THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

8 класс

Знать : признаки всех типов односоставных предложений.

Уметь :
1) отличать односоставные предложения от двусоставных;
2) находить односоставные предложения по их значению и структурным особенностям;
3) правильно определять тип односоставных предложений;
4) правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят односоставные предложения;
5) употреблять односоставные предложения в различных стилях речи.

Оборудование : таблица «Основные группы односоставных предложений», карточки (тест).

Тест взят из книги Г.А. Богдановой «Уроки русского языка в 8-м классе» (М.: Просвещение, 1998. С. 80–82).

ХОД УРОКА

I. Оргмомент. Сообщение темы и целей урока.

II. Словарно-орфографическая работа.

Знать : значение и правописание слов прения, дебаты, дискуссия (стр. 94 учебника).

Уметь : использовать эти слова в речи, грамотно их писать.

Заранее подготовившийся ученик сообщает значение каждого слова.

Открываем запись на доске:

    Прения – обсуждение, публичный спор по каким-либо вопросам. Открыть прения по докладу.

    Дебаты – прения, обсуждение вопроса. Парламентские дебаты.

    Дискуссия – спор, обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании, в печати, в беседе. Научная дискуссия.

Задания 1: 1) спишите словосочетания со словами прения, дебаты, дискуссия , подчеркивая «ошибкоопасные» места и запоминая правописание данных слов (III вариант) ;
2) назовите выделенные слова одним словом, продолжите ряд данных слов (II вариант) ;
3) придумайте и запишите предложения с выделенными словами (желательно односоставные) (I вариант) .

III. Проверка домашнего задания.

1. Связный рассказ учащихся об односоставных предложениях.
2. Упражнение 216 (по вариантам).

I вариант

1. Сообщение об орфографических правилах, использованных при расстановке пропущенных букв. Графическое обозначение пропущенных орфограмм.
2. Синтаксический разбор предложения Лед как сахар .
3. Разбор предложений 6–10.

II вариант

1. Графическое обозначение пропущенных орфограмм.
2. Разбор предложений 6–10.

III вариант

Разбор предложений 6–10.

IV. Тренировочные упражнения (по вариантам).

I вариант

Конструирование предложений, одна из частей которых – односоставное предложение. Синтаксический разбор одного из придуманных предложений.

II вариант

Упражнение 217 (1-, 7-е предложения) учебника.

III вариант

Запись предложений под диктовку с объяснением постановки знаков препинания. Составление схем предложений.

Утро, и пастух гонит стадо.
Затих дождь, и посветлело на улице.
Вижу в окно, как во дворе играют дети.

V. Тест 2 .

I вариант

1. Найдите среди данных предложений односоставное.

а) Не плачь ты попусту.
б) Часам к двум пополудни началась гроза.
в) Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя. (С.Есенин)
г) Тротуары заливают асфальтом.

2. Определите тип предложения Ночь как год .

а) односоставное;
б) двусоставное.

3.

а) предложения, в которых окончания сказуемых-глаголов определенно указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы);
б) односоставные предложения;
в) предложения, употребляющиеся только в разговорной речи.

4. Найдите безличное предложение.

а) Еще не успевшая остыть земля излучала тепло.
б) Хорошо в зимнем лесу!
в) В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе.
г) Газеты приносят утром.

5. Определите тип предложения Тропинки в лесу замело снегом .

а) двусоставное;
б) определенно-личное;
в) безличное;
г) неопределенно-личное.

6. Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена ?


б) [двусоставное], и [определенно-личное];
в) [двусоставное], и [неопределенно-личное].

7. Укажите предложения, строение которых соответствует схеме [двусоставное], и [безличное]. (Знаки препинания не проставлены.)

а) Еще молчаливы леса и в небе звенеть еще некому.
б) Уже смеркалось и надо было возвращаться домой.
в) Небо было темное и только при вспышках молний можно было рассмотреть тяжелые тучи.
г) Еще мгновение и лодка вошла под темные своды деревьев.

8. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка .

а) Хорошо бегать по зеленому душистому лугу и, набегавшись, полежать в траве под березами.
б) Уже смеркалось, и в комнате стало темно.
в) Прочитайте Гоголя и вы почувствуете в нем сатирика.
г) Пугачев подал знак, и меня тотчас развязали и оставили. (А.Пушкин)

II вариант

1. Найдите среди данных предложений односоставное .

а) Веет в поле легкий ветерок.
б) Осенний день шуршал ломкой листвой.
в) Свет луны во все концы.
г) В лесу держался запах прелой травы.

2. Определите тип предложения Земля как невеста :

а) односоставное;
б) двусоставное.

3. Какое из данных утверждений является неверным?

Определенно-личные предложения – это...
а) односоставные предложения;
б) предложения, в которых сказуемое-глагол стоит в форме 3-го лица множественного числа настоящего (будущего) времени или в форме множественного числа прошедшего времени;
в) предложения, в которых окончания глаголов достаточно определенно указывают на подлежащее.

4. Найдите неопределенно-личное предложение .

а) Встречай друзей, сынок!
б) Зачем все-таки человеку идти в горы по непроходимым тропам?
в) Наконец-то позвали меня.
г) В классе тепло.

5. Определите тип предложения В окружающей их осенней природе было уныло и грустно в этот час :

а) неопределенно-личное;
б) определенно-личное;
в) безличное.

6. Какая схема соответствует предложению Мне было жутко в холодном и сыром осеннем лесу, и я поспешил домой :

а) [двусоставное], и [двусоставное];
б) [определенно-личное], и [двусоставное];
в) [безличное], и [двусоставное].

7. Укажите предложение, строение которого соответствует схеме [двусоставное], и [безличное]. (Знаки препинания не проставлены.)

а) Вспыхнул костер и все стали сушиться.
б) Прогулка не состоялась из-за плохой погоды и мы все остались дома.
в) Подул ветерок с заречья и сразу стало свежо.
г) Минута и вдруг туман сгущается.

8. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

а) Луна зашла за мыс, и огня не стало видно.
б) Под небом мертвенно-свинцовым угрюмо меркнет зимний день, и нет конца лесам сосновым и далеко до деревень.
в) Рощицы молодых осин толпятся на берегу, и все осиновые листья дружно блестят на солнце.
г) Громко хрустел под ногами снег, и в морозном воздухе как бы звенели хрустальные колокольчики.

VI. Подведение итога урока. Запись домашнего задания.

Домашнее задание : 1) напишите сочинение-миниатюру по данному началу с использованием односоставных предложений (I вариант): Первый снег! Сколько чувств вызывает он!..
2) выпишите из произведений художественной литературы 5–6 односоставных предложений (II вариант);
3) упр. 217 (4-, 5-, 6-е предл.) (III вариант).

1 III вариант – минимальный уровень, II вариант – общий уровень, I вариант – продвинутый уровень.

2 Традиционное деление класса на два варианта.

(13)И с какою тщательностью гладил человек холмы, спуски и подъемы! (14)3десь опыт пахаря создавал эстетику параллельных линий - линий, идущих в унисон друг с другом и с природой, точно голоса в древнерусских песнопениях. (15)Пахарь укладывал борозду к борозде - как причесывал, как укладывал волосок к волоску. (16)Так кладется в избе бревно к бревну, плаха к плахе, в изгороди - жердь к жерди, а сами выстраиваются в ритмичный ряд над рекой или вдоль дороги - как стадо, вышедшее на водопой .

(17)Поэтому отношения природы и человека - это отношения двух культур, каждая из которых по-своему «социальна», общежительна, обладает своими «правилами поведения». (18)И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях. (19)Обе культуры - плод исторического развития, причем развитие человеческой культуры совершается под воздействием природы издавна (с тех пор как существует человечество), а развитие природы с ее многомиллионнолетним существованием - сравнительно недавно и не всюду под воздействием человеческой культуры. (20)Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может.

1) Из предложения 1 выпишите словосочетание, в котором используется связь управление.

2) Из предложения 2 выпишите все словосочетания и укажите их типы связи.

3) Из предложения 3 выпишите словосочетание, в котором используется связь согласование .

4) Из предложения 6 выпишите словосочетание в котором используется связь примыкание


5) Укажите, какой тип связи используется в словосочетании создавали «полосыньки» из предложения 8.

6) Из предложений 9-11 укажите такое, в котором используется словосочетание со связью примыкание .

7) Из предложения 14 выпишите словосочетание со связью примыкание .

8) Укажите тип связи слов в словосочетании двух культур (предложение 17).

9) Укажите тип связи слов в словосочетании совершается издавна (предложение 19).

10) Из предложения 18 выпишите все словосочетания и укажите их типы связи.

Опред. личн .

Он, Она, Оно

Прош. вр.

Безличн .

Неопред.-личн.

Зачёт № 8

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Типы односоставных предложений

1. Предложения с одним главным членом – СКАЗУЕМЫМ

1.1. Определённо-личные предложения

Глагол-сказуемое в форме 1-го или 2-го лица (нет форм прошедшего времени или условного наклонения, так как в этих формах у глагола нет лица).

Люблю грозу в начале мая.

Беги за мной!

1.2. Неопределённо-личные предложения

4) В какую сторону идти никто из нас не знал, поэтому решили дожидаться рассвета, когда можно будет сориентироваться по карте.

Тест № 2

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

1. Снег засыпал танки (1) и (2) когда танкисты выбирались из башни подышать (3) он мгновенно покрывал их разгорячённые лица (4) как будто пытался охладить их.

1) 1, 3 2) 2, 3 3) 1, 4 4) 1, 2, 3, 4

2. К вечеру пошёл дождь (1) и (2) пока мы ехали по просёлку (3) лошади еле переступали (4) будто потеряли последние силы.

1) 1, 3 2) 2, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4

3. Прямо над головой вспыхнула запоздалая молния (1) и (2) пока она светила (3) я увидел (4) как мерцает какая-то белая точка на берегу.

1) 1, 3, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 2, 4 4) 1, 3

4. Все меня любили (1) и (2) хотя я безмерно шалил (3) мне прощалось всё (4) что бы я ни сделал.

1) 1, 3, 4 2) 2, 3 3) 1, 2, 4 4) 1, 2, 3, 4

5. Мы знаем, что Санкт-Петербург иногда называют Северной Пальмирой, но (1) если спросить (2) что же это за Пальмира, с которой сравнивают Петербург (3) то (4) не каждый сможет ответить на этот вопрос.

1) 1, 2, 3 2) 2, 4 3) 1, 3 4) 2, 3

6. Брат со смехом говорил, что ему (1) если в чём-либо повезёт (2) то сейчас же в чём-нибудь другом не повезёт (3) так (4) что становилось хуже, чем до того (5) как повезло.

1) 1, 2, 4 2) 2, 3, 5 3) 1, 3, 5 4) 1, 2, 3, 4

1) Найдите среди данных предложений односоставные .

А. Не плачь ты попусту.

Б. Часам к двум пополудни началась гроза.

В. Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя.

Г. Тротуары заливают асфальтом.

2) Определите тип предложения Ночь как год.

А. Односоставное.

Б. Двусоставное.

3) Какое из данных утверждений является неверным?

Определенно-личные предложения – это...

А. Предложения, в которых окончания сказуемых-глаголов определенно указывают на лицо местоимений (я, ты, мы, вы)

Б. Односоставные предложения

В. Предложения, употребляющиеся только в разговорной речи.

4 ) Определите тип предложения Тропинки в лесу замело снегом.

А. Двусоставное

Б. Определенно-личное

В. Безличное

Г. Неопределенно-личное

5) Найдите безличное предложение.

А. Еще не остывшая земля излучала тепло.

Б. Хорошо в зимнем лесу!

В. В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе.

Г. Газеты приносят утром.

6) Какая схема соответствует предложению Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена.

А. [двусост.], и [двусост.] Б. [двусост.], и [определенно-личн. ]

В. [двусост.], и [неопределенно-личн. ]

7) Укажите предложения, строение которых соответствует схеме [двусост.], и [безличн. ]. (Знаки препинания не проставлены.)

А. Еще молчаливы леса и в небе звенеть еще некому.

Б. Уже смеркалось и надо было возвращаться домой.

В. Небо было темное и толко при вспышказ молнии можно было рассмотреть тяжелые тучи.

Г. Еще мгновение и лодка вошла под темные своды делевьев.

8) Найдите среди данных предложений односоставные .

А. Веет с поля ночная прохлада.

Б. Осенний день шуршал ломкой листвой.

В. Свет луны во все концы.

Г. В лесу держался запах прелой травы.

9) Определите тип предложения Лед как сахар.

А. Односоставное. Б. Двусоставное

Тест (односоставные и двусоставные предложения)

  1. Найдите определенно-личное предложение:
  1. С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты. (Ф. Тютчев)
  2. Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю. (Н. Тихонов)
  3. На пригорке то сыро, то жарко. (А. Фет)
  4. Волка шапками не закидаешь. (Пословица)

2 . Найдите неопределенно-личное предложение:

1) Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горной вышины. (А. Майков)

2) Ради розы терпят и шипы. (Пословица)

3) Нигде жилья не видно на просторе. (А. Фет)

4)Еду-еду в чистом поле. (А. Пушкин)

3. Найдите безличное предложение:

1) Ведут ко мне коня. (А. Пушкин)

2) Не спится.

3) Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня. (А. Пушкин)

4) Кому-то принесли от мастера ларец. (И. Крылов)

4. Найдите определенно-личное предложение:

  1. Весна берет свои права. (А. Фет)

2) Под музыку осеннего дождя иду во тьме. (К. Фофанов)

  1. Наступает длинный зимний вечер. (И. Гончаров)
  2. Тепло на солнышке.
  3. Осенний день прошуршал ломкой листвой.

5 . Найдите неопределенно-личное предложение:

1) Мужайся, сердце, до конца. (Ф. Тютчев)

2) Было бы глупо даже приступить к этому вопросу.

3) В детстве мне ни разу не удалось запустить змея.

4) Не слышно шума городского.

5) Бумагу для обертывания книг берут прочную.

6. Найдите безличное предложение:

1) Дни поздней осени бранят обыкновенно. (А. Пушкин)

2) В дверь негромко постучали.

3) Из воды пустой масла не извлечешь. (Пословица)

4) Мне в душу повеяло жизнью и волей. (А. Майков)


Приложение №1 Самостоятельная работа №1

А1. Найдите среди предложений односоставное: 1. Не плачь ты попусту. 2. Часам к двум пополудни началась гроза. 3. Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя. 4. Тротуары заливают асфальтом.

А2. Определите тип предложения Тропинки в лесу замело снегом.

1. Двусоставное 2. Определенно-личное 3. Безличное 4. Неопределенно-личное.

А3. Найдите безличное предложение. 1. Еще не успевшая остыть земля излучала тепло. 2. Газеты приносят утром. 3. Ему подвели белого коня, украшенного богатой сбруей. 4. Похолодало, светает поздно и темнеет рано.

А4. Найдите неопределенно-личное предложение. 1. Меня снова привели к самозванцу и поставили перед ним на колени. 2. В классе тепло. 3. Дарую тебе волю. 4. Распахни мне объятья свои, густолистый развесистый лес.

А5. Найдите определенно-личное предложение. 1. Веет с поля ночная прохлада. 2. Уже смеркалось и в комнате стало темно. 3. Дарую тебе волю. 4. Хорошо в зимнем лесу!

Самостоятельная работа №2

Задание: обозначить грамматические основы в предложениях и указать вид односоставных предложений.

Был конец ноября. До самого Гибралтара пришлось плыть среди бури с мокрым снегом. Но плыли вполне благополучно. Пассажиров было много, пароход был похож на громадный отель со всеми удобствами. Жизнь на нем протекала размеренно. Вставали в тот ранний час, когда так медленно и неприветливо светало над серо – зеленой водяной пустыней, волновавшейся в тумане. Накинув пижамы, пили кофе, шоколад, а затем садились в ванны, делали гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие. До одиннадцати часов полагалось бодро гулять по палубам, дыша свежестью океана. В одиннадцать – подкрепляться бутербродами с бульоном. Подкрепившись, с удовольствием читали газету и спокойно ждали второго завтрака, более разнообразного, чем первый. Следующие два часа посвящались отдыху.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2 ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.

Тест I вариант

1 . Найдите среди данных предложений односоставное.

а) Не плачь ты попусту. б) Часам к двум пополудни началась гроза.
в) Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя. (С.Есенин) г) С утра морозит.

2. Определите тип предложения: Ночь как год а) односоставное б)двусоставное.

3 . Какое из данных утверждений является неверным? Определенно-личные предложения – это...

а) предложения, в которых окончания сказуемых-глаголов определенно указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы);
б) односоставные предложения;
в) предложения, употребляющиеся только в разговорной речи.

4 . Найдите безличное предложение. а) Еще не успевшая остыть земля излучала тепло.
б) Хорошо в зимнем лесу! в) В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе.
г) Газеты приносят утром.

5 . Определите тип предложения. Иду по зимнему поселку, и легко мне дыщится.

а).дв усоставное; б) определенно-личное и безличное; в) безличное, г)назывное

д) неопределенно-личное.

6. Какая схема соответствует предложению Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена ?

а) [двусоставное], и [двусоставное];
б) [двусоставное], и [определенно-личное];
в) [двусоставное], и [неопределенно-личное].

7. Укажите предложения, строение которых соответствует схеме [двусоставное], и [безличное]. (Знаки препинания не проставлены.)
а) Уже смеркалось и надо было возвращаться домой.
б) Небо было темное и только при вспышках молний можно было рассмотреть тяжелые тучи.
в) Еще мгновение и лодка вошла под темные своды деревьев. г) Еще молчаливы леса и в небе звенеть еще некому.

8. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка .

а) Хорошо бегать по зеленому душистому лугу и, набегавшись, полежать в траве под березами.
б) Уже смеркалось, и в комнате стало темно.
в) Прочитайте Гоголя и вы почувствуете в нем сатирика.
г) Пугачев подал знак, и меня тотчас развязали и оставили. (А.Пушкин)

Приложение № 3 Задание: найти односоставные предложения, определить тип. Какова роль односоставных предложений в поэтической речи?

Александр Демченко п.Демянск

Ветер.

Что ж ты, ветер, листья рвешь,

И не утихаешь?

Что ж к земле деревья гнешь,

Ветки им ломаешь?

Кто тебя так рассердил?

Неужели тучи?

Гонишь их что было сил,

Ишь, какой могучий!

Или, может быть, река,

Чем – то провинилась?

О крутые берега

Волнами забилась!

Если, правда, ты силен –

Разгони печали,

Прогони тревоги вон,

Чтоб не замечали! (2012г)

Облака.

На зеленые просторы,

На густой дремучий лес

Облаков косматых горы

Опустились вдруг с небес.

Расползлись они туманом,

И приблизились к холмам,

Разметались по оврагам,

По низинам и лугам.

Разлеглись и отдыхают.

Сколько можно им клубить?

Надоело над землею

В бесконечном небе плыть.

Нужно им вздремнуть немножко,

Вот досмотрят серый сон,

И проявится дорожка,

И к реке знакомый склон. (2012г)

Приложение №4

Рефлексивный лист ________________________________

Учебный материал

(не знаю)

Интересно

В чем ошибки

Определения (задание «продолжи предложение»)

Определенно –личные (теория)

Неопределенно-личные (теория)

Безличные (теория)

Обобщенно – личные (теория)

Назывные (теория)

Текст (проза, поэзия)

Применяю (составляю свой текст)

Творческое задание










Односоставные В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена. В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена. Двусоставные В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух и более главных членов. В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух и более главных членов.










Определённо-личные предложения Сказуемое может быть выражено: Одинокий к тебе прихожу… Предчувствую тебя… Не сердись и прости… (А.Блок) Приветствую тебя, пустынный уголок! (А.С.Пушкин) Люблю грозу в начале мая… (Ф.И.Тютчев) Глаголом в форме 1-го или 2-го лица настоящего (будущего) времени изъявительного наклонения. Глаголом в форме повелительного наклонения






Алгоритм определения типов односоставных предложений 1. Находим грамматическую основу предложения. 2. Определяем, двусоставное предложение или односоставное. 3. Смотрим, чем выражен главный член предложения. 4. Можно ли вставить в предложение подлежащее. 5. Определяем, чем выражен главный член предложения. 6. Называем тип односоставного предложения.











Найти предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка. Найти предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка. 1. Хорошо бегать по зелёному душистому лугу и, набегавшись, полежать в траве под берёзами. 2. Уже смеркалось, и в комнате стало темно. 3. Прочитайте Гоголя и вы почувствуете в нём сатирика. 4. Пугачёв подал знак, и меня тотчас развязали и оставили.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама