THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

«Взгляните на карту Южной Африки, там, в самом центре Британских владений, словно косточка в персике, на огромном пространстве обозначены две республики. Громадная территория, населенная горсткой людей. Как они там оказались? Кто эти представители Тевтонского племени, так глубоко внедрившиеся в тело Африки? Это старая история, но ее придется напомнить, хотя бы в общих чертах.

Никто не узнает и не оценит Бура по достоинству, игнорируя его прошлое, ведь он создан этим прошлым.»

Распространенное мнение о том, что буры (африканеры, африкандеры) являются потомками только голландских колонистов нельзя признать верным.

Да, конечно основой для нового народа стали голландцы. Но уже в составе первой группы колонистов, на южноафриканский берег ступили 10 немецких солдат. Со следующим кораблем прибыло еще 10. И процесс этот непрестанно продолжался.

Многие из немецких солдат по окончании контракта оставались в Африке в качестве тех же самых колонистов. Так или иначе, по статистике Э. Морица, число немцев, в общей массе колонистов, с 1657 по 1698 год составляло примерно одну треть.

Согласитесь, не так уж мало для ограниченного сообщества людей, сплоченного общими целями и задачами, самой главной из которых было стремление выжить.

В конце XVII века Южная Африка пережила приток новой волны поселенцев – эмигрантов из стран Западной Европы. В это время в европейских странах католики повсеместно усилили свои гонения на христиан-протестантов. Физическое уничтожение грозило многим немцам, шотландцам, французам. Для французских гугеннотов, после отмены Людовиком XIV Нантского Эдикта, просто не оставалось иного выбора кроме эмиграции.

«Три сотни гугенотских эмигрантов - лучшая кровь Франции, словно пригоршня отборных семян, внесли утонченность и духовность в твердый Тевтонский характер.

Пристально всматриваясь в историю норманнов и гугенотов, мы видим, словно Божественная рука неутомимо черпает из их кладовых и орошает иные нации этими великолепными зернами. Франция не основала других стран, как ее великая соперница, но она обогатила каждую из них лучшим, отборнейшим, что у нее было. Rouxs, Du Toits, Jouberts, Du Plessis, Villiers и множество других французских имен можно запросто встретить в Южной Африке».
(А.К. Дойль. «Великая Бурская Война» Гл. 1. Перевод О.Я. Тодера)

Таким образом, в формировании бурского народа как этноса принимали участие представители сразу нескольких европейских наций.

При этом следует отметить, что до Южной Африки добирались в первую очередь самые стойкие, мужественные и активные из них. Это были, так называемые, пассионарии, движимые скорее внутренними убеждениями, чем жаждой материальной поживы или бегством от нищеты. Они предпочли скитания, лишения, риск, лишь бы не отказываться от своих нравственных и религиозных приоритетов.

Само по себе это уже говорит о многом. Могли ли такие выдающиеся личности бесследно раствориться среди приютившего их, еще только нарождающегося народа? Конечно же, нет! С их активной жизненной позицией это было просто не возможно.

Каждый из новых поселенцев привносил, в еще малочисленное сообщество, не только элементы культуры и обычаи своей бывшей родины, но и некоторые (как правило, лучшие) морально психологические особенности своей нации.

«Возьмите Голландцев, народ, пятьдесят лет противостоявший Испании - госпоже мира и добавьте черты несгибаемых французских гугенотов, бросивших домашний очаг и свое достояние, навсегда покинувших страну после отмены Нантского Эдикта. Очевидным результатом такого смешения будет самая стойкая, мужественная, непокорная раса, когда-либо существовавшая на Земле.

Воспитывайте семь поколений этих людей в постоянной борьбе с аборигенами и дикими животными, в обстоятельствах, не дающих шанса выжить слабому.

Обучите их мастерскому обращению с ружьем и лошадью, а затем дайте страну, в высшей степени подходящую для охотников, метких стрелков и искусных наездников.

Наконец, закалите железный характер и воинские качества в огне суровой Ветхозаветной религии и все сжигающего патриотизма.

Соедините эти качества и импульсы в одном человеке, и вы получите современного Бура - самого серьезного противника, с которым когда-либо сталкивалась Британская Империя.»
(А.К. Дойл. «Великая Бурская Война» Гл. 1. Перевод О.Я. Тодера)

Попытки так называемой, «не насильственной ассимиляции» (требование говорить только на голландском языке, диктат Голландской реформатской церкви и пр.), политику которой проводила Голландская Ост-Индская Компания, не увенчалась успехом.

Колонисты не только не утратили своей самобытности и исторических корней, а предпочли «изобрести» собственный язык, создать свой жизненный уклад, выработать новые традиции и, в действительности создать свой собственный новый народ. К слову, этот народ, очень быстро «устал» от давления и диктата Компании. Свидетельством этому является длинная череда выступлений и открытых проявлений недовольства каапстадских жителей.

Могло ли постоянно увеличивающееся сообщество деятельных, волевых и решительных людей долго находится в тесных рамках ограниченного пространства колониального поселения?

Конечно же, нет. Энергия, бурлившая в маленьком «котелке» Каапа, должна была выплеснуться и, либо найти себе достойное применение во «внешнем мире», либо просто вдребезги разнести саму колонию изнутри.

И применение избыточным жизненным силам было найдено. Началось активное расширение колонии. Естественно в ущерб местному туземному населению. Происходило это также вопреки требованиям Компании, наложившей строжайший запрет на конфликты с местным населением.

В пренебрежении этими требованиями проявилась еще одна национальная черта африкандеров - «демократическое» своеволие и абсолютное нежелание подчиняться вообще кому-либо, кроме своих выборных предводителей. Уже с 1659 года столкновения с коренными африканцами приобрели характер постоянных и всегда кровавых. То что, не удалось португальцам, удалось бурам. Африканские племена вынуждены были отступать в глубь материка.

Упорство, энергичность и безграничная уверенность в собственных силах, подкрепляемые мощным идеологическим зарядом одной из самых пуританских и бескомпромиссных религий мира, сделали свое дело.

Маленький колониальный городишко превратился в столицу обширных территориальных владений, превосходящих по масштабам многие европейские государства. Возникали новые поселения. Отвоеванные земли давали богатые урожаи. На фермах, множились стада скота. Посаженная виноградная лоза стала давать первые урожаи винограда лучших винных сортов Франции. Колония стремительно богатела и продолжала бурно развиваться. (БУРНО!!! От слова бур?!).

В 1652 году, по разным оценкам, в Каапстаде постоянно проживало от 52 до 90 человек, а уже в 1795 колония насчитывала более 35000 жителей.

Им всего было вдоволь. В силу исключительности географического и экономического положения молодая нация была вполне самодостаточной и независимой.

Административное влияние Компании практически утратило свое значение, а реальная власть находилась в руках местных органов самоуправления избираемых жителями из числа самых достойных граждан. Фактически Капская колония стала Республикой, хотя и под номинальным протекторатом Нидерландов.

С этого момента начинается новый этап исторического пути бурского народа. Великое противостояние с грозным противником - Великой Британской Империей. В многолетней, заведомо неравной борьбе с которой проявилась квинтэссенция всех качеств национального характера буров.

«Наша военная история большей частью сводится к войнам с Францией, но Наполеон со всеми своими ветеранами никогда не задавал нам такую трепку, как эти твердолобые фермеры с их ветхозаветной теологией и эффективными современными ружьями».
(А.К. Дойл. «Великая Бурская Война» Гл. 1. Перевод О.Я. Тодера)

Так уж устроен мир, что всегда найдется «претендент» на то, что создано и обустроено другими. Особенно на такой лакомый кусок, которым во всех отношениях стала южноафриканская колония уже в 18 столетии.

Владычица морей – Британия, практически не имевшая в те времена серьезных конкурентов, свою первую попытку аннексировать Каапстад предприняла еще в 1795 году.

Первый период британского правления продлился семь лет и закончился в 1802 году, в основном благодаря противодействию местных жителей, а не помощи Голландии.

Действия Британии иначе как оккупация не назовешь, так как английские «поселенцы» в тот момент были представлены только войсками и военной администрацией, а о мирных колонистах не было и речи.

Временная утрата господства на южной оконечности Африки в 1802 году и переход колонии под протекторат Нидерландов ни в коей мере не умерил аппетит Британской Империи и не изменил ее намерений.

В 1806 году англичане вновь захватили Каапстад и теперь уже надолго. На этот раз британцы действовали более основательно. Кроме военных мер, они использовали свою финансовую мощь и внешнеполитические рычаги. Самое интересное то, что политическая судьба Южной Африки решалась за много тысяч миль от нее, в Европе. По решению Венского Конгресса 1814 года, явившегося финальным аккордом двух десятилетий Наполеоновских войн (!), владение Капской колонией закреплялось (!) за Великобританией. В том же году, Империя заплатила голландскому (!) губернатору астрономическую по тем временам сумму в 6 миллионов фунтов, за земли колонии и «за некоторые другие земли…»

Обилием восклицательных знаков я хочу заострить внимание на тех фактах, которые в дальнейшем служили для англичан главными аргументами их правоты в утверждении их имперских амбиций.

«Во всей нашей коллекции владений, возможно, нет другого, право собственности, на которое было бы бесспорнее. Мы получили его по праву завоевателя и по праву покупателя. В 1806 году наши войска высадились, победили местные силы самообороны и захватили Кейптаун. В 1814 году мы заплатили огромную сумму в шесть миллионов фунтов губернатору за уступку этой и некоторых других Южно-Африканских земель.»
(А.К. Дойл. «Великая Бурская Война» Гл. 1. Перевод О.Я. Тодера)

Заметим, что сами буры, занятые жестокой борьбой с коренными африканцами и освоением земель Южной Африки, не участвовали в выше упомянутых Наполеоновских войнах. Их представителей не было на Венском Конгрессе, где сильные мира сего решали судьбу их молодого народа. Они не получили дивидендов от «торговой» сделки Голландии и Англии, в результате которой их просто «продали»! Африкандеров, вообще, никто ни о чем не спрашивал!

Справедливости ради следует сказать, что самих буров мало интересовали как внешнеполитические коллизии, так и местные административные изменения. Они продолжали жить своей собственной жизнью, отвоевывать у местных племен новые территории, строить фермы и основывать новые поселения.

Более того, Капская колония перешла во владение Англии почти безболезненно. Благодаря тому, что африкандерам до этой «возни» не было никакого дела. Но так было только до тех пор, пока пришельцы не стали активно вмешиваться в их жизненный уклад, нарушая уже установившийся порядок своими административными новшествами.

Все, что имело хотя бы малейший намек на посторонний диктат или не соответствовало взглядам и мироощущению бура, вызывало в его душе абсолютное неприятие, отторжение и как результат приводило к упорному сопротивлению.

Одно из самых значимых качеств буров, привитое пуританской моралью и аскетизмом их религии - терпение. Благодаря ему, противостояние африкандеров и «новых владельцев» Капа долгое время носило вполне мирный характер. Тем более, что, кроме противоречий, имелись общие для всех колонистов, проблемы. Их решение требовало совместных усилий всего белого населения колонии. Независимо от национальности или собственных воззрений.

Племена коса – непримиримые враги первых южноафриканских колонистов. Начиная с 1779 года, между поселенцами и коса (не считая множества мелких кровопролитных стычек) произошло девять ожесточенных полномасштабных войн позднее названных Кафрскими.

Неизбежно возрастающее число потерь с обеих сторон, взаимная жестокость и полная противоположность экономических интересов не давали даже малейших шансов к примирению.

В этот период английские войска действовали совместно с бурами плечом к плечу. Какое либо притеснение африкандеров противоречило интересам Британии. Кроме военной поддержки, снабжение английских солдат провиантом целиком зависело от буров и их фермерских хозяйств.

Начиная с 1818 года положение резко изменилось. Великим вождем зулусов стал знаменитый Чака, создатель Империи Зулусов. С этого момента племена коса были вынуждены воевать на два фронта. На юге с капскими колонистами, на севере с могучими зулусами.

В результате давления с двух сторон, племена коса были ослаблены и вытеснены в пустынные районы Западного побережья, где были вынуждены заботиться больше о собственном выживании, нежели о новых военных походах. В войнах белых и черных жителей Африки наступило временное затишье. Зулусы же, до границ Капской колонии в этот раз просто не дошли. Война с ними была далеко впереди.

В этот же период произошло еще одно важное событие, которое имело для Южной Африки далеко идущие последствия. В течение 1820 года в Капскую колонию прибыло свыше 5000 английских переселенцев. В их лице Британская Империя, наконец-то, приобрела долгожданную опору лояльно настроенного гражданского населения.

С учетом того, что англичане просто физически были вынуждены селиться в Кейптауне и его ближайших окрестностях, в короткие сроки здесь возникла компактная и сплоченная английская диаспора. Буры же, в своем большинстве, были разобщены.

Разбросанные по отдаленным фермам, буры не интересовались политикой, мало заботились состоянием дел в городе, да и новости то, получали с большим опозданием. В основном при посещении церкви или же и вовсе случайно. Их мир был прост и весьма ограничен. На первом месте Церковь и Семья, а затем хозяйство, скот, охота и война. Их развлечениями были только воскресные танцы и редкие посещения соседей. Вся жизнь буров была подчинена законам суровой пуританской морали и повсеместного аскетизма.

Тем временем из Метрополии прибывали все новые и новые поселенцы. Пропорциональное соотношение англичан и буров в сердце Капской колонии, в ее административном экономическом и военном центре, очень быстро стало складываться в пользу сынов Туманного Альбиона.

Большинство новоприбывших, также являлось пассионариями, обладающими высокой жизненной активностью, хваткой и др. выдающимися чертами своей нации. Даже средний уровень образованности, английских колонистов девятнадцатого столетия, безусловно, был выше, чем у буров, для большинства из которых, обучение заключалось только в изучении грамоты, но не по учебникам, а по Библии. В то время, лишь единицы из них получали образование европейского уровня. Причин было много, но рассматривать их здесь мы не будем. Главное другое.

Расторопные, образованные и деловитые англичане, пользуясь всесторонней поддержкой колониальных властей, естественно более лояльных к своим соотечественникам, нежели к бурам, быстро заняли главенствующее положение в жизни Кейптауна. Тем более, что буры особо и не протестовали. Суровые дети Африканского Юга не чувствовали подвоха и не опасались за свой жизненный уклад. И как оказалось совершенно напрасно.

Укрепив свои позиции и опираясь на проанглийское большинство столицы, Британия начала «устраивать» жизнь Колонии по собственному усмотрению.

В судах было предписано использовать только английский язык, что в совокупности с не самым «простым» английским законодательством, крючкотворством и бюрократией чиновников стало причиной для недовольства африканеров.

Люди, привыкшие решать все вопросы на общественных собраниях простым большинством голосов, не понимали хитросплетений чиновничьих уловок и юридической казуистики. Да еще на малознакомом для них языке. Незнание и непонимание оборачивалось подозрением и недоверием к властям, часто переходящим в открытое неповиновение.

Кто из нас не начитывался и не вдохновлялся фантастическими рассказами и историями об , о полных увлекательных приключений охоты на львов, страусов или на жирафов? Меньше есть рассказов про разбойничьи набеги и охоту на тамошних первобытных жителей, на их сокровища. Очевидцы историки и участники этих событий стеснялись жестокости своих земляков (белых европейцев), и когда уже надо было оправдать события, то возлагали вину на варварство дикарей, к которым они несли только культуру, хотя, не занесли, так как дикари перевелись, под их «культурной рукой», мол, неспособны к культуре. Поэтому не без причины пишет историк человеческой культуры Чемберлен, что исторические произведения, которые нам дают под названием истории, это не что иное, как оправдание всевозможных разбойных банд …, все это криминалистическая статистика, но не история.

Бывает, что целые народы, выросшие на разбоях, становятся в истории благодаря пропаганде героями. И когда их окончательно встретит беда, они добывают себе в глазах всего мира репутацию обиженных. Таким обиженным народом были в репутации человечества буры, жители Южной Африки, когда в конце XIX. века завоевала их Англия и присоединила к своим . И едва ли не весь мир в течение англо-бурской войны, сочувствовал тогда бурам, не зная или забывая про то, как сами буры разрушали на протяжении веков племена первобытных африканских жителей — бушменов, пока не получили себе титула носителей культуры и хозяйственной жизни и развития в Южной Африке.

Откуда они взялись? Со времени, как мореплаватель Дияц доплыл в 1486 году до выдвинутого на юге мыса Африки, а первые голландцы, минуя эти неприветливые побережья, объезжали кораблями вокруг Африки до фантастически богатой Индии в Азии, останавливаясь только в Южной Африке для отдыха в одном месте, известном сейчас как Мыс Доброй Надежды. С того времени пробовали некоторые колонисты оседать и здесь. Отсюда направлялись, чем раз, тем дальше в глубину материка, потому казалось, что и здесь можно хорошо зарабатывать: выпасать скот и получать различные ценные вещи, как правило, золото от тамошних дикарей. А когда завершилась тридцатилетняя война (1618-1648 г.), которая довела Европу до крайней нищеты, то целые ватаги военных разбойников, безработных и крестьян, узнав о рае в Южной Африке, плыли сюда. Плыли, как правило, голландские и немецкие крестьяне, потеряв все свое имущество, пускались куда глаза глядят и обедневшие англичане, да и много других европейских авантюристов.

В боях между собой, но больше с тамошними коренными жителями, они мешались, женились, плодились. Формировались среди той суеты самые удивительные истории, переходившие из уст в уста, вырастали фигуры, с которыми связаны названия городов, краев, что не раз являлись одинокими молчаливыми свидетелями сверхчеловеческих порывов и героических поступков людей, а то и целых племен. Южная Африка — это край, в котором совместная жизнь, а скорее постоянная борьба европейских авантюристов с дикарями, смешанных кровью и связанных общими интересами, создала на протяжении веков отдельный народ буров от немецко-голландского Бауэр (земледелец).

Но эти счастливые земледельцы никогда не знали покоя, тем более, когда здесь во второй половине XIX века начали открывать алмазные и золотоносные поля, когда все европейские государства начали делить Африку лоскутами и бороться за влияние. С тех пор борьба буров с Англией вплоть до потери в 1902 году самостоятельности, записанная на страницах истории рядом героических событий. Главной причиной этой борьбы был спор за богатства крупнейших на свете залежей алмазов, золотоносных жил, плодовитых земель, не считая угля, меди и других земных богатств.

Между территориями вместе с краем буров формирующих сегодня Южно-Африканскую республику (ЮАР), есть очень богатый край Родезия. Название этой страны связано с именем человека, который словно метеор засверкал на переломе XIX и XX века по всей Южной Африке, бросая свое сияние и тень на всю Европу, а затем погаснув, уйдя в забытье. Английская история несколько стыдливо умалчивает этого героя, хотя обязана ему получению целой колонии. Даже после смерти его тело не было отправлено в Лондон, чтобы положить между создателей империи. Оно покоится вдали от культурного мира, в стране дикого племени матагелов, прикрытое огромной каменной плитой с надписью: «Здесь покоятся останки Сесила Джозефа Родса». Присмотримся поближе к этой Фигуре.

Но уже в следующей статье.

В Россию из далекой ЮАР прибыла семья потомственных бурских трудяг - Шлебушей, с надеждой избежать геноцида и обрести новый дом, где они смогут трудиться и жить, как добрые христиане. Из Москвы, красотой и величием которой - особенно Храма Христа Спасителя - они были поражены, их путь лежит в Ставрополье.

В Россию из далекой ЮАР прибыла семья потомственных бурских трудяг - Шлебушей. Фото: Алексей Топоров

Как черные под собой белый сук рубили

В августе этого года парламент ЮАР, где с недавних пор заправляет чернокожее большинство, по инициативе левацких партий намерен внести поправку в конституцию страны, согласно которой земли белых земледельцев будут у тех отобраны. Без всяких компенсаций.

И это при том, что именно на сельское хозяйство приходится существенная часть ВВП этого африканского государства, причем полученного трудом именно белых аграриев - буров, потомков голландских переселенцев, освоивших эти земли еще в 17 веке. В Претории - столице ЮАР, обосновывая эту меру, ссылаются на «перекос», из-за которого львиная часть сельскохозяйственных земель принадлежит именно белым. Но почему-то умалчивают о том, что прежние попытки дать черным возможность работать в сельском хозяйстве провалились - потомки охотников и скотоводов-кочевников возделывать пашню не торопятся.

И даже опыт соседней Зимбабве, где в 2000 году уже отобрали землю у белых фермеров, после чего уже через год инфляция в стране преодолела стопроцентный порог, а к 2008 году достигла просто таки астрономических показателей - 231 миллиона процентов, им не показателен. А то бы обратили внимание, что по итогу экспроприаторских «реформ» национальная валюта была упразднена, а безработица достигла рекордного уровня - 80%. Но провальный опыт соседей, дорвавшихся до «черной свободы», нынешних властителей ЮАР, похоже, совсем не беспокоит.

Хуже другое - устранение расового «перекоса» в аграрной сфере является, по сути, узаконенным геноцидом. Черным геноцидом в отношении белых. Например, сегодня белому устроиться на работу в ЮАР практически невозможно, потому как работодатель, согласно заведенным в стране правилам, возьмет сначала черного соискателя, а только потом - белого, но черных в стране - 80% населения. Потому-то белые в последние годы постепенно уходили в самоизоляцию, в закрытые общины, занимаясь исключительно традиционным для них сельским хозяйством. Но теперь их намереваются лишить и этой единственной для них возможности заработать и выжить.

Сезон охоты на буров не закрывается

Но еще хуже, что жизнь буров находится под постоянной угрозой. Только в минувшие выходные черными погромщиками были зверски убиты три белых семьи. И подобные нападения на бурские фермы происходят с завидной регулярностью, их жертвами с момента прихода к власти африканцев в 1994 году уже стали, согласно данным из открытых источников, уже более 70 тыс человек...

Расправы над бурами, как правило, совершаются с подчеркнутой жестокостью: перед смертью жертв садистски пытают, женщин насилуют вне зависимости от возраста - детского или пенсионного, причем на глазах у еще живых мужчин. Нередко погромщики ничего не берут у тех, кого убивают, отчего создаётся впечатление, что они лишают жизни, истязают и громят исключительно из удовольствия или животного азарта.

Здесь, в Африке, над нашим народом нависла угроза физического истребления, - написали в своем письме в адрес общественной организации Национальный родительский комитет Ян Ади старший, Ян Ади младший и Тереза Шлебуши. - До тех же пор тиранические законы принуждают наш консервативно настроенный народ жить по крайним либеральным установкам, глубоко нам чуждым и вредоносным. Уповая на Всевышнего, мы верим в Его обеты, что подразумевает и то, что Он избавит нас, если мы, как народ, раскаемся и обратим к нему свои чаяния. Надеемся, что Он ниспошлет нам своевременное спасение. Нас воодушевляет начавшееся в Российской Федерации возрождение любви к Отечеству, Христианству и верности вековым ценностям. У российского народа, на наш взгляд, славное будущее».

По словам авторов письма, некоторые из их соплеменников «выразили интерес к развитию народной дипломатии с гражданами России и к установлению общения с ее властями с целью разъяснения положения нашего народа и, возможно, начала какого-то сотрудничества». Другие же буры «рассматривают возможность изыскания путей для поселения в России».

Хотя не все из нас уверены, что выход - в эмиграции, мы бы более чем охотно узнали о практических возможностях в этой области, или в области капиталовложения в РФ»,

Стоит отметить, что буры - это не бедные гастарбайтеры, а люди, сумевшие собственным трудом скопить определенный капитал. А также желающие работать на земле и умеющие делать это. Поэтому их интересует возможность получения вида на жительство, впоследствии - гражданства, а также долговременной аренды земельных участков с последующим их выкупом. Примерно год назад из ЮАР в Ставрополье переселилась одна бурская семья, теперь о подобном переселении задумались как минимум пятнадцать тысяч белых африканцев.

Добрая русская традиция

«Я думаю, что Россия, как гостеприимная страна, может принять этих несчастных людей, - рассказала Царьграду встречавшая семью Шлебушей в столичном аэропорту Шереметьево председатель Национального родительского комитета Ирина Волынец. - Они правильно сделали, что обратились к нам, я знаю, что свободная земля есть не только в Ставропольском крае, но еще и в Крыму, и на Северном Кавказе. И даже пока я ехала на эту встречу, пришло предложение к этим людям от знакомого бизнесмена поселиться на его земле на живописном берегу Оки. Я считаю, что мы должны поддержать этот народ, поскольку он исповедует те же ценности, что и мы: семейные традиции, общинность, все, что близко нашему традиционному русскому мышлению. Эти люди настроены по-доброму, они не хотят жить на пособия, они готовы работать».

Растроганная историей буров, приветливостью, открытостью и доброжелательностью семьи Шлебушей, Волынец даже написала соответствующее обращение к президенту России Владимиру Путину.

Эти люди готовы работать на благо России, заниматься сельским хозяйством, наукой и иными направлениями деятельности, желают приобщиться к нашей культуре и внести свою лепту в развитие нашего государства, - сказано в этом письме. - Считаю, что положительное решение по этому вопросу представит Россию в глазах международного сообщества как гостеприимную, доброжелательную страну...».

В разговоре с Царьградом Ян Ади-Старший, Ян Ади-Младший и Тереза Шлебуши рассказали о том, что их народ вынужден массово бежать из родной ЮАР. Например, мало кто знает, что знаменитый хит You’re In The Army Now был написан и впервые исполнен бурскими композиторами и исполнителями Робом и Ферди Болландами, впоследствии перебравшимися в Нидерланды. И теперь путь многих буров лежит в исторически родные им Нидерланды, а также в Австралию и США. На исторической родине еще остаются четыре миллиона потомков голландских поселенцев, но вряд ли это надолго. Шлебушей же интересует Россия, потому как именно в нашей стране они видят оплот сопротивления новому мировому порядку и либерализму.

«Они надеются в России обрести родину, где смогут жить, исходя из своих христианских ценностей и убеждений, - поделился с Царьградом сопровождавший семью буров общественник, представитель русской общины Нидерландов Дмитрий Писарев - человек по своему легендарный, ежегодно вместе с соратниками организующий в Голландии акции памяти жертв событий в Одессе и в поддержку воюющего Донбасса. - Это не просто традиционные земледельцы, но и образованные люди: Ян Ади-Старший - доктор политологии, Ян Ади-Младший - доктор богословия, Тереза - бакалавр. И еще они прекрасно помнят, как русские поддержали их во время англо-бурской войны, о том, что воевать плечом к плечу вместе с их прадедами отправились около пяти сотен добровольцев из России».

Англо-бурская война. Фото: www.globallookpress.com

Действительно, на долю потомков голландцев - буров, как и на долю русских, выпало немало тяжелых испытаний. Вопреки либеральной пропаганде, они не были чужими на земле Южной Африки и пришли туда даже намного раньше черных воинственных племен, впоследствии вторгшихся с севера, но несколько потеснив местных жителей - бушменов и готтентотов. В результате британской агрессии буры были вынуждены оставить свои поселения на юго-западном побережье африканского континента, поскольку завоеватели отказывали им в праве официально использовать родной язык. А после того, как основали северо-восточнее две независимые республики - Трансвааль и Оранжевую, пережили новую агрессию Британии, которая впервые в мировой истории применила против них бронепоезда, сносившие целые деревни, и концлагеря, где тысячами убивали военнопленных, женщин и детей.

Были, конечно, в истории буров и такие неприглядные страницы истории, как рабство и расовая сегрегация - апартеид. Но так и в истории Русской Цивилизации существовали и крепостное право, и ГУЛАГ, отчего мы все же не стали мордором, как это пытается представить западно-либеральная пропаганда. И не заслужили истребления или самоуничтожения, как бы того ни хотелось различным доброхотам.

На протяжении многовековой истории России на нашей территории находили приют от притеснений антихристианских режимов и просто простор для жизни и созидательного труда разные добрые и трудолюбивые народы - сербы, греки, армяне, немцы, чьи представители потом вливались в Русскую цивилизацию, обогащая ее. Сейчас, когда нашей стране нужны рабочие руки и свежие идеи, самое время вспомнить об этой славной традиции.

Долгое время в общественном сознании Южная Африка ассоциировалась с расизмом и апартеидом. Подразумевалось, что черные туземцы здесь порабощены белыми колонизаторами. Рецепт всеобщего счастья казался простым. Долой белых угнетателей, свободу порабощенным местным жителям! Ура, товарищи!

Те же, кто знал историю этой страны, понимал, что все не так просто.

Начнем с того, что коренное, туземное, население было здесь немногочисленным. Эти племена, которые известны под именем бушменов, были племенами охотников и собирателей. Они жили родовыми общинами, и находились на очень низкой степени развития цивилизации. Бушмены были небольшого роста, около 150 сантиметров. Как говорят генетики, хромосомный набор бушменов – один из самых древних среди всех представителей вида Homo Sapiens. Чуть западнее бушменов жили родственные им племена, которых называли «готтентотами». Готтентоты имели чуть более развитую цивилизацию. Они занимались охотой и скотоводством. Готтентоты и бушмены говорят на родственных языках, и их культуры во многом схожи.

И «бушмен», и «готтентот» – не самоназвания. Это – слова, которыми местных жителей назвали европейцы, появившиеся здесь в 1652 году. Были это голландцы, которые, следом за португальцами, осваивали морской путь вокруг Африки в Индию. Неподалеку от мыса Бурь, впоследствии переименованном в мыс Доброй Надежды, голландцы основали форпост, который назвали «Капштадт» (Город на мысе). Сейчас этот город известен, как Кейптаун. Капштадт был воротами, через которые в южную Африку прибывали колонисты из Нидерландов и из Германии, а также французские протестанты – гугеноты, которые спасались от религиозных преследований у себя на родине. Они освоили и заселили обширные и преимущественно пустые территории на юге Африки. Это были степи, прекрасное место для того, чтобы обрабатывать землю и разводить скот. И то, и другое поселенцы делать могли и хотели. В течение 17-го и 18-го веков они освоили огромные просторы, ставшие для них новой родиной. Сами себя они называли «бурами», что по-голландски означает «крестьянин».

В те же далекие времена возникло понятие «апартхайд» (апартеид). Колонисты пытались торговать с бушменами. Но оказалось, что разница в культурах между бурами и бушменами-готтентотами настолько велика, что взаимовыгодный обмен не получался. Грубо говоря, туземцы воспринимали буров, как обманщиков и хитрецов, а буры бушменов и готтентотов – как воров и разбойников. Поэтому буры решили между собой: никаких взаимоотношений с туземцами. Мы – здесь, они – там. Как и любое общественное соглашение в протестантском обществе, это правило неуклонно соблюдалось. Почти никакого общения с коренными жителями у буров не было. Тем более, никакого сексуального общения. С нашей точки зрения – чистейший расизм, с их точки зрения – высокоморальное поведение. Что, впрочем, не исключало, физического уничтожения бушменов и оттеснения их со «своих» земель. Точно так же поступали колонисты в Америке с индейцами.

А вот с черными рабами, завозимых на юг Африки из других голландских владений белые колонисты смешивались без всяких предрассудков. В результате чего образовалась прослойка метисов, «цветных», которые сейчас составляют до половины населения во многих провинциях Южной Африки.

В принципе, такое поведение белых колонистов худо-бедно вписывается в рамки традиционной картины колонизации Африки европейцами. «Белый ест ананас спелый, черный – гнилью моченый, белую работу делает белый, черную работу – черный». Дальше происходят более интересные события. На сцене появляются черные колонизаторы.

В 1770 году, африканеры (другое самоназвание буров), продвигаясь на северо-восток, столкнулись с экспансией племен коса (из группы народов банту). Коса стояли на гораздо более высокой степени цивилизационного развития, чем коренное черное население юга Африки. Хотя они не имели огнестрельного оружия, но брали замечательной воинской организацией и личной храбростью. Они двигались из центральных частей Африки на юг и захватывали территории, обитателей которых, тоже черных, обращали в рабство или уничтожали. То есть, согласно европейским определениям, самым жестоким образом колонизировали. Впрочем, благодаря пограничным войнам с племенами коса экспансия белых колонистов на север была остановлена.

Но этого мало. В 1795 году пришло время белым колонизаторам враждовать с другими белыми колонизаторами. В ходе наполеоновских войн королевство Нидерландов было захвачено французскими войсками и превратилось в Батавскую республику. Великобритания, естественно, не желала усиления французского влияния в столь важном регионе, на пути из Европы в Индию. В 1805 году они начали захват Капской колонии. Естественно, что бурам такой поворот истории не понравился. Еще более не понравилось им, что Британия начала поощрять приезд поселенцев в Южную Африку. И не только из метрополии, но также из Индии. Так что в стране появился еще один этнос с еще одним цветом кожи и с еще одной культурой. Впрочем, смена власти привела к тому, что экспансия коса с севера была приостановлена. По берегам реки Грейт-Фиш англичане возвели военные форты.

В 1833 году Великобритания запретила рабство в своих колониях. Это было сильным ударом по благосостоянию буров и последним их разногласием с британской властью. Буры решили уйти с территорий, занятых англичанами. Этот поход они назвали Великим треком и, что в стиле протестантов, сравнивали с исходом евреев из Египта.

В ходе Великого трека около 15 тысяч буров переместились из пределов Капской колонии в глубь континента, на северо-запад. Здесь находилось высокое плоскогорье Вельд. Здесь буры столкнулись с племенами зулу (зулусов). Буры направили к правителю зулу своих предводителей с тем, чтобы добиться соглашения о поселении в этих местах. В ответ зулу устроили побоище переселенцев, в том числе, женщин и детей.

В ответ на это в декабре 1838 года несколько сот буров в битве на реке Инкоме разбили десятитысячное войско зулусов, уничтожив при этом около трех тысяч из них. При этом сами буры потеряли только нескольких человек. В результате зулусы отказались от больших территорий, расположенных к югу от реки Тугела. Здесь была организована республика Наталь, которая в 1843 году была присоединена к владениям Великобритании и стала частью Капской колонии.

Те буры, которые не желали жить под властью британцев, продвинулись дальше на северо-запад, где создали два новых государства. В 1852 году появилась республика Трансвааль со столицей в Претории, а в 1854 году – Свободное Оранжевое государство, столица которого находилась в Блумфонтейне. Почему государство называлось Оранжевым, понятно. Это цвета Оранской династии, властителей Нидерландов.

Вполне возможно, британцы смирились бы с существованием двух независимых республик, даже под патронажем дружественной Оранской династии. Но в 1867 году в Трансваале было открыто месторождение алмазов, а в 1886 году – золота. Это привело к росту экономики бурских колоний и увеличению иммиграции из Европы в государства буров. В 1877 году Великобритания произвела аннексию Трансвааля. Захват произвел отряд англичан численностью всего в 25 человек. Не было сделано ни единого выстрела.

В 1880 - 1881 годах разразилась первая англо-бурская война. Буры отстояли свою независимость. Но не столько из-за своего героизма, сколько из-за того, что в то время в планах Великобритании не значилась длительная колониальная война. Кроме того, колониальных войск в Южной Африке у британцев в то время драматически не хватало.

Вторая англо-бурская война произошла в 1899 - 1902 годах. В этой войне буры проиграли. Англичане были лучше экипированы и лучше обучены. К тому же численное преимущество было на этот раз за ними. В ответ на поражение буры начали партизанскую войну.

Вторая англо-бурская война считается первой войной 20-го века. Как говорят многие историки, она предсказала многие страшные страницы двух последующих мировых войн. Англичане собрали бурских женщин и детей в концентрационные лагеря. За партизанами охотились специальные мобильные группы, использующие для перемещения бронепоезда. Началось применение разрывных пуль и колючей проволоки.

Вторая англо-бурская война вызвала во всем мире протесты против Великобритании и сочувствие к бурам. Буров считали жертвами насильственной британской колонизации. Такое изображение событий имеет место в романах Луи Буссенара «Капитан Сорви-голова» и «Похитители бриллиантов». Впрочем, сочувствие бурам ограничивалось, в основном, эмоциями. По словам У.Черчилля, «ни один народ не получал так много выражений сочувствия на словах и так мало практической поддержки на деле, как буры»

В свою очередь, британские «инженеры человеческих душ» внесли свой вклад в борьбу идей, представляя буров тупой и неотесанной деревенщиной, к тому же эксплуатирующими бедных черных. У А.Конан-Дойля имеется книга «Война в Южной Африке», а у Р.Киплинга – несколько героических стихотворений.

В русскую традицию вошла песня «Трансваль, Трансваль, страна моя, ты вся горишь в огне». Песню можно считать русской народной, хотя ее основой послужило стихотворение Галины Галиной (Глафиры Мамошиной). Песня эта стала особенно популярной в годы Гражданской войны. С этой песней ходили по дворам шарманщики. Она хорошо ложилась на однообразную и «закольцованную» мелодию музыкального ящика.

Еще одна память об англо-бурской войне – мужское суеверие: трое от одной спички не закуривают. Говорят, что этому правилу обучили англичан буры, отличные стрелки. Зажигаешь спичку, прикуриваешь – бур вскидывает ружье, прикуривает второй – бур прицеливается, прикуривает третий – бур стреляет. И, без сомнения, попадает.

Кто такие современные буры, и чего они хотят - попробуем разобраться.


Африканеры и буры.

Для начала уясним, что буры - это народ европейского происхождения, но не имеющий европейской идентификации, более того, бурское население не относит себя к африканерской общности, признавая только языковую близость. Также буров нельзя относить к потомкам голландцев, потому что, кроме голландцев, в создании бурской народности поучаствовали французы, немцы и другие европейцы, но как нация сформировались они в ходе освоения центральных и северных территорий современной ЮАР.

Буры - земледельцы и скотоводы, они не потомки колониалистов, как африканеры (в основном), они живут на своей земле, которая пустовала до их переселения с южноафриканского побережья, а если и была занята, то пришлыми племенами из центральной Африки. Буры не хотели золота и бриллиантов, которые в огромном количестве были найдены в середине 19 века, напротив, золотая лихорадка стала их проклятием: прибывшие на поиск золота аутлэндеры заполонили все, но самое неприятное - они привезли с собой свои порядки, свое отношение к религии, свой жизненный уклад. Основная масса приехавших были из Великобритании + небольшое количество финансистов в основном еврейского происхождения. Понаехавшие стали требовать политических прав, и в итоге все это вылилось в серию конфликтов, закончившихся аннексией бурских государств, причем в этой войне белое население капской колонии выступало на стороне Великобритании, а не буров. Некоторое количество военных лидеров буров действительно происходило из Капской колонии, например Ян Смэтс, но все они в будущем стали верноподданными сторонниками британской короны и экспансии капиталистической мир-системы.

Таким образом, в чистом виде повторяется противостояние, вошедшее в историю как война севера с югом на территории США. Ростовщическо-промышленный север против преимущественно аграрного юга, с той лишь разницей, что в южной Африке они поменялись местами. Юг - ростовщики, север - свободолюбивые фермеры.

Думаю, что для более полной характеристики буров и их миропонимания будет уместно привести цитату из интервью техасского сенатора Льюиса Уигфолла английскому журналисту, незадолго до начала гражданской войны в США.

"Мы сельскохозяйственный народ: мы примитивные, но цивилизованные люди. У нас нет городов - а зачем они нам? Мы не имеем литературы - но какой нам сейчас от нее прок? У нас нет прессы - и в этом наше счастье. (...) У нас нет торгового флота, нет и военного флота - ни в том, ни в другом мы не видим никакой необходимости. Вы сами на своих кораблях вывезете нашу продукцию, сами же будете ее охранять. Мы не хотим иметь промышленность, торговать и плодить индустриальных рабочих. Пока у нас есть наш рис, наш сахар, наш табак и наш хлопок, мы сможем в обмен на них купить себе все, что нам потребуется у дружественных наций, и у нас еще останутся деньги".

Чего хотят буры?

Восстановления своей государственности. До окончания англо-бурской войны существовало 2 крупных бурских государства: Оранжевое Свободное государство и республика Трансвааль (флаги на фото). После войны они были аннексированы Великобританией и впоследствии вошли в состав Южноафриканского союза, в котором основную роль играли Cape Dutch и потомки британцев, они и запустили Апартеид, в котором также винят бурский народ, но это уже другая история.

Являются ли буры расистами, почитателями Израиля и носителями миссии белого человека?

Буры не являются расистами в британском понимании этого явления, они не считают другие расы хуже или лучше себя, они просто считают их другими и не хотят совместного с ними общежития. Связи с сионистами поддерживали и поддерживают африканерские националисты, у буров и к Израилю и к современным евреям отношение если не отрицательное, то крайне настороженное. Если уж говорить о миссиях, то бурский идеал - это единобожники эпохи Ветхого завета, живущие среди язычников, но при этом строго следующие единобожию. Буры патриархальный, трудолюбивый народ, сторонящийся того, что можно назвать - modern way of life .

продолжение следует...



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама