THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока: обогащение словарного запаса уч-ся новыми словами, усвоение теоретического материала, умение находить в предложении прямое и косвенное дополнение, воспитание личностных компетенций, привить любовь к поэзии.

Тип урока: синтетический

Вид урока: урок-эксперимент

Наглядность: плакаты, фломастеры

Ход урока

I . Организационный момент (1-2 мин)

а) приветствие (слайд №3): Здравствуйте! В разных странах здороваются по-своему: А в одном из африканских племен при встрече говорят: “Я тебя вижу”:
б) аутогенная тренировка: каждый про себя произносит фразу “Я самый лучший!”

II . Опрос домашнего задания: прочитать эссе на тему “Русские народные традиции”

III . Новая тема: Прямое и косвенное дополнение

1. Слово учителя.

Дорогие ученики! Сегодня у нас необычный урок, который пройдет в творческой мастерской. Вы должны провести эксперимент и определить какова тема сегодняшнего урока. (На доске висит белый плакат, на котором ученики должны написать тему урока после того, как проведут лингвистический эксперимент и сделают вывод).
Но перед тем как приступить к занятиям, мы должны посадить дерево ожиданий, т.е. каждый ученик пишет на листочках свои ожидания от этого урока и прикрепляет их на дерево. (Дерево ожиданий. Слайд №4)

2. Мозговой штурм (Слайд №5). Вопрос: Какова тема нашего урока?

Опорные понятия: главные члены предложения, второстепенные члены предложения, подлежащее, сказуемое, дополнение, косвенное и прямое дополнение.
Мукагали Макатаев, учитель русского языка, лирика, Данте, Шекспир (Среди этих понятий новыми являются: прямое и косвенное дополнеие, Мукагали Макатаев. Опираясь на новые понятия ученики приходят к единому мнению, что на уроке мы будем говорить о прямых и косвенных дополнениях, а также лексическая тема будет посвящена творчеству Мукагали Макатаева.)

3. Учитель: О чем мы говорили на прошлом уроке?

Ученики: Мы изучили тему “Дополнение”

(Уч-ся, отвечая на этот вопрос, пишут на плакате-справочнике определение дополнения. Остальные термины, касющиеся новой темы, заносятся учениками в этот справочник!)

Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей. (Слайд №6)

4. Лингвистический эксперимент(7 слайд

Приведем примеры: (синтаксическая пятиминутка)

В русском языке:

На ярмарке можно купить сплетенную корзину и лоскутный коврик.

Мастера показали, как слепить игрушку из шины

В казахском языке:

Тура және жанама толықтауыш

1) Баланы оқытуды жек көрмедим (Табыс септік тура толықтауыш)
2) Құлақ естігенді көз көреді
3) Өнер – білім бар жұрттар (Неден?Шығыс септік, жанама)
Тастан сарай салғызды (Ы.Алтынсарин)
4) Жылқыда өт жоқ , өсер малда өлім жоқ (Жатыс септік) жанама толықтауыш

В английском языке:

Прямое, косвенное и предложное доплнение
1) I wrote a letter (прямое)
Я написала письмо
2) I wrote a letter to him (whom?) (косвенное)
3) I spoke about him (предложное дополнение)
(Я говорила о нем)

(Ученики находят в предложениях дополнения, так как они владеют тремя языками, уч-ся проводят сопоставление и делают вывод: в казахском языке два вида дополнений, в английском три вида дополнений, а в русском языке сколько?)

5. Лингвистический эксперимент в творческой мастерской продолжается (8 слайд)

Объясните, почему словосочетания разделены в два столбика?

Записав примеры, ученики определяют падежные формы существительных и указывают на переходность глаголов. На плакате–справочнике уч-ся пишут:
Переходные глаголы обозначают действия, непосредственно и обязательно направленные на какой-либо предмет. Действие, обозначаемое этим глагол, предполагает тот или иной объект (дом, плотина, завод и т.п.) и невозможно без него. Объект, на который переходит действие переходного глагола, всегда выражается формой винительного падежа без предлога.
Иногда прямое дополнение при переходном глаголе стоит в форме родительного падежа: при обозначении частичного объекта, при отрицании.
Непереходные глаголы обозначают действия, не направленные на какой –либо предмет. Они имеют значение положения в пространстве, состояния, звучания: сидит, горюет, лает и др. В соответствии со своим значением они не могут управлять формой винительного падежа без предлога.

6.Презентация справочника (9 слайд).

На плакате - справочнике ученики в два столбика пишут падежные формы, которые необходимы при переходных и непереходных глаголах. Затем делают вывод о прямых и косвенных дополнениях и на пустом плакате пишут тему урока.
Прямое дополнение относится к переходному глаголу и выражается формой винительного, реже - родительного без предлога. Все остальные дополнения называются косвенными.

7. Выборочное упражнение.

1. Моя бабушка любит собирать лекарственные растения. 2. Моя искренность поразила Пугачева. 3. Дай мне, пожалуйста, молока. 4.Сынок,купи в магазине хлеба. 5. Сказали, в течение дня не будет воды. 6. Я не люблю шуток твоих. 7. Чтобы достичь цели, надо много трудиться. 8. Больной лишился сна. 9. Многие композиторы отдали музыке всю свою жизнь. 10. Я никому не позволю себя обманывать. 11.Олово плавим, машинами правим. 12. Старик ловил неводом рыбу. 13. Из газет и старых журналов я узнавал о жизни других городов, других народов. 14.Без музыки и песен не проходит ни один праздник. 15.Я ездила в город с подругой. 16. Дулат хорошо играет в шахматы.

8. Работа по таблице(Слайд №10)

Уч-ся закрепляют свои знания о прямых и косвенных дополнениях с помощью таблицы.

9. Фонетическая зарядка (или речевая зарядка) шипение змеи; шелест листьев; воет ветер; каркает ворона.(Слайд№11)

(Уч-ся должны произнести слова, выполняя действия, которые перечислены выше, например: шипение змеи – с-с-солнце, ц - ц- цветок, с - с – свет; воет ветер – пере – у - у- улок, у- у- улица, слу- у- у- чай; каркает ворона- кар- кар- картина, кар- кар- картон, кар- кар- каррикатура.
Эта фонетическая зарядка служит мостиком для перехода к лексической теме “Мукагали Макатаев”.

Учитель: Как вы думаете используют ли этот метод (т.е. повторение одинаковых звуков) поэты в стихотворениях? Как он называется?

Ученики: Этот метод называется аллитерация. Его часто используют поэты. Аллитерация- повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков, один из видов звукописи. Аллитерация выделяет отдельные слова и строки, которые становятся поэтому особенно выразительными:

Грохочет эхо по горам,
Как гром, гремящий по громам.
(Г.Державин. Водопад.)

(“Краткий словарь литературоведческих терминов”. Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев)

Учитель: Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством Мукагали Макатаева (Слайд №12). Это известный казахский поэт. Его стихи занимают важнейшее место в казахской литературе. Мукагали Макатаев писал стихи и на русском языке. Он работал учителем русского языка. А сейчас вы должны прочитать текст о нём, соблюдая нормы произношения.

Упражнение 4 из учебника “Русская речь” под редакцией Г.Бадамбаевой.

Один из талантливейших казахских поэтов Мукагали Макатаев прожил всего 45 лет (1931-1976). Он родился в Нарынкольском районе Алма-Атинской области. В его доме собирались учителя, за просто приходили к поэту его читатели. Вечерами часто обсуждали стихи, беседовали о поэзии. Впервые казахского учителя познакомил с творчеством Макатаева в 1966 году в газете “Қазақ әдебиеті” старейший поэт нашей республики Абдильда Тажибаев.
На формирование Макатаева - поэта большое влияние оказала устная поэзия казахского народа, любовь к которой у него проявилась еще в детстве. Долгими зимними вечерами будущий поэт любил слушать у очага рассказы, легенды, песни.
Мукагали Макатаев переводил на казахский язык произведения Данте, Шекспира и других классиков зарубежной литературы.

10. Лексический уголок: работа с новыми словами – обсуждали, влияние, легенды.

Составить с новыми словами предложения. Просклонять существительные.

11. Работа с текстом: Текст перепечатать ну бумагу мелким шрифтом и повесить на доску.

Класс разделить на две группы и попросить их закрыть учебники. Каждая группа должна
восстановить текст в тетрадях. Для этого два ученика пишут, а остальные уч-ся, прочитав у доски по одному предложению, подходят к ученику, который пишет, и диктуют по памяти прочитанное предложение. Группа, которая первая восстановит текст без ошибок и (подчеркнет в предложениях дополнение) достойна награждения.
(Этот вид работы позволяет ученикам развивать память, а также дает уч-ся возможность подвигаться на уроке)

12. Задача из “Медвежонка”: найти дополнение.

Тореро надел сомбреро.
Сомбреро надел Тореро.
Ответ: Сомбреро (от испанского) – широкополая шляпа с высокой конусообразной тульей и обычно с закруглёнными вверх краями полей.

13. Структурная дискуссия на тему: “Читает ли современная молодежь художественную литературу?” (Слайд №1 3 )

Ученики высказывают своё мнение с точки зрения оптимистов, пессимистов, реалистов. Наблюдатели и аналитик дают оценку высказываниям.

14. Обобщение урока: Дерево с результатами. (Слайд №14)

Ученики на листочках пишут свои отзывы и прикрепляют к дереву. Учитель сравнивает ожидания с полученными результатами.

15. Домашнее задание: написать о любимом поэте, употребляя прямые и косвенные дополнения.

Дополнение. Виды дополнений и способы их выражения.

Дополнение - это второстепенный член предложения, выражающий обычно объектные отношения. Οʜᴎ отвечают на вопросы, совпадающие с вопросами косвенных падежей.

Значение. Значение объекта - наиболее яркий признак дополнения. При этом дополнение может выражать и другие значения (субъекта͵ орудия действия, состояния): Учителœем поставлена задача (учителœем – субъект действия в страдательном контексте); Ему грустно (ему - субъект состояния).

Средства выражения. Морфологизированное дополнение - имя существительное в форме косвенного падежа, местоимение. Неморфологизованное дополнение должна быть выражено различными частями речи: Вы болтаете пустое (прилагательное); Он не разобрался в прочитанном (причастие); Я научился играть на скрипке (инфинитив); Я сумел разглядеть что-то темное, небольшое (неделимое словосочетание); Командир не особенно уважал слабый пол (ФЕ).

Позиция в предложении. Дополнение располагается обычно после распространяемого слова. При этом возможна инверсия дополнений в разговорной или в поэтической речи.

Синтаксическая связь. Основной вид подчинительной связи дополнения с главным словом является управление (реже - примыкание) или свободное присоединœение ко всœему предикативному центру (детерминант). Большинство дополнение относится к одному слову, ᴛ.ᴇ. являются недетерминированными. Лишь некоторые семантически обязательные дополнения выступают в роли детерминантов: Ему и больно и смешно.

По отношению к смысловому содержанию предложения. Дополнения бывают семантически обязательными компонентами предложения: У него бодрое настроение.

Недетерминирующие дополнения различаются исходя из того, к какому слову в предложении они относятся, ᴛ.ᴇ. какие части речи управляют ими.

1.Наиболее употребительными и массовыми являются приглагольные дополнения, так как многие глаголы называют действие, предполагающие тот или иной объект: построить дом, построить для рабочих, рассказать товарищу, рассказать о происшествии, рубить топором .

2.Приадъективные дополнения. Οʜᴎ малоупотребительны, так как способностью управлять обладают только качественные прилагательные и то не всœе: Мы жили в богатом рудой краю. Край беден лесами.

3.Дополнения могут относиться к существительным. Это присубстантивные дополнения. Их тоже немного, так как дополнение должна быть употреблено только при отвлеченном существительном, образованном от переходного глагола или от качественного прилагательного. Это значит, что в словосочетании рукав платья, крыша дома отношения не объектные, а атрибутивные, так как распространяемые существительные неотглагольные. А вот в словосочетании лечение больных отношения объектные. Распространяемое существительное образовано от сильноуправляемого прямопереходного глагола лечить . В случае если существительное относится к сильноуправляемому, но непереходному глаголу, то дополнение приобретает определительный оттенок, появляется синкретизм: увлечение музыкой, дума о сыне.

4.Дополнения могут относиться к словам категории состояния: Мне стало жаль Бэлу (Лермонтов).

5.Дополнения могут относиться и к наречиям: далеко от дома.

Виды дополнений. По традиции дополнения делят на прямые и косвенные . Прямое дополнение выражает значение объекта͵ на который непосредственно переходит действие. Оно должна быть выражено существительным или местоимением в форме винительного падежа без предлога: Читал книгу, видел коня. Вместе с тем, прямое дополнение должна быть выражено существительным или местоимением в форме родительного падежа без предлога при отрицательном сказуемом – переходном глаголе: Я не читал этого романа. А также существительным в форме родительного падежа, выражающего значение ʼʼчасть от целогоʼʼ: выпить чая, принœести дров. Остальные дополнения относятся к косвенным.

В лингвистической литературе есть некоторые разногласия, касающиеся границ употребления прямых и косвенных дополнений. Одни считают, что делœение дополнений на прямые и косвенные касается только приглагольных дополнений (Скобликова). Другие считают, что прямые дополнения бывают и при словах категории состояния (жаль его ) Третьи полагают, что к прямым могут относиться и приадъективные, и присубстантивные дополнения.

Дополнение, выраженное инфинитивом, крайне важно отличать от части СГС, ᴛ.ᴇ. субъективный инфинитив от объективного: Начинаю рассказывать, могу рассказать, боялся рассказать – велœел рассказать, просил рассказать, помог рассказать. Инфинитив-дополнение обладает собственным ЛЗ. В ЛЗ нет ни модального, ни фазисного значения. Деятели глаголами обозначены разные. Такие дополнения - ϶ᴛᴏ объектный инфинитив. В качестве дополнения может выступать и субъектный инфинитив, когда субъект обозначенного дополнением действия совпадает с субъектом действия поясняемого глагола: договорились переписываться.

Дополнение. Виды дополнений и способы их выражения. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Дополнение. Виды дополнений и способы их выражения." 2017, 2018.

– это лицо или предмет, на который направлено действие. Дополнение находится после глагола или сочетания “глагол-связка + прилагательное”:

  • После глагола: I see you . – Я вижу тебя.
  • После глагола-связки + прилагательное: I am afraid of you . – Я боюсь тебя.

Прямое дополнение в английском языке

Прямое дополнение (direct object) – это объект, на который направлено действие. Прямое дополнение может присоединяться без предлога:

I love this game . – Я люблю эту игру.

I believe you . – Я верю вам.

We learn languages . – Мы учим языки.

Также прямое дополнение может присоединяться с помощью предлога (предложное дополнение).

I’m talking to you . – Я разговариваю с тобой.

He is proud of you . – Он гордится тобой.

Предлоги между глаголом и дополнением – это камень преткновения, причем не только начинающих. Здесь нельзя полагаться на закономерности, присущие глаголам и предлогам в русском языке. Часто бывает, что в русском варианте предлог нужен, а в английском нет, или наоборот.

A cat climbed the tree. – Кошка взобралась НА дерево.

Don’t listen TO him– Не слушайте его.

Чтобы быстрее запомнить, какой предлог нужен после какого глагола, обращайте внимание на контекст, когда учите глаголы. Считайте, что “глагол + предлог” – это цельное слово со своим значением, а тот же глагол + другой предлог – это уже другое слово. Например:

  • Talk about something – говорить о чем-то

Let’s talk about art. – Давайте поговорим об искусстве.

  • Talk to somebody – говорить с кем-то

Talk to my boss. – Поговорите с моим боссом.

Кроме того, с «глагольнопредложной» проблемой помогает справиться практика (как и с любой другой проблемой). Чем больше читаете, слушаете, тем больше запоминаете сочетаний, легче их понимаете и используете.

Косвенное дополнение в английском языке

И в английском, и в русском языке есть глаголы, которым нужно не только прямое дополнение, но и косвенное – объект, на который действие направлено через прямое дополнение.

Возьмем глагол tell – говорить, рассказывать. Это действие может быть направлено на один объект – прямое дополнение:

Jane is telling a fairy-tale . – Джейн рассказывает сказку.

Но часто действие tell направлено на два объекта – на один напрямую, на другой косвенно, через первый, он отвечает на вопрос «кому?». Обратите внимание, что косвенное дополнение находится между глаголом и прямым дополнением.

Jane is telling me a fairy-tale. – Джейн рассказывает мне сказку.

Косвенное дополнение не может обходиться без прямого. Даже если прямого дополнения нет в предложении, оно подразумевается, недоговаривается:

He told me… – Он рассказал мне… (возможно, рассказал «все» или «правду»)

Как правило, два дополнения – косвенное и прямое – бывают у глаголов, вписывающихся в логическую схему «делать что-то кому-то», например: show – показывать, explain – объяснять, give – давать. Причем прямое дополнение – это обычно какой-то предмет, а косвенное – человек.

He showed you his city. – Он показал тебе свой город.

Give us your phone, please. – Дайте нам ваш телефон, пожалуйста.

She passed Jack a slice of pizza. – Она передала Джеку кусочек пиццы.

Косвенное дополнение после прямого

Во многих случаях косвенное дополнение можно поставить после прямого, тогда перед ним понадобится предлог to (косвенное предложное дополнение):

He showed his city to you . – Он показал свой город тебе.

Give your phone to us , please. – Дайте ваш телефон нам, пожалуйста.

She passed a slice of pizza to Jack . – Она передала кусочек пиццы Джеку.

Ряд глаголов допускает только такой вариант дополнения, например: prove – доказывать, explain – объяснять, repeat – повторять.

  • Правильно: Repeat the word to me. – Повторите мне слово.
  • Неправильно: Repeat me the word. – Повторите меня (?!) слово.


Дополнение - это второстепенный член предложения, обозначающий предмет, на который направлено действие, который является результатом действия или его орудием. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей.
Дополнения обычно выражаются именами существительными и местоимениями: Егорушка взглянул (на кого?) на часовых (Ч.); Зной и степная скука утомили (кого?) его (Ч.). Кроме того, дополнения могут быть выражены любой частью речи, способной употребляться в значении существительного. Например: причастием - Забудем бывшее меж нами (Г.); прилагательным - Оба тогда мы болтали пустое (Н.); междометием - Варька лежит на печи, не спит и прислушивается к отцовскому «бу-бу-бу» (Ч.). В роли дополнения может быть неопределенная форма глагола: Колдоба приказал партизанам рассыпаться по катакомбам и не держаться толпами (Пауст.) - и неразложимое словосочетание: Много я стран перевидел, шагая с винтовкой в руке (Исак.).
Дополнение называется прямым, если оно относится к переходному глаголу и стоит в винительном падеже без предлога. Например: Дениска решительно взял (что?) пирог (Ч.).
Дополнение считается прямым и в родительном падеже, если оно стоит при глаголе с отрицанием: Но не вернуть ейдней былых (Н.)- или обозначает часть предмета, на который направлено действие: Мальчик выпил молока (ср.: Мальчик выпил молоко).
Все другие дополнения, т. е. дополнения, выраженные всеми косвенными падежами и винительным с предлогами, называются косвенными. Например, Рыбаки с удивлением покачивали головами (Павл.); ... Софья стала рассказывать матери о своей революционной работе (М. Г.).
Упражнение 520. Перепишите. Найдите дополнения и определите, чем они выражены. Какие это дополнения - прямые или косвенные?
1. Шел крупный, пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков (Ч.). 2. Каштанка бегала взад и вперед и не находила хозяина (Ч.). 3. Она [Каштанка] понюхала одежду и сапоги незнакомца и нашла, что они очень пахнут лошадью (Ч.). 4. Она [Каштанка] увидала нечто неожиданное и страшное (Ч.).
  1. Яшка камнем вбивал стойки для котла, а сам Дергач обчищал от сучьев перекладину (Гайд.). 6. Сбросив шинель, он взял из-под воза ломик, позвал парней (Баб.). 7. Сергей рассказал о строительстве электростанции и о плане электрификации (Баб.). 8. Что написано пером, того не вырубишь топором (поел.). 9. Валентина поняла Андрея лучше его самого (Г. Ник.).
Упражнение 521. Перепишите, выделив дополнения вместе со словами, к которым они относятся. Определите вид связи в данных сочетаниях (управление, примыкание).
1. Довольный праздничным обедом, сосед сопит перед соседом (П.). 2. Цветы последние милей роскошных первенцев полей (П.).
  1. Вот раз уговаривает меня Печорин ехать с ним на кабана (Л.).
  2. Она [Каштанка] вспомнила Луку Александровича, его сына Фе- дюшку, уютное местечко под верстаком... Вспомнила она, что в длинные зимние вечера, когда столяр строгал или читал вслух газету, Федюшка обыкновенно играл с нею (Ч.). 5. Возвращаю письмо Горленко вместе с большим спасибо (Ч.). 6. В такие минуты он становился недосягаемым, под стать величественным портретам Франклина и Ломоносова (Гран.).
Упражнение 522. Прочтите внимательно. Определите, какими членами являются выделенные слова или словосочетания (в форме родительного падежа) - определениями или дополнениями. Поставьте вопросы. Подумайте, в каких случаях возможно двоякое решение.
1. [Море] дышало влажным соленым ароматом и ласково звучало, плескаясь о борта судов, о берег, чуть-чуть покачивая лодку Чел- каиіа (М. Г.). 2. И все птицы пели, и всем стало так легко, все чувствовали, что в сердцах родилось страстное желание жизни и счастья (М. Г.). 3. Далеко за морем, на восход солнца, есть страна большой реки... (М. Г.). 4. Олейнику достался свитер и перчатки ручной вязки (Буб.). 5. Каждое утро мы ходили на подъем миноносца (Пауст.).
  1. Он доказал, что затопление катакомб не"дает результата (Пауст.).
  2. Перед началом утреннего заседания Крылова позвали к междугородному телефону (Гран.).
Упражнение 523. Перепишите следующие словосочетания, поставив в скобках после управляющих слов вопросы. Определите роль управляемых существительных с предлогами. Подумайте, какие сочетания допускают разные вопросы.
Образец. Воспоминание (о ком?) о друге (ср.: вспоминать о друге); тень (какая?) от костра; бутерброд (какой? и с чем?) с колбасой.
Песня о птице, повесть о юности, думы о жизни, мысль о внуке, воспоминания о деревне, слова о весне, тень от берега, надежда на заработок, жгут из соломы, выстрел из револьвера, пирамиды из фанеры, шинель из сукна, корзина с углем, лицо в пятнах, бутерброд с сыром, удар в барабан, слово для души, места для стоянок, страх перед судьбой, работы по устройству гавани, работы по подъему катера.

В русском языке все слова, которые входят в состав предложений, являются либо главными членами, либо второстепенными. Главные составляют и указывают на предмет, о котором идет речь в высказывании, и на его действие, а все остальные слова в конструкции являются распространяющими. Среди них лингвисты выделяют определения, обстоятельства и дополнения. Без второстепенных членов предложения невозможно было бы рассказать о каком-либо событии в подробностях, не упустив ни одну мелочь, а потому значение данных членов предложения не может быть переоценено. В этой статье речь пойдет о роли дополнения в русском языке.

Благодаря данному члену предложения легко сконструировать полное высказывание, в котором будет указано не только действие главного героя повествования, но и выделен предмет, с которым это самое действие связано. Итак, для того чтобы не запутаться, следует начать разбор данной темы с самого начала. Ведь только соблюдая последовательность, можно выучить великий и могучий русский язык.

Определение

Дополнение является второстепенным членом предложения, который указывает на предмет, являющийся результатом действия главного лица в предложении или на который это действие направлено. Может быть выражено следующими :

  1. Личностным местоимением или именем существительным, употребленным в косвенных падежных формах. В предложении может быть использовано как с предлогом, так и без него (Я слушаю музыку и думаю о нем).
  2. Любой частью речи, выполняющей функцию имени существительного (Она глянула на вошедших людей).
  3. Нередко дополнения в русском языке выражаются инфинитивом (Родители просили ее спеть).
  4. Свободным фразеологическим сочетанием имени существительного и числительного, употребленным в родительном падеже (Он открыл шесть вкладок.).
  5. Связанным и устойчивым фразеологическим сочетанием (Он говорил не вешать нос).

Функция и вопросы дополнения

В русском языке дополнение отвечает на падежей, а именно: «Кого?», «Кому?», «Кем?», «О ком?», «Чего?» «Чему?», «Чем?», «О чем?» В предложении данный второстепенный член имеет функцию пояснения и может относиться к следующим частям речи:

  1. К глаголу, употребленному в качестве сказуемого (Пишу письмо).
  2. К имени существительному в качестве любого члена предложения (Надежда на отца).
  3. К причастию или имени прилагательному, употребленному в качестве любого из членов предложения (Взвешивающий крупу; строгий к дочери).
  4. К наречию в качестве любого из членов предложения (Незаметно для тебя).

Виды дополнений

Если данный член предложения зависит от глагола, то он может быть двух видов:

  1. Прямые дополнения в русском языке употребляются без предлогов и выражаются переходными глаголами в Такие слова обозначают предмет, к которому, так или иначе, относится действие главного лица. Например: я прекрасно помню день, когда мы познакомились. Если сказуемое в предложении является переходным глаголом и стоит в форме отрицания, то при нем может быть употреблено прямое дополнение в родительном падеже без предлога (Но не вернуть уж дней былых). В случае с безлично-предикативными словами в предложении дополнение также употребляется в форме родительного падежа и без предлога при словах «жаль» и « жалко» (И нам жаль чего-то светлого).
  2. Косвенные дополнения в русском языке выражаются словами в форме винительного падежа, употребленными вместе с предлогами, и в других без предлогов (Она вскочила и стала всматриваться в окно с беспокойным видом; его попытки наладить отношения с одноклассниками увенчались успехом).

Значения прямых дополнений

Прямые дополнения в русском языке, употребленные при глаголах, могут обозначать следующие объекты:

  1. Предмет, полученный в результате действия (Я построю дом в деревне).
  2. Предмет или лицо, которое подвергается действию (Отец поймал рыбу и привез домой).
  3. Объект, к которому направлено чувство (Я люблю зимние вечера и прогулки по заснеженной улице).
  4. Объект освоения и знаний (Она знала иностранные языки и свободно могла общаться; ее интересовала философия и зарубежная литература).
  5. Пространство, которое преодолевается главным лицом (Я обойду весь земной шар, пересеку космические дали).
  6. Объект желания или мысли (Теперь я вспомнила его).

Значения косвенных дополнений без предлогов

Косвенное дополнение в русском языке, употребленное без предлогов, может иметь следующие значения:

  1. Отношение предметов, о которых идет речь в словосочетании или предложении, а именно объект, на который направлено действие (Собрали урожай).
  2. Объект достижения или прикосновения (Сегодня получил диплом; он будет счастлив, когда коснется лишь ее руки).
  3. Предмет, которым совершается действие (Не вырубить и топором то, что написано на сердце).
  4. Субъект или состояние, которое дополняет действие (Убитый им медведь был очень крупный; ему должно быть жаль).

Значение косвенных дополнений с предлогами

Косвенные дополнения, которые не могут употребляться в контексте без предлогов, в предложении могут приобретать следующие оттенки значений:

  1. Материал, из которого сделан тот или иной предмет (Дом выстроен из камня).
  2. Предмет, на который распространяется действие (Волны плещутся о камень).
  3. Лицо или предмет, который является причиной состояния (Отец беспокоился о сыне).
  4. Объект, к которому направлены мысли и чувства. (Он рассказывал преимущества своей работы.).
  5. Предмет, от которого удаляются (Он в раннем возрасте ушел из отчего дома.).
  6. Лицо, которое участвует в совершении главного действия (По приезде внуки окружили бабушку и долго ее целовали.).

Дополнение как часть оборота

В русском языке существуют такие понятия, как действительный и страдательный оборот. И в том и в другом случае это особое словосочетание, в конструкцию которого входит главный и рассматриваемый второстепенный член предложения.

Действительным оборот считается в том случае, когда дополнение - это лицо, к которому направлено действие, а главный член предложения выражен переходным глаголом. Например: нарвал букет, подстриг газон.

Страдательным называют оборот, в котором в основе стоит подлежащее, подвергающееся действию, а дополнение указывает на основной объект высказывания. Например: полковник был быстро подхвачен рядовыми и отправлен в лазарет.

Как в предложении найти дополнение?

Вопросы дополнения в русском языке очень просты, а потому, независимо от того, какой часть речи выражен данный член предложения, найти его в контексте не слишком сложно. Для этого следует соблюдать стандартную схему разбора. Во-первых, выделить грамматическую основу, а после определить связь слов в предложении посредством поставленных вопросов. Сначала от подлежащего и сказуемого к второстепенным членам, а после непосредственно и между второстепенными членами. На письме каждое слово, в зависимости от того, к какой категории оно относится, обозначается особым видом подчеркивания. Для дополнения это

Второстепенные члены предложения - основа полных высказываний

Второстепенные члены предложения - тема достаточно объемная и содержит много правил, однако если на ее изучение не потратить достаточное количество времени, не удастся овладеть столь великой наукой, как русский язык. Обстоятельство, дополнение и определение - это те которые позволят сформировать высказывание, раскрывающее весь смысл повествования. Без них язык утратил бы всю свою прелесть. А потому очень важно к данной теме подойти со всей ответственностью, чтобы знать, как правильно употребить то или иное слово в контексте.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама