THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

БЫК символизирует мощную жизненную силу, обеспечивающую творение на разных уровнях. С этой силой связано и появление всего сущего (верховные боги-творцы, Отец-небо), и власть над стихиями (боги-громовержцы, возглавляющие пантеоны богов), и плодородие (боги Луны), и власть над человеческим миром (боги Солнца).

Любое божество во времена древних цивилизаций III-II тыс. до н.э. могло принимать образ быка или иметь связанные с ним атрибуты — бычьи рога, бычью голову и т.п. Возникали человекобыки, чудовища типа Минотавра , символизирующие власть материальной природы над человеком. Быки приносились в жертву богам (гекатомба), их кровь не только символизирует силу и ярость животного, но рассматривалась как средство очищения и возобновления. Игры с быками, воспроизводящие мотив укрощения быка, имеют характер посвящения, инициатических испытаний (тавромахия). Ярость быка, его дикость, является эпитетом для богов войны, воинского неистовства, духа битвы, необходимого для победы.

В Египте бычьи рога украшали храмы, гробницы, предметы утвари. Вот лишь некоторые из египетских божеств в облике быка: Апис — божественный бык Мемфиса, Ра — небесный бык, Осирис — земной бык, Мневис — божественный черный бык, Балкис — божественный бык Фив.

Наиболее почитаемым божеством был черный бык Хапи, которого греки называли Апис. Этот священный «бык луны» был, по поверьям, зачат от лунного луча. Он считался душой бога Мемфиса Птаха, а также был посвящен солярному богу Ра. Апис в образе небесного быка ежедневно оплодотворял Небесную Корову, богиню неба Нут. От него она рождала золотого теленка — солнечный диск. Египтяне верили, что ритуальный бег Аписа по полям приносит плодородие и достаток. Апис был связан с культом мертвых и считался быком Осириса. Верили, что после смерти душа Аписа воссоединяется с душой Осириса (отсюда имя Серапис).

В Месопотамии бык — символ плодородия и мощи; он соединяет в себе небесное влияние и земную силу. Бог неба — Ану, отец, покровитель и наставник всех богов. На голове у него тиара с рогами — символ величайшего могущества. Нанна, Син — это бог Луны, его эпитет — «бык с лазуритовой бородой». В колесницу сына Нанны, Ишкура, запряжены семь бурь; его называли «диким быком ярости». Ранние изображения Ишкура — в виде быка и льва (их рев слышится в раскатах грома). Одно из животных, соотнесенных с громом, — Небесный бык, которого посылает Инанне (Иштар) Ану, когда она хочет погубить Гильгамеша. «Я — прекрасная дикая буйволица моего отца Энлиля» — говорит о себе богиня грозы, распри и любви Инанна. Главным богом Вавилона был Мардук — крылатый бык, которого называли «теленком Уту», бога Солнца.

В мифологии хеттов и хурритов сам бог грозы Тешуб принимает образ быка и часто изображается как страж входа; у бога грозы два быка — Хурри (утро) и Шери (вечер).

Верховный бог, демиург и первопредок западно-семитской мифологии , Илу, именовался быком и олицетворял плодоносящее начало. Адад, Рамман и Баал — солярные боги плодородия, бури и грома — ездили на быках и звались «быками небесными».

В Древней Индии «красным быком, дающим жизнь», называют Дьяуса ; это отец-небо, порождающий все во Вселенной. Считается, что он — отец Индры, «быка быков» и Агни, бога огня. Ушас — заря, дочь Дьяуса — выезжает на колеснице, запряженной алыми конями или быками, и открывает небесные врата. Имя Дьяуса, означающее «отец дня», имеет точные соответствия в древнегреческом языке (Зевс) и латинском (Юпитер).

Богом света, богом Луны является Сома ; он — оплодотворяющая влага, «семя неба»; он обладает природой света, разлит между небом и землей. Сила, придаваемая божественным напитком сомой, часто приравнивается силе быка.

Существует мифологический мотив о превращении Рудры в быка и его браке с землей, принявшей облик пятнистой коровы. От этого брака родились 37 сыновей-воинов, ставших спутниками Индры.

В Ригведе гром — рев быка, молния — его рога, а дождь — его семя, оплодотворяющее землю. Существует мнение, что санскритские слова «бык» и «дождь» произошли от одного корня. О боге грозы — Индре — говорится, что он разъяренный, как бык, а его могучая сила сравнивается с мужской небесной силой. Бык является атрибутом Агни — «Мощного Быка» — и формой Индры в его плодородном аспекте, отсюда идет обычай приносить ему в жертву по сто быков (гекатомба).

В индуистской мифологии в виде белого быка обычно изображается Нандин, слуга, привратник и друг Шивы, сопровождающий музыкой космический танец бога. Нандин считается ездовым животным Шивы и рассматривается как его зооморфная форма.

Бог подземного мира Яма изображается с головой быка или буйвола; его ездовое животное -черный буйвол.

В Древнем Иране первыми творениями Ахура Мазды были Первозданный Бык — белый и сияющий, как Луна, первый человек по имени Гайа Мартан и первое растение. Первозданных живых существ боги принесли в жертву: истолкли растение, заклали Быка, убили человека, — и из их плоти возникли семена, твари и род людской. Когда Первозданный Бык умер, осталось божество Геуш Урван, Душа Быка. Оно является покровителем стад, с которым соединяются души всех быков, закланных при жертвоприношениях; к нему обращаются, чтобы тучнели пастбища. Но если где-то нарушаются предписания, Душа Быка бросается туда, чтобы наказать виновного и восстановить справедливость.

В минойской культуре бык был одним из наиболее почитаемых священных символов, выражавших могущество, силу и плодородие. На Крите из рогов быка возводились алтари, в виде бычьих голов изготавливались сосуды для жертвенных возлияний — ритоны; известны также акробатические игры с быком — тавромахия. Эта культура названа по имени царя Миноса — мудрого правителя, одного из трех сыновей финикийской царевны Европы, похищенной Зевсом-быком. Бык, посланный из моря Посейдоном — огромный, белый, прекрасный — для подтверждения права Миноса на власть, становится причиной трагедии: рождения Минотавра Пасифаей, женой Миноса.

Тезей, вступающий в поединок с этим чудовищем, человекобыком, — герой греческой мифологии, унаследовавшей богов Крита. Знаменитая гекатомба — жертвоприношение ста быков — упоминается в «Илиаде» Гомера. В «Одиссее» черные и белые быки Гелиоса пасутся на острове Триникрия, представляя день и ночь.

У древних греко в бык был атрибутом Зевса и Афродиты, у римлян связан с Юпитером, Венерой и Европой. Диониса, необузданного бога плодоносящих сил земли, растительности и виноделия, изображали с рогами, а иногда и с головой быка.

В Древнем Риме во время тавроболий — обрядов жертвоприношения быка — посвящаемого обливали бычьей кровью, символизировавшей жизненную силу.

В митраизме вся мифологическая жизнь Митры, Непобедимого Солнца, связана с солнечным циклом. Митра укрощает быка, который символизирует душу мира, его производительные силы, источник весеннего расцвета жизни. Выполняя волю Юпитера-Ормазда, Митра убивает быка, принося его в жертву. И происходит чудо: из тела быка родились все полезные травы и растения; семя его, «собранное и очищенное луной», дало жизнь всем видам полезных животных, а его душа, охраняемая собакой, верным спутником Митры, поднялась в небеса, где, обожествленная под именем Сильвана, стала защитником стад.

К античным времена м восходит культ быков в мифологии Северной Европы. У кельтов боги-быки символизируют силу и мощь. Для друидов бык — это солнце, а корова — земля. У скандинавов бык — атрибут Тора, бога грома, бури и плодородия, кроме того, он посвящен Фрее.

По славянским преданиям, священный золоторогий Бык-Тур — могущественная творческая сила Bceленной, носитель плодородия, символ мужества, храбрости. Древний культ Солнца-быка — бога скотоводов и воинов — проявлялся не только в том, что люди приносили в жертву быков или лепили из теста ритуальные фигурки бычков и коровок, весь мир представлялся огромным быком. К нему обращались как к тотемному предку: «Бык-боже! Царь-отец!». С тех времен и сложилось представление про бога, который управляет молнией и громом и оплодотворяет землю дождем.

В Библии , в насыщенной мистической символикой картине явления бога иудейскому пророку Иезекиилю, присутствуют четыре таинственных животных с лицами человека, льва, тельца и орла. Последующая христианская традиция видела в четырех животных видения Иезекиля символику четырех евангелистов: орел — св. Иоанн, лев — св. Марк, бык — св. Лука и человек — св. Матфей. Символика «четырех ликов» истолковывалась как величественные атрибуты животных-царей: лев — сила, орел — небесное парение, к которым добавлена разумность человека и жертвенность тельца.

КУЛЬТ БЫКА

(См. "Апис"). Культ Быка и Барана был обращен к одной и той же силе, к силе порождающего созидания, в двух аспектах - в небесном или космическом, и в земном, или человеческом. Боги с головой овна все относятся к последнему аспекту, а с головой быка - к первому. Озирис, которому был посвящен бык, никогда не считался фаллическим божеством, также и Шива со своим Быком Нанди, несмотря на лингам. Как Нанди был чистого молочно-белого цвета, таким был и Апис. Оба были симаолами порождающей, или эволюционной, мощи во Вселенском Космосе. Те, кто считают солнечных богов и быков обладающими фаллическим характером, или связывают с ним Солнце, ошибаются. Лишь лунные боги и бараны, и ягнята являются приапическими, и религии, которая, хотя и несознательно, но все же приняла для своего поклонения бога, преимущественно лунного, и подчеркивает свой выбор выделением ягненка - предок которого баран, главным образом фаллический глиф - в качестве своего самого священного символа, мало приличествует поносить более древние религии за применение того же символизма. Культ быка, Аписа, Хапи Анкха, или живого Озириса, прекратился более чем 3 000 лет тому назад; поклонение барану и ягненку продолжается до наших дней. Мариетт Бей открыл Серапеум - Некрополь быков Апис, неподалеку от Мемфиса - внушительную подземную крипту 2 000 футов длиной и 20 футов шириной, хранящую мумии тридцати священных быков. Если через 1 000 лет римско-католический собор с пасхальным ягненком в нем был найден под пеплом Везувия или Этны, были бы будущие поколения правы, делая отсюда вывод, что христиане были поклонниками "ягненка" и "голубя"? Все же оба эти символа дали бы им столько же прав на это как в одном случае, так и в другом. Более того, не все священные "быки" были фаллическими, т.е. мужскими; были и гермафродитные и бесполые "быки". Черный бык Мневис, сын Птаха, был посвящен Богу Ра в Гелиополисе; Пацис Гермонта - Амуну Гору, и т.д., и т.д., и сам Апис был гермафродитом, а не животным мужского пола, что являет его космический характер. С таким же успехом можно и Тельца Зодиака и всю Природу назвать фаллическими.

Словарь указатель теософских понятий к Тайной доктрине, теософский словарь. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КУЛЬТ БЫКА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КУЛЬТ в Лексиконе секса:
    (от лат. cultus - почитание), один из основных элементов религии; совокупность обрядовых действий, направленных на выражение поклонения перед божеством. Кроме …
  • КУЛЬТ в Большом энциклопедическом словаре:
    (от лат. cultus - почитание) 1) один из основных элементов религии; действия (телодвижения, чтение или пение определенных текстов и т. …
  • КУЛЬТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    религиозный (лат. cultus - почитание, поклонение, от colo - возделываю, почитаю), религиозное почитание каких-либо предметов, реальных или фантастических существ, наделяемых …
  • КУЛЬТ
    [от латинского cultus уход; почитание] 1) религиозная обрядность, совокупность молитв, заклинаний, обрядов и пр. , служение божеству; 2) почитание, …
  • КУЛЬТ... в Энциклопедическом словарике:
    Первая составная часть сложных слов, обозначающая: имеющий отношение к культурно-просветительской работе, напр.: культтовары, …
  • КУЛЬТ в Энциклопедическом словарике:
    а, м. 1. Религиозное служение божеству и связанные с этим обряды. К. Аполлона. Служители культа (ду-ховенство). Культовый - относящийся к …
  • КУЛЬТ в Энциклопедическом словаре:
    , -а, л. 1. В религии: служение божеству и связанные с этим действия, обряды. Христианский к. Служители культа. 2. перен. …
  • КУЛЬТ
    ПР́ЕДКОВ, одна из ранних форм религии, поклонение духам умерших …
  • КУЛЬТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    (от лат. cultus - почитание), религ. почитание существ и предметов, выражающееся в обрядах и …
  • КУЛЬТ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    ку"льт, ку"льты, ку"льта, ку"льтов, ку"льту, ку"льтам, ку"льт, ку"льты, ку"льтом, ку"льтами, ку"льте, …
  • КУЛЬТ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, м. 1) Религиозное служение божеству и связанные с этим обряды. Культ Гермеса в Древней Греции. 2) (обычно кого/чего …
  • КУЛЬТ в Тезаурусе русской деловой лексики:
  • КУЛЬТ в Новом словаре иностранных слов:
    (лат. cultus почитание) 1) один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих …
  • КУЛЬТ в Словаре иностранных выражений:
    [ 1. один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих с целью оказать …
  • КУЛЬТ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: поклонение, обожествление (усил.), почитание (ослаб.), фетишизация (кн.), преклонение, благоговение (усил. …
  • КУЛЬТ в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: поклонение, обожествление (усил.), почитание (ослаб.), фетишизация (кн.), преклонение, благоговение …
  • КУЛЬТ...
  • КУЛЬТ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • КУЛЬТ в Словаре русского языка Лопатина:
    культ, …
  • КУЛЬТ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    культ, …
  • КУЛЬТ в Орфографическом словаре:
    культ, …
  • КУЛЬТ...
    Первая часть сложных слов со знач. относящийся к культурнопросветительной рабо те Культработник, …
  • КУЛЬТ в Словаре русского языка Ожегова:
    В религии: служение божеству и связанные с этим действия, обряды Христианский к. Служители к. (духовенство). культ преклонение перед кем-чем-нибудь, почитание …
  • КУЛЬТ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (от лат. cultus - почитание), 1) один из основных элементов религии; действия (телодвижения, чтение или пение определенных текстов и т. …
  • КУЛЬТ
    культа, м. (латин. cultus) (книжн.). 1. Религиозное служение божеству. Культ Диониса в древней Греции. || Совокупность религиозных обрядностей. Православный Культ. …
  • КУЛЬТ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    (нов. офиц.). Сокращение, употр. в новых сложных словах в знач.: 1) культурно-просветительный, напр. культобслуживание, культработа, культпросвет; 2) имеющий отношение к …
  • КУЛЬТ...
    Начальная часть сложных слов, вносящая значения: 1) культурно-просветительный (культобслуживание, культработа и т.п.); 2) связанный с культурно-просветительной работой (культактив, культкомиссия, культотдел, …
  • КУЛЬТ в Толковом словаре Ефремовой:
    м. 1) а) Религиозное служение божеству. б) Совокупность религиозных обрядов. 2) а) Восхищенное преклонение перед кем-л., чем-л., почитание кого-л., чего-л. …
  • КУЛЬТ...
    Начальная часть сложных слов, вносящая значения 1) культурно-просветительный (культобслуживание, культработа и т.п.) 2) связанный с культурно-просветительной работой (культактив, культкомиссия, культотдел, …
  • КУЛЬТ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1. Религиозное служение божеству. отт. Совокупность религиозных обрядов. 2. Восхищенное преклонение перед кем-либо, чем-либо, почитание кого-либо, чего-либо. отт. Предмет …
  • КУЛЬТ...
    Начальная часть сложных слов, вносящая значения 1) культурно-просветительный (культобсл"уживание, культраб"ота и т.п.) 2) имеющий отношение к культурно-просветительной работе, …
  • КУЛЬТ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I м. Совокупность обрядов и ритуалов, установленных церковными канонами. II м. Религиозная синкретическая организация (церковь, секта) , сочетающая …
  • ГОД ЖЕЛТОГО БЫКА в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-02-07 Time: 09:56:46 Цитаты из произведения «Год желтого быка» (автор И. Ю. Куберский) * Рядом с быком - …
  • ТАЙН БО КУАЛЬГНЕ, ИЛИ "ПОХИЩЕНИЕ БЫКА ИЗ КУАЛЬГНЕ" в Энциклопедии кельтской мифологии:
    В основе сюжета "Тайн Бо Куальгне" - стремление Медб, королевы Коннахта, завладеть Донном Куальгне, огромным Бурым Быком из Ольстера, что …
  • ИВАН АНТОНОВИЧ ЕФРЕМОВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-11-05 Time: 18:23:16 Иван Антонович Ефремов (1908—1972) — советский писатель-фантаст. = Лезвие бритвы = * Большинство людей не понимает, …
  • БЫК в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Увидеть хорошо откормленного быка - означает, что Вы станете лидером в Вашем окружении и женщины будут искать Вашего общества.Увидеть толстых …
  • ХЕРУВИМЫ в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
    (Евр.) Согласно каббалистам - группа ангелов, которую они особо связывали с Сефирой Иесод. В христианском учении - орден ангелов, которые …
  • ДИРКА в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
    - жена царя Фив Лика, который, выполняя завет своего покойного брата Никтея, силой привез в свой дом племянницу Антиопу, а …
  • ФАЛАРИС в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Phalaris, ???????). Жестокий тиран г. Агригента, в Сицилии, около 570 г. до Р.Х. Перилл сделал ему медного быка, в которого …
  • ПАСИФАЯ
    В греческой мифологии дочь Гелиоса, супруга критского царя Миноса. Когда Минос, вопреки своему обещанию, отказался принести в жертву Посейдону великолепного …
  • ЕВРОПА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    В греческой мифологии дочь финикийского царя Агенора. Влюбившийся в Европу Зевс похитил ее, то ли превратившись сам в смирного быка …
  • ГЕРАКЛ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии.
  • БЫК в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    В ряде мифологий (шумерской, египетской и др.) обнаруживаются разнообразные связи быка и соответствующего ему мифологического образа: полное их тождество, бык …
  • БУХА-НОЙОН БАБАЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    («бык господин батюшка») персонаж бурятской мифологии. Особое место занимает в мифах булагатов и эхиритов, в которых выступает как тотемный первопредок. …
  • АПИС в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    (hp) в египетской мифологии бог плодородия в облике быка. Почитание А. возникло в глубокой древности, центром его культа был Мемфис. …

Оседлые народы, жившие в глубокой древности и занимавшиеся сельским хозяйством, оставили после себя много рисунков, письменных свидетельств, архитектурных памятников. Во всём этом историческом многообразии преобладает культ быка. Он считался покровителем древних людей, а многие цивилизации изображали его в виде рогатого бога. Тут практически невозможно понять, как возник данный культ, так как мифы о рогатых богах всегда тесно переплетались с мифами о других небожителях. Можно лишь утверждать, что всё началось тогда, когда образовался союз человека и быка.

Первые связи начали налаживаться 10 тыс. лет назад в средней европейской полосе. В тех местах обитали туры и жили лесные охотники. Последние и начали постепенно приручать диких животных. Впоследствии то же самое произошло в Азии и Северной Африке. Сахары, такой как мы её знаем, в то время не было. Огромные пространства занимали саванны и леса. В саванне жили кочевники. Они приручили диких быков и стали ездить на них верхом.

Быки, жившие в Северной Африке, имели длинные ноги, тонкие шеи и небольшие головы, увенчанные изогнутыми рогами. То есть эти животные были прекрасно приспособлены для жизни в саванне. Их впоследствии заимствовали у кочевников египтяне. И у древнейшей цивилизации появились длинноногие коровы. Позже они попали на острова Средиземного моря и по прошествию веков стали коротконогими. А когда попали на Балканы, то стали короткошеими и большеголовыми. Уже в таком виде, запряженные в повозки с ярмом, быки проникли на Ближний Восток и попали к земледельцам.

Культ быка проделал тот же самый путь, передаваясь от народа к народу. Истоки же его надо искать у кочевников-скотоводов Сахары, живших 5-6 тыс. лет назад. Эти люди оставили после себя много наскальных рисунков, причём хорошо сохранившихся. На рисунках видно, что быков в стадах было в 5 раз больше, чем в наши дни. Все они изображены с мошонками, то есть их не кастрировали. На рисунках изображено доение коров. Им занимались женщины и дети.

Быки и коровы имели огромное значение не только для кочевников, но и для земледельцев. На них ездили, перевозили грузы, пахали землю, получали молоко, мясо, шкуры. Без этих животных древнему человеку было бы чрезвычайно сложно выжить. Отсюда и появилась любовь к быкам, а затем она трансформировалась в обожествление. Выражалось это вначале в украшении рогов животных. Их покрывали узорами, надевали орнаментные повязки, делали насечки. Затем стали изображать на наскальных рисунках в виде богов, а после этого дошла очередь и до памятников.

От кочевников культ быка перешёл к египтянам . Жрецы создали образ небесной коровы, которая покровительствовала фараонам. Изображали её всегда вместе с мальчиком, сосавшим коровий сосок. Ребёнок сидел под брюхом животного, которое образовывало над ним уютный свод. С этого места мальчик мог видеть солнце, стоящее как бы между коровьими рогами. Это повсеместный мотив сахарских рисунков и обязательный атрибут божественных быков и коров в Древнем Египте.

На Крите, в период минойской цивилизации , в Кносском дворце центральной темой были бычьи головы и бычьи рога, используемые в качестве символов. На минойских фресках и керамике много изображений спортивных состязаний, где их участники перепрыгивают через быков и хватают их за рога.

В Иране существовало несколько мифологических существ крупного рогатого скота. В зороастризме был гигантский бык, способный колебать горы и моря. Корова считалась одним из шести изначальных материальных творений и прародителем животных. В её честь был назван 14-й день месяца, находящийся под её защитой.

В Древней Греции бога Диониса изображали с бычьими рогами. В соответствии с мифологией он любил принимать вид этого могучего животного. Минотавра также считали человеком с головой быка. Он якобы родился от связи царевны с быком. В классический период быка ассоциировали с божеством, что подчёркивало его постоянное мистическое присутствие среди людей.

В Римской империи также существовал культ быка. Этих животных регулярно приносили в жертву для благополучия народа и государства. Их считали священными, и такая точка зрения отражалась в произведениях искусства.

В христианской религии часто возле младенца Иисуса, лежащего в яслях, показывали быка или вола. В традиционных песнях на Рождество говорилось, что бык согревает младенца своим дыханием.

(см. "Апис"). Культ Быка и Барана был обращен к одной и той же силе, к силе порождающего созидания, в двух аспектах - в небесном или космическом, и в земном, или человеческом. Боги с головой овна все относятся к последнему аспекту, а с головой быка - к первому. Озирис, которому был посвящен бык, никогда не считался фаллическим божеством, также и Шива со своим Быком Нанди, несмотря на лингам. Как Нанди был чистого молочно-белого цвета, таким был и Апис. Оба были симаолами порождающей, или эволюционной, мощи во Вселенском Космосе. Те, кто считают солнечных богов и быков обладающими фаллическим характером, или связывают с ним Солнце, ошибаются. Лишь лунные боги и бараны, и ягнята являются приапическими, и религии, которая, хотя и несознательно, но все же приняла для своего поклонения бога, преимущественно лунного, и подчеркивает свой выбор выделением ягненка - предок которого баран, главным образом фаллический глиф - в качестве своего самого священного символа, мало приличествует поносить более древние религии за применение того же символизма. Культ быка, Аписа, Хапи Анкха, или живого Озириса, прекратился более чем 3 000 лет тому назад; поклонение барану и ягненку продолжается до наших дней. Мариетт Бей открыл Серапеум - Некрополь быков Апис, неподалеку от Мемфиса - внушительную подземную крипту 2 000 футов длиной и 20 футов шириной, хранящую мумии тридцати священных быков. Если через 1 000 лет римско-католический собор с пасхальным ягненком в нем был найден под пеплом Везувия или Этны, были бы будущие поколения правы, делая отсюда вывод, что христиане были поклонниками "ягненка" и "голубя"? Все же оба эти символа дали бы им столько же прав на это как в одном случае, так и в другом. Более того, не все священные "быки" были фаллическими, т.е. мужскими; были и гермафродитные и бесполые "быки". Черный бык Мневис, сын Птаха, был посвящен Богу Ра в Гелиополисе; Пацис Гермонта - Амуну Гору, и т.д., и т.д., и сам Апис был гермафродитом, а не животным мужского пола, что являет его космический характер. С таким же успехом можно и Тельца Зодиака и всю Природу назвать фаллическими.

Источник: "Теософский словарь"

  • - Облигация, выкупная стоимость которой привязана либо к индексу цен, либо к цене товара...

    Финансовый словарь

  • - облигация с "обратной" процентной ставкой, величина которой равна разнице между оговоренным ориентиром и рыночными ставками...

    Большой экономический словарь

  • - Облигация, выкупная стоимость которой привязана либо к индексу цен; См.: Фондовый индекс акций, публикуемый газетой "Файнэншл таймс" , либо к цене товара...

    Словарь бизнес терминов

  • - ПОЗИЦИЯ БЫКА См.: "бык" ...

    Финансовый словарь

  • - ситуация, когда покупки ценных бумаг биржевика превышают его продажи, и он выигрывает от повышения...

    Большой экономический словарь

  • Большой экономический словарь

  • - устойчивое повышение курсовой стоимости биржевого товара...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - кто Смело приступать к самому существенному, сразу начинать делать самое главное. Подразумевается, как правило, сложное или ответственное дело. Имеется в виду, что лицо или группа объединённых общим делом лиц...

    Фразеологический словарь русского языка

  • - брать/взять быка за рога Разг. Чаще сов. Обычно инф. или прош. вр. Начинать действовать энергично, решительно, сразу и с самого важного в трудном деле. С сущ. со знач. лица: докладчик, критик… взял быка за...

    Учебный фразеологический словарь

  • - Розыгрыш заключается в первоначальном похлопывании по шее своего подопечного, как бы хваля и удивляясь её мощи. Если этот простак и впрямь возомнит себя Гераклом, то концовка фразы несколько изменит акценты...

    Словарь народной фразеологии

  • - 1) о тонкой шее...

    Живая речь. Словарь разговорных выражений

  • - БРАТЬ БЫКА ЗА РОГА. ВЗЯТЬ БЫКА ЗА РОГА. Экспрес. Начинать действовать решительно и энергично, с самого главного...
  • - Разг. Экспрес. Решительно, энергично и сразу с самого главного; брать быка за рога. С Валькой разговор короткий, сразу быка за рога: - Твоя работа? Говори!.. - И чего я такого сказала? - бледнеет подруга...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - См. ПРАВДА -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Волг. О переходе на режим экономии. Глухов 1988, 144...

    Большой словарь русских поговорок

"Культ Быка" в книгах

"ЧАС БЫКА"

Из книги Рыжий дьявол автора Дёмин Михаил

"ЧАС БЫКА" Наутро за завтраком Гринберг заявил, что он намерен слегка задержаться в Эрдени-Цзу, и предложил ребятам добираться до Улан-Батора уже без него.- И без меня! - сейчас же отозвался я. - Мне тоже хочется побродить по монастырю, по этим развалинам.Гринберг

Час Быка 1.40 – 3.40

Из книги Гороскопы автора Гарданов М С

Час Быка 1.40 – 3.40 Человек, родившийся в час Быка, спокоен и терпелив, довольно активен в поступках, может выполнять несколько дел сразу: читать, писать, кушать, смотреть телевизор и слушать кого-либо, попутно разговаривать с другим человеком о погоде, футболе и т. д. Подобная

КУЛЬТ КАРГО: КУЛЬТ ТАРО

Из книги Величайшие загадки и тайны магии автора Смирнова Инна Михайловна

КУЛЬТ КАРГО: КУЛЬТ ТАРО Пришедшие в Океанию европейцы принесли с собой свое вероучение. Однако процесс христианизации проходил непросто и привел к возникновению так называемых синкретических культов: с одной стороны, христианство включило в себя многие верования, с

2. «ХОД БЫКА»

Из книги Тайна Воланда автора Бузиновский Сергей Борисович

2. «ХОД БЫКА» О детстве и юности Ивана Ефремова точно ничего не известно. Был беспризорным, «сыном полка», контужен… А самый ранний документ - удостоверение об окончании школы (1924) - имеет явные следы подчистки в графах «отчество» и «год рождения». В архиве писателя есть

«С кем быка ела?»

Из книги Русь арийская [Наследие предков. Забытые боги славян] автора Белов Александр Иванович

«С кем быка ела?» О кочевой жизни предков славян свидетельствуют древние обряды. Весьма интересно то, что если в Иране и Индии отказались от практики жертвоприношений скота еще задолго до новой эры, то у славян жертвоприношения сохранялось кое-где вплоть до XX века. Это

Культ «Высшего существа» и Культ Разума

Из книги Всемирная история без цензуры. В циничных фактах и щекотливых мифах автора Баганова Мария

Культ «Высшего существа» и Культ Разума Упразднив христианские службы и закрыв монастыри, революционеры ввели новую религию - «Культ Разума». Собор Парижской Богоматери был переименован в «Храм Разума» и 10 ноября 1793 года там состоялось грандиозное представление:

♦ Домашний культ, общественный культ

Из книги Средневековая Исландия автора Буайе Режи

Домашний культ, общественный культ О домашнем культе мы уже говорили не раз: напомним, что к нему прибегали при необходимости совершения обрядов перехода (см. Этапы жизни и обряды перехода, глава 4); он касался лишь конкретного человека или ограниченного сообщества

Погребальный культ и культ предков

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Погребальный культ и культ предков Довольно долго у славян сохранялся патриархально-родовой строй. По свидетельству византийских историков, славяне жили племенами и родами, состоявшими из больших семей. Роды и семьи возглавлялись старейшинами. Поэтому у славян

Культ личности или культ великой идеи?

Из книги Будущее России. Алгоритм переворота автора Бобраков Олег Александрович

Культ личности или культ великой идеи? В описанных условиях и речи быть не может о борьбе с коррупцией. Победить ее можно, только свергнув власть финансовой экономики, «денежного мешка». И нашей стране удалось этого добиться. Впервые во всемирной истории. Почему же

13.2. Принесение в жертву Тельца-Христа Культ Митры и жертвоприношение Тельца-Быка

Из книги автора

13.2. Принесение в жертву Тельца-Христа Культ Митры и жертвоприношение Тельца-Быка Проанализируем рассказ Тита Ливия.1) В книге «Реконструкция», гл. 16:2, мы уже много говорили, что Овен или Агнец - один из известнейших образов Христа. Который тесно связан именно с распятием

5. Культ личности и культ Ленина

Из книги Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза автора Восленский Михаил Сергеевич

5. Культ личности и культ Ленина В Советском Союзе «ленинская скромность» вошла в пословицу. Бесконечно занятый и деловой до мозга костей, Ленин, вероятно, действительно был довольно равнодушен к византийскому фимиаму хотя бы уже потому, что не имел досуга им

Из книги автора

Культ личности и культ табуретки Вы, читатель, вероятно, уже забыли Одиннадцатое явление Отца народу 25 апреля сего 15-го года? Если так, то напрасно. Там было много примечательного, поучительного и вопиющего. Есть смысл кое-что вспомнить. Особенно на фоне вот такого рода

Культ личности и культ табуретки

Из книги автора

Культ личности и культ табуретки

Культ личности и культ табуретки

Из книги автора

Культ личности и культ табуретки Вы, читатель, вероятно, уже забыли Одиннадцатое явление Отца народу 25 апреля сего 15?го года? Если так, то напрасно. Там было много примечательного, поучительного и вопиющего. Есть смысл кое?что вспомнить. Особенно на фоне вот такого рода

ОБНАРУЖЕНИЕ БЫКА И ПОИМКА БЫКА

Из книги Поиск. Какуан - Десять Быков Дзен автора Раджниш Бхагван Шри

ОБНАРУЖЕНИЕ БЫКА И ПОИМКА БЫКА 4 марта 1976 3. Обнаружение быкаЯ слышу трели соловья.Пригревает солнце, дует лёгкий ветерок, по берегам зеленеют ивы. Здесь быку не спрятаться! Разве мог бы художник нарисовать эту массивную голову, эти величественные рога?Комментарий: Когда

Культ быка

Историография о происхождении и столь широком распространении культа быка заслуживает отдельного исследования. На ряду с мнением В.Н. Даниленко, что изображение быка «с недостаточно раскрытыми религиозно - мифологическими сюжетами, возможно связаны с попытками осознания путей и фаз движения солнца…», в современной литературе получило развитие астрально - зодиакальная теория Н.А. Чмыхова, связывающая изображение с созвездием Тельца, «широкое распространение которого объясняется главенством в зодиаке в 4400-1710 гг. этого созвездия».

На основании широкого круга этнографических данных В.А. Шнирельман пришел к выводу о тесной связи промысловых культов с теми животными, которые играли ведущую роль в жизнеобеспечении коллективов, а увеличение значимости домашних животных определило расширение их культовых функций.

Д.Л. Тесленко отметил, что многообразие атрибутов культа быка, значительный хронологический и территориальный разрыв между отдельными его проявлениями, привлекающимися в качестве аналогий, устанавливаемая исследователями связь культа с разными - астральной, производительной сферами жизнедеятельности, существование синкретических образов, а также фактов распространения и взаимодействия мировоззренческих установок и концепций вызывают желание к определению основных тенденций и закономерностей в возникновении и развитии столь своеобразных идеологических представлений.

Рассматривая поэтапно процесс возникновения и распространения культа быка, Д.Л. Тесленко выделяет несколько этапов, начиная с периода одомашнивания крупного рогатого скота (ранненеолитическое время), заканчивая курганными памятниками Крыма III - начала II тыс. до н.э., где так же известны как ритуальные захоронения, так и культовые изображения быка, связываемые А.А. Щепинским с большой хозяйственной ролью этого животного.

По мнению Д.Л. Тесленко, в эпоху ранней бронзы культ быка занимал ведущее место в религиозно - мифологических представлениях носителей степных скотоводческих культур, в первую очередь для ямной АК. Данное положение основывается на роли крупного рогатого скота в экономике древнеямных племен, многообразии проявлений и доминировании среди культовых предметов атрибутов культа быка.

Вызывает интерес наблюдение Д.Л. Тесленко о том, что данные о бытовании культа быка присутствуют лишь в тех культурах, в которых крупный рогатый скот если не преобладал, то составлял значительную часть стада и активно использовался в хозяйственной деятельности. Так же Д.Л. Тесленко, проделав данную исследовательскую работу утверждает, что нет оснований связывать распространение символов быка - Тельца исключительно с процессами расслоения индоевропейцев, равно как и отдавать последним приоритет в возникновении культа.

Культ быка рассматривается исследователями с разных позиций, видя его проявление следовательно в разных сферах деятельности (изобразительной или монументальной) или же в религиозно - мифологических представлениях (поиск аналогий в древнеиранских священных текстах).

И.Н. Хлопин рассматривает культ быка именно с позиции предметов первобытного искусства массового характера - росписи на посуде и мелкой скульптуры. Отказываясь от принятой методике аналогий, считая ее неподходящей для изучения проявления культа быка, И.Н. Хлопин пытается подобрать оптимальную методику для проникновения в его внутреннее содержание. Он на примере анализа семантики изображений крупного рогатого скота показывает, что «в первобытном мышлении существовал полисемантизм. Изображения одного и того же предмета или явления, по его мнению, могли содержать разное смысловое значение, которое было туда вложено в зависимости от времени и условий его возникновения. Однако каждое отдельное значение одного итого же изображения было связано в единую систему и определяло разные стороны одного и того же явления. И все те значения образа быка, на которые можно разложить его изображение, вытекают одно из другого, акцентируя то или иное свойство этого образа. И наверняка, если присмотреться внимательно к другим образам первобытного искусства и идеологии, например к антропоморфным статуэткам, не исключено, что и их удастся расчленить по значению и показать тем самым их полисемантизм».

Проявление культовой стороны образа тура в монументальном искусстве рассматривает и З.П. Марина, связывая его с индоиранской мифологией, а именно воспроизведение в стелах не реальных людей, а скорее божеств - божества типа передневосточного Тешуба, объединяющих функции божества войны и грома. В индоиранской мифологии ему соответствует образ Парджаньи, обрушивающего на землю, его потоки - семя, которое он вкладывает во все живое. В своем объяснении культа быка З.П. Марина ссылается в основном на индоиранскую интерпретацию, связывая его с текстами Ригведы. На отождествление солнца с быком указывает также и ряд изображений последнего на сосудах в центре спирали, то есть на месте обычного помещения солярного знака, а орнаментация керамики знаками в форме букраниев должна рассматриваться, как отражение небесной и земной сфер.

Рассматривая культ быка в религиозно - мифологических представлениях Р.С. Липец прослеживает связь образа тура с солнечным культом, свидетельством чему служит «золотое обличье» туров. На примере «ильинских» (приуроченных ко дню Ильи-Пророка-Громовика, заместителя языческого Перуна) общественных жертвоприношений скота крестьянами бывшей Новгородской губернии о вере в «утроении» охотничьей добычи «костью ильинского быка». «Обетный» бык выкармливался общиной, и хотя мясо его освещалось церковью, пиршество совершалось по языческим обрядам.

Поддерживая точку зрения Р.С. Липеца, И.Ф. Ковалева связывает образ тура с евразийскими мифами, рассматривая их в связи с авестийскими мифами о первородном скоте. С диким быком - туром связывает древнейшие и культурные представления, отголоски которых сохранились в славянском фольклоре. И.Ф. Ковалева особенно большое значение в скотоводческой обрядности видит в жертвоприношениях животных, наделяя их ритуальной и социально - престижной сущностью. В культурах позднего энеолита - раннего бронзового века предстепья на первом месте находятся жертвоприношения крупного рогатого скота.

Существование культа быка И.Ф. Ковалевой подтверждается обнаружением черепов и других частей скелета в 20,5% погребений по материалам Левобережной Украины.

По мнению Ковалевой, образ быка занимал важное место в искусстве степных культур энеолита - бронзового века Украины, в частности в скульптуре, приобретая предельно стилизованное выражение в молоточковидных и рогатковидных булавках и более реалистическое - в каменных скипетрах в виде стилизованной головы быка, происходящих из погребений социально - выделенных лиц, рассмотренных в статье А.И. Куйбышева и А.л. Нечитайло «Кремневый скипетр Васильевского кургана»



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама