THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Хакасы — тюркский народ России, проживающий в Хакасии. Самоназвание — тадарлар. Численность всего 75 тыс. человек. Но последние годы переписи были неутешительными, потому как это число становиться все меньше. В основном хакасы проживают на своих родных землях, Хакасия — 63 тыс. человек. Также есть относительно крупные диаспоры в Туве — 2 тыс. и в Красноярском крае — 5,5 тыс. человек.

Народ Хакасы

Распределение по группам

Хотя это и небольшой народ, но он имеет этнографическое деление и каждая группа представителей будет отличаться своими умениями или традициями. Деление по группам:

  • качинцы (хаас или хааш);
  • кызылцы (хызылы);
  • койбалы (хойбалы);
  • сагайцы (са ай).

Все разговаривают на хакаском языке, который относиться к тюрской группе алтайской семьи. Только 20% всего населения поддерживают русский язык. Встречается местная диалектика:

  • сагайская;
  • шорская;
  • качинская;
  • кызыльская.

Хакасы долго не владели письменностью, поэтому она создана на основе русского языка. Среди хакасов встречаются смешанные компоненты с енисейскими киргизами, котами и аринами, камаминцами и маторами.

Происхождение народа

Хакасы — это минусинские, абоканские или ачинские татары, как их раньше именовали в России. Сам же народ называет себя кадарами. А официально, это потомки древнего поселения Минусинской котловины. Название народа пошло от слова, которым называли китайцы поселение — хягасы. История происхождения такова:

    1. I тысячелетие н.э. На территории Южной Сибири проживали киргизы.
    2. IX век. Создание нового государства — Киргизского каганата на реке Енисей (средняя часть).
    3. XIII век. Набег татаро-монголов и падение каганата.
    4. IX век. После распада Монгольской империи племена создали — Хонгорай. Новообразование послужило появлению хакасского народа.
    5. XVII век. Появление на территории представителей русского народа обернулось войной. После больших потерь территорию отдали по договоренности (Буринский договор).

Характеристика народа

В исторических документах предков и самых хакасов описывали как лютый народ и завоевателями. Они всегда добиваются цели, как бы сложно бы это не было. Они очень выносливые, знают меру и многое могут вынести. Со временем научились уважать другие народности и их достоинства и даже строить какие-либо отношения. Но помимо этого с хакасами очень сложно договориться, они могут резко действовать или принимать решения и редко уступают. Несмотря на эти черты, народ очень дружелюбный и сострадательный.

Религиозное исповедование

Этот народ занимается шаманством. Они считают себя потомками горных духов, поэтому свято верят, что общаются с духами и могут предотвратить что-то плохое, вылечить от тяжких болезней. Лишь небольшая часть население под примусом приняла христианство и была окрещенная. Также внедрился ислам, но его часть также незначительна. Хотя религия и изменилась, но это никак не повлияло на традиции и обычаи хакасов. Они и по сей день могут обращаться к небу и просить дождя или, наоборот, хорошей погоды. Наблюдается жертвоприношение богам, в основном это маленькие ягнятки. А если кто-то болел с близких, то обращались к березе с просьбами и молитвами, чтобы быстро поставить на ноги больного. Выбранная молоденькая березка служила оберегом и на нее навязывали цветные ленты, чтобы ее можно было найти. Сейчас главным шаманом народа является Белая Волчица.

Культура, быт и традиции

На протяжении многих лет хакасы занимались скотоводством, а также собирали орехи, ягоды и грибы. Только кызыльцы занимались охотой. Проживали хакасы в зимнее время в землянках или сооломе, остальное время в юртах. Традиционный напиток из кислого коровьего молока — айрам. Также исторически стали традициоными блюдами угре и хан-сол, то есть кровянка и мясной суп. А вот в одежде предпочтение длинной рубахе или однотонному платью, в основном, оранжевого цвета. Замужние женщины могли одевать вышитый жилет и украшения.

В каждой семье выбирался изых, это жертвоприносящая лошадь богам. Шаманы участвуют в этом обряде и заплетают в гриву цветные ленты, после животное отпускали в степь. Только главный в семье мог прикасаться к лошади или прокатится верхом на ней, а дважды в год, по весне и осенью, нужно лошадь вымыть (молоком), расчесать гриву, хвост и заплесты новые ленты.

Необычная традиция в хакасов, когда юноша, который поймает фламинго, может смело свататься на любой девушке. После того, как птицу поймали, на нее одевали красную рубашку с платком. Дальше жених делал обмен с родителями девушки, отдавал птицу и забирал невесту.

Очень интересная проводилась игра с детьми, когда за вознаграждение детям нужно было назвать имена предков до 7, а то и 12 колена.

Хакасы — уникальный народ, но современный народ объединяет традиции тюркского, русского, китайского и тибетского народа. Все это сложилось исторически и в разные периоды. Но хакасы прекрасно ладят с природой, ценят дары природы (и величают за это богов). Они свято верят в свои силы и это помогает им в быту. А детей с малку приучают уважать ближнего и как поступать со старшими от себя.

В первом тысячелетии н.э. в Южной Сибири господствовали киргизы. В IX веке они создали на среднем Енисее свое государство - Киргизский каганат. Китайцы называли их «хягасы» - термин, которые позднее, в русском варианте, принял форму «хакасы».
В начале XIII века Киргизский каганат пал под ударами татаро-монголов. Но полтора столетия спустя, когда Монгольская империя, в свою очередь, развалилась, племена Минусинской котловины создали новое политическое образование - Хонгорай, возглавляемое киргизской знатью. Хонгорайская племенная общность и послужила колыбелью хакасского народа.

Киргизы выделялись своей воинственностью и лютым нравом. У многих народов Южной Сибири матери пугали детей: «Вот придет киргиз, поймает тебя и съест».

Поэтому русские, появившиеся здесь в XVII веке, встретили яростное сопротивление. В результате кровопролитных войн территория Хонгорая практически обезлюдела и в 1727 году по Буринскому договору с Китаем отошла к России. В дореволюционных русских документах она известна как «Кыргызская земля» в составе Енисейской губернии.

Революция 1917 года стала причиной нового акта трагедии хакасов. Порядки, которые несла Советская власть, вызвали резкое неприятие народа, у которого бедняком считался человек, имеющий 20 лошадей. Партизанские отряды хакасов продолжали борьбу в горных районах, по официальным данным, до 1923 года. Кстати, именно в борьбе с ними прошла юность известного советского писателя Аркадия Гайдара. А коллективизация вызвала новую вспышку вооруженного сопротивления, которое было жестоко подавлено.

И тем не менее, с точки зрения этно-политической истории нахождение в составе России в целом сыграло для хакасов положительную роль. В ХIХ-ХХ веках завершился процесс формирования хакасского народа. С 1920-х годов этноним «хакасы» утверждается в официальных документах.

До революции на территории Минусинского уезда существовали инородческие ведомства и управы. В 1923 году был образован Хакасский национальный уезд, преобразованный впоследствии в автономную область Красноярского края, а с 1991 года - в республику, самостоятельный субъект Российской Федерации.

Неуклонно росла и численность хакасского народа. Ныне Россию населяет около 80 тысяч хакасов (увеличение численности больше чем в 1,5 раза за ХХ век).

На протяжении веков христианство и ислам вели наступление на традиционную религию хакасов - шаманизм. Официально, на бумаге, они достигли больших успехов, однако в реальной жизни шаманы по-прежнему пользуются среди хакасов гораздо большим почтением, нежели священники и муллы.


Белая Волчица - главный шаман хакасов . Хакасский шаман Егор Кызласов в полном облачении (1930 год ).

Вплоть до начала XX столетия хакасы совершали коллективные моления небу, у которого обычно просили хорошего урожая и сочной травы для скота. Обряд совершался на горной вершине. В жертву небу приносили до 15 ягнят. Все они были белыми, но обязательно с черной головой.

Когда в семье кто-то долго болел, следовало обращаться за помощью к березе. Моление березе представляло собой отголосок той далекой поры, когда люди считали своими предками деревья. Родственники больного выбирали в тайге молодую березку, привязывали к ее ветвям цветные ленточки, и с этого момента она считалась святыней, духом-охранителем этой семьи.

На протяжении многих столетий главным занятием хакасов было скотоводство. Согласно старинным преданиям, «хозяином скота» был могущественный дух — Изых-хан. Для того чтобы умилостивить его, Изых-хану подносили в дар лошадь. После особого моления с участием шамана выбранной лошади вплетали в гриву цветную ленту и отпускали на волю. Именовали ее теперь исключительно «изых». Ездить на нем имел право только глава семьи. Ежегодно весной и осенью он мыл молоком гриву и хвост изыху, менял ленты. Каждый хакасский род выбирал в качестве изыхов лошадей определенной масти.

Весной и осенью над Хакасией иногда пролетают фламинго, и мужчина, поймавший эту птицу, мог сватать любую девушку.

На птицу надевали красную щелковую рубаху, на шею повязывали красный шелковый платок и отправлялись с ней к любимой девушке. Родители должны были принять фламинго, а взамен отдать дочь. Калым в этом случае не полагался.


Невеста и сваха

С 1991 года в Хакасии стал отмечаться новый праздник - Ада-Хоорай, посвященный памяти предков. Во время моления после каждого ритуального обхода алтаря все опускаются на колено (мужчины - на правое, женщины - на левое) и троекратно припадают лицом к земле, обратившись к восходу солнца.

ХАКАСЫ (самоназвание — хакас, устаревшее название — абаканские или минусинские татары), народ в Российской Федерации (79 тыс. человек), в Хакасии (62,9 тыс. человек). Язык хакасский уйгурской группы тюркских языков. Верующие — православные, сохраняются традиционные верования.

Субэтнонимы . Хакасы подразделяются на четыре этнографические группы: сагайцы (сагай ), качинцы (хааш, хаас ), кызыльцы (хызыл ), койбалы (хойбал ).
Антропологически хакасы относятся к вариантам переходных форм от уральской расы к южносибирской: у северных групп (кызыльцы, часть сагайцев) преобладают черты уральской расы, у южных (главным образом, качинцы) — южносибирской.
Хакасский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. Подразделяется на 4 диалекта: сагайский, качинский, кызыльский и шорский, выделяется бельтырский говор. На базе качинского и сагайского сформировался литературный язык и создана письменность. Хакасский язык считают родным 76,6% хакасов (1989 г.)

Письменность

В эпоху раннего средневековья в Хакасии была распространена руническая письменность, в период позднего средневековья хоорайские беги обучались грамоте в Монголии, Джунгарии и, возможно, в Китае. Хакасские послания ХVII-ХVIII вв. писались как монгольскими, так и «своими татарскими» письменами. В 1920-х гг. создана кириллическая письменность на основе миссионерских алфавитов, которую в 1930-х гг. сменяла латиница. Современная письменность создана в 1939 г. на основе русской графики.
Система родства — «омаха».

Хозяйство

Традиционное занятие хакасов — полукочевое скотоводство. Хакасы содержали лошадей, крупный рогатый скот и овец. Значительное место в хозяйстве хакасов занимала охота (главным образом у кызыльцев) в тайге, саянских горах (на кабаргу). Земледелие (основная культура — ячмень) становится преобладающей отраслью хозяйства к концу ХIХ в. (в начале ХХ в. около 87% сагайцев занимались земледелием). Осенью подтаежное население Хакасии занималось сбором кедрового ореха. Местами у хакасов появилось свиноводство и птицеводство.
Традиционные поселения. Основным видом хакасских поселений были аалы — полукочевые объединения нескольких домохозяйств (10 — 15 юрт), как правило родственных между собой. Традиционная одежда. У хакасов наиболее распространенным был костюм качинцев. К началу XX в. они широко использовали покупные ткани. Основу костюма составляла широкая (до 3 м в подоле) рубаха из пестрой (ситцевой) ткани, у мужчин длиною до колен, у женщин до пят. Летние штаны делали из плотной материи, зимние из овчины (шерстью внутрь) или из замши. Верхней летней одеждой был суконный распашной кафтан — сикпен, зимней — широкая в подоле овчинная шуба с большим отложным воротом и запахом на правую сторону. Богатые хакасы подбивали ее дорогим мехом, покрывали цветной тканью, украшали вышивкой. Особенно нарядно выглядела женская парадная шуба. Поверх шубы женщины носили длинную безрукавку — сегедек. Праздничным головным убором (тюльгу пёрик) была небольшая округлая шапочка с кистью, вокруг которой поднимался прикрывавший ее высокий околыш из меха лисицы. В праздничный костюм женщин входил также нагрудник — пого — полуовальной формы, украшавшийся пуговицами, раковинами, бисером.
Пища. Основной пищей хакасов служили зимой мясные, а летом молочные блюда. Хакасы готовили супы и различные бульоны с отваренным мясом. Наиболее популярным был крупяной и ячменный суп (угре). Из праздничных блюд одним из любимых была и остается кровяная колбаса (хан). Самым распространенным напитком был айран, приготовляемый из кислого коровьего молока. Айран перегоняли также на молочную водку. Ее употребляли по праздникам, для угощения гостей и при выполнении религиозных обрядов.

Духовная культура и традиционные верования

Хакасы придавали большое значение общественным молениям. Молились небу. горам, воде, священному дереву — березе. Во время моления в жертву приносили нечетное количество белых ягнят с черными головами. Женщины, шаманы и дети к обряду не допускались. Особым почитанием у хакасов пользовались духи-покровители домашних животных — изыхи. Изыху посвящали лошадей, которых не закалывали, а отпускали свободно пастись. Каждый сеок посвящал изыху лошадь только определенной масти. Никто, кроме владельца. не мог на ней ездить, а женщины не могли даже прикасаться. Весной и осенью владелец мыл молоком гриву и хвост посвященной лошади и вплетал в гриву цветную ленту.
У хакасов существовал также культ «тёсей» — семейных и родовых покровителей, воплощением которых считались их изображения. Этим изображениям молились и, чтобы задобрить тёсей, имитировали их кормление. Большинство обрядовых действий совершалось при участии шамана. Обряды совершались под звуки священного бубна, в который шаман бил специальной колотушкой. Кожа шаманского бубна была покрыта священными изображениями. Рукоять бубна считалась духом-хозяином бубна.
Официально все хакасы были крещены в русское православие в XIX в. Фактически большая часть верующих хакасов придерживалась и придерживается традиционных верований.

Народ в РФ. Антропологически хакасы относятся к вариантам переходных форм от уральской расы к южносибирской. Проживают преимущественно в Хакассии. Численность - 78,5 тыс. человек.

Самоназвание хакасов - тадар. В фольклоре хакасов в качестве их древнего самоназвания употребляется термины хоорай и хыргыс-хоорай. В Российском государстве в ХVII - ХIХ вв. в отношении хакасов употреблялись термины минусинские татары, ачинские татары, абаканские татары.

Хакасы живут в Республике Хакасия (62,9 тыс. чел. по данным на 1989 г.), в Туве (2,3 тыс. чел.), в Красноярском крае (5,2 тыс. чел.). Численность в других регионах Российской Федерации: 13,3 тыс. человек. Численность в Российской Федерации - 78,5 тыс. чел. Общая численность - 80,3 тыс. чел. Хакасы подразделяются на четыре этнографические группы: сагайцы (саай), качинцы (хааш, хаас), кызыльцы (хызыл), койбалы (хойбал).

Антропологически хакасы относятся к вариантам переходных форм от уральской расы к южносибирской: у северных групп (кызыльцы, часть сагайцев) преобладают черты уральской расы, у южных (главным образом, качинцы) - южносибирской.

Хакасский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. Хакасский язык подразделяется на 4 диалекта: сагайский, качинский, кызыльский и шорский, на базе качинского и сагайского сформировался литературный язык и создана письменность. Хакасский язык считают родным 70% хакасов.

В российских архивах хранятся хакасские послания ХVII - ХVIII вв., написанные как монгольскими, так и "своими татарскими" письменами. В 1928-1938 гг. создана письменность на основе латинской графики. Современная письменность создана в 1939 г. на основе русской графики.

Официально все хакасы были крещены Русской Православной церковью в 1876 г. Фактически большая часть верующих хакасов придерживалась и придерживается традиционных верований.

Хакасы придавали большое значение общественным молениям. Молились небу, горам, воде, священному дереву - березе. Качинцы моление небу устраивали на горе Саксар в Абаканской степи. Во время моления в жертву приносили нечетное количество белых ягнят с черными головами. Женщины и дети к обряду не допускались.

У хакасов существовал также культ "тeсей" - семейных и родовых покровителей, воплощением которых считались их изображения. Этим изображениям молились и, чтобы задобрить тeсей, имитировали их кормление. Большинство обрядовых действий совершалось при участии шамана.

Одним из ведущих этнических компонентов в сложении хакасов как этноса являются кыргызы, упоминаемые, главным образом, в китайских источниках под различными этнонимами: гэгунь в 201 г. до н.э., хэгу в составе племен теле в V в., цигу в VI в., хягас в IХ в., в VIII в. кыргызы упоминаются в древнетюркских и мусульманских источниках, еще раньше (в VI в.) - в византийских, в 840 г., разгромив древних уйгуров, кыргызы создали в Центральной Азии свое государство - Кыргызский каганат, павший в результате экспансии в Центральную Азию киданей (916, 924 гг.), однако кыргызское государство на среднем Енисее продолжало существовать до 1209 г., когда монголы подчинили кыргызов своей власти, в 1293 г. окончательно покоренные енисейские кыргызы вошли в состав монгольского Китая (династия Юань), восстановив самостоятельность после его падения в 1368 г. В 1604-1703 гг. кыргызское государство на Енисее упоминается в русских источниках («Киргизская земля»), оно тогда подразделялось на 4 владения (улуса), в рамках которых формировались этнические группы современных хакасов: в Исарском (Озерском, в русских источниках) - качинцы, в Алтырском - сагайцы, в Алтысарском - кызыльцы, в тубинском - койбалы на основе тюркизации самодийских (кашинцы, маторы, саяны и др.) и кетских (арины, байкотовцы, ястынцы и др.) племен, входивших в состав киргизских улусов в качестве данников («кыштымов») и оказавших доминирующее влияние на антропологию хакасских этнических групп.

В ХIХ в. завершается процесс этнического формирования этнических групп хакасов: качинцев (12 тыс. человек в 1897 г.), сагайцев (13,9 тыс. человек), кызыльцев (8 тыс. человек, в составе кызыльцев ассимилировались группы татар Сибирского ханства и казахов-аргынов, осевших в Алтысарском улусе в ХVI или в начале ХVII в.), койбалов (1 тыс. потомков тюркизированных маторов и байкотовцев, составлявших в ХVIII в. владения «князца» Койбала) и бельтиров (4,8 тыс. потомков выходцев из Тувы, осевших в устье Абакана, отсюда название бельтир - «устьинцы»). Таким образом, хотя основная часть кыргызов была в 1703 г. выведена в пределы Джунгарского ханства, оставшиеся и вернувшиеся во второй половине ХVIII в. кыргызы вошли в состав будущих хакасов.

В ХХ в. процесс консолидации этнических групп «минусинских», или «абаканских», «татар» завершился образованием хакасского народа (этноним хакасы восходит к китайскому названию кыргызов в эпоху династии Тан VII - Х вв.), уже в 1920-е гг. этноним хакасы утвердился в качестве русского наименования народа; субэтнонимы этнических групп продолжают бытовать на уровне внутриэтнического самосознания, хотя удельный вес каждой из групп в составе хакасов претерпел значительные изменения за 80 лет: «растворились» в составе сагайцев группа бельтиров, большая часть койбалов и шорские группы, оказавшиеся на территории Хакассии. Таким образом, если в 1897 г. сагайцы составляли 35% численности «минусинских татар» (с 1917 г. - хакасы), то в 1977 г. - 70%, качинцы - 30,2% в 1897 г. и 23% в 1977 г., кызыльцы - 20% и 5% соответственно по годам, койбалы - 2,6% и 2%, а бельтирами (12,2% в 1897г.) в 1977 г. не назывался никто. В настоящее время процесс консолидации хакасского этноса идет по линии ликвидации группового этнического самосознания (т.е. подразделений - качинцев, сагайцев и т.д.), с одной стороны, и возрождения народных традиций, общих для всех хакасов, с другой. Этническому единству способствует появление в 1991 г. национального праздника хакасов Ада-Хоорай, основанного на древних ритуалах и посвященного памяти предков.

Традиционное занятие хакасов - полукочевое скотоводство. Хакасы содержали лошадей, крупный рогатый скот и овец. Значительное место в хозяйстве хакасов занимала охота (главным образом у кызыльцев) в тайге, саянских горах (на кабаргу). Земледелие (основная культура ячмень) становится преобладающей отраслью хозяйства к концу ХIХ в. Осенью подтаежное население Хакасии занималось сбором кедрового ореха. Местами у хакасов появилось свиноводство и птицеводство.

Основным видом хакасских поселений были аалы - полукочевые объединения нескольких домохозяйств (10 - 15 юрт), как правило родственных между собой. Основной тип жилища хакасов - нерешетчатая юрта.

У хакасов наиболее распространенным был костюм качинцев. К началу XX в. они широко использовали покупные ткани. В начале XX в. вслед за русскими тканями в костюм хакасов начали проникать отдельные элементы русской крестьянской и городской одежды, а в районах тесного соседства с русскими зажиточное население стало полностью перенимать русский крестьянский костюм.

Основной пищей хакасов служили зимой мясные, а летом молочные блюда. Хакасы готовили супы и различные бульоны с отваренным мясом. Наиболее популярным был крупяной и ячменный суп. Из праздничных блюд одним из любимых была и остается кровяная колбаса. Самым распространенным напитком был айран, приготовляемый из кислого коровьего молока. Айран перегоняли также на молочную водку. Ее употребляли по праздникам, для угощения гостей и при выполнении религиозных обрядов.

В 80-90-е гг. среди хакасов наблюдается подъем национального самосознания, развертывается движение за возрождение национальной культуры и языка.

С начала 90-х гг. среди хакасов начался процесс возрождения родовых и фамильных праздников, во время которых совершаются поклонения земле, моления предкам. На этих праздниках поддерживается культ родовых гор.

Происхождение хакасов по данным этнонимики.

// Историческая этнография: традиции и современность. / Проблемы археологии и этнографии. Вып. II. Л.: 1983. С. 68-73.

Вопрос о происхождении хакасского народа, несмотря на ряд крупных работ по этой проблеме, до сих пор остаётся открытым. В данной статье предпринята попытка проследить сложение хакасских племенных групп и родов по данным этнонимики, почёрпнутым из хакасских народных преданий, записанных в различных районах современной Хакасии.

Вплоть до Великой Октябрьской революции патриархально-феодальное общество хакасов сохраняло родовые пережитки, одним из которых являлась память людей о своей принадлежности к определённому роду (сеоку). Такое положение поддерживалось шаманскими культами, семейно-брачными отношениями и царской административной системой, созданной для управления народами Сибири. В XIX в. хакасский народ состоял из следующих племенных групп: качинцы (хаас), Койбалы (хойбал), кызыльцы (хызыл), сагайцы (сагай), бельтиры (пилтир) и бирюсинцы (пÿрÿс), которые разделялись более чем на 150 сеоков.

По хакасским легендам, все этнические группы происходят от родных братьев и поэтому считаются принадлежащими одному народу. Общим их прародителем многие легенды называют Пÿрÿса. Пÿрÿс принадлежал к народу хыргыс, погибшему во время всемирного потопа. Вместе с женой Пÿрÿс спасся на плоту и затем пристал к вершине горы, названной впоследствии в честь него «Пÿрÿс тасхыл» (по-русски - Борус). До последнего времени Пÿрÿс тасхыл почитался у всех хакасских племенных групп как священная гора.

Судя по письменным источникам, вероятно, уже в начале XIX в. хакасские племенные группы представляли собой народность с единым бытовым укладом, языком, культурой и общим этническим самоназванием «тадар», сохраняющимся в разговорном языке до сих пор. Термин «тадар» не является историческим именем хакасов. По свидетельствам народных преданий и данным других источников (топонимика, шаманские тексты и т.д.), слово «тадар» существует недавно и появилось под непосредственным влиянием русских, которые до Октябрьской революции именовали хакасов татарами (минусинскими татарами).

Средневековые восточные письменные источники, а также русские документы XVII в. называли население Хакасско-Минусинской котловины киргизами. Хакасский исторический фольклор также называет в качестве исконного населения долины Среднего Енисея народ «хыргыс». Хакасы до сих пор именуют средневековые погребения «киргизскими могилами». В средневековых источниках VI-X вв. этноним «хыргыс» передавался формой «хягасы». При национальном самоопределении последний был принят за основу этнического имени хакасов. Однако при углублённом исследовании хакасского исторического фольклора выяснилось, что до вхождения в состав России хакасы носили назва-

ние «Хоорай» или «Хоорий». Название «Хоорай» сохранилось и в письменных источниках. Например, на карте Страленберга долина р. Абакан и горный хребет Западных Саян обозначены как территория «Хонхорай». В 1708 г. монгольские документы отмечали: «И тот Хонгороя... киргиз, урянхай, маторы, их кочевья». Когда в 1707 г. был построен Абаканский острог, то монгольские князья заявляли, что «на урочище Хонгороя русские люди поставили город».

Ещё в прошлом веке алтайцы и тувинцы называли хакасов и Хакасию «Хоорай», «Конграй» или «Хонру». Бывшие северные соседи кетоязычные котты и самоедоязычные камасинцы называли соприкасавшихся с ними койбалов «конграйчиен» и «Хоорай». Не случайно в середине XIX в. известный учёный и путешественник А. Кастрен отмечал, что именем «Конгорай» обозначаются «вообще все татары (т.е. хакасы. - В.Б. ), платящие дань в Красноярск».

Происхождение народа «Хоорай» хакасский фольклор непосредственно связывает с кыргызами: «От девяти братьев кыргызов вырос девятитысячный объединённый народ Хоорай». О том, что девятитысячный народ «Хоорай» имеет непосредственную генетическую связь с кыргызами раннего средневековья, свидетельствуют письменные источники: «С приходом к власти династии Юань этот народ (цзилицзисы) разделили и создали девять тысяч дворов», т.е. завоевав кыргызов, монголы создали из населения их страны один тумен (тумен Хоорай), который мог выставить девять тысяч воинов. Это административное деление и донесли до нас хакасские исторические предания.

Судя по легендам, впоследствии народ «Хоорай» был захвачен ойратами и уведён в плен в страну Ах Моол (Белая Монголия) или Тöрбет (Северо-Западная Монголия). По другой версии они ушли в Тургайскую степь. Оставшаяся небольшая часть народа «Хоорай», как объясняют предания, вошла в состав формирующейся хакасской народности. В настоящее время в разговорном языке слово «Хоорай» потеряло своё конкретное значение и обозначает просто «народные массы». Однако в исторических преданиях и традиционном языке шаманских текстов до последнего времени хакасский народ именовался «Хоорай».

Центральной племенной группой современных хакасов являлись качинцы - хаас . В XIX в. они занимали степную часть Хакасии от р. Абакан до р. Чулым. В XVIII в. территория их проживания доходила до г. Красноярска. Среди качинцев широко бытовала легенда о том, что земли по р. Кача являются их прародиной, причём согласно некоторым преданиям район р. Качи и Среднего Енисея назывался в прошлом «Хоорай». По кызыльским и сагайским легендам, все качинцы пришли из Монголии. Считается, что это потомки народа страны Тöрбет (то есть дербеты), подаренные Моол-ханом в качестве приданого дочери, которая вышла замуж за хакасского князя. Решить этот вопрос позволяют данные этнонимики.

Основное ядро (около 90% фамилий) качинцев составляли следующие сеоки: хасха (Шалошин), хыргыс (Тубинский), пÿрÿт (Татаров), соххы (Кубанов) и ызыр (Мунгатов). Остановимся на некоторых из

них. Согласно части легенд, прародина сеока пÿрÿт находится в стране Тöрбет. По А.В. Адрианову, сеок пÿрÿт , имеющийся также среди сагайцев и кызыльцев, считается потомком моола (т.е. монголов), пришедшего из Сойотии и рассеявшего кыргызов. Не исключено, что пÿрÿт - это вернувшаяся из Джунгарского плена часть кыргызов, принявшая на себя ойратское название «Бурут». Именно так именовали ойраты киргизов. Сеок соххы , по преданиям, произошёл от легендарной девушки Паян хыс и родоначальника сеока пÿрÿт Ир Тохчына и таким образом генетически близок сеоку пÿрÿт . Паян хыс жила в Июсских степях на речке Соххы Чул, что говорит о топонимическом происхождении этого этнонима. Сеоки ойрат хасха и ойрат хыргыс , вероятно, являются осколками джунгаров, которые самими хакасами считаются потомками кыргызов, женившихся на ойратских девушках. Особо следует отмстить сеок талчан (тайчан ), который получил своё название от имени прародительницы рода хасха Талчан иней. По записям Е.К. Яковлева Тадзян был легендарным богатырем, который привел аринцев с р. Качи на территорию Хакасии, исходя из чего можно предположить арийское происхождение сеока талчан . В начале XIX в. в состав качинцев вошли также отдельные роды бывших Аринской и Яринской землиц, по число их было незначительно.

Койбалы признаются исследователями потомками населения Тубинской землицы XVII в. Название этой группы, видимо, произошло от имени моторского князька Койбала и в дальнейшем было официально закреплено за его улусом русской администрацией. Вплоть до середины XIX в. Койбалы сохраняли своё древнее самоназвание туба , под которым они были известны также у сагайцев и кызыльцев. Всего в составе койбалов насчитывалось 26 сеоков. Объединяющим, по всей видимости, был сеок туба . Поскольку он входил также в состав качинского рода хыргыс (официальное название - Тубинский), их можно считать частью кыргызов. Такое предположение подтверждают русские документы XVII в.: «А на Тубе-реке живут киргизы, словут тубинцы». Сами кыргызы также утверждали, что «тубинские-де и маторские люди с ними одни люди и род и племя». Не случайно северные соседи именовали койбалов «Хоорай», т.е. общим именем средневековой Хакасии.

Племенная группа Сагай объединяла 19 сеоков, которые считались осколками древних родов. Судя по народным преданиям, сагайцы вместе с кызыльцами - это потомки Хоран пига, который был главой девятитысячного тумена «Хоорай». Этническим ядром сагайцев являлся сеок сагай , вокруг которого группировались другие роды. Осколком древнего племени был сеок сарыглар , т.е. «жёлтые». Прародиной их является гора Саартаг, от которой, как будто они и получили своё название. По преданию сарыглар вместе с киргизами были уведены отсюда ойратами. Остатки их вошли в состав сагайцев (10 фамилий), бельтиров (4 фамилии) и качинцев (1 фамилия). Другой древний сеок - ичеге уходил в Туву и затем вернулся обратно. Интересно было бы сопоставить это название с именем средневекового народа - чики, жившего во второй половине I тыс. н.э. в долине р. Кемчик в Туве. Другой сеок - кочигес или келегес - можно сопоставить с «кучюнгута-

ми» XVII в., которые обитали в Саянах. К племенной группе Сагай, примыкает и сеок том (Казановский род). По историческим преданиям предки группы том , спасаясь от джунгарского разгрома, ушли в верховья р. Томь. В дальнейшем часть их вернулась обратно, и с тех пор они называются по имени этой реки.

Бывшее племя бельтир в в середине XIX в. насчитывало 95 фамилий. Ядро его составлял сеок пилтир , делившийся на ах пилтир , хара пилтир и изен пилтир . Среди исследователей сложилось мнение об их южном, монгольском происхождении. Судя по хакасским легендам, бельтиры относятся к потомкам народа «Хоорай», уведённого отсюда на Алтай и затем вернувшегося из плена обратно. Живя в плену, они смешались с монголами и стали называться хара моол пилтир - «метисы чёрных монголов». Со временем слово кара моол забылось, а пилтир осталось и закрепилось за ними в качестве этнического наименования. Родовой горой бельтиры считали «Хооргыс тасхыл», находящуюся в устье р. Матур, где их предки спасались от джунгаров (долина верхнего Абакана). В числе бельтиров имелся крупный сеок хахпына . Судя по легендам, он произошёл от двух братьев, бежавших в Хакасию из Тувы. Имеются основания сравнить имя хахпына с именем народа Капкапас, который в XIII в. населял истоки р. Енисей. Ещё более заманчивым было бы предположить, что в древности капкапасы были кетоязычными, так как хахпын по-кетски значит «кукушка». В 1822 г. бельтиры вошли в состав административной Сагайской степной думы и объединились в один «бельтирский род», в результате чего самоназвание отдельных групп было потеряно. В настоящее время все бельтиры считают себя сагайцами.

Племенная группа бирюсинцев Пÿрÿс объединяла сеоки харга (Каргинсклй род), кобый (Кивинский), хый (Кийский) и хызыл хая (Кызыльский). Кроме того, судя по данным П.С. Палласа, сюда входил и сеок шop . Данные исторического фольклора подтверждают, что подразделение каргинцев - суг харгазы (Ближне-Каргинский род) является исконно кыргызским родом. В него входили также более мелкие сеоки туран , тилегес , сайын . Роды с такими же названиями имеются и в составе племенной группы Саган. Другая группа каргинцев - таг харгазы (Дальне-Каргинский род) своей прародиной считает долину р. Мрассу, где находилась их родовая гора Харатаг, давшая название рода Харга. Сеок хызыл хая получил своё название от одноимённой горы в верховьях р. Томи, где жили два брата Хызыл хаз и Хобый алас, которые затем спустились по р. Томи и поднялись в верховья Мрассу. Часть сеока хызыл хая осталась жить в устье р. Пызас, а другая часть ушла на территорию Хакасии и поселилась в верховьях рек Таштып и Большая Есь. Потомки их составили кызыльский род Сагайской думы и кызыльский род Кузнецкого округа. По некоторым преданиям сеок хобый получил своё название от имени предка Хобый алас, который был уведён джунгарами в плен, но оттуда бежал, некоторое время жил в устье р. Матур и затем переселился в долину р. Таштып. Часть сеока хобый поселилась по р. Кобырзе и составила кивинский род Кузнецкого округа. С 1822 г. бирюсинцы вошли в Сагайскую степ-

ную думу и также стали именоваться сагайцами. Только Койбалы до сих пор называют бирюсинцев термином пÿрÿс .

Племенная группа кызыльцев получила своё название от рода хызыл - красный, вокруг которого группировались остальные сеоки (всего 14 родов). В XVII в. Кызыльская волость находилась в долине Июсов, т.е. в центральной части киргизской земли. Кызыльский сеок тумат считается осколком народа «Хоорай». Местность, где они жили, до сих пор носит название «Тумат чазызы» - Туматская степь. Их охотничьи угодья располагались в верховьях р. Белый Июс в местности «Тумат сазы» - Туматское болото. У кызыльцев нами отмечен также сеок нарбалар или нарбазан , который по преданию получил своё название от р. Нарба в районе Красноярска. Так как этноним нарбалар существует и в форме нарбазан , можно представить его камасинское происхождение - только у саянских самоедов (которые, кстати, жили и по р. Мана) отмечалось множественное число на «-сан».

Итак, анализируя данные этнонимики, содержащиеся в исторических преданиях и легендах хакасов, можно отметить, что в целом предания и легенды связывают происхождение хакасского этноса с енисейскими кыргызами. Народные предания рисуют следующую картину. Во времена господства монголо-джунгарских ханов древний Кыргызский каганат был разрушен. На его месте был образован тумен кыргызов, находившийся в вассальной зависимости от монголов. В результате дальнейшего социально-экономического развития все племена Хакасско-Минусинской котловины консолидировались под эгидой княжеского племени кыргыз в единую общность с самоназванием «Хоорай». В дальнейшем народ «Хоорай», несмотря па насильственный увод части населения в Джунгарию, явился этническим ядром хакасов. В течение XVIII-XIX вв. в хакасский этнос вошли также незначительные группы выходцев из Джунгарии, Алтая, Тувы, Шории, а также других местностей Присаянского края, которые в целом не повлияли на развитие языка, культуры и экономики коренного населения Хакасии.

Потапов Л.П. Происхождение и формирование хакасской народности. Абакан, 1957; Токарев С.А. Пережитки родовых отношений у хакасов в XIX в. - В кн.: Сибирский этнографический сборник. М., 1952, с. 108-115; Козьмин H.H. Хакасы. Иркутск, 1925; Кызласов Л.Р. К вопросу об этногенезе хакасов. -



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама