THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама
При жизни Колумба люди считали, что Земля плоская. Они верили, что в Атлантическом океане живут чудовища огромного размера, способные поглотить их корабли, и существуют страшные водопады, на которых сгинут их суда. Колумбу пришлось бороться с этими странными представлениями, чтобы убедить людей отправиться в плавание с ним. Он был уверен, что Земля круглая.
- Эмма Милер Болениус, автор американских учебников, 1919

Один из самых долгоживущих мифов, с верой в который растут дети [автор - американец - прим.перев. ], состоит в том, что Колумб был единственным из людей его времени, верившим, что Земля – круглая. Остальные верили, что она плоская. «Какими же смелыми должны были быть мореплаватели 1492 года,- думаете вы,- чтобы отправиться на край мира и не бояться свалиться с него!».

И в самом деле, существует много древних упоминаний о Земле в форме диска. И если бы из всех небесных тел вам были бы известны только Солнце и Луна, вы могли бы самостоятельно прийти к такому же выводу.

Если выйти на улицу на закате, через день-два после новолуния, можно увидеть примерно следующее.


Тонкий серп Луны, освещённая часть которого совпадает с частью сферы, которая могла бы быть освещена Солнцем.

Если бы вы обладали научным мышлением и любопытством, вы могли бы выходить на улицу в последующие дни и наблюдать за тем, что происходит дальше.


Луна не только меняет положение примерно на 12 градусов каждую ночь, двигаясь дальше от Солнца, но и освещается всё больше! Вы могли бы (справедливо) заключить, что Луна вращается вокруг Земли, и что изменение фаз связано со светом Солнца, освещающим разные части круглой Луны.

Древние и современные взгляды на фазы Луны в этом совпадают.


Но примерно два раза в год во время полнолуния случается кое-что, что позволяет нам определить форму Земли: лунное затмение! Во время полной Луны Земля проходит между Солнцем и Луной, и тень Земли становится видна на поверхности Луны.

И если посмотреть на эту тень, становится видно, что она загнута и имеет форму диска!


Правда, из этого нельзя вывести, является ли Земля плоским диском или круглой сферой. Можно лишь видеть, что тень Земли круглая.


Но, несмотря на популярный миф, вопрос о форме Земли решился не в XV или XVI веках (когда Магеллан совершил кругосветное путешествие), но примерно 2000 лет назад, в древнем мире. И что самое удивительное, для этого потребовалось лишь Солнце.


Если отслеживать путь Солнца по дневному небу, живя в северном полушарии, можно заметить, что оно восходит в восточной части неба, поднимается до максимума на юге, и затем клонится к закату и заходит на западе. И так в любой день года.

Но пути в течение года немного отличаются. Солнце встаёт гораздо выше и светит в течение большего количества часов летом, а зимой встаёт ниже и светит меньше. Для иллюстрации обратите внимание на фото солнечного пути, изготовленное во время зимнего солнцестояния на Аляске.


Если построить путь Солнца по дневному небу, вы обнаружите, что самый нижний из путей, и самый короткий по времени, приходится на зимнее солнцестояние – обычно это 21 декабря – а самый высокий путь (и самый длинный) бывает во время летнего солнцестояния, обычно 21 июня.

Если сделать камеру, способную фотографировать путь Солнца по небу в течение года, у вас получится набор дуг, из которых самая высокая и длинная сделана в день летнего солнцестояния, а самая низкая и короткая – в день зимнего солнцестояния.


В древнем мире величайшие учёные Египта, Греции и всего Средиземноморья работали в Александрийской библиотеке. Одним из них был древнегреческий астроном Эратосфен.

Живя в Александрии, Эратосфен получал удивительные письма из города Сиена в Египте. Там, в частности, говорилось, что в день летнего солнцестояния:

Тень человека, смотрящего в глубокий колодец, закроет отражение Солнца в полдень.

Иными словами, Солнце будет находиться прямо над головой, не отклоняясь ни на градус на юг, север, восток или запад. И если у вас был бы полностью вертикальный объект, он не отбрасывал бы тени.


Но Эратосфен знал, что в Александрии это не так. Солнце подходит к верхней точке в полдень во время летнего солнцестояния в Александрии ближе, чем в другие дни, но и вертикальные объекты там отбрасывают тень.

И как и любой хороший учёный, Эратосфен поставил эксперимент. Измеряя длину тени, отбрасываемой вертикальной палочкой в день летнего солнцестояния, он смог измерить угол между Солнцем и вертикальным направлением в Александрии.


Он получил одну пятидесятую круга, или 7,2 градусов. Но в то же время в Сиене угол между Солнцем и вертикальной палочкой составлял ноль градусов! Почему так могло происходить? Возможно, благодаря гениальному озарению, Эратосфен понял, что Солнечные лучи могут быть параллельны, а Земля – изогнутой!


Если потом он мог бы узнать расстояние от Александрии до Сиены, зная разницу углов, он смог подсчитать бы окружность Земли! Если бы Эратосфен был научным руководителем аспиранта, он бы послал его в путь для измерения расстояния!

Но вместо этого ему пришлось полагаться на известное тогда расстояние между этими двумя городами. А самым точным методом измерения тогда было…


Путешествие на верблюде. Можно понять критику такой точности. И всё же, он полагал расстояние между Сиеной и Александрией равным 5000 стадиев. Вопрос только в длине стадия. Ответ зависит от того, использовал ли Эратосфен, грек, живший в Египте, аттические или египетские стадии, о чём историки спорят до сих пор. Аттический стадий использовался чаще, и длина его составляет 185 метров. С использованием этого значения можно получить окружность Земли равной 46 620 км, что на 16% больше реального значения.

Но египетский стадий составляет всего 157,5 метра, и возможно, именно его имел в виду Эратосфен. В этом случае получится 39 375, что отличается от современного значения в 40 041 км всего на 2%!


Вне зависимости от цифр, Эратосфен стал первым в мире географом, изобрёл понятия широты и долготы, используемые по сей день, и построил первые модели и карты на основе сферической Земли.

И хотя много чего было утеряно за прошедшие с тех пор тысячелетия, идеи о сферической Земле и знание о её примерной окружности не пропадали. Сегодня кто угодно может повторить тот же эксперимент с двумя местами, находящимися на одной долготе, и, измерив длины теней, получить окружность Земли! Неплохо, учитывая, что первое прямое фотографическое доказательство искривлённости Земли будет получено лишь а 1946 году!


Зная форму и размер Земли, уже с 240 года до н.э., мы смогли выяснить множество замечательных вещей, включая и размер и расстояние до Луны! Поэтому отдадим должное Эратосфену за открытие того, что Земля круглая и за первый точный подсчёт её размера!

Если Колумба и нужно за что-то запомнить в связи с размером и формой Земли, так это за то, что он использовал слишком малые значения для её окружности! Его оценки расстояний, с помощью которых он убедил, что судно может пройти из Европы напрямую в Индию (если бы Америк не было), были невероятно малы! И если бы Америк не было, они с командой умерли бы от голода, не дойдя до Азии!

Если Гагарин для вашего чада — не авторитет, а все снимки с МКС, по его мнению — подделка, придётся запастись терпением и доказывать шарообразность Земли, пользуясь минимумом технических стредств — совсем так, как это делали древние греки. Процесс этот будет долгим, зато чрезвычайно поучительным.

1. Доказываем, что Земля — диск или шар

Начнём с того, что определимся с очертаниями родной планеты. Имеет ли она форму чемодана или там, внизу черепаха и слоны? Есть очень простой способ понять, что Земля — это диск или сфера. Для этого достаточно дождаться полноголунного затмения (в Европе ближайшее можно будет наблюдать 27 июля 2018 года, они происходят каждый год. Поезжайте с ребёнком туда, где в этот день точно будет ясное небо, и смотрите, как круглая тень Земли медленно закрывает Луну. Перед этим продемонстрируйте, как форма тени зависит от тени предмета — покажите тенями рук на стене волка или лося. Если тень круглая, значит, и тело, которое её отбрасывает, круглое.

После этого останется только понять, имеет земля форму диска или форму шара.

2. Выбираем между диском и сферой

Чтобы ответить на вопрос о том, плоская Земля или шарообразная, нам понадобится: выбраться за город, мячик и муравей (жук, божья коровка или таракан — на выбор).

Сначала нам нужно найти высокое отдельностоящее на равнинной местности сооружение (например, опору линии электропередач) и пойти от него. Точно так же, как корабль на море, опора будет пропадать из виду не сразу, а постепенно — сначала «ноги», потом средняя часть и, наконец, верхушка с проводами.

Теперь интерпретируем результаты наблюдений. Если бы мы имели дело с высокой башней на плоскости, то она, отдаляясь, становилась бы всё меньше и меньше, но, даже оставаясь едва заметной, была бы видна полностью. На поверхности сферы же объекты пропадают из виду постепенно.

Берём мячик и сажаем на него насекомое. Подносим мячик очень-очень близко к глазам так, чтобы насекомое оказалось наполовину за «горзонтом» — дальним видимым краем мячика. Видна будет только часть тела животного — как видна издалека только часть вышки. Теперь можно с уверенностью заключить, что мы живём на поверхности земного (кроме шуток) шара.

3. Еще раз о шаре

Еще один отличный способ убедиться в том, что земля круглая — выйти на рассвете в поле. Захватите с собой часы и стойте лицом к самому светлому краю неба. Как только краешек Солнца (или Луны — это неважно) покажется за горизонтом, лягте на Землю и засеките время. Смотрите в том же направлении. На несколько секунд светило снова скроется за горизонтом. Почему? Потому что вы изменили угол наблюдения, и на короткое время Солнце (или Луна) оказались скрыты от вас выпуклой поверхностью Земли.

То же самое можно проделать на закате или наблюдая, как садится Луна, но только в обратном порядке: сначала наблюдать лёжа, а потом — стоя.

4. Определяем размеры шара

Впервые длину окружности экватора рассчитал библиотекарь Александрийской библиотеки Эратосфен Киренский. Древний мудрец сравнил отклонение Солнца от зенита в один и тот же день года в двух городах, расположенных на расстоянии 800 километров друг от друга — Александрии и Сиене.

Солнце в зените поймать легко: в этот момент его лучи падают даже на дно глубоких ям (Эратосфен ориентировался на колодцы), а предметы не отбрасывают тени. В один и тот же день Солнце роняло на Александрию отвесные лучи, а в Сиенне — нет. Оно отклонялось от зенита на 7,2°. Семь градусов от 360 — это два процента. Умножаем 800 на 50 и получаем 40 тысяч (километров): такова длина Экватора, это подтверждено и современными высокоточными измерениями.

Повторить эксперимент Эратосфена довольно просто, но придётся заручиться помощью друзей в другом городе. Дождитесь момента, когда Солнце будет в зените (можно дать слабину и посмотреть в интернете, можно ориентироваться по солнечным часам — палке, воткнутой в Землю. Когда тень самая короткая, тогда Солнце ближе всего к зениту). Над средней полосой Солнце никогда не бывает в зените, но это неважно. Важно в тот момент, когда тень от вашей палки дойдёт до своего минимума, позвонить друзьям в город, расположенный от вас довольно далеко — из Москвы, например, в Петербург, и попросить измерить длину тени у них (и высоту палки). Рассчитайте значение острого угла между палкой и воображаемой прямой от конца палки до конца тени у вас и в далёком городе. Дальше — чистая арифметика: должно получиться около 40 тысяч километров.

5. Ещё раз измеряем размеры шара

Возвращаемся к экспериментам с часами и восходами (закатами). Мы не просто так засекали время: зная его и собственный рост, можно решить задачку о радиусе земного шара.

Сначала найдём угол, на который Земля повернулась в промежутке между тем, как вы увидели краешек восходящего Солнца или Луны на рассвете стоя и лёжа. Для этого решите простую пропорцию. Если Земля поворачивается на 360° за 24 часа, то на какой угол она повернулась за время, которое вы засекли? Посчитайте и назовите его углом α.

Представьте, что это не вы падали и вставали. Вместо этого восход наблюдали два человека: Иван 1 и Иван 2, на таком расстоянии друг от друга, что первый увидел Солнце позже другого ровно на то самое время T. Два радиуса R до Ивана 1 и Ивана 2 образуют равнобедренный треугольник с углом α.

Дополните радиус до Ивана 2 отрезком, равным вашему росту h, и соедините его конец с точкой, где стоит Иван 1. Получим прямоугольный треугольник с гипотенузой R+h и известным острым углом. Немного тригонометрии — и мы вычисляем радиус Земли.

Этот факт, наверное, сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения. Даже маленьким дошколятам известно, что наша планета имеет шарообразную форму. Но не все ребята знают, почему Земля круглая. Давайте попробуем подробнее разобраться в данном вопросе.

Древние представления

Верное представление о том, почему Земля круглая (теперь уже научно доказанное и обоснованное) сложилось у людей не сразу и не одновременно. У различных народов, населявших нашу планету в давние времена, существовали разные теории её внешнего вида и строения. Вот некоторые из них.

  • В Древней Индии представляли Землю как плоскость, покоящуюся на спинах трех слонов. Эти исполины находятся на а та, в свою очередь, на гигантской змее.
  • Египтяне считали воплощением Солнца бога Ра, который на своей колеснице проносится по куполу неба. Земля в их представлении также была плоской.
  • В Древнем Вавилоне бытовали представления о суше в виде огромной горы, на западе которой процветала Вавилония. Вокруг простиралось море, на которое опирается твердое небо (а в небесном мире также имелись вода и суша, только перевернутые).

Древняя Греция

У греков также были весьма интересные представления о строении Вселенной (современные ученые знают о них из поэм «Илиада» и «Одиссея»). Земля казалась им диском, напоминающим щит воина. Сушу омывает Океан со всех сторон. Солнце проплывает по медному склону неба, что раскинулось над поверхностью. По мнению философа Фалеса, плоская Земля плавает в пузыре (который выглядит как полукруг). Планета воспринималась как центр Вселенной, а город Дельфы считался «пупом Земли». Восходы и закаты Солнца и планет обосновывались тем, что они движутся по кругу.

Аристарх Самосский

Что интересно, в Древней Греции последователи Пифагора уже считали Землю и другие планеты круглыми. А выдающийся астроном тогдашней современности, Аристарх, высказывал свое мнение по вопросу строения Мира. Он, наверное, и был первым из известных на сегодня ученых, кто доказал, что Земля круглая и вращается вокруг Солнца вместе со всеми планетами, а не наоборот. Это послужило, по мнению некоторых ученых, толчком к формированию верных представлений человека о строении планет и их движении по небесному своду.

Коперник

Земля круглая и она вертится! Так или почти так с уверенностью объявил - общенародно! - этот великий ученый, взорвав своими крамольными высказываниями весь церковный и научный мир того времени. А ведь и до этого ученые мужи, в частности, Эратосфен, утверждали, что наша планета имеет сферическую форму, и даже умудрились измерить её диаметр. Поэтому дать однозначный ответ на вопрос о том, кто доказал, что Земля круглая, сложно. Однак вернемся к Копернику. Знаменитый польский астроном жил и творил в эпоху Ренессанса. Своими наблюдениями он положил начало научной революции. Его работа, посвященная обоснованию гелиоцентрической схемы строения Вселенной, продолжалась более 40 лет, до самой его смерти в 1543 году. Интересно, что в книге Коперника «О вращении небесных сфер» (1543) дана оценка размеров планет и самого Солнца, расстояний между объектами, которые довольно близки к современным научным данным.

Почему Земля круглая?

Как бы то ни было, современная наука во многом опирается на упомянутые выше изыскания польского астронома, на много веков опередившего свое время. И все же, почему Земля круглая, а не квадратная и не плоская, например? Почему оказались округлыми и все известные планеты Солнечной системы, их спутники и само светило - Солнце? Этому факту есть вполне конкретное физическое объяснение. Все дело в том, что во Вселенной происходит постоянное вращение. Земля вертится вокруг своей оси. Луна - вокруг Земли. Наша и иные планеты путешествуют по определенным орбитам вокруг звезды (Солнца), которая, в свою очередь, также подвержена вращению. Даже огромные галактики движутся по своим траекториям, вращаясь.

А сила тяготения и вращения действует на все стороны поверхности любой планеты одновременно, в результате придавая им примерно одинаковую удаленность от воображаемого центра (в глобальном смысле). Вот почему Земля круглая. Для детей можно провести воображаемый эксперимент. Представить, что наша планета имеет какую-либо другую форму. При усиленном вращении сила воздействия гравитации будет настолько велика, что даже куб может через некоторое время превратиться в эллипс или шар.

Шар или геоид?

Конечно же, орбиты планет не идеально круглые. Скорее они напоминают вытянутые эллипсы. Кстати, и форма нашей Земли - не идеальный шар, а приплюснутый эллипсоид (называемый еще геоидом). А современные данные по исследованию космоса показывают, что на поверхности нашей голубой планеты есть громадные впадины (в районе Индии - минус сто метров) и выпуклости (в районе Исландии - до плюс ста метров над поверхностью).

Из космоса Земля выглядит как большое, «откушенное» с одной стороны яблоко. А с полюсов «шар» визуально смотрится довольно-таки приплюснутым. Ведь даже расстояние от полюсов до центра является меньшим, чем от центра до экватора, на много километров...

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели.

  • Помочь детям осознать, что Земля имеет форму шара, горизонт воображаемая линия.
  • Научить оценивать роль науки в познании мира.
  • Развивать речь, память, логическое мышление учащихся.
  • Оборудование: геометрические фигуры, мяч, диск, мультимедийное оборудование.

    Ход урока

    1. Оргмомент.

    О чем мы говорили на прошлом уроке (природных часах, компасе, календаре ).

    Сегодня мы с вами вспомним, как мы описывали предметы, выявляя их различные свойства.

    2. Актуализация знаний.

    Отгадайте, что перед вами находится. (Куб, шар, конус, цилиндр, пирамида). (Слайд 2)

    Как называются эти предметы? (Геометрические тела)

    Найдите в классе предметы, которые напоминают по форме эти геометрические тела

    Как хорошо вы разбираетесь в формах предметов. Наверное, определение формы предметов для вас задание очень простое. Попробуйте тогда определить форму нашей школы и назвать количество окон в ней? При условии, что выходить из школы нельзя.

    (Мы видели школу издалека и представляем ее форму, а вот количество окон не знаем.)

    Почему? Только сейчас вы отлично справлялись с заданием и называли формы предметов. Чем ситуация со школой отличается? (Раньше мы видели предметперед собой, делали вывод о его форме, сравнивая с данными моделями. Школа очень большой предмет. Мы его не видим целиком, находясь внутри его.)

    Какие вопросы у вас возникают? (Можно ли точно назвать форму предмета, если не видеть его целиком, если можно, то как это сделать )

    А можете ли вы определить форму нашей планеты? (Наша планета Земля имеет форму шара )

    Но Земля очень большой предмет. Разве вы видите его перед собой? Разве можно сравнить форму Земли с моделями? (Это давно всем известно, что Земля имеет форму шара )

    А всегда ли люди считали, что Земля имеет форму шара? (Нет, вначале люди думали, что Земля плоская ) (Слайд 3)

    Да, прежде люди думали, что Земля - плоский или выпуклый (вроде старинного щита) круг, который держится на подпорках. Насчет подпорок у различных народов были разные мнения.

    Древние индусы считали, что полушарие Земли держат четыре слона, а слоны стоят на громаднейшей черепахе. Но они не задумывались над таким вопросом: а на чем же стоит черепаха?

    Древние греки считали, что Земля имеет форму выпуклого диска, который со всех сторон омывает река Океан. Над Землей раскинулся медный небосвод, по которому движется Солнце, поднимаясь и погружаясь ежедневно в воды Океана.

    У нас на Руси в старину можно было услышать такое. Любознательный мальчик спрашивал:

    Дедушка, скажи, на чем Земля стоит?

    На китах, дитятко, - отвечал старик.

    На больших-пребольших китах! И как те киты пошевелятся - бывает земли трясение...

    А на чем же киты, дедушка?

    На воде, дитятко!

    А вода на чем, дедушка?

    На Земле, дитятко!

    А Земля на чем?

    Какой же ты беспонятливый! Ведь сказано тебе, что Земля на китах стоит, дитятко!..

    Такой разговор мог продолжаться без конца.

    Удивительно не то, что люди долгое время считали Землю плоской, как крышка стола; удивительно, что разум человека все-таки сумел узнать истинную форму Земли. Правда, для этого понадобились многие и многие тысячи лет.

    А если выйти на улицу, можно ли увидеть подтверждение этой версии? Что мы обнаружим? (Нам кажется, что мы находимся на плоском предмете )

    Мы не можем быстро обойти Землю, чтобы собрать информацию. Нам не удастся посмотреть на нее со стороны. Что же тогда делать? (Обратиться к книгам, помощи взрослых)

    Какие предположения мы должны проверить? (Или Земля плоская, или шарообразная )

    Какая тема нашего урока?

    Мы будем разбираться, какую форму имеет наша планета. (Слайд 4)

    3. Совместное “открытие” знаний.

    У нас существует две точки зрения: Земля имеет форму шара. Земля плоская.

    Доказательство первое.

    Если выйти на открытое пространство, то мы хорошо увидим границу между небом и землей. (Слайд 5)

    Как называется эта линия (Линией горизонта )

    Линия горизонта как бы разделяет небо и Землю. Это воображаемая линия.

    Что значит “воображаемая”? (На земле не найдем такой нарисованной линии)

    Как вы думаете, можно ли добраться до горизонта? (Нет, линия постоянно отодвигается)

    Какой модели соответствуют наши наблюдения? (Что Земля имеет форму шара)

    Прочитаем доказательство в учебнике стр.26

    Поднимемся в гору. (Слайд 6). Как изменяется линия горизонта при подъеме на высоту?

    Что находится за линией горизонта? Куда попадает солнце, скрываясь за горизонтом? Почему маяки располагают как можно выше на башне?

    Доказательство второе.

    Что видит наблюдатель на горизонте? (Слайд 7 ) Сначала далеко в горизонте начинает маячить парус одинокий и корабль постепенно появляется, сверху вниз, от верхушки до борта корабля. Идем на пристань, куда приходят корабли. (Слайд 8 )
    Если бы Земля была плоская, то корабль увеличивался в масштабе, сначала маленькая точка, потом все крупнее и крупнее, но с самого начала был бы виден полностью (что наблюдается на меньших расстояниях.)

    Посмотрите на иллюстрацию на стр.27. Что это доказывает? (Это больше похоже на шар )

    Доказательство третье.

    Проведем опыт.Если мы поставим фигурку на диск и шар, будем передвигать фигурку строго в одном направлении. Что вы заметили? (Слайд 9)

    Могли ли люди раньше заметить это? (Да, это могли заметить путешественники)

    Со временем люди стали много путешествовать. Вели торговлю в разных странах, то есть обменивали изделия и продукты, которых у них было много, на такие, которых им недоставало. Охотники меняли звериные шкуры на мечи и ножи, на прочные металлические сосуды; земледельцы отдавали хлеб за ткани, за красивые браслеты и ожерелья. Таких торговцев называли купцами. Отправлялись в путешествие и по суше и по морю - на маленьких кораблях. (Слайд 10 )

    Первых морских путешественников предупреждали, что Земля плоская и на краю ее Всемирный океан падает в пропасть огромным водопадом. Корабль, который доплывет до края Земли, свалится в бездну и погибнет.

    Далекие путешествия помогали людям все больше и лучше узнавать Землю. Появились карты земной поверхности, хотя еще далеко не полные и не точные.

    Именно путешественники смогли доказать, что Земля имеет форму шара…. Хотя, люди не могли поверить, что Земля-это шар. - Допустим, Земля шарообразна,- рассуждали они. – Но ведь когда корабль спустится с ее верхушки и съедет в нижние области земного шара, ему невозможно будет подняться обратно - на гору!

    Великий португальский путешественник Фернан Магеллан совершил первое в мире кругосветное путешествие, доказав тем самым, что Земля круглая.Отправившись на восток к островам пряностей, он вернулся домой с другой стороны, с запада… (Слайд 11 )

    Путешествие было трудным. Из 5 кораблей (256 человек составляли экипаж), вернулись домой два корабля, на борту которых было только 20 человек. Сам Магеллан погиб во время сражения с аборигенами на одном из островов. (Слайд 12 )

    Итак, какое решение вы приняли о форме Земли. (Если Магеллан вернулся в исходную точку, это доказывает, что Земля имеет форму шара.)

    Доказательство четвёртое.

    Итак, вы уже приняли решение и не сомневаетесь, что Земля имеет форму шара?

    Как же самим убедиться в правильности наших выводов? Можем ли мы посмотреть на Землю со стороны? Кто в этом нам может помочь? (Космонавты )

    Кто был первым космонавтом, побывавшем в космосе? (Юрий Гагарин ) (Слайд 13 )

    (Чтение стр.31)

    Но это еще не все доказательства шарообразности Земли.

    Доказательство пятое.

    Люди давно наблюдали за луной. Луна – естественный спутник Земли. Это огромный каменный шар. Запомни, что Луна не светит сама, ее освещает солнце. К тому же, луна приобретает каждый раз новый вид. Почему? (Слайд 14 )

    Правильно, Луна вращается вместе с Землей вокруг Солнца. И Солнце с разных сторон освещает Луну. В то время, Земля заслоняет Луну от солнечного света. А теперь посмотрите внимательно, какая тень от Земли на Луне? … Точно, круглая! Значит и Земля…. (круглая).

    4. Самостоятельное применение знаний.

    Сколько наблюдений помогло нам доказать шарообразность Земли? Напомните их.

    Соедините правильно части. (Слайды 15, 16 )

    5. Рефлексия.

    Что нового узнали?

    Как узнали, что помогло?

    Где пригодятся знания?

    Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний? А как работал ты?

    Список литературы

    1. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Наша планета Земля, 2 класс. Метод. Рекомендации для учителя по курсу окружающего мира. - Москва, Изд-во Баласс, 2010 г.
    2. А.В.Вахрушев, О.В.Буртский, А.С.Раутиан. Окружающий мир, 2 класс, часть 1, - Москва, Баласс. 2009 г.

    В бесконечных просторах космоса расположены миллиарды звездных скоплений - галактик, среди них и галактика Млечный Путь. Внутри этой галактики находится наша Солнечная система с яркой звездой в центре, вокруг которой вращаются 9 планет. Третья по счету планета этой звезды, называемой Солнцем, и есть наша Земля, которая более чем в миллион раз меньше Солнца.

    Как формировалась Земля?

    1. Образование Солнца началось, когда туманность, - гигантское облако космических газов и пыли - стала сжиматься под воздействием сил тяготения. Вокруг новорожденного Солнца вращались остатки облака раскаленных газов и пыли.
    2. Постепенно из сталкивающихся частичек пыли формировлись крпыне скустки, которые под действием сил тяготения соединялись между собой в протопланеты. Одна из них стала Землей. В центре этого огромного вращающегося раскаленного шара концентрировались тяжелые элементы - железо и никель.
    3. Более легкие металлы и соединения поднимались к поверхности шара. При их остывании формировались твердая плотная внешняя оболочка.
    4. С поверхности молодой планеты поднимались назы, формируя атмосферу и облака. Выпадающие из этих облаков дожди наполняли влагой владины в земной коре, образуя океаны. Именно в воде появились первые организмы, вырабатывающие кислород.
    5. В результате этих длительных превращений сформировался сегодняшний облик Земли, но наша планета продолжает изменяться.

    Почему Земля Уникальна?

    В отличие от остальных 8 планет Солнечной системы, на Земле есть вода, а атмосфера содержит кислород. Именно благодаря этому на Земле может существовать жизнь.

    Кто доказал что Земля круглая?

    Тысячелетиями люди верили, что Земля плоская. Но в 1519-1522 гг. испанская экспедиция, которую возглавлял португальский мореплаватель Фернан Магеллан (погиб в 1521 г., плавание закончил Хуан Себастьян де Элькано на единственном уцелевшем корабле «Виктория»), совершила историческое кругосветное путешествие, обогнув земной шар. Это раз и навсегда доказало, что Земля круглая.

    Кто такой Коперник?

    До XVI в. большинство людей верило, что Солнце и планеты вращаются вокруг Земли. В 1543 г. было опубликовано сочинение «Об обращениях небесных сфер», в котором его авто - польский астроном Николай Коперник (1473-1543) доказал, что Земля вращается вокруг своей оси и вместе с остальными планетами обращается вокруг Солнца. Учение Коперника опровергало церковные догматы, и с 1616 по 1828 г. его книга была запрещена католической церковью.

    За какое время Земля обращается вокруг Солнца?

    Наша планета совершает полный оборот вокруг Солнца за 365,25 дня, или один год. Земля также вращается вокруг своей оси, которая проходит от Северного полюса к Южному. Полный оборот вокруг своей Земля совершает за 24 часа, или одни сутки.



    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама