THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама
Заявление Совета координаторов Образовательной системы «Школа 2100»

Уважаемые коллеги, друзья, все, кому не безразлично настоящее и будущее Образовательной системы «Школа 2100».

Случилось то, во что до сих пор трудно поверить!

В проект Федерального перечня учебников на ближайшие 3 года не включено НИ ОДНОГО НАШЕГО УЧЕБНИКА!!! Это означает, что в течение трех лет образовательные организации не смогут приобретать за бюджетные средства учебники ОС «Школа 2100». Их место должны занять учебники самого большого в РФ издательства-монополиста, которое в 2011 году стало частным. Предпринята попытка не просто полного уничтожения двадцатилетней работы огромного авторского коллектива, ликвидации административным путем одной из ведущих развивающих личностно ориентированных образовательных систем – это попытка уничтожения вариативного развивающего образования в нашей стране.

Как это произошло?

В сентябре 2013 года вышел приказ Министерства образования и науки РФ № 1047, который формулировал требования к учебной литературе, претендующей на включение в Федеральный перечень, и описывал порядок проведения федеральной экспертизы. Теперь она состоит из трех составляющих: экспертизы научной, педагогической и общественной. 105 наших учебников (для начальной, основной и старшей школы) были поданы в экспертные организации.

К 7 февраля мы получили на каждый из них положительные заключения, то есть наши учебники успешно прошли научную, педагогическую и общественную экспертизы, что предполагало их включение в новый Федеральный перечень.

13 февраля соответствующим образом оформленные экспертные заключения, сопроводительные документы и сами учебники были отправлены для передачи в Научно-методический совет Министерства образования и науки РФ по формированию Федерального перечня. Однако работники Минобрнауки России отказались принимать наши учебники, ссылаясь на формальные разночтения в заключениях РАН и общественной экспертизы (например, «Учебник по русскому языку, 3 класс» в одном и «Учебник по русскому языку для 3 класса» в другом заключении и т.п.). Нам было сказано, что принять ряд учебников на рассмотрение Совета не могут, так как, по мнению работников Министерства, это заключения на разные учебники (?!). На просьбу принять к рассмотрению хотя бы часть наших учебных книг последовал ответ, что будут приняты либо все книги, либо ни одной. Подчеркнем, что на тот момент в Министерстве вообще не существовало Регламента приема документов для дальнейшего рассмотрения их Научно-методическим советом.

14 февраля , получив уточняющие бумаги о том, что РАН и общественной экспертизой рассматривались одни и те же учебники, мы повторно привезли учебники и экспертные заключения в Министерство. Однако опять получили отказ принять учебники Образовательной системы «Школа 2100». Мы обратились за помощью к заместителю Председателя комитета по образованию Государственной Думы Олегу Николаевичу Смолину. На его запрос одна из ответственных работников Минобрнауки России ответила, что издательство под видом комплекта заключений подает заключения на совершенно разные учебники. Стоит отметить, что каждый раз нам отказывались ставить отметку о доставке заключений и комплекта учебников. Понимая, что в дальнейшем все будет выставлено таким образом, будто мы вообще не подавали книги на рассмотрение Научно-методического совета, нам пришлось 14 февраля все книги и заключения отправить в Министерство экспресс почтой.

Учебники и экспертные заключения были доставлены в Министерство 15 февраля , в последний официально разрешенный для этого день подачи. Однако работники Министерства заявили, что мы уже опоздали с подачей учебников, поэтому Совет рассматривать их не будет, хотя приказ определял последним днем подачи именно 15 февраля . Таким образом, Научно-методический совет Министерства даже не рассматривал наши учебники на предмет их включения в Федеральный перечень!!!

Что может потерять наша страна?

Напомним, что, начиная с 1997 года, под руководством академика А.А. Леонтьева в учебниках Образовательной системы «Школа 2100» была последовательно реализована концепция личностно ориентированного развивающего образования для массовой школы, которая затем легла в основу Федеральных государственных образовательных стандартов. В 2008 году 10 авторов-разработчиков получили Премию Правительства РФ за выдающиеся успехи в области образования за подписью В.В. Путина. Это произошло именно в преддверии перехода российского образования на ФГОС. Премия была присуждена за научные разработки по созданию образовательной системы нового поколения и реализацию их в учебниках – именно тех учебниках, которые сегодня Министерство по формальным причинам отказалось рассматривать на предмет включения в Федеральный перечень.

На сегодняшний день Образовательную систему «Школа 2100» выбрали во всех 83 регионах РФ. По нашим учебникам учатся в среднем от 20 до 30% учеников, а есть регионы и города, где более половины учителей выбрали нашу систему. Каждый год авторы и методисты «Школы 2100» осуществляют повышение квалификации около 12 тысяч педагогов, обучая их современным образовательным технологиям, обеспечивающим реализацию ФГОС.

Считаем, что сегодня нанесен удар не только по Образовательной системе «Школа 2100», которую, опираясь на лучшие традиции образования России, создавали десятки ученых и тысячи педагогов-практиков. Нанесен удар по будущему нашей страны и будущему наших детей.

Что надо делать сейчас?

Мы призываем всех неравнодушных изменить ситуацию. Как это сделать?

Нужно на разных официальных сайтах (см. ниже) заявить о своей позиции. Например, так, как это уже сделали наиболее активные наши коллеги (меняйте и дополняйте текст своими мыслями и эмоциями):

«Я лично работаю по учебникам Образовательной системы „Школа 2100“ (или: мои дети учатся по системе „Школа 2100“) … лет и получаю высокие образовательные результаты. Считаю невключение учебников Образовательной системы „Школа 2100“ в проект Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию в образовательных учреждениях, актом разрушения российского образования. Я не хочу работать по другим учебникам! Требую включить учебники ОС „Школа 2100“ в Федеральный перечень».

1) Сайт, где идет обсуждение проекта Федерального перечня учебников.

Инструкция:

Составить документ в формате Word (см. наш пример выше),

Перейти на вкладку «Выскажите своё мнение»,

Прикрепить документ Word, составленный Вами,

Заполнить все указанные поля и отправить.

2) Электронная приемная Министерства образования и науки РФ

Инструкция:

По-прежнему можно покупать и использовать наши рабочие тетради, тетради для контрольных работ и другие компоненты УМК к имеющимся учебникам.

В ближайшее время мы предложим вам новые формы учебных материалов (в том числе, в электронном виде), позволяющие использовать наши принципы, приемы, технологии работы в сочетании с любыми учебными текстами.

Искренне Ваши:

Р.Н. Бунеев – Президент Образовательной системы «Школа 2100», член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области образования за 2008 год.

Е.В. Бунеева – доктор педагогических наук, доцент, лауреат премии Правительства РФ в области образования за 2008 год, координатор направления «Русский язык и литература» в Образовательной системе «Школа 2100».

А.А. Вахрушев – вице-президент Образовательной системы «Школа 2100», член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук, кандидат биологических наук, доцент, лауреат премии Правительства РФ в области образования за 2008 год; координатор направления «Естествознание» в Образовательной системе «Школа 2100».

А.В. Горячев – кандидат педагогических наук, лауреат премии Правительства РФ в области образования за 2008 год, координатор направления «Информатика и ИКТ» в Образовательной системе «Школа 2100».

Д.Д. Данилов – кандидат исторических наук, доцент МПСИ, лауреат премии Правительства РФ в области образования за 2008 год, координатор направления «История и обществознание» в Образовательной системе «Школа 2100».

О.В. Чиндилова – доктор педагогических наук, профессор кафедры НиДО АПКиППРО, Заслуженный учитель РФ, координатор направления «Дошкольное образование» в Образовательной системе «Школа 2100».

г. Москва

http://www.school2100.ru/school2100/news/element/35431

От себя: Оговорюсь сразу, я не являюсь фанатом данной школьной программы, скорее наоборот. Но увидев на своей почте следующее озадачилась:

"Чиновники Минобрнауки не включили учебники «Школы 2100» в проект нового Федерального перечня учебников. Почему и как это произошло, что теперь делать – подробно изложено в двух приложениях к данному письму (Заявление Совета координаторов ОС «Школа 2100» – О праве использовать учебники ОС «Школа 2100» образовательными учреждениями).

Под угрозу поставлено само существование развивающего образования для массовой школы. Мы боремся и не собираемся сдаваться! Всем, кому не безразлична судьба нашего общего дела, предлагаем помочь нам. Помимо того, что указано в "Обращении совета координаторов", вы можете сделать еще несколько дел:
1) Подписать петицию к Правительству России, пройдя по этой ссылке /убрана по моему мнению/
2) Отправить жалобу на сайт Президента РФ: /убрана по моему мнению/
3) Высказаться на сайте, где идет обсуждение проекта Федерального перечня учебников: убрана по моему мнению/
4) Направить письмо в электронную приемную Министерства образования и науки РФ: убрана по моему мнению/

Вот примерный текст:

Мы возмущены действиями Министерства образования и науки РФ в отношении учебников Образовательной системы «Школа 2100»!

В 2008 году авторы этих учебников получили Премию Правительства Российской Федерации за подписью В.В. Путина за научную разработку образовательной системы нового поколения и её практическую реализацию в учебниках, а в 2014 году комиссия Минобрнауки отказалась даже принимать к рассмотрению эти учебники, несмотря на положительные заключения научной, педагогической и общественной экспертиз! В результате более 100 учебников «Школы 2100» по всем предметам для 1–11 классов не включены в проект Федерального перечня учебников на 2014–2017 годы.

Вскоре тысячи учителей и сотни тысяч учеников по всей России могут лишиться возможности дальше заниматься по учебникам, которые они выбрали. А ведь эти учебники успешно используются в школах уже более 20 лет, учителя с их помощью осваивают современные образовательные технологии, а ученики добиваются высоких результатов в изучении предметов, растут самостоятельными, творческими, активными и ответственными гражданами России. В последние годы еще сотни школ выбрали учебники системы «Школа 2100» как наиболее качественные и удобные для реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов. И что же теперь? Дети, которые освоили программу «Школа 2100» в 1–3 классах, не смогут получить свои любимые учебники в 4-м классе. Образовательные учреждения, которые с помощью системы «Школа 2100» начали выстраивать преемственность от начальной к основной и старшей школе, не смогут завершить этот важнейший процесс. Разрушится не только система образования детей, но и система поддержки и обучения педагогов.

Мы просим пересмотреть безответственное, несправедливое и противоправное решение чиновников Минобрнауки РФ и включить учебники Образовательной системы «Школа 2100» в новый Федеральный перечень. Дайте возможность думающим учителям России самим выбирать, какие учебные книги больше подходят для их детей!

С уважением,
коллектив ОС «Школа 2100»

От себя: Я бы конечно еще раз процитировала последний абзац самого автора, но пальцы не шевелятся, ибо меня никто не спросил, когда мне навязали эту программу, и в этот раз, нас уже сроднившихся с этими ".." кхм, учебниками, опять хотят кинуть? А Минобрнауки вообще в люди ходят?

Обновлено 17/03/14 15:46 :

А вот прочитав все комментарии, я готова теперь что то констатировать. Вопрос то был изначально, как ребенку и его окружающим будет в очередной раз тяжело, смена привычной трактовки материала, смена самого материала, подмена некоторых понятий (очень часто). Мы вообще кого с Вами растим?

Из 2985 учебников, рекомендованных в 2013 году, в 2014 году осталось около 1500 книг. Все они должны быть одобрены Научно-методическим советом при Минобрнауки и пройти несколько экспертиз: научную, педагогическую, общественную, этнокультурную и региональную. Часть книг забраковала педагогическая экспертиза РАО по содержательным причинам (отсутствие сведений по истории предмета, недостаточный патриотизм, мало вопросов для самоконтроля и т.п.), часть издательств не подали свои издания на экспертизу вовсе. Дискуссия идет о популярных линейках учебников, вовремя поданных в Минобр, не встретивших возражений по содержанию и тем не менее не включенных в перечень.

Написать учебник легче, чем соблюсти формальности Минобра

Депутат Государственной Думы Олег Смолин, первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию, сказал журналистам 28 марта, что направил депутатский запрос министру образования Дмитрию Ливанову. Депутат удивлен, что цель реформы перечня - контроль и повышение качества школьных учебников - подменили контролем способности издательств исполнить формальные требования Министерства образования (не всегда, к слову, выполнимые).

Например, многим издательствам просто отказывали в приеме учебников день за днем, пока не вышел срок подачи для включения в перечень. Сотни учебников были отвергнуты по формальным основаниям: например, сначала устно порекомендовали передать в министерство не оригиналы, а нотариально заверенные копии экспертных заключений, а потом на этом основании (отсутствие подлинников) не включили учебники в перечень. Были претензии, если учебники проходили общественную экспертизу параллельно с педагогической, притом что процедура экспертизы была изменена, и на ее прохождение был отведен спринтерский срок.

На научно-методическом совете при Министерстве образования и науки я дважды ставил вопрос: какое отношение к качеству учебников имеет соблюдение формальных условий? Если вопрос о качестве - давайте примем все учебники, прошедшие три экспертизы (научную в РАН, общественную и педагогическую). Еще можно понять, почему учебники, получившие мелкие замечания во время экспертизы, не отправлялись на доработку, а сразу исключались из перечня целиком, - рассказал депутат Олег Смолин. - Но цель повышения качества явно была заменена на искусственное уменьшение количества. Причем раньше именно государство стимулировало рост количества учебников: объявили, что нужны линейки учебников – и все издательства создавали линейки. Объявили, что нужны системы – и все издательства, кто мог, создавали системы учебников и учебных пособий, учебно-методические комплексы. Теперь Министерство образования борется с трудностями, которые само перед собой воздвигло.

Общественная палата возражала против исключения множества доказавших свою эффективность учебников из перечня. Это и учебники по математике Людмилы Петерсон, и учебники английского языка EnjoyEnglish, и целая система развивающего обучения для начальной школы Л.В. Занкова, и целая система для 1–11 класса «Школа 2100».

Как запретили «Школу-2100»

Рустем Николаевич Бунеев - президент образовательной системы «Школа 2100», автор 22 учебников, которые на протяжении двадцати лет устраивали Минобр и входили в федеральный перечень, а сегодня без оглашения причин из него вычеркнуты. В Коми по системе «Школа 2100» работают 60% учителей и учеников, в Башкортостане 56%, в Удмуртии 55%, в Калининградской области 15%, в Новосибирской области 34%.

Регламент приема учебников в Минобре прописан не был. К нашим учебникам не было никаких содержательных претензий. 105 учебников системы «Школа 2100» по всем направлениям с 1 по 11 класс получили очень хорошие заключения всех трех экспертиз, - рассказал Рустем Бунеев порталу «Православие и мир». - Как положено, 13 февраля мы принесли учебники в Минобр, а они сказали, что сегодня им некогда. Принесли 14 февраля, они полистали и сказали: у вас на титуле написано «Учебник русского языка третьего класса», а экспертное заключение выдано на «Учебник русского языка ДЛЯ третьего класса». Это заключение на другой учебник. Принесите документ, что это заключение на этот самый учебник. Здесь же стоят руководители экспертной группы, подтверждают: это так. Нас не слышат. В отчаянии 15 февраля мы отправляем учебники почтой с уведомлением, потому что нам отказываются ставить отметку, что мы пытались сдать учебники. А сейчас нам говорят, что мы не успели в срок. Мы подали в суд, но федеральный перечень послезавтра выйдет, и вернуть будет ничего нельзя, хоть судись, хоть не судись. У меня телефон разрывается: звонят учителя со всей страны, говорят: как ты мог пропустить срок подачи книг в Минобр. Я не знаю, что им отвечать…

К слову, о предлог «для» в названии заключений научной экспертизы РАН и отсутствие этого предлога в заключениях педагогической экспертизы споткнулись учебники не только «Школы 2100», но и учебники русского языка Светланы Львовой для 5–9 класса издательства «Мнемозина», и многие линейки по математике. Содержательных претензий не было, а три буквы в заголовке заключения оказались фатальными для многих учебников и издательств. Но, как ни странно, не для всех.

Вся образовательная система «Школа 2100» погибнет: уже сегодня она осталась без средств к существованию. Здесь велась бесплатная подготовка учителей. Теперь специалисты собираются продолжать свои курсы на волонтерских началах. По закону учителя могут еще пять лет работать по тем же книгам, «до достижения срока ветхости».

Однако в большинстве регионов учителям это запретят, - уверен Рустем Бунеев. - Да и нет никакого смысла начинать учиться по системе «2100» не с первого класса (а в первом классе нельзя начинать по учебникам не из перечня) или не продолжать до последнего. У нас совсем другой уровень говорения и мышления, чем в обычных учебниках. Посадите в зал сто детей, и я на вид отличу, кто учился по нашей системе, кто по Занкову, а кто по традиционной. И коллеги-«занковцы» тоже смогут отличить. Это судьба. Мы все выучили родных детей по этим книгам. Учебники типа «выучи от сих до сих и перескажи» остались в перечне, а учебники, которые учат думать самостоятельно и осваивать любую профессию, исключены. В Минобре нам говорят: ничего страшного, через три года снова пройдете на экспертизу и войдете в перечень. Это великое лукавство. Экспертиза наших 105 учебников стоила примерно 22 млн рублей. Мы заплатили за нее РАН, РАО и общественникам. Наши учебники больше никто не покупает - откуда мы через три года возьмем 22 млн рублей? Шлагбаум упал.

Издатели говорят о переделе рынка, об искусственном лоббировании интересов отдельных издательств в ущерб другим. Выброшены учебники лауреатов государственных премий, оставлены никакими премиями не отмеченные.

Рустем Бунеев подсчитал с коллегами, что реформа федерального перечня выльется отнюдь не в экономию государственного бюджета: замена порядка 50% учебников в стране обойдется примерно в 45 млрд рублей. 50% российских учителей придется перестраиваться на новые учебники (после 15–20 лет работы по исключенным из перечня) буквально под прокурорским надзором. Не исключено, что учителя начнут увольняться из школ, чувствуя себя оскорбленными.

Детям в Удмуртии не с чем идти в школу

О том, как изменения в Федеральном перечне влияют на конкретную школьную практику, порталу «Православие и мир» рассказала Надежда Еговкина, специалист по учебникам департамента образования Сарапульского района республики Удмуртия. Здесь 72% учащихся начальной школы занимались по учебникам системы «Школа 2100» или по системе Л.В. Занкова. Обе системы учебников не включены в новый вариант Федерального перечня.

Педагогические проблемы очень тесно переплелись с финансовыми. Это поведет к срыву введения нового федерального государственного образовательного стандарта в наших школах. У нас закуплены учебники на первые три класса. Нужно купить учебники, соответствующие новому стандарту, для четвертого класса. При этом теперь мы не имеем права купить учебники той системы, по которой дети уже отучились три класса, потому что она не включена в федеральный перечень. А программа выстраивается на все четыре года начальной школы. Я не представляю, с чем мы отправим детей в четвертый класс. Да и какой смысл отправлять нынешних второклассников в третий класс, а нынешних первоклассников - во второй с книгами, которые мы закупили, если в четвертом придется менять систему учебников?

72% учащихся в Удмуртии обучались по системам Л.В. Занкова и «Школа 2100».

Теперь прокуратура внимательно отсматривает наши заказы на учебники, чтобы они имелись в федеральном перечне. А служба по надзору и контролю в сфере образования отсматривает с таким же нажимом соблюдение правила о завершенности образовательной программы. Директор каждой школы оказывается между молотом и наковальней, - рассказала Надежда Еговкина. - А 72% федеральных средств, выделенных на покупку учебников и потраченных на книги по системам Л.В. Занкова и «Школа 2100», предлагается выбросить в корзину. При этом новые средства на закупку учебников не выделяются. Даже на четвертый класс не на что купить учебники, не говоря уж о замене учебников для будущих первоклашек.

Учителя выбирали учебники той или иной системы сознательно, кому-то приходилось менять себя. Как им объяснять, что три года учебники соответствовали ФГОС, а для четвертого класса уже не соответствуют? А как пройти аккредитацию государственному учебному заведению, если в ней не соблюдается правило о завершенности образовательной программы? Школу можно лишить аккредитации за замену системы учебников в середине учебного цикла. А если, несмотря на исключение учебников из перечня, их все-таки закупить для завершения программы у четвероклассников, школой займется прокуратура.

Учебники, подходящие и для отстающих, и для одаренных

Учебники русского языка авторства Светланы Львовой, по свидетельству руководителя лаборатории дидактики русского языка института содержания и методов обучения Российской академии образования Юлия Гостева, используются в классах коррекции. Они идеальны для инклюзивного образования, подходят для работы с инвалидами, отстающими и с одаренными детьми.

Это уникальная педагогическая система, не просто рассчитанная на разные уровни подготовки, а на самом деле личностно ориентированная. Теперь ее нет в перечне - всей линейки для основной школы, с 5 по 9 класс. При этом учебники русского языка Светланы Львовой для 10 и 11 класса в перечне есть - но они должны использоваться в модуле с учебниками по литературе под редакцией И. Г. Беленького. А вот учебники И. Г. Беленького в перечень уже не вошли. При этом никто не анализирует результаты, к которым приходят дети при работе с определенными учебниками, не запрашивает показатели ГИА и ЕГЭ. Такого критерия среди показателей экспертной оценки просто нет.

Портал «Православие и мир» располагает копиями всех трёх экспертных заключений на учебники Светланы Львовой. Учебник получил положительную оценку по массе критериев, например:

«Методический аппарат учебника обеспечивает и формирует навыки смыслового чтения»,

«Методический аппарат учебника обеспечивает навыки самостоятельной учебной деятельности»,

«Методический аппарат учебника развивает критическое мышление».

Нам говорят, что научная экспертиза наших учебников вообще не проводилась (из-за предлога «для» в заключении РАН). Но как раз процедура научной экспертизы с 2011 года не менялась, поэтому мы представили те же заключения, на основании которых учебники были включены в перечень на 2012 и 2013 год. Как же не было заключений? Просто раньше претензий к предлогу «для» не было. Если включить в перечень учебники русского языка Светланы Львовой с ее огромными тиражами, кто же купит «Русский язык» издательства «Просвещение»? - проясняет причины реформы перечня директор издательства «Мнемозина» Марина Безвиконная. На экспертизу 178 учебников, которые ранее были включены в перечень, издательство потратило более 30 млн рублей…

В интернете идут сборы подписей под петициями о возвращении некоторых исключенных учебников в федеральный перечень (например, математики Людмилы Петерсон для 1–4 класса, исключенной за недостаточно патриотичные примеры - из сказок Шарля Перро, братьев Гримм и других мировых авторов, и русского языка для 5–9 класса Светланы Львовой). Некоторые издатели надеются на «четвертую власть», другие - на президента (который, по их сведениям, не давал указания именно сокращать федеральный перечень). Родители подписывают петиции в интернете и сокрушенно вздыхают: «Ну что же, сходили мы в следующий класс». Действие федерального перечня учебников, ранее утверждавшегося каждый год, тем временем продлили на три года и сообщают, что могут продлить и до пяти лет.

(ФГОС НОО 2009г.)

Образовательная система «Школа 2100» – это одна из программ развития общего среднего образования, направленная, прежде всего, на развитие и совершенствование содержания образования и на обеспечение его программно-методическими и учебными материалами. Научный руководитель программы c 1990 по август 2004 года – академик РАО А. А. Леонтьев, с сентября 2004 года - академик РАО Д.И. Фельдштейн.

УМК «Школа 2100» для начальной школы включает в себя учебники по следующим учебным предметам:
- Обучение грамоте и чтению.
Букварь. Авторы:
- Русский язык. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
- Литературное чтение. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.
- Математика. Авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П.
- Окружающий мир. Авторы: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. (1-2 класс) и Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В. и др. С.В. (3-4 класс).
- Информатика. Автор Горячев А.В.
- Технология. Авторы: Куревина О.А., Лутцева Е.А.
- Изобразит искусство. Авторы: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.
- Риторика. Автор Ладыженская Т.А.

Все учебники (кроме ИЗО и риторики) включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, на 2010-2011 учебный год. Авторский коллектив Образовательной системы «Школа 2100» стал Лауреатом премии Правительства РФ 2008 года в области образования «За теоретическую разработку основ образовательной системы нового поколения и ее практическую реализацию в учебниках». Содержание образования определяется государственными стандартами и воплощается в содержании и формах учебной литературы для учащихся. Эксперты Российской академии образования отмечают, что авторскому коллективу «Школа 2100» удалось создать современную личностно ориентированную образовательную систему для массовой школы, которая полностью соответствует государственной политике и направлениям модернизации российского образования и эффективно реализует идеи развивающего образования, непрерывно и преемственно от дошкольной подготовки до окончания общеобразовательной школы.

Главное преимущество учебно-методического комплекта «Школа 2100» заключается в глубокой преемственности и непрерывности образования . По этой программе дети могут учиться, начиная с дошкольного возраста и до окончания общеобразовательной школы (в основном по направлению русский язык-литература).

Все учебники программы построены с учетом психологической специфики возраста. Характерной особенностью этой образовательной программы является принцип "минимакса" : учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся должен усвоить материал по минимуму стандарта. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может.

Авторский коллектив Образовательной программы «Школа 2100» попытался разработать такую образовательную систему , которая:
во-первых, была бы системой развивающего образования , готовящей школьника нового типа – внутренне свободного, любящего и умеющего творчески относиться к действительности, к другим людям, способного не только решить старую, но и поставить новую проблему, способного делать осознанный выбор и принимать самостоятельные решения;
во-вторых, была бы доступна массовой школе , не требовала бы от учителей переучиваться заново;
в-третьих, была бы разработана именно как целостная система – от теоретических основ, учебников, программ, методических разработок до системы повышения квалификации учителей, системы контроля и мониторинга результатов учения, системы внедрения в конкретные школы;
в-четвертых, была бы системой целостного и непрерывного образования .

Программа «Школа 2100» построена на основе концепции «педагогики здравого смысла» и концепций отдельных предметов. Объединяет основные современные подходы к процессу образования (развивающий, вариативный, гуманистический, личностно-ориентированный и др.). Эта концепция противопоставлена устаревшей «манипулятивной» парадигме, где учащийся выступает как объект обучения и воспитания, а не как равноправный участник или субъект образовательного процесса. В ней сформулированы цели, принципы и перспективы развития содержания и технологии российского образования (включая воспитание) на ближайшие десять лет, отвечающие развивающему и вариативному подходу и основанные на идее непрерывного образования.

Авторы Образовательной системы "Школа 2100" разработали систему психолого-дидактических принципов развивающего образования, а именно:
а) личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности;
б) культурно ориентированные принципы: принцип картины мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип;
в) деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее развитие, принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Разработана технология проблемно-диалогического обучения , которая позволяет заменить урок «объяснения» нового материала уроком «открытия» знаний. Технология проблемного диалога представляет собой детальное описание методов обучения и их взаимосвязей с содержанием, формами и средствами обучения. Данная технология результативна, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности при сохранении здоровья учащихся.Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.

Предложена оптимальная для условий развивающего образования трактовка образовательного стандарта, в основе которой лежит принцип минимакса – несовпадение уровня требований к содержанию предъявляемого материала и уровня требований к усвоению его учащимися. На основе этого принципа созданы учебники, которые существенно различаются по объему того материала, которые ученики могут и должны (стандарт и требования программы) усвоить. Это позволяет формировать информационную компетентность, т.е. способность определить недостающую информацию, искать, анализировать и синтезировать новую информацию.

Воспитательные принципы программы: - социальной активности; - социального творчества; - взаимодействия личности и коллектива; - развивающего воспитания; - мотивированности; - индивидуализации; - целостности воспитательного процесса; - единства воспитательной среды; - опоры на ведущую деятельность.

В настоящее время учебники Образовательной программы «Школа 2100» активно входят в практику массовой школы, авторы учебников регулярно проводят методические курсы, консультации и семинары для учителей, научно-практические конференции.

Доброго времени суток, друзья! Я не оставляю попыток разобраться с наших маленьких школьников. Программ много, все они разные. И если про или « » я наслышана, благодаря тому, что по ним учат в школе, которую посещает моя дочь, то, например, «образовательная программа 2100 начальная школа» для меня является загадкой природы. Вернее являлась. Теперь и я имею представление о том, что это такое.

Нет, я не нашла эти сведения в интернете, я не вычитала их в книжке. Я поступила круче, я обратилась к опытному педагогу и попросила его дать свою оценку данной программе обучения.

Автор текста, размещенного ниже – учитель. Правда, профессионально он «Школой 2100» не пользовался. Но, возможно, это и к лучшему. Нет предвзятости, часто свойственной тем, кто считает нужным защищать от критики всё то, чем он профессионально пользуется.

План урока:

Что же такое «Школа 2100»?

Нет на свете идеальной учебной программы. Любой ребёнок – яркая индивидуальность. А любая программа рассчитана на некоего «среднего» ученика.

Любая программа основана на каких-то концептуальных представлениях, которые всегда отчасти ошибочны. Такова природа человека. Никто не знает конечной Истины.

Кроме того, программа – это не самое главное. Очень важно, каким человеком окажется первый учитель вашего ребёнка. Это даже важнее его профессиональных качеств, хотя они тоже имеют огромное значение. Важна атмосфера в школе. Программа же решающей роли не играет. Но, конечно, что-то – порой многое — зависит и от неё.

Нельзя сказать однозначно плоха ли она или хороша. Важно понять её особенности.

Особенности «Школы 2100»

Программа «Школа 2100» — инновационная. Учебники по ней не входят в обязательный перечень рекомендуемых Министерством. Это означает, что результаты работы по ней менее предсказуемы. Что, отдав ребёнка в подобный класс, вы отчасти рискуете.

Уточню. Это не значит, что «старые» программы лучше. Они предсказуемей. Часто можно предсказать, что ничего особо хорошего они ребёнку не дадут. Но это тоже предсказуемость.

Инновация – это всегда в какой-то мере эксперимент. А эксперимент предполагает неясный результат.

А автор кто?

«Школа 2100» разработана под руководством известных в педагогическом мире людей. Это Алексей Алексеевич Леонтьев, Давид Иосифович Фельдштейн, Шалва Александрович Амонашвили и Светлана Константиновна Бондырева. Двух из них: Д.И.Фельдштейна и Ш.А.Амонашвили – я знаю лично. Кто такой А.А.Леонтьев, отлично представляю. А вот о С.К.Бондыревой мне пришлось искать сведения в интернет.

  • Д.И.Фельдштейн – очень успешный карьерный педагог, доктор наук и академик. Это человек, понимающий конъюнктуру, умный, но, как и все такие люди, довольно беспринципный. Для него важно не то, полезно ли это для детей, а – будет ли это востребовано и одобрено начальством.
  • Ш.А.Амонашвили – прекрасный педагог-практик, но теоретик слабый. То есть это человек, отлично работающий с конкретными детьми. Но когда начинает рассуждать на теоретические темы, у него получается не очень хорошо. Он прославился как новатор, поэтому любит всякие инновации, но научной педагогики не знает.
  • А.А. Леонтьев – академический психолог, сын великого учёного А. Н. Леонтьева. Вырос в академической среде. Слабо представляет себе реалии школы, живых детей.
  • Наконец, С.К.Бондырева – тоже человек из академической среды.

Среди авторов учебников – очень разные люди. Например, это замечательные учёные и писатели Г.Г.Граник и Л.Г.Петерсон: они авторы учебников по русскому языку и математике для 1, 2, 3 и 4 классов. Однако есть много авторов из академической среды, слабо ориентированных на реальные проблемы школы.

К чему стремились авторы?

К чему стремились эти люди? Они хотели создать новую программу обучения, которая противостояла бы большинству старых.

Если в старых программах цель начального обучения – научить детей учиться, а также сформировать простые умения (писать, читать, считать) и навыки, плюс также довольно простые знания, – то «Школа 2100» ставит гораздо более амбициозные цели.

Она стремится и воспитать самостоятельность (интеллектуальную, прежде всего), и научить думать, и в широких пределах развить, и дать довольно много информации. И, конечно, если говорить о методической стороне, то традиционные «скучные» методы она обычно отвергает. Хотя учитывает ФГОС (федеральные стандарты), пытаясь впрячь в одну телегу чиновного коня и трепетную новаторскую лань.

Про Калушу и Бутявку

Получается достаточно противоречивая система обучения.

Приведу простой пример. Детям предлагается расставить знаки препинания в таком предложении: «Сяпала Калуша с Калушатами по напушке и увазила Бутявку и волит Оее - Оее Бутявка-то некузявая».

Что сие значит? Известный языковед, Л.В.Щерба, в своё время придумал фразу «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка», чтобы было понятно, что сама форма слов и их связь в предложении также имеют значение для понимания смысла.

Однако Л.Щерба вовсе не предполагал, что подобный метод будет использоваться в обучении детей младшего школьного возраста.

Вроде бы это интересно. Но детям мешает, отвлекая их внимание, сбивая его с того, на чём нужно сосредоточиться, на то, что не имеет отношения к учебной задаче. Ребёнок начинает думать о том, кто такая Калуша, как она выглядит (наверное, смешная очень!) и пр.

Да, в этом предложении действительно можно расставить знаки. Несмотря на искусственность самих слов. И это интересно академикам. Но не маленьким детям.

В таком стиле сделаны почти все учебники.

Авторы программы не беспокоились о соответствии её элементарным принципам общей дидактики: даже принципу постепенно возрастающей сложности. Они не думали о специфике возраста, о том, сколько времени потратит ученик, устанет ли он. Их интересовало другое: создать нечто максимально необычное, насыщенное и современное.

Отдавать ли ребенка на программу «Школа 2100»?

Ответить на этот вопрос может только мать.

Думаю, ребёнку с развитым интеллектом, любознательному, без проблем со здоровьем – она не повредит. А вот обычный малыш, да ещё и болезненный, вероятнее всего, будет уставать.

«Школа 2100» не есть зло. Но и благом для детей не является. Хороший учитель может успешно работать и по такой программе. Плохому же никакая программа не поможет.

Так что, если нет другого выхода, к программе, по которой учат ваше дитя, нужно отнестись философски.

Друзья, напомню, это было мнение опытного учителя. Вам было интересно читать? Мне очень) Так что выражаю огромную благодарность педагогу за то, что поделился своим взглядом.

Также вы можете подробнее познакомиться и с другими программами обучения, например, « », « », « ».

Уверена, что будет немало комментариев к этой статье, буду ждать их с нетерпением. Ну а пока позвольте пожелать вам всего самого доброго и попрощаться до новых встреч на страницах блога «ШколаЛа».

Всегда ваша, Евгения Климкович.

Ах, да, чуть не забыла) Детишкам привет!



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама