THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

И просветление приходит,когда его совсем не ждешь.

Просветленный мастер Артур Сита отвечает на вопросы о том как Оно пришло к нему.


Я помню, что слышала, вы как-то рассказывали про то, что просветление произошло с вами после драки в ночном клубе… что-то вроде этого?

Что-то вроде этого)

-Это так?

И так и не так. Что-то действительно произошло, можно назвать это неким прозрением. То не было интеллектуальным прозрением, нет, это было прозрением в реальность, в то, что живя жизнь, человек практически никогда не воспринимает полностью. Можно сказать, что человек видит мир сквозь очки, которые чертовски искажают всё то, на что он смотрит. Также можно сказать, что человек ходит в каких-то невидимых наушниках, где постоянно звучит один и тот же голос неизвестного диктора, комментатора, который никогда не молчит, и человек фактически не слышит мир, лишь какие-то фрагменты, доносящиеся сквозь тот голос. Можно было бы сказать, что человек ощущает, воспринимает этот мир словно находится в каком-то скафандре. Если попробовать представить, как бы ты воспринимала мир через скафандр космонавта… возможно также обычно воспринимается мир человеком. И прозрение – это будто бы на миг или на какой-то короткий промежуток оказаться без подобного скафандра… неописуемая свежесть всего: красок, звуков, ощущений.. и бытия.

-Как это произошло?

В больнице, куда попал после драки в ночном клубе.

-Так вы правда дрались?))Не верится…

Нет, в тот раз не дрался, просто получил сильный удар в голову, может
один, а может несколько, но после которого очнулся совершенно ничего не помня о произошедшем, просто стоял и смотрел на себя в зеркало.. кажется текла кровь изо рта. Потом оказался в больнице. Это были дни каких-то праздников, все отдыхали и врачей-специалистов не было несколько дней, поэтому просто лежал в палате один, или почти один. Кто-то приходил, говорил со мной, я же не мог говорить, из-за повреждений полученных в драке, рот практически не открывался, поэтому я просто смотрел и слушал. Не имея возможности что-то ответить… это было очень не привычной для меня ситуацией. И буквально сразу стало понятно, что раз я не могу ничего ответить, но то, что мне говорят люди, то нет смысла думать обо всём этом… зачем, если ты всё равно никак не можешь повлиять на ход событий? Осознав полное бессилие как-либо повлиять на ход жизненных событий, просто лежал и смотрел в потолок, смотрел на людей приходивших и что-то говорящих мне… в тот момент я стал видеть, как человек говорит одно, а чувствует совершенно другое, и что эмоции, которые человек выказывает на своём лице… это было больше похоже на маски. Это удивило, просто даже ошеломило, настолько сильно, что даже когда по прошествии нескольких дней, рот более или менее стал открываться, я не мог ни с кем говорить. Это было странным ощущением, смотреть на людей, которые играют какие-то роли, пожалуй это было даже страшно, я вдруг почувствовал себя одиноко, ведь все вокруг будто и не живы вовсе а… словно куклы что ли или роботы.. сложно сказать как это ощущалось тогда, ведь это было давно. Я не мог говорить ни с кем, ни с теми кто считались друзьями, ни с теми, кто считали себя родственниками, я не ощущал никакой связи с кем-либо вообще… полное одиночество. Вернувшись из больницы, я также не мог общаться с кем-то, не мог делать фактически ничего, просто сидел и смотрел в окно… насколько помню, даже не ел. День за днём сидел и молчал, слушал тишину жизни.. Странное, и наверное в тоже время блаженное состояние… Тогда я ничего не знал о медитации или о чём-то подобном… не было никаких объяснений, просто покой, ни мыслей, ни желаний.. полная тишина жизни. Позже, я вспомнил, что нечто подобное, только при более благоприятных условиях, за несколько лет до этого, уже происходило в моей жизни.

-А что произошло ранее, за несколько лет до этого? И что значит
«благоприятные обстоятельства»?

Это помню ещё более смутно) Было лет четырнадцать наверное.. Стоял в
своей комнате.. было лето, окно было полностью открыто. Вид за окном был очень красивый: зеленеющие и цветущие поля, на горизонте, уходящие в чистое голубое небо. Я в то время изучал у-шу, и решил немного позаниматься одним из элементов этой системы, цыгун. Это что-то вроде дыхательных упражнений. Стоя посреди комнаты и глядя в окно, я плавно поднимал и опускал руки, наблюдая при этом, как тело спокойно дышит. Вдруг, в какой-то момент, когда руки поднялись вверх, произошло что-то вроде хлопка, но без звука.. при этом пространство странно изменилось, формы всего поменялись, одновременно оставаясь теми же.. в тот же самый момент большее удивление вызвало то, что руки при этом исчезли, будто исчезли, и не только руки.. полностью отсутствовало ощущение тела, ощущение «я-тело», да и «я» вообще. Остался только взгляд, взгляд размером в весь мир.. Как это опишешь? Ведь весь мир стих и ожил одновременно. Огромный, безмерный покой и он живой, очень живой, но он жив не движением происходящим в жизни, он жив самой вечностью бытия. Конечно тогда я не мог бы это так выразить, но всё-таки попытался))
Спустя какое-то время, брат спросил меня о том, что я как-то странно
выгляжу, спросил что со мной. Я не знал что ответить, так как понятия не
имел о чём он говорит, ведь никакого «меня» в этот момент не
существовало. Но каким-то престранным образом, ответ всё же прозвучал:
Всё есть, а «меня» нет… меня нет.
Ещё несколько дней или недель после этого, происходили какие-то
переживания, являющиеся следствием произошедшего, то, что вероятно
называют термином «духовные переживания» Понимания того, что происходит, не было абсолютно никакого. Мир предстал.. как бы это объяснить… в высшей степени Живым и спокойным.

– И после этого переживания в четырнадцать лет вы на какое-то времязабылись?))И в следующий раз к вам пришло это через десять лет?

– И да и нет. Учился, занимался бизнесом, чем-то ещё… но так или иначе время от времени случались какие-то прорывы в настоящее.

– А чем вы занимаетесь сейчас?

– Ничем, отвечаю на вопросы. Ведь для меня Сейчас, это значит Сейчас, другого нет.
Сейчас – отвечаю на твои вопросы)


–)


Будь искренен - вот, возможно, мой метод. Будь искренен во всём: в том, что ты делаешь, в том, что ты говоришь, в том, как ты это делаешь. Не оставляй на потом ничего.
Твоя искренность не может кому-то не нравится. Искренность нравится настолько, что тебя любят просто так. Искренность – это сияние любви, это сияние Бога, она не может не нравится.
Она может попортить твою карьеру. Она может попортить то, что тебя мучает. Если тебя мучает карьера – искренность попортит её. Если тебя мучает семья – искренность попортит её. Ты от этого нисколько не пострадаешь, семья ни сколько не пострадает. Ты освободишь людей от себя, от своей лжи – вот и всё.

Есть моменты, в которые человек ни о чем не думает, не размышляет, не оценивает, но их не так много. Мы называем эти моменты счастливыми. Это тот момент, когда ты полностью остаешься там, где находится твое тело, остаешься здесь. Это ощущение счастья, состояние влюбленности, покоя.

Погружайся в ощущения жизни какими бы они ни были. Полностью, тотально, на сто процентов. Погружайся во всё то, что сейчас существует, полностью, в сам настоящий момент...
Слой за слоем ум отпадает, слой за слоем…Не останавливайся, погружайся полностью, пока ощущение себя и желание избегнуть ситуации не исчезнет...
Вдруг - никакой ситуации не существует: тот же человек здесь, те же условия здесь, но никакой ситуации не существует, ты - сама Жизнь.
© Артур Сита

Жить со вкусом - это просто ощущать то, что ощущается и делать то, что делается, следовать самой жизни, ее течению, без борьбы или конфликта. Единственное, чего хочет человек, это счастья, а счастье - это отсутствие конфликта, отсутствие желаний, это покой существа, покой существования. Обнаружив покой, все действия совершаются в покое, без конфликта.

Ты ждешь, что что-то произойдет особенное. Не нужно, чтобы что-то происходило. Ты не можешь произойти, ты - уже есть. На сатсанге происходит обнаружение. Люди всегда очень радуются, когда обнаруживают себя.
На Востоке мастеров называют зеркалом - ты просто видишь себя. Пытаешься ухватить это, и только благодаря тому, что там не видишь никого кроме себя, а в этом человеке ты не встречаешь другого человека и тебе не с кем биться, ты только себя в нем встречаешь - случается осознание. Ты понимаешь, что только ты и есть. В это мгновение человек исчезает, ищущий исчезает, поиск исчезает, но ты находишь того, кто искал. И это правда счастье, на самом деле... Это единственное по сути счастье настоящее.

Небо всегда свободно. Если твой взгляд, направленный в небо, смотрит лишь на сами облака, тогда небо кажется закрытым, ограниченным, не свободным. Но это лишь так кажется. Если твой взгляд, направленный в жизнь, смотрит лишь на имена и формы, тогда мир кажется ограниченным, несвободным. Но это лишь так кажется.
Облака всегда плывут в открытом пространстве неба, точно как и мысли проплывают в открытом пространстве твоего Присутствия.
© Артур Сита

Артур Сита выглядит на первый взгляд как вполне обычный молодой человек, одевается красиво и со вкусом, без каких бы то ни было признаков «эзотеризма» или «духовности». Это, а также некоторая надменность некоторых его проявлений, привлекает к нему многих искателей Истины, которые порой даже и не знают, что они ищут Истину и свободу, и которые далеки от эзотерики и склонны свысока относиться ко всему, имеющему «духовный» антураж.

Однажды я привел на сатсанг Ситы девушку, которая понятия не имела о том, кто такой Артур Сита и что вообще такое сатсанги. Когда мы уже сидели в зале, она спросила меня: «А кто это такой?» За минуту до этого я заметил, что она читает в своем букридере «изречения царя Соломона». И поэтому тут же ответил так: «Он мудрец. Вот как Соломон, которого ты читаешь». Позже, когда Артур вошел в зал и направился к сцене, подруга удивленно спросила: «Это что, он? Сколько ему лет?».

В сети Вконтакте в его профиле дата рождения Артура Ситы указана такая: 25 мая 1976 года. Биографические сведения, подтвержденные самим Артуром (и его окружением), очень скудны. Выглядят они так:

«В возрасте четырнадцати лет испытал необычное переживание, которое позже описывал так: «Меня нет… есть всё. Немыслимо огромная тишина… это всё. Есть только это». После этого пытался вернуться к обычному образу жизни - образование, работа и проч. Однако через несколько лет опыт произошёл вновь, и Артур прекратил попытки отвлечься от этого, начал искать источник этого переживания. Через некоторое время случилось то, что называют просветлением. Еще через какое-то время он начал беседовать на эти темы с людьми».

Хотя Артур Сита и в самом деле довольно молодой и неопытный мастер и, по всей видимости, никого еще не провел к окончательному освобождению, но произносимые им слова часто действительно говорятся из пространства чистой Осознанности и, нужно признать, что та работа, которую он проделывает в России, очень значима.

Его сатсанги проходят в разных городах России, а также на Украине, в Таиланде и в Индии. Представленные ниже цитаты - это высказывания, спонтанно (как и все остальное) родившиеся во время сатсангов Артура.

ЦИТАТЫ

Любовь там, где нет лжи. Где есть какая-то маленькая ложь, там не может быть любви. Поэтому такой дефицит любви в этой жизни. Потому что человека научили постоянно лгать, не то что немножко слукавить, — постоянно лгать. Любовь не живет там, где есть даже чуточка лжи. А если вы постоянно направо-налево и друзьям и недругам и кому угодно… как любви тут остаться? Побудьте честным с собой – одно мгновение, два мгновения, просто так, три мгновения, не лгите себе, не говорите себе «я хороший», «я плохой», вы этого не знаете, вы не знаете, плохой ли вы в действительности. «Я злой», «я добрый» — не лгите себе, ничего себе не говорите, «я правильный», «неправильный», «просветленный», «не просветленный», не надо себе придумывать ничего, не лгите. Одно мгновение. Что будет? Вам понравится. И к этому мгновению прибавится еще одно. И еще одно. Вам понравится, потому что это очень легко. Когда вы не лжете себе, это очень легко. И еще мгновение, и еще, и еще, и еще, и еще. И вас затягивает. И если вы знаете это состояние, это и есть любовь.

Просветление — это недумание ни о чём.

Из созерцания себя случается рассвет.

Ты создан для полета, и даже маленькую веточку под собой нужно отпустить.

Только ложь может исчезнуть. Если при включении света что-то исчезает, значит оно не было реальным.

Единственное, что в вас имеет вес, и что придает тяжесть вашей жизни — это мышление.

Поиск окончен, если ты сейчас здесь.

Качество твоей жизни меняется дважды. Однажды — это пробуждение, дважды — это любовь. Пробуждение открывает теперь возможность расцвета любви. По сути любовь наиважнейшее явление в жизни. Ты рождаешься для любви, и пробуждаешься для любви. Пробуждение — это почва, в которой расцветает любовь.

Единственное, что вы можете делать действительно безусильно, без проблем — это вкушать жизнь прямо сейчас, каждое из ощущений. В наблюдении, в смаковании нет сопротивления, в этом нет напряжения, в этом нет «я».

Внимание, остающееся Здесь, в Настоящем моменте, приводит к Пробуждению.

Есть только осознанность. Всё остальное лишь рисунок в этой осознанности.

Ты — пространство, которое всё вмещает. Всё, что здесь проявлено, всё, что здесь существует, оно проявилось в тебе.

Великолепен не тот, кто на сцене. Великолепен тот, кто видит это великолепие. Во всех ситуациях вы видите только себя.

Предоставьте свободу жизни. Дайте свободу всем, кому вы можете, и вы ощутите больше свободы в своей жизни.

Если вы чего-то ждете — вы страдаете.
Если ожиданий нет — вы счастливы.

Осознанность никак не препятствует деятельности, действию. Осознанность исключает деятеля. Все делается по необходимости, все делается в созвучности с тем, что есть сейчас.

Вы являетесь центром всей жизни.
Вы являетесь сутью всей жизни.
Сама эта суть не является мыслью, и вы ею прямо сейчас являетесь.
Вы являетесь самим осознаванием, самим сознанием.
Тем, что называют «настоящий момент», неразделенностью, только тем, что есть.

Вопрос: Артур, у тебя есть главная мысль, которую ты хочешь донести на своих сатсангах?
Артур: Да. Моя главная мысль — это немысль. Вокруг этой главной немысли выстраивается все остальное, не главное.
В: Как достичь просветления?
А: Иди к главному — немысли. Направляйся к главному прямо сейчас. Все свое внимание обращай к немысли. Только это может дать просветление — немысль. До мысли вы просто молчите, просто молча существуете. Вот к этому молчанию обратитесь. Наблюдайте это молчание.

Счастье всегда оборачивается страданием.
Страдание обязательно перейдет в счастье.
Не ищи счастья, и наступит обыкновенность, которая шагнет в благость.

Сама эта жизнь, я бы сказал — путешествие. Ты в этой жизни путешественник, и в самом этом путешествии главное красота и радость существования тебя. Тебя, когда ты знаешь себя.

Наблюдай молчание ума, наблюдай эту тишину. Постоянно, постоянно, непрерывно наблюдай это пространство, которое можно назвать пустотой. Не оставляй на потом, не пытайся быть этим. Ты уже этим являешься. Не оставляй ни капли на потом. Ни капли, ни капли, ни капли. Созерцай только эту тишину, этот покой. Полностью погружайся, ни капли на потом, на завтра, на вечер не оставляй. Позволь этой тишине, этому молчанию окутать всё. Пусть полностью восприятие окунется в эту пустоту, отпустит все предметы, все формы, все явления ПОЛНОСТЬЮ. Пусть воспринимается только эта тишина. Внутрь, глубже, глубже, глубже до самого конца, как только возможно глубже в эту тишину, полностью, без остатка. Нечего бояться. Это то, что называют домом.

Ты уже являешься тем, что ты ищешь — блаженством. А твой поиск не позволяет это увидеть.

Ты не можешь войти или выйти из ситуации. Ты всегда вне всего этого. Просто осознай это. Осознай себя.

Быть Собой — это значит быть Тем, что никогда не меняется.

Ты являешься безмолвностью, даже когда в тебе звучат эти слова.

Лживыми бывают только мысли, просто оставь их в покое все до единой, все. Оставь только мысль о себе — я есть. Смотри на эту мысль и вскоре она начнет сливаться с тобой в нечто одно единое целое, молчащее целое, неподвижное целое. Будь так.

Ты ждешь, что что-то произойдет особенное. Не нужно, чтобы что-то происходило. Ты не можешь произойти, ты - уже есть. На сатсанге происходит обнаружение. Люди всегда очень радуются, когда обнаруживают себя. На Востоке мастеров называют зеркалом - ты просто видишь себя. Пытаешься ухватить это, и только благодаря тому, что там не видишь никого кроме себя, а в этом человеке ты не встречаешь другого человека и тебе не с кем биться, ты только себя в нем встречаешь - случается осознание. Ты понимаешь, что только ты и есть. В это мгновение человек исчезает, ищущий исчезает, поиск исчезает, но ты находишь того, кто искал. И это правда счастье, на самом деле, это единственное по сути счастье — настоящее.

Молитва без просьбы — это признание в любви.

Когда ты стоишь на самом краю ума, ты испытываешь страх, кажется, сделай шаг, и ты пропадешь. Но посмотри же, что такое «ум». Ведь ум — это лишь мысль, словно камень, разделяющий жизнь на прошлое и будущее. Присмотрись, и ты ощутишь, что жизнь едина всегда и всюду. В жизни есть место всему: и камням, и чему-то более живому, одновременно и вневременно.

Просто наблюдайте. Вашего присутствия достаточно.
Бог всегда дает вам это, но вы просите что-то другое. Это любовь, которую невозможно вместить и понять, она просто разрывает тебя. Она стирает «Я», и остается только любовь.

Медитация — это слышать, видеть и не иметь никакой реакции. Всё, что есть — есть, и нет никакой реакции. Вот это состояние медитации — отсутствие реакций. Это состояние есть всегда, просто оно не раскрыто в жизни человека. Человек всегда находится в состоянии физической, умственной или эмоциональной активности, состояние «нереагирования» забылось. Человек не реагировать уже разучился. Пришла пора вспомнить.

Когда ты внутри Мира, то – это сон. Пробуждение – весь Мир внутри тебя.

Нужно время, время честного наблюдения, пока отвыкаешь играть роли. Это еще и смелость, ведь спрятаться за маской кажется куда проще, даже от самого себя. Это происходит мгновенно, роль с людьми включается мгновенно, но и так же мгновенно можно отпустив ее, расслабиться. Это удивительный момент, становится легко на душе, стать в ситуации собой — это облегчение.

Ты просто есть, и само знание, что ты есть — именно это и есть ты.

Одиночество — это суть Тебя. Нет ничего кроме бога,
поэтому бог одинок.
Когда видишь это ощущение, смотришь в него — это чудесно.
Оно исчезает как «одиночество», открываясь как Единство.
Чувство одиночества — это дверь в Единство.
Дверь из эго в целое.
Оно — ощущение твоего присутствия.
Смотри в Него и будь Им.

Когда ты забываешь о себе, ты видишь – просто жизнь. Ты видишь – она как река. Ты не думаешь, что там за поворотом. Вообще не думаешь, потому что тебе – здесь нравится. И потому тебе здесь нравится. Иногда тебе есть кому подарить внимание, а иногда нет, тогда ты просто остаешься самим вниманием. Потом опять, кто-то появляется… Быть самим вниманием – это медитация. Заботиться о ком-то, заботиться о жизни – это любовь… Любовь-медитация, любовь-медитация… рано или поздно, они сольются в одно и это и есть — освобождение, полное…

Можно долго пытаться узнать «кто ты», а можно просто Быть. Я предлагаю просто Быть

Любовь в тебе все делает сама.

Поиск и ожидание — являются естественными состояниями ума. Но одновременно с этим состоянием есть ещё одно, его невозможно заметить с помощью ума, для ума оно не различимо. Поэтому отложи все мысли о чём-либо и наблюдай пустой созерцающий ум, наблюдай саму пустоту ума. В самом центре этой пустоты открывается неподвижное, незыблимое ощущение-осознание «Я есть», которое насыщает, пронизывая собой всё. Это самое глубокое счастье — осознание Я есть, является источником любви ко всему миру.

Просветление – это не то, чего можно достигнуть, просветление – это то, чем ты являешься, прямо сейчас.

Ты сейчас есть, и это единственное, что тебе принадлежит, в действительности, единственное.

Всё то, что ты делаешь в жизни, является усилием, а быть собой – это единственное неусилие, это единственное недействие.

В отсутствии мысли, в отсутствии слов, ты являешься пустотой.
Тебе доступно всегда просто быть.

«Я» — это представление о том, как должно быть, что правильно, а что не правильно. В большей части «я» — это представление о том «как не должно быть».

Пока ты ощущаешь себя собой, объектом, ты существуешь только как возможность для конфликта. Эта напряженность и есть чувство себя. Все, что ты можешь делать из этого состояния, будет конфликтом.

Ум – способность оценить, распознать ситуацию, дать всему названия, был вручен тебе родителями. До этого ты существуешь, как сознание. Все дети так существуют. Потом мы даем им знания о жизни, определения, ярлыки. «Сок», «вкусно», «правильно-неправильно», «сними обувь», «выключи телефон»…все эти названия мы даем ребенку, мы его научили пользоваться всем, но теперь он живет только в определениях. Взрослый человек все время пребывает в ярлыках. Он уже не может быть таким же нежным и открытым, как ребенок. Он не может быть таким же восприимчивым, и поэтому не может быть счастливым и беззаботным. Взрослый человек все время готов защищаться.
Его жизнь – бесконечная борьба и конфликт.

Ты существуешь как осознание, свидетельствование. Ты присутствуешь здесь, никак не оценивая. Сознание здесь полностью и абсолютно. Ты ничто и никак не оцениваешь, просто все воспринимаешь. Ты – гость. Гость в этой комнате, в этом теле. Ты – сознание, гостишь здесь: в этой вселенной, в этой жизни. Сознание гостит в этом проявленном мире. Ты и есть сознание. Будь самим сознанием. Это тишина. Отсутствие слов. Отсутствие оценки. Безмолвное восприятие всего.

Есть моменты, в которые человек ни о чем не думает, не размышляет, не оценивает, но их не так много. Мы называем эти моменты счастливыми. Это тот момент, когда ты полностью остаешься там, где находится твое тело, остаешься здесь. Это ощущение счастья, состояние влюбленности, покоя.

Момент, когда ум включается и отрицает то, как все происходит, называется – эго. Само отрицание происходящего есть эго. Эго – не что-то, существующее в тебе, в твоей голове. Это отрицание, которое случается.

Если ты проявляешь понимание к жизни, она тоже проявляет к тебе понимание. И ты всегда обнаруживаешь потом, что не зря жизнью был выбран именно этот оттенок краски для твоей стены. Раз за разом ты станешь замечать это. И родится понимание, что с жизнью спорить не надо. Не умственное понимание. Ты можешь попытаться что-то сделать, но если не получается – так должно быть. Ты увидишь, что стоишь где-то в сторонке от своих «хочу» или «не хочу» и понимаешь: «Да. Так должно быть».

Уверенность, что «так не должно быть» — это и есть эго. Человек не захотел сделать так, как ты считаешь правильным, и ты либо дальше вступаешь в конфликт наружно, либо конфликт продолжается у тебя внутри. Ты все еще продолжаешь знать, что «он все делает неправильно». Вот что такое эго, или ум. Это – работа, которая постоянно ведется. Тебе до всего есть дело, и ты постоянно размышляешь о том, что еще не так. Размышления – лишь следствия отрицания чего-либо. Мысли как листья. А корень в том, что ты называешь знанием. Ты знаешь: как все должно быть – в этом корень твоего несчастья.

Человек – это сознание, потерявшее себя в ощущениях, в вещах. Все внимание утонуло в ощущениях и предметах, ища в них себя. Этот поиск проявляется как напряжение. Когда внимание собирается в себя, возвращается само к себе, в свой источник, когда внимание начинает созерцать само себя, поиск прекращается, напряженности вмиг исчезают.

Обычно, когда человек смотрит на что-либо, он что-то думает о том, на что сейчас смотрит, или же думает совершенно о другом, и тогда его глаза даже не видят, на что они направлены. Кажется, только поэты, художники или фотографы могли бы смотреть на мир иначе. Но и у них почти сразу рождаются в голове какие-то образы, слова… Прямо на мир никто не смотрит, взор человека всегда затуманен словами, образами и эмоциями… многослойным туманом)) Поэтому даже если останавливается внутренний диалог, уходят слова, даже в этом состоянии ум существует в виде воображения, впечатления, эмоций… много-много слоев.
Когда ума нет, то нет как такового и наблюдения, так как нет наблюдающего, остаётся только то, что есть – сама жизнь.

Важно смотреть не на то, что думаешь, а на того, кто это всё думает.

В момент Пробуждения мир открывается иным, таким, каким человек его ещё никогда не видел.
Обычно люди общаются только в состоянии ума, просто потому что иного состояния никогда не знают. Но возможно общаться и не пребывая в состоянии ума, просто пользуясь умом. Этому нужно учиться. Для этого ум на некоторое время должно оставить в стороне, и научиться быть без него. Это не так уж и сложно.

Разбивать жизнь на кластеры, анализировать и раскладывать всё по полкам памяти – это работа ума. Трудность человека в том, что это происходит постоянно, а так как это происходит постоянно, сознание всё время занято всей этой толкотнёй мыслей в голове. И потому свободно жить человеку времени не остаётся. Человек всё время занят информацией, мыслями, и кроме них почти ничего не видит. Этот факт легко проверить, можно даже прямо сейчас)

Небо всегда свободно. Если твой взгляд, направленный в небо, смотрит лишь на сами облака, тогда небо кажется закрытым, ограниченным, не свободным. Но это лишь так кажется. Если твой взгляд, направленный в жизнь, смотрит лишь на имена и формы, тогда мир кажется ограниченным, несвободным. Но это лишь так кажется.
Облака всегда плывут в открытом пространстве неба, точно как и мысли проплывают в открытом пространстве твоего Присутствия.
Только будучи собой, наполнившись собой, ты сможешь увидеть, куда ты течешь. Куда течет твоя энергия. От переполнения. Ты знаешь, что делать каждый день, в момент, когда необходимо совершить действие. Но ты знаешь это только в тот момент, когда ты знаешь, что ты есть. Что ты ЕСТЬ. Или ЧТО ты есть, разницы нет, как сказать. Поэтому единственное, в чем ты нуждаешься, это осознать себя. А осознав себя, осознавать себя. Как присутствие. Как само сознание этого момента. Больше ничего. Те действия, в которых ты сомневаешься, ты не будешь совершать. Твоя энергия не потечет туда. И ты это будешь знать как нежелание такое спокойное. Поступает предложение, и ты точно знаешь, что ты не будешь этого делать. Когда ты полон собой. Весь вопрос в том, чтобы обратить свой взор, свое внимание именно на себя. На то, чем ты сейчас присутствуешь здесь. Благодаря чему ты можешь сказать, что ты здесь. На осознание. Просто осознавай. Осознавай себя. Наполняйся собой. Наполняйся этим осознанием. А все остальное вторично. Вся жизнь становится простой.

Ты чувствуешь то, в чем ты нуждаешься. Ты являешься тем, в чем нуждаешься. Ты являешься тем, что тебе интересно. Состояния приходят и уходят, ты вне состояний. Любое состояние, которое может быть названо, определенно. Ты становишься его рабом, потому что любые состояния, которые переживаются, являются состоянием тела. И если ты скажешь: «Да, это счастье! Это — любовь, вот оно!», — это переживается телом. Только для тела есть любовь, печаль, радость и что-либо еще… Ни одно из переживаний не является постоянным. Ты находишься до всяких определений, а ты хочешь одного какого-то удовольствия, которое когда-то случилось. Если какое-то переживание начинает цениться, ценится прошлое, то, чего нет. Ты лелеешь память, ты не находишься здесь, а выискиваешь здесь то, что было там. Тебе не нужно ничего делать, чтобы переживать настоящий момент.
Ни одной идеи, ни одного слова не нужно, чтобы настоящий момент был настоящим моментом. То, что есть, то и есть, и этого всегда достаточно.

| Артур Сита: «Двести миллионов просветленных!»

Опубликованное ниже интервью сделано в Тируваннамалае (Индия) в феврале 2014 года. Поскольку происходило оно во время сатсанга, беседа все же в большей степени сохраняет все формальные признаки сатсанга и в меньшей степени похожа на традиционное интервью или журнальную беседу.

От редакции: факт публикации этого интервью не является рекомендацией идти на сатсанги этого мастера.

Глеб Давыдов: Артур, когда я приехал сюда месяц назад, первый вопрос, который я задал, был: «как можно успокоить ум?» Тогда ты рассказал о созерцании, а потом упомянул, что есть еще один способ, более простой. О которым ты обещал как-нибудь еще рассказать. Но, кажется, ты так и не рассказал о нем в течение этого месяца. Можешь ли ты сейчас дать еще какие-то рекомендации по успокоению ума, помимо наблюдения, созерцания? Ум иногда очень увлекает меня. И даже когда идет наблюдение, невольно вовлекаешься в какие-то мысли, которые кажутся очень сильными и навязчивыми. И такое впечатление, что с помощью наблюдения эти мысли не исчезают.

Твой вопрос был: «как успокоить ум?». И я не мог дать технику успокоения ума, потому что я ее не знаю. Ум, он подобен ветру, а ветер невозможно успокоить. Есть два варианта. Либо вы боретесь и пытаетесь противостоять ветру. То есть боретесь с противником, которого вы не видите и источника которого вы не знаете. (Вы не видите ветер и не знаете, откуда он исходит. Вы видите только пространство.) И есть второй метод. Первый метод называется «йога»: вы боретесь с ветром, вы боретесь с умом. Дон Кихот. И есть второй. И я говорю только о нем: наслаждаться ветром. Каким бы сильным он ни был. В этом нет борьбы. В этом нет осуждения. Только наблюдение. Наблюдение это не борьба, это не попытка остановить ум. Это наблюдение. Это не попытка остановить обезьяну. Вы не догоните ее. Это наблюдение того, что происходит. Если вы увлечетесь сильно, это похоже на страдание. Если вы наблюдаете, то страдание проходит мимо вас. Мысли не захватывают тебя. Мысли не бывают навязчивыми. Мысли образуются из любви. Источник мыслей — любовь. Поэтому если вы будете бороться с мышлением, вы убьете в себе любовь. Если вы начнете бороться с мыслями, если вы начнете бороться с умом, вы убьете в себе жизненность, и станете сухими, мертвыми, одинокими, как монахи. Слово «монах» образовано от слова «одиночество». Monk - это mono. Он один. И вы становитесь сухим и одиноким, как монах. У вас может быть семья, друзья. Но у вас нет любви. Вы не испытываете любви ни к чему. Вы можете победить мысли, на какое-то время остаться без этого. Но ум не победить, потому что ум теперь будет существовать в тебе как напряжение. И ты становишься сухим. В этом нет жизни. Поэтому я говорю лишь о наблюдении. Вы наблюдаете, что происходит с вашими мыслями, с вашими оценками. С вашими желаниями владеть чем-то, приобретать, стать каким-то.

Г.Д.: То есть наблюдаю свое ЭГО.

А.С.: То, что называется ЭГО, да.

Г.Д.: Но в какой-то момент, наблюдая за своим ЭГО и при этом находясь в жизни, в процессе общения с кем-то, я замечаю, что...

А.С.: Что стал этим?

Г.Д.: Да. Я начинаю чувствовать отождествленность с тем я, которое наблюдает за ЭГО. И это «наблюдающее я» тоже оказывается ЭГО. И здесь, в этой точке, начинается борьба.

А.С.: Из которой нет выхода. Вы хотите выйти, но в этой ситуации нет выхода. Вы ищете выхода, ищете: как? как? как разотождествиться с этим? Но куда вы ни посмотрите — никаких шансов.

Г.Д.: Что же делать?

А.С.: Наблюдать эту беспомощность. Когда случается беспомощность — осознавать эту беспомощность, эту эгоистичность, эту озабоченность ситуацией, эту заинтересованность чем-то. ЭГО — это очень большой интерес к чему-то: к карьере, к отношениям, к жизни. Это очень большая заинтересованность. Это и есть ЭГО.

Г.Д.: Но в этом нет ничего плохого?

А.С.: Нет.

Г.Д.: Однако когда ты находишься внутри этого и отождествляешься с этим, приходит страдание. И когда ты общаешься с кем-то... когда люди общаются друг с другом, в какой-то момент это общение сводится к взаимодействию двух ЭГО, двух наборов определенных программ. И...

В этот момент с улицы доносится очень сильный шум проезжающего мимо грузовика, и я вынужден сделать паузу, чтобы не перекрикивать этот шум. Когда шум стихает, Артур говорит:

А.С.: И теперь ты можешь говорить спокойно. Ты подождал, пока этот грохот уйдет. Грохот, который мешал тебе говорить. И теперь ты можешь говорить свободно. Напряжение ЭГО, которое в тебе возникает, наблюдай. И это исчезнет. И тогда ты живешь свободно. Просто наблюдай. Как ты не прогонял эту машину, не горел желанием, чтобы она быстрее уехала. Ты просто был. Наблюдал. Жил. Твоя жизнь ни на мгновение не прекратилась. Не потеряла своей ценности, пока эта машина с шумом проезжала здесь. Точно так же, когда происходит шум в голове, ты ждешь, когда он «проедет», пройдет. Наблюдаешь. Так же, как наблюдал шум машины снаружи, незаинтересованно. Ты не был заинтересован в том, чтобы машина уехала. А когда она уехала, разговор стал возможен. К тебе пришло состояние ЭГО, заинтересованности. Теперь разговор становится невозможен. Подожди, пока это состояние уйдет, как оно пришло. И тогда разговор опять станет возможен. Это приходит и уходит, так же, как шум машины. Сколько бы на это не потребовалось времени.

(пауза)

Наблюдай. Буддийские монахи сидели наблюдали, как течет река. Суфии наблюдали, как горит огонь. Наблюдай любое течение жизни. Любое. Можешь выйти и наблюдать, как машины едут по дороге мимо тебя. Люди идут по дороге мимо тебя. Стой посреди города и наблюдай. Красивые, некрасивые, тихие, шумные — мимо тебя. Потом переходи к мыслям. Разные мысли — мимо тебя. Потом эмоции. И так — глубже и глубже, и глубже, и глубже. Тогда случается разотождествление, когда ты видишь, что все происходящее не имеет отношения к тебе. Все происходящее — не ты. Происходящее в мире, происходящее в мире тела, не имеет отношения к тебе. Ты лишь наблюдение всего этого.

(пауза)

Наблюдай, как происходят мысли. Не хватайся за хорошие мысли, не прогоняй плохие. Если к тебе приходит мысль о смерти, не прогоняй ее. Она придет, побудет и уйдет. Если к тебе придет мысль о любви, не удерживай ее, как бы она красива ни была. Неважно, кто к тебе приходит — «демоны» или «ангелы», «дэвы» или какие-либо другие мысли, «существа» - не имеет значения. Пропускай их всех.

Г.Д.: Как достичь устойчивости в этом? Насколько я понял, приходится все время начинать заново, когда ловишь себя на том, что снова вовлекся в какой-то процесс. То есть каждый раз нужно опять начинать наблюдать? Действительно ли таким возвращением к наблюдению можно достичь устойчивости?

А.С.: Наблюдение не знает ни начала, ни конца. Оно происходит всегда. Даже когда есть большая заинтересованность ситуацией, и вы горите, охвачены пламенем жизни, наблюдение есть и в этом.

Г.Д.: Но в такие моменты пламя застилает...

А.С.: Но тем не менее вы видите, что пламя застилает. Вы горите, охваченные огнем эмоций, своих эмоций. Вы говорите о чем-то: «Это мое, я не отдам это». Но тем не менее вы видите все происходящее. Это не означает, что вы тут же отпустите. Вы просто видите, какое безумие с вами происходит. «Моя бутылочка» (в этот момент у Артура в руках бутылка с соком) . Потом, когда вы отпустите эту бутылочку, наблюдение так же остается. Наблюдение это безучастность. Оно не исправляет ваши ошибки. Оно свидетельствует ошибки. Оно позволяет видеть ошибку ошибкой. Оно позволяет видеть глупость глупостью, распознать глупость, распознать ошибку. Но ситуацию или положение осознанность не меняет.

Г.Д.: То есть оно видит ошибку и глупость без осуждения. Просто видит то, что происходит. Но таким образом ошибка и глупость уже не воспринимаются как ошибка и глупость. Потому что сами уже понятия об «ошибке» и «глупости» - уже осуждение. Но тогда как оно может распознать нечто как «ошибку» и «глупость»? Если оно не судит.

А.С.: Вот это состояние «моя бутылка» — это состояние ума. А это значит, что в этой ситуации ваш ум активен, и вы можете понять, что: «эта бутылка — моя». И одновременно вы можете понимать, какая это глупость: столько напряжения из-за одной какой-то бутылки. Но все же — «она моя!».

Г.Д.: Но это просто две части ума, две части ЭГО, которые вот так борются между собой.

А.С.: И вы наблюдаете это. Здесь есть демон, который вцепился и говорит: «Моё!» И есть ангел, который говорит: «Это глупо. Зачем тебе эта бутылочка? У тебя есть целый мир». Демон говорит: «Эта бутылка тоже моя. И весь мир мой!» И здесь есть и ангел, и демон. Бог не выбирает ни того, ни другого. Бог наблюдает всю эту игру. Он не на стороне ни ангела, ни демона. Ангелы и демоны одинаково сильны. Никто из них не нуждается в божественной поддержке. Они не могут победить друг друга. У каждого из них свое оружие. Демоны очень могущественны. Но ангелов невозможно победить. Поэтому они здесь воюют друг с другом за эту бутылочку. Ангелы это коммунисты (все смеются) . Ангелы говорят, что все принадлежит всем. Демоны это демократы. Это однокоренные слова — демоны и демократы (все смеются. Артур переводчику: переводи-переводи), все демократы — демоны, все коммунисты — ангелы. Поэтому как только появляется просветленный, сразу же образуется коммуна. Все ангелы собираются. Но туда же приходят демократы.

Г.Д.: А просветленный это тот, в ком победили ангелы? Или?..

А.С.: Просветленный это бутылочка. (все смеются)

Г.Д.: Или тот, кто видит и демонов, и ангелов, и бутылочку, и борьбу за бутылочку? Кто просветленный в этом контексте?

А.С.: Ленин. (смех)

Г.Д.: Ленин был просветленным? (смех)

А.С.: Ленин был демократом. (смех) . Настоящие коммунисты никогда не совершают революций. Коммунисты погружены в любовь. Они не могут быть насильственными. Настоящие коммунисты никогда не делают переворотов. Самое большее, что они могут сделать, это не выйти на работу. Или профсоюзы. (пауза) Наблюдайте все это и будьте божественны. Твоя божественность в том, что ты не принимаешь ни одну из сторон. Не убивайте в себе творчество. Если вы будете подавлять ум, вы подавите в себе творчество. Жизнь станет скучной, бессмысленной, поверхностной. Не боритесь с умом, но и не кормите его.

Г.Д.: Когда мы его не кормим, не подпитываем, творчество тоже может стать слабее?

А.С.: Нет, тогда творчество только и начинается. Потому что когда вы кормите свой ум, ваша деятельность является только работой, но не творчеством. Она примитивна. Потому что вы даете своему уму только то, что сделал кто-то другой. Вы копируете кого-то, вы повторяете кого-то. В этом нет свободы. Вы кормите свой ум тем, что создал кто-то другой. Сто лет назад, двести лет назад, две тысячи лет назад. И это давно уже протухло. Но вы две тысячи кормите себя этим. И всех вокруг. Это всегда старый подход, старая еда. Творчество рождается в свободе. В свободе от известного. В незнании. В молчании. И это молчание открывается само собой. Наблюдение. Чем больше наблюдения, тем больше у вас молчания. Наблюдение это не прерывание процесса жизни. Если вы общаетесь, то вы общаетесь, будьте в этом. Но когда вам достаточно, то тогда позвольте быть тишине. И наблюдайте свое молчание.

(пауза)

Не подавляйте свои слова. Это не будет открытием. Это будет тупое медитирование много лет. И вы так и не поймете, что это такое — тишина. Тишина это удивительно. Поэтому тишину называют блаженством. В результате подавления вы получите тупую тишину. Скучную тишину. Если вы подавляете ум, вас одолеет скука. Это не проблема. Но в этом слишком мало красоты, мало жизни, мало любви. Тогда вы растеряны, не знаете, как жить, ради чего жить. Когда вы много болтаете, много думаете, вы осознаете, что все это (вся эта ваша жизнь) не имеет смысла. Когда вы подавляете ум, вы чувствуете то же самое: что вся жизнь бессмысленна. Но если вы позволите уму болтать и будете просто наблюдать, как приходит одна мысль и уходит, приходит следующая и уходит, а в промежутке между ними — тишина, жизнь. Ваш ум молчит, жизнь шумит. Приходит мысль, жизнь для вас исчезает. Мысль уходит — жизнь появляется. Эти два явления заменяют друг друга. Когда есть мысль, мира не существует. Когда мысль уходит, мир появляется. Мир и мысль никогда не существуют одновременно. Либо — либо. Либо вы видите мысль, либо вы видите реальность. Пока мысли мелькают вот так, постоянно, вы фактически не видите жизни. Вы не слышите никого, вы находитесь внутри мысли. И вы не видите мир, какой он.

Г.Д.: Но то, что я вижу в промежутках между мыслями, оно ведь тоже обусловлено какими-то шаблонами восприятия, которые существуют помимо мысли. Значит это уже не совсем реальность.

А.С.: Абсолютная реальность - это молчание твоего ума. Наблюдай молчание твоего ума. Это пустота. Это абсолютная реальность. Тогда нет никаких структур.

(тишина)

Тогда вы не можете сказать об этом мире, существует он или нет. Так ведь? (тишина) Реален он или нет.

Г.Д.: Все происходит из этого? (пауза) Или все происходит тогда, когда ум начинает говорить?

А.С.: Все происходит в этом. Всегда. Всегда все происходит. Внимание может скользить — туда-сюда, туда-сюда. Вы можете заходить в дом, выходить из дома, заходить в дом, выходить из дома. Когда вы выходите из дома, вы можете сказать: мой дом существует в ЭТОМ мире. Когда вы заходите в дом и смотрите через окно, вы говорите: в моем доме существует этот мир. Да. В моем окне, в окне моего дома есть гора (смотрит на Аруначалу) . Весь мир в моем доме. Ведь эта гора принадлежит сейчас окну. Она находится внутри окна. Поэтому когда вы внутри дома, то весь мир принадлежит вашему дому, он находится внутри вашего дома. Если вы выйдете из дома, то тогда дом находится внутри мира. И то, и другое правда. Возможно, большей правдой является то, когда вы выходите из дома ума и видите, что ваше я, все ваши представления о жизни являются правдой, но очень относительной правдой. Они являются частью этого огромного мира. Но когда ты внутри этого дома, то для тебя существует только дом. Когда ты вне дома, вне ума, то тогда ты видишь, что правда в том, что твой дом, твой ум это маленькая часть огромного мира. Но тебе нужен этот дом, и ты возвращаешься туда. Но когда ты возвращаешься в этот дом, помни ту правду, которую ты открыл, выйдя однажды из этого дома. И не верь, что гора живет в твоем окне. Окно слишком маленькое, чтоб вместить эту гору. Но когда ты сидишь дома и смотришь через окно, кажется, что это маленькая гора. Когда ты находишься в уме, ты смотришь на многие значительные вещи как на маленькие явления. Ты смотришь на любовь, и любовь тебе кажется лишь неким чувством. Любовь тебе кажется маленьким моментом твоей жизни. Когда ты смотришь из ума, когда ты находишься в уме, жизнь искажается. То, что действительно великое и главное в жизни, ты видишь это маленьким и неважным, незначительным. Когда ты в доме, для тебя важными становятся ложки, вилки, кружки. Все твои игрушки. И ты защищаешь этот мир.

Г.Д.: Либо я начинаю воспринимать этот ум как тюрьму. Если я помню о том, что снаружи.

А.С.: Да, но частью этой иллюзии является дверь. Частью стен является дверь. Дом это иллюзия. Но дверь, которая выводит за пределы дома, она является частью этой иллюзии. Начни наблюдать этот дом, начни наблюдать ум. И ты увидишь пространство, свободное от стен - дверь, проход. Как только ты начинаешь сильно страдать, ты всегда можешь выйти. Посмотри на страдание, и ты увидишь выход. Но тогда придется оставить все вилки и ложки. Бутылочку. И стать коммунистом. У настоящего коммуниста ничего нет. Все общее.

(тишина)

Так что СССР был прекрасной страной. И единственное: всю религию убили, но не дали знания, главного знания — кто ты? Куда идти — понятно: в светлое будущее. Но КТО идет? И откуда? Откуда ТЫ идешь? Куда — нам сказали. И если бы нам помогли развернуться туда, откуда мы пришли. Если бы наше внимание развернули туда, откуда ты пришел, откуда пришла мысль «я», то вся бы работа была завершена. Двести миллионов просветленных!

(смех)

Г.Д.: Ну, они изначально заморочили голову этим светлым будущим.

А.С.: Нет, это не они заморочили голову. Это христиане заморочили голову светлым будущим. Светлое будущее — это изобретение христианства. Коммунисты лишь подняли знамя христианства и понесли его дальше. Вместо крестов они понесли транспаранты. Слово «рай» они заменили словом «социализм». И поэтому коммунизм действительно превратился в религию. Такое светское христианство. Без Иисуса. Вместо Иисуса был Ленин. Иисус вознесся, Ленин замёрз. Поэтому мы пели песню «Ленин всегда впереди». Ленин жив, Ленин жил, Ленин будет жить. Это то же самое, что христиане поют про Иисуса: он с нами, он среди нас и он ждет нас там. И самая главная фраза: я буду там. Это самая главная фраза христиан.

Г.Д.: Для многих искателей просветления, которые сейчас находятся здесь в Тируваннамалаи, эта фраза столь же актуальна.

А.С.: А здесь нет искателей. Здесь нет искателей.

Г.Д.: Как раз есть. Заходишь в Рамана ашрам, и сразу ощущается этот дух поиска просветления.

А.С.: Хорошо, ты скажи им: хотите потерять свою надежду, приходите в German Bakery на сатсанги Артура Ситы. Почему вы молчите? Рассказывайте, что люди могут приходить сюда и умирать. Почему? Почему вы такие эгоисты?

Г.Д.: Ну, я уже привел к тебе нескольких человек. (смех)

А.С.: Я пошутил. Те, кому надо, сами придут. Таковы коммунисты. Поэтому я и говорю: ангелы это коммунисты. И во главе их — Иисус, Ленин. Это прекрасно. В действительности, наш коммунизм, наш социализм — это было христианство. Новое христианство.

Г.Д.: Об этом еще Александр Блок писал в поэме «12». Она так и заканчивается: «Впереди Иисус Христос». Возглавляет отряд двенадцати апостолов-красноармейцев.

А.С.: Я о том, что сердца советских людей были так же чисты, как сердца людей, которые видели Иисуса. Но среди них не было Иисуса. И если бы такое могло случиться, то фактически все были готовы. Двести миллионов просветленных. Это удивительно, что почти все люди были в этом состоянии. Была проведена большая работа: Лениным, Сталиным, Брежневым. Много работы. (смеются) Я серьезно. Это уже неважно, это просто слова, но это факт. У людей не было никакой надежды. Никакой надежды на светлое будущее. Это время американские идеологи назвали «Великим Застоем». Это великолепно. Это не было негативным явлением. Это было прекрасное явление. Состояние тела, ума, эмоций было великолепным. Великолепной позицией. Это великолепное место для того, чтобы нырнуть в неизведанное. Все бояться просветления, потому что слишком много знаний. Есть что терять. А у советских людей нечего было терять. Все общее. Они стояли на краю пропасти. Выводящей за пределы ума. И это был великий эксперимент. Но христиане все испортили. Да-да. Весь христианский мир напал на коммунизм. Люди были готовы к пробуждению. Много-много-много стихов и песен, которые были тогда написаны, говорят о том, что человек тогда соприкасался с реальностью. Фильмы, песни, стихотворения 60-х-70-х-начала 80-х годов говорили о том, что люди прямо находятся на пороге, они дышат этим. Фильмы снимали действительно с любовью и о любви. При этом взаимоотношения между людьми в этих фильмах не играли первостепенной роли, а важно было именно какое-то некое чувство. Которое случалось с человеком. И эти фильмы, непонятные, может быть, многим людям, они были понятны советским людям. Я говорю о том, что даже в советское время, когда почти не было религии, бога, большинство людей стояли на пороге самоосознания. У многих людей были огромные сердца. Друзья и соседи воспринимались как родственники. И это говорит о том, что Иисус действительно был среди этих людей, жил среди них. С его заповедью «возлюби ближнего своего». И это было главным чувством, чувство единения. Это была настоящая коммуна. Самая большая коммуна. Но она умерла. Для того чтобы родилась еще большая коммуна. Первая коммуна была рождена Лениным или кем-то еще. Вторая коммуна рождается через интернет. Всемирная коммуна. СССР был локальной коммуной. Она имела границы, имела какую-то идеологию. А сейчас рождается всемирная коммуна, где нет границ. Где единственной идеологией является осознанность, разумность, пробужденность, красота, радость. В этом всем есть великий смысл. И рождается творчество. В самых различных областях. И в этой новой коммуне нет границ, нет лидеров и властей. И когда я говорю об интернете, я не говорю буквально об интернете, а говорю о той возможности, которую дает интернет. Легко узнавать информацию, легко перемещаться по миру, легко связываться друг с другом.
Переводчику: скажи еще раз «легко связываться друг с другом».
Переводчик повторяет: «to communicate with each other easily».
Communicate, это и есть коммуна. Интернет это коммуна, она соединяет. Вы соединяетесь друг с другом через интернет. Это настоящая коммуна, вселенская. (пауза) До завтра!

07.02.14

От редакции: факт публикации этого интервью не является рекомендацией идти на сатсанги этого мастера.

Артём Калугин / текст
Андрей Красноперов / фото

Я убеждён, что глубокая внутренняя потребность в наставнике присуща каждому. Кто-то ориентируется на родителей, кто-то на друзей, кто-то на исторических или литературных персонажей, но, так или иначе, своего гуру выбирают все. Для людей, склонных к мистическому, эта потребность часто актуализируется в конкретном человеке, наследнике определённой духовной школы. Попробуем понять, что такое Поиск Смысла Жизни и стоит ли вообще писать эти слова с заглавной буквы.

Две стороны медали

Версия романтиков: На самом деле есть два типа людей: ищущие и нашедшие, ученики и учителя. Те, кто не относит себя ни к одной из категорий, просто не созрели духовно. Или не готовы. Или погрязли в иллюзиях. Или и то и другое. Поиск ответов на вечные вопросы - дело благородное и мудрое и заниматься им следует с младых ногтей. Версия скептиков: История XX века, помимо прочего, это история затяжного духовного кризиса. Технический прогресс, основанный на жёстком материализме и слепой вере в науку, помноженный на смягчение (кто-то сказал бы - падение) нравов, пошатнул традиционные ценностные системы, изрядно погрыз институт семьи, привёл к атомизации общества. Многие люди потеряны и ищут к чему бы прибиться. Тех, кто предпочитает пряную экзотику, приносит течением к восточным берегам: буддизму и индуизму, во всех их формах, столь же разнообразных, сколь и многочисленных.

Адвайта - одна из них. Традиция, зародившаяся в шестом веке, добежала до века XXI по цепи устных и письменных преданий, через учеников и учителей, обросла преданными последователями на Западе, попала в Россию. Популярные учителя, массу материалов о которых несложно найти в сети - Рамана Махарши, его ученик Пападжи; ученики Пападжи - Мадукар и Муджи; Рамеш Балсекар и его ученик Рам Цзы. Если попытаться очень кратко передать суть учения, то получится следующее: на самом деле существует только Брахман - единый абсолют, первооснова всех вещей и явлений, а люди и вселенная есть иллюзия. «Адвайта» в дословном переводе означает «не-двойственность». Всё едино, всё Брахман, точка. Современность внесла в концепцию адвайты одну, но весьма существенную поравку: никакого Брахмана тоже нет, есть незатемнённое сияющее нечто, не поддающееся словестному, а равно и какому бы то ни было иному описанию, вечный свет без конца и начала. Решающее преимущество адвайты перед другими течениями нео-индуизма - живые и здравствующие учителя, которые активно ездят по миру, проводя так называемые сатсанги (цитата из Википедии: «Собрание людей вокруг просветлённого человека, с целью услышать истину, говорить о ней и усваивать её»). Один из них - Артур Сита - представляет адвайту на отечественном ментальном пространстве. Мы посетили его сатсанг и приобщились к прекрасному.

Опыт самонаблюдения

Внешняя сторона сатсанга описывается довольно просто: в обычной комнате или зале плюс-минус сотня человек внимают речам учителя. Кто-то лежит на полу с закрытыми глазами, кто-то в позе лотоса, кто-то на стуле или пенке, вот девушка прислонилась к стене, а вот юноша, кажется ушёл слишком глубоко в себя - его взгляд направлен в никуда и расфокусирован, руки безвольно упали на ковер. Неторопливо текут диалоги. Иногда зал замолкает и Артур пять, десять, тридцать минут тоже не произносит ни слова. Вдох. Выдох. Вдох. Выдох. Тишина… но не простая. Осмысленная. Тишина понявших, как минимум - стремящихся к пониманию. Слова - яд, нам ли не знать. Термины - яд двойной, проникающий глубоко и ранящий на всю жизнь. Они формируют основу самых диких и невменяемых штампов. Присутствуя на сатсанге, мы смахиваем заложенный в них пафос и ложный смысл, как сшибают созревший шар одуванчика. Для меня адвайта - древняя индийская идея о ложности эго, о суетности и сиюминутности его переживаний, о глупости его жажд. Для западного человека - идея чуждая и даже страшная. Моё тело, мой дом, моя семья, мои штаны - хоровод тянется и кружится перед мысленным взором, застилает саму реальность. И вдруг реальность проступает сквозь пелену, проявляется, становится зримой. Ты ощущаешь присутствие в настоящем, присутствие в моменте, непрекращающееся «здесь-и-сейчас». Осознаёшь иллюзорности самых, казалось бы, основных, стержневых вещей и понятий. Паришь, расправив крылья. Страшный удар для западного человека, привыкшего считать вселенную по собственной мерке, привыкшего к понятию собственности как таковому, к обладанию. Отпустить себя окончательно решаются единицы.

Сита

Поставим эксперимент. Попробуем передать опыт через поток сознания, выраженный в потоке слов. Нижеследующий текст рекомендуется читать трижды: умом, сердцем, и тем кусочком бога (подставь сюда вечность, космос, свет), который живёт в тебе. И прошу простить меня за это обращение на ты, так принято в адвайте, отрицающей важность социальных, возрастных и каких бы то ни было иных иерархий. И правда, чем одна частичка сущего отличается от другой? Ничем. Автомобиль премиум-класса и грязь на его лобовом стекле состоят из одних и тех же квантов. Текст предлагается с минимальным количеством правок, во имя сохранности оригинальной атмосферы. Вероятны неоднократные и не прощаемые преступления против норм грамматики и здравого смысла.

То, что ты делаешь можно назвать адвайтой? Или это Артур Сита, обычный человек, который что-то рассказывает?

Для меня это даже не человек, который что-то рассказывает, а сама жизнь, которая говорит. Поэтому, я не знаю, как вы это понимаете. Чтобы это понять, человеку надо перестать думать. Не думать о явлениях, а смотреть на сами явления. Однажды это случилось со мной, поэтому я рассказываю о том, что это возможно. Это как шаг в сторону, который боишься сделать, но он всегда возможен.

Надо перестать думать? Как?

Не боятся упасть, не боятся выпасть из общего хода событий.

А как не бояться?

Здесь происходит момент созревания. Даже если ты боишься, возможно разочарование или очарование жизнью станет настолько сильным, что ты позволишь этому быть, произойти. К примеру, ты влюбляешься. Это небезопасно, поскольку ты раскрываешься таким, каким тебя ещё не знали. Перестаёшь играть. Обычно человек играет роль: мужчина, студент, бизнесмен, какую-то еще роль социальную. Когда ты влюбляешься, то ты перестаешь играть даже роль мужчины, ты - то чувство, которое происходит прямо сейчас, и оно пылает. Ты можешь остаться с этим чувством. Большинство людей в большинстве случаев всё-таки начинают пользоваться понятиями и пытаются вернуться к тем самым ролям и выстраивать взаимоотношения. В действительности они тем самым убивают любовь. Поэтому, когда ты воспринимаешь реальность и в твоём восприятии много слов и мыслей, то оно не чистое и словно мертвое. Ты можешь просто смотреть, просто воспринимать и при этом ничего не думать. Ты можешь это, так как это изначально в тебе существует. Сам чистый взгляд в тебе изначально, слова появляются потом. Поэтому я говорю, что свет уже изначально есть. Потом, позже в нем появляются включения. Первым приходит восприятие — нравится-не нравится. Некая симпатия, первое различение: да и нет. Оно появляется не из слов, раньше слов. Их источником является чувство себя, которое и называют эго. Оно всегда стоит позади действий или решений.

Многие воспринимают ум чуть ли не как придаток, инородный предмет. Но ведь он учавствует в игре, является частью общей гармонии?

Ум - часть гармонии, но очень маленькая часть. Как существует ум, так существуют явления и предметы. Ты различаешь стул, пол, стол. В то же время существует просто восприятие всего этого одномоментно, того как оно есть целиком. Человек, с тех пор как его ум окреп, происходит в путешествии от одного ярлыка к другому, от одного понятия к другому. Постоянный выбор и распознание. Вот этот раскачивающийся способ жизни вызывает страдание. Мир без суждений! Сложно не судить, сложно себя сдерживать. Я никому не рекомендую ломать себя, переделывать. Но однажды может случиться осознание целостного восприятие. И его можно назвать адвайтой. И собой. Оно и есть твоё истинное состояние, но всегда от тебя сокрытое, как спина. Но однажды ты начинаешь воспринимать спину и весь груз, который на ней висит. И сбрасываешь его. И тогда из твоей жизни уходят не нужные действия, реакции, суждения. Понимание не уходит. Интеллект не уходит, он становится острее, но он не работает непрестанно.

Можно ли в таком случае сказать, что ум из управляющего становится инструментом?

Если только как дыхание. Дыхание - сама жизнь. И ум - сама жизнь. Остановить ум, как остановить дыхание. Только на время. Можно нырнуть под воду на 10 минут без акваланга, можно просидеть час без единой мысли. Но всё вернется. Нужно иметь опыт параллельного существования, не без ума, но одновременно с ним. Узнать кто ты помимо мыслей - вот что важно. Раскрывается целостное восприятие существования. Для осознания не нужно ничего кроме расслабленности. Поэтому встречи проходят в таком формате. Не обучение, не процесс. Таков сатсанг - присутствие там, где ты есть. Как сейчас. Вслушайся - какая-то часть тебя и сейчас молчит.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама