THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Художественное своеобразие миниатюры «Утес» Лермонтова, анализ которой мы проведем, определяется использованием параллелизма. Любовная встреча ассоциируется с игрой облаков, задевающих вершину горы. В стихотворении два четверостишия, противоположные по эмоциональному впечатлению. В первом из них создается образ играющей в серьезные чувства, легко мчащейся по жизни красавицы, напоминающей «тучку золотую», выделяющуюся на фоне небесной лазури. Мотив радостных скитаний напоминает об образах «вечных странников» в стихотворении «Тучи» (1840). Облака лирическому герою Лермонтова кажутся воплощением свободы, но при этом связываются с мыслью о бесчувственности:

Тучки небесные, вечные странники!

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные...

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

(«Тучи»)

Столь же холодна к ощущениям своего мимолетного спутника и тучка в стихотворении «Утес», легко покидающая его, чтобы продолжить веселую игру. Сравнение выявляет, что только люди в природе глубоко чувствуют привязанность к «милой» стороне, зависть, злобу, клевету, раскаяние, переживают ослепление страстями и разочарование, страдания (образы из стихотворения «Тучи», перечисление причин, которые могут гнать «С милого севера в сторону южную»).

К человеческим эмоциям ближе оказываются переживания «старого утеса», которым посвящено второе четверостишие стихотворения. Встреча оставила след в его душе («влажный след», напоминающий об облаке), он плачет (метафора, предметным планом которой является роса), оказавшись наедине с воспоминаниями «в пустыне». В совокупности характеристик создается образ печального влюбленного, покинутого стремящейся к веселой жизни спутницей. В связи с тем что реальный план не прояснен, смысл стихотворения «Утес» (Лермонтов), анализ которого нас интересует, может трактоваться и более обобщенно. В этом произведении метафора близка символу. Два эти тропа родственны, в обоих образ возникает при наложении предметного и переносного значений. Однако если в метафоре в них присутствует определенность, то символ понимается по-своему каждым из воспринимающих его в зависимости от субъективных ассоциаций. Так, на первый план в этом произведении можно выдвинуть разные мотивы, углубив их трактовку путем детального рассмотрения, которое по кажет, что каждая подробность является осколком зеркала, отражающим и пейзажную картинку, и раздумья лирического героя о закономерностях жизни.

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

Несмотря на противоположность в эмоциональной окраске, оба четверостишия предстают частями единого целого. В стихотворении сохраняется единство размера (пятистопный хорей с опоясывающей рифмой в каждой строфе); в нем создается цельный образ встречи тучки и старого утеса, красоты и одинокого размышления.

Создатели русского символизма считали, что символ является художественной вершиной в поэзии, находя в творчестве писателей прошлого редкие блестки совершенства. В этом маленьком стихотворении Лермонтова перед читателем предстает один из таких образцов. Присмотритесь к нему внимательнее, попытавшись сформулировать, какая сторона образа оказалась вам понятней и ближе. Только в совокупности оценок символ предстает всеобъемлющим, каждая его грань должна отразить своеобразие индивидуального восприятия. Попытайтесь внести вклад в его характеристику, найдя личностный отзвук лирическому излиянию.

В этом фрагменте важны и фонические особенности: угрюмый по эмоциональной окраске ассонанс на «у» уже в первой строфе, где обрисована веселая игра тучки, предвещает печальную развязку (на слабых местах — «на гру ди у теса», у мчалась; на сильных — ту чка, у тром, пу ть, лазу ри). Аллитерация на «л», сочетающаяся в первом четверостишии с повтором раскатистого, веселого «р» (особенно заметно такое сочетание в выражениях: «умчал ась р ано», «по л азур и весел о игр ая»), во второй строфе выглядит как напоминание о встрече («остал ся вл ажный сл ед»). Эмоциональные отличия двух частей стихотворения подчеркнуты и ассонансами — в первой это «а» (формы глаголов, относящихся к «тучке золотой»,— ночева ла, умча лась; обе рифмы: золота я — игра я, велика на — ра но), во второй — «о» и «у». Звук «о» содержится в значимом для обрисовки состояния лирического героя слове «одиноко», выделенном, благодаря переносу. «У» звучит в выражении, передающем, благодаря использованию всех фонических особенностей стихотворения, эмоциональную и смысловую тонику: «заду мал ся глу боко».

Звуковые средства выразительности в произведении Лермонтова имеют системный характер. Такая фоническая система называется звуковым символизмом. В ней, в отличие от ономатопеи, незначимо звукоподражание, важнее оказываются связи фоники с эмоциональным настроем. Она помогает передать мрачность глубоких раздумий о недостижимости счастья, тихую скорбь («тихонько плачет») обреченного на одиночество «в пустыне», но и открытость золотым, веселым впечатлениям, представление о незавершенности пути в земной жизни. На этом завершим анализ стихотворения «Утес» Лермонтова.

Урок лит-ры 6 кл. О чем плачет утес?

Тема. "М.Ю. Лермонтов. "Утес".

Цели. Знакомство с личностью писателя через анализ его стихотворения; отработка навыков выразительного чтения .

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

III . Первичное восприятие текста. Учитель читает стихотворение "Утес".

Что вы можете сказать об этом произведении? Какие чувства оно у вас вызвало?

Прочитайте его самостоятельно и попробуйте определить, от чьего лица оно написано – автора или рассказчика.(От лица автора).

IV. Анализ произведения.

Сколько героев в стихотворении? Утес, тучка.

Кто главный герой? Утес.

Почему? (Так называется стихотворение).

Сколько строф в стихотворении? (Две строфы).

- Сколько строк в каждой строфе? (Четыре строки).

- Как называются такие строфы? (Четверостишия).

- Перечитайте первую строфу, обратите внимание, кто из главных героев присутствует в этой части стихотворения.

Кто из героев присутствует в первой строфе? . ( Утес и тучка).

-- Кто появляется первым?. (Тучка).

- Известно ли, откуда она взялась? (Нет, она уже ночевала).

- Какая она? (Золотая).

- Почему золотая? ( Она обычная, а золотой стала от света луны).

- Большая тучка или маленькая? (Маленькая).

- Почему вы так думаете?(Тучка – суффикс -к- указывает на ее маленький размер).

- Живая ли тучка? (Да).

- Что она делала? (Ночевала).

- Где ночевала тучка? (На груди утеса).

- Почему именно на груди? (Близко к сердцу, ей, наверное, было плохо).

- А какой был утес? (Великан).

- Живой ли утес в этой части стихотворения, что он делает?

( Ничего не делает, он неживой).

-- Почему утес ничего не делает? (Боится спугнуть тучку).

Живой ли он вообще? Да.

- Утес оберегал сон тучки, но рано утром тучка исчезла. Как она это сделала? (Умчалась).

- Куда умчалась? (В путь).

- Есть ли у тучки путь? (Нет).

- Почему? (Она летит, куда ветер дует).

- Как умчалась тучка? Весело играя.

- Почему весело, как это характеризует тучку? (Она легкомысленная.)

- Перечитайте вторую строфу.

Кому она посвящена? Утесу.

- Тучка умчалась. Оставила ли она что-нибудь утесу? ( Влажный след).

Почему след влажный? Почему тучка прижималась к груди утеса?

( Она плакала, ей было плохо).

- Где остались слезы тучки? В морщине утеса.

- Почему они остались? Утес решил их сохранить.

Тучка "умчалась, весело играя...", а утес? Остался стоять.

- Как он стоит? Одиноко.

- Почему?

Что делает утес? (Задумался глубоко).

- О чем задумался?

Что еще сказано о том, как он стоит? Тихонько плачет.

- Почему он тихонько плачет? (Ведь он великан...).

Никто не должен видеть его слезы.

- О чем плачет утес?

Тучка улетела, а утес остался стоять. Но где он стоит? ( В пустыне.)

Почему? Куда все исчезло? (Тучка унесла все с собой.)

Посмотрите, как все было красиво! Утес, тучка, ночь, но тучка улетела и этим разрушила все! Для утеса осталась пустыня!

Почему? Какие чувства испытывал утес к тучке? ( Он ее любил, оберегал, заботился.)

V. Физкультминутка . Под музыку дети представляют себя утесом, который бережно держит руками у сердца тучку. Но... утро – и тучка исчезает...

VI. Анализ произведения ( продолжение )

Вернемся к нашему произведению. Прочитайте теперь все стихотворение целиком и задумайтесь, какие чувства испытывал сам автор, когда его писал.

Д. Чувство одиночества.

О чем это стихотворение? О самом авторе и его переживаниях.

Такие литературные произведения, в которых человек выражает свои переживания, называются лирическими.
Лирика – это мир, увиденный и пропущенный через сердце человека.

Как и утес, наш поэт был одинок. В этом и состоит загадка, трагедия жизни великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.

VII. Итог урока. -Каким же был поэт, как вы поняли из его произведения?

С кем сравнивал себя поэт? Почему с утесом, который одинок, всеми покинут. Наверно, ему было одиноко, когда он писал стихотворение.

Почему он был одинок? Рядом не было любимого человека.

Когда человек может почувствовать себя одиноким?(Когда близкие уезжают, покидают нас, умирают.)

Одиночество – самое большое несчастье в жизни, но его можно и нужно преодолевать!

VIII. Домашнее задание Я надеюсь, вам понравилось это стихотворение поэта, а дома я прошу вас прочитать другие его стихотворения и выучить наиболее понравившееся.

Стихотворение «Утес» написано Михаилом Лермонтовым в 1841 году, за несколько недель до трагической гибели. Произведение крошечное — всего два коротких четверостишия. Но в нём — и прекрасный южный пейзаж, и глубокий жизненный смысл. На первый взгляд может показаться, что стихотворение «Утес» — просто пейзажная зарисовка. Но поэт, конечно же, рассказал читателю не о бездушной старой скале, а о чувствах одинокого человека. В основе произведения заложена красивая метафора. Она задана сразу и является организующей для
всего стихотворения: мысли человека, его чувства скрыты за образами природных явлений.

В стихотворении два лирических героя. Это легкомысленная золотая тучка — метафора беззаботного человека, которого ничто и нигде не держит. И утёс-великан, который внешне силён и могуч, но душа которого способна искренне любить и глубоко страдать.
Исследователи творчества Лермонтова по- разному трактуют содержание этого стихотворения.

Одни утверждают, что произведение написано о духовном и материальном началах нашей жизни. Истинная гармония мира основана на объединении этих двух начал. Душа без тела, по мнению автора, может великолепно существовать и, как тучка, которая « утром В путь умчалась рано», не испытывает страданий, расставаясь с телом. Тело же без души обречено если не на гибель, то на вечные муки. Оно подобно утёсу, который « одиноко стоит, задумался глубоко и тихонько плачет в пустыне». Эпитеты, которые выбрал автор для главных героев, подчеркивают контраст между миром духовным и материальным. Лёгкую и невесомую тучку поэт назвал золотой. Утес же предстаёт перед читателями старым, морщинистым и уставшим от жизни.

Всё стихотворение построено на этом приёме контраста и противопоставления: ночь — утро; статика утёса — движения тучки; весёлость — грусть; утёс- великан — маленькая тучка.

Есть литературоведы, которые считают, что стихотворение « Утёс» посвящено не единству двух начал, а человеческим взаимоотношениям. Тучка золотая — ветреная красавица, полная жизни, сил, молодости, радости. А утёс — умудрённый опытом пожилой человек, у которого все прелести жизни давно остались в прошлом. Их случайное знакомство приятно, но красавица не захотела остаться со своим новым знакомым — упорхнула, предпочла его обществу компанию подружек. И пожилой мужчина отчётливо ощущает своё одиночество.

Не исключено, что в образе старого утёса Михаил Лермонтов изобразил самого себя. Несмотря на молодость, в душе он ощущал себя глубоким стариком. Поэту оставалось лишь смириться со своей участью и признать, что он обречён на вечное одиночество и непонимание. Беззаботность тучки передана словами, обозначающими быстрые действия (умчалась, весело играя) и упоминанием небесной лазури, которая в сознании человека всегда связана с радостью, душевной лёгкостью и спокойствием.

Случайная гостья оставила след в душе утёса-великана — вызвала тяжелые мысли. Главный мотив стихотворения «Утес» — мотив одиночества — передан на синтаксическом уровне: поэт разбил предложения по строфам так, что слово одиноко оказалось логически выделенным. Мотив одиночества воплощается также с помощью приёма олицетворения: аллегорические образы утёса и тучки служат выражению глубокой философской мысли автора. Но при всём том, что Лермонтов метафорически изобразил одинокого человека, не имеющего того, о ком он мог бы заботиться и кому он был бы дорог, в стихотворении вовсе не чувствуется безнадёжности.

Михаил Юрьевич Лермонтов - великий русский поэт и писатель. За свою недолгую жизнь он написал произведения, которые читают и цитируют сегодня. Критики отмечают, что большинство творений напрямую связаны с биографией автора. Жизнь Михаила Юрьевича была трагической, что сказалось на его стихах.

Стихотворение «Утес» было написано еще в 1841 году. Жанр произведения - лирическая миниатюра. Автор придает деталям символическое значение. Утес, в понимании автора - символ одиночества. Именно оно и есть ведущим мотивом всего стихотворения. Это связано с жизнью Лермонтова. Он всю жизнь пытался найти себя, свой жизненный пусть. В конце своего пути поэт так и остался одиноким человеком. В своем стихотворении Лермонтов олицетворил отношение утеса и тучки:

«Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя».

Тучка символизирует ветреного человека, который ни о чем не задумывается. Ей все равно на чувства утеса. Она склонна к кратковременным чувствам, которые не могут оставить след в ее душе. Утес - мудрый человек, который страдает от того, что не может быть вечно со своей тучкой. Если посмотреть с его стороны, то можно понять, что автор хотел сказать. Одиночество - самое тяжелое, что может выпасть на судьбу человека. А мимолетные чувства никак нельзя оправдать.

Лермонтов пишет:

«Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.».

Он тоскует вместе со старым утесом. Лермонтов воплощает в этом образе страдание. Видно, что эта тема ему близка. Также, многие критики комментируют стихотворение со стороны философского начала. Тучка - это душа человека, легкая и неземная, а утес - мирская плоть. Идет противостояние между этими двумя компонентами.

Тонкая организация души не позволяет ей углубляться в жизненные проблемы. Она свободна и не может испытывать боль. Что не скажешь о теле, которое обречено на страдание без души. Ведь пустой и бездушный человек может быть пожизненно одинок. Только союз души, и тела принесут гармонию и порядок в жизнь. Спасение тела возможно только с появлением души.

«Утес» написан при помощи средств художественной выразительности. Например, в стихотворении присутствуют эпитеты(тучка золотая, старый утес), олицетворение(умчалась рано, плачет он в пустыне), метафоры(утес-великан и др.). Аллитерация и ассонанс - четко прослеживается в середине стиха. Написан в пятистопном хорее.

Многие критики называют стихотворение одним из самых центральных в творчестве Лермонтова. Он был опубликован только по прошествию двух лет со дня смерти поэта. Сейчас его учат в школах и читают на литературных вечерах. Можно сказать, что именно это стихотворение помогло Лермонтову обрести посмертную славу русского поэта.

Жизнь и творчество великого русского поэта и писателя М. Ю. Лермонтова кажутся яркой вспышкой молнии на темном небе. Этот талантливый человек не дожил и до 30 лет, но все же успел оставить после себя великое наследие произведений, пропитанных смыслом, любовью к родине, природе и своему народу. Стихотворение «Утес» Лермонтов написал в 1841 году, за несколько недель до своей кончины. Хоть многие библиографы уверены в том, что поэт догадывался о завершении своего бренного существования на земле, в данном произведении нет и намека на прощание или что-то в этом роде.

Стих «Утес» Лермонтов сочинил, пребывая в восхищении от окружающих пейзажей. Его внутренний мир по-особенному воспринимал природу, поэт относился к ней как к живому существу. Хоть произведение и пропитано романтикой, его нельзя назвать счастливым. Всего в двух небольших четверостишьях Михаил Юрьевич смог передать глубокий жизненный смысл.

Большинство литературных критиков сходятся во мнении, что при написании стихотворения «Утес» Лермонтов пожелал объединить духовное с материальным, сравнить между собой божественность, неземную красоту тучки и обыденность, мирскую сущность камня. Люди очень часто забывают о своей душе, акцентируя внимание на теле. Автор хотел напомнить о том, что достичь гармонии и можно, но только лишь объединив эти два начала.

Некоторые исследователи творчества поэта немного иначе трактуют смысл стихотворения. Они считают, что, сочиняя «Утес», Лермонтов пожелал изобразить судьбы двух непохожих друг на друга людей. Тучка может символизировать молодую красотку, полную жизненных сил и счастья. В свою очередь утес - это далеко немолодой, умудренный жизненным опытом мужчина. Смотря на ветреную незнакомку, которой годится в отцы, он отчетливо понимает, что его время прошло, радостные дни остались в далеком прошлом. Мужчине хорошо в компании девушки, она скрашивает его серые будни, но, когда она уходит к своим друзьям и подругам, он лишь отчетливее ощущает свою никчемность и одиночество, понимая, что для него нет места в мире молодых людей. Душа без тела может находиться, она очень даже счастлива, возвращаясь в мир иной, а вот земная оболочка без нее обходиться не в силах, она страдает и плачет. Яркий контраст между материальным и духовным миром создал Лермонтов. «Утес» - стихотворение, содержащее в себе глубокий скрытый смысл. Тучка изображена невесомой, веселой и жизнерадостной, а вот обрывистая скала видится читателю старой, несчастной, уставшей от жизни.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Утес» в некоторой степени можно назвать автобиографическим. Конечно, поэт не был в буквальном смысле стариком, но даже среди своих сверстников он чувствовал себя чужим. Михаил Юрьевич очень рано повзрослел, его мировоззрение и мудрость выказывают в нем умудренного жизненным опытом человека. Он устал от собственной жизни, от окружающего его мрака. Лермонтов не мог обрести счастье, поэтому ему оставалось лишь смириться с непониманием и обречь себя на одиночество.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама