THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Сочинение ЕГЭ:

Природа… Для кого-то это среда обитания, фактор, сопутствующий нашей жизни, и лишь немногие воспринимают постоянно меняющийся мир как нечто живое, требующее умения всматриваться, вслушиваться… Способна ли природа воздействовать на мировосприятие человека? Этот вопрос находится в центре внимания автора предложенного мне текста, известного прозаика Б.С.Ямпольского.

Анализируя данную проблему, русский писатель рассказывает о «взаимоотношении» героя - рассказчика и старого тополя. Мы узнаем об их первой встрече в пустой новой квартире, о том впечатлении, который производил «чистый, непорочный свет», лившийся от белых прекрасных ветвей. Не случайно Б.С. Ямпольский так подробно описывает жизнь дерева: вместе с героем мы видим старый заснеженный тополь зимой, что-то зеленое, дымчатое весной, бесконечные закаты и легкие сны летом, листья, устилающие балкон осенью. Автор показывает, что тополь за окном для рассказчика не просто дерево, что, наблюдая за ним, герой думает о смысле своей жизни, учится радоваться каждой минуте, каждой секунде своего бытия. С болью описывая, как прошла дрожь по зеленому телу тополя, зашаталось и рухнуло спиленное дерево, писатель противопоставляет действия человека и природы. И если люди, не раздумывая, губят окружающий их мир, то природа даже в воспоминаниях пробуждает к жизни.

Позицию автора можно понять, проанализировав художественные особенности текста. «Свет, чистый, непорочный, неподкупный», «чудо обновления», «счастливое пробуждение» - эти детали передают убежденность писателя в том, что природа способна не просто изменить настроение человека - она учит воспринимать каждое мгновение жизни как подарок.

Я, безусловно, согласен с точкой зрения автора и не сомневаюсь в том, что человек неразрывно связан с природой, которая помогает нам посмотреть на окружающее другими глазами, открыть для себя новый мир.

Убедиться в том, насколько велико влияние природы на человека, помогает публицистическое произведение академика Д.С.Лихачёва «Письма о добром и прекрасном». Перечитывая это послание к молодому поколению, понимаешь, как прав писатель, утверждая, что человечество находится под воздействием природы издавна - с начала своего существования. Не случайно автор употребляет словосочетание «две великие культуры», говоря о человеке и природе, таким образом уравнивая значение каждого, утверждая взаимную силу воздействия.

С героем, которому природа помогла не только сохранить по-детски искренней взгляд на мир, но и подняться на ноги, можно познакомиться, прочитав рассказ Ф.А.Абрамова «Есть! Есть такое лекарство!» Автор рассказывает старенькой, дряхленькой, маленькой бабе Мане, которая удивляет жителей деревни своим отношением к жизни. Мы видим, как она радуется теплому солнечному дню, первым песням скворцов, горластым воробьям-забиякам - всему птичьему народу. Удивительно, но даже умереть героиня не смогла, не посмотрев на любимых птиц. Читая рассказ, убеждаешься в том, что именно желание и способность видеть в каждом проявлении природы чудо делает жизнь яркой и счастливой.

Б.С.Ямпольский, Ф.А.Абрамов, Д.С.Лихачёв помогают оценить своё отношение к природе и понять, что мир растений, животный и явлений не только окружает нас, но и влияет на наши переживания, состояние, мирощущение.

Текст Б.С.Ямпольского

(1) Когда я вошёл в новую пустую квартиру, единственный, кто встретил меня, был старый заснеженный тополь за окном, он остался от деревенской усадьбы, которая была на этом месте, и теперь, заглядывая во второй этаж, будто сказал мне: "Здравствуй", — и от белых прекрасных ветвей его в комнату лился свет, чистый, непорочный, неподкупный.
(2) Потом пришла весна, и однажды утром, после тёплого ночного дождя, в окно заглянуло что-то зелёное, дымчатое, неопределённое.
(3) Каждую весну повторяется одно и то же, и каждый раз это как чудо, чудо обновления, и к нему нельзя привыкнуть. (4) Я долго стоял и смотрел и не мог наглядеться. (5) Теперь за окном будто поселился кто-то живой, шумел и вдруг замолкал, а во время ветра тихонько и кротко постукивал в окно.
(6) Он жил всеми своими листьями, тысячами тысяч листьев, подставляя их солнцу, луне, ветру, дождю. (7) Он радовался жизни вовсю, каждую минуту, каждую секунду своего бытия. (8) А я, раздумывая над своей жизнью, хотел бы научиться у него этой постоянной радости на воле под небом.
(9) На его ветви прилетали птицы, они свистели, пели свои короткие городские песенки, может, тополь им рассказывал обо мне, и они заглядывали в окно и ухмылялись.
(10) Какое это было долгое чудесное лето в тот первый год жизни в новой комнате, с живым тополем у самого окна, какие были бесконечные закаты, и светлые ночи, и легкие сны! (11) Лишь иногда мне вдруг снилось, что я почему-то потерял новую комнату и снова живу в старой, темной и чадной, с голой электрической лампочкой на длинном шнуре.
(12) Но я просыпался, и тополь глядел в комнату с чистыми, свежими стенами, и предрассветный зелёный шум сливался с ощущением счастливого пробуждения. (13) Потом пришла осень, листья пожелтели, и в комнате стало тихо, грустно.
(14) Начались осенние ливни и бури, по ночам тополь скрипел, стонал, бился ветвями о стену, словно просил защиты от непогоды.
(15) Постепенно облетали листья с его ветвей, сначала с верхних, потом с нижних. (16) Листья струились ручьями, устилая балкон, и некоторые прилипали к стеклам и с ужасом глядели в комнату, чего-то ожидая.
(17) И вот уже на тополе не осталось ни одного листочка, он стоял голый, черный, словно обгорелый, и на фоне синего неба видна была каждая черная веточка, каждая жилочка, было торжественно тихо и печально в природе, негреющее солнце светило по-летнему. (18) И, как всегда, вспоминалось детство и думалось: кто ты? (19) В чём смысл жизни? (20) Потом ещё раз была весна, и всё было сначала, и жизнь казалась бесконечной.
(21) Но однажды утром я услышал под окном звук, будто тополь мой визжал. (22) Я бросился к окну. (23) Внизу стояли скреперы и дорожные катки, которые пробивали новую улицу, и рабочий электрической пилой валил стоявший посреди дороги тополь.
(24) И вот сверху я увидел, как дрожь прошла по всему его зелёному телу, он зашатался, мгновение подумал и рухнул на новую улицу, перекрыв её во всю ширину шумящей зелёной обвальной листвой.
(25) И открылась мне краснокирпичная, скучная, голая стена дома на той стороне улицы, и с тех пор я вижу только её и кусочек неба.
(26) Часто вспоминается мне мой тополь. (27) И всё кажется, что он не исчез с земли, а где-то растёт в лесу, на поляне, шумит всеми листьями.
(По Б. Ямпольскому)

Оффлайн

1)Когда я вошёл в новую пу­стую квар­ти­ру, един­ствен­ный, кто встре­тил меня, был ста­рый за­сне­жен­ный то­поль за окном, он остал­ся от де­ре­вен­ской усадь­бы, ко­то­рая была на этом месте, и те­перь, за­гля­ды­вая во вто­рой этаж, будто ска­зал мне: «Здрав­ствуй», - и от белых пре­крас­ных вет­вей его в ком­на­ту лился свет, чи­стый, не­по­роч­ный, не­под­куп­ный. (2)Потом при­ш­ла весна, и од­на­ж­ды утром, после тёплого ноч­но­го дождя, в окно за­гля­ну­ло что-то зелёное, дым­ча­тое, не­опре­делённое.
(3)Каж­дую весну по­вто­ря­ет­ся одно и то же, и каж­дый раз это как чудо, чудо об­нов­ле­ния, и к нему нель­зя при­вык­нуть. (4)Я долго стоял и смот­рел и не мог на­гля­деть­ся. (5)Те­перь за окном будто по­се­лил­ся кто-то живой, шумел и вдруг за­мол­кал, а во время ветра ти­хонь­ко и крот­ко по­сту­ки­вал в окно.
(6)Он жил всеми сво­и­ми ли­стья­ми, ты­ся­ча­ми тысяч ли­стьев, под­став­ляя их солн­цу, луне, ветру, дождю. (7)Он ра­до­вал­ся жизни вовсю, каж­дую ми­ну­ту, каж­дую се­кун­ду сво­е­го бытия. (8)А я, раз­ду­мы­вая над своей жиз­нью, хотел бы на­учить­ся у него этой по­сто­ян­ной ра­до­сти на воле под небом.
(9)На его ветви при­ле­та­ли птицы, они сви­сте­ли, пели свои ко­рот­кие го­род­ские пе­сен­ки, может, то­поль им рас­ска­зы­вал обо мне, и они за­гля­ды­ва­ли в окно и ух­мы­ля­лись.
(10)Какое это было дол­гое чу­дес­ное лето в тот пер­вый год жизни в новой ком­на­те, с живым то­по­лем у са­мо­го окна, какие были бес­ко­неч­ные за­ка­ты, и свет­лые ночи, и лег­кие сны! (11)Лишь ино­гда мне вдруг сни­лось, что я по­че­му-то по­те­рял новую ком­на­ту и снова живу в ста­рой, тёмной и чад­ной, с голой элек­три­че­ской лам­поч­кой на длин­ном шнуре. (12)Но я про­сы­пал­ся, и то­поль гля­дел в ком­на­ту с чи­сты­ми, све­жи­ми сте­на­ми, и пред­рас­свет­ный зелёный шум сли­вал­ся с ощу­ще­ни­ем счаст­ли­во­го про­буж­де­ния. (13)Потом при­ш­ла осень, ли­стья по­жел­те­ли, и в ком­на­те стало тихо, груст­но.
(14)На­ча­лись осен­ние ливни и бури, по ночам то­поль скри­пел, сто­нал, бился вет­вя­ми о стену, слов­но про­сил за­щи­ты от не­по­го­ды. (15)По­сте­пен­но об­ле­та­ли ли­стья с его вет­вей, сна­ча­ла с верх­них, потом с ниж­них. (16)Ли­стья стру­и­лись ру­чья­ми, усти­лая бал­кон, и не­ко­то­рые при­ли­па­ли к стек­лам и с ужа­сом гля­де­ли в ком­на­ту, чего-то ожи­дая.
(17)И вот уже на то­по­ле не оста­лось ни од­но­го ли­сточ­ка, он стоял голый, чёрный, слов­но об­го­ре­лый, и на фоне си­не­го неба видна была каж­дая чёрная ве­точ­ка, каж­дая жи­лоч­ка, было тор­же­ствен­но тихо и пе­чаль­но в при­ро­де, не­гре­ю­щее солн­це све­ти­ло по-лет­не­му. (18)И, как все­гда, вспо­ми­на­лось дет­ство и ду­ма­лось: кто ты? (19)В чём смысл жизни? (20)Потом ещё раз была весна, и всё было сна­ча­ла, и жизнь ка­за­лась бес­ко­неч­ной.
(21)Но од­на­ж­ды утром я услы­шал под окном звук, будто то­поль мой виз­жал. (22)Я бро­сил­ся к окну. (23)Внизу сто­я­ли скре­пе­ры и до­рож­ные катки, ко­то­рые про­би­ва­ли новую улицу, и ра­бо­чий элек­три­че­ской пилой валил сто­яв­ший по­сре­ди до­ро­ги то­поль.
(24)И вот свер­ху я уви­дел, как дрожь про­шла по всему его зелёному телу, он за­ша­тал­ся, мгно­ве­ние по­ду­мал и рух­нул на новую улицу, пе­ре­крыв её во всю ши­ри­ну шу­мя­щей зелёной об­валь­ной лист­вой.
(25)И от­кры­лась мне крас­но­кир­пич­ная, скуч­ная, голая стена дома на той сто­ро­не улицы, и с тех пор я вижу толь­ко её и ку­со­чек неба.
26)Часто вспо­ми­на­ет­ся мне мой то­поль. (27)И всё ка­жет­ся, что он не исчез с земли, а где-то растёт в лесу, на по­ля­не, шумит всеми ли­стья­ми.
(По Б. Ям­поль­ско­му*)

*Борис Са­мой­ло­вич Ям­полъ­ский (1912-1972), рус­ский пи­са­тель.

Сочинение.
Б.С.Ямпольский -русский писатель. В данном тексте он затрагивает проблему значения дерева в жизни человека.
Данная проблема является актуальной в наши дни и каждый раз привлекает внимание людей. И автор раскрывает её,вспоминая о когда-то росшем под окном тополе,который так запомнился писателю. Он успел полюбить его всей душой.

Я полностью согласна с мнением автора данного текста. В доказательство могу привести пример героя романа "Война и мир" А. Балконского. Встреча князя со старым дубом является одним из поворотных мест в романе. Встреча с дубом-перелом в старой жизни Андрея и открытие новой.
Наверное,не зря в Устном Народном Творчестве многих народов огромное колличество пословиц и поговорок деревьях. Английская пословица: "Тот,кто сажает деревья,любит не только себя,но и других".Греческая пословица: "Общество становится великим тогда,когда старые люди сажают деревья,зная,что они никогда не будут сидеть в тени".
Таким образом, можно сделать вывод, что деревья играют важную роль в обеспечении возможностей для отдыха и духовного развития в современном обществе.

Ответы (3 )

  • Ответ принят

    Оффлайн

    Сочинение слабое: много баллов не наберет...
    Б.С.Ямпольский -русский писатель. (И что?) В данном тексте он затрагивает проблему значения дерева в жизни человека.
    Данная проблема является актуальной в наши дни(знак) и каждый раз привлекает внимание людей. И автор раскрывает её,вспоминая о когда-то росшем под окном тополе,который так запомнился писателю. Он успел полюбить его всей душой.(Комментарий ошибочный.Надо подробнее расписать о роли дерева в жизни рассказчика).
    Б.С.Ямпольский считает,что деревья показывают человеку такую форму души,которая помогает ему держаться за землю. Деревья учат людей доброте и бескорыстию.
    Я полностью согласна с мнением автора данного текста. В доказательство могу привести пример героя романа "Война и мир" А. Балконского. (Г) Встреча князя со старым дубом является одним из поворотных мест в романе. Встреча с дубом-перелом в старой жизни Андрея и открытие новой.(Неубедительно)
    Наверное,не зря в У стном Н ародном Т ворчестве многих народов огромное колл ичество пословиц и поговорок деревьях . Английская пословица: "Тот,кто сажает деревья,любит не только себя,но и других".Греческая пословица: "Общество становится великим тогда,когда старые люди сажают деревья,зная,что они никогда не будут сидеть в тени".(Поменяй аргументы местами...)
    Таким образом, можно сделать вывод, что деревья играют важную роль в обеспечении возможностей](Г) для отдыха и духовного развития в современном обществе.

  • Ответ принят

    Оффлайн

    Проверьте пожалуйста.
    Сочинение.
    Перед нами текст русского писателя Бориса Самойловича Ямпольского о тополе. В данном тексте автор поднимает проблему взаимосвязи человека и мира природы.
    Автор раскрывает эту проблему с помощью воспоминаний рассказчика о когда-то росшем под окном тополе. Из воспоминаний рассказчика понятно,что городскому человеку связь с природой помогает воспринимать окружающий мир со всем ее колоритом. На протяжении всего рассказа автор показывает тесную духовную связь героя и тополя. С первых дней жизни в новой квартире тополь был всегда с рассказчиком, все четыре времени года.Тополь зимой покрытый снегом весной вдруг оживает,зеленеет,цветет,радуется "жизни вовсю". Тополь буйно зеленеет летом и оголяется до следующей весны на глазах героя. Это дерево является живым предметом восхищения и заставляет вспомнить рассказчика детство. Поэтому рассказчику так горько наблюдать за гибелью "своего друга"-тополя.
    Автор утверждает,что между человеком и природой существует тесная связь. Природа способна понимать человека,сопереживать,приносить в жизнь радость. Особенно чутко ощущают эту связь городские жители.
    Я полностью согласна с мнением автора. Действительно, даже в современном мире человек нуждается в "общении" с природой. окруженный "каменными джунглями" человек остро ощущает нехватку живой природы,которая способна наиболее тонко понять человека,его мир.
    К данной проблеме обращались многие отечественные писатели.
    Так, в романе-эпопеи Льва Николаевича Толстого "Война и мир" эпизод князя Андрея Болконского со старым дубом является одним из поворотных мест в романе. При первой встрече князь Андрей увидел дуб угрюмым,неуклюжим,устрашающим. При второй же встрече Болконский видит дуб обновленным,полным жизненных сил,энергии. Дуб помогает Андрею понять,что жизнь его не кончена. Встреча с дубом-это новый этап жизни. Это перелом в его старой жизни и открытие новой.
    В повести Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени" также прослеживается тесная связь человека и природы. События жизни главного героя, Печорина, сопровождаются изменениями состояния природы. Так, перед дуэлью небо голубое,а солнце ярко светит лучами,но после дуэли,небо Печорину казалось тусклым,хмурым,а солнечные лучи перестали сиять.
    Таким образом, можно сделать вывод,что человек и природа находятся в тесной духовной взаимосвязи. Природа чутко понимает внутренний мир человека,

Каждый из нас должен любить свой дом, место, где он живёт, окружающий мир. А всё-таки как люди относятся к природе? Именно эта проблема привлекла внимание автора прочитанного мною текста.

Вопрос взаимоотношения человека и природы, несомненно, актуален во все времена. Рассматривая данную проблему, герой-рассказчик повествует нам историю о тополе, который был единственным, кто встретил его при въезде в новую квартиру. Для героя это дерево, словно живое существо. Рассказчик восхищается тополем, искренне любит его, ведь это дерево приносит счастье. Замечаем, как меняется жизнь героя-рассказчика после исчезновения тополя, ставшего для него родным.

Позиция Б.С. Ямпольского однозначна и выражена довольно чётко. Он убеждён в том, что люди, особенно те, кто живёт в городе, воспринимают природу, как частичку живого мира, способную принести счастье, понять человека, посочувствовать ему, вселить в него радость жизни.

Невозможно не согласиться с позицией художника слова. Действительно, природа- это то, что помогает нам развиваться духовно, что мы должны охранять и любить. Ведь только в этом случае мы достигнем гармонии в жизни на земле. На мой взгляд, человек – часть природы и обязан ей своим существованием.

Таким образом, текст Б.С. Ямпольского заставил меня задуматься над собственным отношением к окружающему миру, взглянуть на него совершенно с другой стороны, ещё больше полюбить родную землю, дал возможность понять важность влияния природы на духовную жизнь человека.

Обновлено: 2017-04-01

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Когда я вошёл в новую пустую квартиру, единственный, кто встретил меня, был старый заснеженный тополь за окном, он остался от деревенской усадьбы, которая была на этом месте. Проблема влияния природы на человека по тексту Ямпольского

Борис Ямпольский

Когда я вошел в новую пустую квартиру, единственный, кто встретил меня, был старый заснеженный тополь за окном, он остался от деревенской усадьбы, которая была на этом месте, и теперь, заглядывая во второй этаж, будто сказал мне: "здравствуй", -- и от белых прекрасных ветвей его в комнату лился свет, чистый, непорочный, неподкупный.

Он был со мною всю зиму. В ту долгую, грозную для меня зиму болезни он один никогда и никуда не торопился. Я всегда его видел в окне, и своей холодной и неизменной снежной белизной он успокаивал меня.

Потом пришла весна, и однажды утром, после теплого ночного дождя, в окно заглянуло что-то зеленое, дымчатое, еще неопределенное.

Каждую весну повторяется одно и то же, и каждый раз это как чудо, и к нему нельзя привыкнуть. Я долго стоял и смотрел и не мог наглядеться.

Теперь за окном будто поселился кто-то живой, шумел и вдруг замолкал, а во время ветра тихонько и кротко постукивал в окно.

Он жил всеми своими листьями, тысячами тысяч листьев, подставляя их солнцу, луне, ветру, дождю. Он радовался жизни вовсю, каждую минуту, каждую секунду своего бытия. А я, раздумывая над своей жизнью, хотел бы научиться у него этой постоянной радости на воле под небом.

На его ветви прилетали птицы, они свистели, пели свои короткие городские песенки, может, тополь им рассказывал обо мне, и они заглядывали в окно и ухмылялись.

Какое это было долгое чудесное лето в тот первый год жизни в новой комнате, с живым тополем у самого окна, какие были бесконечные закаты, и светлые ночи, и легкие сны! Лишь иногда мне вдруг снилось, что я почему-то потерял новую комнату и снова живу в старой, темной и чадной, узкой, как гроб, с голой электрической лампочкой на длинном шнуре.

Но я просыпался, и тополь глядел в комнату с чистыми, свежими стенами, и предрассветный зеленый шум сливался с ощущением счастливого пробуждения.

Потом пришла осень, листья пожелтели, и в комнате стало тихо, грустно.

Начались осенние ливни и бури, по ночам тополь скри-пел/стонал, бился ветвями о стену, словно просил защиты от непогоды.

Я видел, как постепенно облетали листья с ветвей, сначала с верхних, потом с нижних. Листья струились ручьями, устилая балкон, и некоторые прилипали к стеклам и с ужасом глядели в комнату, чего-то ожидая.

И вот уже на тополе не осталось ни одного листочка, он стоял голый, черный, словно обгорелый, и на фоне синего неба видна была каждая черная веточка, каждая жилочка, было торжественно тихо и печально в природе, негреющее солнце светило по-летнему, и в этом ярком, бесполезном свете кричали петухи. И, как всегда, вспоминалось детство и думалось: кто ты? зачем прожил жизнь?

Потом еще раз была весна, и все было сначала, и жизнь казалась бесконечной.

Но однажды утром я услышал под окном звук, будто тополь мой визжал.

Я бросился к окну. Внизу стояли скреперы и дорожные катки, которые пробивали новую улицу, и рабочий электрической пилой валил стоявший посреди дороги тополь.

И вот сверху я увидел, как дрожь прошла по всему его зеленому телу, он зашатался, мгновение подумал и рухнул на новую улицу, перекрыв ее во всю ширину шумящей зеленой обвальной листвой.

И открылась мне краснокирпичная, скучная, голая стена дома на той стороне улицы, и с тех пор я вижу только ее"и кусочек неба.

Часто вспоминается мне мой тополь. И все кажется, что он не исчез с земли, а где-то растет в лесу, на поляне, шумит всеми листьями и ждет меня к себе

1. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

(1) Когда я вошёл в новую пустую квартиру, единственный, кто встретил меня, был старый заснеженный тополь за окном, он остался от деревенской усадьбы, которая была на этом месте, и теперь, заглядывая во второй этаж, будто сказал мне: «Здравствуй», — и от белых прекрасных ветвей его в комнату лился свет, чистый, непорочный, неподкупный. (2) Потом пришла весна, и однажды утром, после тёплого ночного дождя, в окно заглянуло что-то зелёное, дымчатое, неопределённое.

(3) Каждую весну повторяется одно и то же, и каждый раз это как чудо, чудо обновления, и к нему нельзя привыкнуть. (4) Я долго стоял и смотрел, и не мог наглядеться. (5) Теперь за окном будто поселился кто-то живой, шумел и


вдруг замолкал, а во время ветра тихонько и кротко постукивал в окно.

(6) Он жил всеми своими листьями, тысячами тысяч листьев, подставляя их солнцу, луне, ветру, дождю.

(7) Он радовался жизни вовсю, каждую минуту, каждую секунду своего . (8) А я, раздумывая над своей жизнью, хотел бы научиться у него этой постоянной радости на воле под небом.

(9) На его ветви прилетали птицы, они свистели, пели свои короткие городские песенки, может, тополь им рассказывал обо мне, и они заглядывали в окно и ухмылялись.

(10) Какое это было долгое чудесное лето в тот первый год жизни в новой комнате, с живым тополем у самого окна, какие были бесконечные закаты, и светлые ночи, и легкие сны! (11) Лишь иногда мне вдруг снилось, что я почему-то потерял новую комнату и снова живу в старой, тёмной и чадной, с голой электрической лампочкой на длинном шнуре. (12) Но я просыпался, и тополь глядел в комнату с чистыми, свежими стенами, и предрассветный зелёный шум сливался с ощущением счастливого пробуждения. (13) Потом пришла осень, листья пожелтели, и в комнате стало тихо, грустно.

(14) Начались осенние ливни и бури, по ночам тополь скрипел, стонал, бился ветвями о стену, словно просил защиты от непогоды. (15) Постепенно облетали листья с его верхних ветвей, а потом и с нижних. (16) Листья струились ручьями, устилая балкон, и некоторые прилипали к стеклам и с ужасом глядели в комнату, чего-то ожидая.

(17) И вот уже на тополе не осталось ни одного листочка, он стоял голый, чёрный, словно обгорелый, и на фоне синего неба видна была каждая чёрная веточка, каждая жилочка, было торжественно тихо и печально в природе, негреющее солнце светило по-летнему. (18) И, как всегда, вспоминалось детство и думалось: кто ты? (19) В чём смысл жизни? (20) Потом ещё раз была весна, и всё было сначала, и жизнь казалась бесконечной.

(21) Но однажды утром я услышал под окном звук, будто тополь мой визжал. (22) Я бросился к окну. (23) Внизу стояли скреперы и дорожные катки, которые пробивали новую улицу, и рабочий электрической пилой валил стоявший посреди дороги тополь.

(24) И вот сверху я увидел, как дрожь прошла по всему его зелёному телу, он зашатался, мгновение подумал и рухнул на новую улицу, перекрыв её во всю ширину шумящей зелёной обвальной листвой.

(25) И открылась мне краснокирпичная, скучная, голая стена дома на той стороне улицы, и с тех пор я вижу только её и кусочек неба.

(26) Часто вспоминается мне мой тополь. (27) И всё кажется, что он не исчез с земли, а где-то растёт в лесу, на поляне, шумит всеми листьями.

(По Б. Ямпольскому*)

*Борис Самойлович Ямпольский (1912-1972), русский писатель.

2. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы, то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.


Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1) Часто мне вспоминается время, когда нас, школьников, увезли из осаждённого Ленинграда в лесную северную область. (2) Год я прожил в детском доме, а потом приехала мама и забрала меня.

(З) Жилось нам тогда трудно. (4) Мама приехала больная, на службу ходила через силу. (5) А надо было как-то держаться и жить. (6) До каменных мозолей я копался на огороде, рубил дрова, носил с реки воду. (7) А летом почти всякий день шёл в лес — по ягоды, по грибы. (8) И шёл не весело, не для прогулки, а словно на работу, потому что знал: если воротишься пустой, так и есть будет нечего.

(9) Порою мать по неделям не бывала дома. (10) Она служила в райисполкоме, а оттуда всех служащих часто рассылали по колхозам — проводить посевные и уборочные кампании. (11) Я оставался хозяйничать в одиночку. (12) Я сам топил печь, варил еду, прибирался в нашей избе.

(13) Но обычно мать возвращалась под вечер. (14) Обойдя несколько деревень, она уставала так, что сразу не могла подняться на крыльцо, присаживалась на ступеньки и отдыхала, свесив на грудь голову в пыльном, выгоревшем платке.

(15) Однажды она вернулась особенно поздно. (16) Из простывшей печи я вынул еду, выставил на стол. (17) Сварены были пустые щи из крапивы. (18) Не сняв платка, мать опустилась на лавку и, сгорбленная, сжавшаяся, стала жадно есть прямо из чугунка. (19) Я не мог на неё глядеть. (20) В горле стало душно и горячо. (21) Я знал, отчего так голодна мать. (22) В деревнях, у людей, которым в тяжкое это время тоже не хватало еды, она не решалась взять даже куска хлеба, хоть и звалась грозным именем уполномоченной исполкома.

(23) В сенях у меня лежали картофельные лепешки, припасённые на завтра. (24) Я кинулся за ними, чтобы отдать их матери. (25) Снял с полки глиняную миску, заглянул. (26) Лепёшек было немного — штук пять. (27) Но они пахли, сильно пахли маслом и пригоревшей мукой, и от этого запаха у меня закружилась голова.

(28) Я ведь тоже был голоден. (29) И я был мальчишкой — одиннадцать лет.

(30) Наверное, я не отдал бы лепешки, если бы смог их тогда съесть. (31) Но я не смог: сердце разрывалось на части, и в горле комом стояли слёзы...

(32) А вскоре я пошёл на охоту. (33) Знакомый старик позволил мне взять его и набил несколько патронов.

(34) Охотничий шалаш был поставлен на озимом поле неподалёку от берёзового леса. (35) Солнце взошло, и лучи ударили по макушкам берёз и разбились в медные горячие брызги. (36) Потом эти брызги стали спускаться, они осыпали нижние ветви, стволы, кустарник. (37) Лёгкий дымок пробежал по траве, и сразу же она зажглась белым стрельчатым огнём — это засверкала роса.

(38) Сказочный, переменчивый свет преобразил всё вокруг. (39) Березняк словно горел и не мог сгореть в неподвижном пламени. (40) Крошечные радуги вставали и опадали в траве.

(41) Тогда-то и появились тетерева. (42) Нет. (43) Это были не тетерева... (44) Жар - птицы, такие, как снились в детстве, вдруг опустились на землю. (45) Они словно купались в этом пламени, и быстрые огоньки вспыхивали и гасли на их витых, отливавших синевой перьях.

(46) Но я не досмотрел сказку. (47) Я вспомнил, зачем я пришёл сюда. (48) И тотчас накатила грязная, тяжёлая тень. (49) Чудес не было.

(50) Передо мной — мокрое овсяное поле и на нём мясистые петухи, сшибающиеся друг с другом. (51) Их надо убить. (52) Чем больше, тем лучше.

(53) Сказка моя от меня ушла, а ведь только в сказках опускает охотник ружьё, когда слышит голос медведицы: «Пожалей моих малых детушек...»

(По Э. Шиму*)

Эдуард Юрьевич Шим (1930-2006) — писатель, драматург.

3. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1) Одно желание было у Бориса: скорей уйти из этого разбитого хутора подальше и увести с собою остатки .

(2) Но не всё ещё перевидел он сегодня.

(3) Из оврага выбрался солдат в маскхалате, измазанном глиной. (4) Лицо у него было будто из чугуна отлито: чёрное, костлявое, с воспалёнными глазами. (5) Он стремительно шёл улицей, не меняя шага, свернул в огород, где сидели вокруг подожжённого сарая пленные немцы, жевали что-то и грелись.

— (6) Греетесь, живодёры! — глухо произнёс солдат и начал срывать через голову ремень автомата. (7) Сбил шапку на снег, автомат запутался в башлыке маскхалата, он рванул его, расцарапав пряжкой ухо.

— (8) Я вас нагрею! (9) Сейчас, сейчас... — (10) Солдат срывающимися пальцами поднимал затвор автомата.

(11) Борис кинулся к нему и не успел. (12) Брызнули пули по снегу, один простреленный немец забился у костра, а другой рухнул в огонь. (13)

Вспугнутым вороньём загорготали пленные, бросаясь врассыпную. (14) Солдат в маскхалате подпрыгивал так, будто подбрасывало его самой землёю, скаля зубы, что-то дико орал и слепо жарил куда попало очередями.

— (15) Ложись! — (16) Борис упал на одного из пленных, вдавил его в снег. (17) Патроны в диске кончились. (18) Солдат всё давил и давил на спуск, не переставая кричать и подпрыгивать. (19) Пленные бежали из дома, лезли в хлев, падали, проваливаясь в снегу. (20) Борис вырвал из рук солдата автомат, схватился с ним, оба упали. (21) Солдат шарил по поясу, искал гранату - не нашёл, разодрал маскхалат на груди.

— (22) Маришку сожгли-и-и! (23) Селян всех... (24) Всех загнали в церковь. (25) Всех сожгли-и-и! (26) Мамку! (27) Крёстную! (28) Всех!.. (29) Всю деревню... (30) Я их тыщу... (31)Тыщу кончу! (32) Резать буду, грызть!..

— (33) Тихо, друг, тихо! — (34) Солдат перестал биться, сел на снегу, озираясь, сверкал глазами, всё ещё накалёнными. (35) Он разжал кулаки, так сильно стиснутые, что от ногтей остались красные вмятины на ладонях, облизал искусанные губы, схватился за голову, уткнулся лицом в снег и зашёлся в беззвучном плаче.

(36) А в ближней полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя: свой это или чужой.

(37) И лежали раненые вповалку: и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, иные курили, ожидая отправки. (38) Старший сержант с наискось перевязанным лицом и наплывающими под глаза синяками послюнявил цигарку, прижёг и засунул её в рот недвижно глядевшему в пробитый потолок пожилому немцу.

— (39) Как теперь работать-то будешь, голова? — невнятно бубнил старший сержант, кивая на руки немца, замотанные бинтами и портянками. — (40) Поморозился весь! (41) Кто кормить-то будет семью твою? (42) Фюрер? (43) Фюреры, они накормят!..

(44) А бойца в маскхалате увели. (45) Брёл он, спотыкаясь, вниз опустив голову, и всё так же затяжно, беззвучно плакал.

(46) Санитар, помогавший врачу, не успевал раздевать раненых, пластать на них одежду, подавать бинты и инструмент. (47) Легко раненный немец, должно быть, из военных медиков, услужливо и сноровисто начал обихаживать раненых.

(48) Врач молча протягивал руку за инструментом, нетерпеливо сжимал и разжимал пальцы, если ему не успевали подать нужное, и одинаково угрюмо бросал раненому: «(49) Не ори! (50) Не дергайся! (51) Ладом сиди! (52) Кому я сказал, ладом!»

(53) И раненые, хоть наши, хоть чужие, понимали его, слушались, замирали, сносили боль, закусывая губы. (54) Время от времени врач прекращал работу, вытирал руки о бязевую портянку, висевшую у припечка, делал козью ножку из легкого табака. (55) Он выкуривал её над деревянным стиральным корытом, полным потемневших бинтов, клочков одежды, осколков и пуль. (56) В корыте смешалась и загустела кровь разных людей.

(По В. Астафьеву*)

* Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) — российский писатель. Герой Социалистического Труда (1989), лауреат двух Государственных премий СССР.

4. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1) Он был всем в жизни Анны Викторовны, её сын.

(2) Она ждала его долго. (3) Больше года с момента замужества лечилась, ходила на процедуры. (4) Лечащий врач ничего не гарантировал, но всё же внушал оптимизм насчёт перспектив. (5) Она не просто хотела ребенка, она хотела сына, чтобы назвать его именем безвременно ушедшего, горячо любимого отца.

(6) Когда она уже жила в ожидании ребёнка, по всем внешним признакам ей предсказывали дочь, но она упорно твердила, что у неё родится сын. (7) И он родился! (8) Крепким, здоровым и красивым! (9) С самого первого прикосновения его , тёплых губ к её груди она восприняла сына как чудо, явившееся, чтобы стать ей опорой всегда и во всём. (10) Данное ему имя — Виктор — стало не только символом памяти об отце, но и знаком её побед за счастье сына.

(11) С первых лет она растила его как «маленького принца»: с изысканными манерами, почтительным отношением к старшим и представителям прекрасного пола. (12) Ради сына она изощрялась, как могла, чтобы совладать с тираническими и плейбойскими замашками мужа и сохранить семью, дабы не обрекать ребёнка на зависть к тем детям, которые живут в полных семьях. (13) Компромиссы, уступки помогали внешне создавать в доме атмосферу покоя, что позволяло отнести их семью к категории вполне благополучных.

(14) Она знала, что привлекает внимание мужчин, однако никто не мог вызвать у неё интереса, так как все её помыслы и лучшие чувства принадлежали сыну. (15) Сын учился в той же школе, где она работала все годы сразу после окончания университета, однако никто не мог упрекнуть её в «семейственности», поскольку Виктор рос настолько ярким, талантливым и усердным, что никому в голову не пришло бы заподозрить её в использовании для успехов сына своего статуса учительницы. (16) Единственная её корысть состояла в том, что мальчик всегда был у неё на глазах и она знала о нём всё, что позволяло ей высвечивать, обозначать особым смыслом его победы и подставлять ему плечо при радостях и неудачах.

(17) Дружба и привязанность между сыном и матерью вызывали удивление и даже зависть у многих. (18) Они всё обсуждали вместе, часто гуляли вдвоём, делились впечатлениями об увиденном и прочитанном, о головокружительных возможностях, связанных с развитием биологии, о его друзьях и отношениях с ними и даже о его влюблённостях. (19) Мать была его лучшим другом, и потому он всегда чувствовал себя защищенным, уверенным в себе, преисполненным чувства собственного достоинства и дружелюбия к окружающим.

(20) «Может, и правильно, что не пошла в науку, отказалась от аспирантуры после университета, — иногда рассуждала она про себя, — я чувствую неисчерпаемые возможности свои именно в качестве педагога. (21) У меня именно педагогический талант, данный мне от Бога, и мои ученики, и прежде всего мой сын тому подтверждение!» (По Л. Матрос*)

* Лариса Григорьевна Матрос - юрист по профессии, доктор философии, писатель, литературный критик.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама