THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В ДОУ прошла методическая неделя по теме: «Модульный принцип организации педагогического процесса в ДОУ»

В течении недели дети были вовлечены в увлекательные мероприятия, объединённые между собой одним общим сюжетом. Именно сюжет сделал педагогический процесс интересным для детей и позволил реализовать принцип обучения детей в игре.

Разрабатывая содержание модуля, педагоги стремились, чтобы каждое занятие несло определенную функциональную нагрузку, существовала логическая связь между занятиями, одни и те же формы не повторялись, а были разнообразными, одно и то же дело не выполнялось разными методами. Так, в модуле «Путешествие в сказку» (итоговое мероприятие по теме «транспорт»), дети 1младшей группы «Теремок» с воспитателями Аверьяновой М.И. и Рязанцевой Н.А. посетили станции «Узнавай-ка», «Машинкино», «Волшебная», где встретились с зайчиком и мышкой, научили их различать тот или иной транспорт, отгадывали загадки, лепили для персонажей самолёт. А ребята из второй младшей группы «Солнышко» отправились вместе с зайчиком выручать колобка (итоговое мероприятие по теме «Мой дом»). В ходе образовательной деятельности, организованной воспитателем Антиповой И.А. дети вместе с зайчиком (воспитатель Рязанцева Н.А.) играли в дидактические игры на развитие мышления и закрепления геометрических фигур, выполняли задание проказницы лисы (воспитатель Сидорова Е.А.) используя нетрадиционную технику рисования, проведение динамических пауз в виде подвижных игр и познавательно-исследовательской деятельности.

Дети средней группы «Капелька» помогали лягушонку Тиму искать дорогу домой (итоговое мероприятие по теме «транспорт»). Купив билеты на автобус, и заняв места, ребята под весёлую музыку, вместе с лягушонком отправились на поиски. Во время игры-путешествия, ребята закрепляли цвет, форму предметов, ориентировку в пространстве. Не одно путешествие не обходится без встречи со сказочными героями. На этот раз ребят встретили клоун Плюх (инструктор по физвоспитанию Трунина О.А) и Лесовичок (младший воспитатель Своевская Т.М.). Выслушав детей о их желании помочь лягушонку, Плюх предложил поиграть с ним в игры-соревнования с машинками, а Лесовичок попросил смастерить ему в подарок автобус. После проведенной образовательной деятельности, ребята приезжают на «болото», где их встречает мама лягушонка, которая благодарит ребят за помощь. Разработали данный модуль воспитатель Савченко Г.А. и инструктор по физической культуре Трунина О.А.

Чем старше дети, тем интереснее и насыщенней становится их образовательный процесс. Модуль в старшем дошкольном возрасте в какой-то мере является спектаклем, в котором дети являются не зрителями, а участниками. Воспитатель старшей группы Лев Н.П. и музыкальный руководитель Битиньш А.В. разработали модуль на тему «Профессии». Ребята встретились с настоящим кондитером, мастером своего дела Панариной Л.В., которая не только рассказала о своей профессии, но и показала свой рабочий инструмент, как готовится основа для пирожного. Сколько эмоций было у детей, когда им предложили стать маленькими кондитерами! Конечно, на таком мероприятии невозможно обойтись без сладкоежки Карлсона (воспитатель Слабухо Н.Н.), который был рад, увидев столько красивых кулинарных шедевров. Незабываемое впечатление осталось у ребят от встречи с настоящими музыкантами районного Дома культуры. Дети беседовали с музыкантами Волковой А.В., Петренко Н.А., Калининым М.А. о их профессии, задавали интересующие вопросы, познакомились с такими инструментами, как балалайка, контрабас, домра. Закончилась встреча совместными играми и игрой на музыкальных инструментах.

Не меньше эмоций было и у ребят подготовительной к школе группы, когда они встретились с Незнайкой и Буквоежкой. Сказочные герои вместе с детьми путешествовали по селу Дзержинское, закрепляя свои знания о родном селе, вспоминая название улиц, зданий. В ходе образовательной деятельности ребята решали логические задачи, работали с картой-схемой, дидактическим планшетом, упражнялись в звуко- буквенном анализе слов. Сколько эмоций и восторга было у детей, когда они пришли на стадион. Здесь ребята познакомились с картиной «Три богатыря», а затем набирались силы в богатырских играх - соревнованиях. Закончилось путешествие изготовлением памятной книги «Село моё- Дзержинское». Исполнители и разработчики модуля «Село моё-Дзержинское»-воспитатель Вебер Т.Н., старший воспитатель Дебёлая Е.В. и инструктор по физической культуре Трунина О.А.

Проведенные мероприятия получили высокую оценку, а счастливые улыбки малышей яркое тому подтверждение.

Волшебная сила искусства, плюс волшебная сила игры, плюс прекрасное знание дошкольной педагогики и психологии, и ещё любовь к ребёнку- формула успеха педагогов МБДОУ №3 «Тополё к».

модуль в подготовительной группе

модуль в старшей группе

Ирина Зенкина
Методическая неделя - одна из форм методической работы в ДОУ

Методическая работа занимает особое место в системе управления современным дошкольным образовательным учреждением. Она представляет собой целостную систему, направленную на повышение профессионального мастерства каждого педагога, на развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива, повышение качества эффективности учебно-воспитательного процесса.

Все формы методической работы направлены на выполнение конкретных задач ДОУ, сформулированных в Уставе , годовом плане; скорректированы с основными ее идеями и направлениями.

Цель методической работы – обеспечение качества образования,

повышение педагогического мастерства каждого воспитателя и педагогического коллектива в целом;

Задачи :

Управление образовательным процессом (ведущая) .

Совершенствование педагогического мастерства.

Развитие профессиональной компетентности педагогов.

Формирование потребности педагогов в самообразовании.

Организация работы с родителями .

Форма – это внутренняя организация содержания, конструкция отрезков, циклов методического процесса , отражающая систему его компонентов и устойчивых связей.

Каким формам методической работы в системе повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ отдать предпочтение? В практике старшего воспитателя существуют разные формы работы с педагогами , направленные на повышение их квалификации и мастерства. В нашем учреждении используются следующие формы для повышения профессиональной компетентности педагогов :

традиционные :

работа в едином образовательном пространстве

Проблемные семинары

Семинары-практикумы

Дни открытых дверей

Творческие микрогруппы

Наставничество

Эстафеты педагогического мастерства

Педагогические советы

Повышение квалификации

инновационные :

«копилка» педагогического мастерства

Мастер-классы

Проектная деятельность

Создание банка инновационных идей

Творческие конкурсы

Круглый стол

Творческий час

Педагогический ринг

Выставка-ярмарка пед. идей

Они играют важную роль в повышении педагогической и психологической компетентности педагогов совершенствовании их профессионального мастерства. Сегодня необходимы новые подходы к организации методической работы в ДОУ .

Одна из форм которую мы применяем в методической работе в последние годы , - методическая неделя , основная цель которой – систематизировать знания педагогов по определенной теме, передача педагогического опыта, привлечение всех специалистов к работе по единой теме . Методическая неделя берет свое начало в опыте работы школы . В свою очередь, в Детском саду методическая неделя проводится 2-3 раза в год с целью активизации творческих инициатив и повышения педагогической и методической компетентности воспитателей Детского сада. Данная форма позволяет провести сразу несколько форм работы : семинар-практикум, педсовет, открытые мероприятия, взаимодействие с родителями и др.

Ее тематика должна быть связана с планированием и подведением итогов решения задач годового плана и Программы развития образовательного учреждения. В соответствии с темой методической недели подбирается ее содержание. При этом используется принцип тематического планирования разных форм работы с детьми , педагогами и родителями воспитанников. Так, например, в начале методической недели , в основном, используются тематические педагогические советы, проведение лекций-консультаций и теоретических занятий семинаров-практикумов, анкетирование педагогов и родителей, организация встреч с замечательными людьми, учеными и педагогами-практиками, много лет занимающимися проблемами воспитания и обучения детей и, в частности, теми проблемами, которым посвящена методическая неделя .

Когда у педагогов сформирована установка на расширение и углубление своих знаний, совершенствование практических навыков и умений, связанных с темой методической недели , переходят к проблемно-поисковому этапу работы . Обычно он проводится в середине недели , во вторник-среду. При этом используются такие формы работы , как «круглые столы» , проблемные семинары, брейн-ринги и блиц-игры. Обязательным для данного этапа работы является разработка списка проблемных вопросов, которые необходимо сформулировать в процессе совместной работы членов педагогического коллектива, и проекта решений.

Исполняя данный проект решений, в конце методической недели проводится показ открытых занятий, организуются мастер-классы и практические занятия семинара-практикума, организационно-деятельностные игры, педагогические КВНы и конкурсы профессионального мастерства, презентация творческих проектов, педагогические аукционы. Затем подводятся итоги методической недели , утверждаются методические рекомендации и памятки, разработанные педагогами в ходе обобщения опыта своей работы и ее презентации .

Данная работа в ДОУ может быть организована и проведена как старшим воспитателем, так и творческой группой педагогов.

В нашем ДОУ в 2010 – 2011 уч. году проводилась методическая недели по годовой задаче приоритетного направления : «Развивать творческие способности детей дошкольного возраста через активизацию их художественно – эстетической деятельности».

Цель методической недели : повышение педагогической и методической компетенции воспитателей и специалистов в вопросе художественно-эстетического воспитания дошкольников.

Задачи :

Ознакомить педагогический коллектив с новыми тенденциями и направлениями в художественно-эстетическом воспитании дошкольников.

Способствовать установлению и расширению творческих связей между воспитателями, детьми и родителями;

Создание условий для самореализации творческих способностей педагогов; формирование умения выразить себя, свою индивидуальность посредством представления своего педагогического опыта;

Способствовать повышению имиджа педагога, работающего в нашем ДОУ .

План проведения методической недели

День недели Содержание

Понедельник Открытие недели .

Вступительное слово.

Лекция – консультация «Развитие творческих способностей детей на занятиях художественно-эстетического цикла».

Вторник Вступительное слово.

Смотр – конкурс «Музыкальный уголок» .

Семинар – практикум «Эстетическое воспитание детей» .

Рефлексия.

Среда Вступительное слово.

Круглый стол «Актуальность художественно – эстетического воспитания дошкольников в современном мире».

Ярмарка дидактических игр по художественно – эстетическому воспитанию дошкольников.

Рефлексия.

Четверг Вступительное слово.

Выставка «Творческий дошколёнок» .

Открытый просмотр занятий «Развитие творческого потенциала старших дошкольников на занятиях художественно – эстетического цикла».

Рефлексия.

Пятница Закрытие недели .

Конкурсно – игровая программа «Понемногу обо всём» .

Данная форма методической работы позволила :

Максимально активизировать имеющиеся у педагогов знания;

Создавать благоприятный климат в коллективе;

Обеспечить оптимальные условия для обмена опытом;

Заинтересовать педагогов в творчестве и инновациях;

Повысить уровень их профессиональной деятельности.

Методическая неделя - одна из форм методической работы в ДОУ.

Методическая работа занимает особое место в системе управления современным дошкольным образовательным учреждением. Она представляет собой целостную систему, направленную на повышение профессионального мастерства каждого педагога, на развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива, повышение качества эффективности учебно-воспитательного процесса.

Все формы методической работы направлены на выполнение конкретных задач ДОУ, сформулированных в Уставе, годовом плане; скорректированы с основными ее идеями и направлениями.

Цель методической работы- обеспечение качества образования в соответствии с ФГОС ДО,

Повышение профессиональной компетенции педагогического коллектива в целом;

  • Управление образовательным процессом (ведущая) .
  • Совершенствование педагогического мастерства.
  • Развитие профессиональной компетентности педагогов.
  • Формирование потребности педагогов в самообразовании.
  • Организация работы с родителями.

Форма - это внутренняя организация содержания, конструкция отрезков, циклов методического процесса, отражающая систему его компонентов и устойчивых связей.

Каким формам методической работы в системе повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ отдать предпочтение? В практике зам.зав по ВМР существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства. В нашем учреждении используются следующие формы для повышения профессиональной компетентности педагогов:

традиционные:

  • работа в едином образовательном пространстве.
  • проблемные семинары,
  • семинары-практикумы,
  • творческие группы,
  • наставничество,
  • эстафеты педагогического мастерства,
  • педагогические советы,
  • повышение квалификации

инновационные:

  • «копилка» педагогического мастерства,
  • мастер-классы,
  • проектная деятельность,
  • создание банка инновационных идей,
  • творческие конкурсы,
  • круглый стол,
  • педагогический час,
  • педагогический ринг,
  • выставка-ярмарка педагогических идей.

Они играют важную роль в повышении педагогической и психологической компетентности педагогов совершенствовании их профессионального мастерства. Сегодня необходимы новые подходы к организации методической работы в ДОУ.

Одна из форм которую мы применяем в методической работе в последние годы, - методическая неделя, основная цель которой - систематизировать знания педагогов по определенной теме, передача педагогического опыта, привлечение всех специалистов к работе по единой теме.В свою очередь, в Детском саду методическая неделя проводится 2-3 раза в год с целью активизации творческих инициатив и повышения педагогической и методической компетентности воспитателей Детского сада. Данная форма позволяет провести сразу несколько форм работы: семинар-практикум, педсовет, открытые мероприятия, взаимодействие с родителями и др.

Ее тематика связана с планированием и подведением итогов решения задач годового плана,ООП ДОУ и Программы развития образовательного учреждения.

В соответствии с темой методической недели подбирается ее содержание.

При этом используется принцип тематического планирования разных форм работы с детьми, педагогами и родителями воспитанников. Так, например, в начале методической недели, в основном, используются тематические педагогические советы, проведение лекций-консультаций и теоретических занятий семинаров-практикумов, анкетирование педагогов и родителей, организация встреч с замечательными людьми, педагогами-практиками, много лет занимающимися проблемами воспитания и обучения детей и, в частности, теми проблемами, которым посвящена методическая неделя.

Когда у педагогов сформирована установка на расширение и углубление своих знаний, совершенствование практических навыков и умений, связанных с темой методической недели, переходим к проблемно-поисковому этапу работы.

Обычно он проводится в середине недели, во вторник-среду. При этом используются такие формы работы, как «круглый стол», проблемный семинар, брейн-ринг и блиц-игра. Обязательным для данного этапа работы является разработка списка проблемных вопросов, которые необходимо сформулировать в процессе совместной работы членов педагогического коллектива, и проекта решений.

Исполняя данный проект решений, в конце методической недели проводится просмотр открытых занятий (ООД), организуется мастер-класс и практическое занятие семинара-практикума, деловая игра, педагогический КВН или конкурс профессионального мастерства, презентация творческих проектов, педагогические аукционы.

Затем подводятся итоги методической недели, утверждаются методические рекомендации и памятки, разработанные педагогами в ходе обобщения опыта своей работы и ее презентации.

Данная работа в ДОУ может быть организована и проведена как зам. зав по ВМР, так и творческой группой педагогов.

В нашем ДОУ в 2016 - 2017уч. году проводилась методическая неделя по задаче:

Поддержка позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики.

Цель методической недели : повышение педагогической и методической компетенции воспитателей и специалистов в вопросе социально-коммуникативного развития дошкольников дошкольников средствами музей ной педагогики.

Задачи:

  • Ознакомить педагогический коллектив с новыми тенденциями и направлениями в развитии и воспитании дошкольников.
  • Способствовать установлению и расширению педагогического взаимодействия между воспитателями, детьми и родителями;
  • Создание условий для самореализации творческих способностей и профессиональных находок педагогов. Формирование умения выразить себя, свою индивидуальность посредством транслирования своего педагогического опыта.

План проведения методической недели.

День недели

Ответственный

Примечание

Понедельник

Открытие недели.

Педчас «Создание мини-музеев в дошкольных образовательных организациях и

использование их потенциала в образовательном процессе»

Зам.зав по ВМР

Вступительное слово.

Открытый просмотр ООД «Экскурсия в мини-музей Выставка методической литературы «Ребенок в пространстве музея».

Воспитатели группы № 7 «Орешек»

Смотр-конкурс «Мини-музей в ДОУ».

Рефлексия.

Заведующий

Жюри конкурса

Педагогический совет

«Музейная педагогика как средство позитивной социализации и индивидуализации дошкольника.

(аукцион педагогических идей)

Заведующий

Педагогический коллектив.

Закрытие недели.

Деловая игра «Понемногу обо всём».

Рефлексия.

Зам.зав по ВМР.

данная форма методической работы позволила:

  • максимально активизировать имеющиеся у педагогов знания в области музейной педагогики;
  • создавать благоприятный творческий климат в коллективе;
  • обеспечить оптимальные условия для обмена опытом;
  • заинтересовать педагогов в творчестве и инновациях;
  • повысить уровень их профессиональной деятельности

Тесное сотрудничество с родителями в процессе организации совместной творческой деятельности.

Методическая неделя как одна из форм методической работы в ДОУ

При планировании методической работы с педагогами своего учреждения мы используем широко известные групповые формы работы: педагогические советы, семинары, консультации, методические выставки и т.д.

Одна из форм которую мы применяем в методической работе в последние годы, - методическая неделя, основная цель которой – систематизировать знания педагогов по определенной теме, передача педагогического опыта, привлечение всех специалистов к работе по единой теме. Данная форма позволяет провести сразу несколько форм работы: семинар-практикум, педсовет, открытые мероприятия, взаимодействие с родителями и др.

В нашем ДОУ мы проводим методическую неделю по годовой задаче и по приоритетному направлению.

Примерный план проведения методической недели.

Годовая задача «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».

План методической недели

Тема: «Развитие речи в условиях семьи и детского сада»

Цель: систематизировать знания педагогов по данной теме; привлечение родителей в образовательный процесс.

Дни недели

форма проведения

Ответственный

Участники

Понедельник

Круглый стол

Теоретическая часть – «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»;

Тестовые задания по теории и методики развития речи.

Ст. воспитатель

Педагоги

Открытый просмотр занятия в средней и подготовительной группе;

Деловая игра «Организация и методика проведения словарной работы

с дошкольниками на занятиях и вне».

Педагоги средней и подготовительной групп

Ст. воспитатель

Педагоги

Семинар- практикум

«Практикум по развитию произношения»;

Коллективная работа детей по теме «Зимние забавы» и составление рассказа по данной теме.

Учитель-логопед

Ст. воспитатель

Педагоги дети

Взаимодействие с родителями:

День открытых дверей:

– посещение занятий;

Совместная деятельность педагогов с родителями (игры, беседа);

Оформление стендовой

информации (по данной теме);

Практикум «Возможности семьи в речевом развитии ребёнка».

Тренинг общения «Познай себя»

Ст. воспитатель

Воспитатели групп

Педагог-психолог

Родители

Педагоги

Педагоги

Подведение итогов;

Чаепитие.

Ст. воспитатель

Педагоги

Методическая неделя

Круглый стол

тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста в условиях семьи и ДОУ »

цель : систематизировать знания педагогов по данной теме.

материал: листы с высказываниями, листы – условия для успешного развития речи детей.(приложение 1)

предварительная работа : повторить методику развития речи детей

План проведения

    Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста;

    Условия успешного речевого развития детей;

    Развитие речи детей в условиях ДОУ и семьи.

1. Актуальность проблемы речевого развития

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей животного мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития устной речи. Высокий уровень речевого развития у детей подготовительной к школе группы, если дети:

    владеют литературными нормами и правилами родного языка, свободно пользуются лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания;

    умеют вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать, спросить, ответить, выразить, объяснить;

    Знают нормы и правила речевого этикета, умеют пользоваться ими в зависимости от ситуации;

Причины низкого уровня развития

    Некомпетентность педагогов по проблемам становления речи. Воспитатель знает методику, но не технологию. При проведении занятия видит себя и приёмы, но не видит ребёнка. Не знает уровня развития речи.

    Речевое развитие рассматривается как изолированный психологический процесс в отрыве от мышления, воображения, эмоций.

    Рассматривают развитие речи как подражание и забывают про формирование языковых обобщений;

    При обучении воспитатели ориентируются на средний уровень развития ребёнка и используют фронтальные методы;

    Работа по развитию речи кропотливая, ежеминутная, результата сразу не видно и воспитатель не хочет ею заниматься;

    Родители не понимают своей функции – общение с ребёнком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период.

Обсуждение педагогами

2. Условия для успешного развития речи

    Интересно организовать жизнь ребёнка;

    Постоянно побуждать ребёнка говорить;

    Создавать соответствующую обстановку, среду. У хорошо говорящих родителей не всегда говорят дети;

    Не забывать про одаренных детей, речью мы определяем судьбу ребёнка. Из всех талантов самый главный талант – общение.

    Дать детям одинаковые стартовые возможности.

Обсуждение педагогами

Речевое развитие ребёнка в ДОУ

      В ДОУ должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:

Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями.

      Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи (речь чёткая, ясная, красочная, полная, грамматически правильна);

      Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями (следят за правильным произношением, организуют звукоподражательные игры, используют скороговорки, чистоговорки, загадки, стихотворения);

      Педагоги обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учётом возрастных особенностей (игра и предметная деятельность, помогают детям овладеть названиями предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них, развивают образную сторону речи, знакомят с синонимами, антонимами, омонимами);

      Педагоги развивают грамматический строй речи, связную речь;

      Воспитатели создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями;

      Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы;

      Поощряют детское словотворчество.

Обсуждение педагогами

Развитие речи в условиях ДОУ и семьи

В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Это влечет за собой появление различных по характеру выраженности проблем в формировании коммуникативного поведения подрастающего поколения. Поэтому все большее распространение среди детей дошкольного возраста получают системные нарушения, требующие для их преодоления комплексной, систематической логопедической работы. Работа с детьми, имеющими речевую патологию, должна включать в себя коррекционно-воспитательное воздействие со стороны ДОУ и родителей, многие из которых часто не имеют даже элементарных представлений о том, чем и как они могут помочь в данной ситуации. Не все родители способны грамотно, осознанно и основательно выполнять возложенные на них функции и нести ответственность за свои действия в процессе логопедической коррекции. Поэтому проблема формирования коррекционно-логопедической компетентности родителей дошкольников с речевой патологией остается одной из самых актуальных.

Родители играют огромную роль в становлении личности и образовании ребенка. Большая роль отводится родителям в коррекционной работе, именно семья дает ребенку эмоционально положительный настрой на коррекционную работу. Члены семьи становятся партнерами в автоматизации поставленных звуков. Их заинтересованность передается детям. К сожалению, большинство родителей не стремятся оказывать посильную помощь в коррекционной работе.

Систематическая и целенаправленная помощь семьи ребенку с речевыми нарушениями в сочетании с адекватным использованием рекомендаций логопеда на различных этапах обучения способствует более эффективному формированию речи дошкольника.

Отношение родителей к речевому дефекту, естественно, отражается на отношении ребенка к своей речи, так как родитель является авторитетом. Для того чтобы установки родителей были адекватными, необходимо вести просветительскую работу с ними. Такая работа может включать в себя:

1) ознакомительные беседы;

2) сообщения на стендах;

3) индивидуальные беседы с родителями по вопросам состояния речевого развития их детей;

4) семинары-практикумы и т.д. (педагоги добавляют)

В настоящее время важное значение придается также привлечению родителей к обучению своего ребенка. Показано, что при соответствующей подготовке эффективность их работы в качестве учителей своих детей может быть исключительно высока и крайне полезна как для ребенка, так и для самих родителей.

Развитие речи в ДОУ

Функции речи:

    Речь как средство общения.

    • Возникает при совместной деятельности ребёнка и взрослого:

Предметная деятельность в младенческом возрасте – эмоционально – личностное общение;

Ситуативно – личностное общение;

Ситуативно – деловое (познавательное) общение;

    Общение со сверстниками

Отличие от общения со взрослыми:

Яркая эмоциональная насыщенность (в 10 раз больше мимических проявлений);

Нестандартность детских высказываний – речевое творчество, потому что ребёнок не придерживается норм общения.

    Преобладание инициативных высказываний над ответами – говорят о своём, не слушая партнёра.

Обогащение речи - фантазируют, притворяются.

    Познавательная функция речи.

природа рукотворный

общество Я

С помощью языка ребёнок получает информацию об окружающем мире.

рис. 1. познание мира через виды детской деятельности

    Речь как регулятор поведения и деятельности. Это руководство при помощи слов действиями («Сейчас будем кушать», «Принеси мне игрушку» - это регуляция со стороны взрослого).

Саморегуляция («Я принесу тебе воды») – стремление к самостоятельности.

Виды речи

Педагоги дают значение видов речи

Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.

В ДОУ развитие речи осуществляется по следующим направлениям:

    развитие связной речи (диалогическая, монологическая);

    монологическая речь (описание, повествование, рассуждение);

    развитие словаря дошкольника.

Обогащение, расширение и активизация словарного запаса – главная задача.

Осуществляется через работу:

    с тематическим рядом или при помощи семантического поля. Здесь одно слово выступает как ядро, к которому «прирастают» слова: слово игла, как ядро – игла – дерево – ствол – зелёная – опадает – хвоя;

    синонимический ряд;

    антонимические пары;

    многозначные слова.

    Формирование грамматического строя речи.

Это формирование навыков образования и употребление грамматических форм:

    морфология – части речи и изменение слов по родам, числам и падежам;

    словообразование – образование слов по аналогии с помощью приставки, суффикса, окончаний;

    синтаксис – соединение слов в словосочетания, предложения разных типов и их эмоциональная окраска (повествовательное, побудительное, вопросительное).

Развитие звуковой культуры речи

Способность слышать, распознавать фонологические средства языка:

  • знакомство с линейными звуковыми единицами:

звук – слог – слово – фраза – текст;

    просодические единицы: ударение, интонация (мелодика речи, сила голоса, темп и тембр речи).

Формирование этих сложных речевых навыков требует повторяемости фонетических упражнений, связной речи.

    Развитие образной речи.

Это составная часть воспитания культуры речи в широком смысле слова.

Годового плана и поставленных задач : 1. ... 2005 - «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет», ... развитию и формированию познавательных интересов дошкольника. В период адаптации к условиям детского сада , дети ...

  • Образовательная программа березовского муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада №40 «Березонька» г. Березовский, 2014

    Образовательная программа

    ... развития детей раннего возраста в условиях детского сада «Кроха», и «Примерную ... задачи : развитие речи посредством... план с семьями ; обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ; вместе с детьми и родителями составляет план -схему проведения ...

  • Образовательная программа мдоу детский сад комбинированного вида №

    Образовательная программа

    В детском саду . - М., 1980. Сохин Ф.А. Задачи развития речи // Развитие речи детей дошкольного возраста. - М., 1984. Сохин Ф.А. Подготовка к обучению грамоте // Развитие речи детей дошкольного...

  • Методические рекомендации

    ... методические рекомендации, с помощью которых педагоги смогут реализовать задачи психолого-педагогической работы в условиях ... и обучения в детском саду »). В пособии представлены примерные планы занятий по развитию речи и приобщению детей 2-3 лет к...

  • Методическая работа занимает особое место в системе управления современным дошкольным образовательным учреждением. Она представляет собой целостную систему, направленную на повышение профессионального мастерства каждого педагога, на развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива, повышение качества эффективности образовательного процесса.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методическая неделя - одна из форм методической работы в ДОУ

    Добрый день, уважаемые коллеги!

    Тема нашей встречи сегодня «Методическая неделя в ДОУ»

    Одним из основных направлений современного дошкольного учреждения является качественная организация образовательного процесса, повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Руководителем этого направления является заместитель заведующей или старший воспитатель, который призван целенаправленно и эффективноуправлять методической работой.

    Методическая работа занимает особое место в системе управления современным дошкольным образовательным учреждением. Она представляет собой целостную систему, направленную на повышение профессионального мастерства каждого педагога, на развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива, повышение качества эффективности образовательного процесса.

    Все формы методической работы направлены на выполнение конкретных задач ДОУ, сформулированных в Уставе, годовом плане; скорректированы с основными ее идеями и направлениями.

    Цель методической работы – обеспечение качества образования,

    повышение педагогического мастерства каждого воспитателя и педагогического коллектива в целом;

    Задачи:

    Управление образовательным процессом (ведущая) .

    Совершенствование педагогического мастерства.

    Развитие профессиональной компетентности педагогов.

    Формирование потребности педагогов в самообразовании.

    Организация работы с родителями.

    Форма – это внутренняя организация содержания, конструкция отрезков, циклов методического процесса, отражающая систему его компонентов и устойчивых связей.

    Каким формам методической работы в системе повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ отдать предпочтение? В практике старшего воспитателя существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства. Используются следующие формы для повышения профессиональной компетентности педагогов:

    традиционные:

    Работа в едином образовательном пространстве

    Проблемные семинары

    Семинары-практикумы

    Дни открытых дверей

    Творческие микрогруппы

    Наставничество

    Эстафеты педагогического мастерства

    Педагогические советы

    Повышение квалификации

    инновационные :

    «копилка» педагогического мастерства

    Мастер-классы

    Проектная деятельность

    Создание банка инновационных идей

    Творческие конкурсы

    Круглый стол

    Творческий час

    Педагогический ринг

    Выставка-ярмарка пед. идей

    Они играют важную роль в повышении педагогической и психологической компетентности педагогов совершенствовании их профессионального мастерства. Сегодня необходимы новые подходы к организации методической работы в ДОУ.

    Одна из форм в методической работе - методическая неделя , основная цель которой – систематизировать знания педагогов по определенной теме, передача педагогического опыта, привлечение всех специалистов к работе по единой теме. Методическая неделя берет свое начало в опыте работы школы. В свою очередь, в Детском саду методическая неделя проводится 2-3 раза в год с целью активизации творческих инициатив и повышения педагогической и методической компетентности воспитателей Детского сада. Данная форма позволяет провести сразу несколько форм работы: семинар-практикум, педсовет, открытые мероприятия, взаимодействие с родителями и др.

    Ее тематика должна быть связана с планированием и подведением итогов решения задач годового плана и Программы развития образовательного учреждения. В соответствии с темой методической недели подбирается ее содержание. При этом используется принцип тематического планирования разных форм работы с детьми, педагогами и родителями воспитанников. Так, например, в начале методической недели, в основном, используются тематические педагогические советы, проведение лекций-консультаций и теоретических занятий семинаров-практикумов, анкетирование педагогов и родителей, организация встреч с замечательными людьми, учеными и педагогами-практиками, много лет занимающимися проблемами воспитания и обучения детей и, в частности, теми проблемами, которым посвящена методическая неделя.

    Когда у педагогов сформирована установка на расширение и углубление своих знаний, совершенствование практических навыков и умений, связанных с темой методической недели, переходят к проблемно-поисковому этапу работы. Обычно он проводится в середине недели, во вторник-среду. При этом используются такие формы работы, как «круглые столы», проблемные семинары, брейн-ринги и блиц-игры. Обязательным для данного этапа работы является разработка списка проблемных вопросов, которые необходимо сформулировать в процессе совместной работы членов педагогического коллектива, и проекта решений.

    Исполняя данный проект решений, в конце методической недели проводится показ открытых занятий, организуются мастер-классы и практические занятия семинара-практикума, организационно-деятельностные игры, педагогические КВНы и конкурсы профессионального мастерства, презентация творческих проектов, педагогические аукционы. Затем подводятся итоги методической недели, утверждаются методические рекомендации и памятки, разработанные педагогами в ходе обобщения опыта своей работы и ее презентации.

    Данная работа в ДОУ может быть организована и проведена как старшим воспитателем, так и творческой группой педагогов.

    Хочу привести пример проведения методической недели по годовой задаче приоритетного направления в ДОУ: «Развитие творческих способности детей дошкольного возраста через активизацию их художественно – эстетической деятельности».

    Цель методической недели : повышение педагогической и методической компетенции воспитателей и специалистов в вопросе художественно-эстетического воспитания дошкольников.

    Задачи:

    Ознакомить педагогический коллектив с новыми тенденциями и направлениями в художественно-эстетическом воспитании дошкольников.

    Способствовать установлению и расширению творческих связей между воспитателями, детьми и родителями;

    Создание условий для самореализации творческих способностей педагогов; формирование умения выразить себя, свою индивидуальность посредством представления своего педагогического опыта;

    Способствовать повышению имиджа педагога, работающего в ДОУ.

    План проведения методической недели

    День недели Содержание

    Понедельник Открытие недели.

    Вступительное слово.

    Лекция – консультация «Развитие творческих способностей детей на занятиях художественно-эстетического цикла».

    Вторник Вступительное слово.

    Смотр – конкурс «Музыкальный уголок».

    Семинар – практикум «Эстетическое воспитание детей».

    Рефлексия.

    Среда Вступительное слово.

    Круглый стол «Актуальность художественно – эстетического воспитания дошкольников в современном мире».

    Ярмарка дидактических игр по художественно – эстетическому воспитанию дошкольников.

    Рефлексия.

    Четверг Вступительное слово.

    Выставка «Творческий дошколёнок».

    Открытый просмотр занятий «Развитие творческого потенциала старших дошкольников на занятиях художественно – эстетического цикла».

    Рефлексия.

    Пятница Закрытие недели.

    Конкурсно – игровая программа «Понемногу обо всём».

    Данная форма методической работы позволила :

    Максимально активизировать имеющиеся у педагогов знания;

    Создавать благоприятный климат в коллективе;

    Обеспечить оптимальные условия для обмена опытом;

    Заинтересовать педагогов в творчестве и инновациях;

    Повысить уровень их профессиональной деятельности.




    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама