THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

(Андрей) -митрополит Московский и всея Руси.

Родился в г. Переяславле.

До монашества был священником Благовещенского собора в Москве.

В 1552 году сопровождал царя Ивана Грозного в походе на Казань, будучи его духовником.

В 1554 году священнодействовал при крещении царевича Ивана в Чудовом монастыре.

В 1562 году пострижен в монашество и стал иноком Чудова монастыря.

24 февраля 1564 года после смерти митрополита Макария (память 30 декабря/12 января) избран в митрополиты Московские и всея Руси и 5 марта 1564 года хиротонисан в этот сан.

16 марта того же года утвердил уставную грамоту митрополита Макария, данную Вологодскому Спасо-Преображенскому монастырю.

В конце апреля 1565 года и в 1566 году вместе с прочим духовенством ручался царю за боярина И. П. Яковлева и за князя М. И. Воротынского.

Скончался после 1568 года. Погребен в Архангельском соборе Чудова монастыря.

Высокопреосвященный Афанасий был живописец. Еще до принятия монашества в 1555 году помогал митрополиту Макарию обновлять чудотворную икону святителя Николая "Великорецкого" и написал с нее немало списков.

В 1567 году, живя на покое, поновлял Владимирскую икону Божией Матери.

Дополнил Степенную книгу, которая и после него стала дополняться таким же образом.

При митрополите Афанасии на Поместном Соборе 1564 года было определено, чтобы Московские митрополиты носили белый клобук.

Труды:

Книга Степенная царского родословия // Подготовка к изданию и под редакцией П. Г. Васенко // Полное собрание русских летописей: в 24 т. - СПб., 1841-1921, т. 21, ч. 1-2. Смирнов С. И. Житие преподобного Даниила, переяславского чудотворца. Повесть о обретении мощей и чудеса его. - М., 1908.

Литература:

Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. - 3-е изд. - СПб., 1911, кн. 2, с. 164,165,170.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. - СПб., 1864-1886, т. 6, с. 290.

Собко Н. П. Словарь русских художников, ваятелей, живописцев, зодчих, рисовальщиков, граверов, литографов, медальеров, мозаичистов, иконописцев, литейщиков, чеканщиков, сканщиков и проч. с древнейших времен до наших дней (XI-XIX вв.): в 3 т. - СПб., 1893-1899, т. 1, с. 167-168.

Шемякин В. И. Москва, ее святыни и памятники. - М., 1896, с. 125,127. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. - М., 1908, с. 95, 427. Петров Л. Справочный богословский церковно-исторический словарь Петрова Л. - СПб., 1889, с. 30.

Карамзин Н. М. История государства Российского: в 12 т. - 5-е изд. - СПб., 1842-1843, т. 9, с. 30.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. - СПб., 1877, с. 5.

Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. - М., 1852, с. 97. Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел: в 5 т. - М., 1813-1894, т. 1, 2. Хилков Г. Д., князь. Сборник. - СПб., 1879, с. 2-3.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. - 3-е изд. - СПб., 1884, с. 162.

Московский кафедральный Чудов монастырь. - М., 1896, с. 45.

Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 т., 2 т. доп. - М., 1903-1911, 1908, 1916.; 1916, доп. т. 2, с. 511, прим. 1. Московский некрополь: в 3 т. - СПб., 1907- 1908, т. 1, с. 64.

Скворцов Н., священник. Московский Кремль // Русский архив. - 1893, кн. 3, с. 12. Русский архив. - 1904, кн. 1, № 2, с. 299. Исторический вестник. - 1886, июнь, с. 617.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с. 13.

Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний: в 20 т. // Под редакцией С. Н. Южакова. - СПб., 1900- 1905, т. 2, с. 342.

Русский биографический словарь: в 25 т. - СПб.; М., 1896-1913, т. 2, с. 368.

Того же лета (1567), июля, повелением государя царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси поновлен бысть образ Пречистые Владимирские Лукина письма евангелиста, златом и камением украшен многим, что стоит в Пречистой соборной в богоспасаемом граде Москве, а поновлял бывший митрополит Афонасей.

Литература

  • Соловьев С.М. История России. кн. II. с. 164, 165, 170.
  • Макарий, митр. История Русской Церкви. т. VI. с. 290.
  • Собко Н.П. Словарь русских художников. т. I. с. 167-168.
  • Шемякин В.И. Москва, ее святыни и памятники. М., 1896. с. 125, 127.
  • Денисов. с. 95, 427.
  • Петров Л. Словарь. с. 30.
  • Карамзин Н.М. кн. III, т. IX. с. 30.
  • Строев. стб. 5.
  • Ратшин. с. 97.
  • Собрание госуд. грамот и договоров. т. I, II.
  • Сборник кн. Хилкова. СПб., 1879. с. 2-3.
  • Обзор русской духовной литературы. с. 162.
  • Чудов монастырь Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1896. с. 45.
  • Жития святых на русском языке. Синод. доп. изд. П., 1916. с. 511, прим. 1.
  • М. Нкр. т. I. с. 64.
  • Скворцов Н., свящ. Московский кремль. // Русский архив. 1893. кн. 3. с. 12.
  • Русский архив. 1904. кн. 1. № 2. с. 299.
  • Исторический вестник. 1886. июнь. с. 617.
  • -"- -"- 1893. май. с. 466.
  • Н.Д. с. 13.
  • БЭЮ. т. II с. 342.
  • РБС. т. II. с. 368.
  • Ред.-сост. Кочетков Игорь Александрович. Словарь русских иконописцев XI-XVII веков. М. "Индрик",2003.-816 с. ISBN 5-85759-213-5
Дата рождения: 16 апреля 1959 г. Страна: Россия Биография:

Представитель Патриарха Александрийского при Патриархе Московском и всея Руси

Постриженик ставропигиального Киккского монастыря. Получил высшее образование на богословском факультете Афинского университета и на факультете византийской музыки Греческой национальной консерватории. Продолжил образование в Сорбонне (Université de Paris 1 — Panthéon-Sorbonne), где изучал историю византийской цивилизации, историю послевизантийского периода и латинского Востока. Имеет также диплом по библиотечному делу, по специальности классификация архивных материалов.

В 1976 г. рукоположен во диакона, в 1984 г. — во пресвитера с возведением в сан архимандрита. Пребывал в течение ряда лет эфором и членом игуменского совета Киккского монастыря. Занимался организацией работы и систематизацией фондов библиотеки и архива обители.

В течение семи лет преподавал в Никосийской духовной семинарии апостола Варнавы, работал преподавателем Закона Божия в средних учебных заведениях Кипра.

29 сентября 1997 г. решением Священного Синода назначен экзархом Патриарха Александрийского при Патриархе Московском и всея Руси и настоятелем подворья Александрийской Православной Церкви в Москве.

Церковь: Русская православная церковь Предшественник: Макарий Преемник: Филипп Имя при рождении: Андрей Смерть: до 1575 Принятие монашества: 1562 год Епископская хиротония: 5 марта 1564 года

Митрополи́т Афана́сий (в миру Андрей ; начало XVI века - 1570-е годы) - митрополит Московский и всея Руси ( -), государственный деятель, иконописец .

Биография

Также Афанасий предположительно является автором иконы «Благословенно воинство Небесного Царя » (Церковь воинствующая).

Напишите отзыв о статье "Афанасий (митрополит Московский)"

Примечания

Литература для дальнейшего чтения

  • Словарь русских иконописцев XI-XVII веков (Ред.-сост. Кочетков Игорь Александрович). М. «Индрик», 2003. 816 с ISBN 5-85759-213-5
  • Хорошкевич А.Л. Митрополит Афанасий и царь Иван Грозный // In memoriam: Сб. памяти Я.С. Лурье. СПб., 1997. С. 282-291.
  • Архим. Макарий (Веретенников) // Православная энциклопедия . Том III. - М .: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2001. - С. 708. - 752 с. - 40 000 экз. - ISBN 5-89572-008-0
  • Архим. Макарий (Веретенников). Всероссийский митрополит Афанасий (1564–1566) // Макарий (Веретенников). Из истории русской иерархии XVI века. М., 2006. С. 104–125.
  • Самойлова Т.Е. Митрополит Афанасий как один из авторов программы росписи Архангельского собора Московского Кремля // История и культура Ростовской земли. 1996. Ростов, 1997. С. 45-48.
  • Сиренов А.В. Митрополит Афанасий и проблема авторства Степенной книги // Отечественные архивы. 2007. № 4. С. 47-53.
  • Усачев А.С. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2009. № 2 (36). С. 34–47.
  • Усачев А.С. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2010. № 1 (39). С. 112–116.
  • Усачев А.С. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2011. № 3 (45). С. 115–116.
  • Усачев А.С. Митрополит Афанасий и памятники русского летописания середины – третьей четверти XVI в. // Летописи и хроники. Новые исследования. 2011–2012. М.; СПб., 2012. С. 253–274.
  • Усачев А.С. // Вестник РГГУ. 2012. № 4. С. 20–31.

Литература

  • Макарий (Веретенников) , игумен. // Богословские труды : Сб. 25. - М .: Издание Московской Патриархии, 1984. - С. 247-257.

Ссылки

Предшественник:
Макарий
Митрополит Московский и всея Руси
( -)
Преемник:
Герман Филипп

Отрывок, характеризующий Афанасий (митрополит Московский)

Письмо, привезенное Балашевым, было последнее письмо Наполеона к Александру. Все подробности разговора были переданы русскому императору, и война началась.

После своего свидания в Москве с Пьером князь Андреи уехал в Петербург по делам, как он сказал своим родным, но, в сущности, для того, чтобы встретить там князя Анатоля Курагина, которого он считал необходимым встретить. Курагина, о котором он осведомился, приехав в Петербург, уже там не было. Пьер дал знать своему шурину, что князь Андрей едет за ним. Анатоль Курагин тотчас получил назначение от военного министра и уехал в Молдавскую армию. В это же время в Петербурге князь Андрей встретил Кутузова, своего прежнего, всегда расположенного к нему, генерала, и Кутузов предложил ему ехать с ним вместе в Молдавскую армию, куда старый генерал назначался главнокомандующим. Князь Андрей, получив назначение состоять при штабе главной квартиры, уехал в Турцию.
Князь Андрей считал неудобным писать к Курагину и вызывать его. Не подав нового повода к дуэли, князь Андрей считал вызов с своей стороны компрометирующим графиню Ростову, и потому он искал личной встречи с Курагиным, в которой он намерен был найти новый повод к дуэли. Но в Турецкой армии ему также не удалось встретить Курагина, который вскоре после приезда князя Андрея в Турецкую армию вернулся в Россию. В новой стране и в новых условиях жизни князю Андрею стало жить легче. После измены своей невесты, которая тем сильнее поразила его, чем старательнее он скрывал ото всех произведенное на него действие, для него были тяжелы те условия жизни, в которых он был счастлив, и еще тяжелее были свобода и независимость, которыми он так дорожил прежде. Он не только не думал тех прежних мыслей, которые в первый раз пришли ему, глядя на небо на Аустерлицком поле, которые он любил развивать с Пьером и которые наполняли его уединение в Богучарове, а потом в Швейцарии и Риме; но он даже боялся вспоминать об этих мыслях, раскрывавших бесконечные и светлые горизонты. Его интересовали теперь только самые ближайшие, не связанные с прежними, практические интересы, за которые он ухватывался с тем большей жадностью, чем закрытое были от него прежние. Как будто тот бесконечный удаляющийся свод неба, стоявший прежде над ним, вдруг превратился в низкий, определенный, давивший его свод, в котором все было ясно, но ничего не было вечного и таинственного.
Из представлявшихся ему деятельностей военная служба была самая простая и знакомая ему. Состоя в должности дежурного генерала при штабе Кутузова, он упорно и усердно занимался делами, удивляя Кутузова своей охотой к работе и аккуратностью. Не найдя Курагина в Турции, князь Андрей не считал необходимым скакать за ним опять в Россию; но при всем том он знал, что, сколько бы ни прошло времени, он не мог, встретив Курагина, несмотря на все презрение, которое он имел к нему, несмотря на все доказательства, которые он делал себе, что ему не стоит унижаться до столкновения с ним, он знал, что, встретив его, он не мог не вызвать его, как не мог голодный человек не броситься на пищу. И это сознание того, что оскорбление еще не вымещено, что злоба не излита, а лежит на сердце, отравляло то искусственное спокойствие, которое в виде озабоченно хлопотливой и несколько честолюбивой и тщеславной деятельности устроил себе князь Андрей в Турции.
В 12 м году, когда до Букарешта (где два месяца жил Кутузов, проводя дни и ночи у своей валашки) дошла весть о войне с Наполеоном, князь Андрей попросил у Кутузова перевода в Западную армию. Кутузов, которому уже надоел Болконский своей деятельностью, служившей ему упреком в праздности, Кутузов весьма охотно отпустил его и дал ему поручение к Барклаю де Толли.
Прежде чем ехать в армию, находившуюся в мае в Дрисском лагере, князь Андрей заехал в Лысые Горы, которые были на самой его дороге, находясь в трех верстах от Смоленского большака. Последние три года и жизни князя Андрея было так много переворотов, так много он передумал, перечувствовал, перевидел (он объехал и запад и восток), что его странно и неожиданно поразило при въезде в Лысые Горы все точно то же, до малейших подробностей, – точно то же течение жизни. Он, как в заколдованный, заснувший замок, въехал в аллею и в каменные ворота лысогорского дома. Та же степенность, та же чистота, та же тишина были в этом доме, те же мебели, те же стены, те же звуки, тот же запах и те же робкие лица, только несколько постаревшие. Княжна Марья была все та же робкая, некрасивая, стареющаяся девушка, в страхе и вечных нравственных страданиях, без пользы и радости проживающая лучшие годы своей жизни. Bourienne была та же радостно пользующаяся каждой минутой своей жизни и исполненная самых для себя радостных надежд, довольная собой, кокетливая девушка. Она только стала увереннее, как показалось князю Андрею. Привезенный им из Швейцарии воспитатель Десаль был одет в сюртук русского покроя, коверкая язык, говорил по русски со слугами, но был все тот же ограниченно умный, образованный, добродетельный и педантический воспитатель. Старый князь переменился физически только тем, что с боку рта у него стал заметен недостаток одного зуба; нравственно он был все такой же, как и прежде, только с еще большим озлоблением и недоверием к действительности того, что происходило в мире. Один только Николушка вырос, переменился, разрумянился, оброс курчавыми темными волосами и, сам не зная того, смеясь и веселясь, поднимал верхнюю губку хорошенького ротика точно так же, как ее поднимала покойница маленькая княгиня. Он один не слушался закона неизменности в этом заколдованном, спящем замке. Но хотя по внешности все оставалось по старому, внутренние отношения всех этих лиц изменились, с тех пор как князь Андрей не видал их. Члены семейства были разделены на два лагеря, чуждые и враждебные между собой, которые сходились теперь только при нем, – для него изменяя свой обычный образ жизни. К одному принадлежали старый князь, m lle Bourienne и архитектор, к другому – княжна Марья, Десаль, Николушка и все няньки и мамки.

(Андрей; † до 1575), митр. Московский и всея Руси. Род. в Переславле-Залесском, был женат, служил священником; его духовным отцом был прп. Даниил Переяславский († 1540), предсказавший, что Андрей будет духовником московского государя. В 1550 г. Андрей стал протопопом Благовещенского собора Московского Кремля и духовником царя Иоанна IV Васильевича Грозного . В 1552 г. во время казанского похода сопровождал Иоанна Грозного и совершал богослужения о даровании победы рус. оружию. На пути в Казань, во Владимире, получил исцеление у мощей св. блгв. кн. Александра Ярославича Невского . После взятия Казани участвовал в закладке ц. в честь Благовещения. В 1553 г. к протопопу Андрею обращался дьяк И. М. Висковатый со своими недоумениями об иконах. В 1554 г. протопоп Андрей крестил в Чудовом мон-ре царевича Иоанна Иоанновича (восприемником был митр. Московский свт. Макарий), в 1555 г. присутствовал при хиротонии первого архиеп. Казанского свт. Гурия (Руготина) . В том же году в Москву был перенесен с Вятки чудотворный образ свт. Николая Великорецкого, к-рый «поновляли» митр. Макарий и протопоп Андрей. В 1561 г. протопоп Андрей сделал вклад в Троице-Сергиев мон-рь (его род записан в монастырском пергаменном синодике). В 1562 г. принял монашество в Чудовом мон-ре с именем А.

После кончины митр. Макария, 9 февр. 1564 г., был созван Собор, на к-ром митрополит Московский и всея Руси получил право носить белый клобук, подобно архиепископу Новгородскому, и скреплять грамоты печатями красного воска, подобно архиепископу Казанскому. 24 февр. 1564 г. А. был избран и 5 марта поставлен митрополитом Московским. При избрании А. получил от царя грамоту (подтвержденную царем Борисом Феодоровичем Годуновым Патриарху св. Иову в 1589), в к-рой сказано, что все люди, служащие митрополиту (Патриарху) и живущие на его землях и землях его мон-рей, подлежат только суду митрополита (Патриарха), кроме дел о душегубстве; кроме того, митрополичьи (Патриаршие) крестьяне освобождались от ряда повинностей. При А. прекратилось участие Главы Рус. Церкви в решении вопросов гос. управления. В 1564 г. вместе с царской семьей А. посетил Переславль и освятил соборный храм в переславль-залесском во имя вмч. Никиты мон-ре , построенный на пожертвования Иоанна Грозного. Затем царь и митрополит отправились в Троице-Сергиев мон-рь, где молились у мощей прп. Сергия Радонежского . Среди поставленных А. архиереев можно назвать архиеп. Казанского свт. Германа (Садырева-Полева) , хиротонисанного 12 марта 1564 г.

В дек. 1564 г. царь Иоанн Грозный покинул Москву и вскоре учредил опричнину, 3 янв. следующего года царь отправил митрополиту письмо с изложением причин, заставивших его покинуть столицу. А. ходатайствовал перед государем за опальных бояр (И. П. Яковлева, кн. М. И. Воротынского) и, по сообщению Шлихтинга, пытался удерживать царя от кровопролития. 19 мая 1566 г. А. оставил кафедру и ушел на покой в Чудов мон-рь, что произошло, по мнению нек-рых ученых, из-за несогласия с опричниной. В июле 1566 г. А. «поновлял» Владимирскую икону Божией Матери. А. погребен в Чудовом мон-ре (последнее погребение у сев. стены в Успенском соборе Московского Кремля отнесено к А. ошибочно).

А. является автором жития прп. Даниила Переяславского, созданного по повелению царя и благословению митр. Макария. В 1562-1563 гг. А., несомненно по заказу царя, трудился над составлением важнейшего памятника рус. исторической мысли - Степенной книги . А. принадлежит также повесть, описывающая последние дни жизни, кончину и погребение свт. Макария. Будучи на покое, А., возможно, принимал участие в создании миниатюр Лицевого летописного свода.

2-я, сокращенная редакция, Жития прп. Даниила, как и повесть о кончине митр. Макария, вошли в состав пространного Хронографа, не сохранившегося до наст. времени. К нему восходит Хронограф 1599 г., в к-ром сохранились названные памятники.

Соч.: Смирнов С. И. Житие преподобного Даниила, Переяславского чудотворца. Повесть об обретении мощей и чудеса его. М., 1908; Книга Степенная царского родословия // ПСРЛ. СПб., 1908-1913. Т. 21. 2 ч.; [Повесть о кончине свт. Макария] // Макарий . История РЦ. Кн. 4. Ч. 1. С. 561-567.

Архим. Макарий (Веретенников)



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама