THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама
Глава 13. 587

переживаем. Таким образом, теории часто представляют подробные описания проблем и забот периода взрослости. Однако вопрос о том, насколько широко и насколько универсально они применимы к развитию взрослых, остается открытым. Особую настороженность исследователей вызывает определение «этапов» развития.

^ Задачи развития по Хейвингхерсту

В 1953 году Роберт Хейвингхерст (Havinghurst, 1991) создал свое классическое и прагматичное описание жизненного цикла человека. Он рассматривал взрослый возраст как ряд периодов, в течение которых необходимо решить определенные задачи развития; они обобщены в табл. 13.3. В некотором смысле эти задачи создают широкий контекст, в котором происходит развитие. Их решение требует от человека применения его интеллектуальных способностей. В период ранней взрослости эти задачи в основном включают в себя начало семейной жизни и карьеры. В период средней взрослости основной задачей является поддержание того, что мы создали ранее, а также адаптация к физическим и семейным изменениям. В поздние годы, тем не менее, индивиду приходится адаптироваться к другим аспектам жизни (глава 18).

Таблица 13.3 Задачи развития по Хейвингхерсту

Задачи периода ранней взрослости

Выбрать супруга

Научиться жить с партнером по браку

Начать семейную жизнь

Воспитать детей

Вести домашнее хозяйство

Начать профессиональную деятельность

Принять гражданскую ответственность

Найти близкую по духу социальную группу

Задачи периода средней взрослости

Достичь гражданской и социальной ответственности взрослого

Установить и поддержать экономические стандарты жизни

Организовать досуг

Помочь детям подросткового возраста стать ответственными и счастливыми взрослыми

Создать отношения с супругом как с личностью

Принять физиологические изменения среднего возраста и адаптироваться к ним

Адаптироваться к стареющим родителям

Задачи периода поздней взрослости

Приспособление к снижению физической силы и здоровья

Адаптироваться к выходу на пенсию и снижению уровня дохода

Принять факт смерти супруга

Присоединиться к своей возрастной группе

Выполнить социальные и гражданские обязанности

Организовать удовлетворительное физическое проживание

Источник : Human development and education, by Robert J. Havinghurst. Copyright © 1953 by Longman, Inc. Печатается с разрешения Longman, Inc., New York.

588 Часть IV. Взрослость

Применимы ли данные концепции развития взрослых в новом тысячелетии? Да, но не ко всем. Для многих людей задачи развития периода средней взрослости включают установление холостого образа жизни или создание семьи и воспитания детей, приспособление к взаимодействию с новым спутником после развода или смену профессии, столкновение с ранней отставкой в результате корпоративного «сокращения». Хотя на Западе жизнь большинства людей, как (правило, соответствует временным границам задач развития по Хевингхёрсту, ^настоящее время наблюдается больше исключений, чем когда-либо прежде. Мы опять становимся свидетелями того, что жизненный путь человека во многом зависит от его культурного окружения.

^ Задачи развития по Эриксону

Многие теоретики при определении центральных задач развития взрослого возраста обращаются к теории психологических стадий Эриксона. Вспомним (глава 2), что теория Эриксона включает в себя восемь психологических стадий (кризисов) и что каждая из них основывается на предыдущей. Развитие взрослых зависит от успешности решения проблем предыдущих периодов: доверия и автономии, инициативы и трудолюбия. В подростковом возрасте центральная проблема, требующая решения, - определение идентичности. Она может сохраняться и в период ранней взрослости, придавать смысл целостности взрослого опыта (Erikson, 1959). Люди определяют и переопределяют себя, свои приоритеты и свое место в мире.

Кризис интимности и изоляции является наиболее характерной проблемой для периода ранней взрослости. Интимность подразумевает установление взаимно удовлетворяющих близких отношений с другим. Она представляет собой союз двух идентичностей, в котором не теряются уникальные качества ни одной из них. Напротив, изоляция подразумевает неспособность или неудачу в установлении взаимности, иногда в связи с тем, что личностная идентичность является слишком слабой, не готовой к созданию близкого союза с другим человеком (Ericson, 1963).

Теория Эриксона в своей основе является теорией стадий, но Эриксон трактовал ее более гибко (Erikson, Erikson, 1981). Как и теорию Хейвингхерста, ее можно рассматривать как нормативную теорию. Проблемы идентичности и близости представлены на протяжении всей жизни, особенно у людей, проживающих в индустриально развитых странах. Главные события жизни, такие как смерть одного из членов семьи, могут одновременно создать кризисы как идентичности, так и интимности, когда человек старается справиться с потерей и пытается идентифицировать себя вновь в отсутствие близкого спутника. Переезды в новый город, новая работа или возвращение к обучению в колледже являются основными изменениями, требующими психологической адаптации. Поэтому теория Эриксона определяет особенности развития тех проблем индивида, которые неоднократно возникают на протяжении его жизни. Например, после переезда на новое место жительства может возникнуть необходимость заново установить базовое доверие, развить автономию, снова найти в себе компетентность и трудолюбие для того, чтобы вы могли вновь чувствовать себя взрослым.

Следовательно, для многих исследователей в настоящее время как процессы идентичности, так и процессы интимности являются основными для понимания развития во взрослом возрасте (Whitbourne, 1986b). Тем не менее достижение

Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие 589

интимности и идентичности может быть более характерно для западной культуры. Например, абитуриенты с иными понятиями, приехавшие в США из коллективистских стран, могут найти независимую идентичность и большую интимность в браке.

^ Периодизация жизни мужчин по Левинсону

Даниэл Левинсон (Levinson, 1978, 1986) провел в США большое исследование развития взрослых; его участниками являлись 40 мужчин в возрасте от 35 до 45 лет, выбранные из различных этнических и профессиональных групп. В течение нескольких месяцев эти люди занимались самонаблюдением. Они изучали свои переживания, установки и жизненный опыт и рассказывали о своих наблюдениях в процессе интервью. Вместе с воссозданием биографий этих мужчин Левинсон и его коллеги изучали также биографии таких великих людей, как Данте и Ганди, с целью определения процесса развития в период взрослости. Тем не менее объективные тесты и шкалы исследователи не использовали. В целом подход Ле-винсона в значительной степени отличается от позиции Фрейда (глава 2). Теория Левинсона ориентирована также на традиционные роли и взаимоотношения мужчин и женщин; вопрос о возможности применения данной теории за их пределами требует дальнейшего обсуждения.

Исследователи определили три основных этапа жизненного цикла мужчин, которые позднее, как обнаружилось, сопоставимы с подобными этапами в жизни женщин (см. далее). Каждый из них длится примерно от 15 до 25 лет (рис. 13.6). На протяжении каждого этапа человек создает то, что Левинсон называет структурой жизни. Эта модель выполняет функции как границы между внутренним и внешним миром индивида, так и средства, с помощью которого личность строит взаимоотношения с окружающей средой. Структура жизни в основном состоит из социальных взаимоотношений и взаимоотношений с окружающей средой и включает в себя то, что личность приобретает благодаря этому, что должна вкладывать в них. Эти взаимоотношения могут возникать с отдельными индивидами, группами, системами или даже с объектами. У большинства мужчин основными являются рабочие и семейные взаимоотношения. В определенном возрасте люди начинают исследовать сложившиеся у них системы жизни. Затем они создают новую структуру, состоящую из их текущих потребностей, которая доминирует до тех пор, пока личность не «вырастает» из нее и не начинает этот процесс заново.

Левинсон основное внимание уделял исследованию периода жизни от 35 до 45 лет, однако он обнаружил, что зрелость и способность к адаптации в этом возрасте во многом определяются ростом личности на начальном этапе, стадии «новичка», продолжающейся от 17 до 33 лет (не показан на рисунке). В Соединенных Штатах это, как правило, возраст решения конфликтов подросткового периода, поиска своего места во взрослом обществе, выработки стабильных и предсказуемых стереотипов поведения. Начальная стадия, согласно Левинсону, подразделяется на три периода: ранний переход во взрослость (примерно от 17 до 22 лет); проникновение в мир взрослых (от 22 до 28 лет) и переход через рубеж 30-летнего возраста (от 28 до 33 лет). Кризисы развития происходят в случае возникновения трудностей у индивида в тот или иной период.

Для достижения истинной взрослости, по мнению Левинсона, необходимо решить четыре задачи развития: 1) сформулировать, что собой представляет взрос-

590 Часть IV, Взрослость

Рис. 13.6. Этапы жизни по Левинсону

лость и что необходимо для ее достижения; 2) найти наставника; 3) начать строить карьеру; 4) установить близкие отношения.

Определение мечты. В период раннего перехода во взрослость мечта мужчины о достижении ее не обязательно связана с реальностью. Она может заключаться в особенной цели, такой как получение Пулитцеровской премии 1 , грандиозной мечте стать кинопродюсером, финансовым магнатом либо знаменитым писателем или спортсменом. Некоторые мужчины имеют более скромные стремления, такие как стать квалифицированным мастером, местным философом или любящим семьянином. Наиболее важным аспектом мечты является ее способность придавать человеку вдохновение. В идеале молодой человек начинает структурировать свою взрослую жизнь реалистичным и оптимистичным способом, что помогает ему реализовать свою мечту. Бесплодные фантазии и недостижимые цели не способствуют росту.

Ежегодные награды за выдающиеся достижения в драме, литературе, музыке и журналистике, учрежденные по завещанию Джозефа Пулитцера (Joseph Pulitzer), издателя New York World . - Примеч. перев.

Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие 591

Знаки успешного карьерного роста

Мечта может не реализоваться не только в связи с ее иллюзорностью, но и вследствие отсутствия возможностей, родителей, иначе планирующих будущее своего ребенка, из-за таких индивидуальных черт, как пассивность и леность, недостатка приобретенных специальных умений. В этом случае молодой человек может начать овладевать профессией, которая беднее его мечты и не содержит в себе, с его точки зрения, ничего магического. Согласно Левинсону, подобные решения вызывают постоянные конфликты в области карьеры и снижают энтузиазм, объем затраченных на работу усилий. Левинсон предположил, что те, кто старается добиться по крайней мере некоторого компромисса, хотя бы частично реализуют свою мечту, с большей вероятностью испытают чувство завершенности. Однако сама мечта также подвержена изменениям. Молодой человек, вступающий в период перехода в раннюю взрослость с надеждой стать звездой баскетбола, позже получит удовлетворение от работы тренера, не соединяя воедино, таким образом, все элементы своей мечты.

^ Поиск наставника. На пути следования к своей мечте молодым людям большую помощь могут оказать наставники. Наставник исподволь внушает уверенность в себе, разделяя и одобряя эту мечту, а также передавая умения и опыт. В качестве покровителя он может содействовать карьерному росту ученика. Тем не менее главной его функцией является обеспечение перехода из взаимоотношений родителей и детей в мир равных взрослых. Наставник должен вести себя в некоторой степени как родитель, придерживаясь авторитетного стиля, сохраняя тем не менее достаточно сочувствия для преодоления разрыва между поколениями и выравнивания отношений. Постепенно ученик может достичь чувства автономии и компетентности; он может со временем догнать своего наставника. Обычно наставник и молодой человек на этом этапе расстаются.

^ Построение карьеры. Помимо создания мечты и приобретения наставника юноши сталкиваются со сложным процессом формирования карьеры, который не определяется только выбором профессии. Левинсон предполагал, что эта задача развития охватывает весь начальный период, когда молодой человек пытается определить себя в профессиональном плане.

^ Установление близких отношений. Формирование близких отношений также не начинается и не заканчивается «знаковыми» событиями заключения брака

592 Часть IV. Взрослость

и рождения первого ребенка. Как до, так и после этих событий молодой человек изучает самого себя и свое отношение к женщинам. Он должен определить, что ему нравится в женщинах, а что женщинам нравится в нем. Ему необходимо оценить свою силу и слабость в сексуальных отношениях. Хотя некоторые самонаблюдения подобного рода происходят уже в подростковом возрасте, такие вопросы, тем не менее, ставят в тупик молодых людей. С точки зрения Левинсона, способность к серьезному романтическому сотрудничеству возникает только после 30 лет. Важные взаимоотношения с женщиной-вдохновительницей удовлетворяют потребности, сходные с потребностью в связке наставник-ученик. Такая женщина может помочь молодому человеку реализовать свою мечту, давая ему на это разрешение и веря, что у него есть то, что для этого необходимо. Она помогает ему войти в мир взрослых, поддерживая взрослые надежды и относясь терпимо к зависимому поведению или другим недостаткам. Согласно Левинсону, потребность мужчины в женщине-вдохновительнице снижается позже, на этапе перехода середины жизни, к тому времени, когда большинство из них достигают высокой степени автономии и компетентности.

^ Периодизация жизни женщин по Левинсону

Работа Левинсона вызвала много критических откликов, в большинстве которых подчеркивалось, что он не включил в свое исследование женщин. Эти замечания были учтены в последующем исследовании (Levinson, 1990, 1996). Левинсон работал с группой из 45 женщин, 15 из которых были домашними хозяйками, 15 занимались бизнесом, а 15 работали в сфере высшего образования. Отчасти полученные данные подтвердили его теорию о том, что вступление во взрослость включает в себя определение мечты, поиск наставника, выбор рода занятий и установление взаимоотношений с человеком-вдохновителем. Предложенная им модель роста для женщин в целом схожа с моделью для мужчин (рис. 13.6). Она также включала критический переход примерно в возрасте 30 лет, время сомнений и неудовлетворенности, когда карьерные цели и стиль жизни подвергаются пересмотру. Тем не менее опыт женщин, по всей видимости, достаточно отличается от опыта мужчин. Более того, хотя Левинсон утверждал, что переходы как у тех, так и у других тесно связаны с возрастом, ряд исследователей обнаружили,

В отличие от молодых мужчин, обычно сосредоточенных на своей работе, многие молодые женщины хотят объединить карьеру и брак

Глава 13. ^ Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие 593

что для женщин стадии цикла семейной жизни, видимо, являются более подходящим индикатором перехода, чем просто возраст (Harris, Ellicott & Hommes, 1986). Переходы и кризисы у женщин могут быть меньше связаны с возрастом, чем с такими событиями, как рождение детей или их отделение от семьи.

^ Мечты и их различия. Возможно, что наиболее существенное различие между полами состоит в том, как они определяют свою мечту. Действительно, оно было столь значительным, что Левинсон обозначил его как тендерное отличие. В то время как мужчины склонны к единому видению своего будущего, сконцентрированному на карьере, у многих женщин наблюдается тенденция к «раздельным» мечтам. В работе Левинсона как работники сферы высшего образования, так и деловые женщины хотели соединить карьеру и брак, хотя и различным образом. Женщины из сферы образования были менее честолюбивы и больше готовы к отказу от своей карьеры после рождения детей при условии включения в интеллектуально активную деятельность в своем соседском окружении. Деловые женщины хотели продолжить свою карьеру, но снизить уровень активности после рождения детей. Только у домашних хозяек была единая, как и у мужчин, мечта: они хотели оставаться дома в роли жены и матери, как поступали их собственные матери.

Соответственно большинство женщин в других исследованиях с использованием методов Левинсона сообщали о мечте, включающей в себя карьерный рост и брак, однако основная их часть придавала большее значение созданию семьи. Лишь меньшая часть женщин была сосредоточена в своих мечтах исключительно на карьерных успехах; еще меньшее их число ограничило свое представление о будущем традиционными ролями жены и матери. Однако даже те женщины, которые мечтали как о карьере, так и о браке, сдерживали свои мечты, координируя их с целями супруга и реализуя тем самым традиционные ожидания в более современном стиле жизни (Roberts, Newton, 1987).

Многие женщины выражали свое неудовлетворение тем или другим аспектом своей разделенной мечты (Droege, 1982). Некоторые люди считают, что карьера и семья несовместимы. Женщины в исследовании Левинсона обнаружили также, что крайне трудно интегрировать карьеру и семью. Например, ни одна из деловых женщин не оценивала свое решение более высоко, чем просто как «адекватное». Хотя коллеги и члены семьи часто считают деловых женщин успешными, сами эти женщины нередко чувствуют, что принесли один из аспектов своей мечты в жертву ради исполнения другого (Roberts, Newton, 1987).

^ Различия во взаимоотношениях с наставником. Другой сферой, в которой мужчины и женщины, видимо, обладают различным опытом, являются взаимоотношения с наставником. Обнаружено, что женщины реже, чем мужчины, вступают в такие контакты. Отчасти проблема заключается в том, что в настоящее время наблюдается недостаток женщин-руководителей, консультантов или покровителей, которые могли бы выполнять эту роль для молодых женщин, стремящихся к профессиональной карьере. Если наставником женщины является мужчина, то их отношениям может мешать сексуальная привлекательность (Roberts, Newton, 1987). Иногда муж или любовник выступают в роли наставника, но в подобных случаях функция наставничества часто осложняется из-за конфликтующих потребностей. Если женщины настаивают на своей независимости и полностью посвящают себя карьере либо требуют равенства во взаимоотношениях, их партнеры иногда отказывают им в поддержке.

594 Часть IV. Взрослость

У женщин также могут быть проблемы с поиском мужчины-вдохновителя, который поддержит ее мечту (Droege, 1982). Хотя его роль часто исполняет муж или любовник, особенно в период ухода из-под родительского влияния в ранней взрослости, партнеры-мужчины с традиционными взглядами редко поддерживают мечту женщины, если она начинает угрожать его превосходству в отношениях. Иными словами, партнеры-мужчины не обязательно выполняют все функции мужчины-вдохновителя в содействии личностному и карьерному росту женщин.

^ Различия карьерного роста. Женщины не просто сталкиваются с большими трудностями, чем мужчины, в поиске человека, способного содействовать реализации их мечты, но и карьера у них складывается значительно позже. В ранней работе Левинсона (Levinson, 1978) было отмечено, что большинство мужчин «завершают этап профессиональной адаптации и получают полностью взрослый статус в профессиональном мире» к концу своего перехода 30-летнего возрастного рубежа; они больше уже не новички. Напротив, женщины часто получают этот статус через несколько лет после достижения возраста средней взрослости (Droege, 1982; Furst, Stewart, 1977). Рут Дроудж (Ruth Droedge) обнаружила, что даже женщины, которые наладили свою карьеру в период от 20 до 30 лет, по большей части не завершили стадию новичка в работе к возрасту 40 лет и даже позже. Дроудж также отметила, что женщины в Период средней взрослости все еще были поглощены мыслями о достижении успеха в работе и не были готовы провести переоценку своих профессиональных целей или достижений. В другой работе (Adams, 1983) обнаружено, что группа женщин-юристов придерживалась мужских моделей в карьере вплоть до перехода 30-летнего возраста, но далее большинство из них сместили свое внимание от достижения успеха в карьере на получение удовлетворения от личных взаимоотношений.

^ Различие в переоценке (ревизия целей). Переход рубежа 30-летнего возраста несет в себе стресс как для женщин, так и для мужчин. Однако они демонстрируют различные реакции на процесс переоценки, происходящий на этом этапе. Мужчины могут изменить свою карьеру или стиль жизни, но сохраняется их приверженность работе и карьере. Напротив, женщины обычно изменяют свои приоритеты, установленные в ранней взрослости (Adams, 1983; Droege, 1982; Levin-son, 1990; Stewart, 1977). Женщины, ориентированные на брак и воспитание детей, склонны переключаться на профессиональные цели, в то время как те, кто сосредоточен на карьере, теперь переводят внимание на брак и воспитание детей. Более сложные мечты затрудняют достижение цели.

^ Мечты женщин и перемены в обществе

Вероятно, одной из причин того, что мечты у женщин отличаются большей сложностью, является более сильное влияние на них перемен, происходящих в обществе в XX столетии. В одном исследовании (Helson, Picano, 1990) было обнаружено, что в конце 1950-х годов и в 1960-х годах у «наиболее приспособленных» женщин была вполне определенная мечта: быть хозяйкой домашнего очага. Эта мечта стала устаревать, когда в ходе социальных перемен женщины стали активно участвовать в профессиональной деятельности на всех уровнях. К периоду средней взрослости женщины с традиционными взглядами оказались уже не самыми приспособленными. Они были более зависимы или чрезмерно контролируемы в сравнении с женщинами с менее традиционными взглядами. Очевидно, что для

Глава 13. ^ Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие 595

индивидуального благополучия важно находиться в соответствии с общественной ролью. Роли, открытые сегодня молодым женщинам, обычно сочетают карьеру и семью. С другой стороны, от молодых людей обычно ожидают, что они будут заниматься карьерой и не возьмут на себя все обязательства по домашнему хозяйству (Kalleberg, Rosenfeld, 1990).

^ Трансформации по Гулду

Исследователи процесса развития во взрослом возрасте часто сталкиваются с трудной задачей организации обширных биографических данных. Результаты обработки таких материалов часто зависят от сферы внимания и интересов ученого. Так, в одной из работ Левинсон опирался на данные 15-часовых биографических интервью у 40 мужчин. Он рассматривал различные аспекты процесса начала карьеры и стиля жизни.

Роджер Гулд (Roger Gould, 1978) в основном сосредоточил свое внимание на когнитивных аспектах. Его интересовали индивидуальные предположения, идеи, мифы и взгляд на мир в различные периоды жизни. Гулд проводил исследования среди лиц обоего пола, проживающих в США. Он и его коллеги изучали истории жизни большой группы мужчин и женщин в возрасте от 16 до 60 лет. На основе полученных данных они разработали описания того, как люди воспринимают окружающий мир, характеризующие различные стадии взрослого возраста. Согласно Гулду, рост лучше рассматривать как процесс отказа от детских иллюзий и ложных предположений в пользу чувства уверенности и принятия себя. Как и Ке-ган, он полагал, что смысловая система личности определяет ее поведение и жизненные решения.

Гулд считал, что в возрасте от 16 до 22 лет главным ложным предположением, подлежащим изменению, является «Я всегда буду принадлежать моим родителям, верить в их мир». Чтобы понять и устранить эту иллюзию, люди в раннем взрослом возрасте должны начать построение взрослой идентичности, которая не подвластна контролю со стороны их родителей. Тем не менее чувство Я у молодых людей на этом этапе еще хрупко, а сомнения в себе делают их уязвимыми для критики. Молодые взрослые начинают воспринимать своих родителей скорее как несовершенных и подверженных ошибкам людей, чем как всемогущие и контролирующие силы, роль которых они исполняли когда-то.

В возрасте между 22 и 28 годами у людей часто возникает другое ложное предположение, отражающее их продолжающиеся сомнения в своей самодостаточности: «Если будешь делать, как родители, и прилагать силу воли и упорство, это принесет свои плоды. А если я слишком расстроюсь, запутаюсь, или устану, или просто не смогу справиться, они придут на помощь и покажут мне правильный путь». Чтобы справиться с этой преградой, молодые взрослые должны принять на себя полную ответственность за свою жизнь, отказываясь от ожидания постоянной родительской поддержки. Это предполагает намного больше, чем просто уход из-под власти матери или отца; требуется активная и позитивная позиция в процессе создания взрослой жизни. Самостоятельное покорение мира также отвлекает энергию от постоянной интроспекции и сосредоточенности на себе. Гулд обнаружил, что преобладающий способ мышления развивается на протяжении этого периода от вспышек озарения до настойчивого, регулярного и контролируемого экспериментирования и ориентации в целях.

596 Часть IV. Взрослость

В период от 28 до 34 лет наблюдается существенный сдвиг к позиции взрослого. Главным ложным предположением в это время является: «Жизнь проста и подконтрольна. Внутри меня нет никаких значимых противоречащих сил». Это мнение отличается от мнений предшествовавших стадий в двух важных отношениях: оно говорит о наличии ощущения компетенции и/знания ограничений. Достигнуто достаточно взрослое понимание и принятие внутренних противоречий, они теперь не вызывают у индивида сомнений в своей силе и целостности. Таланты, силы и желания, подавлявшиеся в период 20-30 лет по причине их несоответствия разворачивающимся проектам взрослости, теперь могут снова проявляться. Гулд приводит примеры честолюбивого молодого партнера из престижной юридической фирмы, который рассматривает вопрос о переходе в сферу общественных услуг, а также учтивого беззаботного холостяка, неожиданно осознавшего, что в многочисленных интимных связях его не устраивают собственные недостатки. (Это развитие хорошо соответствует предположениям Левинсона относительно мечты: тех, кто игнорирует и подавляет мечту в период ранней взрослости, будет преследовать неразрешенный конфликт в дальнейшей жизни.)

Даже те, кто реализовал стремления своей юности, все еще испытывают определенные сомнения, замешательство и подавленность в этот период жизни. Они могут начать сомневаться в тех самых ценностях, которые помогли им достичь независимости от своих родителей. Рост влечет за собой разрушение ригидных ожиданий периода 20-30-летнего возраста и принятие более разумной позиции: «То, что я получаю, прямо связано с тем, как много усилий я готов приложить». Люди перестают верить в магию и начинают вкладывать свою веру в регулярную работу в соответствующем направлении. В то же время они начинают культивировать те интересы, ценности и качества, которые будут сохраняться и развиваться в течение всей взрослой жизни.

В возрасте между 35 и 45 годами происходит полное включение в мир взрослых. Родители больше не обладают контролем над людьми в этом возрасте, а их дети еще не подтвердили свою самостоятельность. Как выразился Гулд, они находятся «в чаще жизни». В то же время они ощущают давление времени и страх, что не добьются поставленных целей. Физические изменения в период средней взрослости пугают их и приводят в уныние; отсутствие каких-либо значимых изменений в карьере заставляет их чувствовать себя взаперти. Стремление к стабильности и надежности, которое было для них первостепенным в 30-40 лет, заменяется потребностью в немедленном действии и результатах. Медлить больше недопустимо. Смерть родителей и осознание собственной смертности приводят их к мысли о постоянной несправедливости и жизненных страданиях. Познавая негативную сторону человеческого опыта, они расстаются с детской потребностью в безопасности. Они также, наконец, могут свободно проверить и отказаться от ощущения своей недостаточной ценности и слабости, сохранявшегося с детского возраста. Это, как предполагал Гулд, представляет собой полное автономное взрослое самосознание.

И в заключение. Важно помнить, что теории, акцентирующие внимание на периодах или стадиях, способствуют пониманию процесса развития взрослых. Однако существуют некоторые причины не принимать их однозначно. Во-первых, представление о стадиях приводит к тому, что некоторые устойчивые аспекты личности, существующие во взрослом возрасте, ускользают от внимания исследо-

^ Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие 597

вателей. Во-вторых, эти теории уделяют мало внимания непредсказуемости жизненных событий (Neugarten, 1979). В-третьих, до сих пор большинство участников исследований были мужчинами, а исследователи, как правило, сосредоточивали свое внимание на одних и тех же возрастных группах: индивидах, родившихся в первой половине XX столетия.

Различные теоретические взгляды на основные задачи взрослого возраста обобщены в табл. 13.4.

^ Таблица 13.4 Определение основных задач взрослого возраста отдельными теоретиками


Эриксон

Продолжение развития чувства идентичности; разрешение кризиса интимности и изоляции

Гулд

Отбрасывание ложных предположений о зависимости и принятие ответственности за свою жизнь; развитие компетентности и признание личных ограничений

Хейвингхерст

Начало семейной жизни и карьеры

Кеган

Структурирование и переструктурирование смысловых систем

Лэйбови-Виф

Развитие автономного и независимого принятия решений

Левинсон

Развитие предварительной структуры жизни и осуществление перехода 30-летнего возраста и других переходов; включает в себя определение мечты, поиск наставника, развитие карьеры и установление близости с особым партнером

Пери

Прогресс от дуалистического к реалистическому мышлению

Ригел

Достижение диалектического мышления

Шейо

Гибкое приложение интеллектуальных способностей к достижению личных и профессиональных целей - период достижений

^ Контрольные вопросы к теме

«Периодизация и задачи развития у взрослых»

Теория Хейвингхерста основана, прежде всего, на разрешении кризиса интимности и изоляции.

С точки зрения теории Левинсона о периодах жизни взрослых, как мужчины, так и женщины определяют свою мечту и ищут наставника.

С точки зрения теории периодизации жизни взрослых Левинсона, для развития в период взрослости как у мужчин, так и у женщин наилучшим критерием является хронологический возраст.

В теории Гулда основное внимание придается достижению взрослыми уверенности в себе и принятию себя.

^ Вопрос для размышления

Что общего у всех обсуждавшихся в этом разделе теорий? В чем состоят их различия?

598 Часть IV. Взрослость

Краткое содержание главы

Начиная с периода ранней взрослости хронологический возраст относительно мало используется в исследованиях развития.

Важные события и этапы взрослости могут быть нормативными либо идиосинкразическими и зависеть от конкретной культуры.

^ Перспективы развития во взрослом периоде

Возрастные часы показывают, когда могут происходить определенные достижения согласно данному культурному контексту.

В США многие традиционные наблюдения о развитии взрослых потеряли свою определенность.

Биологический, социальный и психологический возрасты в своем взаимодействии дают нам более надежную картину развития взрослых, чем хронологический возраст.

Универсального определения зрелости не существует.

Контекстные подходы являются одним из способов рассмотрения взрослого развития.

^ Общее физическое развитие

Ранняя взрослость - это время максимального развития силы, выносливости и большинства перцептивных и моторных умений; в основном они начинают постепенно снижаться примерно после 40 лет.

Ранняя взрослость, как правило, является периодом здоровья; привычки к здоровому образу жизни и физическим упражнением, привитые в этом периоде, обычно сохраняются в течение всей жизни.

За некоторым исключением, большинство спортсменов достигают своей максимальной результативности в 20-30 лет; улучшение качества тренировок и питания привело к тому, что современные спортсмены оставляют позади рекорды прежних лет.

В период ранней взрослости основной причиной смерти, которой можно избежать, являются несчастные случаи, второй - ВИЧ/СПИД.

У людей в период ранней взрослости могут появляться болезни, проявляющие свои симптомы лишь в последующие периоды жизни.

^ Секс и сексуальность

Большинство людей в Соединенных Штатах - сторонники моногамии; на протяжении жизни они имеют мало сексуальных партнеров.

Наиболее активная половая жизнь отмечается у живущих в гражданском браке или женатых пар, и, по всей видимости, они испытывают большее сексуальное удовлетворение, которое не обязательно предполагает регулярный оргазм.

Изменения в установках взрослых в США во второй половине XX века включали в себя повышенное внимание к удовлетворению и большей гибкости.

^ Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие 599

Интенсивность сексуального поведения в Соединенных Штатах достигла своего пика в 1960-х и 1970-х годах, а затем постепенно снижалась.

У женщин на протяжении ранней взрослости регулярно происходят овуляции, пока они не достигают менопаузы в период средней взрослости; у мужчин вырабатывается способная к оплодотворению сперма в течение жизни после достижения пубертата.

В прошлом в США половая близость не часто приносила взаимное удовлетворение мужчинам и женщинам; положение изменилось к 1990-м годам.

Сексуальная ориентация помогает определить половую идентичность, которая, в свою очередь, является частью идентичности личности в целом.

Формирование половой идентичности может проходить особенно трудно у подростков-геев, лесбиянок и бисексуалов, которые часто не проявляют себя открыто вплоть до ранней взрослости.

Широко распространенная в США гомофобия, а также злоупотребление и дискриминация, которыми она может сопровождаться, являются главными источниками трудностей адаптации людей с сексуальной ориентацией на представителей своего пола.

Люди, зараженные гомофобией, встречаются во всех социальных слоях, в том числе и в разных профессиях; гетеросексуальные мужчины склонны проявлять более сильные гомофобические установки в сравнении с гетеросексуальными женщинами.

У лесбиянок, геев и бисексуалов много общего с остальными людьми, хотя они обладают некоторыми очевидными отличиями из-за их гомосексуального опыта; среди них также обнаруживается более высокий процент психологических расстройств и более высокий риск суицида из-за гомофобии других людей.

Причины гомосексуальной ориентации в настоящее время неясны, однако, скорее всего, здесь играют роль взаимодействия наследственности и окружающей среды.

В США распространение ВИЧ/СПИД началось через гомосексуальные отношения и внутривенное употребление наркотиков; в наши дни ВИЧ/СПИД в основном передается через гетеросексуальные отношения и встречается во всех группах населения США.

^ Когнитивная непрерывность и изменчивость

Очевидно, что люди продолжают получать больший объем знаний в период ранней взрослости и позднее; исследователи расходятся во мнениях о том, имеют ли место другие изменения.

В процессе первых исследований было обнаружено раннее снижение когнитивных функций из-за группового эффекта; лонгитюдные исследования, проведенные в дальнейшем, продемонстрировали, что когнитивное снижение во всех сферах встречается значительно позже и характеризуется большей плавностью.

В исследованиях Пери студенты сначала демонстрировали приверженность дуалистическому мышлению, затем продвигались к концептуальному релятивизму и в конце концов к самостоятельно принятым убеждениям.

600 Часть IV. Взрослость

Ригел настаивал на том, что диалектическое мышление является пятой стадией когнитивного развития после стадии формальных операций. Лэйбови-Виф подчеркивала эволюцию логики и саморегуляции как аспектов когнитивного развития на этапе ранней взрослости, приводящего к умениям принимать решения независимо от других. Шейо обращал особое внимание на достижения внериод ранней взрослости, социальную ответственность и исполнительные функции в период средней взрослости, повторную интеграцию в старшей взрослости, включающие в себя гибкое использование интеллекта.

^ Периодизация и задачи развития взрослых

Хейвингхерст построил свою теорию развития взрослых на задачах, которые должны быть выполнены; в наши дни они не являются столь же определенными или широко применимыми.

Эриксон подчеркивал кризис интимности и изоляции, протекающий в течение ранней взрослости.

Периоды жизни мужчин, согласно Левинсону, основаны на хронологическом возрасте; проблемы развития, встречающиеся в течение этих стадий, включают в себя определение мечты, поиск наставника, развитие карьеры и установление близких отношений.

Периоды жизни женщин Левинсон определяет аналогичным образом, однако проблемы развития у них принимают другие формы; исследователи полагают также, что для женщин уместнее рассматривать стадии семейного цикла, чем хронологический возраст.

Трансформации по Гулду основаны на изменениях в развитии, которые со временем завершаются точным пониманием мира и одновременно уверенностью в себе и принятием себя.

Периодизаций возрастного развития довольно много. Наиболее детально разработанными и содержательными являются периодизации развития в детстве и отрочестве. Это не случайно. Первый этап в жизненном цикле человека -истоки, время становления и психических функций, и личностных образований; он очень значим в генетическом плане и хорошо изучен. В зрелости уже не будет качественных изменений («метаморфоз») в развитии психологических процессов: взрослый человек имеет творческое мышление, произвольную смысловую память, произвольное внимание, развитые формы речи, включая письменную, и т.д. Отдельные их показатели колеблются в том или ином диапазоне, но таких существенных сдвигов, как в детстве, в зрелости не наблюдается.

О личности детские психологи говорят, начиная с дошкольного возраста. Формирование мотивационной сферы, самосознания, ценностных ориентации и др. прослеживается на протяжении младшего школьного и подросткового возрастов. По окончании отрочества начинается стабилизация личностного развития, хотя в юности именно в этом плане могут происходить существенные изменения.

Таким образом, психическое развитие ребенка и подростка интенсивно и охватывает все сферы. Оно имеет общие закономерности, прежде всего потому, что условия жизни в это время однотипны. В семье, детском саду и школе осваиваются основные нормы поведения и отношений со взрослыми и сверстниками, наиболее важные виды деятельности - непосредственно-эмоциональное общение с матерью, манипулирование предметами, игра, учение.

Американские психологи рассматривают влияние на развитие личности трех типов факторов - нормативного возрастного, нормативного исторического и ненормативного. Как видно на рис. 1.12, возрастные изменения в психике для всех максимальны в детстве, минимальны в юности и зрелости; роль нормативного возрастного фактора несколько повышается в старости. Исторические условия (экономический подъем или спад, война, революция, политическая стабильность и т.д.) отражаются на развитии личности наиболее сильно в юности. Для детей, которые не видели в своей жизни ничего другого, и для пожилых людей, мировоззренческие взгляды и ценности которых давно сложились и мало зависят от обстоятельств, этот фактор малозначим. И наконец, неуклонно повышается с возрастом роль ненормативных факторов - индивидуальных условий жизни, достижения или недостижения конкретным человеком поставленных целей, важнейших событий, таких, как обретение любви, рождение ребенка, утрата близкого человека, тяжелая болезнь и т.п.

Рис. 1.12.

(по Г. Крайг):

Нормативные возрастные факторы;

Нормативные исторические факторы;

– – – - ненормативные факторы

В детстве и отрочестве развитие зависит от нормативных возрастных факторов и подчиняется общим закономерностям. Возрастные периоды вследствие этого имеют определенное содержание и достаточно четкие временные границы.

Возрастные периоды, приходящиеся на середину и конец жизненного цикла, охарактеризовать труднее: с возрастом увеличиваются индивидуально-типические различия. Развитие личности на каждом этапе зрелости зависит от жизненного замысла и его реализации, «дорог, которые мы выбираем». Менее определенными становятся, наряду с содержанием, и границы периодов. Анализируя развитие зрелой личности, следует исходить не столько из общих закономерностей, сколько из вариантов развития.

В то же время существуют периодизации развития взрослого человека. В них отражены представления, иногда совершенно различные, о целостном жизненном пути, решаемых задачах, переживаниях и кризисах. Возрастные рамки периодов чаще всего определяются следующим образом. Граница юности и молодости устанавливается около 20-23 лет, молодости и зрелости - 28-30 лет, иногда ее отодвигают до 35 лет, граница зрелости и старости - примерно 60-70 лет. В некоторых периодизациях выделяется дряхлость. Последнюю границу жизни особенно трудно определить. По современным статистическим данным, в развитых западных странах это 84 года у женщин и 77 лет у мужчин. Но индивидуальные различия настолько велики, что некоторые долгожители продлевают последний возрастной период до 100 и более лет.

Наиболее известной и признанной в мировой психологии является периодизация Э. Эриксона, охватывающая весь жизненный цикл. Она представлена в следующей главе.

Приведем в качестве примера две различные периодизации развития зрелой личности Ш. Бюлер и Р. Гаулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта.

Выделяя пять фаз жизненного цикла человека, Ш. Бюлер делает акцент на зрелости - времени расцвета; после 50 лет начинается старение, окрашивающее жизнь в мрачные тона.

Более оптимистична периодизация американских психологов Р. Гаулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта. Во взрослой жизни человека они подчеркивают два кризиса - 30 и 40 лет; в остальное время, в том числе и в старости, наступает душевное равновесие.

В отечественной психологии, по сравнению с западной, проблеме периодизации развития зрелой личности уделялось меньше внимания; интерес к ней повысился в последнее время.

В периодизации В.Ф. Моргуна 10 этапов.

Более подробно содержательная сторона периодизаций развития зрелой личности представлена у А.В. Толстых и Г.С. Абрамовой. К положениям А.В. Толстых, не давшего жестких рамок возрастных периодов, мы будем обращаться в III разделе книги. Укажем возрастные границы по Г.С. Абрамовой.

Юность - 18-22 года

Взросление - 23-30 лет

Переходный возраст - 30-33 года

Зрелость - 36-50 лет

Пожилой возраст - 51-65 лет

Старость - старше 65 лет


Широкую известность приобрел подход Д. Левинсона к анализу процесса жизни взрослых людей. Левинсон исследовал группу из 40 американских мужчин в возрасте от 35 до 45 лет, проведя с каждым из них 15-часовое биографическое интервью, а также изучал биографии великих людей. Его цель состояла в том, чтобы обнаружить устойчивые, закономерные характеристики развития во взрослости, выделить периоды, когда человеку необходимо решить определенные задачи и создать новые структуры жизни. В результате в жизненном цикле мужчины были выделены три главные эры, каждая из которых продолжается примерно 20 лет. В течение каждой эры индивидуум выстраивает структуру жизни, реализует ее в образе жизни до тех пор, пока не исчерпывает все задачи и не переходит на следующий этап, начиная все сначала. Для большинства мужчин центральное место занимают отношения на работе и в семье. Левинсон выделил переходы: - к ранней взрослости - 17 - 22 года; - переход 30-летия - 28 - 33 года; - к средней взрослости - 40-45 лет; - переход 50-летия - 50-55 лет; - переход к поздней взрослости - 60-"65 лет.

Вхождение во взрослость, период начинаний, приходится на возраст от 17 до 33 лет. Чтобы полностью стать взрослым, молодой мужчина должен справиться с четырьмя задачами, возникающими в процессе развития:

1) увязать мечты о достижениях и реальность: беспочвенные фантазии и совершенно недостижимые цели, а также и полное отсутствие мечты не способствуют росту;

2) найти наставника, чтобы осуществить переход от отношений родитель-ребенок к отношениям в мире взрослых сверстников;

3) выстроить себе карьеру;

4) наладить интимные отношения, установив их с особенной женщиной (термин Левинсона), которая поможет ему вступить во взрослый мир, которая будет поощрять его надежды, терпеть его зависимое поведение и другие недостатки, способствовать осуществлению мечты, заставляя партнера почувствовать себя героем.

Переходные периоды, по Левинсону, являются стрессовыми, так как в это время цели, ценности и образ жизни подвергаются пересмотру и переоценке.

У взрослых большинство исследователей выделяет три основных кризиса: кризис молодости, кризис «середины жизни» и кризис старости, а также ряд менее значимых критических периодов.

Стадия ранней зрелости, или молодость (20–30 лет), соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность, периоду «становления», самоутверждения себя в любви, сексе, карьере, семье, обществе. В зрелые годы выделяют также кризис (примерно в 33–35 лет), когда, достигнув определенного социального и семейного положения, человек с тревогой начинает думать: «Неужели это все, что может дать мне жизнь? Неужели нет ничего лучшего?» Затем наступает недолгий (около десяти лет) период стабилизации, когда человек закрепляет все то, чего он достиг, уверен в своем профессиональном мастерстве, в своем авторитете, имеет приемлемый уровень успеха в карьере и материального достатка, нормализуется здоровье, положение в семье, сексе.

Вслед за периодом стабильности наступает критическое десятилетие «среднего возраста» (45–55 лет), когда появляются первые признаки ухудшения здоровья, потери красоты и физической формы, отчуждения в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, приходит опасение, что уже ничего лучшего не получишь в жизни, в карьере, в любви. В результате возникает чувство усталости от надоевшей действительности, депрессивные настроения, от которых человек прячется либо в мечтах о новых любовных победах, либо в реальных попытках «доказать свою молодость» через любовные интриги или взлет карьеры. Завершающий период зрелости (55–65 лет) – период физиологического и психологического равновесия, снижения сексуального напряжения, постепенного отхода человека от активной трудовой и социальной жизни. О возрасте 65–75 лет говорят как о первой старости. После этого возраст считается преклонным – человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах и либо принимает свою жизнь как неповторимую судьбу, которую не надо переделывать, либо осознает, что жизнь прошла неверно, зря.

В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три подкризиса. Первый из них заключается в переоценке собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает человеку возможность выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие. В результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность, и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти.



Различные исследователи изучали сочетания интеллектуальных способностей, личностных потребностей и социальных ожиданий взрослых, пытаясь определить стадии, или периоды, их развития. Данные, лежащие в основе этих теорий, часто получают при помощи обширных интервью, проводимых в различных возрастных группах. Исследователи пытаются выявить определенные периоды развития, основанные на «кризисах» или конфликтах, которые, предположительно, мы все переживаем. Таким образом, теории часто представляют подробные описания проблем и забот периода взрослости. Однако вопрос о том, насколько широко и насколько универсально они применимы к развитию взрослых, остается открытым. Особую настороженность исследователей вызывает определение «этапов» развития.

Задачи развития по Хейвингхерсту

Роберт Хейвингхерст создал свое классическое и прагматичное описание жизненного цикла человека. Он рассматривал взрослый возраст как ряд периодов, в течение которых необходимо решить определенные задачи развития; они обобщены в сводке. В некотором смысле эти задачи создают широкий контекст, в котором происходит развитие.. В период ранней взрослости эти задачи в основном включают в себя начало семейной жизни и карьеры. В период средней взрослости основной задачей является поддержание того, что мы создали ранее, а также адаптация к физическим и семейным изменениям. В поздние годы, тем не менее, индивиду приходится адаптироваться к другим аспектам жизни.

Сводка: Задачи развития по Хейвингхерсту

Задачи периода ранней взрослости

Выбрать супруга
Научиться жить с партнером по браку
Начать семейную жизнь
Воспитать детей
Вести домашнее хозяйство
Начать профессиональную деятельность
Принять гражданскую ответственность
Найти близкую по духу социальную группу

Задачи периода средней взрослости

Достичь гражданской и социальной ответственности взрослого
Установить и поддержать экономические стандарты жизни
Организовать досуг
Помочь детям подросткового возраста стать ответственными и счастливыми взрослыми
Создать отношения с супругом как с личностью
Принять физиологические изменения среднего возраста и адаптироваться к ним
Адаптироваться к стареющим родителям

Задачи периода поздней взрослости

Приспособление к снижению физической силы и здоровья
Адаптироваться к выходу на пенсию и снижению уровня дохода
Принять факт смерти супруга
Присоединиться к своей возрастной группе
Выполнить социальные и гражданские обязанности
Организовать удовлетворительное физическое проживание

Применимы ли данные концепции развития взрослых в нашем новом тысячелетии? Да, но не ко всем. Для многих людей задачи развития периода средней взрослости включают установление холостого образа жизни или создание семьи и воспитания детей, приспособление к взаимодействию с новым спутником после развода или смену профессии, столкновение с ранней отставкой в результате корпоративного «сокращения». Хотя жизнь большинства людей, как правило, соответствует временным границам задач развития по Хевингхёрсту, в настоящее время наблюдается больше исключений, чем когда-либо прежде. Мы опять становимся свидетелями того, что жизненный путь человека во многом зависит от его культурного окружения.

Задачи развития по Эриксону

Многие теоретики при определении центральных задач развития взрослого возраста обращаются к теории психологических стадий Эриксона.Теория Эриксона включает в себя восемь психологических стадий (кризисов) и что каждая из них основывается на предыдущей. Развитие взрослых зависит от успешности решения проблем предыдущих периодов: доверия и автономии, инициативы и трудолюбия. В подростковом возрасте центральная проблема, требующая решения, - определение идентичности. Она может сохраняться и в период ранней взрослости, придавать смысл целостности взрослого опыта. Люди определяют и переопределяют себя, свои приоритеты и свое место в мире.

Кризис интимности и изоляции является наиболее характерной проблемой для периода ранней взрослости. Интимность подразумевает установление взаимно удовлетворяющих близких отношений с другим. Она представляет собой союз двух идентичностей, в котором не теряются уникальные качества ни одной из них. Напротив, изоляция подразумевает неспособность или неудачу в установлении взаимности, иногда в связи с тем, что личностная идентичность является слишком слабой, не готовой к созданию близкого союза с другим человеком.

Теория Эриксона в своей основе является теорией стадий, но Эриксон трактовал ее более гибко. Как и теорию Хейвингхерста, ее можно рассматривать как нормативную теорию. Проблемы идентичности и близости представлены на протяжении всей жизни, особенно у людей, проживающих в индустриально развитых странах. Главные события жизни, такие как смерть одного из членов семьи, могут одновременно создать кризисы как идентичности, так и интимности, когда человек старается справиться с потерей и пытается идентифицировать себя вновь в отсутствие близкого спутника — сайт. Переезды в новый город, новая работа или возвращение к обучению в колледже являются основными изменениями, требующими психологической адаптации. Поэтому теория Эриксона определяет особенности развития тех проблем индивида, которые неоднократно возникают на протяжении его жизни . Например, после переезда на новое место жительства может возникнуть необходимость заново установить базовое доверие, развить автономию, снова найти в себе компетентность и трудолюбие для того, чтобы вы могли вновь чувствовать себя взрослым.

Следовательно, для многих исследователей в настоящее время как процессы идентичности, так и процессы интимности являются основными для понимания развития во взрослом возрасте. Тем не менее достижение интимности и идентичности может быть более характерно для западной культуры. Например, абитуриенты с иными понятиями, приехавшие в Россию из коллективистских стран, могут найти независимую идентичность и большую интимность в браке.

Периодизация жизни мужчин по Левинсону

Даниэл Левинсон провел большое исследование развития взрослых; его участниками являлись 40 мужчин в возрасте от 35 до 45 лет, выбранные из различных этнических и профессиональных групп. В течение нескольких месяцев эти люди занимались самонаблюдением. Они изучали свои переживания, установки и жизненный опыт и рассказывали о своих наблюдениях в процессе интервью. Вместе с воссозданием биографий этих мужчин Левинсон и его коллеги изучали также биографии таких великих людей, как Данте и Ганди, с целью определения процесса развития в период взрослости. Тем не менее объективные тесты и шкалы исследователи не использовали. В целом подход Левинсона в значительной степени отличается от позиции Фрейда. Теория Левинсона ориентирована также на традиционные роли и взаимоотношения мужчин и женщин; вопрос о возможности применения данной теории за их пределами требует дальнейшего обсуждения.

Исследователи определили три основных этапа жизненного цикла мужчин , которые позднее, как обнаружилось, сопоставимы с подобными этапами в жизни женщин. Каждый из них длится примерно от 15 до 25 лет. На протяжении каждого этапа человек создает то, что Левинсон называет структурой жизни. Эта модель выполняет функции как границы между внутренним и внешним миром индивида, так и средства, с помощью которого личность строит взаимоотношения с окружающей средой. Структура жизни в основном состоит из социальных взаимоотношений и взаимоотношений с окружающей средой и включает в себя то, что личность приобретает благодаря этому, что должна вкладывать в них. Эти взаимоотношения могут возникать с отдельными индивидами, группами, системами или даже с объектами. У большинства мужчин основными являются рабочие и семейные взаимоотношения. В определенном возрасте люди начинают исследовать сложившиеся у них системы жизни. Затем они создают новую структуру, состоящую из их текущих потребностей, которая доминирует до тех пор, пока личность не «вырастает» из нее и не начинает этот процесс заново.

Левинсон основное внимание уделял исследованию периода жизни от 35 до 45 лет, однако он обнаружил, что зрелость и способность к адаптации в этом возрасте во многом определяются ростом личности на начальном этапе, стадии «новичка», продолжающейся от 17 до 33 лет. Это, как правило, возраст решения конфликтов подросткового периода, поиска своего места во взрослом обществе, выработки стабильных и предсказуемых стереотипов поведения. Начальная стадия, согласно Левинсону, подразделяется на три периода: ранний переход во взрослость (примерно от 17 до 22 лет); проникновение в мир взрослых (от 22 до 28 лет) и переход через рубеж 30-летнего возраста (от 28 до 33 лет). Кризисы развития происходят в случае возникновения трудностей у индивида в тот или иной период.

Для достижения истинной взрослости, по мнению Левинсона, необходимо решить четыре задачи развития:

1) сформулировать, что собой представляет взрослость и что необходимо для ее достижения;
2) найти наставника;
3) начать строить карьеру;
4) установить близкие отношения.

Определение мечты . В период раннего перехода во взрослость мечта мужчины о достижении ее не обязательно связана с реальностью. Она может заключаться в особенной цели, такой как получение Нобелевской премии, грандиозной мечте стать кинопродюсером, финансовым магнатом либо знаменитым писателем или спортсменом. Некоторые мужчины имеют более скромные стремления, такие как стать квалифицированным мастером, местным философом или любящим семьянином. Наиболее важным аспектом мечты является ее способность придавать человеку вдохновение. В идеале молодой человек начинает структурировать свою взрослую жизнь реалистичным и оптимистичным способом, что помогает ему реализовать свою мечту. Бесплодные фантазии и недостижимые цели не способствуют росту.

Мечта может не реализоваться не только в связи с ее иллюзорностью, но и вследствие отсутствия возможностей, родителей, иначе планирующих будущее своего ребенка, из-за таких индивидуальных черт, как пассивность и леность, недостатка приобретенных специальных умений. В этом случае молодой человек может начать овладевать профессией, которая беднее его мечты и не содержит в себе, с его точки зрения, ничего магического — сайт. Согласно Левинсону, подобные решения вызывают постоянные конфликты в области карьеры и снижают энтузиазм, объем затраченных на работу усилий. Левинсон предположил, что те, кто старается добиться по крайней мере некоторого компромисса, хотя бы частично реализуют свою мечту, с большей вероятностью испытают чувство завершенности. Однако сама мечта также подвержена изменениям. Молодой человек, вступающий в период перехода в раннюю взрослость с надеждой стать звездой баскетбола, позже получит удовлетворение от работы тренера, не соединяя воедино, таким образом, все элементы своей мечты.

Поиск наставника . На пути следования к своей мечте молодым людям большую помощь могут оказать наставники. Наставник исподволь внушает уверенность в себе, разделяя и одобряя эту мечту, а также передавая умения и опыт. В качестве покровителя он может содействовать карьерному росту ученика. Тем не менее главной его функцией является обеспечение перехода из взаимоотношений родителей и детей в мир равных взрослых. Наставник должен вести себя в некоторой степени как родитель, придерживаясь авторитетного стиля, сохраняя тем не менее достаточно сочувствия для преодоления разрыва между поколениями и выравнивания отношений. Постепенно ученик может достичь чувства автономии и компетентности; он может со временем догнать своего наставника. Обычно наставник и молодой человек на этом этапе расстаются.

Построение карьеры . Помимо создания мечты и приобретения наставника юноши сталкиваются со сложным процессом формирования карьеры, который не определяется только выбором профессии. Левинсон предполагал, что эта задача развития охватывает весь начальный период, когда молодой человек пытается определить себя в профессиональном плане.

Установление близких отношений . Формирование близких отношений также не начинается и не заканчивается «знаковыми» событиями заключения брака и рождения первого ребенка. Как до, так и после этих событий молодой человек изучает самого себя и свое отношение к женщинам. Он должен определить, что ему нравится в женщинах, а что женщинам нравится в нем. Ему необходимо оценить свою силу и слабость в сексуальных отношениях. Хотя некоторые самонаблюдения подобного рода происходят уже в подростковом возрасте, такие вопросы, тем не менее, ставят в тупик молодых людей. С точки зрения Левинсона, способность к серьезному романтическому сотрудничеству возникает только после 30 лет. Важные взаимоотношения с женщиной-вдохновительницей удовлетворяют потребности, сходные с потребностью в связке «наставник — ученик». Такая женщина может помочь молодому человеку реализовать свою мечту, давая ему на это разрешение и веря, что у него есть то, что для этого необходимо. Она помогает ему войти в мир взрослых, поддерживая взрослые надежды и относясь терпимо к зависимому поведению или другим недостаткам — сайт. Согласно Левинсону, потребность мужчины в женщине-вдохновительнице снижается позже, на этапе перехода середины жизни, к тому времени, когда большинство из них достигают высокой степени автономии и компетентности.

Транзиты медленно-движущихся планет можно разделить на три категории. К первой категории относятся те транзиты, которые каждый испытывает в определенном возрасте. Эта категория связана с циклами внешних планет.

Вторая категория основана на аспектах между Юпитером, Сатурном, Ураном, Нептуном и Плутоном, которые являются общими в гороскопах большинства людей, родившихся в определенные годы. Поскольку внешние планеты двигаются медленно, такие аспекты продолжаются в течение месяцев или даже одного-двух лет, и проявляются в картах рождения людей родившихся в эти периоды. Они определяют вопросы общие для многих людей, но они становятся особенно ясными, когда рассматриваемые натальные аспекты активируются транзитами внешних планет. Такие модели более сложные, чем просто планетарные циклы, поскольку они включают комбинацию символизма двух или более планет. Информация, получаемая от этой категории, не является универсально применимой, но дает возможность понимания людей, родившихся в данный период.

Третья, категория включает аспекты транзитных внешних планет ко всем персональным планетам и точкам. Эта категория основана на транзитах к индивидуальной натальной карте и должна быть скомбинирована с транзитами других категорий.

С первой категорией должны иметь дело психиатры и социологи (хотя, они возможно не знают о ней). Проводилось много исследований, посвященных стадиям взросления или жизненному циклу созревания. Открытия ученых очень близко связаны с комбинацией циклов внешних планет, особенно, с соединениями, квадратами и оппозициями Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна к этим натальным планетам. Хотя в проделанных исследованиях не упоминается об астрологии, информация, полученная в них, может быть очень ценной для астролога.

Особый интерес представляет исследование, проведенное в Yale, описанное в книге "Периоды человеческой жизни" Дэниела Левинсона (Daniel J.Levinson, et al, The Seasons of a Man"s Life.). Эта работа не только связана с жизненными стадиями, аккуратно описанными астрологическими аспектами, которые имеют отношение к данному возрасту, но в ней также приведены годы рождения участников, так что аспекты, описанные для каждого периода, могут быть обоснованы при просмотре эфемерид. Поскольку циклы планет довольно регулярны (исключение составляет Плутон), данные определения будут применимы для любого человека конкретного возраста. Например, Переходный Период Ранней Зрелости начинается с 17 лет или 18 лет и заканчивается в 22 года или 23 года. Этот переходный период совпадает с квадратом транзитного Сатурна к натальному Сатурну (20 - 23 года), с квадратом транзитного Урана к натальному Урану (19 - 23 года), с оппозицией транзитного Юпитера к натальному Юпитеру (18 лет) и с квадратом транзитного Юпитера к натальному Юпитеру (21 год). В течение этого периода человек "...должен переместить семью с центрального места в своей жизни и начать процесс изменений, который приведет к созданию нового жизненного уклада его как взрослого во взрослом мире... В Период Ранней Зрелости человек должен начать отказываться от некоторых аспектов своей незрелой личности и взглядов на мир, накапливая другие достоинства, как основу для зрелого развития". В астрологии "структура", которая включает "семью" и "жизненный уклад" связывается с Сатурном, "изменение" - это ключевое слово для Урана, а "развитие" связано с Юпитером.

В книге "Периоды человеческой жизни" жизнь человека делится на четыре периода: Детство и Юношество (3 - 17 лет), Ранняя Зрелость (22 - 40 лет), Средняя Зрелость (45 - 60 лет) и Поздняя Зрелость (65 - ...). Существуют также пятилетние переходные периоды, которые отмечают сдвиг акцента с одной фазы на следующую. Это Переходный Период Ранней Зрелости, о котором мы упоминали выше (17 - 22 года), Переходный Период Середины Жизни (40 - 45 лет) и Переходный Период Поздней Зрелости (60 - 65 лет). Интересно отметить, что первые два переходных периода совпадают, по крайней мере, с четырьмя напряженными аспектами внешних планетарных циклов. Переходный Период Ранней Зрелости, как отмечалось выше, включает квадрат Урана к Урану, квадрат Сатурна к Сатурну, оппозицию Юпитера с Юпитером и квадрат Юпитера к Юпитеру. Переходный Период Середины Жизни включает оппозицию Урана к Урану, квадрат Нептуна к Нептуну, оппозицию Сатурна к Сатурну, оппозицию Юпитера к Юпитеру и квадрат Юпитера к Юпитеру. Переходный Период Поздней Зрелости не вполне укладывается в планетарные циклы. Лично я бы сдвинула этот период на 57 - 62 года, поскольку это время второго возвращения Сатурна, а также квадрата Урана к Урану и двух аспектов Юпитера. Чтобы подтвердить это, необходимо отметить, что все участники данного исследования были в возрасте 35 - 45 лет, поэтому эмпирические доказательства для первых двух переходных периодов достаточно сильны, в то время как временные рамки третьего переходного периода практически не были охвачены. Если бы были опрошены люди в возрасте, соответствующем прохождению Переходного Периода Поздней Зрелости, этот временной отрезок мог быть сдвинут.

Книга Левинсона объясняет значение периодов в терминах, которые легко связать с соответствующими планетарными комбинациями, и описывает, что участники исследования испытывали и как они использовали эти периоды времени в своей жизни. Она дает большое количество информации, которую астролог может включить в свое исследование транзитов для практического применения. Некоторые выдержки из этой книги будут приведены при рассмотрении циклов каждой планеты в следующих главах.

Вторая категория транзитов привлекла мое внимание в начале 1970-х годов, когда в течение двух недель мой муж и я отвечали на восемь безумных телефонных звонков. Это звонили родители, чьи дети, тем или иным способом, круто изменили или обдумывали изменение своего жизненного уклада к ужасу своих родителей. Явное проявление было различным, но общий тон был одинаков. Мы построили карты для этих людей, которые все родились в 1952 или 1953 году, и выяснили, что во всех гороскопах отмечается соединение Нептуна с Сатурном (потенциально растворяющаяся структура). В транзитном движении Уран формировал соединение с соединением Нептуна с Сатурном, следовательно, мы имеем внезапное (Уран) растворение (Нептун) структуры (Сатурн). Мы встретились с большинством из этих людей и выяснили, что они, по крайней мере, рассматривали и обдумывали конкретные изменения, хотя все они не предприняли окончательного действия. Эти аспекты в натальной карте являются частью жизненной модели, а когда они активируются транзитами внешних планет, эти вопросы выходят на передний план. Если вы являетесь консультирующим астрологом, то вы заметите, что в определенный период приходят на консультацию ряд людей одинакового года рождения и со сходными планетарными конфигурациями. И это происходит во время действия определенных транзитов внешних планет. Если вы выслушаете внимательно несколько первых клиентов, пришедших на консультацию, вы узнаете сообщение транзитов, и даже после первого клиента начнете определять, как себя вести с большинством планетарных тем.

Другой способ получения полезной информации об аспектах, общих для определенных лет, заключается в изучении того, что произошло в мире во время рождения этих людей, а потом применении принципов к данному индивидууму. Карта рождения, конечно, является также и мунданной картой для этого момента времени в истории, и мировая политическая атмосфера будет отражаться на моделях поведения уроженца. Разберем пример соединения Плутон-Сатурн в 1946- 1948 годах. Это соединение пришлось на знак Льва, открытый знак. Исторически этот период отмечает конец Второй Мировой войны, период преобразования мира, когда главным вопросом была власть. Одним из способов проявления этого было разделение Германии. Страна была разделена силами союзников - державами, которые выиграли войну. Правила и регулирование (Сатурн) были навязаны (Сатурн и Плутон), и Германия была трансформирована (Плутон). Для людей, родившихся в 1946 - 1948 годы при таком соединении, сила и/или преобразование будут играть важную роль в жизни и будут особенно заметны, когда соединение Сатурн-Плутон будет активироваться транзитами. Поскольку это соединение было во Льве, вопрос силы или власти в жизни индивидуумов, родившихся в этот период, будет вероятно явным и будет открыто проявляться.

Можно провести сравнение с соединением Сатурна-Плутона в 1981 - 1983 годах в Весах, хотя проявлялись те же самые планетарные энергии, способ выражения в Весах был совершенно иным, чем во Льве. Знак Весов говорит о мире и гармонии, и вопрос силы (власти) в этот период был менее определенным, чем в сороковых годах. Исторически, протесты против властей в начале восьмидесятых годов приняли форму людских цепей, в противоположность силовым воздействиям. Люди с соединением Сатурн-Плутон в Весах будут, возможно, более тонко обращаться с вопросами силы и преобразования в их жизни.

Прямой противоположностью этим соединениям была середина шестидесятых годов, когда Уран, а не Сатурн, формировал соединение с Плутоном. Эти годы были отмечены внезапными бунтами в наших городах. Контроль и порядок Сатурна был заменен на странные и революционные тенденции Урана. В то время как соединение Сатурн-Плутон в любом знаке указывает на медленное и непрерывное движение в одном направлении, и это присуще людям, родившимся при таком аспекте, люди с соединением Уран-Плутон будут более склонны к спонтанным проявлениям силы или внезапным преобразованиям. Конечно, можно привести множество подобных примеров, которые могут составить отдельную книгу. Здесь же вполне достаточно еще раз сказать, что изучение состояния мировых условий во время рождения клиента дает возможность понимания основного характера этого индивидуума. А это в свою очередь может расширить понимание того, что человек хочет и что он испытывает во время действия определенных транзитов.

Однако, именно третья категория транзитов имеет наибольшую важность для индивидуума, поскольку она включает две первые категории и комбинирует их с персональными планетами и точками. Эти транзиты нельзя приписать определенному возрасту или году рождения, они уникальны для индивидуума. У вас может быть общий аспект квадрата транзитного Урана к натальному Урану с рядом людей, которые родились в интервале двух лет от вашей даты рождения. Если ваш натальный Уран находится в соединении с Юпитером, то у вас квадрат транзитного Урана к натальному Юпитеру также будет общим с людьми, родившимися в интервале нескольких месяцев от вашей даты рождения. Если натальное соединение Уран-Юпитер формирует оппозицию к вашему Солнцу или Венере, то добавление этого измерения сокращает интервал до нескольких дней от вашей даты рождения. Мы еще сузим этот интервал в дальнейшем, когда введем в рассмотрение дома.

Каждый транзит символизирует общие свойства, которые можно применить к любой жизни; это знание является полезным, но только через натальные указания транзиты могут быть применены к конкретному индивидууму. При интерпретации натального гороскопа можно определить сущность и образ действия (modus operandi) человека, чтобы более эффективно и успешно использовать информацию, предлагаемую транзитами. Например, вам не следует советовать людям с сильной "воздушной" эмфазой двигаться быстро вперед без планирующей стратегии. Возможно, они вообще не предпримут действия, а даже если и сделают это, то результаты могут быть менее, чем удовлетворительные. Помимо понимания индивидуума, чем больше вы знаете о жизненных обстоятельствах конкретного периода, который вы изучаете, тем более определенным становится выбор и направление. Даже обладая всей описанной выше информацией, необходимо осознавать, что существуют потенциально позитивные и негативные проявления транзитов. Причина этого заключается в том, что негативное проявление может произойти до того, как у вас появится возможность развить позитивное направление или некоторая неприятная ситуация может возникнуть в то время, когда вам кажется, что вы двигаетесь в правильном направлении. Ни один из этих случаев не является безнадежным. Внимательно изучив заново ваше положение, вы можете обнаружить, что необходима лишь небольшая корректировка. Запомните, транзиты описывают условия, а не результат, они символизируют силу, которую следует использовать для правильного движения к желаемой цели.

Невозможно в одной книге приспособить транзиты к каждому индивидуальному гороскопу. Поэтому натальные указания и конкретное использование транзитов мы оставляем читателю. В этой книге будут рассмотрены общие значения и смысл транзитов на различных уровнях; возможное применение их тем для выявления позитивных свойств; и другая информация, которая расширит ваше понимание транзитов и облегчит их использование.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама