THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы (о ней упоминает святой евангелист Лука), тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской - в одном из поместий Ирода. Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел. По кончине его церковь пришла в запустение и разрушилась.

В дни равноапостольного царя Константина Великого, когда христианская вера стала процветать, двум инокам, пришедшим в Иерусалим на поклонение святым местам, дважды явился сам святой Предтеча и открыл место нахождения своей честной главы. Иноки отрыли святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой. По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что он несет, горшечник спокойно продолжал путь, Но ему явился сам святой Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках.

Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу. Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре. С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере, близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 г. архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы. Это обретение стало праздноваться как второе. Святыня была перенесена в Емессу, а затем в Константинополь. Теперь на месте тех событий стоит часовня Обретения главы Иоанна Предтечи Елеонского Спасо-Преображенского монастыря.

Однако на этом испытания, связанные с этой реликвией, не закончились: во времена иконоборчества ее тайно вывезли из Константинополя и спрятали в Команах (близ Сухуми), где в 407 году скончался, возвращаясь из ссылки, святитель Иоанн Златоуст. И только после VII Вселенского Собора, восстановившего в 787 году православное почитание икон, главу святого Иоанна Крестителя возвратили (около 850 года) в византийскую столицу. Это событие церковь празднует как ее третье обретение.

Материал по теме

История честной главы Крестителя Господня– на ее счету было три обретения – очень не простая и, более того, до сих пор до конца не выясненная. Италия, Франция, Сирия, Греция, Армения: каждая из этих стран заявляет, что именно у них хранится подлинная глава Иоанна Предтечи. Рассказать, какие аргументы ученый мир приводит пользу той или иной святыни, мы попросили Тимофея Китниса, историка и руководителя Паломнического центра апостола Фомы в Европе.

После усекновения главы Иоанна Предтечи, тело его забрали ученики и похоронили в самарийском городе Севастия, а честная глава была выброшена Иродиадой на свалку. Однако жена царского домоправителя Хузы тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и захоронила на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода .

Первое обретение честной главы произошло в IV веке, когда эта земля уже принадлежала благочестивому вельможе Иннокентию , который решил построить на ней церковь.

В дальнейшем, после ряда событий, глава Иоанна Предтечи оказалась закопанной в пещере около города Емесса. В 452 году произошло ее Второе обретение, когда ее нашел архимандрит местного монастыря Маркелл .

Третье обретение честной главы произошло около 850 года. Во время набегов сарацин святыня была перенесена из Емессы в Команы, где в годы иконоборчества ее закопали в землю.

После того, как ересь иконоборчества была побеждена, патриарху Игнатию было явлено во сне место, в котором находилась честная глава. Патриарх сообщил об этом императору, который послал посольство в Команы, в результате чего произошло Третье обретение главы святого Иоанна Предтечи. После этого святыня была перенесена в Константинополь, где ее положили в придворной церкви.

Память в честь третьего обретения главы Иоанна Предотечи совершается Церковью 7 июня (25 мая по старому стилю).

Третье обретение главы Иоанна Предотечи. История праздника

Существуют предания о трех обретениях главы Иоанна Предотечи , в честь каждого установлено отдельное празднование. Первое обретение состоялось в IV веке, второе - в V веке, а третье - в IX веке. Последующая история святыни остается неясной. Приверженцы ислама (Иоанн Предотеча почитается у них как пророк Яхья ибн Закарийя) считают, что глава Иоанна Крестителя находится в мечети Омейядов в Дамаске, а католики уверены, что честная глава пророка хранится в церкви Сан-Сильвестро-ин-Капите. Кроме этого, есть упоминания о передней части черепа, которая была привезена из четвертого крестового похода и хранится в соборе Амьена.

Иоанн Предотеча был ближайшим предшественником Исуса Христа, он предсказал пришествие Спасителя. Иоанн вел аскетическую жизнь в пустыне, а после вышел проповедовать покаяние для иудеев, крестил в водах Иорданских Исуса Христа, затем был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и ее дочери Саломеи. Иродиада была женой Филиппа, брата царя Ирода, но была отнята у него тетрархом Галилеи Иродом Антипой, за что Иоанн обличал последнего. Ирод Антипа заключил Иоанна в тюрьму, но казнить его не решался (Мф. 14:3-5, Мк. 6:17-20). Дочь Иродиады, Саломея, в день рождения Ирода Антипы плясала, что понравилось Ироду и гостям. В качестве награды Ирод пообещал ей исполнить любую ее просьбу. Она же, наученная своею матерью, попросила главу Иоанна Крестителя. «Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей» (Мк. 6:26). В темницу Иоанну отсекли главу и принесли на блюде Саломее, а та отдала ее своей матери. Тело Иоанна Предотечи было погребено его учениками, а о смерти сообщили Исусу (Мф. 14:6-12, Мк. 6:21-29).

Третье обретение главы Иоанна Предотечи состоялось после окончания периода иконоборчества. Из Константинополя главу Иоанна Крестителя во время волнений, связанных со ссылкой Иоанна Златоуста, перенесли в город Емессу, а затем в начале IX века в Команы, где прятали в период иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания на Константинопольском соборе в 842 году, по преданию, патриарх Игнатий (ок. 797 - 877 гг.) во время ночной молитвы получил указание о местонахождении святыни. По приказанию византийского императора Михаила III (840-867 гг.) в Команы было направлено посольство, которое около 850 года обрело главу Иоанна Предотечи в указанном патриархом месте. После этого глава была перенесена в Константинополь и положена в придворной церкви. Преподобному Феодору Студиту (759-826 гг.) приписывается речь на обретение главы Иоанна Предотечи, в которой описывается история ее третьего обретения. В небольшом гроте на месте третьего обретения главы имеется образ Иоанна Предотечи, почитаемый как нерукотворный.

Третье обретение главы Иоанна Предотечи. Тропарь и кондак празднику

Тропарь, глас 4

Ћ ко бжcтвеное сокр0вище сокровeно в8 земли2, х©ъ tкрhлъ eсть нaмъ главY твою2 прbрче и3 п®тче. вси ќбо сошeд8шесz в8 тоS о3брётеніе, пёсньми бGоглaсными сп7са воспоeмъ, спасaющаго нaсъ tтлS, мlтвами твои1ми.

Яко божественно сокровище сокровеное в земли, Христос открыл есть главу твою нам пророче и Предотече. Вси убо сошедшеся в тоя обретение, песньми богогласными Спаса воспоем, спасающего наш живот молитвами твоими.

Кондак, глас 2

П ррbче б9іи, и3 п®тче бlгодaти. главY твою2 ћко дaръ свzщeннэйшіи, t землS и3зъо3брётшеи, и3сцэлeніz всегдA пріeмлемъ. и4бо пaки ћкоже прeжде, в8 ми1рэ проповёдуеши покаsніе.

Пророче Божии, Предотече благодати, главу твою яко дар освящен на земли обретшии, исцеления всегда приемлем. Ибо паки яко же первее, в мире проповедует покаяние.

Третье обретение главы Иоанна Предотечи. Иконы

Благодаря троекратному обретению сложилась богатая и разнообразная иконография событий. Первой сформировалась иконография третьего обретения главы Иоанна Предотечи, которая существует в нескольких вариантах, изображающих разные моменты обретения: два мирянина выкапывают святыню из черной пещеры, процессия перенесения святыни во главе с императором и кадящим патриархом со свитой, богослужение над честной главой. В IX веке на основе третьего обретения складывается иконография первого и второго обретений: два монаха выкапывают кирками из пещеры главу (либо один из них, опустившись на колени, берет чашу с главой), либо глава лежит на земле, вокруг три человека в длинных монашеских одеждах держат зажженные свечи и благоговейно взирают на главу. В эпоху позднего средневековья в кратких циклах Жития Иоанна Предотечи обычно использовались собирательные образы обретений: единственное клеймо с изображением обретения, показывающее, как два монаха выкапывают главу из пещеры.

В русской иконописи позднего средневековья сложилась самостоятельная традиция изображения обретений главы Иоанна Предотечи. Выделяются ряд памятников второй половины XVI века, в частности, ярославская икона «Св. Иоанн Предотеча Ангел пустыни, с житием в 20 клеймах» из ярославской Никольской церкви (Николы Надеина) (1551, ЯМЗ), в которых история обретения разделена на три эпизода: в первом клейме в пещере спят монахи, к ним склоняется Иоанн Предотеча, сообщая о местонахождении святыни; во втором клейме два монаха выкапывают честную главу с помощью заступов; в третьем эпизоде снова изображены один или двое спящих, а под ними в пещере - глава Иоанна Предотечи, окруженная нимбом, над спящими склоняется Иоанн Предотеча.

ОБРЕТЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Смерть Иоанна Крестителя

Иоанн Предтеча закончил свою жизнь мученическою смертью.

Вскоре после крещения Господня, Иоанн был посажен галилейским царем Иродом Антипой в темницу (Ирод Антипа, был сыном того Ирода Великого, который убил 14 000 вифлеемских младенцев).

Иоанн обличал царя Ирода в том, что он, при жизни брата своего Филиппа, женился на его жене Иродиаде, грубо нарушив еврейский обычай. Иродиада озлобилась за это на Иоанна и просила Ирода, чтобы он убил его. Но Ирод не соглашался на это, потому что считал Иоанна за великого пророка и боялся народа, но в угоду ей, посадил его в темницу. Иродиада же не удовольствовалась этим, тем более, что сам Ирод с удовольствием слушал наставления Иоанна и во многом поступал по словам его.

В темнице Иоанн Предтеча провел около года. В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломия, дочь нечестивой Иродиады, своей нескромной пляской во время пира до того угодила Ироду и возлежащим с ним гостям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего ни попросит она, даже до половины своего царства. Саломия, наученная матерью, просила дать ей на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод опечалился, но ему не хотелось при гостях изменить своему слову, и он послал воина в темницу отсечь голову Иоанну.

В оин, выполнив приказание царя, принес на блюде голову Иоанна Крестителя и отдал Саломии, а Саломия отнесла матери своей Иродиаде.


После усекновения главы Иоанна тело его тайно было погребено учениками его в городе Севастии — городе Самарийском, а глава тайно сокрыта во дворце Ирода Иродиадой, боявшейся, что при соединении главы с телом, Иоанн может воскреснуть и снова обличить ее.


По преданию, голова продолжала обличать Ирода и Иродиаду. Неистовая Иродиада исколола язык пророка булавкой и закопала голову в нечистом месте. Но Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, ставшая потом одной из мироносиц, тайно откопала святую главу, положила в сосуд и погребла ее на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода.

Церковь празднует троекратное обретение главы святого Иоанна Предтечи и Крестителя Христова. Первое обретение совершилось в IV веке, второе - в V веке, а третье - в IX веке.

Первое обретение главы Иоанна Предтечи

В IV веке Иродово поместье купил богатый христианин Иннокентий и стал строить на горе храм. Копая ров для основания, он откопал в земле сосуд с головой Иоанна Крестителя. От главы той произошли чудесные исцеления. Так произошло первое обретение честной главы святого пророка Иоанна Крестителя .

Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением. Но перед своей смертью он, боясь, чтобы святыня вновь не была поругана, сокрыл ее в том же месте, где обрел. Со временем храм Иннокентия пришел в запустение и разрушился.

Спустя много лет, во дни царствования равноапостольного царя Константина Великого, когда вера христианская воцарилась в мире и благочестивые христиане отовсюду стали ходить ко святым местам на поклонение, двое иноков пришли в Иерусалим на поклонение Животворящему Кресту и Гробу Господню. Иоанн Предтеча явился им во сне, каждому в отдельности, и сказал: "Идите во дворец Ирода, там вы найдете мою главу, упокоившуюся в земле". На утро они отправились на Елеонскую гору и обрели в указанном месте святые мощи Иоанна Предтечи. Возблагодарив Бога, монахи положили главу в мешок и отправились домой.

По дороге им встретился бедный горшечник из сирийского города Эмессы, вынужденный из-за нищеты отправиться на поиски работы в соседнюю страну. Иноки, найдя себе попутчика, по нерадению или по лености, вверили ему нести мешок со святыней. А тот и нес себе, пока явившийся ему св. Иоанн Предтеча не повелел оставить нерадивых иноков и бежать от них вместе с вверенным ему самим Провидением мешком. Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу. Он всю жизнь почитал святую главу Иоанна Предтечи, ежедневно кадил пред ней фимиамом, возжигал светильники, молился. Господь, ради главы Иоанна Крестителя, благословил дом гончара всяким довольством. Гончар же всю свою жизнь прожил, помня чем и Кому обязан, не гордился и обильно раздавал милостыню.

Когда приблизилось время его кончины, он, по повелению самого Крестителя Христова, положил святую главу в сосуд для воды, а сосуд этот заключил в ковчег и, запечатав, передал своей сестре. При этом он подробно рассказал ей, как он ради этой честной главы избавился от крайней бедности и стал богатым человеком. Он завещал своей сестре, чтобы она всегда благоговейно и честно хранила эту святую главу и никогда не открывала ковчега до тех пор, пока сам святой Иоанн не благоизволит на это. Перед своей смертью она должна была передать это сокровище какому-либо богобоязненному и добродетельному человеку. С тех пор честная глава была преемственно хранима христианами.

Спустя много лет , обладателем честной главы стал живший недалеко от Эмессы священник Евстафий, зараженный арианством (христианской ересью IV - VI вв). Приходившие к нему больные люди получали исцеление от чудесной благодати, исходившей от главы Иоанна Предтечи, которую он держал втайне. Но Евстафий стал, подобно вору, приписывать себе и своей ереси эту благодать, стараясь скрыть от людей истинную причину чудесных исцелений, и через это многих совратил в свою ересь. Вскоре кощунство его было раскрыто, и Евстафий был изгнан из Эмессы. Закопав святыню в пещере близ Эмессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь.

Настоятелю этого монастыря Маркеллы в 452 году в сновидении явился сам Иоанн и указал место сокрытия своей главы. Она была перенесена в Константинополь. Так произошло второе обретение честной главы святого пророка Иоанна Крестителя . Тогда и был установлен праздник в этот день.

Третье обретение главы Иоанна Предтечи

Но и в Константинополе глава находилась недолго. Наступили времена иконоборчества. Во время гонения на святые иконы в VIII веке, глава Предтечи перенесена была из Константинополя в Команы (близ Сухуми) — место ссылки и смерти Иоанна Златоуста — и там спрятана в тайном месте.

Именно в Каманах, близ Сухуми, состоялось третье обретение честной главы Предтечи. В царствование Михаила, около 850 года, патриарху Константинопольскому Игнатию во время ночной молитвы в видение было указано место, где находится голова пророка. Император отправил в Команы посольство и в указанном патриархом месте в третий раз нашли святыню. Позже, в 857 году, главу перенесли в Константинополь и положили в придворной церкви.

Глава Предтечи, вторично перенесенная в Царьград, сначала была положена в царских палатах, а потом часть ее хранилась в Студийском Предтеченском монастыре. В этой обители верх главы видел паломник Антоний в 1200 году. Другая часть главы была в Петре в монастыре Продром, крестоносцами она перенесена в Амьен во Франции, часть ее перенесена в Рим и находится в церкви папы Сильвестра. Другие части находятся в Афонском монастыре Дионисия и Угровлахийском монастыре Калуи.


Неоднократно святой Иоанн являлся людям благочестивым, чтобы указать место погребения своей честной главы. Ясно, что воля Божия в том, чтобы мы почитали мощи святых угодников. Через них Господь ниспосылает людям Свои великие и богатые милости.

Сам Бог благоволит почтить и прославить мощи святых многими и разными чудесами и знамениями. Примеры этого мы встречаем и в Священном Писании, и в истории христианской Церкви. В Ветхом Завете описан случай, когда из-за набега врагов, покойника, которого несли хоронить, бросили в пещеру, где был похоронен пророк Елисей. Как только мертвый коснулся костей пророка, так сразу ожил (4 Цар. 13, 20-21). В истории Церкви известно такое количество чудес, совершившихся от мощей святых угодников Божиих, что перечислить невозможно. Обычно, даже само открытие мощей какого-либо святого всегда совершается по особенному откровению Божию и сопровождается чудесами и знамениями.

Второе основание для почитания мощей состоит в том, что, как сказал святой Иоанн Дамаскин, «мощи святых даруются нам от Владыки Христа, как спасительные источники, которые источают многоразличные благодеяния».

Частицы мощей Иоанна Предтечи находятся в Храме Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове (м.«Петровско-Разумовская», Дмитровское шоссе,170) и в Храме святителя Николая в Пыжах (м.«Третьяковская», ул. Б. Ордынка,27а/8).

Чтимая икона Иоанна Предтечи «Ангел Пустыни» и Храмовая икона ""Рождество Иоанна Предтечи"" находятся в Храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне (м.«Краснопресненская», М. Предтеченский пер.,2).

Местночтимая икона Иоанна Предтечи находится в Храме преподобного Сергия Радонежского в Бусинове (м.«Петровско-Разумовская», Ижорская ул.,1).

Древняя чудотворная икона и частицы мощей святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна находится в Иоанно-Предтеченском женском монастыре (м.«Китай-город»,М. Ивановский пер.,2).

Церковное почитание святого Пророка Иоанна знает его благодатную помощь и силу избавлять от головных болезней. Иоанн Предтеча исцеляет не только головную боль или более тяжелые заболевания головы по молитве к нему, но он помогает покаяться, т.е. помогает изменить образ мыслей, все сознание человека устремить ко Христу, и уже в свете Христовой Истины осмыслить свою жизнь.

Тропарь Иоанну Предтече (Третье обретение главы), глас 4:
Я́ко Боже́ственное сокро́вище сокрове́нное в земли́,/ Христо́с откры́ главу́ твою́ нам, проро́че и Предте́че./ Вси у́бо соше́дшеся в сея́ обре́тение,/ пе́сньми богоглаго́ливыми Спа́са воспои́м,// спаса́юща нас от тле́ния моли́твами твои́ми.

Кондак Иоанну Предтече (Третье обретение главы), глас 6:
Светоявле́нный и Боже́ственный в ми́ре столп,/ со́лнца свети́льник,/ Предте́ча, главу́ светоно́сную и Боже́ственную свою́ показа́вый в конце́х,/ освяща́ет той ве́рно покланя́ющихся и взыва́ющих:// Христо́в прему́дрый Крести́телю, спаси́ всех нас.

Молитва Предтече и Крестителю Господню Иоанну:
Крести́телю Христо́в, пропове́дниче покая́ния, ка́ющагося не пре́зри мене́, но совокупля́яся с во́и Небе́сными, моли́ся ко Влады́це за мене́, недосто́йнаго, уны́лаго, немощна́го и печа́льнаго, во мно́гия бе́ды впа́дшаго, утружде́ннаго бу́рными по́мыслы ума́ моего́. Аз бо есмь верте́п злых дел, отню́дь не име́яй конца́ грехо́вному обы́чаю, пригвожде́н бо есть ум мой земны́м веще́м. Что сотворю́? Не вем. И к кому́ прибе́гну, да спасе́на бу́дет ду́ша моя́? То́кмо к тебе́, святы́й Иоа́нне, благода́ти тезоимени́те, я́ко тя пред Го́сподем по Богоро́дице вем бо́льша бы́ти рожде́нных всех, ты бо сподо́бился еси́ косну́тися верху́ Царя́ Христа́, взе́млющаго грехи́ ми́ра, А́гнца Бо́жия. Его́же моли́ за гре́шную мою́ ду́шу, да поне́ отны́не, в пе́рвый на́десять час, понесу́ тяготу́ благу́ю и прииму́ мзду с после́дними. Ей, Крести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, кра́йний Проро́че, пе́рвый во благода́ти му́чениче, по́стников и пусты́нников наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в! Тя молю́, к тебе́ прибега́ю: не отри́ни мене́ от твоего́ заступле́ния, но возста́ви мя, низве́рженнаго мно́гими грехи́. Обнови́ ду́шу мою́ покая́нием, я́ко вторы́м креще́нием, поне́же обоего́ нача́льник еси́: креще́нием омыва́яй прароди́тельный грех, покая́нием же очища́яй коего́ждо де́ло скве́рно. Очи́сти мя, греха́ми оскверне́ннаго, и пону́ди вни́ти, а́може ничто́же скве́рно вхо́дит, в Ца́рствие Небе́сное. А ми́нь.

Молитва 2-я Предтече и Крестителю Господню Иоанну:
Крести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, кра́йний проро́че, пе́рвый му́чениче, по́стников и пусты́нников наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в! Тя молю́, и тебе́ прибега́ю не отри́ни мене́ от твоего́ заступле́ния, не оста́ви мя па́дшего мно́гими грехи́; обнови́ ду́шу мою́ покая́нием, я́ко вторы́м креще́нием; очи́сти мя, грехи́ оскверне́ннаго, и пону́ди вни́ти, а́може ничто́же скве́рно вхо́дит, в Ца́рствие Небе́сное. А ми́нь.

Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (из цикла Мульткалендарь)



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама