (Жезказган, Балхаш)

Машиностроение «Каргормаш» (горно-шахтное оборудование)

Легкая, трикотажная, швейная

Пищевая

Обувная

ПУ

К3

Жезказганский ПУ медный прокат (Серная кислота, азотное удобрение, бензол)

Балхашский ПУ

Карагандинско-Темиртауский ТПК

(металлоёмкое машиностроение)

К4

С/Х.

Животноводство (овцеводство, КРС, коневодство, свиньи)

Растениеводство, (зерновые, подсолнечные, овощи, картофель)

К5

Т.

Автомобильный

Железнодорожный (Акмола-Караганда–Шу)

К6

К.Г.

Жезказган

Балхаш

Темиртау

Караганда

К7

Э. П.

Выветривание, эрозия почв

Горно-добывающая пром.

Условные обозначения

ЭГП - экономико - географическое положение

М.Р.- минеральные ресурсы

П.Р - природные ресурсы

П.У- природные условия

ТПК-территориально-производственный комплекс

ПК - промышленный узел

О/Х.-отросли хозяйства

О/П-отросли промышленности

С/Х-сельское хозяйство

К.Г.-крупные города

Н.-население

Э.П-экологические проблемы

В.К.-визитная карточка

Строительные материалы (цемент) (Шымкент, Састобе)

Трубопроводный

Экономика Южного Казахстана

§29

ТПК

К2

О/Х

К1

Нефтегазодобыча

(Кызылординская обл.)

Химическая («Химфарм» - Шымкент)

Цветная металлургия (Шымкент, пр-во полиметал. концентрата)

Алматинский пром.узел

Шымкентско-Кентауский пром.узел

Т.

К3

Автомобильный

Воздушный

Речной

К4

С/ Х

Легкая (шерстяная, х/б изделия)

Растениеводство (зерновые, технические, хлопчатник, виноградоводство, садоводство)

К5

Э. П.

Автотранспорт

К6

К. Г.

Алматы

Талдыкорган

Тараз

Туркестан

Каратау-Таразский (горно-химический)

Нефтеперерабатывающие предприятия

Выбросы пром. предприятий

Шымкент

Машиностроение Алматинская, Южно-Казахстанская)

Железнодорожный

Кызылорда

К6

Н.

5 место по ч.н.

многонациональное

Восточный Казахстан

§22

В. К

К2

ОСОБЕННОСТИ

К1

Природа разнообразна

г. Алтай

Цветные, редкие мет.

Обеспечен водными рес.

Восточно-Казахстанская обл.

S – 283 тыс. км 2

население -1425 тыс. чел.

средняя плотность 5 чел./км 2 .

ЭГП

К3

Приграничные государства (Россия, Китай)

ЭРК (Сев.эк.р., Цент.эк.р., Юж.эк.р.)

Недостаточно благоприятное

К4

П.У

Резко континентальный

Осадки 150-1500 мм.

Горный, мелкосопочный

К5

П.Р (М.Р)

Стройматериал

Каменный уголь (Каражыра)

Полиметаллы (Риддерское, Зыряновское, Березовское)

Титан, магний, золото (Бакырчик, Большевик)

К7

П.Р

Гидроэнергетические ресурсы (р.Иртыш)

Водохранилища (Усть-Каменогорское, Бухтарминское, Шульбинское).

Земледелие

(без орошения)

Почвы (каштановые,

черноземные)

Периферийное

Серебро, медь (Николаевское)

Озера (Сасыколь, Маркоколь)

Густонаселённый

С.-З.

10 городов

Заселён с древности

Южный Казахстан

§28

В. К

К2

ОСОБЕННОСТИ

К1

Великий шелковый путь

Поливное земледелие (хлопчатник)

Уникальные архитектурные памятники

Аграрно-индустриал. эконом. район

Жамбыльская, Кызылординская,

Южно-Казахстанская

S – 771 тыс. км 2

население -5538 тыс. чел.

средняя плотность 7,8 чел./км 2 .

ЭГП

К3

Второй по площади

Граничит (ЦЭР, ВЭР, ЗЭР)

Приграничное (Узбекистан, Кыргызстан, Китай)

К4

П.У

засушливый, мягкий

Осадки 100-200мм.

700-1100 мм

Равнинный, горный

дней

К5

П.Р (М.Р)

Известняк (Састобе)

Природный газ (Амангельдинское)

Топливные (уголь – Алматинская, Кызылординская)

Незначительны

К6

П.Р

Подземные воды

Почвы (серо-бурые, сероземы)

Водохранилища (Чардаринское, Капчагайское)

Агроклиматические (уникальны)

К7

Н.

Агломерация (Алматинская)

Густонаселенный

Города (26)

1 место по плотности

Гипс (Тараз)

Цветные металлы (свинец, ванадий, вольфрам)

Земельные (значительны)

Рекреационные ресурсы

Многонационал.

ЭАН - 70%

Водные, неравномерно

Вегетац. период продолжительный

Растениеводство многоотраслевое (зерновые, масленичные, овощные)

Животноводство (овцеводство, КРС, коневодство, мараловодство, пчеловодство)

Машиностроение

Экономика

Восточного Казахстан

§23

ТПК, О/Х

К2

О/П

К1

Цветная металлургия («Казцинк», «Казатомпром»)

Электроэнергетика

Химическая

Рудно-Алтайский (Усть-Каменогорский, Риддерский, Зыряновский, Семейский)

Добыча и производство

цвет. метал

Пищевая

Деревообработка

К4

С/ Х.

АПК

К7

Э. П.

Национальный парк (Катон-Карагайский)

Легкая

Самый загрязненный ЭР

Неблагополучный (цветная метал, автотранспорт)

Заповедники (Маркокольский, Западно-Алтайский)

Животноводство (овцеводство, КРС, коневодство, свиноводство)

Черная металлургия (Соколовско-Сарбайское, Лисаковское)

Акмолинский пром.узел

Экономика Северного Казахстана

§27

О/Х

К2

О/П

К1

Горно-добывающая

Машиностроение («Астанасельмаш», «Казахсельмаш»)

Цветная металлургия

(Торгайское)

Мукомольно-крупяная (Астана, Петропавловск, Павлодар, Костанай)

Пищевая (мясная Петропавловск, Экибастуз, Рудный)

ТПК

К3

Павлодар-Экибастузский

Петропавловский пром. узел

Кокшетауский пром.узел инвестиции

К4

С/ Х

АПК

Растениеводство (зерновые- 80%, технические - 11%, овощные 15%)

К5

Э. П.

Нац. парк («Бурабай», «Кокшетау»)

К6

К. Г.

Астана

Кокшетау

Павлодар

Костанай

Легкая (меховые, трикотажные, х/б изделия)

Заповедник (Кургальджинский)

Неблагополучный (горно – добывающая, золошлаковые, бытовые отходы)

Петропавловск

Строительные (ракушечник, мрамор)

Добыча и переработка рыбы

Западный Казахстан

§24

В. К

К2

ОСОБЕННОСТИ

К1

В двух частях света

Заселение, каменный век

Портовое поселение XV век

Первое месторождение нефти (Доссор)

(Актюбинская, Атырауская, Западно-Казахстанская, Мангисгауская)

S – 736 тыс. км 2

население -2179 тыс. чел.

средняя плотность 3 чел./км 2 .

ЭГП

К3

Выгодное положение

Граничит (СЭР, ЮЭР, ЦЭР)

Приграничное Россия, Туркменистан

К4

П.У

Равнинный, горный

Умеренно континентальный Резко континентальный

Осадки 100-150 мм 250-400 мм.

Недостаток прес. воды

К5

П.Р

Земельные 26%

Почвы сев. плодородные

Водные (Сагыз, Эмба, Торгай, Орь, Иргыз, Жайык)

Водохранилища (Каргалинское, Кировское, Битикское)

К6

П.Р (М.Р)

Нефтегазаносное мест. (Урало-Эмбенский и Мангистауский)

Хром, никель, фосфориты

Природный газ (Карачаганак, Тенгиз, Жанажол, Кашаган)

Богат М.Р.

К7

Н.

ЭАН 71 %

Малонаселенный ЭР

Приток населения

Морская транспортная магистраль (Иран, Азербайджан, Россия)

Северный Казахстан

§26

В. К

К2

ОСОБЕННОСТИ

К1

Житница страны

Разнообразные мин. ресурсы

Север и юг (АПК машиностроение

Запад и восток (метал., с/ маш.)

(Акмолинская, Костанайская, Павлодарская, Сев.Каз.)

S – 565 тыс. км 2

население -3055 тыс. чел.

средняя плотность 5,4 чел./км 2 .

ЭГП

К3

Выгодное положение

ЭРК (Зап.эк.р., Цент.эк.р., Вос.эк.р.)

Приграничное Россия

К4

П.У

Равнинный

Резко континентальный

Осадки 300-450 мм.

Благоприятные

К5

П.Р

Земельные 90%

Почвы (каштановые, черноземные), плодородные

Водохранилища (Сергеевское, Верхнетобольское).

Водные (обеспечен хорошо) р. Ишим, р. Иртыш

Строительные материалы

Топливные (Экибастузский, Майкубенский,Убаганский)

К7

П.Р (М.Р)

Золото (Васильковское)

Бокситы (Амангельдинское, Краснооктябрьское)

Железные руды (Лисоковское, Костанайское)

Транспортные магистрали

Рекреационные ресурсы

Актюбинский (никель, хром)

Экономика Западного Казахстана

§25

О/Х

К2

О/П

К1

Нефтеперерабатывающая (Атырау)

Газоперерабатывающая (Жанаозень)

Черная металлургия,

хим.пром (Актобе)

Судостроение (с. Балыкши)

Пищевая (рыбная, мукомольная, кондитерская, хлебопекарная)

Легкая, трикотажная, швейная, меховая

Машиностроение

(оборудование для отраслей)

П. У.

К3

Атырау-Эмбенский (Нефте- и рыбоперерабатывающие отросли)

Уральский (переработка С/Х)

Зарубежные инвестиции

К4

С/Х

Животноводство (овцеводство, КРС, коневодство, верблюдоводство)

Растениеводство, (зерновые, технические)

К5

Т.

Речной

Морской

К6

К. Г.

Атырау

Актобе

Уральск

Актау

Приборостроение (рентгеноаппаратура Актобе)

Автомобильный

Железнодорожный

Трубопроводный

Тема выступления: Применение дидактической многомерной технологии в начальной школе с целью повышения качества обучения.

Радюшина Лариса Алексеевна,

учитель начальных классов,

МБОУ СШ № 33

(Слайд 2) Цель моего выступления: Показать на примере использование дидактической многомерной технологии на разных этапах урока в начальной школе.

(Слайд 3) Процесс обучения и учения должен соответствовать логике и особенностям нашего мышления. А оно многомерно. Поэтому многомерная дидактическая технология (МДТ), представленная педагогической общественности доктором педагогических наук В.Э. Штейнбергом (Россия), так активно и настойчиво осваивается учителями всех предметов.

(Слайд 4) В 1-2 классах эффективно использование карт памяти. Они активизируют исследовательскую деятельность детей, помогают им приобрести первичные навыки проведения самостоятельных исследований.

В 3-4 классах в образовательном процессе можно начинать использовать логико-смысловые модели. Они основываются на тех же принципах, что и карты памяти, но не содержат рисунков. Использование ЛСМ позволяет рационально распределить время при изучении нового материала, помогает учащимся высказывать собственные мысли, анализировать и делать выводы.

Карты-памяти и логико-смысловые модели хорошо применимы на всех этапах урока. Мне бы хотелось на этом остановиться подробнее.

(Слайд 5) 1. Организационный этап .

Этот этап очень кратковременный, определяет весь психологический настрой урока. На этом этапе можно предложить детям составить модель настроения (выбрать смайлик, соответствующий настроению или нарисовать свой). В конце урока обязательно к ней вернуться.

(Слайд 6) 2. Постановка цели и задач урока.

Этап целеполагания включает каждого обучающегося в процесс целеполагания. На данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.

Так на уроке русского языка во 2 классе по теме “Члены предложения” учащиеся получают задание поставить к этой теме вопросы, на которые они знают ответ (предложить это сделать зрителям). Одновременно с объяснением “Что я знаю” дети ориентируются на ЛСМ: “Предложение”, которая выстраивалась постепенно из урока в урок соответственно порядку изучаемых тем. “Свернутая” информация на схеме может быть с легкостью воспроизведена учениками, так как они сами непосредственно ее составляли, структурируя основные понятия.

Затем учитель добавляет в схему новое понятие (слайд 7) . Ребята делают вывод, что понятие “основа” им не известно.

Характеристики Правила написания

Законченная мысль Заглавная буква

Состоит из слов.?!

Предложение

Подлежащее

Сказуемое

Основа

(Слайд 8) 3. Актуализация знаний - этап урока, на котором планируется воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для “открытия” нового знания. На этом этапе также осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение. Рассмотрим пример из урока окружающего мира по теме “Какие бывают животные”.

Предложены картинки


- На какие группы можно разделить всех животных по отличительным признакам (птицы, рыбы, насекомые, звери). (Слайд 9) Остается нескольких картинок (лягушка, жаба, змея, черепаха, ящерица), которые неподходят ник одной группе . Приходят к выводу, что всех животных можно разделить на группы и есть группы, которые им еще неизвестны. Это и предстоит узнать на уроке.

(Слайд 10)

(Слайд 11) 4. Первичное усвоение новых знаний. На уроке, где при изучении нового материала используется многомерная дидактическая технология, работа является продуктивной для ученика. Так как результат её, продукт, лично создаётся учеником.

В первую очередь необходимо определить ресурсы: учебник; справочную, энциклопедическую литературу; презентацию урока; интерактивные модели.

Ребята работают в группах с материалом учебника. Они заполнят координаты, предложенные учителем в виде плана для изучения темы. Это повышает их познавательную активность, самоконтроль. Обучающиеся видят всю тему целиком и каждый ее элемент в отдельности и соотносят понятия.

Изучая новую тему “Какие бывают растения” на уроке окружающего мира во 2 классе, ребята создали карту-памяти “Растения” Раскрыть полную картину этой темы помогла работа с информацией, обсуждение в группах, консультация учителя. В качестве домашнего задания можно предложить детям дополнить схему картинками.

(Слайд 12) 5. Первичная проверка понимания. На этом этапе происходит установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала. Выявление пробелов первичного осмысления изученного, неверных представлений, их коррекция.

Для осмысления работы с текстом на уроках литературного чтения я использую прием “Сюжетная цепочка”. Например, после изучения произведения Б.Житкова «Храбрый утенок» я предлагаю ученикам составить план текста (записываю на доске).

План

Завтрак от хозяйки

Нежданная гостья

Голодные утята

Сосед Алеша

Победа (поломанное крыло)

Детям предложено эти пункты плана нарисовать. После создания такой карты памяти дети смогут вспомнить содержание рассказа даже спустя долгое время.


(Слайд 13) Последним этапом методической структуры урока является рефлексия .

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно не только в начале урока с целью установления эмоционального контакта с классом, но и в конце деятельности. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного, помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

На листе бумаги я предлагаю Вас обвести свою ладошку. Каждый палец - это какая-то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.

Большой - “что мне было интересно”.

Указательный - “что я узнал нового”.

Средний - “мне непонятно”.

Безымянный - “моё настроение”.

Мизинец - “хочу узнать”.

В конце урока мы подводим итоги, обсуждаем то, что узнали, и то, как работали, то есть каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

(Слайд 14) Я считаю данную технологию эффективной, потому что

Итог обыденной работы -

Восторг волшебного полета!

Все это - дивное явленье -

Урок, рожденный вдохновеньем…

Желаю Вам успехов в профессиональной деятельности!

Важнейшим направлением педагогической деятельности, на современном этапе, является формирование у учащихся умения оперировать растущими объёмами научной информации. Данное направление становится особенно актуальным на старшей ступени обучения. Предмет «Общая биология» даже в пределах одной темы очень насыщен терминологией. Применение логико-смысловых моделей (ЛСМ), как конкретных инструментов дидактической многомерной технологии (ДМТ), позволяет установить логические связи между элементами знаний, упростить и свернуть информацию, перейти от неалгоритмизированных операций к алгоритмоподобным структурам мышления и деятельности.

Главные функции дидактических многомерных инструментов (ДМИ):

  • Ориентировочная;
  • Сенсорная организация «дидактического биплана» как системы внешнего и внутреннего планов познавательной деятельности;
  • Повышение управляемости, произвольности переработки и усвоения знаний в процессе взаимодействия планов;
  • Выявление причинно-следственных взаимосвязей, формулирование закономерностей и построение моделей.

На уроках биологии наиболее целесообразно использовать ЛСМ как при индуктивном, так и дедуктивном обобщении, на вводных и обобщающих уроках в больших темах (уровни «Всеобщего, или сущности»; «Особенного»), а также и на промежуточных уроках (уровень «Единичного»).

При построении ЛСМ используется следующий алгоритм:

  1. Выбор объекта конструирования (например, Генетика).
  2. Определение координат (например, К 1 – Исторические данные; К 2 – Учёные; К 3 - Методы; К 4 - Законы; К 5 - Теории; К 6 - Типы скрещивания; К 7 - Типы наследования; К 8 - Типы взаимодействия генов).
  3. Размещение координатных осей.
  4. Размещение объекта конструирования в центре.
  5. Выделение и ранжирование узловых тачек для каждой координатной оси (например, К 4 - Законы – чистоты гамет, доминирования, расщепления, независимого комбинирования, Моргана).
  6. Размещение ключевых слов (словосочетаний, абревеатур, химических символов) на соответствующих точках оси.
  7. Координация ЛСМ (точки на осях должны коррелировать друг с другом, например, точка на К 1 – 1920г должна соответствовать на К 2 фамилии – Морган, а она в свою очередь, на К 4 – закону Моргана, на К 5 – хромосомной теории, на К 6 – анализирующему скрещиванию, на К 7 – сцепленному наследованию, на К 8 – взаимодействию неаллельных генов).

Последовательность применения ЛСМ на уроке зависит от преобладающего типа функциональной организации полушарий головного мозга: если в классе преобладают правополушарные дети, то ЛСМ представляется в готовом виде, если же левополушарные, то тогда оси заполняются по ходу урока. Как показала практика, удобнее всего представлять заполненными несколько осей, а три – четыре оставить для совместного заполнения с детьми на уроке. Необходимо также учитывать уровень подготовки класса и степень работоспособности детей на уроке. ЛСМ можно использовать не только для представления и обобщения знаний, но и в качестве заданий для опроса, творческих домашних заданий. ДМТ хорошо сочетается с Блочно-модульной технологией.

Применение ДМТ позволяет формировать у старшеклассников понимание и структурное видение предмета, его понятий и закономерностей во взаимосвязи, а также прослеживать внутрипредметные и межпредметные связи. Немаловажен и тот факт, что ЛСМ идеальный вариант сжатого материала для повторения биологии перед экзаменом и что греха таить – ЛСМ это ещё и умная шпаргалка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БУДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3

Применение

дидактической многомерной

технологии

на старшей ступени обучения биологии

Учитель биологии: Тихонова Е.Н.

г. Рассказово

Важнейшим направлением педагогической деятельности, на современном этапе, является формирование у учащихся умения оперировать растущими объёмами научной информации. Данное направление становится особенно актуальным на старшей ступени обучения. Предмет «Общая биология» даже в пределах одной темы очень насыщен терминологией. Применение логико-смысловых моделей (ЛСМ), как конкретных инструментов дидактической многомерной технологии (ДМТ), позволяет установить логические связи между элементами знаний, упростить и свернуть информацию, перейти от неалгоритмизированных операций к алгоритмоподобным структурам мышления и деятельности.

К моделям, выполняющим инструментальные функции в обучении, предъявляются следующие требования: чёткая структура и логически удобная форма предъявления знания, «каркасный» характер – фиксирование наиболее важных, узловых моментов.

Главные функции дидактических многомерных инструментов (ДМИ):

  • Ориентировочная;
  • Сенсорная организация «дидактического биплана» как системы внешнего и внутреннего планов познавательной деятельности;
  • Повышение управляемости, произвольности переработки и усвоения знаний в процессе взаимодействия планов;
  • Выявление причинно-следственных взаимосвязей, формулирование закономерностей и построение моделей.

На уроках биологии наиболее целесообразно использовать ЛСМ как при индуктивном, так и дедуктивном обобщении, на вводных и обобщающих уроках в больших темах (уровни «Всеобщего, или сущности»; «Особенного»), а также и на промежуточных уроках (уровень «Единичного»). Например:

Тема

Уровень предъявления ЛСМ

Всеобщее, или сущность.

Особенное

Единичное

Пластический и энергетический обмен

Метаболизм

(урок № 1)

Автотрофное питание

(урок № 1)

Фотосинтез

(урок № 8)

Учение о клетке

Клетка

(урок № 1)

Прокариоты

(урок № 2)

Мембрана; Ядро

(урок № 4; 7)

При построении ЛСМ используется следующий алгоритм:

Последовательность применения ЛСМ на уроке зависит от преобладающего типа функциональной организации полушарий головного мозга: если в классе преобладают правополушарные дети, то ЛСМ представляется в готовом виде, если же левополушарные, то тогда оси заполняются по ходу урока. Как показала практика, удобнее всего представлять заполненными несколько осей, а три – четыре оставить для совместного заполнения с детьми на уроке. Необходимо также учитывать уровень подготовки класса и степень работоспособности детей на уроке. ЛСМ можно использовать не только для представления и обобщения знаний, но и в качестве заданий для опроса, творческих домашних заданий. ДМТ хорошо сочетается с Блочно-модульной технологией.

Применение ДМТ позволяет формировать у старшеклассников понимание и структурное видение предмета, его понятий и закономерностей во взаимосвязи, а также прослеживать внутрипредметные и межпредметные связи. Немаловажен и тот факт, что ЛСМ идеальный вариант сжатого материала для повторения биологии перед экзаменом и что греха таить – ЛСМ это ещё и умная шпаргалка.

© Тихонова Е.Н.




THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама