THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

(Лк. 24:49-53; Мк. 16:19-20; Деян. 1:2)

Спаситель часто говорил ученикам то же, что сказал Он Марии у гроба после Воскресения:

Я взойду к Отцу Моему и пошлю вам Утешителя Духа Святого. Не уходите из Иерусалима и ждите Его пришествия.

В сороковой день после Своего Воскресения Христос собрал апостолов в Иерусалиме и, после беседы, вышел с ними из города и пошел на гору Елеонскую. Там, подняв руки, Он благословил их и Богородицу, бывшую с ними, и, благословляя, отступил от них и стал возноситься на небо. Вскоре облако скрыло Его из глаз учеников.

В это время явились два ангела в белых одеждах и сказали:

Что вы стоите и смотрите на небо? Иисус, вознесшийся от вас на небо, опять придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.

Тогда ученики поклонились Ему и с радостью возвратились в Иерусалим.

2) Избрание 12-го апостола вместо Иуды

После Вознесения Господа апостолы оставались все вместе в одном доме в Иерусалиме, проводя время в молитве. С ними была и Матерь Божия. На место Иуды, предавшего Спасителя и потом повесившегося, они выбрали из числа тех учеников, которые всегда были со Христом, от Его крещения до смерти, двенадцатого апостола, Матфия. Так ожидали они обещанного пришествия Духа Святого.

3) Сошествие Святого Духа

На десятый день после Вознесения и на пятидесятый день после Пасхи наступал еврейский праздник пятидесятницы. Все апостолы были вместе в доме. Внезапно раздался шум, как бы от сильного, несущегося ветра. Это Дух Святой сошел с неба. Шум наполнил весь дом, где они были, и вдруг над каждым апостолом остановился как бы огненный язык, и они стали говорить на разных языках. В эти дни в Иерусалиме по случаю праздника пятидесятницы было много людей из разных стран. Были люди с востока, – из Египта, Малой Азии, из Греции и с запада, – даже из Рима. На шум сбежался народ и все стали удивляться, как простые галилейские рыбаки вдруг заговорили на разных языках, которые узнавали пришедшие из разных стран. Некоторые стали насмехаться, говоря, что они, наверное, напились вина и пьяны. Но апостолы, выйдя к ним, стали говорить, и все умолкли. Апостол Петр сказал:

Мы не пьяны, как вы думаете, но в том, что вы видите, исполняются слова пророка, который говорит, что Бог излиет Духа Святого на рабов Своих, и они будут пророчествовать и видеть видения, и что всякий, кто призовет имя Господне, спасется.

Потом Петр рассказал народу; как умер, воскрес и вознесся на небо Господь Иисус Христос, и как это предвидели древние пророки, и как говорил об этом еще царь Давид. Люди, слушавшие Петра, умилились сердцем и спрашивали его и других апостолов:

Что же нам делать, братья?

Апостолы отвечали:

- Покайтесь в грехах, креститесь во имя Господа нашего Иисуса Христа, и вам простятся грехи, и вы получите дары Святого Духа.

4) Жизнь первых христиан

Около трех тысяч человек крестилось в этот день. Все они остались с апостолами, вместе молились, хвалили Бога, собирались, чтобы причащаться, как научил Своих учеников Господь, и пребывали в веселии и простоте сердца. Все у них было общее, богатые продавали имения свои и помогали бедным по нужде каждого. Апостолы же совершали много чудес, помогая людям и исцеляя больных. Так началась жизнь христианской Церкви. Все любили первых христиан, и каждый день всё больше людей присоединялось к ним.

5) Праздник Святой Троицы

День Святой Пятидесятницы мы празднуем в честь Святой Троицы: Бог Отец Небесный по любви к нам послал Сына Своего на землю. Бог Сын, живя среди людей, научил их любви к Богу и ближним, пострадал на кресте за грехи людей, воскрес и вознесся на небо. И теперь, после Вознесения Сына Божия, от Отца сошел Дух Святой, обещанный Христом Утешитель, подающий всему живому силу жизни и наполняющий жизнь церкви богатством благодати. Поэтому праздник этот тоже называется Троицыным Днем.

В день Святой Троицы, еще с давних времен, христиане украшают храмы и свои дома зелеными свежими ветками деревьев и сами стоят в храме с цветами. Дух Святой дает жизнь всему, и свежая зелень и цветы, украшающие землю, напоминают нам о милости Божией и о действии Святого Духа во всем творении Божием.

В день сошествия Святого Духа Господь основал Святую Церковь. Теперь каждый из нас в день крещения становится членом Церкви и получает дары Духа Святого, когда над нами совершается таинство миропомазания. Но по нашей слабости мы часто грешим и отдаляем от себя Духа Святого. Надо часто молиться о помощи Духа Святого, и Церковь учит нас такой молитве, которую читают перед началом всякого дела:

Царю Небесный. Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны и спаси, Блаже. души наша.

По-русски это звучит так:

Царь Небесный, Утешитель, Дух правды, который всюду находится и все наполняет, Сокровище всего доброго, Дающий жизнь, приди и поселись в нас и очисти нас от всего плохого и спаси, Благой, души наши.

Проверочные вопросы:

  1. Как вознесся Господь на небо?
  2. Для чего Он вознесся и что обещал Своим ученикам?
  3. Что сказали Ангелы ученикам?
  4. Почему ученики возвратились в Иерусалим с радостью?
  5. Кого избрали апостолы на место Иуды?
  6. Как произошло Сошествие Святого Духа?
  7. Что стало после этого с апостолами?
  8. Для чего они получили дар говорить на разных языках?
  9. Что такое праздник Святой Троицы и как он празднуется?
  10. Что основал Господь в день сошествия Святого Духа?
  11. Когда мы становимся членами Церкви?
  12. Когда нам подаются дары Святого Духа?
  13. Какую Вы знаете молитву Святому Духу?

Конспект занятия

Потаповская О.М.

Программное содержание

Знакомство детей с событиями Вознесения Господня.

Материал к занятию

Большая икона или репродукция иконы Вознесения Господня.

Ход занятия

В начале занятия воспитатель обращает внимание детей на то, что весна уже готова уступить свое место лету, и просит детей назвать признаки приближающегося лета.

После разговора о летних изменениях в природе воспитатель или кто-то из заранее подготовленных детей читает стихи.

Светлана Высоцкая

Вознесение Господне

Вот весну торопит лето,
В зелень яркую одето.
Истекает срок весенний
В день Господня Вознесенья.

Был Спаситель сорок дней
Вместе с Церковью Своей.
Час настал: вознесся Он
Над горою Елеон.

– Что это за событие – Вознесение Господне?

После Своего славного Воскресения Господь Иисус Христос был сорок дней со своими учениками: общался с ними, наставлял и укреплял их в вере.

В сороковой день после Воскресения Христова все ученики Господа собрались вместе. В этот день Спаситель повелел им идти по всей земле и проповедовать Евангелие – рассказывать людям о жизни и чудесах Христа, о Его учении. Господь сказал, что Он укрепит учеников в этом трудном деле. Но в ближайшие дни Спаситель пока не велел ученикам расходиться из Иерусалима, пообещав, что скоро пошлет им Святого Духа.

Беседуя с учениками, Господь вывел их из города на гору Елеонскую. Ученики обступили Его, слушая слова Христа о том, что, когда сойдет на них Дух Святой, они почувствуют в себе силу нести людям учение Христово и будут проповедовать о Спасителе в Иерусалиме, других городах и странах, до самого края земли. Сказав это, Спаситель поднял руки и благословил учеников. А когда благословлял, Он стал удаляться от них, возносясь на небо, и скоро облако скрыло Его из вида.

– Посмотрите внимательно на икону праздника Вознесения Господня. Можно ли, глядя на икону, догадаться, где происходили события Вознесения: в городе, на равнине, у реки, на горе? Рассматривая пейзаж на иконе Вознесения Господня, можно догадаться, что события происходили на горе, потому что мы не видим ни зданий, ни реки, ни характерного для равнины ландшафта, но видим изображенную иконописцем скалистую поверхность горы.

– Как изображен на иконе Иисус Христос?

Господь Иисус Христос изображен на иконе в сиянии. Ангелы возносят Христа на небо. Спаситель благословляет Своих учеников.

– Кого изображает иконописец в нижней части иконы, стоящими на земле?

На земле стоят Богородица Мария и ученики Христа, смотрящие на небо.

– А что за юноши в белых одеждах стоят посреди учеников Христа?

Это Ангелы Божии. Они что-то говорят апостолам.

Ученики долго продолжали стоять и смотреть на небо вслед вознесшемуся Христу. Тогда явились перед апостолами два Ангела в белых одеждах и сказали: «Что вы стоите и смотрите на небо? Господь Иисус Христос, вознесшийся от вас на небеса, опять придет на землю таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо».

После этого ученики Христа возвратились в Иерусалим с великой радостью и оставались там все вместе, ожидая сошествие Духа Святого.

А Господь Иисус Христос, вознесшийся на небо, по Его собственному обещанию, невидимо всегда находится на земле среди верующих в Него людей, слыша всякое наше прошение, всякую от сердца идущую молитву.

Если со дня, когда празднуется Пасха, отсчитать 40 дней, то можно легко вычислить, в какой день праздновать Вознесение, потому что оно связано с Пасхой, а значит, тоже является переходящим праздником. Вознесение, как и многие другие христианские праздники, начали отмечать в IV веке, когда христианство утвердилось во многих странах древнего мира. Чему же посвящен этот праздник? Вот как об этом рассказывается в Священном Писании.

Спаситель сказал ученикам своим после того, как воскрес:

— Я взойду к Отцу Моему и пошлю вам Утешителя Духа Святого. Не уходите из Иерусалима и ждите его пришествия.

Сорок дней жил Иисус Христос на земле после своего воскресения. На сороковой день Христос собрал апостолов в Иерусалиме и после беседы вышел с ними из города и пошёл на гору Елеонскую. Там, подняв руки, он благословил их и Богородицу. Потом, продолжая благословлять, отступил от них и стал возноситься на небо. Вскоре облако скрыло Его от глаз учеников. В это же время явились два ангела в белых одеждах и сказали: «Что вы стоите и смотрите на небо? Иисус, вознёсшийся от вас на небо, опять придёт таким же образом, как вы увидели его восходящим на небо». Тогда ученики поклонились вслед Христу и с радостью вернулись в Иерусалим.

Праздник Вознесения — очень светлый праздник . Это праздник неба как нового и вечного дома человека.

Вознесение — переходящий праздник.

Всенощным богослуженьем

Отмечают тот четверг.

Всех чудесным Вознесеньем

Иисус в восторг поверг.

Нам Заветы — Ветхий, Новый -

Рассказали чудеса,

Как Христос в венце терновом

Вдруг вознёсся в небеса.

После чуда Воскресенья

День уж был сороковой,

И свершилось Вознесенье

Там, над Масличной горой.

С неба громкий глас пронёсся,

И поведал небосвод:

«Тем же чудом, что вознёсся,

Иисус ещё придёт»

Что представляет собой Библия?

Библия — священная книга для всех верующих-христиан и в то же время самая известная книга на всём земном шаре.

Она переведена на 1800 языков народов мира, и, если человек знает только один, свой родной язык, он всё равно может прочитать Библию.

Слово «Библия» греческого происхождения, и означает оно — «книги» (во множественном числе). Библию называют также Священным Писанием, в ней есть история и философия, биографические сведения и пророчества (предсказания будущего).

Библия — это запись Божьих откровений человеку, полученных им в течение многих тысячелетий. Книги, которые составляют Библию, писались и дополнялись многими авторами, которые жили в разные исторические периоды на протяжении 16 столетий.

Церковь празднует Вознесение Господне на сороковой день после Пасхи. Вознесением, а не смертью, как у всех людей, заканчивается земная жизнь Богочеловека.

После Своего Воскресения из мертвых Господь продолжал видимым образом являться своим ученикам, разговаривал с ними, позволял осязать себя и даже разделял с ними их обычную пищу.

Значение Вознесения сравнимо со значением Рождества Христова - родившись среди людей, Богочеловек возвысил человеческую природу своим снисхождением. Поднявшись же на небо, еще больше возвысил ее своим восхождением.

Апостолы Христовы и святые отцы учат нас, что Господь взошел на Небо и воссел на одном престоле с Отцом Небесным, не расставшись со своим человеческим естеством. Так же как, родившись Человеком на земле, Он не расставался со Своей Божественной природой.

После Своего Воскресения из мертвых Иисус Христос в течение сорока дней являлся Своим ученикам. Первыми увидели Воскресшего Господа жены-мироносицы, которые пришли помазать ароматами (миром) тело своего Учителя. С радостной вестью о Воскресшем Учителе поспешили женщины к апостолам, как вдруг "Иисус встретил их и сказал: "Радуйтесь!" И они... поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: "Не бойтесь! Пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня"...

Можно представить, с какой радостью и восторгом рассказывали женщины апостолам о том, что Христос воскрес, и они видели Его и даже разговаривали с Ним! Но, потрясенные смертью Учителя, мучимые угрызениями совести о совершенном ими предательстве, апостолы не поверили им...

Поздним вечером этого же дня Господь явился всем Своим ученикам (не было только Фомы). Неожиданно появившись в горнице, Господь обратился к ним со Своим обычным приветствием: "Мир вам!" Ученики испугались и смутились - двери дома были тщательно заперты, никто не мог войти сюда, и если они видят теперь Иисуса, значит, это Его дух. Поняв их состояние, Спаситель предложил дотронуться до Него и убедиться, что это не так. В подкрепление Своих слов Иисус попросил что-нибудь из еды. Апостолы подали Ему печеной рыбы и меда. Только тогда, когда Господь стал кушать, апостолы поверили, что перед ними не призрак.

И еще много раз являлся Иисус Христос ученикам, беседовал с ними о Царстве Небесном, о тех Божественных истинах, которые они должны будут возвестить всему миру; подготавливал их к апостольскому служению: "Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам".

Прошло сорок дней... Апостолы вновь собрались в Иерусалиме. Появившись, как всегда, неожиданно, Иисус сказал, чтобы они не отлучались отсюда. Именно здесь они должны были ожидать сошествия на них Святого Духа. Навсегда запомнили они слова Иисуса: "Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней... будете крещены Духом Святым".

Прощальная беседа подошла к концу. Вместе с Учителем апостолы вышли из города и направились к Елеонской горе. Поднявшись на вершину, Господь остановился - остановились и ученики. Спаситель благословил их и... стал медленно подниматься от земли и возноситься на Небо... Скоро светлое облако совсем скрыло Его от взоров апостолов. Потрясенные ученики склонились в благоговейном поклоне, а потом, осиротевшие, долго стояли, грустно глядя в опустевшее небо...

В столь неожиданной разлуке Господь не замедлил утешить Своих учеников: тотчас явились им два Ангела в белых одеждах и сказали, чтобы они не печалились - Иисус придет к ним таким же образом, как они видели Его восходящим на Небо.

Слова Ангелов наполнили сердца апостолов глубочайшей радостью. Они возвратились в Иерусалим и стали ожидать исполнения слов Спасителя - сошествия на них Святого Духа, Который должен был дать им особую силу для великого дела - проповеди Евангелия (учения Христа) по всему миру.

Перед Своим Вознесением Господь обещал ученикам, что будет с ними во все дни до скончания века.

Мы все привыкли, что время течет, и все изменяется. Но Богом обещано, что когда-то времени не будет, наступит Вечность. Для кого-то это будет вечная радость, для кого-то вечное мучение. Где будет каждый человек, определяется сейчас, во время земной жизни. Поскольку жить благочестиво непросто, Господь обещал своим ученикам, а вместе с ними и всем верующим в Него людям, что Он не оставит их и поможет вести достойную жизнь, чтобы не разлучиться с ними и в Вечности.

Иисус Христос постоянно был со своими учениками три года. Конечно, им было очень хорошо с Господом. Но пришло время, и Он вознесся на небо. И, хотя ученики разлучились с Ним, они возвратились домой с радостью в душе, поскольку знали, что Господь их любит и всегда будет с ними.

Православные люди верят в то, что Иисус Христос никогда не оставит и нас. Бывает, что наши друзья перестают с нами дружить и забывают о нас. Бывает, что близкие нам люди становятся чужими. Но Иисус Христос никогда не оставляет даже тех, кто в Него не верит, потому что Он любит всех людей и желает им спасения.

Использованная литература: Сегодня праздник. О.Глаголева, Е.Щеглова. Издание Валаамского Спасопреображенского монастыря, 2006; Основы православной культуры. Прот. В.Дорофеев, О.Л.Янушкявичене. М., 2006.

По материалам статьи А. А. Ткаченко, А. А. Лукашевича, Н. В. Квливидзе, «Православная энциклопедия». т.9.

Вознесение Иисуса Христа на небо - одно из главных событий Священной истории. После Вознесения видимое земное присутствие Христа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви. В церковной традиции Вознесению Господню посвящен отдельный праздник.

Новый Завет о Вознесении Господнем

Событие Вознесения подробно описывается в Евангелии от Луки () и Деяниях св. апостолов (). Краткое изложение этого события приводится в окончании Евангелия от Марка ().

Согласно этим повествованиям, после Своего Воскресения из мертвых Спаситель неоднократно являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного Воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обетованного Св. Духа (ср.: ). Наконец, повелев не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца ( ; ), Господь Иисус Христос вывел учеников из города в Вифанию, на гору Елеон (), и, подняв Свои руки, подал им благословение, а затем стал отдаляться от них и возноситься на небо. В Деяниях св. апостолов описано, что, начав возноситься, Христос был сокрыт облаком, и тогда явились «два мужа в белой одежде», которые возвестили Его Второе пришествие. Ученики же поклонились Ему и с радостью вернулись в Иерусалим (), где через несколько дней на них сошел Св. Дух ().

Некоторые различия в рассказе о Вознесении. в Евангелии от Луки и в Деяниях св. апостолов объясняются тем, что в первом случае все внимание сосредоточено на окончании земного служения Спасителя, тогда как во втором - на начале апостольской проповеди. Отдельные элементы рассказа о Вознесении в Деяниях св. апостолов указывают на связь со следующим за ним рассказом о Сошествии Св. Духа на апостолов (напр., согласно ветхозаветным пророчествам, с горы Елеон, о которой говорится в должно начаться наступление Дня Господа - ).

В др. местах Нового Завета говорится о явлениях Христа ученикам после Воскресения «в продолжение многих дней» ( ; ). В Евангелии от Иоанна Сам Христос указывает на временной промежуток между Его Воскресением и Вознесением, говоря, обращаясь к Марии Магдалине, что Он «еще не восшел к Отцу» ().

Вознесение Господне как прославление Сына Божия

Вознесение Господне как одна из тайн домостроительства спасения превосходит чувственный опыт и не ограничивается только событием ухода воскресшего Христа на небо. В Новом Завете имеется целый ряд указаний на прославление воскресшего Иисуса Христа или Его превознесенное положение на небесах (одесную Бога), которое тесно связано или является следствием Его Воскресения и Вознесения (о «вхождении во славу» говорится в ; ; ; ; ; ; ; о «прославлении» после Воскресения - в ; о «седении одесную Бога» - в ; ; ). Нередко эти указания представляют собой прямые цитаты из Ветхого Завета или аллюзии на ветхозаветные прообразы. Так, Сам Спаситель еще прежде Крестных страданий, толкуя говорит о Своем «седении одесную Бога» (). В со-восседание Христа с Отцом представлено как результат Его победы, а в Послании к Евреям Вознесение, вхождение в небесное святилище и седение одесную Бога входят в Первосвященническое служение Христа ().

Богословие Вознесения

Уже в древнейших вероисповедных формулах I-II вв. о Вознесении Господнем говорится как об одном из основных событий земного служения Иисуса Христа ( ; Barnaba. Ep. 15. 9; Iust. Martyr. 1 Apol 1. 21. 1; 1. 31. 7; 1. 42. 4; 1. 46. 5; Dial. 63. 1; 85. 2; 126. 1; 132. 1). В большинстве древних Символов веры Вознесение упоминается вслед за Воскресением (напр., в Никео-Константинопольском Символе). Важность события Вознесения подчеркивается и в большинстве древних евхаристических молитв (анафор).

После Своего Вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нем во Св. Духе, Которого Он послал от Отца. Через действие Св. Духа Его невидимое присутствие сохраняется в таинствах Церкви (евхаристический аспект Вознесения Господня просматривается уже в беседе о «хлебе небесном» ()).

Об искупительном значении Вознесения говорится в Послании к Евреям (). Искупление завершилось после того, как Распятый и Воскресший Христос, вознесшись, вошел со Своей Кровию в небесное святилище ().

Главным следствием Вознесения Господня стало то, что с этого момента человеческая природа получила полное участие в Божественной жизни и вечном блаженстве. Видение первомучеником Стефаном Иисуса, стоящего одесную Бога, как Сына Человеческого (), говорит о том, что человеческая природа Христа не растворилась и не была поглощена Божественной. Приняв на Себя человеческую плоть, Господь Иисус не избежал смерти, а победил ее и сделал человеческую природу равночестной и сопрестольной Божеству. Он пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придет на землю «таким же образом», каким взошел на небо (ср.: ), но уже «с силою и славою великою» ( ; ).

Вознесение Господне имеет особое значение и как образ обожения каждого верующего во Христа. Как отмечал свт. Григорий Палама, Вознесение Господне принадлежит всем людям - все воскреснут в день Его Второго пришествия, однако вознесены («восхищены на облаках»; ср.: ) будут только те, кто «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию» (Greg. Pal. Hom. 22 // PG. 151. Col. 296).

Установление праздника Вознесения Господня

А. А. Ткаченко, А. А. Лукашевич (Из статьи «Вознесение Господне» IX тома «Православной энциклопедии»)

До кон. IV в. празднование Вознесения Господня и Пятидесятницы не разделялось. При этом Пятидесятница понималась как особый период церковного года, а не праздничный день (напр., Тертуллиан называет ее «laetissimum spatium» (радостнейший период) - Tertull. De orat. 23). В IV в. Пятидесятница окончательно оформилась не только как особый период после Пасхи (ср.: 20-е прав. I Всел.), но и как праздничный день (напр., 43-е прав. Эльвирского Собора (300 г.)). Вслед за Пятидесятницей в особый праздник выделилось и Вознесение Господне.

На Востоке

Несмотря на то что уже стараниями св. имп. Елены на горе Елеон была построена церковь, в Сирии и Палестине до кон. IV в. Вознесение Господне и Пришествие Св. Духа, вероятно, еще праздновались вместе на 50-й день после Пасхи (Euseb. Vita Const. 4. 64). Одной из последних, видимо, об этой практике пишет зап. паломница Эгерия, сообщая, что в вечер Пятидесятницы все христиане Иерусалима собираются на горе Елеон, «в том месте, с которого Господь вознесся на небо», называемом Имвомон, и совершается служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о Вознесении Господнем. (Eger. Itiner. 43. 5). Впрочем, Эгерия отмечает и совершение праздничной службы в Вифлееме на 40-й день после Пасхи (Eger. Itiner. 42); по мнению исследователей, в данном случае речь идет не о празднике Вознесения, а об иерусалимском празднике вифлеемских младенцев 18 мая (если это предположение верно, паломничество Эгерии следует относить к 383 г., когда эта дата приходилась на 40-й день после Пасхи - Devos. 1968). По мнению Ж. Даньелу, разделение 2 праздников произошло после осуждения ереси Македония на II Вселенском Соборе (381) и имело целью подчеркнуть особую роль Св. Духа в домостроительстве спасения.

Указания на отдельное празднование Вознесения Господня встречаются у свт. Григория Нисского (Greg. Nyss. In Ascen. // PG. 46. Col. 689-693) и в антиохийских проповедях свт. Иоанна Златоуста (Ioan. Chrysost. De st. Pent. I, II // PG. 50. Col. 456, 463; In Ascen. // PG. 50. Col. 441-452; De beato Philogonio. 6 // PG. 50. Col. 751-753). Прямо о праздновании 40-го дня после Пасхи как Вознесения Господня говорится в «Апостольских постановлениях» (ок. 380) (Const. Ap. V 19). Высказывались не получившие полного подтверждения предположения о том, что под «четыредесятницей» (tessarakost"), о которой идет речь в 5-м прав. I Вселенского Собора, следует понимать праздник Вознесения. Источники V и последующих веков уже однозначно выделяют Вознесение Господне в отдельный праздник на 40-й день после Пасхи.

На Западе

Первые сведения о праздновании Вознесения Господня встречаются в проповедях еп. Хроматия Аквилейского (388-407) (CCSL. 9A. P. 32-37) и в «Книге о различных ересях» еп. Филастрия Брешианского (383-391) (CCSL. 9. P. 304, 312), где среди великих господских праздников названы Рождество, Богоявление, Пасха и «день Вознесения», в который «Он взошел на небо около Пятидесятницы», что может указывать на неразделенность 2 праздников (Вознесения. и Пятидесятницы). В др. месте он говорит, что Вознесение Господне справляется именно на 40-й день, причем ему предшествует и последует пост.

Видимо, появление нового рубежа в пасхальном периоде (Вознесения, празднуемого на 40-й день) вызвало недоумение относительно времени начала поста - до или после Пятидесятницы; к VI в. было признано правильным начинать поститься только после Пятидесятницы, хотя символически 40-дневный период радости противопоставлялся 40 дням Великого поста (Ioan. Cassian. Collat. 21. 19-20; Leo Magn. Serm. 77. 3). К V в. практика празднования Вознесения Господня утвердилась на Западе окончательно - например, блж. Августин называет «четыредесятницу Вознесения» (Quadragesima Ascensionis) праздником «древнейшим и повсеместным» (Aug. Ep. 54; ок. 400 г.).

Святоотеческие проповеди на праздник Вознесения Господня

Известны в числе неск. десятков; они были написаны сщмч. Мефодием Олимпийским (CPG, N 1829), св. Афанасием Александрийским (CPG, N 2280), Григорием Нисским (CPG, N 3178), Епифанием Кипрским (CPG, N 3770), Иоанном Златоустом (CPG, N 4342, 4531-4535, 4642, 4737, 4739, 4908, 4949, 4988, 5028, 5060, 5065, 5175. 18, 5180. 21), Проклом Константинопольским (CPG, N 5820, 5836), Кириллом Александрийским (CPG, N 5281), Софронием Иерусалимским (CPG, N 7663), свт. Григорием Паламой (PG. 151. Col. 275-286); др. древними церковными авторами (CPG, N 2636, 4178, 5733, 6078. 3-5, 6107, 7037 и т. д.), прп. Иоанном Дамаскиным (CPG, N 8091) (возможно, составление этих проповедей приписывается выше перечисленным отцам Церкви). Некоторые из этих проповедей вошли в богослужебную традицию Православной Церкви и приводятся в патристических Лекционариях или Торжественниках - сборниках святоотеческих слов, расположенных по принципу литургического года. Большинство из них надписано именем свт. Иоанна Златоуста, свт. Афанасия Великого или архиеп. Василия Селевкийского. Нек-рые Типиконы (напр., Мессинский) наряду с иными предписывают чтение слова имп. Льва Мудрого. В славянских рукописях Торжественника также встречаются произведения славянских церковных писателей - свт. Кирилла Туровского и свт. Иоанна, экзарха Болгарского.

Радость разлуки

Слово митрополита Сурожского Антония, произнесенное 29 мая 1968 г. на всенощной под праздник Вознесения Господня в храме свв. мчч. Адриана и Наталии в Бабушкино (Москва)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Радость нам оставил Господь, радость Он нам завещал, и сегодня мы празднуем праздник таинственной радости,- радости разлучения. И радуемся мы сегодня также встрече на земле. Господь нам дал сегодня встретиться. Встретиться не значит просто оказаться где-то в одном и том же месте, лицом к лицу. Радоваться встрече можно только тогда, когда встретишь и посмотришь другому в глаза и в душу, когда уйдешь взором души в глубины человека: тогда встреча совершилась. Иначе мы только столкнулись и прошли мимо. А в храме, когда мы молимся, когда мы сердцем устремлены вместе, к одной цели, с тем же чувством - как легко встретиться.

Но есть радость и в разлуке. Вспомните слова Спасителя на Тайной вечери. Говоря о том, что Ему надлежит умереть, и воскреснуть, и уйти от Своих учеников, Он увидел, что они стали скорбны, и сказал им: Если бы вы Меня действительно любили, вы радовались бы, что Я иду к Отцу… И вот сегодня мы вспоминаем этот день, когда, совершив трудом, подвигом, кровью дело нашего спасения, Господь почил от трудов Своих в великую, благословенную субботу, воскрес в славный день Воскресения, а теперь возвращается во славу Отчую, в ту славу, которую Он имел от начала мира и прежде чем мир стал. А нам Он все же оставляет радость. И радость не только о том, что Он теперь в славе, которая Ему принадлежит, что нет больше перед Ним крестного пути, нет скорби земной, а есть прославленность вечная, - не только об этом радость нам дана. Радость нам дана в том, что теперь, в совокупности всего случившегося, мы понимаем путь спасения, и мы видим, чтo для Бога значит наша земля, как она Ему дорога, и какие непостижимые в ней возможности.

Мы редко задумываемся над тем, что значит для твари, для той самой земли, на которой мы живем, для всего того, что окружает нас, и для людей, которые нас окружают, воплощение Господне. Бог стал человеком. Теперь среди человеческих имен - Имя Вечного Бога. Разве это не дивно? Разве мы не дивимся, не ликуем, когда в нашем роде и в нашей семье можем прочесть имя, достойное любви, почитания, благоговения? И вот в нашей человеческой семье одно Имя вписано, Имя Бога, Который так возлюбил нас, что Он породнился с нами, стал одним из нас, и не на время, а навсегда, на веки вечные. Потому что воскресший Господь воскрес плотью человеческой, и возносящийся Господь вознесся человеческой плотью Своей. И не только мы можем радоваться об этом, но радуется вся тварь. Ведь подумайте о том, что представляет собой просто человеческое тело. В нем сосредоточено, можно сказать, все то, из чего состоит вселенная. Все материалы не только земли, но и неба мы находим в этом человеческом теле, и вот со всем этим соединился Господь. В Его теле соединилось с Божеством неразлучно и навсегда все, что видимо и невидимо. Разве этого не достаточно для того, чтобы ликовать? Мы можем думать с радостью, что Господь Бог не только нашу человеческую судьбу взял на Себя, не только так породнился с нами, что Он один из нас, человек среди нас, но что вся тварь, все породнилось через воплощение с Живым Богом. Наша земля, на которой мы живем, уже не та земля, какой она была до воплощения, земля, которая как бы лицом к лицу стояла перед Богом - в грехе, в трепете, в борении, в вере, в искании Господа. Нет, теперешняя земля - та, которую Господь таинственно Себе соединил, она пронизана Его присутствием, она призвана вся без остатка стать как бы богоприимной: так же как богоприимными делаются хлеб и вино, которые на литургии освящаются Духом Святым и делаются Телом и Кровью Христа, так же как воплотился Господь. Разве это не радость?

А дальше? Христос жил, Христос учил, Он на Себе понес все ограничения земли, Он на Себя принял всю человеческую ненависть, Он был отвергнут - и за что? За то, что Он разочаровал людей. Люди надеялись, что Он придет водворить временное царство, победу Своего народа над другими народами. А Господь не для этого пришел. Он пришел для того, чтобы собственный Свой народ призвать, вместе с Ним и подобно Ему, быть готовым жить и умирать ради других. Они надеялись на победу, а им было сказано: Я вас посылаю, как овец среди волков, идите, проповедуйте слово Господне, благую весть любви Господней всей твари. Как Меня послал Отец, так и Я вас посылаю, - говорил Господь. Это страшно; так любить - страшно нам. Разочаровались люди: они хотели землю,- Господь предложил небо на земле и крест. Он нас призвал любить, притом так, как никто на земле любить не может; любить, как Он любит, Его любовью; любить, не ища взаимности, любить, не ища награды; любить не для себя, а для другого.

Ведь часто мы любим друг друга и держим друг друга в плену нашей любви. Как часто людям хочется освободиться от гнетущей любви, которой мы их порабощаем. Нет, этой любви Господь нам не оставил. Он нам сказал, чтобы мы любили, как Отец Небесный любит: и злых и добрых равно. Не одинаково, но равно; не одинаково, потому что на одних радуешься, а о других разрывается сердце; но любишь - так же. Ликуешь, потому что один добр и светел, и плачешь, потому что другой не таков; но любишь равно. И эта любовь должна идти очень и очень далеко. Господь нам дал пример (Он Сам это говорит), чтобы мы ему последовали: так любить, чтобы жизнь отдать и смерть подарить людям, тому, кто захочет их взять; но вместе с этим, отдав, не поколебаться в любви. Вот почему столь многие отвергают Господа и не могут Его принять: потому что так любить значит согласиться на смерть. Всякий, кто любит, в какой-то мере умирает. Кто любит, уже не живет для себя, а для дорогого, любимого, родного. Тот, кто любит совершенно, себя забывает до конца, и живет только в том, кого любит, для того, кого любит. Такой любви и тогда испугались, и теперь боятся: страшно!.. А вместе с тем, это одна из дивных радостей, которую нам оставил Господь: уверенность в том, что мы можем так любить, что человек настолько велик, что он даже на это способен.

И еще радость о том, что Господь - вот сегодня мы вспоминаем это событие - вознесся на небо. С одной стороны, казалось бы, горе, разлука… Нет! Не горе, не разлука - что-то другое. Вознесся Господь плотью Своей, вошел во славу Отчую, сел одесную Бога и Отца, и теперь мы с ужасом и удивлением, как говорит святой Иоанн Златоустый, смотрим и видим, что в сердцевине, в самых глубинах тайны Святой Троицы - человек. Человек Иисус Христос. Да, Сын Божий, но и нам родной - человек. Человечество наше теперь покоится в недрах Господних. Разве не можем мы об этом ликовать?

А на земле? Господь нам обещал на земле не оставить нас сиротами, послать Духа Святого в сердца наши. Кто Этот Святой Дух? Что Он нам принесет, приносит,- уже принес и дал? Это Дух сыновства. Через Него мы приобщаемся духу Христову. Кто открывает Ему свое сердце, тот приобщается всему, чем жил Христос; этой вере без предела, этой надежде всепобеждающей, этой дивной и ничем не колеблемой любви. Дух этот нас делает вместе со Христом детьми Божиими, дает нам возможность говорить Небесному Отцу, Богу нашему: Отец! Не называть Его больше «Вседержитель», а родным словом Его называть: Отец, и так к Нему относиться, так обращаться с Ним. Этот же Дух нас учит, что всякий человек - нам брат, родной, для которого мы должны быть готовы - нет, «должны» плохое слово, оно означает долг, а мы говорим о радости - для которого мы поистине готовы дать свою жизнь, чтобы только он ожил, чтобы и у него возликовала душа, чтобы и он вошел в Господню светлую вечность.

Праздник разлуки… Какая разлука! Восходит Господь на Небо, и с Собой в тайну Божественной жизни вносит всю тайну человека. Вот мера нашего призвания, вот, что человек представляет собой. Но тогда понятно, почему апостолы могли выйти на проповедь, радуясь и ликуя, не боясь ни гонений, ни преследований, ни мук, ни смерти, ни изгнания - ничего. Радостью они шли, потому что все у них было уже: было Небо на земле, была вечность в них самих, и они были в вечности. Вот куда нам надо врастать. Верой, устремленностью мы, может быть, с ними вместе, а на деле нам надо вырасти в их меру, стать такими, какие они на самом деле были: любящими всем сердцем, всем умом, находчивым, трезвым, творческим умом, всей волей - закаленной, крепкой, самозабвенной волей, всей жизнью нашей, а если нужно - и всей смертью, и не только по любви к Богу, но и по любви к ближнему, ко всякому человеку. Ближний - тот, кто в нас нуждается. Проявим же эту любовь к каждому отдельному человеку, кто рядом с нами, и сами вырастем в меру истинной церковной радости. Аминь!



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама