THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В о имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодняшний день, дорогие отцы, братья и сестры, есть день скорби для России, день сетования, день плача, потому что Россия потеряла не просто царя, но лучшего царя, который только мог быть в России. И тем более этот день плача, потому что большинство людей этой страны, где царствовал этот царь, этого даже не осознают, в том числе и из числа церковных людей, как это не прискорбно. Мы потеряли самое чистое светлое и святое. Чудовищно то, что сам русский народ, обманутый какими-то щедрыми посулами, восстал на собственного помазанника.

Крестный ход с иконой Святых Царственных Страстотерпцев с Оптиной Пустыни в г. Козельск

Если даже обратиться только к цифрам, то государь Николай Второй, Николай Александрович, с детства воспитанный в благочестии, будучи кротким, очень молитвенным благочестивым юношей и мальчиком, воссев на престол после внезапной кончины своего отца венценосного императора Александра Третьего, смог сделать очень многое в годы свое правление. И та клевета, которую раздували большевики на этого великого государя, и та клевета, которая повторяется и ныне, как это не чудовищно, этому учат современных детей, говоря о том, что у нас светская школа.

У нас по-прежнему не светское, а советское образование, потому что в этом образовании нет ни слова о Византии, а следовательно и ее культуры, ее веры, архитектуры, живописи, письменности, которую дали нам выходцы из византийского Константинополя братья Кирилл и Мефодий, нет почти что ни одной строки. Этому учат наших детей. Чему мы можем научиться, если мы не знаем своих истоков по сути, если об этих тысячелетиях царствования нашим детям ничего не говорят.

Так вот император Николай Второй за годы своего правления построил и лично участвовал в них по лицу всей земли русской семь тысяч сорок шесть храмов. Он открыл 211 монастырей. При нем было прославлено 83 угодника Божьия, больше чем за двести лет предшествовавших ему за весь синодальный период. Благодаря реформам Петра Аркадьевича Столыпина, сподвижника государя Николая, который так много смог сделать, в Сибирь переселилось около 4-х миллионов переселенцев, которым давалось совершенно даром по 15 гектаров на человека и по 45 гектаров земли на семью. Давались подъемные деньги, беспроцентные займы. Бесплатно перевозило государство все имущество этих людей и давалось 200 рублей подъемных. Это достаточно большая сумма по тем временам. И благодаря этому, прирост населения составил 60 миллионов человек за двадцать лет, при том, что на всю Российскую Империю приходилось 80 миллионов людей, то есть почти что в два раза. Если бы людям жилось плохо, то они бы так не плодились. У нас была нация почти что детей. 12 лет был средний возраст русского человека. А средняя российская семья имела 8 детей.

Но самое главное, что государь Николай Второй безмерно заботился о благе своего народа, пытаясь улучшить все, что только возможно. Россия совершила невероятный экономический рост. Было построено несколько десятков тысяч километров железных дорог, открыты тысячи заводов и фабрик. И Россия уверенным шагом шла к экономическому росту, входила в число лидирующих экономик всего мира. 80% населения страны это были крестьяне, которые снабжали зерном всю Европу, производя зерна больше, чем вместе взятая Аргентина, Канада и Соединенные Штаты Америки. И, казалось бы, что нужно было русскому человеку. Все Господь нам давал, но хотелось чего-то лучшего и большего. И вот в отсутствии смирения, довольства тем, что есть, русский человек поверил в эти сладкие обещания, что будет еще лучше. И самое главное, что наш народ нарушил ту присягу, которую давали еще в 17-м веке наши предки, но и многие офицеры и генералы, которые восстали на своего государя, большинству из которых он дал все, которые были из простых не знатных сословий. Но, тем не менее, это предательство совершилось.

И вот нам с вами нужно осознать. Николай Второй не был безволен, как его хотят нам «нарисовать» и «рисуют» по сию пору. Как говорил один французский мыслитель: «он имеет железную руку, но в белой перчатке», — потому что он был очень волевым человеком, но жалея своих подданных, не желая никого жестоко карать, он порой долго терпел. При нем не было подписано ни одного смертного приговора. Он практически пытался помиловать всех, кто обращался к нему с помилованием, более того, заботясь о том, чтобы не упустить такой возможности и сделать это скорее.

Николай Второй был образцом не только христианина и мудрого правителя. Ведь многое из того, что большевики присвоили себе, это есть идеи будущего развития России и его кабинета министров. И так называемый план ГОЭЛРО, электрификация всей страны, собственно строительство БАМа, освоение целинных земель и многое, многое другое, что собственно большевики полностью взяли и воплотили. Но вопрос, какой ценой? Путем страданий миллионов и миллионов людей, на костях которых все это зачастую было выстроено совершенно другими средствами.

Есть пророчество, что будет русский царь, что Россия возродится, быть может, мы этого не знаем. Но чтобы это случилось, давайте посмотрим вперед, но прежде всего назад, когда русские люди были вполне благочестивы. Конечно же, не все. Но большинство из них считали себя православными, верноподданными Российской Империи, которые имели достаточно много, потому что крестьянин или рабочий, получавший зарплату на заводе, мог содержать многодетную семью. Далеко не каждый из современных людей в состоянии прокормить 10, 12, 18 человек. При том, что жены этих рабочих не работали, а они были всего лишь домохозяйками.

Конечно, в крестьянском труде принимали все участие — и жены и старшие дети и даже совсем маленькие. Но, так или иначе этот Государь был этими же людьми отвергнут. Многими из них. Предан, оболган и практически распят. И все, что требовалось от русского человека, набраться терпения, мужества и трудолюбия, чтобы лишь с каждым годом увеличивать мощь своего государства, благосостояние свое личное и в целом всего народа.

И даже если предположить, что сейчас придет православный царь, что он потребует от нас. Он не даст нам развлечений и бесконечных каких-то отвлечений, постоянного какого-то праздника жизни, которого человек хочет все время потреблять, удовлетворять свое «хочу», ничего не производя, но имея много денег. Прежде всего, он призовет нас к нравственной чистоте, к самоотверженному труду, к жертвенности своего служения. Но кто из нас к этому готов? Поэтому пока Россия не осознает, что все это она потеряла, все это же было, пока она не покается в этом безумии своем, в том, что наши идеалы совсем далеки от христианства, вряд ли мы можем надеяться на какое-то возрождение само по себе. Чудеса у Бога бывают.

Но при действии божественной воли необходимо соучастие, соработничство воли человека, без чего спасение человека не совершается. И поэтому от нас с вами зависит, как мы живем, какие идеалы нашей с вами жизни, что наполняет наши с вами сердца — желание удовольствий и развлечений или же стремление к спасению и готовность в чем-то отказывать себе, вести хоть какую-то аскезу, пусть небольшую. Но без нее, без воздержания душа христианина никогда не сформируется. И без разумного воздержания и народная жизнь невозможна. И как говорил Государь Александр Третий, завещая своему сыну, будущему императору Николаю Второму: храни семью — основу всякого государства.

Он явился еще идеальным семьянином, вырастив пятерых детей, настолько любящих друг друга, беззаветно преданных друг другу, верных и совершенно любивших друг друга чистой духовной христианской любовью. Даже тропарь воспевает их и говорит как о малой церкви, которой была их семья. То, чего так не хватает нам, то, на что восстает сегодня глобальная верхушка человечества, потому что им не нужны государства. Им нужен сброд похотливых существ, которые уже не способны ни любить, ни жертвовать собой, которые ради своей похоти готовы идти куда угодно и слушать что угодно, веря всяким внушениям и бредням. Потому что только этой толпой легко управлять, толпой, которая подвержена низменным страстям и не желающей ни в чем себе отказывать.

Если мы не осознаем этой трагедии русского народа, нашей личной трагедии, того, что мы потеряли, если мы лишились исторической памяти, то, не зная прошлого, у нас нет будущего. Если не почитая своих предков, своих святых, своих царственных страстотерпцев, покровителей Руси, мы не имеем надежды на то, что мы что-то сможем здесь на этой земле воссоздать.

И дай Бог, чтобы историческая память и скорбь об утерянном вернулась к нам с вами. Мы будем иметь надежду, что Господь помилует Россию, что Господь даст ей путь через скорби, через тернии, через страдания к великой славе. Но, прежде всего, это слава божественная и духовная сила, которой да сподобит Господь наш народ за молитву царственных страстотерпцев, которые день и ночь болезнуют о своих заблудших чадах, которых они так возлюбили до конца, до смерти. Аминь.

Иеромонах Назарий (Рыпин)

Иеромонах Назарий (Рыпин)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодняшний день, дорогие отцы, братья и сестры, есть день скорби для России, день сетования, день плача, потому что Россия потеряла не просто царя, но лучшего царя, который только мог быть в России. И тем более этот день плача, потому что большинство людей этой страны, где царствовал этот царь, этого даже не осознают, в том числе и из числа церковных людей, как это не прискорбно. Мы потеряли самое чистое светлое и святое. Чудовищно то, что сам русский народ, обманутый какими-то щедрыми посулами, восстал на собственного помазанника.

Если даже обратиться только к цифрам, то государь Николай Второй, Николай Александрович, с детства воспитанный в благочестии, будучи кротким, очень молитвенным благочестивым юношей и мальчиком, воссев на престол после внезапной кончины своего отца венценосного императора Александра Третьего, смог сделать очень многое в годы свое правление. И та клевета, которую раздували большевики на этого великого государя, и та клевета, которая повторяется и ныне, как это не чудовищно, этому учат современных детей, говоря о том, что у нас светская школа.

У нас по-прежнему не светское, а советское образование, потому что в этом образовании нет ни слова о Византии, а следовательно и ее культуры, ее веры, архитектуры, живописи, письменности, которую дали нам выходцы из византийского Константинополя братья Кирилл и Мефодий, нет почти что ни одной строки. Этому учат наших детей. Чему мы можем научиться, если мы не знаем своих истоков по сути, если об этих тысячелетиях царствования нашим детям ничего не говорят.

Так вот император Николай Второй за годы своего правления построил и лично участвовал в них по лицу всей земли русской семь тысяч сорок шесть храмов. Он открыл 211 монастырей. При нем было прославлено 83 угодника Божьия, больше чем за двести лет предшествовавших ему за весь синодальный период. Благодаря реформам Петра Аркадьевича Столыпина, сподвижника государя Николая, который так много смог сделать, в Сибирь переселилось около 4-х миллионов переселенцев, которым давалось совершенно даром по 15 гектаров на человека и по 45 гектаров земли на семью. Давались подъемные деньги, беспроцентные займы. Бесплатно перевозило государство все имущество этих людей и давалось 200 рублей подъемных. Это достаточно большая сумма по тем временам. И благодаря этому, прирост населения составил 60 миллионов человек за двадцать лет, при том, что на всю Российскую Империю приходилось 80 миллионов людей, то есть почти что в два раза. Если бы людям жилось плохо, то они бы так не плодились. У нас была нация почти что детей. 12 лет был средний возраст русского человека. А средняя российская семья имела 8 детей.

Но самое главное, что государь Николай Второй безмерно заботился о благе своего народа, пытаясь улучшить все, что только возможно. Россия совершила невероятный экономический рост. Было построено несколько десятков тысяч километров железных дорог, открыты тысячи заводов и фабрик. И Россия уверенным шагом шла к экономическому росту, входила в число лидирующих экономик всего мира. 80% населения страны это были крестьяне, которые снабжали зерном всю Европу, производя зерна больше, чем вместе взятая Аргентина, Канада и Соединенные Штаты Америки. И, казалось бы, что нужно было русскому человеку. Все Господь нам давал, но хотелось чего-то лучшего и большего. И вот в отсутствии смирения, довольства тем, что есть, русский человек поверил в эти сладкие обещания, что будет еще лучше. И самое главное, что наш народ нарушил ту присягу, которую давали еще в 17-м веке наши предки, но и многие офицеры и генералы, которые восстали на своего государя, большинству из которых он дал все, которые были из простых не знатных сословий. Но, тем не менее, это предательство совершилось.

И вот нам с вами нужно осознать. Николай Второй не был безволен, как его хотят нам «нарисовать» и «рисуют» по сию пору. Как говорил один французский мыслитель: «он имеет железную руку, но в белой перчатке», - потому что он был очень волевым человеком, но жалея своих подданных, не желая никого жестоко карать, он порой долго терпел. При нем не было подписано ни одного смертного приговора. Он практически пытался помиловать всех, кто обращался к нему с помилованием, более того, заботясь о том, чтобы не упустить такой возможности и сделать это скорее.

Николай Второй был образцом не только христианина и мудрого правителя. Ведь многое из того, что большевики присвоили себе, это есть идеи будущего развития России и его кабинета министров. И так называемый план ГОЭЛРО, электрификация всей страны, собственно строительство БАМа, освоение целинных земель и многое, многое другое, что собственно большевики полностью взяли и воплотили. Но вопрос, какой ценой? Путем страданий миллионов и миллионов людей, на костях которых все это зачастую было выстроено совершенно другими средствами.

Есть пророчество, что будет русский царь, что Россия возродится, быть может, мы этого не знаем. Но чтобы это случилось, давайте посмотрим вперед, но прежде всего назад, когда русские люди были вполне благочестивы. Конечно же, не все. Но большинство из них считали себя православными, верноподданными Российской Империи, которые имели достаточно много, потому что крестьянин или рабочий, получавший зарплату на заводе, мог содержать многодетную семью. Далеко не каждый из современных людей в состоянии прокормить 10, 12, 18 человек. При том, что жены этих рабочих не работали, а они были всего лишь домохозяйками.

Конечно, в крестьянском труде принимали все участие - и жены и старшие дети и даже совсем маленькие. Но, так или иначе этот Государь был этими же людьми отвергнут. Многими из них. Предан, оболган и практически распят. И все, что требовалось от русского человека, набраться терпения, мужества и трудолюбия, чтобы лишь с каждым годом увеличивать мощь своего государства, благосостояние свое личное и в целом всего народа.

И даже если предположить, что сейчас придет православный царь, что он потребует от нас. Он не даст нам развлечений и бесконечных каких-то отвлечений, постоянного какого-то праздника жизни, которого человек хочет все время потреблять, удовлетворять свое «хочу», ничего не производя, но имея много денег. Прежде всего, он призовет нас к нравственной чистоте, к самоотверженному труду, к жертвенности своего служения. Но кто из нас к этому готов? Поэтому пока Россия не осознает, что все это она потеряла, все это же было, пока она не покается в этом безумии своем, в том, что наши идеалы совсем далеки от христианства, вряд ли мы можем надеяться на какое-то возрождение само по себе. Чудеса у Бога бывают.

Но при действии божественной воли необходимо соучастие, соработничство воли человека, без чего спасение человека не совершается. И поэтому от нас с вами зависит, как мы живем, какие идеалы нашей с вами жизни, что наполняет наши с вами сердца - желание удовольствий и развлечений или же стремление к спасению и готовность в чем-то отказывать себе, вести хоть какую-то аскезу, пусть небольшую. Но без нее, без воздержания душа христианина никогда не сформируется. И без разумного воздержания и народная жизнь невозможна. И как говорил Государь Александр Третий, завещая своему сыну, будущему императору Николаю Второму: храни семью - основу всякого государства.

Он явился еще идеальным семьянином, вырастив пятерых детей, настолько любящих друг друга, беззаветно преданных друг другу, верных и совершенно любивших друг друга чистой духовной христианской любовью. Даже тропарь воспевает их и говорит как о малой церкви, которой была их семья. То, чего так не хватает нам, то, на что восстает сегодня глобальная верхушка человечества, потому что им не нужны государства. Им нужен сброд похотливых существ, которые уже не способны ни любить, ни жертвовать собой, которые ради своей похоти готовы идти куда угодно и слушать что угодно, веря всяким внушениям и бредням. Потому что только этой толпой легко управлять, толпой, которая подвержена низменным страстям и не желающей ни в чем себе отказывать.

Если мы не осознаем этой трагедии русского народа, нашей личной трагедии, того, что мы потеряли, если мы лишились исторической памяти, то, не зная прошлого, у нас нет будущего. Если не почитая своих предков, своих святых, своих царственных страстотерпцев, покровителей Руси, мы не имеем надежды на то, что мы что-то сможем здесь на этой земле воссоздать.

И дай Бог, чтобы историческая память и скорбь об утерянном вернулась к нам с вами. Мы будем иметь надежду, что Господь помилует Россию, что Господь даст ей путь через скорби, через тернии, через страдания к великой славе. Но, прежде всего, это слава божественная и духовная сила, которой да сподобит Господь наш народ за молитву царственных страстотерпцев, которые день и ночь болезнуют о своих заблудших чадах, которых они так возлюбили до конца, до смерти. Аминь.

Царственные страстотерпцы - это последний российский император Николай II и его семья. Они приняли мученическую смерть - в 1918 году их расстреляли по приказу большевиков. В 2000 году Русская Православная Церковь причислила их к лику святых. Мы расскажем о подвиге и дне памяти Царственных мучеников, который отмечается 17 июля.

Кто такие Царственные мученики

Царственные страстотерпцы, Царственные мученики, Царская семья - так после причисления к лику святых Русская Православная Церковь называет последнего российского императора Николая II и его семью: императрицу Александру Федоровну, царевича Алексея, великих княжен Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию. Они были канонизированы за подвиг мученичества - в ночь с16 на 17 июля 1918 года по приказу большевиков их вместе с придворным врачом и слугами расстреляли в доме Ипатьева в Екатеринбурге.

Что значит слово «страстотерпец»

«Страстотерпец» - это один из чинов святости. Это святой, принявший мученическую смерть за исполнение Божиих Заповедей, и чаще всего - от рук единоверцев. Важная часть подвига страстотерпца - то, что мученик не держит зла на мучителей и не сопротивляется.

Это лик святых, пострадавших не за свои поступки или не за проповедь Христа, а за то, кем они были. Верность страстотерпцев Христу выражается в их верности своему призванию и предназначению.

Именно в лике страстотерпцев были канонизированы император Николай II и его семья.

Когда празднуется память Царственных страстотерпцев

Память святых Страстотерпцев императора Николая II, Императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии совершается в день их убийства - 17 июля по новому стилю (4 июля по старому).

Убийство семьи Романовых

Последний российский император Николай II Романов отрекся от престола 2 марта 1917 года. После отречения его вместе с семьей, врачом и слугами заключили под домашний арест во дворце в Царском селе. Потом, летом 1917-го, Временное правительство отправило узников в ссылку в Тобольск. И наконец весной 1918 года большевики сослали их в Екатеринбург. Именно там в ночь с 16 на 17 июля Царскую семью расстреляли - по постановлению исполкома Уральского областного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Некоторые историки считают, что приказ на расстрел был получен напрямую от Ленина и Свердлова. Вопрос, так ли это, - спорный, возможно, исторической науке еще предстоит узнать правду.

О екатеринбургском периоде ссылки Царской семьи известно очень мало. До нас дошло несколько записей в дневнике императора; есть показания свидетелей по делу об убийстве Царской семьи. В доме инженера Ипатьева Николая II с семьей охраняли 12 солдат. По сути, это была тюрьма. Заключенные спали на полу; надзиратели часто были жестоки с ними; узникам разрешалось гулять в саду всего один раз в день.

Царственные страстотерпцы мужественно принимали свою участь. До наш дошло письмо княжны Ольги, где она пишет: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильней, но что не зло победит зло, а только любовь».

Арестованным разрешали присутствовать на богослужениях. Молитва была для них великим утешением. Последнюю службу в Ипатьевском доме протоиерей Иоанн Сторожев совершил всего за несколько дней до расстрела Царской семьи - 14 июля 1918 года.

В ночь с 16 на 17 июля чекист и руководитель расстрела Яков Юровский разбудил императора, его супругу и детей. Им велели собраться под предлогом, что в городе начались волнения и нужно срочно перейти в безопасное место. Узников сопроводили в полуподвальную комнату с одним зарешеченным окном, где Юровский сообщил Государю: «Николай Александрович, по постановлению Уральского областного совета вы будете расстреляны с вашей семьей». Чекист несколько раз выстрелил в Николая II, другие участники расстрела - в остальных приговоренных. Тех, кто упал, но был еще жив, добивали выстрелами и кололи штыками. Тела вынесли на двор, погрузили в грузовик и вывезли в Ганину Яму - заброшенный Исетский. Там скинули в шахту, потом сожгли и закопали.

Вместе с Царской семьей были расстреляны придворный врач Евгений Боткин и несколько слуг: горничная Анна Демидова, повар Иван Харитонов и камердинер Алексей Трупп

21 июля 1918 года во время богослужения в Казанском соборе в Москве Патриарх Тихон сказал: «На днях свершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович… Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе».

Долгие десятилетия никто не знал, где палачи закопали тела расстрелянных Царственных страстотерпцев. И только в июле 1991 года предположительные останки пяти членов императорской семьи и слуг обнаружили недалеко от Екатеринбурга, под насыпью Старой Коптяковской дороги. Генеральная прокуратура России открыла уголовное дело и в ходе следствия подтвердила, что это действительно узники Ипатьевского дома.

После нескольких лет исследований и общественных споров, 17 июля 1998 года, мучеников захоронили в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге. А в июле 2007-го были найдены останки сына царевича Алексея и великой княжны Марии.

Канонизация Царской семьи

Об упокоении Царской семьи в русском зарубежье молились уже с 1920-х годов. В 1981 году Русская Православная Церковь Зарубежом канонизировала Николая II и его семью.

Русская Православная Церковь канонизировала Царственных мучеников спустя почти двадцать лет - в 2000 году: «Прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских царскую семью: императора Николая II, императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжен Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию».

За что мы почитаем Царственных страстотерпцев

«Царскую семью мы почитаем за преданность Богу; за мученичество; за то, что они дали нам пример настоящих руководителей страны, которые относились к ней как к своей родной семье. После революции у императора Николая II было много возможностей покинуть Россию, но он ими не воспользовался. Потому что хотел разделить участь со своей страной, какой бы горькой ни была эта участь.

Мы видим не только личный подвиг Царственных страстотерпцев, но подвиг всей той Руси, которую когда-то назвали уходящей, но которая на самом деле является пребывающей. Как в 1918 году в Ипатьевском доме, где были расстреляны мученики, так и здесь, сейчас. Это скромная, но одновременно величественная Русь, соприкасаясь с которой ты понимаешь, что ценно, а что второстепенно в твоей жизни.

Царская семья - не образец правильных политических решений, Церковь прославила Царственных страстотерпцев вовсе не за это. Для нас они - образец христианского отношения правителя к народу, стремление служить ему даже ценой своей жизни».

Как отличить почитание Царственных мучеников от греха царебожия?

Протоиерей Игорь ФОМИН, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО:

«Царская семья стоит в ряду тех святых, которых мы любим и прославляем. Но Царские страстотерпцы не «спасают нас», потому что спасение человека - дело одного лишь Христа. Царская семья, как и любые другие христианские святые, ведет, сопровождает нас на пути к спасению, к Царствию Небесному».

Икона Царственных мучеников

Традиционно иконописцы изображают Царственных страстотерпцев без врача и слуг, которые были расстреляны вместе с ними в доме Ипатьева в Екатеринбурге. Мы видим на иконе императора Николая II, императрицу Александру Федоровну и их пятерых детей - княжен Ольгу, Татьяну, Марию, Анастасию и наследника Алексея Николаевича.

На иконе Царственные страстотерпцы держат в руках кресты. Это символ мученичества, известный с первых веков христианства, когда последователей Христа распинали на крестах, так же, как их Учителя. В верхней части иконы изображены два ангела, они несут образ иконы Божией Матери «Державная».

Храм во имя Царственных страстотерпцев

Храм-на-Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, построен в Екатеринбурге на месте дома инженера Ипатьева, в котором в 1918 году расстреляли Царскую семью.

Само здание Ипатьевского дома снесли в 1977 году. В 1990 году здесь поставили деревянный крест, а вскоре - временный храм без стен, с куполом на опорах. Первую Литургию в нем отслужили в 1994-ом.

Каменный храм-памятник начали строить в 2000 году. Святейший Патриарх Алексий заложил в основание церкви капсулу с памятной грамотой об освящении места строительства. Через три года на месте расстрела Царственных страстотерпцев вырос большой белокаменный храм, состоящий из нижнего и верхнего храмов. Перед входом в него установлен памятник Царской семье.

Внутри церкви, рядом с алтарем, находится главная святыня екатеринбургской церкви - крипта (гробница). Ее установили на месте той самой комнаты, где были убиты одиннадцать мучеников - последний российский император, его семья, придворный врач и слуги. Крипту оформили кирпичами и остатками фундамента исторического дома Ипатьева.

Каждый год в ночь с 16 на 17 июля в Храме-на-Крови совершается Божественная литургия, а после верующие идут крестным ходом от церкви до Ганиной Ямы, куда после казни чекисты отвезли тела мучеников.

17 июля 2016 года, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице и день памяти страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма.

После сугубой ектении владыка Иларион вознес молитву о мире на Украине.

По отпусте Литургии митрополит Иларион обратился к присутствующим со словом проповеди:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В этот воскресный день наша Святая Церковь празднует память святых страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии. Одно из самых трагических событий российской истории стало одним из самых славных событий в истории нашей Церкви. Как это произошло?

Вспомним жизнь святого страстотерпца царя Николая – когда он родился на свет, когда он рос, когда принимал царскую державу, ничто, казалось бы, не предвещало такого ужасного конца. Представьте себе рождение наследника престола – вся страна Богу радуется. Ребенок растет, окруженный любовью, почетом, славой; он еще младенец и отрок, а на него уже сыплются государственные награды. Жизнь всякого венценосного монарха с внешней стороны имеет много привлекательного, много блестящего, но мы знаем из истории, как много самодержцев заканчивали свою жизнь трагически, сколько было свергнуто с престола, жестоким и бесчеловечным образом умерщвлено.

Говоря о царе-страстотерпце Николае, мы вспоминаем, прежде всего, его последние месяцы, последние дни и то, как с глубоким христианским смирением он встретил свою кончину. А вместе с ним мы вспоминаем и всю его семью, которая также была уничтожена большевистской властью, опасавшейся, что монархия тем или иным образом будет восстановлена.

Почему христианская Церковь именно так относится к подвигу благоверных царей, благоверных цариц? Почему в церковном календаре так много людей, которые носили монарший сан? Потому что Церковь воспринимает служение царя как служение священное – неслучайно все наши российские монархи помазывались на царство. Это был особый чин, особый обряд, можно даже сказать, особая радость. Как в древности пророки помазывали царей на царство, так и Святая Церковь видела в жизни и трудах царя особое служение, и если внешне оно и казалось блестящим и привлекательным, то внутренне для самих монархов оно было служением жертвенным. Это проявлялось, в частности, в том, что они не были хозяевами своей жизни.

В 1897 году во время переписи населения Российской империи император Николай II, заполняя анкету, в графе «род занятий» указал: «хозяин земли Русской». И он действительно был самодержцем, абсолютным монархом, хозяином целой Русской земли, но он не был хозяином собственной судьбы. Это проявлялось, в частности, в том, что будущих монархов отдавали на обучение не туда, куда они хотели, а туда, куда пожелал отец-самодержец. Их женили не на тех девушках, которые им нравились, а на тех, брак с которыми соответствовал государственным интересам. Это приводило к разным результатам, и очень редко монарший брак был браком по любви.

Но святой страстотерпец царь Николай, как мы знаем из истории его жизни, женился на любимой. Это был тот, пожалуй, редкий случай, когда государственные интересы совпали с личными чувствами. Он, будучи еще очень молодым человеком, влюбился в совсем юную Гессенскую принцессу и терпеливо ждал, когда она подрастет и достигнет принятого брачного возраста. Он сделал ей предложение, несмотря на то, что родители поначалу были против этого союза. И он вступил в брак, который был счастливым от начала до самого конца, потому что верность друг другу царственные супруги сохранили и в дни славы, и в пору тяжелых испытаний. Об этом свидетельствует сохранившаяся переписка – они почти каждый день писали друг другу письма и, что бы ни происходило, делились друг с другом своими впечатлениями, мыслями и чувствами.

У них было пятеро детей. Сначала родилось четыре дочери, но, как вы понимаете, вся страна ждала появления в императорской семье сына, потому что престол наследовался по мужской линии. Поэтому, когда родился этот долгожданный царевич, вся страна радовалась и ликовала. Ликовали и родители до тех пор, пока не узнали о том дамокловом мече, который висел над всем гессенским родом и уносил жизни его представителей мужского пола, – о страшной наследственной болезни, передавшейся через мать ее сыну.

А дальше произошли ужасные события, о которых мы с вами знаем. Постепенно умами людей в стране овладевало бесовское наваждение – иными словами невозможно это назвать. Еще за несколько десятилетий до революции Достоевский в своем романе «Бесы» описал тех людей, которые, в конце концов, и пришли к власти. На их совести миллионы жертв, в том числе Царская семья.

Но когда мы вспоминаем Царственных страстотерпцев, для нас это повод не только очередной раз задуматься об истории, но и возблагодарить Господа за мужество тех людей, которые с искренним христианским чувством и смирением восприняли выпавшие на их долю испытания. Не случайно сегодня на всех приходах нашей Церкви прославляют Царственных страстотерпцев. Не случайно всю сегодняшнюю ночь многотысячный крестный ход шел от места, где их убили, к предполагаемому месту захоронения. Не знаю, сколько людей в этом году приняло участие в молитвенном шествии, но обычно 60-70 тысяч человек идут ночью пешком пять часов для того, чтобы почтить память святых страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии.

Я вспоминаю время, когда они еще не были проставлены в лике святых, когда в Церкви спорили, надо ли канонизировать последнего царя и его семью. Было много споров, много публикаций, потом эту тему подняли на Архиерейском Соборе 2000 года. Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием был прочитан доклад; кто-то выступил против, кто-то – за, а затем предложили голосовать. И когда весь Собор проголосовал за прославление их в лике святых, в том числе и те, кто еще до недавнего времени был против или сомневался, то, думаю, всех участников Архиерейского Собора посетило совершенно особое чувство. Они ощутили веяние Духа Божия, Который подсказал, что именно так, а не иначе надо было оценить этот подвиг, что именно так, а не иначе надо было прославить этих невинных людей – кроткого царя, царицу и их детей, которые разделили судьбу родителей, хотя они-то не могли быть обвинены ни в чем, кроме того, что родились в царской семье.

Церковь недавно прославила еще одного человека, который пострадал вместе с ними, – доктора Евгения Боткина. Это был человек особой судьбы: он родился в семье потомственных медиков, в честь его отца названа известная больница в Москве. Евгений Боткин не захотел покинуть Царскую семью, хотя ему предлагали уехать и он знал, что конец будет трагическим. Осталось письмо, в котором он написал своим родным, что скоро умрет, но не может поступить иначе и должен остаться. И с тем же подлинно христианским смирением, с которым Царская семья взошла на свою Голгофу, и он взошел на свою Голгофу, вместе с ними отдав свою жизнь Богу.

Церковь прославляет Царственных страстотерпцев как тех, кто последовал за Христом на Голгофу, кто был послушным Отцу даже до смерти, и смерти крестной. До сего дня они являются нашими небесными молитвенниками и заступниками.

Будем молиться святым Царственным страстотерпцам, чтобы они никогда не позволили нашей стране оказаться у края бездны, чтобы никогда не повторилось то ужасное наваждение, которое мы допустили, чтобы никогда больше не гибли невинные люди, чтобы никогда больше не насаждалась насильственными средствами безбожная идеология, чтобы Русь Святая хранила веру Православную, а народ наш укреплял свои силы и веру. Будем молиться, чтобы Господь всех нас хранил под омофором Его Пречистой Матери. Аминь».

Служба коммуникации ОВЦС

Священник Андрей Лютиков клирик Донской церкви

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня мы вспоминаем день расстрела - на земле, и день славы и торжества - на небе, последнего русского императора и его семьи. Эта слава засвидетельствована Самим Богом через чудеса по молитвам этих святых, через почитание церковным народом и, нако- нец, через благодать, приходящую ныне в наши сердца ради их почитания.

Как и любые другие святые, царственные страстотерпцы кажутся нам теперь «неотмирными», т.к. вели особенную жизнь, совершали только необычайные поступки. На самом же деле император и императрица были по положению своему погружены в самую гущу общественной жизни. И потому вокруг них, как это бывает на властном «олимпе», всегда было множество людей, ищущих толь- ко своей выгоды, интригующих и пытающихся манипулировать даже царской властью ради своих целей. И именно от этих деятелей выходили те неприязненные воспоминания, которые во внецерковной среде формировали негативный образ императора и его семьи. Вспомним хотя бы то, что мы с вами вынесли из школьных уроков истории о Николае Александровиче: «кровавый тиран», «блюститель «тюрьмы народов», «неумелый и нерешительный правитель». Но мы знаем, что по-другому и не могло быть: удел святых в этом мире - оставаться при жизни непоняты- ми и непринятыми. Логика поступков императора часто вызывала даже у бли- жайшего окружения недоумение: он поступал так, как будто решения его должны быть действенными и правиль- ными уже в силу того, что они справед- ливы и праведны перед судом Божиим. И это действительно непонятно и никак необъяснимо для «людей века сего». Теперь же мы подлинно знаем, что деятельность помазанника Божия на своем «посту» имела колоссальный успех - развитие России и материальное, и культурное совершило громадный скачок вперед за период последнего царствования. Страна оставалась на подъе- ме даже в годы Мировой войны и даже перед самой катастрофой 1917 г. И все же за эти годы неслыханного ранее развития Россия обнаружила некоторый надлом, ставший основной причиной этой катастрофы. И надлом этот заключался в потере веры и отступлении от нее как экономической и политической элиты, так и широких масс народа. Все очевидно были захвачены опьянением от собственной мощи и богатства еще открывающихся новых материальных возможностей. Увы, такое состояние часто рождает в душах людей гордость и самонадеянность, подавляя в нас трезвые понятия о мире и своем месте в нем. На этом фоне необходимое в большой войне напряжение всех сил страны вызвало резкое недовольство властью и персонально императором, умело подогретое заинтересованными силами. И потому, наконец, случился надлом той целостности, которая давала крепость и жизнь всему организму России, разорвался основанный на вере союз между поставленным Богом монархом и присягнувшим ему народом. Это стало началом целой череды катастроф России, как в духовной, так и материальной жизни в XX веке. Надлом этот готовился и созревал давно, и о нем предупреждали с горе- стью многие наши святые. Видимо, знал о неминуемости беды и сам царь, толь- ко этим можно объяснить никем нео- жидаемую легкость, с которой было подписано им отречение от престола. Но он сошел с трона не принуждаемый силой, а добровольно, и лишь когда увидел невозможность действовать как православному монарху в любви и согласии, в «симфонии» с подданными. Подобно первым русским святым Борису и Глебу, он не хотел стать причиной междоусобной войны, и всем показал, что никак не держался за богатство и привилегии царской власти, желая скорее стать жертвой, чем проливать русскую кровь. Этого принципа и держался до конца наш государь, восходя на свою голгофу, претерпевая всякое зло от тех, кого более всего любил. Это убеждение в необходимости следования только путем долга и данного Богом пути дер- жалась и супруга императора, опроверг- шая своей верностью выбору мужа при- писанное ей властолюбие. И еще одна черта, несомненно, украшала царственную чету - независимость от богатства. «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Мк.10:25), - читаем мы в Евангелии. И для нас несомненно, что обладая огромными богатствами, семья последних Романовых не надеялась на него, чтобы не перестать уповать на Бога. Они не строили заранее планов бегства от подданных, не готовили себе удобных и надежных убежищ на случай опасности, но предали себя и в этом Богу. И пото- му к моменту их подлого расстрела им была готова обитель на Небесах, где с ними пребывает Сам обетовавший нам ее Спаситель Христос (Ин.14:2) и где все они - Николай, Александра, Ольга, Мария, Анастасия и Алексей - соби-рали себе всю свою жизнь «сокровище неоскудеваемое» (Лк.12:33) и «неветшающее», которое не могли уже отнять у них никакие земные гонители. Аминь.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама