THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама
Спецобъекты Сталина. Экскурсия под грифом «секретно» Артамонов Андрей Евгеньевич

Председатели ЦИК СССР с 1922 по 1938 год

Председатель ВЦИК (19.03.1919– 15.07.1938 года) Калинин Михаил Иванович

Председатель Президиума ЦИК СССР от РСФСР (30.12.1922 – 12.01.1938 года) Калинин Михаил Иванович

Калинин, Михаил Иванович (30.12.1922 – 12.01.1938) – от РСФСР

Петровский, Григорий Иванович (30.12.1922 – 12.01.1938) – от Украинской ССР

Червяков, Александр Григорьевич (30.12.1922 – 16.06.1937) – от Белорусской ССР

Нариманов, Нариман Кербалай Наджаф оглы (30.12.1922 – 19.03.1925) – от ЗСФСР

Айтаков, Недирбай (21.05.1925 – 21.07.1937) – от Туркменской ССР

Ходжаев, Файзулла Губайдуллаевич (21.05.1925 – 1 7.06.1937) – от Узбекской ССР

Максум (Лутфуллаев) Нусратулло (18.03.1931 – 04.01.1934) – от Таджикской ССР

Хозяйственным Управлением ЦИК СССР с б июля 1926 года по 28 января 1938 года руководили:

Н. И. Пахомов (с 06.07.1926 по 28.01.1938); М.В. Рыдаев (с 28.01.1938 по 16.04.1938)

Необходимо отметить, что грандиозный вклад в реорганизацию, строгий контроль за всеми многочисленными отделами и секторами ХОЗУ ЦИК СССР, внес его первый заведующий (чаще в документах упоминается слово «начальник ХОЗУ ЦИК», Николай Иванович Пахомов. Известно о нем, к сожалению немного. Н.И. Пахомов родился в 1893 году в Орловской губернии, деревне Лошково. На свою должность был назначен по протекции всесильного ответственного секретаря Секретариата ЦИК СССР А.С. Енукидзе (расстрелян в апреле 1937 года за попытку покушения на А.А. Жданова), за что, собственно и поплатился. 29 июля 1938 года, на основании приговора Военной коллегии Верховного Суда СССР, бывший 1 – й начальник ХОЗУ ЦИК СССР Н.И. Пахомов был расстрелян и захоронен на спецполигоне НКВД «Коммунарка» (Ленинский район Московской области).

С 28 января по 16 апреля 1938 года Хозяйственное управление ЦИК, в связи с ликвидацией этого органа власти, находилось в ведении Управления Делами Президиума Верховного Совета СССР. 16 апреля 1938 года принятым Постановлением Президиума Верховного Совета СССР «О реорганизации аппарата Президиума Верховного Совета СССР» Хозяйственное Управление ЦИК было ликвидировано. Дома Советов, некоторые дома отдыха, часть дачных и подсобных хозяйств, состоящих на балансе ХОЗУ ЦИК, передавались в распоряжение ХОЗУ Управления Делами СНК СССР. В августе 1938 года было разработано Положение о Хозяйственном Управлении СНК СССР, в котором, в частности, отмечалось, что оно организуется для хозяйственного и финансового обслуживания Совета Народных Комиссаров СССР, а также для управления и оперативного руководства производственной деятельностью домов отдыха, жилищного и дачного фонда, совхозов и других подсобных хозяйственных предприятий, принадлежащих СНК СССР.

В функции ХОЗУ УД СНК СССР входило организация и руководство капитальным строительством и ремонтом по подведомственным организациям, технический контроль за капитальным строительством; планирование строительства по хозяйствам, составление квартальных планов финансирования, организация распределения по строительствам рабочей силы, материалов и транспорта. В ведении ХОЗУ находилась группа подмосковных дач, подмосковных домов отдыха, а также группа домов отдыха и санаториев в Крыму (т. н. Крымская группа санаториев и домов отдыха СНК СССР) и на Кавказе (т. н. Сочинская группа санаториев и домов отдыха СНК СССР). В числе задач, стоящих перед ХОЗУ УД СНК, было также укрепление деятельности подсобных сельских хозяйств, продукцией которых обеспечивались дома отдыха, детские учреждения и столовые этого ведомства. Для организации бытового обслуживания членов правительства и сотрудников Управления Делами СНК СССР был создан специальный Сектор бытового обслуживания. В ведении ХОЗУ были также жилые дома в Москве, столовые, пошивочная и столярно-мебельные мастерские, типография, прачечные, автобаза. С расширением подведомственных объектов ХОЗУ расширялся объем его деятельности, видоизменялась структура, хотя наименование основных отделов менялось незначительно, увеличивалось количество секторов и групп обслуживания.

15 марта 1946 года был принят Закон СССР «О ПРЕОБРАЗОВАНИИ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР В СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР И СОВЕТОВ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СОЮЗНЫХ И АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК – В СОВЕТЫ МИНИСТРОВ СОЮЗНЫХ И АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК». После принятия данного Закона произошла смена названия административно-хозяйственных органов бывшего СНК СССР. С 15.03.1946 года бывшее ХОЗУ Управления Делами СНК СССР стало называться ХОЗУ Управление Делами Совета Министров СССР. Все объекты госсобственности и их имущество, стоящее на балансе ХОЗУ УД СНК СССР перешло на баланс и в подчинение ХОЗУ УД Совета Министров СССР. С 1956 года, в ХОЗУ УД СМ СССР была образована Группа обслуживания, в задачи которой входило размещение и контроль за прибывающими в страну иностранными делегациями и отдельными зарубежными деятелями. В ХОЗУ УД СМ СССР постоянно обращались деятели науки и культуры, военачальники, работники аппарата Правительства, государственные деятели и члены их семей по многочисленным бытовым вопросам: предоставления путевок в санатории Совета Министров, распределения жилплощади и улучшения планировки квартир, прикрепления к поликлиникам и столовым, выделения автотранспорта и др.

В соответствии с Законом СССР от 20 марта 1991 г. высшим исполнительно-распорядительным органом СССР, Правительством страны стал Кабинет Министров СССР, в его составе действовал финансово-хозяйственный отдел, выполнявший функции упраздненного ХОЗУ Управления Делами СМ СССР. Кабинет Министров СССР был упразднен указом Президента СССР от 24 августа 1991 г.

Стоит обратить, внимание, что помимо ХОЗУ УД ЦИК-СНК СССР, которое отвечало за проектирование, строительство, ремонт, обслуживание всех объектов для санаторно-курортного лечения партийной номенклатуры, а также курировало особо охраняемые спецобъекты – загородные правительственные резиденции, в СССР существовало и Управление Делами ЦК ВКП(б) (было образовано как самостоятельная структура в июне 1919 года при разделе Общего отдела ЦК РПК(б)).

Управление Делами ЦК ВКП(б) всегда было крайне засекреченной ведомственной структурой, объекты которого подлежали обязательной охране органами гозбезопасности. В начале своего становления УД ВКП(б) обеспечивало функционирование всех зданий и сооружений Московского Кремля (до 28 января 1936 года). К середине 30-х годов в данном ведомстве функционировали свои поликлиники, больницы, подчинявшиеся Лечебно-санаторному управлению Кремля, которое, в свою очередь, подчинялось УД ЦК ВКП(б). С 16 апреля 1938 года, правительственные резиденции «Ближняя дача» («Волынское»), «Новая Мацеста» («Зеленая роща»), «Бочаров ручей», «Мюссера», «Холодная речка» вышли из подчинения ХОЗУ УД СНК СССР и перешли на баланс УД ЦК ВКП(б) и 1 – го Отдела Первого Управления ГУГБ НКВД. Так как в следующих главах будет упоминаться это структурное подразделение ЦК ВКП(б), то ниже я привожу всех руководителей Управления Делами с 1919 по 1991 год.

Управление делами ЦК РКП(б) – ВКП(б) – КПСС:

Из книги История России ХХ - начала XXI века автора Милов Леонид Васильевич

Глава 9. СССР накануне военных испытаний 1938-1941

Из книги Великий антракт автора Широкорад Александр Борисович

Глава 14. Германская проблема 1922–1938 гг В 1919 г. Германия была разоружена и обобрана. О грабеже Германии и Австрии хорошо написал Ленин: «Война путем Версальского договора навязала такие условия, что передовые народы оказались на положении колониальной зависимости,

автора

Сводка важейших показаний арестованных по ГУГБ НКВД СССР За 23–25 февраля 1938 г 27 февраля 1938 г.№ 101398СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б) тов. СТАЛИНУНаправляю сводку важнейших показаний арестованных по ГУГБ НКВД СССР за 23–25 февраля 1938 года.Народный комиссар внутренних дел СССР

Из книги Лубянка. Советская элита на сталинской голгофе 1937-1938 автора Хаустов Владимир Николаевич

Из книги Лубянка. Советская элита на сталинской голгофе 1937-1938 автора Хаустов Владимир Николаевич

Сводка важнейших показаний арестованных по ГУГБ НКВД СССР За 4 апреля 1938 г 6 апреля 1938 г.№ 102688СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б) тов. СТАЛИНУНаправляю сводку важнейших показаний арестованных по ГУГБ НКВД СССР за 4-е апреля 1938 года.Народный комиссар внутренних дел СССР Народный комиссар

Из книги Лубянка. Советская элита на сталинской голгофе 1937-1938 автора Хаустов Владимир Николаевич

Сводка важнейших показаний арестованных по ГУГБ НКВД СССР За 8 апреля 1938 г 10 апреля 1938 г.№ 102768СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б) тов. СТАЛИНУНаправляю сводку важнейших показаний арестованных по ГУГБ НКВД СССР за 8-е апреля 1938 года.Народный комиссар внутренних дел СССР Народный комиссар

Из книги Лубянка. Советская элита на сталинской голгофе 1937-1938 автора Хаустов Владимир Николаевич

Сводка важнейших показаний арестованных по ГУГБ НКВД СССР За 6–7 апреля 1938 г 10 апреля 1938 г.№ 102778СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б) тов. СТАЛИНУНаправляю сводку важнейших показаний арестованных Управлениями НКВД СССР за 6–7 апреля 1938 года.Народный комиссар внутренних дел СССР Народный

Из книги Империя СССР. Народная сверхдержава автора Голенков Алексей Николаевич

Гражданская война 1918-1922 гг. Её главный итог - образование СССР Русская социалистическая революция (Октябрьская) 1917 г. была совершена в интересах абсолютного большинства народов России. Подавляющее большинство населения оказалось на стороне Советской власти. Поэтому

Из книги Спецобъекты Сталина. Экскурсия под грифом «секретно» автора Артамонов Андрей Евгеньевич

Хозяйственные подразделения ВЦИК – ЦИК СССР в период с 1919 по 1938 год Постановлением Президиума ВЦИК РСФСР 7 мая 1919 г. в целях объединения заведования зданиями Кремля и домами ВЦИК был создан особый административно-хозяйственный аппарат – Управление Кремлем и домами

Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

51. ОБРАЗОВАНИЕ СССР. КОНСТИТУЦИЯ СССР 1924 г. УК РСФСР 1922 г Первый шаг на пути объединения советских социалистических республик был сделан в 1919 г., когда был создан их военно-политический союз при главенстве РСФСР. К 1922 г. существовало уже две советские федерации:

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1922, декабрь Образование СССР Победа в Гражданской войне делала большевиков хозяевами почти на всей территории бывшей Российской империи, кроме Польши, Прибалтики и Финляндии. В органах власти бывших национальных окраин империи сидели коммунисты – члены РКРП(б),

Из книги Гений зла Сталин автора Цветков Николай Дмитриевич

Расстановка сил в Европе в 1938 году. Роль и место СССР Сразу после Октябрьской революции начался отход Англии и Франции от традиционного поиска союза с Россией в попытках противостоять германской экспансии. В частности, по условиям перемирия 11 ноября 1918 года,

Из книги История автора Плавинский Николай Александрович

Из книги Авантюры открытого моря автора Черкашин Николай Андреевич

Петроград-Ленинград. 1922–1938 годы Капитан 2-го ранга Николай Михайлович Грессер объявился в Петрограде в конце 1922 года со справкой о демобилизации из РККФ и прочими удостоверительными советскими документами, приобретенными за массивное обручальное кольцо червонного

автора Ключник Роман

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Репрессии в СССР в 1935-1938 гг.

Из книги Кто репрессировал в 30-х: Братья Берманы? Сталин? Или... автора Ключник Роман

ЧАСТЬ ШЕСТАЯ. 1938 год в Германии и в СССР.

Большая часть страны вошла в состав СССР, однако история украинского национального движения на этом не закончилась и даже получила новый импульс. Большевики, чье положение в первые годы советской власти было крайне неустойчивым, всеми силами старались заслужить лояльность населения, действуя не только кнутом, но и пряником. В частности, на окраинах бывшей империи новая власть укрепляла свои позиции, заигрывая с местными националистами. Ярче всего эта политика проявилась на Украине, где большевики развернули целую госпрограмму по украинизации всего и вся. Кто и как строил новую нацию в советской Украине - в материале «Ленты.ру».

В борьбе с шовинизмом

«Решительная борьба с пережитками великорусского шовинизма является первоочередной задачей нашей партии», - объявил в 1923 году Иосиф Сталин. Отец народов в своей логике был совершенно прав.

Победа в Гражданской войне лишь частично упрочила власть большевиков. Организованное сопротивление они сломили, однако некоторое недовольство в определенных слоях интеллигенции, рабочих и крестьян сохранялось. В марте 1923 года Ленин перенес уже третий инсульт, отошел от политической деятельности, и все понимали, что дни его сочтены. Вопрос сохранения власти после смерти вождя витал в воздухе.

Ко всему прочему, в руководстве союзных республик, на той же Украине, плотно обосновались местные националисты. Они хоть и признавали советскую власть, однако память о том, как «буржуазные националисты» в свое время были самостийными правителями, не давала покоя националистам пролетарским. Как они поведут себя, если центральная власть ослабнет или не сможет оперативно решить возникающие тут и там проблемы?

Ради умиротворения местных правителей и стабилизации власти на местах большевики в апреле 1923 года на XII съезде ВКП(б) провозгласили политику коренизации, направленную на замещение русского языка и культуры в союзных республиках языками и культурой представителей национальных меньшинств. Подавалось это под лозунгом борьбы с тем самым великорусским шовинизмом, который ассоциировался с имперским прошлым России.

Главными обличителями великорусского шовинизма и сторонниками украинизации выступили (Радомысльский), Николай Скрипник (Скрыпник), (до революции жил под именем Мойша Долголевский) и Иосиф Сталин (Джугашвили). Участники съезда вполне осознанно и настойчиво поддерживали украинскую культуру в противовес культуре русской.

Вот что, например, говорил Зиновьев: «Я не могу согласиться с теми товарищами, которые говорили на Украинской конференции: на Украине борются две культуры; которая победит - нам все равно. Так, товарищи, рассуждать нельзя. Школа товарища Ленина учит нас в национальном вопросе тому, что мы должны активно помогать тем нациям, которые до сих пор были угнетенными и загнанными».

Аналогичного мнения придерживались и другие выступающие. Неудивительно, что коренизацию на XII съезде партии приняли в качестве официального курса в национальном вопросе.

Большевики, объявляя борьбу великорусскому, великодержавному, великороссийскому шовинизму, говорили по сути об одном и том же. Вопрос в том, что именно они подразумевали под великорусским шовинизмом. Идеологию, направленную на пропаганду национального превосходства, смешали с правом русских Украины учиться, читать газеты и смотреть спектакли на русском языке. В процессе принудительной украинизации большевики забрали у людей естественное право использовать родной язык.

Позитивная дискриминация

Сразу же после провозглашения коренизации на Украине начинается ее региональный вариант - украинизация. Постановление Центрального исполнительного комитета () и Совета народных комиссаров (СНК) УССР «О мерах по обеспечению равноправия языков и о помощи в развитии украинского языка» действительно декларировало равенство языков в Советской Украине. На бумаге.

Но равенство гарантировалось лишь в том случае, если в рамках определенной административно-территориальной единицы национальное «меньшинство» составляло более 50 процентов жителей. Естественно, такие случаи были скорее исключением, чем правилом. Так что равенства не получалось.

И это обстоятельство не устраивало руководство Советской Украины. Эммануил Квиринг, первый секретарь ЦК украинской компартии, говорил: «Мы не можем ограничиться признанием формального равенства наций, поскольку оно приведет к фактическому неравенству. Теперь украинский язык и культуру надо поставить в привилегированное положение».

Чиновникам, которые не владели украинским языком, предписывалось в течение года выучить его, в противном случае их ждало увольнение. Для тех же, кто только собирался поступить на государственную службу, владение украинским стало обязательным условием, при том что количество образованных людей, которые справлялись бы с обязанностями госслужащих и владели украинским языком, было явно недостаточным.

Важную роль в успехе украинизации сыграли украинские СМИ. Если в начале процесса прессы на украинском практически не было, к 1933 году 373 из 426 периодических изданий УССР издавались на украинском языке. Их общий тираж превышал 3,6 миллиона экземпляров, что составляло 89 процентов от общего количества печатных СМИ.

Отдельного внимания заслуживает книгоиздание. В начале 1920-х годов на Украине книги на русском и украинских языках издавались примерно одинаковыми тиражами - по полмиллиона штук. Однако чем дальше, тем больше это соотношение менялось. Количество русских книг в 1925 году достигло максимума в два миллиона экземпляров, однако позже сократилось до приблизительно одного миллиона.

Тираж же книг на украинском языке неуклонно рос: перед Великой Отечественной войной он составлял уже 6,5 миллиона. Похожая картина сохранялась до самого краха СССР, когда рынок, а не партийные указы продемонстрировал, что жителям Украины интереснее читать на русском, а не на украинском языке.

Успех украинизации во многом кроется в том, что к началу революции население Украины в большинстве своем состояло из малограмотных крестьян, лишенных четкой национальной самоидентификации. Но в начале 1920-х годов одновременно произошло три важнейших события. Крестьяне массово отправились в города, чтобы стать рабочими. Большевики объявили ликбез, чтобы обучить вчерашних крестьян работе на заводах. А затем началась коренизация.

Приезжая в города, они воспринимали ту культуру и тот язык, которые им предлагали и которые позволяли им самореализоваться. Если к началу украинизации две трети населения Украины были неграмотными, то к 1934 году их осталось не более восьми процентов. Школьное образование почти полностью было на украинском языке. Украинская и вовсе не использовала русский язык.

Большая заслуга в деле украинизации принадлежит , тогдашнему генсеку украинской компартии. Сталин хвалил его: «Ни один из прежних секретарей на Украине не прибегал к столь сильному нажиму при проведении украинизации».

Господствующая нация среди братских народов

Одновременно с народом украинизировался и партийный аппарат. И даже шел впереди, как того требовал долг всякого коммуниста. Ведь именно партийное руководство разрабатывало и применяло на практике конкретные положения коренизации. В 1920 году украинцы составляли 20 процентов украинской компартии. Однако уже в 1933-м этот показатель вырос втрое.

Количество русских закономерно уменьшилось. Их положение вообще ухудшилось, поскольку для поступления на государственную службу необходимо было знать украинский язык. Тех же, кто не смог выучить украинский или не использовал его на рабочем месте, неважно по каким причинам, ждало увольнение.

Украинцы внезапно, но вполне явственно стали титульной и даже господствующей нацией. И представители других народов, в том числе и русские, предпочитали украинизироваться. Вот как описывал эту ситуацию нарком просвещения УССР Владимир Затонский: «Некоторые люди теперь называют себя украинцами, поскольку статус господствующей нации является во всех отношениях выгодным».

Украинизация проводилась настолько быстро, что руководство УССР испытывало дефицит местных украинских квалифицированных кадров. Для решения этой проблемы советская власть пригласила из эмиграции украинских политических и общественных деятелей, включая откровенных националистов. Общее число возвращенцев составило до 50 тысяч человек.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СССР

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ

ПОЛОЖЕНИЯ О ПЕРЕВОДНОМ И ПРОСТОМ ВЕКСЕЛЕ

Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров СССР постановляют:

1. Ввиду присоединения Союза ССР к Международной конвенции о векселях, ввести в действие с 25 февраля 1937 года прилагаемое Положение о переводном и простом векселе.

2. Предложить центральным исполнительным комитетам союзных республик отменить ранее изданные положения о векселях.

Председатель ЦИК СССР

М.КАЛИНИН

Председатель СНК СССР

В.МОЛОТОВ

Секретарь ЦИК СССР

Приложение

к Постановлению ЦИК и СНК СССР

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПЕРЕВОДНОМ И ПРОСТОМ ВЕКСЕЛЕ

Раздел I. О ПЕРЕВОДНОМ ВЕКСЕЛЕ

Глава I. О СОСТАВЛЕНИИ И О ФОРМЕ ПЕРЕВОДНОГО ВЕКСЕЛЯ

1. Переводный вексель должен содержать:

1) наименование "вексель", включенное в самый текст документа и выраженное на том языке, на котором этот документ составлен;

2) простое и ничем не обусловленное предложение уплатить определенную сумму;

3) наименование того, кто должен платить (плательщика);

4) указание срока платежа;

5) указание места, в котором должен быть совершен платеж;

6) наименование того, кому или приказу кого платеж должен быть совершен;

7) указание даты и места составления векселя;

8) подпись того, кто выдает вексель (векселедателя).

2. Документ, в котором отсутствует какое-либо из обозначений, указанных в предшествующей статье, не имеет силы переводного векселя, за исключением случаев, определенных в следующих ниже абзацах:

Переводный вексель, срок платежа по которому не указан, рассматривается как подлежащий оплате по предъявлении.

При отсутствии особого указания, место, обозначенное рядом с наименованием плательщика, считается местом платежа, и, вместе с тем, местом жительства плательщика.

Переводный вексель, в котором не указано место его составления, признается подписанным в месте, обозначенном рядом с наименованием векселедателя.

3. Переводный вексель может быть выдан приказу самого векселедателя.

Он может быть выдан на самого векселедателя.

Он может быть выдан за счет третьего лица.

4. Переводный вексель может подлежать оплате в месте жительства третьего лица, или в том же месте, где находится место жительства плательщика, или в каком-либо другом месте.

5. В переводном векселе, который подлежит оплате сроком по предъявлении или во столько-то времени от предъявления, векселедатель может обусловить, что на вексельную сумму будут начисляться проценты. Во всяком другом переводном векселе такое условие считается ненаписанным.

Процентная ставка должна быть указана в векселе; при отсутствии такого указания условие считается ненаписанным.

Проценты начисляются со дня составления переводного векселя, если не указана другая дата.

6. Если сумма переводного векселя обозначена и прописью и цифрами, то в случае разногласия между этими обозначениями вексель имеет силу на сумму, обозначенную прописью.

Если в переводном векселе сумма обозначена несколько раз, либо прописью, либо цифрами, то в случае разногласия между этими обозначениями вексель имеет силу лишь на меньшую сумму.

7. Если на переводном векселе имеются подписи лиц, неспособных обязываться по переводному векселю, подписи подложные или подписи вымышленных лиц, или же подписи, которые по всякому иному основанию не могут обязывать тех лиц, которые их поставили, или от имени которых он подписан, то подписи других лиц все же не теряют силы.

8. Каждый, кто подписал переводный вексель в качестве представителя лица, от имени которого он не был уполномочен действовать, сам обязан по векселю и, если он уплатил, имеет те же права, которые имел бы тот, кто был указан в качестве представляемого. В таком же положении находится представитель, который превысил свои полномочия.

9. Векселедатель отвечает за акцепт и за платеж.

Он может сложить с себя ответственность за акцепт; всякое условие, по которому он слагает с себя ответственность за платеж, считается ненаписанным.

10. Если переводный вексель, не заполненный к моменту выдачи, был заполнен в противоречии с состоявшимися соглашениями, то несоблюдение этих соглашений не может быть противопоставлено векселедержателю, если только он не приобрел переводный вексель недобросовестно или же, приобретая его, не совершил грубой неосторожности.

Глава II. ОБ ИНДОССАМЕНТЕ

11. Всякий переводный вексель, даже выданный без прямой оговорки о приказе, может быть передан посредством индоссамента.

Если векселедатель поместил в переводном векселе слова "не приказу" или какое-либо равнозначащее выражение, то документ может быть передан лишь с соблюдением формы и с последствиями обыкновенной цессии.

Индоссамент может быть совершен даже в пользу плательщика, независимо от того, акцептовал ли он вексель или нет, либо в пользу векселедателя, либо в пользу всякого другого обязанного по векселю лица. Эти лица могут в свою очередь индоссировать вексель.

12. Индоссамент должен быть простым и ничем не обусловленным. Всякое ограничивающее его условие считается ненаписанным.

Частичный индоссамент недействителен.

Индоссамент на предъявителя имеет силу бланкового индоссамента.

13. Индоссамент должен быть написан на переводном векселе или на присоединенном к нему листе (добавочный лист). Он должен быть подписан индоссантом.

Индоссамент может не содержать указания лица, в пользу которого он сделан, или он может состоять из одной подписи индоссанта (бланковый индоссамент). В этом последнем случае индоссамент, для того чтобы иметь силу, должен быть написан на обороте переводного векселя или на добавочном листе.

14. Индоссамент переносит все права, вытекающие из переводного векселя. Если индоссамент бланковый, то векселедержатель может:

1) заполнить бланк или своим именем, или именем какого-либо другого лица;

2) индоссировать, в свою очередь, вексель посредством бланка или на имя какого-либо другого лица;

3) передать вексель третьему лицу, не заполняя бланка и не совершая индоссамента.

15. Индоссант, поскольку не оговорено обратное, отвечает за акцепт и за платеж.

Он может воспретить новый индоссамент; в таком случае он не несет ответственности перед теми лицами, в пользу которых вексель был после этого индоссирован.

16. Лицо, у которого находится переводный вексель, рассматривается как законный векселедержатель, если оно основывает свое право на непрерывном ряде индоссаментов, даже если последний индоссамент является бланковым. Зачеркнутые индоссаменты считаются при этом ненаписанными. Когда за бланковым индоссаментом следует другой индоссамент, то лицо, подписавшее последний, считается приобретшим вексель по бланковому индоссаменту.

Если кто-либо лишился владения векселем в силу какого бы то ни было события, то лицо, у которого вексель находится и которое обосновывает свое право порядком, указанным в предыдущем абзаце, обязано отдать вексель лишь в том случае, если оно приобрело его недобросовестно или же, приобретая его, совершило грубую неосторожность.

17. Лица, к которым предъявлен иск по переводному векселю, не могут противопоставить векселедержателю возражения, основанные на их личных отношениях к векселедателю или к предшествующим векселедержателям, если только векселедержатель, приобретая вексель, не действовал сознательно в ущерб должнику.

18. Если индоссамент содержит оговорку "валюта к получению", "на инкассо", "как доверенному" или всякую иную оговорку, имеющую в виду простое поручение, векселедержатель может осуществлять все права, вытекающие из переводного векселя, но индоссировать его он может только в порядке препоручения.

Обязанные лица могут, в таком случае, заявлять против векселедержателя только такие возражения, которые могли бы быть противопоставлены индоссанту.

Поручение, которое содержится в препоручительном индоссаменте, не прекращается вследствие смерти препоручителя или наступления его недееспособности.

19. Если индоссамент содержит оговорку "валюта в обеспечение", "валюта в залог" или всякую иную оговорку, имеющую в виду залог, векселедержатель может осуществлять все права, вытекающие из переводного векселя, но поставленный им индоссамент имеет силу лишь в качестве препоручительного индоссамента.

Обязанные лица не могут заявлять против векселедержателя возражений, основанных на их личных отношениях к индоссанту, если только векселедержатель, получая вексель, не действовал сознательно в ущерб должнику.

20. Индоссамент, совершенный после срока платежа, имеет те же последствия, что и предшествующий индоссамент. Однако индоссамент, совершенный после протеста в неплатеже или после истечения срока, установленного для совершения протеста, имеет последствия лишь обыкновенной цессии.

Поскольку обратное не будет доказано, недатированный индоссамент считается совершенным до истечения срока, установленного для совершения протеста.

Глава III. ОБ АКЦЕПТЕ

21. Переводный вексель может до наступления срока платежа быть предъявлен векселедержателем или даже просто лицом, у которого вексель находится, для акцепта плательщику в месте его жительства.

22. Во всяком переводном векселе векселедатель может обусловить, что вексель должен быть предъявлен к акцепту, с назначением или без назначения срока.

Он может воспретить в векселе предъявление его к акцепту, если только дело не идет о переводном векселе, который подлежит оплате у третьего лица, или о векселе, который подлежит оплате в ином месте, чем место жительства плательщика, или о векселе, который подлежит оплате через определенный срок по предъявлении.

Он может также обусловить, что предъявление к акцепту не может иметь место ранее назначенного срока.

Каждый индоссант может обусловить, что вексель должен быть предъявлен к акцепту, с назначением срока или без его назначения, если только вексель не объявлен векселедателем не подлежащим акцепту.

23. Переводные векселя, подлежащие оплате в определенный срок от предъявления, должны быть предъявлены к акцепту в течение одного года со дня их выдачи.

Векселедатель может сократить этот последний срок или обусловить срок более продолжительный.

Эти сроки могут быть сокращены индоссантами.

24. Плательщик может потребовать, чтобы вексель был вторично ему предъявлен на следующий день после первого предъявления.

Заинтересованные лица могут ссылаться на то, что это требование не было выполнено, только в том случае, если об этом требовании было упомянуто в протесте.

Векселедержатель не обязан передавать плательщику вексель, предъявленный к акцепту.

25. Акцепт отмечается на переводном векселе. Он выражается словом "акцептован" или всяким другим равнозначащим словом; он подписывается плательщиком. Простая подпись плательщика, сделанная на лицевой стороне векселя, имеет силу акцепта.

Если вексель подлежит оплате в определенный срок от предъявления или если он должен быть предъявлен к акцепту (в определенный срок) в силу особого условия, то акцепт должен быть датирован днем, в который он был дан, если только векселедержатель не потребует, чтобы он был датирован днем предъявления. В случае отсутствия даты, векселедержатель, чтобы сохранить свои права против индоссантов и против векселедателя, должен удостоверить это упущение своевременным совершением протеста.

26. Акцепт должен быть простым и ничем не обусловленным; однако плательщик может ограничить его частью суммы.

Всякое иное изменение, произведенное акцептом в содержании переводного векселя, равносильно отказу в акцепте. Однако акцептант отвечает согласно содержанию своего акцепта.

27. Если векселедатель указал в переводном векселе место платежа иное, чем место жительства плательщика, не указав при этом третьего лица, у которого платеж должен быть совершен, то плательщик может указать такое лицо при акцепте. При отсутствии такого указания предполагается, что акцептант обязался произвести платеж сам в месте платежа.

Если вексель подлежит оплате в месте жительства плательщика, последний может указать в акцепте какой-либо адрес в том же месте, в котором должен быть произведен платеж.

28. Плательщик посредством акцепта принимает на себя обязательство оплатить переводный вексель в срок.

В случае неплатежа векселедержатель, даже если он является векселедателем, имеет против акцептанта прямой иск, основанный на переводном векселе, в отношении всего того, о чем может быть предъявлено требование согласно статьям 48 и 49.

29. Если плательщик, который поставил на переводном векселе надпись о своем акцепте, зачеркнул таковую до возвращения векселя, то считается, что в акцепте было отказано. Поскольку иное не будет доказано, считается, что зачеркивание было сделано до возвращения документа.

Однако если плательщик письменно сообщил о своем акцепте векселедержателю или кому-либо из подписавшихся, то он является обязанным перед ними согласно условиям своего акцепта.

Глава IV. ОБ АВАЛЕ (ВЕКСЕЛЬНОЕ ПОРУЧИТЕЛЬСТВО)

30. Платеж по переводному векселю может быть обеспечен полностью или в части вексельной суммы посредством аваля.

31. Аваль дается на переводном векселе или на добавочном листе; он может быть дан и на отдельном листе, с указанием места его выдачи.

Для аваля достаточно одной лишь подписи, поставленной авалистом на лицевой стороне переводного векселя, если только эта подпись не поставлена плательщиком или векселедателем.

В авале должно быть указано, за чей счет он дан. При отсутствии такого указания он считается данным за векселедателя.

32. Авалист отвечает так же, как и тот, за кого он дал аваль.

Его обязательство действительно даже в том случае, если то обязательство, которое он гарантировал, окажется недействительным по какому бы то ни было основанию, иному, чем дефект формы.

Оплачивая переводный вексель, авалист приобретает права, вытекающие из переводного векселя, против того, за кого он дал гарантию, и против тех, которые в силу переводного векселя обязаны перед этим последним.

Глава V. О СРОКЕ ПЛАТЕЖА

33. Переводный вексель может быть выдан сроком:

по предъявлении;

во столько-то времени от предъявления;

во столько-то времени от составления;

на определенный день.

Переводные векселя, содержащие либо иное назначение срока, либо последовательные сроки платежа, недействительны.

34. Переводный вексель сроком по предъявлении оплачивается при его предъявлении. Он должен быть предъявлен к платежу в течение одного года со дня его составления. Векселедатель может сократить этот срок или обусловить срок более продолжительный. Эти сроки могут быть сокращены индоссантами.

Векселедатель может установить, что переводный вексель сроком по предъявлении не может быть предъявлен к платежу ранее определенного срока. В таком случае срок для предъявления течет с этого срока.

35. Срок платежа по переводному векселю, составленному во столько-то времени от предъявления, определяется либо датой акцепта, либо датой протеста.

При отсутствии протеста недатированный акцепт считается в отношении акцептанта сделанным в последний день срока, предусмотренного для предъявления к акцепту.

36. Срок платежа по переводному векселю, выданному сроком на один или на несколько месяцев от составления или от предъявления, наступает в соответствующий день того месяца, в котором платеж должен быть произведен. При отсутствии в данном месяце соответствующего дня срок платежа наступает в последний день этого месяца.

Если переводный вексель выдан сроком в полтора месяца или в несколько месяцев с половиной от составления или от предъявления, то подлежит сначала отсчитывать целые месяцы.

Если срок платежа назначен на начало, середину (середина января, середина февраля и т.п.) или на конец месяца, то под этими выражениями понимаются первое, пятнадцатое или последнее число месяца.

Выражение "восемь дней" или "пятнадцать дней" означает не одну или две недели, а сроки в полные восемь или пятнадцать дней.

Выражение "полмесяца" означает срок в пятнадцать дней.

37. Если переводный вексель подлежит оплате в определенный день в каком-либо месте, где принят календарь иной, чем в месте выдачи, то срок платежа считается назначенным по календарю места платежа.

Если в месте выдачи и в месте платежа по переводному векселю, выставленному сроком во столько-то времени от составления, действуют различные календари, то устанавливается соответствующая дню выдачи дата по календарю места платежа, и в зависимости от этого определяется срок платежа.

Сроки на предъявление переводных векселей исчисляются соответственно правилам предшествующего абзаца.

Эти правила неприменимы, если какая-либо оговорка, сделанная в переводном векселе, или даже просто содержание документа указывают на намерение принять иные правила.

Глава VI. О ПЛАТЕЖЕ

38. Держатель переводного векселя сроком на определенный день или во столько-то времени от составления или от предъявления должен предъявить переводный вексель к платежу либо в день, когда он должен быть оплачен, либо в один из двух следующих рабочих дней.

39. Плательщик может при оплате переводного векселя потребовать, чтобы он был вручен ему векселедержателем с распиской в получении платежа.

Векселедержатель не может отказаться от принятия частичного платежа.

В случае частичного платежа плательщик может потребовать отметки о таком платеже на векселе и выдачи ему в этом расписки.

40. Векселедержатель не может быть принужден принять платеж по переводному векселю до наступления срока.

Плательщик, который платит до наступления срока, делает это за свой страх и риск.

Тот, кто уплатит в срок, свободен от обязательства, если только с его стороны не было обмана или грубой неосторожности. Он обязан проверять правильность последовательного ряда индоссаментов, но не подписи индоссантов.

41. Если переводный вексель выписан в валюте, не имеющей хождения в месте платежа, то сумма его может быть уплачена в местной валюте по курсу на день наступления срока платежа. Если должник просрочил платеж, то векселедержатель может по своему усмотрению потребовать, чтобы сумма переводного векселя была выплачена в местной валюте по курсу либо на день наступления срока платежа, либо на день платежа.

Указанные выше правила не применяются в случае, когда векселедатель обусловил, что платеж должен быть совершен в определенной, указанной в векселе, валюте (оговорка эффективного платежа в какой-либо иностранной валюте).

42. В случае непредъявления переводного векселя к платежу в срок, указанный в статье 38, каждый должник имеет право внести сумму векселя в депозит компетентному органу власти за счет, риск и страх векселедержателя.

Глава VII. ИСК В СЛУЧАЕ НЕАКЦЕПТА ИЛИ НЕПЛАТЕЖА

43. Векселедержатель может обратить свой иск против индоссантов, векселедателя и других обязанных лиц:

При наступлении срока платежа:

если платеж не был совершен.

Даже раньше наступления срока платежа:

1) если имел место полный или частичный отказ в акцепте;

2) в случае несостоятельности плательщика, независимо от того, акцептовал ли он вексель или нет, в случае прекращения им платежей, даже если это обстоятельство не было установлено судом, или в случае безрезультатного обращения взыскания на его имущество;

3) в случае несостоятельности векселедателя по векселю, не подлежащему акцепту.

44. Отказ в акцепте или в платеже должен быть удостоверен актом, составленным в публичном порядке (протест в неакцепте или в неплатеже).

Протест в неакцепте должен быть совершен в сроки, установленные для предъявления к акцепту. Если в случае, предусмотренном в первом абзаце статьи 24, первое предъявление имело место в последний день срока, то протест еще может быть совершен на следующий день.

Протест в неплатеже переводного векселя сроком на определенный день или во столько-то времени от составления или предъявления должен быть совершен в один из двух рабочих дней, которые следуют за днем, в который переводный вексель подлежит оплате. Если дело идет о векселе сроком по предъявлении, протест должен быть совершен в порядке, указанном в предыдущем абзаце для совершения протеста в случае неакцепта.

Протест в неакцепте освобождает от предъявления к платежу и от протеста в неплатеже.

В случае прекращения платежей плательщиком, независимо от того, акцептовал ли он вексель или нет, или в случае безрезультатного обращения взыскания на имущество плательщика, векселедержатель может осуществлять принадлежащие ему права лишь после предъявления векселя плательщику для оплаты и после совершения протеста.

В случае объявления несостоятельным плательщика, независимо от того, акцептовал ли он вексель или нет, а также в случае объявления несостоятельным векселедателя по векселю, не подлежащему акцепту, для осуществления векселедержателем принадлежащих ему прав достаточно предъявления судебного определения об объявлении несостоятельности.

45. Векселедержатель должен известить своего индоссанта и векселедателя о неакцепте или о неплатеже в течение четырех рабочих дней, следующих за днем протеста, или, в случае оговорки "оборот без издержек", за днем предъявления. Каждый индоссант должен в течение двух рабочих дней, которые следуют за днем получения им извещения, сообщить своему индоссанту полученное им извещение, с указанием наименований и адресов тех, кто послал предшествующие извещения и так далее, восходя до векселедателя.

Указанные выше сроки текут с момента получения предшествующего извещения.

Если в согласии с предшествующим абзацем будет послано извещение кому-либо поставившему свою подпись на переводном векселе, то такое же извещение должно быть послано в тот же срок тому, кто дал за него аваль.

В случае, если кто-либо из индоссантов не указал своего адреса или указал его неразборчивым образом, то достаточно, чтобы извещение было послано тому индоссанту, который ему предшествует.

Тот, кто должен послать извещение, может сделать это в какой угодно форме, даже путем простого возвращения переводного векселя.

Он должен доказать, что он послал извещение в установленный срок. Будет считаться, что срок соблюден, если письмо, содержащее извещение, отправлено по почте в указанный срок.

Тот, кто не пошлет извещения в указанный выше срок, не теряет своего права; он несет ответственность за ущерб, могущий произойти от его небрежности, с тем, однако, что размер возмещаемых убытков не может превысить суммы переводного векселя.

46. Векселедатель, индоссант или авалист могут посредством включенной в документ и подписанной оговорки "оборот без издержек", "без протеста" или всякой иной равнозначащей оговорки освободить векселедержателя от совершения, для осуществления его прав регресса, протеста в неакцепте или в неплатеже.

Эта оговорка не освобождает векселедержателя ни от предъявления переводного векселя в установленные сроки, ни от посылки извещения. Доказательство несоблюдения сроков лежит на том, кто ссылается на это обстоятельство в споре с векселедержателем.

Если оговорка включена векселедателем, то она имеет силу в отношении всех лиц, подписавших вексель; если она включена индоссантом или авалистом, то она имеет силу лишь в отношении его самого. Если, несмотря на включенную векселедателем оговорку, векселедержатель совершает протест, то издержки по протесту лежат на нем. Если оговорка исходит от индоссанта или от авалиста, то издержки по протесту, если таковой был совершен, могут быть истребованы от всех лиц, поставивших свои подписи.

47. Все выдавшие, акцептовавшие, индоссировавшие переводный вексель или поставившие на нем аваль являются солидарно обязанными перед векселедержателем.

Векселедержатель имеет право предъявления иска ко всем этим лицам, к каждому в отдельности и ко всем вместе, не будучи принужден соблюдать при этом последовательность, в которой они обязались.

Такое же право принадлежит каждому, подписавшему переводный вексель, после того, как он его оплатил.

Иск, предъявленный к одному из обязанных, не препятствует предъявлению исков к другим, даже если они обязались после первоначального ответчика.

48. Векселедержатель может требовать от того, к кому он предъявляет иск:

1) сумму переводного векселя, не акцептованную или не оплаченную, с процентами, если они были обусловлены;

2) проценты, в размере шести, со дня срока платежа;

3) издержки по протесту, издержки по посылке извещения, а также другие издержки;

4) пеню, в размере трех процентов, со дня срока платежа.

Если иск предъявляется до наступления срока платежа, то из вексельной суммы удерживается учетный процент. Этот учетный процент исчисляется согласно официальной учетной ставке (банковской ставке), существующей в месте жительства векселедержателя на день предъявления иска.

49. Тот, кто оплатил переводный вексель, может требовать от ответственных перед ним лиц:

1) всю уплаченную им сумму;

2) проценты на указанную сумму, исчисленные в размере шести, начиная с того дня, когда он произвел платеж;

3) понесенные им издержки.

50. Каждое обязанное лицо, к которому предъявили или могут предъявить иск, может потребовать вручения ему, против оплаты, переводного векселя с протестом и с распиской в платеже.

Каждый индоссант, оплативший переводный вексель, может зачеркнуть индоссамент свой и следующих за ним индоссантов.

51. В случае осуществления регресса после частичного акцепта, тот, кто уплачивает сумму, на которую вексель не был акцептован, может потребовать отметки этого платежа на векселе и выдачи ему в том расписки. Векселедержатель обязан, сверх того, передать ему засвидетельствованную копию с векселя и акт протеста для того, чтобы он мог осуществить последующий регресс.

52. Каждое лицо, имеющее право предъявить иск, может, поскольку не оговорено иное, получить платеж посредством нового векселя (обратной тратты), выданного сроком по предъявлении на одного из ответственных перед ним лиц, с платежом по месту жительства этого лица.

Обратная тратта включает кроме сумм, указанных в статьях 48 и 49, также и куртаж и все установленные сборы по обратной тратте.

Если обратная тратта выдана векселедержателем, то сумма ее устанавливается по курсу для переводных векселей сроком по предъявлении, выданных на место жительства ответственного лица, в месте платежа по первоначальному векселю. Если обратная тратта выдана индоссантом, то сумма ее устанавливается по курсу для переводных векселей сроком по предъявлении, выданных на место жительства гарантирующего лица в месте жительства векселедателя по обратной тратте.

53. По истечении сроков, установленных:

для предъявления переводного векселя сроком по предъявлении или во столько-то времени от предъявления;

для совершения протеста в неакцепте или в неплатеже;

для предъявления к платежу в случае оговорки "оборот без издержек",

векселедержатель теряет свои права против индоссантов, против векселедателя и против других обязанных лиц, за исключением акцептанта.

В случае непредъявления к акцепту в срок, обусловленный векселедателем, векселедержатель лишается принадлежащих ему прав, возникающих как вследствие неплатежа, так и вследствие неакцепта, если только из содержания условия не вытекает, что векселедатель предполагал освободить себя только от ответственности за акцепт.

Если срок на предъявление обусловлен в индоссаменте, то ссылаться на него может только индоссант.

54. Если предъявлению переводного векселя или совершению протеста в установленные сроки мешает непреодолимое препятствие (законодательное распоряжение какого-либо государства или другой случай непреодолимой силы), то эти сроки удлиняются.

Векселедержатель обязан без задержки известить своего индоссанта о случае непреодолимой силы и сделать на переводном векселе или на добавочном листе отметку об этом извещении, указав его дату и поставив свою подпись; в остальном применяются правила статьи 45.

После прекращения действия непреодолимой силы векселедержатель должен без задержки предъявить вексель к акцепту или к платежу и, если будет нужно, совершить протест.

Если действие непреодолимой силы продолжается свыше тридцати дней после срока платежа, то для осуществления регресса не являются необходимыми ни предъявление векселя, ни совершение протеста.

Для переводных векселей сроком по предъявлении или во столько-то времени от предъявления тридцатидневный срок течет с того дня, в который векселедержатель известил своего индоссанта о непреодолимой силе; это извещение может последовать и до истечения срока для предъявления векселя; для переводных векселей сроком во столько-то времени от предъявления тридцатидневный срок увеличивается на срок от предъявления, указанный в переводном векселе.

Непреодолимой силой не считаются обстоятельства, касающиеся лично векселедержателя или того, кому он поручил предъявление векселя или совершение протеста.

Глава VIII. О ПОСРЕДНИЧЕСТВЕ

1. Общие положения

55. Векселедатель, индоссант или авалист могут указать какое-либо лицо для акцепта или платежа на случай надобности.

Переводный вексель может быть принят или оплачен на условиях, установленных ниже, лицом, действующим в качестве посредника за кого-либо из должников, обязанных в порядке регресса.

Посредником может быть третье лицо, даже плательщик, или какое-либо лицо, уже обязанное в силу переводного векселя, за исключением акцептанта.

Посредник должен в течение двух рабочих дней известить о своем посредничестве того, за кого он выступил. В случае несоблюдения этого срока, он отвечает в соответствующих случаях за ущерб, причиненный его небрежностью, с тем, однако, что убытки подлежат возмещению в размере не свыше вексельной суммы.

2. Акцепт в порядке посредничества

56. Акцепт в порядке посредничества может иметь место во всех тех случаях, когда у векселедержателя переводного векселя, подлежащего акцепту, возникает право на регресс до наступления срока платежа.

Если в переводном векселе, на случай надобности, было указано лицо для акцепта или для платежа в месте платежа, то векселедержатель может, до наступления срока платежа, осуществлять свое право регресса против того, кто сделал это указание, и против лиц, поставивших свои подписи после того, как это указание было сделано, но все это лишь при условии, что он предъявил переводный вексель указанному лицу и что в случае отказа последнего в акцепте этот отказ был удостоверен протестом.

В других случаях посредничества векселедержатель может отклонить акцепт в порядке посредничества. Однако если он допустит акцепт, он теряет право на регресс до наступления срока платежа против того, за счет которого акцепт был дан, и против тех лиц, которые поставили свои подписи после него.

57. Акцепт в порядке посредничества отмечается на переводном векселе; акцепт подписывается посредником. В нем указывается, за чей счет он совершается; при отсутствии такого указания акцепт считается сделанным за векселедателя.

58. Акцептант в порядке посредничества обязывается в отношении векселедержателя и в отношении индоссантов, сделавших надписи после того лица, за счет которого он выступил в качестве посредника, на одинаковых основаниях с этим лицом.

Несмотря на акцепт в порядке посредничества, то лицо, за счет которого он был сделан, а также лица, за него ответственные, могут требовать от векселедержателя против уплаты суммы, указанной в статье 48, вручения векселя, протеста и в соответствующем случае счета с распиской об уплате.

3. Платеж в порядке посредничества

59. Платеж в порядке посредничества может иметь место во всех случаях, когда либо при наступлении срока платежа, либо до наступления срока платежа у векселедержателя возникло право на регресс.

Платеж должен покрыть всю сумму, подлежащую уплате тем, за кого платеж производится.

Он должен быть произведен самое позднее на следующий день после последнего дня, предоставленного для совершения протеста в неплатеже.

60. Если переводный вексель был акцептован посредниками, имеющими место своего жительства в месте платежа, или в случае, если лица, имеющие там же место своего жительства, были указаны для платежа на случай надобности, то векселедержатель должен предъявить вексель всем этим лицам и в соответствующих случаях совершить протест в неплатеже самое позднее на следующий день после последнего дня, предоставленного для совершения протеста.

Образование СССР означало возникновение нового государства с соответствующим государственным механизмом. Поскольку Советский Союз объединял уже вполне сложившиеся республики, у него не было необходимости создавать всю систему государственных органов снизу доверху. Конституция СССР установила следующую систему высших органов власти союзных республик (Рис. 1):

Рис.1.

Самым важным по значению и первым по времени возникновения стал орган, выражающий верховенство трудящихся - съезд Советов Союза ССР (Рис. 2).

Рис.2.

В компетенцию Всесоюзного съезда Советов входили все без исключения вопросы, которые Конституцией были отнесены к ведению Союза. К исключительной компетенции съезда относились утверждение и изменение основных начал Конституции СССР. Съезды осуществляли свое право контроля над исполнительными органами, заслушивая отчетные доклады правительства.

В период между съездами Советов верховным органом власти СССР являлся Центральный Исполнительный Комитет Союза (Рис. 3).


Рис.3.

ЦИК Союза в отличие от республиканских центральных исполнительных комитетов был органом двухпалатным. Он состоял из Союзного Совета и Совета Национальностей . Но такая конструкция сложилась не сразу. Центральный Исполнительный Комитет первого созыва был однопалатным. Вопрос о реорганизации ЦИК, о превращении его в двухпалатный орган возник в партийных кругах. На ХII Съезде РКП(б). И.В.Сталин в докладе «О национальных моментах в партийном и государственном строительстве» выдвинул три важнейших мероприятия, которые должны быть проведены в целях разрешения насущных национальных вопросов. Одним из них он назвал создание такого органа государства, «который служил бы отражением нужд и потребностей всех без исключения республик и национальностей» . Таким органом должна была стать вторая палата в составе Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

Все эти и некоторые другие идеи нашли свое отражение в Конституции, преимущественно в главах 3 и 4. Последняя посвящена специально Центральному Исполнительному Комитету Союза.

Третьим важнейшим органом власти и управления, предусмотренным Конституцией Союза, выступал Президиум ЦИК Союза . Он имеет разнообразные функции, не только нормотворческие, но и технические. Конституция упоминает, прежде всего, о том, что Президиум ЦИК созывает сессии Центрального Исполнительного Комитета.

В период между сессиями ЦИК его Президиум является высшим органом власти Союза. Он образуется своеобразным путем: в состав Президиума ЦИК автоматически входят полностью президиумы палат. Общее число членов Президиума первоначально составляло 21 человек. Оно складывалось из трех семерок. В соответствии со ст. 25 Президиумы палат включали в себя по семь делегатов каждый. Третья семерка избиралась на совместном заседании палат. В законе об этом говорится не прямо, но вывод можно сделать из анализа ст. 25 и 26.

Президиум ЦИК Союза, подобно самому Центральному Исполнительному Комитету, являлся высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти Союза (ст. 29). То есть, как и сам Центральный Исполнительный Комитет. Кроме того, он выполнял функции конституционного надзора, поскольку ст. 30 возлагала на него наблюдение «за проведением в жизнь Конституции Союза». На Президиум ЦИК возлагалось и наблюдение за исполнением всех постановлений съезда Советов и ЦИК.

Президиум ЦИК имел право приостанавливать и отменять постановления СНК, чего на практике почти не было. Кроме того, он мог приостанавливать и отменять постановления отдельных наркоматов Союза, а также Центральных исполнительных комитетов и Совнаркомов союзных республик.

По Конституции Президиум ЦИК имел право приостанавливать даже постановления съездов Советов союзных республик (ст. 32). Правда, в этом случае требовалось последующее внесение соответствующих актов на рассмотрение и утверждение ЦИК Союза.

Президиум ЦИК имел право издавать декреты, постановления и распоряжения, рассматривать и утверждать проекты декретов и постановлений, вносимых СНК, отдельными ведомствами Союза, республиканскими ЦИК, их президиумами и другими органами власти.

Президиум ЦИК в своей работе опирался на широкий круг весьма разнородных учреждений и организаций. В его непосредственном подчинении находились, например, комиссии содействия госкредиту и сберегательному делу, помощи беспризорным, комиссии по земельному устройству трудящихся евреев, нового латинизированного алфавита, общества Красного Креста и др., общим числом свыше ста.

В дальнейшем Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза постепенно стал расширять поле своей деятельности. Он стал решать вопросы, входящие в компетенцию самого ЦИК и порой даже съезда Советов Союза. Это вытекало из того факта, что со временем съезды Советов стали собираться все реже, а затем и сессии ЦИК последовали примеру высшего органа власти. В свою очередь, такое обстоятельство вызывалось громоздкостью системы органов власти Союза, сложностью созыва съездов и сессий ЦИК. Ведь даже ЦИК насчитывал сотни своих членов. Президиум же ЦИК был органом компактным и оперативным, он мог решать все дела быстро и по существу.

Подобно РСФСР и всем другим союзным республикам правительством Союза Конституция определила Совет Народных Комиссаров (Рис. 4).


Рис.4.

Основной закон характеризует его как исполнительный и распорядительный орган ЦИК. Статья 37 Конституции Союза рассматривает его Совнарком как орган Центрального Исполнительного Комитета.

Для непосредственного руководства отдельными отраслями государственного управления создавалось 10 Народных комиссариатов СССР (Рис. 5). Общесоюзные Народные комиссариаты имели своих уполномоченных при союзных республиках.

Специальная глава в Конституции СССР посвящена Верховному суду Союза.


Рис.5.

Верховный суд Союза ССР учреждается по Конституции при Центральном Исполнительном Комитете Союза. В ст. 43 Конституции говорится о компетенции суда, причем на первом месте стоит такое право и обязанность, как дача верховным судам союзных республик руководящих разъяснений по вопросам общесоюзного законодательства. Характерно, однако, что имеется в виду не все законодательство СССР, а именно общесоюзное. То есть Верховный суд является хранителем единства союзного государства.

На Верховный суд возлагается и функция конституционного надзора. Он должен, в частности, давать заключения по требованию ЦИК Союза о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения Конституции.

Специфичной для Верховного суда Союза, как органа союзного государства, является функция разрешения судебных споров между союзными республиками.

Печально прославилась впоследствии роль Верховного суда при осуществлении им функций рассмотрения дел по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях по должности. Но это будет уже в 30-х годах.

Конституция предусматривает состав Верховного суда. Он отличается от состава Верховного суда России. В Союзе отсутствует Президиум Верховного суда, но предусмотрено пленарное заседание. В Верховном суде Союза имеются гражданско-судебная и уголовно-судебная коллегии, но, в отличие от республик, они не называются здесь кассационными, ибо не выполняли функций второй инстанции.

Верховный суд находится в особом положении с точки зрения процессуальной. Круг лиц, имеющих право возбуждать в нем производство, строго ограничен. Среди них нет граждан, а имеются лишь организации - ЦИК, его Президиум, прокурор Верховного суда и т.д. (ст. 47).

Конституция Союза не предусматривала должности Прокурора СССР, в отличие от республик, но вводилась должность Прокурора Верховного суда, имеющего в силу своего положения ограниченную компетенцию. Он назначался также Президиумом ЦИК Союза и имел своеобразные функции. Первая из них - дача заключений по всем вопросам, подлежащим разрешению Верховного суда СССР, - носила скорее контрольный характер. Вторая уже вполне соответствовала характеру прокурорской деятельности - поддержание обвинения на заседаниях Верховного суда - и, соответственно, касалась только уголовных дел. Наконец, в-третьих , при опротестовании решений заседаний Верховного суда он выступает также в специфически прокурорском качестве.

Прокуроры союзных республик не были подчинены Прокурору Верховного суда Союза. Системы республиканских прокурорских органов входили в состав наркоматов юстиции республик. Прокуроры республик были подчинены и подведомственны исключительно верховным органам своих республик.

    ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СССР - (ЦИК СССР) – высший орган государственной власти Союза ССР в период между съездами Советов Союза ССР (со времени образования СССР и до принятия Конституции СССР 1936 г.). Структура, полномочия и формы деятельности ЦИК СССР отражали особенности… … Советский юридический словарь

    Центральный Исполнительный Комитет СССР, (ЦИК CCCР) высший орган государственной власти СССР в 1922 1938 между Всесоюзными съездами Советов. Функционировал до 1938. По Конституции СССР 1924 состоял из двух палат: Союзного Совета и Совета… … Википедия

    - (аббревиатура ЦИК): Центральный Исполнительный Комитет СССР Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Малый Хурал Тувинской Народной Республики аналогиный орган в Тувинской Народной Республике Государственный Малый Хурал Монгольской… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Цик. Центральный исполнительный комитет 1) высший орган государственной власти СССР (в 1922 1936 гг.), а также союзных и автономных республик в составе СССР (1917 1938 гг.) между съездами Советов … Википедия

    - (ЦИК), 1) ЦИК СССР, высший орган государственной власти СССР в 1922 36 между Всесоюзными съездами Советов. Функционировал до 1938. По Конституции СССР 1924 2 палаты: Союзный Совет и Совет Национальностей. Избирал Президиум, председателей по… … Энциклопедический словарь

    - (ЦИК), 1) ЦИК СССР, высший орган государственной власти СССР в 1922 36 между Всесоюзными съездами советов. Функционировал до 1938. По Конституции СССР 1924 состоял из 2 палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. Избирал Президиум,… … Русская история

    - (ЦИК) 1) ЦИК СССР, высший орган государственной власти СССР в 1922 1936 гг. между всесоюзными съездами Советов. Функционировал до 1938 г. По Конституции СССР 1924 г. две палаты: Союзный Совет и Совет Национальностей. Избирал Президиум,… … Юридический словарь

    - (ЦИК) ..1) ЦИК СССР, высший орган государственной власти СССР в 1922 36 между Всесоюзными съездами Советов. Функционировал до 1938. По Конституции СССР 1924 2 палаты: Союзный Совет и Совет Национальностей. Избирал Президиум, председателей по… … Большой Энциклопедический словарь

    ЦИК 1) ЦИК СССР, высший орган государственной власти СССР в 1922 36 между Всесоюзными съездами Советов. Функционировал до 1938. По Конституции СССР 1924 2 палаты: Союзный Совет и Совет Национальностей. Избирал Президиум, председателей по числу… … Политология. Словарь.

    Центральный исполнительный комитет - (ЦИК), 1) ЦИК СССР высший орган государственной власти в 1922 36. Состоял из Союзного Совета и Совета Национальностей. 2) В СССР высший орган государственной власти союзных и автономных республик в 1917 38. … Иллюстрированный энциклопедический словарь



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама