THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Участие воинского контингента РФ в операциях ООН по поддержанию мира

Сегодня участие российских военнослужащих в миротворческих операциях ООН является делом привычным. В настоящее время наших солдат и офицеров в качестве военных наблюдателей под эгидой ООН можно встретить во многих горячих точках планеты. Но мало кому известно, как началось участие советских военнослужащих в операциях ООН по поддержанию мира. В октябре 1973 г. по решению правительства СССР в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН на Ближний Восток была направлена первая группа наших офицеров. Им предстояло вести наблюдение за прекращением огня в зоне Суэцкого канала и на Голандских высотах после закончившихся здесь военных действий. Группу возглавлял полковник Николай Белик. Командир первого отряда отечественных “голубых беретов” президент Межрегиональной общественной организации ветеранов миротворческих миссий ООН РФ вспоминает: «Группу сформировали очень быстро, в нее вошли офицеры ротного, батальонного звена всего двадцать пять человек. Командующий войсками Московского военного округа генерал армии Владимир Говоров сообщил, что решением военного совета я утвержден командиром специальной группы офицеров, которым предстоит действовать в качестве военных наблюдателей ООН на Ближнем Востоке. Вскоре часть офицеров отбыла в Сирию. Остальным предстояло нести службу в Египте. Стоит отметить, что в соответствии с принятой советом безопасности ООН резолюцией от 22 октября 1973 г., а также не без усилий Советского правительства боевые действия на Ближнем Востоке были приостановлены. Особенно запомнились первые месяцы 1974 г. Они для нас выдались самыми трудными. Нам пришлось участвовать в ряде серьезнейших миротворческих операций. Одна из них - “Омега” - проводилась с 5 февраля по 31 марта. В ходе “Омеги” было произведено 173 поисковые операции останков военнослужащих, погибших в ходе недавнего октябрьского военного конфликта, каждая из которых длилась несколько суток. В не менее сложной обстановке проводилась и операция “Линия Альфа” (определение границы между буферной зоной и зоной ограниченного количества войск Египта), т. к. почти в течение месяца пришлось действовать на местности, представляющей сплошное минное поле». Россия участвовала в миротворческих операциях ООН и деятельность по поддержанию мира и безопасности в зонах вооруженных конфликтов на территориях бывшей Югославии и государств-участников СНГ. Россия (СССР) практически участвовала в операциях ООН по поддержанию мира с октября 1973 г., когда на Ближний Восток была направлена первая группа военных наблюдателей ООН. Начиная с 1991 года, участие России в этих операциях активизировалось: в апреле, после окончания войны в Персидском заливе, направлена группа российских военных наблюдателей (РВН) ООН в район ирако-кувейтской границы, а в сентябре - в Западную Сахару. С начала 1992 г. сфера деятельности наших военных наблюдателей распространилась на Югославию, Камбоджу и Мозамбик, а в январе 1994 г. - на Руанду. В октябре 1994 г. направлена группа РВН ООН в Грузию, в феврале 1995 г. - в Анголу, в марте 1997 г. - в Гватемалу, в мае 1998 г. - в Сьерра Пеоне, в июле 1999 г. - в Восточный Тимор, в ноябре 1999г. - в Демократическую Республику Конго. В настоящее время в операциях по поддержанию мира, проводимых под эгидой ООН, участвуют десять групп российских военных наблюдателей и офицеров штабов ООН общей численностью до 70 человек. Российских военных наблюдателей можно встретить на Ближнем Востоке (Ливан), на ирако-кувейтской границе, в Западной Сахаре, в бывшей Югославии, в Грузии, в Сьерра-Леоне, в Восточном Тиморе, в Демократической Республике Конго. Военные наблюдатели. Подготовка военных наблюдателей Основными задачами военных наблюдателей являются наблюдение за выполнением соглашений о перемирии, прекращении огня между враждующими сторонами, а также предотвращение, путем своего присутствия без права применения силы, возможных нарушений принятых соглашений и договоренностей конфликтующих сторон. Подбор кандидатов в военные наблюдатели ООН на добровольной основе осуществляется из числа офицеров, владеющих иностранными языками (в большинстве миссий ООН это английский), знающих правила ведения стандартных ооновских документов и имеющих опыт вождения автомобиля. Особенности службы военного наблюдателя ООН, требующие от него наличие качеств, позволяющих принимать компромиссные решения в самых неожиданных ситуациях и в кратчайшие сроки, определяет особый порядок отбора и подготовки этих офицеров. Требования, предъявляемые ООН к офицеру-кандидату в военные наблюдатели, очень высоки. Подготовка военных наблюдателей ООН для участия в операциях ООН по поддержанию мира с 1974 года проводится на базе бывших 1 Высших офицерских курсов «Выстрел», в настоящее время это - Учебный центр переподготовки и повышения квалификации офицерского состава Общевойсковой академии. Первоначально курсы проводились 1 раз в год в течение 2 месяцев (с 1974 по 1990 г.г. подготовлено 330 человек). В связи с расширением участия СССР, России в операциях ООН по поддержанию мира (ОПМ) с 1991 г. курсы стали проводиться 3 раза в год. Всего с 1974 по 1999, год на курсах ВН ООН подготовлено свыше 800 офицеров для участия в ОПМ ООН. Кроме подготовки военных наблюдателей, офицеров штабов и военных полицейских ООН (организована с 1992 года) курсы активно участвовали в выполнении положений Договора по ограничению вооруженных сил и обычных вооружений в Европе. В 1990-1991 годах на курсах подготовлено более 250 офицеров-инспекторов по контролю над сокращением вооруженных сил и обычных вооружений в Европе. Практика участия российских офицеров в миссиях ООН показала, что по уровню профессиональной подготовки, морально-психологическому состоянию, умению в экстремальных ситуациях принять наиболее целесообразное решение они вполне соответствуют предъявляемым требованиям. А опыт, накопленный российскими военными наблюдателями, активно используется при организации работы по подготовке к участию в новых миротворческих операциях и совершенствовании методики их обучения. Высокий уровень подготовки офицеров ВС РФ для участия в миротворческих операциях ООН, стройность программ обучения и богатый опыт совершенствовании учебного процесса на курсах военных наблюдателей ООН вызывают интерес со стороны зарубежных специалистов и организаций. С 1996 г. на курсах проводится обучение иностранных военнослужащих. В 1996-1998 году на 1 ВОК «Выстрел» прошли обучение 55 офицеров из Великобритании (23), Дании (2), Канады (2), Норвегии (2), США (17), ФРГ (5), Швеции (4). В октябре 1999 г. на курсах обучались 5 иностранных слушателей (Великобритания - 2, Германия, Канада, Швеция - по одному). Учебные сборы по подготовке военных наблюдателей ООН проводятся три раза в год по двухмесячной программе. Сроки проведения сборов согласованы с графиком замены специалистов, принимающих участие в операциях по поддержанию мира (ОПМ) ООН. Годовым учебным планом также предусматривается один месячный сбор по подготовке офицеров штабов ОПМ ООН. Плановые занятия по программе подготовки ВН ООН проводятся с привлечением преподавателей основных циклов учебного центра, а также прикомандированных офицеров-инструкторов, имеющих практический опыт участия в миротворческих операциях ООН. Обучение иностранных военнослужащих проводится по одномесячной программе совместно с российскими военнослужащими, начиная со второго месяца каждого учебного сбора. Преподавание тактико-специальных и военно-технических дисциплин ведется на русском языке с помощью переводчика. Занятия по специальной подготовке, на английском языке, проводят офицеры-инструкторы. Учебно-материальная база, предоставляемая учебным центром для проведения учебных сборов военных наблюдателей ООН, включает: - оборудованные учебные классы; - автомобильную и другую технику; - технические средства обучения; - полигон; - гостиницу для проживания слушателей. Имеющаяся учебно-материальная база позволяет обучать на английском языке следующие категории специалистов для участия в ОПМ ООН: - военные наблюдатели ООН; - офицеры штабов миротворческих сил (МС) ООН; - командиры тыловых и технических служб МС ООН; - офицеры военной полиции ООН; - офицеры гражданской полиции ООН. Участие контингента ВС РФ в миротворческой деятельности В апреле 1992 г., впервые в истории миротворческой деятельности России, на основании резолюции N 743 Совета Безопасности ООН и после выполнения необходимых внутригосударственных процедур (решение Верховного Совета Российской Федерации) в бывшую Югославию был направлен российский пехотный батальон численностью 900 человек, который в январе 1994 г. усилен личным составом, бронетранспортерами БТР-80, противотанковыми средствами и другим вооружением и военной техникой. В соответствии с политическим решением российского руководства часть сил российского контингента сил ООН в феврале 1994 г. была передислоцирована в район г. Сараево и преобразована после соответствующего усиления во второй батальон (численностью до 500 человек). Основной задачей этого батальона было обеспечить разъединение сторон (боснийские сербы и мусульмане) и осуществлять контроль над соблюдением соглашения по прекращению огня. В связи с передачей полномочий от ООН к НАТО, в Боснии и Герцеговине батальон сектора «Сараево» в январе 1996 г. прекратил выполнение миротворческих задач и выведен на территорию России. В соответствии с решением Совета Безопасности ООН о завершении с 15 января 1998 г. миссии ООН в Восточной Славении, российский пехотный батальон (до 950 чел), выполнявший задачи по разъединению сторон (сербы и хорваты), выведен в январе с. г. из Хорватии на территорию России. В июне 1995 г. российское миротворческое подразделение появляется на африканском континенте. Для решения задач по авиационному обеспечению Контрольной миссии ООН в Анголе (КМООНА - 3) в Анголу направлен российский воинский контингент в составе семи вертолетов Ми-8 и до 160 военнослужащих. Российские авиаторы в труднейших тропических условиях Африки справились с поставленными задачами. В марте 1999 г. российская авиационная группа Миссии наблюдателей ООН в Анголе (МНООНА) выведена в Российскую Федерацию в связи с прекращением деятельности миссии ООН. В августе 2000 года на африканский континент вновь было направлено российское авиационное подразделение, в состав миротворческой миссии ООН в Сьерра-Леоне. Это российская авиационная группа в составе 4 вертолетов Ми- 24 и до 115 человек личного состава. Однако основные материальные затраты Россия несет при участии специального воинского контингента ВС РФ в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности в зонах вооруженных конфликтов на территории бывшей Югославии и государств - участников СНГ. Бывшая Югославия. Вооруженные Силы РФ участвуют в операции многонациональных сил с апреля 1992 г. в соответствии с Резолюциями СБ ООН N 743 от 26.02.1992 г. и от 10 июня 1999 г. №1244. В настоящее время российский воинский контингент принимает участие в операциях по поддержанию мира в Боснии и Герцеговине (БиГ) и в автономном крае Косово Союзной Республики Югославия. Основные задачи российских миротворцев: - предотвращение возобновления боевых действий; - создание условий безопасности для возвращения беженцев и перемещенных лиц; - обеспечение общественной безопасности; - осуществление надзора за разминированием; - поддержка, при необходимости, международного гражданского присутствия; - выполнение, по мере необходимости, обязанностей по осуществлению пограничного контроля; - обеспечение защиты и свободы передвижения своих сил, международного гражданского присутствия и персонала других международных организаций. Приднестровский регион Республики Молдова. Воинский контингент введен в зону конфликта с 23.7 по 31.8.1992 г. на основании Молдавско-российского соглашения о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова от 21.7. 1992 г. Основная задача - наблюдение за соблюдением условий перемирия и содействие поддержанию законности и правопорядка. Южная Осетия. Воинский контингент введен в зону конфликта 9.7.1992г. на основании Грузино-российского Дагомысского соглашения от 24.6. 1992 г. по урегулированию грузино-осетинского конфликта. Основная задача - обеспечение контроля над прекращением огня, выводом вооруженных формирований, роспуском сил самообороны и обеспечением режима безопасности в зоне контроля. Абхазия. Воинский контингент введен в зону грузино-абхазского конфликта 23 июня 1994 г. на основании Соглашения о прекращении огня и разъединения сил от 14 мая 1994 г. Основные задачи - блокирование района конфликта, наблюдение за выводом войск и их разоружением, охрана важных объектов и коммуникаций, сопровождение гуманитарных грузов и другие. Таджикистан. 201 мед со средствами усиления вошла в октябре 1993 года в состав Коллективных миротворческих сил СНГ на основании Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в военной области от 25.5.1993 г. Соглашения Совета Глав государств Содружества Независимых Государств о Коллективных Миротворческих силах и совместных мерах по их материально -техническому обеспечению. Основные задачи - содействие в нормализации обстановки на таджикско-афганской границе, охрана жизненно важных объектов и другие. О статусе военнослужащих, принимающих участие в миротворческих операциях ООН. Правовой статус военнослужащих, принимающих участие в миротворческих операциях ООН, имеет сложный характер. Он регулируется комплексом юридических принципов и норм, принадлежащих к различным правовым системам и имеющих различную юридическую природу. В правовом статусе военнослужащих отражена его специфика, прежде всего, как составного звена функционального межгосударственного механизма - международной организации. Главной правовой основой регулирования деятельности международных организаций и их служащих является международно-правовая основа, формой - международно-правовые принципы и нормы. В связи с этим статус персонала носит, прежде всего, международный характер и ограничен функциональными рамками. Особенностью правового статуса военнослужащих, принимающих участие в миротворческих операциях ООН, является то, что они не поступают на службу в Организацию Объединенных Наций, они не становятся персоналом ООН как таковым. Военнослужащие временно прикомандировываются к миссии ООН по поддержанию мира. После прикомандирования граждан одного государства на службу в орган международной организации, находящийся на территории другого государства, соответственно остаются и возникают юридические отношения между служащими и этими государствами. Военнослужащие остаются и становятся участниками правоотношений, которые регулируются нормами соответствующих национальных правовых систем. Кроме того, международная организация, деятельность которой подчинена воле государств-членов, для достижения своих целей наделяется государствами-членами и известной самостоятельностью. Самостоятельность организации воплощена в функциональной правосубъектности и материализуется через функциональную компетенцию, в частности, по созданию норм права, в том числе и регулирующих деятельность персонала. Эти нормы имеют безусловную юридическую обязательность, однако, они не являются международно-правовыми, у них особая юридическая природа и источники. Из сказанного следует, что все нормы и принципы, регулирующие правовой статус персонала, могут быть разделены по характеру своих источников и принадлежат: 1) к нормам международного права, содержащимся в уставах ООН и ее специализированных учреждений, в специальных соглашениях, в актах организаций и других международно-правовых актах; 2) к нормам, имеющим внутригосударственный характер источников, содержащимся в актах тех или иных внутригосударственных органов страны пребывания, транзита, командировки, и т.п. 3) к нормам так называемого внутреннего права ООН, созданным и применяемым внутри организации; 4) к нормам, имеющим внутригосударственный характер источников, содержащимся в актах тех или иных внутригосударственных органов. Неоднородный характер правового регулирования статуса военнослужащих, принимающих участие в операциях ООН по поддержанию мира, отражает специфику правового положения таких военнослужащих как особой категории участников международных правоотношений. Эта специфика и обусловила определение источников норм о правовом статусе персонала и тем самым особенностей его регулирования в различных правовых сферах. В настоящее время активное участие граждан России в миротворческих усилиях мирового сообщества требует разработки “Статуса участника миротворческих операций”, отвечающего международным правовым нормам, который бы определял юридические права и обязанности и обеспечивал социальные гарантии всех участников этого процесса. Операции ООН по поддержанию мира. Региональные войны и вооруженные конфликты в целом ряде районов все больше угрожают миру и стабильности, приобретают характер затяжных и трудно урегулируемых. Ответственность за их предупреждение, локализацию и прекращение возложила на себя Организация Объединенных Наций. Что представляют собой операции Организации Объединенных Наций по поддержанию мира? В 1998 году операциям Организации Объединенных Наций по поддержанию мира исполнилось пятьдесят лет. Организация Объединенных Наций стала пионером в проведении операций по поддержанию мира, используя их как одно из средств поддержания международного мира и безопасности. В основном миротворцы Организации Объединенных Наций, которых часто называют «голубыми касками»,- это военнослужащие, предоставленные на добровольной основе правительствами их стран для того, чтобы, используя военную дисциплину и выучку, решать задачи восстановления и поддержания мира. В знак признания их заслуг в 1988 году миротворцы Организации Объединенных Наций были удостоены Нобелевской премии мира. Правительства государств все чаще обращаются к Организации Объединенных Наций с просьбой о помощи в урегулировании межэтнических и межнациональных конфликтов, вспыхивающих во многих районах мира после окончания «холодной воины». Если за первые сорок лет миротворческой деятельности Организации Объединенных Наций было учреждено 13 операций, то с 1988 года было развернуто 35 новых операций. В пиковый период, который пришелся на 1993 год, общая численность развернутого на местах военного и гражданского персонала Организации Объединенных Наций из 77 стран достигла более 80 000 человек. При организации сложных по своему характеру миссий, предусматривавших ведение работы одновременно в политической, военной и гуманитарной областях, использовался опыт, накопленный при проведении «традиционных» операций Организации Объединенных Наций по поддержанию мира, которые, как правило, нацелены на решение главным образом военных задач, таких, как наблюдение за прекращением огня, разъединение противоборствующих сил и создание буферных зон. В современных условиях наибольшую угрозу международному миру и безопасности, как на региональном уровне, так и в мировом масштабе представляют вооруженные конфликты, которые должны разрешаться в первую очередь политическими средствами и лишь, как крайняя мера - проведением операций по поддержанию мира. Однако необходимо отметить, что ни одна миротворческая акция не принесет желаемого результата, если не будет политической воли и желания противоборствующих сторон разрешить возникшие противоречия самим. Что же касается перспектив участия России в миротворческой деятельности, то о них красноречиво говорит тот факт, что если за первые 40 лет своего существования ООН было проведено 13 операций по поддержанию мира, то, начиная с 1988 года, было инициировано проведение 28 новых операций. Следует особо отметить организацию миротворческой деятельности со странами-участниками СНГ. Содружество как региональная организация, взявшая на себя функции обеспечения международного мира и безопасности, открывает новые горизонты развития миротворчества. Для вновь образованных государств, вышедших из бывшего СССР, миротворчество становится одной из основных форм политики урегулирования конфликтов на постсоветском пространстве. Нерешенные национальные, территориальные и другие проблемы, взаимные претензии, дезинтегрированные процессы привели к развитию известных событий в Приднепровье, Абхазии, Нагорном Карабахе Таджикистане, Северной Осетии. В этих сложных условиях именно обращение к опыту ООН и других международных и региональных организаций (таких как ОБСЕ) по разрешению межгосударственных и иных споров и конфликтов может послужить основой для формирования в странах СНГ (при активном участии России) собственной концепции миротворческой деятельности. Извлечет ли мир уроки из своего многовекового прошлого или подтвердит известный афоризм Гегеля: "Народы и правительства никогда ничему не научились из истории и не действовали согласно поучениям, которые можно было бы извлечь из нее"... По крайней мере, надо им в этом помочь.

Срана не имеющая статуса полноправного членства

Страны-наблюдатели в международных организациях

Раздел 1. Права и обязанности страны-наблюдателя.

Страна-наблюдатель – это страна, которая вступает в организацию с правами наблюдателя.

Права и обязанности страны-наблюдателя

Это те страны, которые не принимают участие в каком-либо заседании или приеме, а лишь наблюдают за исходом или решением ситуации или проблемы. Роль их колеблется, потому что странами-наблюдателями могут быть страны которые только намерены принимать участие, либо страны которые контролируют, что бы какой либо процесс прошел без ошибок и нарушений.

Страна-наблюдатель имеет некоторый интерес в деятельности международной организации, но по каким-то причинам не хочет или не может стать полноправным членом. Следовательно, они направляют своих представителей свидетелем дебатов и, возможно, участвовать в некоторых закулисных дискуссий мониторинг ситуации, чтобы они могли предотвратить организацию из действуют против своих интересов или даже влиять на него, чтобы действовать в своих интересах без получения полноправного членства.

Термин страны-наблюдателя наиболее часто используется, чтобы описать ООН, статус членства страны. Это, однако, может быть использовано в других международных организациях, как НАТО. В ООН, это означает, что страна не имеет статуса полноправного членства. Страна-наблюдатель либо не может достичь статуса полноправного членства из-за игнорирования международной политики и права (или другой каждом конкретном случае причины) или решили не по дипломатическим или политическим причинам. Одним из примеров этого является Святой Престол. Страна-наблюдатель почти всегда привержен и согласуется с наблюдением и соблюдением норм международного права и договоров.

Российские миротворцы участвуют в операциях ООН по поддержанию мира более 40 лет. За это время около 2 тыс. военных наблюдателей нашей страны прошли службу под голубым флагом ООН. Накоплен значительный опыт практической и теоретической работы в области миротворчества. Однако есть один вопрос, который в нашей военной и военно-дипломатической литературе в нынешнем веке не рассматривался. Дело касается командующих миротворческими контингентами ООН. Хотя в Военной доктрине РФ, пункт 56 (е), сказано: «…вовлечение представителей Вооруженных сил, других войск и органов в руководство миротворческими операциями, в процесс планирования и выполнения мероприятий по подготовке операций по поддержанию (восстановлению) мира…». Примечательно, что эти слова о миротворчестве размещены в конце Доктрины. При этом сегодня многие страны считают для себя за честь направить в миротворческую миссию своего командующего, в том числе и женщин. Ведь еще святой Августин сказал, что лучшими миротворцами являются женщины.


МИНИСТР ЗНАКОМ С МИРОТВОРЧЕСТВОМ

В конце прошлого года министр обороны генерал армии Сергей Шойгу потребовал усилить языковую подготовку российских миротворцев и предложил ввести в повседневную практику начальную языковую подготовку военнослужащих частей и подразделений, «обучающихся по миротворческой тематике». Необходимо добавить, что миротворец столько раз миротворец, сколько иностранных языков он знает.

В мае 2014 года была опубликована ссылка на правительственный доклад «Об участии РФ в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности за период апрель 2013 г. – март 2014 г.». В материале, в частности, подчеркивалось, что «Москва будет претендовать на получение руководящих постов в полевых миротворческих миссиях ООН». Сам доклад, впрочем, в широком доступе не появился.

В Военной доктрине и в концепции внешней политики также говорится о руководстве и об участии в миротворческих операциях ООН. Однако Россия, «сосредоточиваясь», занимает 77-е место по количеству поставляемых контингентов (из 120) и 9-е – по количеству военных наблюдателей ООН (всего 72 миротворца в девяти миссиях на конец февраля 2015 года). В апреле 2014 года Россия направила в ООН 112 миротворцев, а в феврале 2015 года – 72 человека (минус 40). По уровню взносов на финансирование операций Организации Объединенных Наций по поддержанию мира в 2013–2015 годах Россия занимает 8-е место (3,15%).

Отметим, что по количеству военных наблюдателей ООН в прошлом веке Россия была на 1-м месте.

РОЛЬ КОМАНДУЮЩЕГО

В миротворческих операциях ООН важнейшая роль отводится командующим миротворческими миссиями, которых назначает генеральный секретарь ООН с согласия Совета Безопасности.

Перед прибытием в район миссии командующий посещает штаб-квартиру ООН, получает инструктаж и напутствие. В настоящее время проводится 17 миротворческих миссий ООН под руководством Департамента операций по поддержанию мира (ДОПМ), который входит в состав Секретариата. В распоряжении миротворцев находятся: 56 самолетов, 12 кораблей, 144 вертолета, 34 742 автомашины, 30 госпиталей, 284 клиники. В полевых условиях находятся 104 496 человек (в том числе 1821 военный наблюдатель ООН). Бюджет – 7,83 млрд долл.

Военные руководители миссий ООН называются командующими (FC – Force Commander), иногда именуются глава миссии и командующий силами, но есть и другие названия:

– в ОНВУП руководитель миротворческой миссии называется по традиции «Начальник штаба» (35-й по счету). В его подчинении находится 155 военных наблюдателей из 24 стран. Наших наблюдателей в этой миссии – четыре человека, а в прошлом веке было 36. Эта старейшая миротворческая миссия со штабом в Иерусалиме действует с 1948 года;

– в Группе военных наблюдателей ООН в Индии и Пакистане (ГВНООНИП – UNMOGIP) руководитель называется старшим военным наблюдателем. В его подчинении находится всего 40 военных наблюдателей. Миссия действует с 1949 года;

– в Афганистане – это старший военный советник ООН (16 военных советников ООН и 2 полицейских);

– в Косово – руководитель группы связи (9 офицеров связи взаимодействия, 6 офицеров полицейских – Military Liaison Team).

Регулярно Совет Безопасности ООН проводит брифинги для командующих. Очередной брифинг был проведен 9 октября 2014 года, все генералы были в голубых беретах.

СИЛЫ ООН НА «ОСТРОВЕ АФРОДИТЫ»

Основное внимание в миротворческом сообществе в 2014 году было приковано к «острову Афродиты». 11 августа 2014 года в миротворческих силах ООН на Кипре (ВСООНК – UNFICYP) приступила к выполнению своих обязанностей новый командующий – генерал-майор Кристин Лунд (Норвегия). Она стала первой женщиной-командующим миротворческими силами ООН за последние 66 лет, сменив в этой должности китайского генерал-майора.

Кристин Лунд окончила командно-штабной колледж, военный университетский колледж, американский военный колледж, где стала магистром в области стратегических исследований. Звание генерала ей присвоено в 2009 году. Участвовала в миротворческих операциях в Ливане и Югославии. В 1991 году участвовала в операции «Буря в пустыне», находилась также в составе коалиционных сил в Афганистане.

Состав сил ООН на Кипре – 926 человек (860 военнослужащих и 66 полицейских). Они находятся здесь с 1964 года, недавно отметили полувековой юбилей.

Норвегия на конец февраля 2015 года направила в шесть миссий ООН 78 миротворцев (28 полицейских, 16 военных наблюдателей и 34 военнослужащих), заняв 75-е место по количеству поставляемых контингентов. Причем до августа 2014 года на Кипре норвежских миротворцев не было.

Новый командующий привела с собой одного норвежского офицера поддержки.

В последнем докладе от 9 января 2015 года генсек ООН отметил: «Новый командующий силами, приступивший к исполнению своих обязанностей в августе, сразу же наладил хорошие отношения с противостоящими силами, способствуя поддержанию непрерывного и транспарентного диалога».

Ветераны-миротворцы заметили одну особенность. Как правило, командующим миротворческой миссии назначается представитель воинского контингента, в ней участвующего. Однако в последнее время на Кипре и в Западной Сахаре командующими назначены представители государств, контингенты которых не проходили службу в составе миссии. Здесь чувствуется пробивная работа Секретариата ООН и МИДов указанных стран (Норвегия, Индонезия). Но ведь и в России есть женщины-генералы, которых можно было бы рекомендовать на руководство миротворческой миссией. Не смеют, что ли, командиры?

ГЕНЕРАЛ – ОН И В ООН ГЕНЕРАЛ

Как правило, командующие миротворческими миссиями меняются через два года. Страны, представившие командующих миротворческими силами: Бразилия (две миссии), Индонезия, Гана, Эфиопия (две миссии), Танзания, Камерун, Нигерия, Пакистан, Норвегия, Ирландия, Италия, Непал, Дания.

В 2014 году заменено восемь командующих, есть назначения и в начале 2015 года. Так, 28 января от Эфиопии назначен новый командующий в ЮНИСФА – Временные силы ООН по обеспечению безопасности в Абьее (Южный Судан), а в феврале на Голанских высотах в Сирии вступил в должность новый командующий от Непала. 25 февраля 2015 года назначен новый командующий в миротворческой миссии в Либерии, а 6 марта – в миссии в Мали назначен командующий из Дании.

Возраст командующих – старше 50 лет. Звание – генерал-майор, но есть и три генерал-лейтенанта (от Бразилии, Танзании и Эфиопии). Срок военной службы командующих – более 30 лет. Это люди заслуженные, образованные, многие имеют ученые степени, обучались за рубежом. Как правило, все участвовали в предыдущих миротворческих операциях. Бывали случаи, когда назначались и командующие от великих держав.

От Китая командующий был в Западной Сахаре и на Кипре.

Американские генералы до 1963 года назначались три раза в Орган ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия в Палестине (ОНВУП).

Французский генерал командовал миротворческой миссией в Ливане (2004).

СБ ООН регулярно приглашает командующих в штаб-квартиру ООН и заслушивает их доклады, а некоторых бывших командующих генсек ООН назначает представителями в политические миссии на гражданские должности. Например, генерал-лейтенант Бабакар Гайе (Сенегал), бывший военный советник ООН, назначен спецпредставителем и главой миссии в ЦАР. Он командовал миссией в Конго в течение пяти лет (2005–2010), в 1974–1975 годы служил в составе Чрезвычайных вооруженных сил (ЧВС-II) на Синайском полуострове.

Еще пять генералов заседают в Военно-штабном комитете (ВШК) СБ ООН, который называют «a sterile monument to the faded hopes of the founders of the UN» – стерильный памятник поблекшим надеждам основателям ООН (ВШК оттеснил Секретариат ООН).

В Департаменте операций по поддержанию мира (ДОПМ) имеется военный советник ООН. Как говорится, советники советуют. Эту должность занимает генерал-лейтенант Максуд Ахмед (Пакистан), служивший в миротворческой миссии в Конго в 2005–2006 годах. В его подчинении – 116 офицеров. Примечательно, что по количеству миротворцев Пакистан занимает 2-е место (8480 человек).

ТОРЖЕСТВЕННАЯ ЦЕРЕМОНИЯ

24 июля 2014 года произошла передача должности командующего миротворческой миссии в Ливане от одного итальянского генерала к другому. Новым руководителем миссии и командующим назначен генерал-майор Лучиано Портолано. Родился он в 1960 году на Сицилии, в 1981-м окончил военное училище. Командовал берсальерским батальоном и берсальерским полком, механизированной бригадой. Последняя должность – заместитель начштаба сухопутных войск.

Генерал Портолано служил в коалиционных силах в Афганистане, Ираке, Косово. Был военным наблюдателем в двух миротворческих миссиях на Ближнем Востоке в 1990–1992 годах, а в 2007–2010 годах – военным атташе в Великобритании. Образование – военное училище, высшие офицерские пехотные курсы, школа ВДВ, курсы по ведению боевых действий в горах, школа ОМП, высший штабной колледж и американский военно-штабной колледж. Владеет французским и английским языками. Имеет дюжину наград, включая две медали за миротворческие заслуги ООН.

Силы ООН в Ливане насчитывают 10 395 человек из 38 стран (из них итальянцев – 1112). Морская оперативная группа, единственная в ООН, насчитывает 800 человек. В Ливане миротворцы находятся с 1978 года. Кстати, тогда при голосовании в СБ ООН представители СССР и Чехословакии воздержались. Причина – несогласие с формулировкой: «помочь правительству Ливана в обеспечении восстановления его эффективной власти над этим районом». Сегодня же в группе военных наблюдателей в Ливане находятся четыре российских миротворца.

В заключение отметим, что источник, близкий к Генеральному штабу ВС РФ, сообщил: представители ООН не раз обращались к российскому руководству с предложением назначить российского генерала на руководящую должность в одну из миротворческих миссий. Очень образно сказал по этому поводу несколько лет назад наш коллега-миротворец Виктор Шелягин: «Горько признать, что еще ни одному россиянину не удавалось стать главным военным начальником миротворческого контингента под флагом ООН».

Причем помощник генерального секретаря ООН Дмитрий Титов отмечал: «Российских полицейских и военных миротворцев выгодно отличают языковая подготовка, профессионализм. Надо заметить, что они не только вносят свой вклад в работу ООН, но и получают значительный опыт от своих коллег из других стран. Это имеет особое значение для России, перед которой стоят масштабные задачи модернизации, создания силовых структур нового облика, как для самой страны, так и с прицелом на участие в рамках региональных организаций, таких как ОДКБ».

Остается надеяться, что миротворчество все же станет приоритетным национальным проектом.

Мы часто слышим это слово, но мало знаем о профессии миротворца непосредственно. Юрий Черный был военным наблюдателем ООН в республике Конго. Он поделился с корреспонденткой «Студвея» рассказом о трудностях и тонкостях профессии.

─ В чем заключается работа военного наблюдателя?

Основная задача – демонстрация присутствия ООН в регионе, мониторинг мирового соглашения в конкретном регионе и, как говорили, «уши и глаза», то есть постоянные отчеты, которые отправляются в ООН.

Работа военного наблюдателя – это 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Да, никто не сидит все это время у окна с биноклем, организовываются дежурства и патрулирования. Патрулирование радиуса в 30─40 километров, вроде, пустяковое дело. Но если это условия джунглей или полного отсутствия дорог и из какого-то далекого села поступают жалобы на действия боевиков, то мы садимся в две машины и едем в патруль. Такая дорога может занимать шесть часов в один конец.

─ Как происходит организация работы наблюдателей?

Наблюдатели объединяются в группы – team side. Для совместного патрулирования, работы в регионе. Они обязательно формируются из представителей разных стран. В Конго нас было пять.

Сверху назначается team leader, внутри team side распределяются роли. Наблюдателям выплачиваются денежные довольствия, но на месте свою жизнедеятельности они должны организовывать полностью самостоятельно.

Обязательно нанимается охранник из местных. Это делается для того, чтобы был человек, знающий окружение и способный предупредить об опасности и мог в случае необходимости договариваться с населением на местном диалекте. Еще есть переводчик, который ездит во все патрули и правильно представляет команду местным.

─ Как происходит подготовка наблюдателя?

ООН посылает заявку через Министерство иностранных дел в Министерство обороны о необходимости участия определенного количества наблюдателей в определенную миссию. Минобороны рассматривает заявку и рассылает разнарядку по воинским частям.

Чтобы стать военным наблюдателем, человек должен знать английский не ниже уровня 2222 (свободно говорить, писать, читать, слушать), уметь водить автомобиль колесной формы 4 на 4 (джипы) и знать необходимую профессиональную терминологию. В Украине наблюдателей готовят в специальном центре при Национальном университете обороны Украины.

─ На месте возникают трудности из-за разницы культур, мировоззрений?

Даже самый профессиональный человек не может быть готов ко всему. Как-то местный шеф деревни пришел к нам жаловаться. Он был в отъезде, и в это время прошел дождь с громом (в Конго это большая редкость). Молния попала в дерево, и шеф попросил шамана взять молнию для него и передать через заместителя. И вот представьте, к нам приходит человек и кричит: «Отдайте мне мою молнию!». Вроде бы смешно, но мы писали по этому случаю рапорт в Нью-Йорк. Ведь дело не в молнии, а в том, что это почва для конфликта между двумя самыми влиятельными людьми в деревне: шефом, заместителем и шаманом.

─ Что должен понимать человек, который хочет стать военным наблюдателем?

Каждый ребенок, когда видел, подбегал ко мне, тыкал пальцем и кричал: «Музондо». В переводе с суахили это «человек без кожи». Наблюдатель, который едет в Африку, должен побороть все негативные эмоции по поводу расизма, ведь расизм двухсторонний. Есть некоторые местные руководители, которые чувствуют себя богами, когда к ним приходит белый человек с просьбой.

Нельзя ничего обещать, кроме содействия в решении проблемных вопросов. Стоит подать доллар нищему, завтра тебя разорвут, если ты не дашь этот доллар. Если напишешь об этом в докладе, и ООН отреагирует, твоя помощь будет более глобальной.

─ Во время службы были моменты, когда становилось реально страшно?

Военные наблюдатели – это люди, у которых основной защитой является голубой берет, а основным оружием – язык. То есть все зависит от того, сможешь ли ты убедить людей, что ты здесь нужен и без тебя не справится.

Я сидел с человеком, спрашиваю: «Сколько тебе лет? – Одиннадцать. Я уже майор. – Как это начисляется? – По количеству людей, которых я убил». И тебе страшно – вдруг ты будешь тем, за кого он получит следующее воинское звание.

─ Как в Украине отмечают День миротворца ООН?

Мы собираемся в Киеве в Новодницком парке, на Аллее славы миротворцев. Общаемся, вспоминаем какие-то байки, делимся опытом мирной жизни. Не все участники миротворческих операций получили достойную оценку со стороны руководства, не все имеют статус участника боевых действий. А очень многие во время службы переболели такими заболеваниями, которые предполагают траты, но они не имеют никаких льгот со стороны государства.

Помилка в тексті? Виділи її, натисни Shift + Enter або клікни .



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама