THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Земство обедает. Картина художника Мясоедова Г.Г., 1872

Земство. Термин этот образован от слова « земля». Что такое земство, когда были созданы земские учреждения в России? Каковы были их полномочия? Разберёмся в этом.

Земство

Земство, или земские учреждения, - это органы местного сельского самоуправления. Они были учреждены согласно земской реформе 1864 года в правление императора Александра II.Просуществовали земства довольно долго. До 1918 года продолжали свою работу земские учреждения в губерниях и уездах, а до 1917 года - в волостях.

Структура земств в России

    Уездные земские учреждения.

Уездное собрание - избиралось на три года из представителей, имеющих недвижимое имущество(землевладельцы, промышленники, торговцы) и представителей сельских обществ. Представители назывались « гласные». Преобладающим большинством в земствах было дворянство.

Во главе уездного земского собрания стоял предводитель уездного дворянства

Собрания собирались раз в году для решения определённых местных задач.

уездная управа , избираемая земским собранием. Во главе управы - председатель и два члена управы.

    Губернские земские учреждения

Губернское земское собрание созывалось раз в год для решения наиболее важных вопросов губернии. Предводитель губернского собрания был председателем на данных собраниях.

Постоянным действующим органом была губернская управа , в которую входил председатель и несколько членов.

Губернское собрание состояло не только из гласных, но и из представителей ведомств.

Кто контролировал деятельность земств?

Земства подчинялись непосредственно губернатору и министерству внутренних дел.

Контролировалось исполнение решений земств. Эти решения носили только административно- хозяйственный характер.

С 1890 г. контроль был усилен6 создавались специальные земские присутствия .

Полномочия земств

    Определение сборов и повинностей на земские нужды и контроль за их выплатой: на строительство школ, дорог, больниц, мостов, на благотворительность.

    Проведение пропаганды агрономических знаний, повышения курсов повышения квалификации, на которые направлялись врачи, учителя, агрономы.

    Земства способствовали развитию ремёсел, кустарного производства, внедрению новой техники.

    Со временем полномочия земств расширяются. Они стали проводить вакцинацию населения (например, в конце 19 века против оспы), организовывать помощь в неурожайные годы, создавали противопожарную службу, содержали богодельни.

    Законодательные акты земской реформы содержали конкретные пункты, в которых чётко указывалась только их административно- хозяйственная роль . Для предотвращения влияния земств на политику были введены специальные законодательные положения: запрет на занятие политической деятельностью, запрещалось организовывать связи с другими земствами.

    Однако со временем влияние земств стало расти. Они начали постепенно принимать участие и в политической жизни страны. Так в 1871 году проводились первые нелегальные съезды земств , цель которых - консолидация сил, борьба за демократизацию общества. Созданная нелегально организация « Союз земцев-конституционалистов » начала вести деятельность по изменению общественного строя, принятию конституции (руководители – Пётр и Павел Долгоруковы и Д.И. Шаховский). В 1905 году союз объединился с «Союзом освобождения» и была создана Конституционно- демократическая партия (партия кадетов) .

Значение земств

ЗЕМСКИЕ УПРАВЫ, губернские и уездные исполнительные органы земского самоуправления. Введены земской реформой 1864 года, реформированы Земским положением 1890. Председатель и члены управ (2 человека в уездных, 6 - в губернских) избирались земскими собраниями путём тайного голосования на 3 года, первоначально из числа земских гласных; по усмотрению уездного земского собрания число членов уездной управы могло быть увеличено до 6 человек. С 1890 года и уездная, и губернская управы состояли из председателя и 2 членов, их число могло быть увеличено до 4 (уездные земские управы) или 6 (губернские земские управы) членов; с этого года в состав управ могли избираться не только гласные, но и все лица, пользовавшиеся правом выбора земских гласных; председателем управы могло стать только лицо, пользовавшееся по закону правом поступления на государственную службу. Председателей губернских управ утверждал в должности министр внутренних дел, а председателей уездных управ и (с 1890) членов уездных и губернских земских управ - губернатор. Первоначально председатель и члены земской управы находились на общественной службе, в 1890 получили права государственных служащих (однако, как и ранее, получали жалованье из земских средств). В составе земской управы преобладали дворяне; их доля возросла с введением в действие Земского положения 1890 (таблица).

Земская управа исполняла распоряжения земского собрания, управляла под его руководством земским хозяйством в пределах уезда или губернии, составляла сметы, раскладки повинностей, доклады, собирала и предоставляла земскому собранию все нужные сведения и заключения для обсуждения различных вопросов, ежегодно отчитывалась перед земским собранием о своей деятельности и состоянии учреждений, содержавшихся на средства земств. При возникновении вопросов, не предусмотренных инструкциями и постановлениями земского собрания, решения в земской управе принимались большинством голосов. В экстренных случаях председатель земской управы мог сам принять меры, которые обычно подлежали коллегиальному обсуждению управы.

Земские управы с разрешения земских собраний нанимали на службу различных специалистов - медиков, учителей, статистиков, агрономов, которые вели основную работу во всех отраслях земского хозяйства. Для обсуждения вопросов, связанных с приоритетными направлениями деятельности земств, управы создавали специальные комиссии (при некоторых земских управах их число доходило до 20), в которые входили как гласные земских собраний, так и наёмные служащие.

В городах органами, аналогичными земским управам, были городские управы.

Литературу смотри при статье Земские собрания.

Е. М. Петровичева.

Земства в России (председатель, 2-3 члена); избиралась на земских собраниях на 3 года.

Большой Энциклопедический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "ЗЕМСКАЯ УПРАВА" в других словарях:

    Уездная и губернская, исполнительный орган земства в России (председатель, 2 3 члена); избиралась на земских собраниях на 3 года. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

    Земская управа Энциклопедия права

    Уездная и губернская, исполнительный орган земства в России (председатель, 2 3 члена); избиралась на земских собраниях на 3 года. * * * ЗЕМСКАЯ УПРАВА ЗЕМСКАЯ УПРАВА, уездная и губернская, исполнительный орган земства в России (председатель, 2 3… … Энциклопедический словарь

    Губернская и уездная, исполнительный орган земского собрания (См. Земские собрания) в России (1864 1917), ведавший делами земства (См. Земство). По «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» (1864) избиралась на 3 года.… … Большая советская энциклопедия

    См. Земские учреждения … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Исполнит. орган земского собрания в России (1864 1917), ведавший делами земства. По Положению о губ. и уездных земских учреждениях (1864) избиралась на 3 года. Кандидатуру пред. уездной З. у., а с 1890 и членов З. у. утверждал губернатор, пред.… … Советская историческая энциклопедия

    Земская управа - исполнительный орган уездного и губернского земских собраний в России в 1864 1917 гг., ведавший делами земства. В соответствии с Положением о губернских и уездных земских учреждениях (1864 г.) З.у. избиралась на 3 года. Деятельность З.у.… … Большой юридический словарь

    Земская управа - исполнительный орган земств, сост. из председателя и 2 х членов; избиралось на 3 года. Утверждались министром внутренних дел и губернатором. Осуществляли руководство местным хозяйством через различные комиссии. Помимо казенных повинностей… … Краткий словарь историко-правовых терминов

    Республика ← … Википедия

    Исполнительный орган Казанского губернского земского собрания Казанской губернии. Содержание 1 История 2 Председатели 3 Примечания … Википедия

Книги

  • , . В заседание прибыли: г. председатель собрания уездный предводитель дворянства, генерал-лейтенант Д. Н. Вансович, земская управа в полном своем составе и 18 уздных гласных. По желанию г. г.…
  • Журналы заседаний Дмитриевского уездного земского собрания. XLII очередного, 1906 г, и чрезвычайных за 20 февраля и 19 июля 1907 года , . Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. В заседание прибыли: г. председатель собрания уездный предводитель дворянства, генерал-лейтенант Д.…

1. Земская реформа 1864г . была проведена на основе По­ложения о губернских и уездных земских учреждениях, принятого 1 января 1864 г.

В ходе реформы создавались органы местного самоуправ­ления: в губерниях и уездах избирались земские собрания и управы. На них возлагались: ведение местных хозяйственных дел; содержание земских зданий и путей сообщения; стро­ительство и содержание школ и больниц; мероприятия по бла­готворительности; попечение о развитии местной торговли и промышленности; санитарные меры и др.

  1. Губернские и уездные земские собрания, а также зем­ские управы были выборными органами. Собрания и управы возглавлялись выборными председателями. Земское собрание и земская управа избирались сроком на три года.

Выборы проводились раздельно по куриям. Для этого все население уезда делилось на 3 курии: 1 курия- землевладельцы; 2 курия- собственники недвижимого имущества в городе; 3 курия – крестьяне.

Губернские и уездные земские управы являлись исполнительным органом. Губернские и уездные земские собрания являлись представительными органами . Органами городского самоуправления были городская дума и городская управа, срок полномочий которых был четыре года. Органами волостного управления были: волостной сход, волостное правление, волостной старшина, волостной писарь, а также сотские, десятские и другие должностные лица.

Губернское земское собрание состояло из 29 до 62 гласных, которые избирались уездными земскими собраниями, председателем был губернский предводитель дворянства, царь мог назначить председателем другое лицо

Губернская земская управа состояла из председателя и двух членов, избранных губернским земским собранием из числа гласных.

Уездное земское собрание состояло из земских гласных и членов по должности - председатель управления государственным имуществом, городской голова уездного города и др.

Уездная земская управа являлась исполнительным органом, избиралась на уездном земском собрании. Члены управы утверждались губернатором, а председатель управы - Министром внутренних дел.

Земства действовали под строгим контролем правительственных органов в лице губернатора и местной полиции

3. Земская реформа 1864 г. положительно сказалась на раз­витии местного хозяйства, промышленности, средств связи, системы здравоохранения и народного просвещения. Земские органы способствовали становлению общественно-политиче­ской жизни, стали своеобразной политической школой, через которую прошли представители либерального и демократиче­ского общественных направлений.

Однако реформа не сформировала централизованной сис­темы управления. Деятельность земских органов контролиро­валась губернаторами и Министерством внутренних дел, ко­торые могли отменять любые их решения.

ГОРОДСКАЯ РЕФОРМА 1870

Городовое Положение” предусматривало создание системы городского самоуправления, включающего следующие институты: городское избирательное собрание (для избрания гласных через каждые четыре года), Городская Дума (распорядительный орган) и Городская Управа (исполнительный орган).

Городская Дума формировалась из городского головы (председателя), гласных, а также из председателя уездной земской управы и представителя духовного ведомства

Городские думы имели право собираться в течение всего года по мере накопления дел.

Городская Дума самостоятельно назначала денежное содержание должностным лицам городского самоуправления, устанавливала размер городских сборов и налогов, утверждала обязательные постановления городского общественного управления, устанавливала правила пользования городским имуществом и т. д.

Председатель Городской Думы возглавлял Городскую Управу, все члены которой избирались Думой.

В 1892 г. в соответствии с “Городовым Положением” от 11 июня 1892 г. была проведена городская контрреформа

Городская Управа (исполнительный орган) состояла из двух членов под председательством головы.

В обязанности Управы входило непосредственное руководство городским хозяйством, сбор и расходование городских налогов и сборов, разработка проектов городских смет и т. д.

Управа было подотчетна в своих делах перед Думой.

27 октября 1917 г. было принято постановление Совета Народных Комиссаров “О расширении прав городских самоуправлений в продовольственном деле”, в соответствии с которым все имевшееся на местах продовольствие должно было распределяться исключительно через городские органы самоуправления.

Городское самоуправление находилось в еще большей зависимости от правительственной администрации, чем земства. Городской голова уездного города утверждался губернатором, губернского - министром внутренних дел. Однако и такое самоуправление являлось значительным достижением в условиях самодержавия.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама