THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Мир детских взаимоотношений сложен и противоречив, и очень грустно, если родители смотрят на жизнь ребенка в школе сквозь розовые очки. Приходится признать, что помимо дружбы, общих интересов и увлечений в детском и юношеском коллективе существуют обиды , неприязнь, споры и конфликты. Попробуем разобраться, почему возникают неприятные ситуации, что служит пусковым механизмом, в чем может заключаться помощь взрослых людей и, что немаловажно, когда именно родителям стоит вмешаться в конфликт. Итак, обо всем по порядку.

Что такое конфликт

Конфликты в школе, виды и решения

Мы привыкли к негативному смыслу понятия «конфликт» и обозначаем этим словом вражду и противостояние людей из-за несхожести и несовпадения их интересов, целей и норм поведения . Именно о таком деструктивном виде конфликта мы и поговорим сегодня. Однако справедливости ради надо отметить, что существует и другое определение, в соответствии с которым конфликт представляется важным компонентом развития общества и не приводит к негативным результатам. Это конструктивный конфликт, результатом которого является приобретение всеми заинтересованными сторонами ценного позитивного опыта, очень важного для дальнейшего развития.

Школьное сообщество – это определенный социум, нормальная жизнь которого невозможна без конфликтов и столкновения интересов. Чаще всего возникают конфликты между учениками, а также между учителем и учеником. Реже встречаются конфликты между родителями ученика и учителем. Разберемся, в чем же их особенности.

Конфликт «ученик – ученик»

Конфликты в школе

Причинами развития такой ситуации могут быть обиды, обман, оскорбления , соперничество за авторитет, личная неприязнь или, напротив, симпатия, но безответная. А еще дети часто недолюбливают «учительских любимчиков».

К счастью, чаще всего дети сами разрешают конфликты между собой, тем самым постепенно накапливая опыт общения в коллективе. Но все же помощь взрослых порой бывает очень даже нужна. Однако надо по возможности давать ребенку уроки самостоятельности , поэтому вмешиваться в конфликт не следует до тех пор, пока он полностью не разрешится. Исключение могут составить разве что совершенно экстраординарные случаи, когда без вмешательства старших ситуация буквально заходит в тупик.

Обычно бывает достаточно спокойно поговорить с ребенком, объясняя ему, что в жизни подобных столкновений интересов бывает предостаточно, и надо научиться находить оптимальные пути решения проблемы. Очень важно в доверительной обстановке дать школьнику возможность понять мотивы поведения его оппонента, замечательно, если он сумеет поставить себя на его место и понять, что двигало противником. Тогда в будущем школьник сумеет сделать выводы и научится улаживать конфликты без взаимных оскорблений и обид.

Конфликт «ученик – учитель»

Конфликты в школе

В конфликтах такого рода основную роль играют сложившиеся взаимоотношения между преподавателем и школьником , к тому же видятся они едва ли не каждый день и от данного вида общения никуда не деться. Причиной конфликтных ситуаций может стать чувство неполноценности и недооцененности ученика либо, напротив, его грубость и непослушание. С другой стороны, ученика могут не устраивать завышенные требования учителя, его непостоянство в этих самых требованиях, а также невыполнение учителем своих собственных обещаний.

В таких ситуациях решение проблемы ложится на плечи взрослых людей. В любом случае мудрость старших должна привести к тому, что конфликт не разовьется в серьезную проблему, родители и учитель должны суметь уловить момент назревания конфликта и сделать все возможное для его погашения в самом начале.

Даже если ребенок неправ, даже если он манкирует своими ученическими обязанностями, плохо учится и не выполняет задания, ни в коем случае нельзя повышать на него голос, потому что это вызовет ответную негативную реакцию. Про командный тон лучше забыть. Все дело в том, что непослушного и неконтролируемого ребенка, как и неуверенного в себе и робкого, можно вдохновить на хорошую учебу исключительно верой в его способности и постоянной готовностью прийти на помощь. А самое важное – взрослые обязаны уметь слушать и слышать ребенка, ведь ни один конфдикт не развивается беспочвенно, на все имеются свои, порой глубоко скрытые причины.

Выход из конфликтных ситуаций как способ повышения культуры общения младших школьников.

Как говорил Джон Леббок: «Для успеха в жизни умение обращаться с людьми гораздо важнее обладания талантом.».
Нет большей роскоши, чем роскошь человеческого общения.
Так говорил Антуан де Сент-Экзюпери

Общение - Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Интерес к теоретическому и практическому изучению конфликтов в настоящее время объясняется усилением конфликтности и напряженности в различных сферах жизни. В современном мире все сферы жизнедеятельности людей пронизаны противоречиями, которые создают основу для различного рода конфликтных ситуаций. Конфликты и конфликтные ситуации в системе образования во многом обусловлены авторитарной системой управления педагогическим процессом.
Начальная школа, являясь социальным институтом, испытывает прямое влияние обострения противоречий в обществе. Поскольку в ней пересекаются учебная, трудовая и семейная деятельность людей, в школьные конфликты вовлечены участники различного статуса и возраста. Перед современным педагогом встает задача конструктивной работы по предупреждению и разрешению конфликтов, представляющих опасность для нормального функционирования учебно-воспитательного процесса .
Актуальность данной работы обусловливает то, что одной из наиболее интенсивно развивающихся областей современного теоретического знания и практической деятельности является конфликтология, представляющая собой междисциплинарный подход к пониманию, описанию и управлению конфликтными явлениями разного уровня и поведению субъекта в конфликтной ситуации.
Цель: изучить виды школьных конфликтов, рассмотреть основные условия развития у школьников умений не создавать конфликтных ситуаций.
Объект : процесс педагогического общения.
Предмет: условия развития у школьников умений не создавать конфликтных ситуаций.
Гипотеза исследования . Конфликты в общении субъектов обучения будут не столь частыми и явными, если:
-учитываются возрастные особенности учащихся;
- создаются позитивные условия для формирования бесконфликтного педагогического общения;
-в системе проводится специально-организованная работа по развитию умений не создавать конфликтных ситуаций.
Задачи.
1. Выявить состояние проблемы конфликтов в психолого – педагогической литературе.
2. Определить основные условия для успешного разрешения конфликта.
Методы исследования: использовались теоретические методы исследования: теоретический анализ литературы, обобщение и систематизация знаний.
Преимущества коммуникабельности:
Коммуникабельность открывает путь к достижению успеха.
Коммуникабельность даёт освобождение от замкнутости и комплексов.
Коммуникабельность даёт независимость от обстоятельств; в любых обстоятельствах коммуникабельный человек сумеет достичь понимания с окружающими.
Коммуникабельность даёт радость от общения с самыми разными людьми.
Коммуникабельность помогает адаптации в социуме.

Конфликт - сложная система противоборства со слабо предсказуемым поведением конфликтующих сторон .

Этапы конфликта:
1. Предконфликт (скрытый этап, между оппонентами возникает определенное противоречие, но они еще не осознают его и не предпринимают никаких активных действий к отстаиванию своих позиций).
2. Конфликтное взаимодействие (противодействие в активной стадии, которое, в свою очередь, делится на три фазы: инцидент, эскалация, сбалансированное взаимодействие).
3. Разрешение (завершение противостояния).
4. Постконфликт (возможные последствия).
Для школы характерны разного рода конфликты. Рассмотрим конфликты между школьниками. Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. Также, зачастую, конфликтуют группа парней и группа девчонок. Может обозначиться конфликт трех-четырех школьников с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьника и класса, причин данных конфликтов масса .

Большое влияние на конфликтное поведение школьников оказывает личность учителя. Ее воздействие может проявляться в различных аспектах.
Во-первых , стиль взаимодействия учителя с другими учениками служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками. Исследования показывают, что стиль общения и педагогическая тактика первого учителя оказывают заметное влияние на формирование межличностных отношений учащихся с одноклассниками и родителями. Личностный стиль общения и педагогическая тактика "сотрудничества" обусловливают наиболее бесконфликтные отношения детей друг с другом. Однако этим стилем владеет незначительное число учителей младших классов. Учителя начальных классов с выраженным функциональным стилем общения придерживаются одной из тактик ("диктат" или "опека"), которые усиливают напряженность межличностных отношений в классе. Большое количество конфликтов характеризует отношения в классах "авторитарных" учителей и в старшем школьном возрасте.
Во-вторых , учитель обязан вмешиваться в конфликты учеников, регулировать их. Это, конечно, не означает их подавление. В зависимости от ситуации может быть необходимо административное вмешательство, а может быть - просто добрый совет. Положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса, и т.д.
Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, является обычной составной частью реальности. По мнению М.М. Рыбаковой, между учителем и учеником возникают разные конфликты.
Большое влияние на конфликтное поведение школьников оказывает личность учителя. Ее воздействие может проявляться в различных аспектах.
Во-первых, стиль взаимодействия учителя с другими учениками служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками. Исследования показывают, что стиль общения и педагогическая тактика первого учителя оказывают заметное влияние на формирование межличностных отношений учащихся с одноклассниками и родителями.
Во-вторых, учитель обязан вмешиваться в конфликты учеников, регулировать их. Это, конечно, не означает их подавление. В зависимости от ситуации может быть необходимо административное вмешательство, а может быть - просто добрый совет. Положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса, и т.д.

Способы исключения и выхода из конфликтных ситуаций:
Уход от конфликта как способ разрешения конфликтной ситуации - это уход от разрешения возникшего противоречия со ссылкой на недостаток времени, на неуместность, несвоевременность спора и т. д. Этот способ следует использовать, чтобы не довести разговор до конфликта. Однако такой исход - это просто откладывание разрешения конфликтной ситуации. Обвиняемая сторона избегает открытого столкновения, дает противоположной стороне «остыть», ослабить психическое напряжение, обдумать свои претензии. Подчас проявляется и надежда, что со временем все само собой утрясется (это чаще всего наблюдается у молодых учителей). Однако при появлении нового повода конфликт вспыхивает опять.
Сглаживание конфликта - это согласие с претензиями, но «только на этот момент». «Обвиняемый» старается таким способом успокоить партнера, снять эмоциональное возбуждение. Он говорит, что его не так поняли, что нет особых причин для конфликта, что он что-то не сделал из-за неожиданно появившихся новых обстоятельств. Однако это не значит, что он принял претензии и осознал суть конфликта. Просто в данный момент он проявляет согласие, лояльность.
Компромисс - это принятие наиболее приемлемого для обеих сторон решения путем открытого обсуждения мнений и позиций. Компромисс исключает принуждение в одностороннем порядке к одному единственному варианту, а также откладывание разрешения конфликта. Его преимущество состоит во взаимной равности прав и обязанностей, принятых каждой стороной добровольно, и открытости претензий друг к другу.
Рассмотренные способы выхода из конфликтных ситуаций являются фактором повышения культуры общения младших школьников, так как в наше время это довольно востребованное умение.
Правила речевого поведения для говорящего:
- Проявляй уважительность, доброжелательность к адресату речи.
- Будь вежливым.
- Не ставь в центр внимания собственное «Я».
- Ставь в центр внимания слушающего.
- Выбирай тему, интересную для партнера.
- Следи за логикой речи.
- Не старайся говорить громче собеседника.
Правила речевого поведения для слушающего
- Внимательно слушай собеседника, не перебивай его.
- Уважительно, доброжелательно, терпеливо относись к говорящему.
- Ставь в центр внимания говорящего и его интересы.
- Вовремя оценивай речь собеседника.
Жесты, мимика и поза участников диалога
- Не нарушай личное пространство собеседника.
- Не забывай, что универсальным средством несловесного общения является улыбка.
- Знай, что наиболее сильным «орудием» является контакт глазами.
- Запомни, что твои жесты должны быть на уровне груди и пояса.
В работе можно использовать игры, упражнения на сплочение школьников, цель которых – объединение участников группы для совместного решения задач, развитие умения выражать симпатию и уважение друг к другу.
Например, можно использовать следующее упражнение для тренингов:
«Отражение»
Один из участников играет в роль «зеркала», другой – «человека». Условия игры: участник, играющий роль «зеркала», должен в точности повторить движения «человека», отразить их.
Такого вида тренинг, можно предложить учащимся у которых есть тот или иной конфликт. Данное упражнение способствуют устранению конфликта между двумя противоборствующими сторонами, путем веселой, позитивной игры.
Сделав исследования на вышеизложенную тему, я сделала некоторые выводы. Анализ теоретической литературы по проблеме исследования показал, что младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе. Система личных отношений является наиболее эмоционально насыщенной для каждого человека, поскольку связана с его оценкой и признанием как личности. Поэтому неудовлетворительное положение в группе сверстников переживается детьми очень остро и нередко является причиной неадекватных аффективных реакций.
Конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем разрешить, а также для снижения количества деструктивных межличностных конфликтов, для формирования конструктивного опыта поведения при возникновении межличностного конфликта, наряду с методами управления и разрешения конфликтных ситуаций учителю необходимо владеть и методами по профилактике таких ситуаций в школе.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов /Г.С. Абрамова. - М.: Просвещение, 2003. - 123 с.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков. / В.А. Аверин. - СПб.: Питер, 2005. - 230 с.
3. Шумилин А.П. Межличностные конфликты в младшем школьном возрасте / А.П. Шумилин - М.: МГУ, 2006. - 121 с.
4. Рогов Е.И. Психология общения. / Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 415 с.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама